8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Юрьев день когда отмечают


какого числа отмечают, дата и история праздника

Народный праздник Егорий Осенний отмечается 9 декабря 2020 года (дата по старому стилю – 26 ноября). В православном календаре этот день посвящен годовщине освящения собора великомученика Георгия Победоносца в Киеве. В народе этот святой считается повелителем волков и покровителем земледельцев. Праздник носит название «осенний», потому что раньше, при старом летоисчислении, он приходился на осенний месяц ноябрь.

Содержание статьи
  1. История праздника
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История праздника

В стародавние времена у дворян было принято строить храмы в честь своих небесных покровителей. Так и великий князь Киевский Ярослав Мудрый повелел воздвигнуть церковь в честь святого Георгия, именем которого он был назван при крещении. Место будущей стройки было выбрано недалеко от Киевского Софийского храма. Освящение церкви великомученика Георгия произошло 26 ноября (по старому стилю) 1051 г. Князь завещал праздновать это событие ежегодно.

Традиции и обряды

По традиции в этот день, если человека впереди ждала дальняя дорога, необходимо было отслужить молебен о благополучном завершении пути.

Также считалось важным вернуть все долги до Егория Осеннего, иначе всю жизнь будешь должен.

Этот день очень ценился на Руси во времена крепостного права. Целых две недели (по неделе до праздника и после него) крестьянам разрешалось перейти от одного землевладельца к другому. Потом эту вольность отменил Борис Годунов в конце XVI века. А на свет родилась пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», которая выражала сожаление о потере свободы выбора.

Приметы

Волк воет поблизости от жилья – к сильным морозам.

Если из колодца ни плеска, ни шороха не доносится, то вся зима будет тихой.

Вода в колодце идет рябью – не миновать вьюг и метелей.

Читать ~2 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 1
Сколько всего было просмотров: 57

my-calend.ru

Юрьев день

Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054)
26 ноября / 9 декабря

26 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю (= 9 де­каб­ря в XX–XXI вв.) в Пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре зна­чит­ся празд­ник Освя­ще­ния церк­ви ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, ко­то­рая на­хо­ди­лась пе­ред вра­та­ми Свя­той Со­фии Ки­ев­ской (1051–1054). В на­ро­де – «осен­ний Юрьев день».

При­ме­ча­тель­но, что это был пер­вый соб­ствен­но рус­ский цер­ков­ный празд­ник, вне­сён­ный в пра­во­слав­ные Ме­ся­це­сло­вы. Уже вско­ре по­сле кре­ще­ния Русь ста­ла пред­ощу­щать се­бя бу­ду­щей пре­ем­ни­цей сла­бе­ю­щей Ви­зан­тий­ской им­пе­рии, а столь­ный град Ки­ев – пре­ем­ни­ком Ца­рь­гра­да. В нём (по ана­ло­гии с Кон­стан­ти­но­по­лем) был уже вы­стро­ен и свой со­бор в честь Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. А на­про­тив Со­фии ве­ли­кий князь Яро­слав Муд­рый (в кре­ще­нии – Ге­ор­гий) по­ста­вил храм во имя сво­е­го небес­но­го по­кро­ви­те­ля. Да­та освя­ще­ния то­же не бы­ла слу­чай­ной: имен­но в этот день был освя­щён один из че­ты­рех Ге­ор­ги­ев­ских хра­мов Кон­стан­ти­но­по­ля. По пре­да­нию, и сам чин освя­ще­ния со­вер­шил не грек, а пер­вый рус­ский гла­ва на­шей Церк­ви мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Ила­ри­он (1051–1054), что бы­ло пря­мым вы­зо­вом Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту, в со­став ко­то­ро­го вхо­ди­ла то­гда Рус­ская Цер­ковь на пра­вах мит­ро­по­лии.

