8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Зависимость что это


Что такое зависимость?

Зависимость – это навязчивое желание употребления некоторых веществ (алкоголь, никотин, марихуана) или участия в определенной деятельности (секс, игры, шопинг). Самыми распространенными видами зависимости является алкоголизм, наркомания, курение сигарет, а также компьютерная и интернет-зависимость, пристрастие к еде, азартным играм и сексу.

В ловушку зависимости, как правило, попадают те, кто пытается убежать от реальности. После нескольких повторений пагубная привычка незаметно укореняется в жизни. Со временем частота действий и дозы увеличиваются. Появляется регулярность действий, особенно когда чувствуется стресс, скука, боль или одиночество. Зависимый человек начинает верить, что ничто не поможет справиться с переживаниями, кроме предмета зависимости.

Поскольку зависимость является уходом от реальности, то пристрастие начинается либо с приема психоактивных веществ, либо при определенных действиях, которые меняют психическое состояние.

Пять стадий зависимости:

1. Человек узнал способ, при котором он может изменить свое психическое состояние;

2. Он начинает использовать это в трудные моменты;

3. Это новое состояние становится неоспоримой частью его личности;

4. Эта новая часть личности начинает существенно влиять на жизнь человека;

5. Происходит разрушение психики и физиологических процессов в организме.

Зависимости бывают физическими и эмоциональными. Физическая зависимость происходит после употребления психоактивного вещества. К таким веществам, в том числе относятся никотин, алкоголь, каннабис, кофеин и некоторые лекарственные препараты.

Эмоциональная зависимость обусловлена азартным поведением, непреодолимостью влечения и импульсивной безусловностью выполнения. При удовлетворении этих потребностей чувствуется удовольствие и облегчение.

Однако большинство зависимостей не связано с физическим привыканием. Любая зависимость имеет мощную психологическую подпитку, и это объясняет, почему люди часто переключаются с одного препарата на другой, имеющий совершенно другой эффект, или даже на действие, которое не связано с употреблением психоактивных веществ. Главное в пристрастии не само вещество, а необходимость принятия мер при ощущении стресса. Поэтому при работе с любым видом зависимости необходимо начинать с изучения психологического аспекта.

Читайте также:

Алкогольная зависимость

Наркотическая зависимость

Никотиновая зависимость

psyhologytoday.ru

Интернет-зависимость — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2015; проверки требуют 64 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2015; проверки требуют 64 правки.

Интерне́т-зави́симость (или интернет-адди́кция) — навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети. Интернет-зависимость не является психическим расстройством по медицинским критериям (DSM-5 и МКБ-10), однако в МКБ-11(май 2019) включены зависимость от видео-игр и зависимость от азартных онлайн игр.

Расстройство было описано в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом[1][2][3].

Предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующее:

  • использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

В 1997—1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998—1999 годах вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). В России данный феномен изучается с 2000 года[4][5].

В 2009 году состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития»[6] с участием психиатров, психологов, социологов, по материалам которого издан первый в России сборник по интернет-зависимости. В него были включены и переводы полных текстов докладов основных зарубежных исследователей этой проблемы[7]

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Медики признают анормальную привязанность субъекта к времяпрепровождению за компьютером, выделяя при этом как достаточно характерные психические, так и физические симптомы.[8]

Зависимость (наркотическая) в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бо́льшим и бо́льшим дозам[9]. Также зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности.

Тем не менее отмечено и позитивное влияние Интернета на психическое здоровье. Американские исследователи обнаружили, что пользование Интернетом улучшает деятельность мозга у людей среднего и пожилого возраста благодаря стимуляции мозговых центров, ответственных за принятие решений и сложные рассуждения. Согласно результатам исследования, отчёт о котором был опубликован в American Journal of Geriatric Psychiatry, посещение Интернета вызывает активацию областей мозга, контролирующих память, язык, чтение и зрение. Кроме того, при поиске в Интернете активируются мозговые центры, ответственные за сложные рассуждения и принятие решений, благодаря необходимости решать, какую из предложенных ссылок выбрать для получения необходимых данных (при чтении книг подобной активации соответствующих областей мозга не происходит).[10]

Интернет-зависимые в разных странах мира[править | править код]

В 2009 году в США появилась первая лечебница, занимающаяся исцелением «интернет-зависимости»[11]. В Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии[12]. Китай в 2008 году заявил, что собирается стать пионером в мире по официальному признанию данной зависимости болезнью, и первым начал открывать клиники[13]. Однако в китайских заведениях используют строевую подготовку и электрошок; отмечают изуверские методы лечения, приводившие к смерти подростков-пациентов[14][15].

Классификация интернет-зависимости, её причин и симптомов[править | править код]

Основные 6 типов интернет-зависимостей по мнению психолога Дрепы М. И.[16] таковы:

  1. Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
  2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
  3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
  4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
  5. Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
  6. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом[17].

Для психологической диагностики интернет-зависимости используется ряд опросных методик:

  1. Тест интернет-зависимости К. Янг[18];
  2. Шкала интернет-зависимости С. Чена[19];
  3. Методика диагностики зависимости от онлайн-игр[20].

Возможно использование техник аутотренинга, таких как медитация, управление дыханием, а также применение блокирующих Интернет программ.[21]

В США одним из специалистов в области изучения интернет-зависимости является Кимберли Янг[en] — профессор психологии Питсбургского университета в Брэдфорде (США) (University of Pittsburgh at Bradford[en]), автор известной книги «Пойманные в Сеть» (англ. «Caught in the Net»), переведённой на многие языки. Она также является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью (англ. Center for On-Line Addiction). Центр, созданный в 1995 году, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом. Центр свободно распространяет информацию и методики по освобождению от интернет-зависимости.

  1. ↑ Robert I. Simon, Robert E. Hales «Forensic Psychiatry»
  2. ↑ The American Psychiatric Publishing Textbook of Forensic Psychiatry
  3. ↑ Just Click No
  4. Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции Архивная копия от 2 июня 2012 на Wayback Machine /2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. — С. 251—253.
  5. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал, 2004, т. 25, № 1, с. 90-100.
  6. ↑ Симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития»
  7. ↑ Тезисы дистантных зарубежных участников симпозиума «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития»
  8. ↑ Что такое компьютерная зависимость и в чем её причины? (неопр.).
  9. ↑ В. Д. Менделевич, «Психология зависимой личности», 2004
  10. ↑ Чтобы не стареть, надо влюбляться. А еще читать нашу газету и посылать в неё заметки // Московская областная психиатрическая газета. — Октябрь 2008. — № 6 (43). Архивировано 4 марта 2016 года.
  11. ↑ В США появилась первая клиника для лечения интернет-зависимости (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 4 января 2012. Архивировано 5 февраля 2013 года.
  12. ↑ Финских интернетчиков выгоняют из военкоматов
  13. ↑ Китай собирается официально признать интернет-зависимость болезнью
  14. ↑ Китайских детей лечат от интернет-зависимости строевой подготовкой и электрошоком
  15. ↑ Одержимые интернетом: Китайская история
  16. ↑ Дрепа, 2009, с. 191.
  17. ↑ Бегоян А. Н., Торосян А. Р. (2009) Киберсексуальная зависимость — семья в опасности// Научно-методический журнал «Евразия» # 1-2 (2-3), 2009, стр. 19-24, Ереван.
  18. К. Янг. Тест на интернет-зависимость (неопр.). Энциклопедия психодиагностики PsyLab.
  19. ↑ Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики / В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.С. Искандирова, А.А. Антоненко, Е.А. Смирнова, Н.С. Хомерики. — М.: МГМСУ, 2011. — 32 с.
  20. Кочетков Н.В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики (неопр.). Портал психологических изданий PsyJournals (2016).
  21. ↑ Укрощение цифровой обезьяны, 2014, с. 25—250.

ru.wikipedia.org

зависимость - это... Что такое зависимость?

Разновидность расстройства личности, когда человек настолько опирастся на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди. страдаюшие этим расстройством, испытывают глубокое чувство неадекватности и беспомощности. Они готовы на все. чтобы избежать одиночества, и нуждаются в постоянной поддержке окружающих. В крайних случаях они вообще не способны вынести физическую разлуку со своим партнером. Если связь прекращается, человск чувствует себя опустошенным и старается как можно быстрее установить новые взаимоотношения. Сохранение близких отношений становится для него таким важным делом, что он предпочитает терпеть унижения от партнера, лишь бы не оставаться в одиночестве. Люди, страдающие зависимостью, более уязвимы перед другими расстройствами, такими как фобии и депрессии. Предлагаются следующие возможные объяснения зависимости:

• С точки зрения психоанализа, при зависимости возникает фиксация на оральной стадии, детское неосознанное желание иметь надежную заботу и опеку.

• Бихевиористские объяснения вращаются вокруг идеи ошибочного опыта при научении, когда зависимое поведение неадекватно вознаграждалось, а независимое подвергалось наказанию.

• Когнитивные объяснения подчеркивают роль ошибочных схем мышления. Люди, страдающие зависимостью, считают себя неполноценными и нуждаются в другом человеке, который помогал бы им бороться с жизненными невзгодами. Таким образом, у них формируется ошибочное убеждение, что независимость подразумевает одиночество.

Из-за природы этого расстройства пациенты могут возлагать на терапевта ответственность за свое состояние и занимать очень пассивную позицию на сеансах терапии. В психодинамических переходах предпринимаются попытки высвооодить подавленные воспоминания, послужившие причиной расстройства. Особую роль в этой тсрапии играет почти неизбежный перепос (смещепие аффекта) на терапевта. В когнитивной и когнитивноповеденческой терапии психолог пытается изменить ошибочное убеждение пациента в своей неполноценности. Пациента обучают проявлять большую уверенность в себе. чтобы эффективнее выражать свои желания и потребности в отношенпях с партнсром.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

psychology.academic.ru

Аддикция — Википедия

Адди́кция (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но теперь больше применяется не к химическим, а к психологическим зависимостям[1], например, поведенческим, примерами которых могут служить: интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм, зависимость от порнографии и т. п.[2][3][4][5]

В медицинском смысле, аддиктивность — навязчивая потребность в повторении определённых действий, сопровождающаяся, в случае нарушения привычного для пациента графика, явно выраженными физиологическими и психологическими отклонениями[6], нетривиальным поведением и прочими нарушениями психики.

Десятилетия назад зависимость была фармакологическим термином, который подразумевал использование препарата (лекарства, легального или нелегального наркотика) в достаточном количестве, чтобы избежать неприятных эффектов отмены. Сопряжённое с состоянием такой зависимости аддиктивное поведение («наркотизм»[7]) расценивалось как девиантное и противопоставлялось аддикции как болезни[8]. В настоящее время произошло смещение точки зрения на сущность такого рода аддиктивных расстройств. «Наркотизм» стал рассматриваться наряду с иными поведенческими аддиктивными расстройствами как единый феномен, общего взгляда на психопатологическую сущность которого, однако, не существует.

Разными авторами аддикции относятся к обсессивно-компульсивным расстройствам[9], расстройствам продуктивного спектра[10], сопоставляются с сумеречным расстройством сознания[11] и т. д. Рядом авторов усматривается стойкая (до 60 %) коморбидность аддиктивных расстройств как между собой, так и с иными психическими расстройствами (аффективными, обсессивно-компульсивными и т. д.)[8].

Аддиктивные заболевания иногда относят к классу неинфекционных или социальных. В клинической и социальной наркологии и адиктологии последних десятилетий отмечены новые факторы риска, раннее и очень быстрое формирование состояний зависимости человека, терапевтической резистентности, безремисионного течения болезни.

В целом, аддикции условно можно разделить на «химические» (субстанциональные) — называемые также физической зависимостью и поведенческие зависимости (несубстанциональные, психологические)[12][13].

Поведенческая аддикция в психологии — состояние сознания человека, характеризующееся привязанностью к определенной деятельности, неспособность самостоятельно её прекратить.

Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путём изменения состояния своего сознания. Изучением этого явления занимаются аддиктология, клиническая психология и социология[14].

Есть приемлемые обществом формы аддикции[15]: духовные практики, медитации, влюблённость, творчество, трудоголизм, интернет-зависимость, шопоголизм, экстремальный спорт, переедание, а также социально опасные: токсикомания, наркозависимость, клептомания и другие. В отдельных случаях аддикции могут преднамеренно развиваться (например, изучаются факторы познавательной аддикции у интеллектуально одарённых подростков[16]).

При развитии информационного общества и росте традиционных информационно-зависимых заболеваний[17], появились новые аддикции - патологические зависимости от телевидения [18], от социальных сетей [19], интернет-зависимость; зависимость от компьютерных игр[20] и пр.

Данные исследований показывают, что существуют определённые биологические механизмы, отвечающие за аддикции. Однако эта область остаётся предметом споров. Как было озвучено в дискуссии "Социогенетизм или биогенетизм", биологическая природа врождённых качеств может влиять на принятие решений и поступки. Определённые факторы, относящиеся к генетике, ДНК, психическим расстройствам, могут скрыто присутствовать, чтобы затем в определённый момент активироваться[21].

С другой стороны, аддиктивное поведение может быть вызвано воздействием окружающей среды, которое приводит к изменению поведения (англ. Behavior modification) личности. Благоприятные отношения, злоупотребления, социальное взаимодействие, воздействие на организм отравляющих веществ — всё это может изменять поведение человека. Некоторые исследователи признают влияние как социальных, так и биологических факторов, которые совместно формируют модель поведения.

В биологический механизм аддикции могут быть включены некоторые участки мозга. Наиболее примечательным является механизм высвобождения дофамина в Nucleus accumbens, который запускается многими наркотическими веществами, что укрепляет зависимость[22]. Выделение дофамина является естественным процессом стимулирующего действия, свойственным, например, питанию или сексу. Наркотики действуют аналогично. В частности, некоторые наркотики увеличивают выработку и высвобождение дофамина в мозге в 5—10 раз, что позволяет людям, которые их употребляют, получать чувство удовольствия искусственным образом[23][24][25]. Так, амфетамин напрямую стимулирует выброс дофамина, воздействуя на механизм его транспортировки[26]. Другие наркотики, например, кокаин и психостимуляторы, блокируют естественные механизмы обратного захвата дофамина, увеличивая его концентрацию в синаптическом пространстве[27]. Морфий и никотин имитируют действие натуральных нейромедиаторов[27], а алкоголь блокирует действие антагонистов дофамина[28]. Начавшись в лимбической дофаминергической системе процесс затем модифицирует другие части мозга, например, вентральную область покрышки[29].

Механизмы, с помощью которых осуществляется этот процесс, включают в себя проникновение дополнительных AMPA-рецепторов в постсинаптическую мембрану дофаминергических нейронов. Исследования на мышах показывают, что воздействие кокаина в течение двух недель служит причиной долговременных изменений в вентральной области покрышки. Более того, эффект удовольствия от наркотика усиливает поведение, связанное с его получением и приёмом, пока это не формируется в привычку. Первоначально процесс проходит в вентральной части стриатума, главным образом в центре подкрепления (англ. Nucleus accumbens), но затем изменения развиваются в верхней части стриатума (dorsal striatum). Предположительно, связанные с аддикцией модификации нейронов идут по дорсально каскадной последовательности взаимных соединений между двумя вышеупомянутыми областями[30].