В Мос­ков­ской Ру­си этот на­цио­наль­ный празд­ник стал офи­ци­аль­ным сро­ком, ко­гда по­се­лив­ший­ся на гос­под­ской зем­ле и за­клю­чив­ший с вла­дель­цем порядную гра­мо­ту кре­стья­нин имел пра­во уй­ти от хо­зя­и­на. Для это­го ему тре­бо­ва­лось лишь вы­пол­нить по от­но­ше­нию к нему все обя­за­тель­ства. Это бы­ло един­ствен­ное вре­мя в го­ду (неде­ля до и по­сле Юрье­ва дня), ко­гда за­ви­си­мые кре­стьяне мог­ли пе­ре­хо­дить от од­но­го вла­дель­ца к дру­го­му. В кон­це XVI ве­ка пра­во пе­ре­хо­да от­ме­ни­ли, на­сту­пи­ла пол­ная кре­пост­ная за­ви­си­мость, и со­жа­ле­ние о по­те­рян­ном дне сво­бо­ды за­пе­чат­ле­ли на­род­ные по­сло­ви­цы. «Вот те­бе, ба­буш­ка, Юрьев день» (кто-то впер­вые узнал о за­пре­ще­нии пе­ре­хо­да). «На­ря­жа­лась ба­ба на Юрьев день по­гу­лять с бар­ско­го дво­ра» (да те­перь уж нель­зя)!

Для на­ше­го вре­ме­ни это со­звуч­но с се­то­ва­ни­я­ми о вне­зап­ных де­неж­ных ре­фор­мах, де­фол­тах и иных по­тря­се­ни­ях. В Рос­сии лю­бят пре­под­но­сить на­ро­ду «сюр­при­зы», а он лишь оха­ет и вос­кли­ца­ет. Что по­де­лать: дол­го­тер­пе­ние – да­же бес­смыс­лен­ное – по­чи­та­ет­ся у нас глав­ной хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­лью.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

azbyka.ru

Егорий Осенний — Википедия

Эта статья — о зимне-осеннем дне св. Егория (Юрия). О весеннем дне св. Егория см. Егорий Вешний.

Его́рий Осе́нний (Юрьев день) — день народного календаря у славян, приходящийся на 26 ноября (9 декабря). Название дня происходит от имени святого Георгия Победоносца. Считалось, что в этот день «Егорий отпускает на волю волков» и они могут нападать на всякий скот[2].

рус. Юрьев день, Егорий осенний, Юрий осенний, Егорий холодный, Юрий холодный, Георгий-Победоносец[3], Егорий зимний[4], Осенний Юрьев день[5], Егорьев день[6], Юрий Зимний, Зимний Егорий[7]; белор. Восеньскі Юр'я, Зімовы Юр'я[8]; серб. Ђурђиц.

К. Лебедев. «Крестьянин уезжает от помещика в Юрьев День».

Празднование в этот день Георгию Победоносцу, небесному покровителю князя Ярослава Мудрого, было установлено в Русской церкви в память об освящении Георгиевского храма в Киеве (1051—1054). В других локальных традициях также есть осенние праздники в честь Георгия Победоносца, например день обновления (освящения) его храма в Лидде 3 (16) ноября или грузинский Гиоргоба  10 ноября ( 23 ноября) в память колесования великомученика.

26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (выход крестьянский), так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам[9].

Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно — 1580, 1581 или 1584—1585), а затем запрещено при Фёдоре Ивановиче законодательством 1590-х годов (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан)[9]. С тех пор появилась поговорка: «Вот тебе, бабушка, Юрьев день»[10].

Георгию Победоносцу молятся об охранении себя и домашних животных от волков[11].

Белорусы считали, что «на Юрья» зима убирается в полную силу. Об этом свидетельствовали поговорки и приметы: «Юрий мостит, а Никола гвоздит», «Сколько на осеннего Юрия снега, столько на весеннего — травы»[12].

В Белоруссии существовал заговор от волков, произносимый в этот день, в котором просили «Святы Юры-Ягоры, садзіся на варанога каня, аб'едзь кругом сяла, загані гэту скаціну, шарсціну, калі блізка — ка мне ў двор, а далёка — пастаў каменнай гарой, калі ў лузе — шаўковай травой, а калі ў лесе — гнілой калодай»[11].

Считается, что на осеннего Юрия у волков свадьба, что они до Рождества или Крещения (Сретенья) ходят стаями[13]. У восточных славян существовало поверье, что волки распущены и нападают на всякий скот с осеннего Юрия, который им «отмыкает» пасть[2]. По русским представлениям, и сам святой Егорий ездит верхом на волке[14].