На предрасположенность к появлению наркотической зависимости оказывают влияние несколько факторов. Возможно, она связана с предфронтальной корой головного мозга, которая отвечает за суждения, решения рисковать, контроль импульсивности. Это объяснило бы, почему дети более предрасположены к наркомании. Отдельные исследования показывают, что дети в возрасте от 10 до 12 лет, те, которые проявляют наименьшее торможение в поведении, находятся в максимальной зоне риска для появления аддикции к наркотическим веществам[31].

Единственным доказано эффективным (по данным АА и специалистов) методом избавления от аддиктивного поведения или уменьшения аддиктивной зависимости является участие в группах взаимопомощи (англ. Addiction recovery groups), когда люди, подверженные той или иной зависимости, собираются вместе, для того чтобы делиться проблемами и поддерживать друг друга на пути избавления от навязчивых потребностей. Известным примером подобных групп являются сообщества «Анонимных Алкоголиков». Единственное условие для членства — это желание бросить пить. Члены «Анонимных Алкоголиков» не платят ни вступительных, ни членских взносов, они сами себя содержат на свои добровольные пожертвования. Главной целью проведения собраний групп является сохранение трезвого образа жизни (неупотребление алкоголя), а также помощь другим в решении этой проблемы. Общаясь на собраниях, участники делятся своим опытом, силой, рассказывают о том, кем были, что с ними произошло и как им живётся в настоящее время. Параллельно группам «Анонимных Алкоголиков» часто создаются группы для созависимых — то есть для родственников или близких людей, на чью жизнь привычка вовлечённого человека оказывает негативное влияние[32].

На основе опыта «Анонимных Алкоголиков» были созданы аналогичные группы взаимопомощи по другим зависимостям: Анонимные Наркоманы, Взрослые Дети Алкоголиков, Анонимные Курильщики, Анонимные Азартные Игроки и др. В целом, разные группы используют различные методы от совершенно нецерковных до выраженно религиозных. Существует предположение, что социальное взаимодействие увеличивает вероятность успеха в избавлении от зависимости в виду коллективной эффективности и вследствие того, что выделяемые в ходе встреч нейротрансмиттеры могут спровоцировать чувство удовлетворения естественным путём без необходимости принимать наркотики или алкоголь[33].

В основе деятельности многих групп взаимопомощи лежит программа «12 шагов» (англ. Twelve-step program). Первоначально предложенные «Анонимными Алкоголиками» как метод избавления от алкоголизма[34], двенадцать шагов были опубликованы в книге «Анонимные Алкоголики» в 1939 году[35]. В дальнейшем метод был адаптирован для других форм зависимостей. Американская психологическая ассоциация выделяет следующие шаги в данном методе[34]:

  • признание участника, что он не может контролировать собственные зависимости или компульсии;
  • анализ прошлых ошибок с помощью человека, уже прошедшего через это;
  • исправление этих ошибок;
  • обучение жизни без зависимости согласно новым правилам поведения;
  • помощь другим людям, страдающим от такой же зависимости или навязчивого поведения.

Наравне с подобными группами также существует спектр профилактических и терапевтических подходов для борьбы с аддикциями. Например, распространённой заместительной терапией наркомании, вызванной употреблением опиатов (героин и др.), является метадоновая заместительная терапия. Терапия метадоном прежде всего преследует цель социализации наркоманов, отучения их от внутривенного введения наркотиков. Терапия проводится строго под наблюдением лечащего врача и предполагает участие других необходимых специалистов. Как правило, метадон используют в виде жидкой субстанции, смешанной с сиропом, и принимается он перорально.

Другим наркотическим анальгетиком, применяемым для заместительной терапии, является бупренорфин, который, возможно, более безопасен, чем метадон[36]. Ограничивающим фактором для более широкого применения его в заместительной терапии является цена препарата (по некоторым оценкам он минимум в 10 раз дороже, чем метадон).

Проводятся исследования, показывающие возможность синтезирования антител, которые бы препятствовали воздействию наркотиков на мозг, минимизируя ощущения удовольствия. В последнее время разработаны вакцины против кокаина, героина, метамфетамина и никотина. Осуществляется тестирование данных препаратов с надеждой использовать их как профилактическое и восстановительное средство для страдающих аддикциями или склонных к ним[37][38].

Ещё одним методом, рассматриваемым для применения в лечении аддикций, является метод стимуляции глубинных структур головного мозга. Данный метод заключается во вживлении путём хирургического вмешательства в мозг пациента специального аппарата, который в дальнейшем осуществляет на определённые зоны мозга слабоэлектрическое воздействие. В настоящее время метод применяется для лечения, например, двигательных расстройств, таких как болезнь Паркинсона, но есть предположения, что он может оказаться эффективным и для аддикций[39][40]. Воздействие может осуществляться на центр подкрепления (англ. Nucleus accumbens), полосатое тело, на верхнюю часть стриатума (dorsal striatum) и на медиальную префронтальную зону коры головного мозга[41].