В этнографической литературе встречаются единичные описания аграрных обрядов осеннего Егорьева дня. Одно из них было сделано рязанским этнографом Н. И. Лебедевой в 1920-е годы в с. Стафурлово Екимовской волости. Здесь на осенний Егорьев день молодёжь с каждого двора собирала по два «коня» (обрядовая выпечка). Собранные «кони» относились в поле, где все обращались к святому: «Егорий милостивый! Не бей нашу скотину и не ешь. Вот мы тебе принесли коней!» Принесённые «кони» закапывались здесь же в поле, в снегу[15].

В Белоруссии на Осеннего Юрия «слушали» воду в колодце. Если вода была спокойна — жди тёплую зиму, если же из колодца доносились звуки, надо ждать сильных морозов и лютых вьюг[11].

Местами сохранилось древнее поверье о том, что будто бы некоторые, особенно расчётливые люди — «из-за своей скупости» — ложились 26 ноября в гроб-домовину и засыпали по-медвежьему вплоть до самого вешнего Юрия тёплого[16].

Так как Святого Георгия в народе также называли Егорием, в народе существовал ещё один фразеологизм — «объегорить», означающий «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания»[17], как реакция на отмену права перехода у крестьян.

  • Два Егорья: один холодный, другой голодный[18].
  • Егорий зимний — охранитель скота, повелитель волков[19].
  • С Юрьева дня волки начинают ходить за добычей[19].
  • Что у волка в зубах — то Егорий дал[20].
  • С Егория медведь в берлоге засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам[19].
  • Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять протори[21].
  • Джеоргуба — осенний праздник Георгия Победоносца у осетин
  • Гиоргоба — осенний праздник Георгия Победоносца у грузин
  1. ↑ Трефилова, 2012, с. 601–607.
  2. 1 2 Гура, 1997, с. 70.
  3. ↑ Некрылова, 1991, с. 362.
  4. ↑ Шангина, 2004, с. 103.
  5. ↑ Чичеров, 1957, с. 225.
  6. ↑ Чичеров, 1957, с. 36.
  7. ↑ Котович, Крук, 2010, с. 310.
  8. ↑ Васілевіч, 1992.
  9. 1 2 Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
  10. ↑ s:Пословицы русского народа (Даль)/Нечаянность — Расплох
  11. 1 2 3 Котович, Крук, 2010, с. 311.
  12. ↑ Беларускі народны каляндар // Белорусский государственный университет
  13. ↑ Трефилова, 2012, с. 607.
  14. ↑ Мадлевская и др., 2007, с. 260.
  15. ↑ Власова, 2000, с. 141.
  16. ↑ Коринфский, 1901, с. 502.
  17. ↑ Фразеологизмы
  18. ↑ Коринфский, 1901, с. 249.
  19. 1 2 3 Грушко, 2000, с. 65.
  20. ↑ Рыбаков, 1987, с. 728.
  21. ↑ Коринфский, 1901, с. 501.
  • Грушко Е. А. Энциклопедия русских примет. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 432 с. — ISBN 5-04-004217-5.
  • Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. — М.: Индрик, 1997. — 912 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-056-6.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Коринфский А. А. Юрий холодный // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 495—502.
  • Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2.
  • Мадлевская Е., Эриашвили Н., Павловский В. Русская мифология. Энциклопедия. — М.: Эксмо, Мидгард, 2007. — 527 с. — (Тайны древних цивилизаций). — ISBN 5-699-13535-9.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М.: Наука, 1987. — 782 с.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
  • Юрьев день / Трефилова О. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 601–607. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Шангина И. И. Русские праздники: от святок до святок. — М.: Азбука-классика, 2004. — 270 с. — ISBN 535200984X. Архивная копия от 18 сентября 2011 на Wayback Machine
  • Юрьев день // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Юрьев день // Шервуд — Яя. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 605. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6.
  • Головин В. В. Почему «Юрьев день» в Юрьев день: версия.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)

ru.wikipedia.org

Крестьянский выход — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 августа 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 августа 2019; проверки требует 1 правка.

Крестьянский выход — право крестьян на переход от одного феодала к другому в XI—XVII веках. В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября (Юрьев день) и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён (формально приостановлен) в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года.

26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу владельцев земли и по государственным налогам[1].

Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Так как годовой цикл сельскохозяйственных работ обычно завершался к концу ноября, то с 1497 года крестьянин мог расплатиться по налоговым и оброчным обязательствам и покинуть имение помещика лишь за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. С XVI века в связи с оформлением крепостного права в России, было введено ограничение прав перехода крестьян от одного помещика к другому. При этом надо отметить, что до сих пор историками не найден конкретный закон об отмене Юрьева дня[2]. В связи с этим, в исторической науке существует 2 концепции закрепощения крестьян — указное и безуказное. По мнению русского историка В. Н. Татищева крестьяне были закрепощены Борисом Годуновым в 1592 году, но после его смерти текст документа был утерян и так до сих пор не найден. В преамбуле Уложения царя Василия Шуйского о крестьянах 1607 года было записано.

«при царе Иоанне Васильевиче… крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иоаннович, по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал и, у кого колико тогда крестьян было, книги учинил…»[2]

К сожалению документ не сохранился, остался лишь только его пересказ Татищева. Тезис о закрепощении крестьян царем Фёдором, подтверждается письмом царю, написанным в 1595 году старцами Пантелеймоновского монастыря.

«Ныне по нашему (царя Фёдора. — Р. С.) указу крестьянам и бобылям выходу нет»[2]

Историк В. О. Ключевский отметил, что опираться надо на строго проверенные факты, а не догадки, и высказал мнение, что конец крестьянским переходам положили не правительственные указы, а сложившиеся к тому времени условия жизни. Исходя из этого он считал версию Татищева об установлении крепостной неволи Годуновым исторической сказкой[2].

Б. Д. Греков высказал мнение, что в России в XVI веке появилась барщинная система, которая стала материальной базой крепостного права, в результате чего в 1581 году Иван Грозный издал указ о «заповедных летах». Это означало запрет (заповедь) на выход крестьян в Юрьев день[2].

Р. Г. Скрынников раскритиковал эту концепцию, так как, по его мнению, представление о широком развитии барщины в это время является ошибочным, а детальный анализ источников показывает, что Иван Грозный не издавал указа об отмене Юрьева дня. В частности, не существует документов, составленных при жизни царя, где бы термин «Заповедные лета» применялся к крестьянам. В царской жалованной грамоте городу Торопцу 1590 года этот термин применяется к городскому населению, которое «с посаду разошлись в заповедные леты». На основании этого документа, Скрынников делает вывод, что термин «заповедные лета» нельзя соотносить с формальной отменой Юрьева дня, так как он означает временное прикрепление податного населения — посадских людей и крестьян к тяглым дворам и наделам, и это, по его мнению, отвергает тезис, что крестьяне были закрепощены Иваном Грозным[2].

  • Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. 2003.

ru.wikipedia.org

9 декабря — Юрьев день и день святого Георгия Победоносца

Православные 9 декабря отмечают День святого Георгия Победоносца. В народе он известен как Юрьев день. «360» рассказывает об истории и традициях этого праздника.

История Юрьева дня

Великомученик Георгий родился в ІІІ столетии в семье христиан в Каппадокии (территория современной Турции). Георгий воспитывался в традициях христианской веры. Когда он открыто заявил о своем вероисповедании, то подвергся пыткам. В конце концов Георгия убили. По преданию великомученник Георгий перед смертью перекрестился перед статуей Аполлона, и все идолы храма разрушились.

Также по преданию, Георгий убил змея, который опустошал земли Бейрута. Именно поэтому на образах Георгий Победоносец изображен воином с копьем руках, который сражается со змеем.

Ярослав Мудрый в период с 1051 по 1054 годы заложил в Киеве Георгиевскую церковь. Благодаря этому 9 декабря (по старому стилю 26 ноября) стал большим праздником. Согласно проложному сказанию, Ярослав «заповеда по всеи Руси творити праздник святого Георгия». В народе праздник стали называть Юрьев день.

Традиции Юрьева дня

В этот день, 9 декабря, крепостные крестьяне на Руси могли переходить от одного владельца к другому. Они имели право сделать это закончив все сельскохозяйственные работы. Однако после смерти Ивана Грозного крепостным запретили переходить от хозяину к хозяину. С этим событием связано выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Оно означало утраченные возможности. В народе Юрьев день еще называли Осенний Егорий. Существовало выражение «объегорить». Это значило «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания». Так крестьяне реагировали на отмену их права перехода.

К 9 декабря старались утеплить дома, чтобы холод не проникал в помещение. В День святого Георгия Победоносца нельзя было праздно проводить время. Люди молились святому Георгию, чтобы хищники не напали на их домашних животных. На Руси верили, что в этот день волки начинали охотиться.

Приметы на Юрьев день

С Юрьевым днем связаны приметы, указывающие на то, какой будет зима. Так, погоду определяли по воде в колодце. Если по воде шла рябь, значит в скором времени нужно было ждать вьюги и метели. Если вода была спокойная, то особых холодов ждать не стоило. На Руси верили, что какой Юрьев день, такой будет и зима. Если дует ветер с севера — нужно ждать морозов. Иней на деревьях 9 декабря обещал раннюю весну.

10

человек поделились статьей

360tv.ru

Что такое Юрьев день? | Справка | Вопрос-Ответ

9 декабря отмечается Юрьев день — церковный праздник, посвящённый св. Георгию Победоносцу, покровителю воинов, скотоводов и земледельцев. По традиции на Руси в этот день осуществлялся переход крестьян от одного феодала к другому. Они рассчитывались с помещиками и с государством по всем денежным и натуральным налогам.

Согласно Судебнику 1497 года, крестьянин не мог покинуть своих хозяев в течение года, отправиться на поиски лучшей жизни можно, только завершив полевые работы, а именно в Юрьев день или же в течение недели до и после него.

В 1581 году с целью предотвратить запустение имений царь Фёдор Иоаннович ввёл заповедные лета: временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день. Запрет оказался неожиданным, и в народе даже появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», иллюстрирующая несбыточность чего-то желанного.

«Юрьев день», С. Иванов, 1908 г. Источник: Public Domain

Почему Юрьев день так называется?

Под именем Юрия (или Егория) на Руси с древних времён почитали святого Георгия, и именно в его честь и назван этот день. Этот святой известен тем, что убил копьем жестокого змея, который совершал набеги на земли языческого царя. Чтобы умилостивить чудище, приходилось отдавать ему людей. И вот жребий выпал на дочь самого царя. Тогда явился Георгий с копьём в руках и убил дракона. С приходом этого святого местные жители обратились в христианскую веру. Они молились святому Георгию и просили у него защиты.

3а победу над змеем и за мужество в страдании Георгий стал называться Победоносцем. Святой великомученик считается покровителем и защитником воинов. На иконах обычно изображается сидящим на белом коне и поражающим змея копьём в пасть.

Подробнее о святом великомученике читайте в справке →

Традиции празднования и народные приметы

Традиционно в Юрьев день православные христиане обращаются к Георгию со своими молитвами и просят святого об урожае, о защите от бед и ненастья, об удаче и успехах. С праздником в старину связывали некоторые приметы. В этот день было принято слушать воду. Люди отправлялись к колодцам и слушали. Если никто ничего не слышал, то зима обещала быть тёплой и непродолжительной. Если же кто-то слышал плеск воды, то зима обещала быть морозной.

aif.ru

приметы и запреты, как поздравить 9 декабря

День святого Георгия Победоносца православные христиане отмечают 9 декабря. В народе этот праздник называется Юрьев день.

История, традиции праздника, как отмечать и что нельзя делать – в материале OBOZREVATEL.

Юрьев день: история праздника

Празднование дня памяти Георгия Победоносца, небесного покровителя князя Ярослава Мудрого, было установлено в православной церкви в память об освящении Георгиевского храма в Киеве в 1051–1054 годы.

Юрий, или Георгий – римский воин, христианский святой, мученик. Был родом из греков Каппадокии. Сын римского офицера Гиротония и его жены христианки Полихронии. Был гвардейцем и соратником римского императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан потерял все должности. Мужественно принял смерть, отказавшись отречься от своей веры в Иисуса Христа.

9 декабря крестьяне имели право переходить от одного хозяина к другому. Правда, эта традиция была отменена русским царем Борисом Годуновым в конце XVI столетия. Как известно, крылатая фраза "Вот тебе, бабушка и Юрьев день" означает утраченные возможности.