  1. А.Л.Свенцицкий. Краткий психологический словарь. — Проспект, 2011. — С. 11. — 512 с. — ISBN 978-5-392-01704-1.
  2. Taylor, C.Z. Religious Addiction: Obsession with Spirituality (неопр.) // Pastoral Psychology. — Springer Netherlands, 2002. — March (т. 50, № 4). — С. 291—315. — DOI:10.1023/A:1014074130084.
  3. ↑ "Depression", The Columbia Electronic Encyclopedia, Columbia University Press, 2007, <http://www.infoplease.com/ce6/sci/A0815204.html> 
  4. Nowack, W.J. Psychiatric Disorders Associated With Epilepsy (неопр.). eMedicine Specialities. WebMD (29 августа 2006). Архивировано 5 июня 2012 года.
  5. Beck, D.A. Psychiatric Disorders due to General Medical Conditions (неопр.) (PDF). Department of Psychiatry, University of Missouri-Columbia (2007). Архивировано 14 апреля 2008 года.
  6. В. Д. Менделевич. Психология зависимой личности. — Казань, 2004. — 240 с.
  7. ↑ Пятницкая И. Н. Клиническая наркология. Л., Медицина. 1975. 332 с.
  8. 1 2 А. Ю. Егоров Перспективы лечения аддиктивных расстройств: теоретические предпосылки (неопр.). Дата обращения 13 марта 2012.
  9. ↑ Leshner A.I. Addiction is a brain disease — and it matters. // Science. 1997. V. 278. N 5335. P. 45-47.
  10. ↑ Альтшулер В. Б. Патологическое влечение к алкоголю. Москва, 1994. — 216 с.
  11. ↑ Менделевич В. Д., Садыкова Р. Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации)// Вестник клинической психологии. 2003. Т. 1. № 2. С. 153—158.
  12. Albrecht U., Kirschner N. E., Grüsser S. M. Diagnostic instruments for behavioural addiction: an overview (англ.) // Psychosoc Med : journal. — 2007. — Vol. 4. — P. Doc11. — PMID 19742294.
  13. С.Ю.Циркин. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — 2. — Питер, 2004. — С. 561. — 896 с. — ISBN 5-318-00115-7.
  14. В. Качалов. Об аддикциях и аддиктивном поведении (неопр.). Мир Психологии. Дата обращения 12 марта 2012.
  15. ↑ А. Ю. Егоров — Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор)
  16. Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков // Консультативная психология и психотерапия. — 2010. — Т. 1. — С. 121—136.
  17. ↑ Еремин А.Л. Влияние информационной среды на здоровье населения//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2000.- № 6. – с.21-24.
  18. ↑ Kubey R., Csikszentmihalyi M. Television Addiction Is No Mere Metaphor // Scientific American. – 2002. – №2. – pp.48-55.
  19. ↑ Karaiskos D., Tzavellas E., Balta G., Paparrigopoulos T. P02-232 - Social network addiction : a new clinical disorder?// European Psychiatry. Vol. 25, Suppl. 1, 2010, P. 855.
  20. ↑ Brus A. A young people's perspective on computer game addiction// Addiction Research & Theory. 2013, Vol. 21, No. 5 , pp. 365-375.
  21. Tsuang, M.T.; M. J. Lyons, J. M. Meyer, T. Doyle. Co-occurrence of abuse of different drugs in men: The role of drug-specific and shared vulnerabilities (англ.) // JAMA : journal. — 1998. — No. 55. — P. 967—972.
  22. Salamone, J.D. Complex motor and sensorimotor function of striatal and accumbens dopamine: Involvement in instrumental behavior processes (англ.) // Psychopharmacology (англ.)русск. : journal. — Springer, 1992. — No. 107. — P. 160—174.
  23. ↑ Мозг и наркотики (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
  24. ↑ Your Brain on Drugs: Dopamine and Addiction (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
  25. ↑ Dopamine — A Sample Neurotransmitter (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
  26. ↑ A Mechanism for Amphetamine-Induced Dopamine Overload (неопр.).
  27. 1 2 HOW DRUGS AFFECT NEUROTRANSMITTERS (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
  28. ↑ Мужчины чаще становятся алкоголиками из-за дофамина, выяснили ученые (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
  29. Kauer, J.A.; R.C. Malenka. Synaptic plasticity and addiction (неопр.) // Nature Reviews: Neuroscience. — 2007. — № 8. — С. 844—858.
  30. Belin, D.; B.J. Everitt. Cocaine Seeking habits depend upon dopamine-dependent serial connectivity linking the ventral with the dorsal striatum (англ.) // Neuron (англ.)русск. : journal. — Cell Press (англ.)русск., 2008. — No. 57. — P. 432—441.
  31. Tarter, R.E.; L. Kirisci, A. Mezzich, J.R. Cornelius. Neurobehavioral disinhibition in childhood predicts early age at onset of substance use disorder (англ.) // American Journal of Psychiatry : journal. — 2003. — No. 160. — P. 1078—1085.
  32. Crnkovic, A. Elaine; DelCampo, Robert L. A Systems Approach to the Treatment of Chemical Addiction (англ.) // Contemporary Family Therapy (англ.)русск. : journal. — 1998. — March (vol. 20, no. 1). — P. 25—36. — ISSN 1573-3335. — DOI:10.1023/A:1025084516633.
  33. Poquérusse, Jessie The Neuroscience of Sharing (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 августа 2012. Архивировано 8 мая 2013 года.
  34. 1 2 VandenBos, Gary R. APA dictionary of psychology (неопр.). — 1st. — Washington, DC: American Psychological Association, 2007. — ISBN 1-59147-380-2.
  35. Alcoholics Anonymous; Bill W. Alcoholics Anonymous (неопр.). — 4th. — Alcoholics Anonymous World Services, 2001. — ISBN 1-893007-16-2.
  36. Vocci, F. J.; J. Acri, A. Elkashef. A Medication development for addictive disorders: The state of the science (англ.) // American Journal of Psychiatry : journal. — 2005. — No. 162. — P. 1431—1440.
  37. Cerny, E. H.; T. Cerny. Vaccines against nicotine (англ.) // Human Vaccines (англ.)русск. : journal. — 2009. — No. 5. — P. 200—205.
  38. Carroll, F. L.; B.E. Blouch, R.R. Pidaparthi. Synthesis of mercapto-(+)-methamphetamine haptens and their use for obtaining improved epitope density on (+)-methamphetamine conjugate vaccines (англ.) // Journal of Medical Chemistry (англ.)русск. : journal. — 2011. — No. 54. — P. 5221—5228.
  39. ↑ Nuttin B, Cosyns P, Demeulemeester H, Gybels J, Meyerson B (1999). «Electrical stimulation in anterior limbs of internal capsules in patients with obsessive-compulsive disorder». Lancet. 1999 Oct 30;354(9189):1526 PMID 10551504
  40. Mantione, M.; W. van den Brink, P.R. Schuurman, D. Denys. Smoking cessation and weight loss after chronic deep brain stimulation of the nucleus accumbens: Therapeutic and research implications: Case report (англ.) // Neurosurgery : journal. — 2010. — No. 66. — P. E218.
  41. Luigjes, J.; W. van den Brink, M. Feenstra. Deep brain stimulation in addiction: a review of potential brain targets (англ.) // Molecular Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2011.

ru.wikipedia.org

Зависимость - это... Что такое Зависимость?

— неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию, как правило, в связи с личностной неспособностью отказаться от влияния как результата подобного воздействия. В рамках психологического знания традиционно понятие «зависимость» рассматривается в психологии развития и при этом в логике, прежде всего, неопсихоаналитической парадигмы. Следует отметить, что понятие «зависимость» разрабатывалось в рамках неопсихоаналитического подхода к интерпретации взаимоотношений ребенка раннего возраста с матерью. Индивид ведет себя зависимым образом каждый раз, когда показывает, что другие люди удовлетворяют и подкрепляют его. В американской психологии акцентируется стремление ребенка к вниманию, близости и одобрению взрослых как таковых, а не к удовлетворению других потребностей. Различают инструментальную и эмоциональную зависимость. Многие авторы включают в понятие «зависимость» поиски физического контакта; стремление быть поблизости; поиски внимания; поиски оценки и одобрения; протест против разлуки; поиск помощи; задавание вопросов — хотя мотивы двух последних видов поведения трудно толковать однозначно. Критерием может служить тот факт, что зависимый ребенок в действительности не нуждается в помощи или информации самих по себе и они служат для него средством контакта со взрослыми. Основные проблемы, которые рассматриваются в связи с зависимым поведением: значение для появления зависимости как социальных и индивидуальных характеристик матери, так и индивидуальных характеристик ребенка; особенности диадического общения: стиль взаимоотношений матери и ребенка; собственная активность ребенка и его воздействие на мать; как мать понимает ребенка и как ребенок управляет поведением матери. Обсуждаются и проблемы разлуки с матерью, характер привязанности, влияющие на развитие зависимого поведения» (Н. Н. Авдеева). В то же время в последние годы понятие «зависимость» приобретает все большее звучание в социальной психологии и при этом не в связи с возрастом субъекта. Кстати, в данном случае о зависимой личности как о самостоятельном субъекте можно говорить лишь условно. Дело в том, что именно ее зависимость оказывается тем основанием, в связи с которым она в психологическом плане как раз и должна рассматриваться в качестве индивида, во многом потерявшего свою субъектность. Иначе говоря, о нем более оправдано упоминать скорее как об объекте. Другими словами, в социально-психологическом смысле зависимость личности задает исследователю тот ракурс изучения проблемы, когда в центре его внимания оказываются, прежде всего, те факторы, которые и превращают личность в объект того или иного внешнего воздействия. Следует отметить, что, как правило, подобную ситуацию в силу тех или иных обстоятельств личность «задает» себе сама, будучи еще в качестве вполне полноценного субъекта. По-видимому, в качестве одного из допустимых исключений из этого правила может быть оценена суггестивная зависимость, которая по большому счету является врожденной и практически никак не зависит от воли той или иной конкретной личности, так как решающим в данном случае является изначальная, собственно индивидная предрасположенность к «внушающему воздействию». И все же то, что в современной психологии имеет отношение к тому или иному аддиктивному поведению (данная проблематика активно разрабатывается сегодня в рамках, например, психологии здоровья), может и должно рассматриваться, с одной стороны, как свободный личностный выбор, а с другой — как выбор, может быть, и не осознанный потери собственной личностности. Следует понимать, что интернет-зависимость, зависимость наркотическая или алкогольная, зависимость от азартных игр и т. п. хоть принципиально и различаются по социальным последствиям, но в личностно психологическом плане — суть одно, а именно — готовность отказаться от субъектности во имя того, чтобы удовлетворить, как правило, актуальную потребность, неадекватным способом поддержать уровень своей самооценки, уровень притязаний, компенсировать реальные или мнимые представления о своей личностной несостоятельности.

Проблеме утраты человеком своей субъектности большое внимание уделял создатель гуманистического психоанализа Э. Фромм. Он считал ее одной из ключевых проблем современного общества, превращающего человека в своего рода одушевленный придаток современных технологий и массового производства: «Человек превращается в предмет, похожий на шестереночку огромной машины, и перестает быть человеком. Он проводит львиную долю своего времени на работе, которая его совершенно не интересует, с людьми, которые ему абсолютно неинтересны, изготавливая вещи, к которым он совершенно равнодушен, а те изделия, которые он не производит, он потребляет. Он вечный ребенок с открытым ртом, который без всяких усилий со своей стороны, без какой-либо внутренней активности принимает все то, что предлагает ему индустрия, разгоняющая скуку (и скуку же порождающая), — сигареты, алкоголь, кинофильмы, телевизионные передачи, спорт, лекции — причем все это жестко ограничено его платежеспособностью». Подобный инфантилизм и инертность человека в современном индустриальном обществе Э. Фромм считал «...одной из самых патологических черт его характера», являющейся при этом лишь отражением «...синдрома всего общества, который можно было бы назвать синдромом отчуждения»1.

При этом как считает Э. Фромм, «под отчуждением понимается такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстраненным от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий, подчиняется или даже поклоняется им. Отчужденный человек утратил связь с самим собой, как и со всеми другими людьми. Он воспринимает себя, равно как и других, подобно тому, как воспринимают вещи, — при помощи чувств и здравого смысла, но в то же время без продуктивной связи с самим собой и внешним миром»2.

Механизм развития отчуждения и связанного с ним состояния зависимости как следствие акта отказа от собственной субъектности ради удовлетворения актуальных потребностей неадекватными способами Э. Фромм отчетливо показал на примере такого универсального социогенетического явления, как идолопоклонство: «Основное различие между моно- и политеизмом заключается не в количестве богов, а в факте самоотчуждения. Человек тратит свою энергию и художественные способности на сооружение идола, а затем поклоняется этому идолу, представляющему собой не что иное, как результат его собственных человеческих усилий. Его жизненные силы перелились в “вещь”, которая, превратившись в идола, воспринимается не как результат его собственных созидательных усилий, а как нечто отдельное от него, возвышающееся над ним и противостоящее ему, вещь, которой он поклоняется и подчиняется. ... Идолопоклонник преклоняется перед творением своих собственных рук. Идол представляет в отчужденной форме его собственные жизненные силы. ... В идолопоклонстве человек склоняется перед отражением своего собственного отдельно взятого свойства и подчиняется ему. Он не ощущает себя центром, из которого исходят активные деяния любви и разума. Точно так же, как и его боги, он сам и его ближний тоже становятся вещами»3.

Совершенно аналогичный механизм действует и в случае отказа индивида от собственной субъектности «в пользу» другого лица, организации, политической партии, идеологической доктрины и т. д.

«В этом смысле каждое проявление смиренного поклонения — это акт отчуждения и идолопоклонства. То, что обычно называют «любовью» — нередко всего лишь почти тождественное идолопоклонству явление отчуждения с той только разницей, что объектом подобного поклонение служит не Бог, не идол, а другая личность. При этом типе подчинения любящий человек переносит на другого всю свою любовь, силу, свои мысли и воспринимает любимого как существо высшее, находя удовлетворение в полном подчинении и преклонении. Это означает его неспособность не только воспринимать любимого человека как человеческое существо в его или ее истинной сущности, но и ощущать полностью свою собственную сущность как носителя созидательных человеческих сил. Как и в случае религиозного идолопоклонства, он переносит все богатство своей личности на другого человека и теперь уже воспринимает это богатство не как свое собственное, а как нечто отчужденное от себя и вложенное в кого-то другого; обрести связь с этим богатством он может, только подчинившись другому человеку или растворившись в нем. Это же явление наблюдается в случае раболепного подчинения политическому лидеру или государству. На самом деле и вождь, и государство есть то, что они есть, лишь с согласия руководимых ими. Но они превращаются в идолов, когда человек переносит на них все свои силы и поклоняется им, надеясь с помощью покорности и почитания вновь обрести частицу своих же сил»1.

В этом плане становятся совершенно понятны причины той, парадоксальной, на первый взгляд, ностальгии, которую перманентно испытывают в отношении «культа личности» многие представители старших поколений российских граждан, отнюдь не понаслышке знающих, что такое ужасы войны и массовых репрессий, голод и прочие «прелести» тоталитаризма.

При том, что, как мы видели, по мнению Э. Фромма, тенденция к отчуждению задается особенностями общества в целом, степень личностной предрасположенности к зависимости отчетливо связана с процессом индивидуального развития и ранними родительскими влияниями. В классической психоаналитической парадигме предрасположенность к зависимости обычно связывают с особенностями так называемого «анального характера», являющегося следствием деструктивных родительских влияний на второй стадии психодинамического развития — «Фрейд доказывал: приучение к туалету обычно представляет собой первую ситуацию, когда ребенок оказывается вынужденным отказаться от того, что для него естественно, в пользу того, что социально приемлемо. Значимый взрослый и ребенок, которого обучают слишком рано или слишком строго в атмосфере мрачной родительской сверхзаинтересованности, вступают в борьбу за власть, и ребенок обречен на поражение. Состояние, когда ребенка контролируют, осуждают и заставляют вовремя исполнять требуемое, порождает у него чувство гнева и фантазии... Потребность чувствовать себя скорее контролируемым, пунктуальным, чистым и разумным, чем неподконтрольным, хаотическим, беспорядочным, и ограничивать себя в проявлении таких эмоций, как гнев и стыд, становится существенной для поддержания самоидентичности и самоуважения»2. Тем самым в структуру личности закладывается механизм отчуждения, поскольку такой индивид, как правило, остро нуждается во внешнем подтверждении своего «соответствия» сформировавшимся под воздействием родительских требований поведенческим стандартам. Как следствие, его отношения с людьми и окружающим миром в целом строятся, главным образом, по принципу переноса.

Как отмечал М. Кэ де Ври, «перенос означает, что ни одно из наших отношений не является новым; все они окрашиваются предшествующим опытом взаимоотношений. И наиболее длительное воздействие, окрашивающее почти каждый последующий опыт, имеют те отношения, которые были у нас в раннем возрасте. Так, мы часто обращаемся с людьми в настоящем так, как если бы они были кем-то из прошлого: например, мы ведем себя по отношению к ним, как дети с родителями, забывая, что мы уже взрослые»3. Основными формами переноса являются две: идеализация и отражение. Идеализация, как явствует из самого термина, предполагает обостренную потребность в объекте обожания и восхищения. Близость с объектом идеализации позволяет отождествлять себя с ним, в надежде, что часть славы кумира перейдет на идеализирующего субъекта. Отражение, предполагает поиск в окружающих постоянного подтверждения собственных представлений о себе (обычно, но не обязательно — положительных), стремление получить от них желаемую реакцию.

Обе формы переноса, по сути дела, «дополняющие» друг друга, в равной степени присущи личностям, предрасположенным к зависимости. Именно эти объясняется, что в контексте межличностных отношений зависимость, как правило, носит симбиотический характер. Индивид, внешне диктующий «правила игры» и являющийся ведущим в рамках такого рода отношений, ничуть не менее подвержен отчуждению, лишен собственной субъектности и зависим от своего «партнера», чем ведомый.

Существенный вклад в понимание механизма формирования личностной предрасположенности к зависимости внес Э. Эриксон. Базисным конфликтом второй стадии психосоциального развития, возрастные рамки которой совпадают с анальной стадией в периодизации З. Фрейда, как известно, является конфликт между автономией личности и генерализированными чувствами стыда и сомнения. По словам Э. Эриксона, «...данная стадия становится решающей для установления соотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, между самовыражением и компульсивным самоограничением или смиренной угодливостью. Чувство самоконтроля без потери самоуважения является онтогенетическим источником свободной воли». В противном случае, «неизбежно возникающее чувство потери самоконтроля и родительского внешнего контроля порождает устойчивую склонность к переживанию сомнения и стыда»1.

Борьба ребенка за автономию начинается с отвержения чужого мнения, с отказа признавать внешний авторитет, обычно выражающегося в форме решительного «нет» на любое родительское требование. Если такое поведение, обусловленное объективными потребностями развития личности, встречает категорическое и тотальное неприятие со стороны взрослых, ребенок не просто оказывается в неблагоприятных с точки зрения формирования личностной автономии условиях, но может извлечь для себя важный жизненный урок сугубо практического характера. Смысл этого урока сводится примерно к следующему: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно, мнением авторитетным. Приняв в раннем детстве такое решение, многие мальчики, радующие родителей и учителей послушанием, не могут сказать «нет», когда «старшие товарищи» предлагают им принять участие в краже или изнасиловании, либо просто «забить косячок» в школьном туалете. Приняв в раннем детстве такое решение, многие девочки, умиляющие родителей и их знакомых скромностью и покорностью, не могут сказать «нет», когда взрослые дяди на дорогой машине предлагают им прокатиться, на ночь глядя, до ближайшего парка...

Таким образом, предрасположенность к зависимости не только сама по себе представляет серьезную личностную и социально-психологическую проблему, но и может провоцировать криминальное или виктимное поведение.

Практический социальный психолог ни при каких обстоятельствах не должен «играть» на какой-либо личностной зависимости того или иного члена группы, а тем более формировать подобные зависимости или поддерживать подобную склонность и направленность личностного развития даже в том случае, когда, на первый взгляд, это могло бы и благоприятно позиционировать данного конкретного индивида в интрагрупповом «раскладе» сил и привести к успешному решению конкретной групповой задачи.


* * *
– стремление в чем-то или во всем полагаться на другого человека или других людей в целях получения удовлетворения, обретения безопасности, достижения успехов в жизни.

   Зависимость может быть нормальной и патологической, инфантильной и взрослой, умеренной и чрезмерной. Она может выступать в качестве необходимого средства достижения определенных целей, переживаться как внутренняя настоятельная, но мучительная потребность, осознаваться или оставаться бессознательной, предопределяющей мышление и поведение человека.

   З. Фрейд рассматривал первоначальную зависимость грудного младенца от матери в плане удовлетворения потребности в пище и получения сексуального удовольствия от акта кормления грудью. Он считал, что в последующей замене материнской груди частью собственного тела, когда малыш начинает сосать собственный пальчик, ребенок «получает независимость в получении удовольствия от одобрения внешнего мира». Зависимость ребенка от матери и первые проявления независимости от нее рассматривались им как имеющие важное значение для последующего психосексуального развития человека, формирования здоровых отношений с иными объектами или образования болезненных привязанностей, превращающихся в патологическую зависимость от других людей.

   Отталкиваясь от идей З. Фрейда, многие психоаналитики исследовали эмоциональную зависимость младенца от матери, нормальные и патологические пути развития ребенка, связанные с обретением им независимости, фиксацией на инфантильных привязанностях, регрессией к предшествующим зависимым отношениям. Так, в работе «Норма и патология детского развития» (1965) А. Фрейд рассмотрела типичную психоаналитическую линию развития – «от инфантильной зависимости до любовной жизни взрослого», которая, по ее мнению, включает не только различные ступени (телесная самостоятельность, опрятность, ответственность и др.), но и разные уровни (минимальный, оптимальный). Одновременно она показала негативные следствия инфантильной зависимости, возникающие в том случае, когда мать руководствуется в своих действиях не потребностями ребенка, а безличными предписаниями, что может сказаться на возникновении внутренних сложностей детского развития, проявляющихся, в частности, в нарушении кормления и сна, порождении архаических страхов.

   Если одни психоаналитики, включая А. Фрейд, Дж. Боулби, Р. Шпитца, М. Малер, уделили значительное внимание изучению инфантильной зависимости, то другие сделали акцент на рассмотрении невротической зависимости взрослого человека. В частности, К. Хорни обратилась к осмыслению специфики эмоциональной зависимости, возникающей в результате невротической потребности человека уцепиться за кого-то, дающего надежду на защиту. По ее мнению, «такая зависимость не только может причинять бесконечные страдания, но даже быть исключительно пагубной». Как показала К. Хорни (1885–1952), структура эмоциональной зависимости представляется сложной, включает в себя сильное чувство обиды, порождает различные страхи и является составной частью невротической потребности в любви. Эта проблематика была рассмотрена ею в работе «Невротическая личность нашего времени» (1937), в которой также был поставлен вопрос об эмоциональной зависимости пациента от аналитика в процессе психоаналитической терапии. С точки зрения К. Хорни, проблема заключается не столько в том, почему такая эмоциональная зависимость имеет место в анализе (нуждающийся в защите человек будет цепляться за любого врача), сколько в том, «почему она особенно сильна и почему она встречается так часто». И то и другое характерно для аналитической терапии, поскольку помимо всего прочего анализ означает проработку защит, возбуждает тревогу, скрывающуюся за этими защитами, а возрастание тревоги заставляет пациента тем или иным образом цепляться за аналитика, порождая у первого эмоциональную зависимость от второго.

   В современной психоаналитической литературе уделяется внимание осмыслению различных аспектов инфантильной и взрослой, нормальной и патологической зависимости. Предметом обсуждения является и степень зависимости пациента от аналитика в процессе психоаналитической терапии, а также использование технических средств и приемов с целью обретения пациентом независимости как от инфантильных привязанностей к другим лицам, так и от внутренних переживаний, связанных с реакциями переноса различных чувств и отношений, включая потребность в зависимости, на аналитика.

   
* * *
(англ. dependance) - 1. в статистике - связь между переменными, при которой изменение одной переменной вызывает изменения другой или других. Такая связь может быть каузальной либо, что обычно бывает, вероятностной (указывающей на то, что изменения детерминированы и какими-то другими, в том числе некими, другими, чаще всего неизвестными факторами). Лица, принявшие в период школьного обучения модель каузального мышления, воспринимают бесчисленные статистические выкладки в лучшем случае как обозначение неких хрупких тенденций, чем серьёзные научные данные; 2. в социальной психологии - не имеющая достаточных объективных оснований уверенность автора некоей идеи в том, что эта идея непременно найдёт поддержку со стороны других людей; 3. в психопатологии – расстройство, при котором индивид чувствует себя подчинённым кому- или чему-либо таким образом, что при определённых обстоятельствах он вынужден вести себя вопреки собственной воле, активности своего сознания. Побуждение, вытекающее из зависимости, в отечественной психопатологии нередко обозначается как компульсивное (см.), равно как, согласно другой интерпретации, и поведение, отличающееся однообразным воспроизведением болезненной модели поведения в разных ситуациях; 4. в психологии – поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом зависимости может быть другой человек, социальная единица (расширенная семья, религиозная или общественная группа), некая неосязаемая, воображаемая сущность (например, ангел-хранитель) или даже система убеждений, которой человек предан и от которой он, в свою очередь и по его мнению, получает психологическую поддержку (например, осмеянная много раз и мало кем понятая философия ненасилия Л.Н.Толстого, основанная на положениях Нагорной проповеди Евангелия). В зависимых обществах, таких, как Япония, индивид обучается безусловному подчинению в вертикальной системе власти, поскольку, как предполагается, принятый идеал такой конформности усиливает чувство собственного достоинства каждого члена общества. В США от человека ожидается не подчинение, а переход от обязывающих отношений к горизонтальной системе власти, так как предполагается, что именно идеал индивидуализма усиливает чувство собственного достоинства человека. В России традиционно принимается принцип общинности, тогда как подчинение власти и индивидуальным побуждениям отвергается как чуждые культуре и интересам общества. В.И.Ленин, как сообщают некоторые авторы, был единственным из большевиков, выразителем общенародных интересов, который понимал это и почему он не без труда отказался от доктрины К.Маркса, согласно которой страна непременно должна была пройти капиталистический этап исторического развития. Основными характеристиками зависимости в социальной психологии считаются связь, обязательство, реципрокность (индивид считает, что «давать» означает и «получать» и наоборот), доверие, преемственность (между поколениями) и вовлечённость в общее дело.


* * *
(в психологии развития) — повышенная привязанность ребенка к взрослому. Понятие 3. разрабатывалось в рамках неопсихоаналитического подхода к интерпретации взаимоотношений ребенка раннего возраста с матерью. Индивид ведет себя зависимым образом каждый раз, когда показывает, что другие люди удовлетворяют и подкрепляют его. В американской психологии акцентируется стремление ребенка к вниманию, близости и одобрению взрослых как таковым, а не к удовлетворению других потребностей. Различают инструментальную и эмоциональную 3. Многие авторы включают в понятие 3. поиски физического контакта; стремление быть поблизости; поиски внимания; поиски оценки и одобрения; протест против разлуки; поиск помощи; задавание вопросов — хотя мотивы двух последних видов поведения трудно толковать однозначно. Критерием может служить тот факт, что зависимый ребенок в действительности не нуждается в помощи или информации самих по себе и они служат для него средством для контактов со взрослыми. Основные проблемы, которые рассматриваются в связи с зависимым поведением: значение для появления 3. как социальных и индивидуальных характеристик матери, так и индивидуальных характеристик ребенка; особенности диадического общения: стиль взаимоотношений матери и ребенка, собственная активность ребенка и его воздействие на мать, как мать понимает ребенка и как ребенок управляет поведением матери. Обсуждаются и проблемы разлуки с матерью, характер привязанности, влияющие на развитие зависимого поведения. Я. Н.Авдеева

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Синдром зависимости — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 апреля 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 апреля 2019; проверки требуют 5 правок.

Синдро́м зави́симости — сочетание физиологических, поведенческих и умственных явлений, при которых употребление психоактивного вещества начинает занимать первое место в системе ценностей человека. Основной характеристикой синдрома зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество.

В синдроме зависимости выделяют три стадии: начальную, среднюю и конечную.

Кроме того, широкое распространение получило разделение синдрома на два «подвида»:

Синдром, развивающийся при повторном длительном применении лекарственных средств и проявляющийся резким ухудшением здоровья либо состоянием психического дискомфорта при отмене препарата. Синдром лекарственной зависимости характеризуется патологической потребностью в приёме того или иного психотропного препарата[1]. Наиболее известна зависимость от психотропных лекарственных средств, часто связанная с абстиненцией, например при отмене опиоидных анальгетиков или психостимуляторов. Однако известна зависимость от многих других лекарств, например глюкокортикостероидов. У лиц с невротическими, соматоформными и тревожно-депрессивными расстройствами, со стойкой бессонницей может после назначения им седативных и снотворных препаратов формироваться зависимость (примерно в 10 % случаев) — попытка прекратить приём приводит к обострению симптоматики[2]. Широко распространена лекарственная зависимость при приёме бензодиазепинов, обусловленная в первую очередь необоснованной длительностью их приёма: при краткосрочном их применении риск зависимости снижается[3].

Выделяется психическая лекарственная зависимость и физическая лекарственная зависимость[4]. Последняя отличается наличием явлений абстиненции при прекращении приёма лекарственного средства.

Синдром отмены психофармакологических препаратов может рассматриваться как вариант абстинентного синдрома при наркоманиях, однако он имеет ряд существенных отличий. Ближе всего к абстинентному синдрому находится синдром отмены транквилизаторов: при этом наблюдаются проявления физической и психической зависимости, хотя психическая зависимость в виде влечения к препарату возникает редко — чаще присутствует так называемая психологическая привязанность. При отмене антидепрессантов присутствует лишь физическая зависимость: имеет место характерный вегетативный симптомокомплекс, а при отмене нейролептиков тоже наблюдается физическая зависимость (вегетативный симптомокомплекс и экстрапирамидные расстройства) без психической зависимости. Длительное применение нейролептиков и антидепрессантов обычно также не вызывает изменения толерантности к препаратам[5].

Лекарственная зависимость преодолевается резкой (в случае психической зависимости) или постепенной отменой препарата, а в случаях более ярко выраженного синдрома зависимости заменой лекарства на менее аддиктивный аналог.

  1. Блейхер В. М., Крук И. В. Лекарственная зависимость // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — ISBN 5-87224-067-8.
  2. Юрьева Л.Н. Клиническая суицидология: Монография. — Днепропетровск: Пороги, 2006. — 472 с. — ISBN 9665257404.
  3. Городничев А.В. Место бензодиазепиновых транквилизаторов в современной терапии тревожных расстройств // Биологические методы терапии психических расстройств (доказательная медицина — клинической практике) / Под ред. С.Н. Мосолова. — Москва : Издательство «Социально-политическая мысль», 2012. — С. 759—772. — 1080 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91579-075-8.
  4. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — С. 478. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  5. ↑ Фармакотерапия психических заболеваний: монография / Г.Я. Авруцкий, И.Я. Гурович, В.В. Громова. — М. : Медицина, 1974. — 472 с.

ru.wikipedia.org

зависимость - это... Что такое зависимость?

  • зависимость — Зависимость …   Словарь синонимов русского языка

  • зависимость — См. неволя, рабство находиться в зависимости... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. зависимость неволя, рабство, подневольность, подвластность, подчиненность, подчиненное… …   Словарь синонимов

  • ЗАВИСИМОСТЬ — «ЗАВИСИМОСТЬ» (The Addiction) США, 1994, 82 мин. Эстетский фильм ужасов. Эйбл Феррара мог бы вообще считать себя неудачником проката, если бы придавал этому хоть какое то значение. Будучи film addict (как гласит престижная киноэнциклопедия… …   Энциклопедия кино

  • ЗАВИСИМОСТЬ — ЗАВИСИМОСТЬ, зависимости, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Подчинение чьей нибудь воле, обусловленность чьего нибудь поведения волей кого нибудь. Она находилась в полной зависимости от своих родных. Крепостная зависимость (см. крепостной). 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗАВИСИМОСТЬ — (dependency) Характеристика взаимоотношений между развитыми и слаборазвитыми странами. В концепции зависимых стран, в основе которой лежит классическое определение империализма (imperialism), данное Ленином (Lenin), Бухариным (Bukharin),… …   Политология. Словарь.

  • зависимость — от лекарственных препаратов или наркотиков. Бывает физиологической, если сам организм нуждается в данном веществе для нормального (скорее, привычного) функционирования, или психологической, если эта потребность аффективной природы. Словарь… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЗАВИСИМОСТЬ — ЗАВИСИМОСТЬ, и, жен. 1. Связанность явлений, предопределяющая их существование или сосуществование; обусловленность. З. людей от окружающей среды. З. рыночных цен от спроса. 2. Подчинённость другим (другому) при отсутствии самостоятельности,… …   Толковый словарь Ожегова

  • ЗАВИСИМОСТЬ — см. Функция, Отношение. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • ЗАВИСИМОСТЬ — англ. dependence; нем. Abhangigkeit. разновидности к рого соответствуют соц. экон. условиям жизни общества, уровню развития производительных сил, культ. бытовым и нац. традициям, кл^атическим особенностям, уровню строительной техники. 1. Тип… …   Энциклопедия социологии

  • ЗАВИСИМОСТЬ — состояние экономического субъекта, при котором его существование и деятельность зависят от материальной и финансовой поддержки или взаимодействия с другими субъектами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический… …   Экономический словарь

  • зависимость — Прямое или непрямое использование одного процесса или деятельности другим процессом или деятельностью. [Словарь терминов ITIL версия 1.0, 29 июля 2011 г.] EN dependency The direct or indirect reliance of one process or activity on another.… …   Справочник технического переводчика

  • dic.academic.ru

    Почему зависимость — это болезнь, а не личный выбор — Wonderzine

    Зависимость как генетический сбой

    Изучая вопрос, может ли человек быть с рождения запрограммирован на какую-либо зависимость, Национальный центр биотехнологической информации пришёл к выводу, что генетика по меньшей мере наполовину ответственна за предрасположенность к той или иной зависимости. Другое исследование называет похожие цифры — 40–60 %. Впрочем, эти выводы лишь сообщают о потенциальной уязвимости. Сами по себе они не подтверждают и не опровергают, что зависимость — это то, что человек навлекает на себя сам. Предрасположенность ещё не означает ни саму болезнь, ни склонность к конкретной зависимости.

    Зависимость как социальное явление

    Хотя заявления вроде «общество сделало меня такой (таким)» чаще воспринимаются как отговорка, снимающая персональную ответственность, в случае зависимости как «социальной болезни» они отчасти правдивы. Существует множество исторических примеров того, как нищета, безработица и социальная депрессия оказывались идеальной средой для распространения тяжёлых наркотиков. Будь то эпидемия крэка в США 80-х, героиновая чума в хиреющих индустриальных городах тэтчеровской Британии, резкий рост употребления опиоидов в России, продолжающийся с начала 90-х. Из более свежего можно выделить мировой экономический кризис 2008 года, повлёкший за собой прогрессирующую безработицу в европейских странах, а следом и рост употребления каннабиоидов и так называемых новых веществ среди людей в возрасте от 15 до 24 лет.

    Впрочем, социологические выкладки однозначно говорят только о связи зависимости и социальной депрессии: нищета способствует росту числа зависимостей — но и рост, в свою очередь, ведёт к обнищанию. Чтобы определить, что было причиной, а что — следствием, нужно рассматривать случай каждого человека индивидуально и подробно — у социологов для этого зачастую нет ресурсов. Второй нюанс, который также стоит учесть: социальная неустроенность может поощрять развитие зависимости и ускорять саморазрушение, но не быть его причиной. Если человек родился и вырос в неблагополучной среде, это ещё не говорит о том, что он непременно станет зависимым.

    www.wonderzine.com

    Зависимость - это... Что такое зависимость?

    Современная психология выделяет четыре стадии, через которые проходит человек в процессе своего жизненного развития: зависимость, контрзависимость, независимость и взаимозависимость.

    Независимость есть нечто такое, что возникает из зависимости, однако необходимо добавить, что зависимость сама по себе тоже развивается на основе состояния, которое можно назвать двойной зависимостью.

    Любовная зависимость – это не вид любви, а вид душевной болезни, стоящей в одном ряду с алкогольной зависимостью, наркотической зависимостью, игровой зависимостью.

    Во-вторых, иногда симбиотическая зависимость от матери может сменяться другой зависимостью, например, конформистской зависимостью от мнения окружающих, которая также лишает личность свободы самовыражения, самостоятельности в отношениях с миром.

    Объясняю — табачная зависимость состоит из трёх составляющих: физическая зависимость, психическая зависимость, психологическая зависимость.

    Появляются новые виды зависимостей: телемания (зависимость от регулярного просмотра сериалов, неконтролируемое переключение каналов), спортивная аддикция (чрезмерная увлеченность спортивными упражнениями и посещение центров бодибилдинга), аддикция к мобильным телефонам, сексуальная и любовная зависимость, даже зависимость от «веселого автовождения».

    Зависимость от людского мнения, зависимость от мнения мамы (отца, жены, тещи), зависимость от обстоятельств.

    Дурные привычки (к ним могут быть отнесены табакокурение, склонность к денежным растратам, перееданию, интернет-зависимость, зависимость от азартных игр и т. д.) отличаются от патологических пристрастий (алкогольная, наркотическая зависимости) тем, что наносят относительно меньший вред здоровью и социальному благополучию личности.

    Я имею в виду настоящее общение такого рода, лишенное тех “сектантских” ловушек, с которыми ассоциируются многие новомодные учения, создающие зависимость ученика от лидера и злоупотребляющие этой зависимостью.

    xn--b1advjcbct.xn--p1ai

    ЗАВИСИМОСТЬ - это... Что такое ЗАВИСИМОСТЬ?

  • зависимость — Зависимость …   Словарь синонимов русского языка

  • зависимость — См. неволя, рабство находиться в зависимости... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. зависимость неволя, рабство, подневольность, подвластность, подчиненность, подчиненное… …   Словарь синонимов

  • ЗАВИСИМОСТЬ — «ЗАВИСИМОСТЬ» (The Addiction) США, 1994, 82 мин. Эстетский фильм ужасов. Эйбл Феррара мог бы вообще считать себя неудачником проката, если бы придавал этому хоть какое то значение. Будучи film addict (как гласит престижная киноэнциклопедия… …   Энциклопедия кино

  • ЗАВИСИМОСТЬ — ЗАВИСИМОСТЬ, зависимости, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Подчинение чьей нибудь воле, обусловленность чьего нибудь поведения волей кого нибудь. Она находилась в полной зависимости от своих родных. Крепостная зависимость (см. крепостной). 2.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗАВИСИМОСТЬ — (dependency) Характеристика взаимоотношений между развитыми и слаборазвитыми странами. В концепции зависимых стран, в основе которой лежит классическое определение империализма (imperialism), данное Ленином (Lenin), Бухариным (Bukharin),… …   Политология. Словарь.

  • зависимость — от лекарственных препаратов или наркотиков. Бывает физиологической, если сам организм нуждается в данном веществе для нормального (скорее, привычного) функционирования, или психологической, если эта потребность аффективной природы. Словарь… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЗАВИСИМОСТЬ — ЗАВИСИМОСТЬ, и, жен. 1. Связанность явлений, предопределяющая их существование или сосуществование; обусловленность. З. людей от окружающей среды. З. рыночных цен от спроса. 2. Подчинённость другим (другому) при отсутствии самостоятельности,… …   Толковый словарь Ожегова

  • ЗАВИСИМОСТЬ — англ. dependence; нем. Abhangigkeit. разновидности к рого соответствуют соц. экон. условиям жизни общества, уровню развития производительных сил, культ. бытовым и нац. традициям, кл^атическим особенностям, уровню строительной техники. 1. Тип… …   Энциклопедия социологии

  • ЗАВИСИМОСТЬ — состояние экономического субъекта, при котором его существование и деятельность зависят от материальной и финансовой поддержки или взаимодействия с другими субъектами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический… …   Экономический словарь

  • зависимость — Прямое или непрямое использование одного процесса или деятельности другим процессом или деятельностью. [Словарь терминов ITIL версия 1.0, 29 июля 2011 г.] EN dependency The direct or indirect reliance of one process or activity on another.… …   Справочник технического переводчика

  • dic.academic.ru


    Смотрите также