Юрьев день: традиции

Считалось, что на Юрия зима полностью вступает в свои права: "Юрий мостит, а Никола гвоздит". Поэтому до 9 декабря люди заколачивали окна и оббивали двери войлоком, чтобы защитить свои избы от злых морозов.

А отправляясь в дальнюю дорогу 9 декабря, обязательно нужно было отслужить молебен о благоприятном окончании предстоящего путешествия.

Также в Юрьев день молились святому Георгию с просьбой защитить домашнее хозяйство, просили здоровья и безопасности для скота, чтобы хищники не трогали его.

Наши предки также верили, что 9 декабря "Егорий отпускает на волю волков" и они могут нападать на всякий скот.

Для защиты домашней животины крестьяне бросали угольки в воду, а потом несколько штук заносили в сарай со скотом.

Юрьев день: что нельзя делать

В Юрьев день запрещалось работать. Верили, что всем, кто не уважает святого, он принесет беду. Волки часто оказывались в роли исполнителей наказания. Они могли напасть на скот провинившегося человека, а также на него самого.

Кроме того, в народе считалось, что для того, чтобы жить в достатке и не иметь долгов, обязательно до Юрьева дня нужно избавиться от долгов или расплатиться по счетам.

"Егорий – над волками хозяин. Что у волка в зубах, то Егорий дал". Это означает, что спасать обреченное на съедение волком животное было нельзя, иначе можно было разозлить святого Георгия. Существовала легенда, что в этот день святой, в образе седого старика, ходит по лесу, собирает в стаю волков и распределяет между ними коров и овец.

Приметы на Юрьев день

  • На Юрьев день следили за температурой за порогом. Если за окном мороз, то и вся зима обещала за щеки искусать, а коли иней на стекле нарос, то весной хорошего урожая можно ждать.

  • Если до 9 декабря выпало много снега, то до 6 мая все растает и вырастет новая трава.

  • Если на Юрьев день холодно или ударил мороз, то зима обещает быть очень суровой и долгой.

  • Услышать волчий вой недалеко от дома – к сильным морозам.

  • Сильный ветер 9 декабря: ожидайте трескучих морозов.

  • Если на 9 декабря весь день метет метель, то будет раннее поение пчел.

  • Для родившихся 9 декабря лучшим талисманом будут халцедон либо хризоберилл.

  • Без Юрьева наказу и серый (волк) сыт не будет.

  • На что волк сер, а и тот по закону живет: что Егорий скажет, на том все и порешится.

Ранее OBOZREVATEL рассказывал про Введение вo храм Пресвятой Богородицы (Третья Пречистая) – большой праздник, который православные христиане восточного обряда отмечают 4 декабря.

Как живется Лободе и Лорак в России - читай у нас в Instagram!

www.obozrevatel.com

Что за праздник - Юрьев день?

Это торжество напрямую имеет значение к истории России. Оно внесло свою лепту в установление в стране крепостного права, стало неким послаблением для народа.

Значение Юрьева дня

Этот праздник носит более полное название, а именно день святого Георгия Победоносца. По новому григорианскому календарю это торжество принято отмечать 23 апреля, именуя дату Егорий Вешний. Второй раз празднуют зимой — 9 декабря, Егорий Осенний.

День был важен для крестьян, так как тогда им выдавались деньги за работу, проведенную на угодьях помещика. Затем крестьянский народ волей царского указа мог даже уйти от хозяина, если тот позволял себе жестокое и несправедливое отношение к подчиненным.

Святой Георгий

Отмечают торжество в честь Победоносца только русские люди. Праздник не зарегистрирован в остальных ответвлениях христианства, кроме православия.

Если брать в качестве источника Библию, то там Георгий — великомученик, пострадавший за свою веру.
Но для славянских народов в древности Георгий — покровитель земледельцев, что отразилось в культуре. 6 мая — когда народ отмечает Юрьев день, уже начинаются работы по пахоте земли, огородничеству и садоводству. (см. как избавиться от зависти?)

Именно этим и объясняется историческое событие, имеющее прямое значение для крестьян. Для этого слоя населения на Руси всегда была важна земля, они проводили в трудах над урожаем большую часть своей жизни. После окончательного закрепощения, земля для крепостного человека стала главным способом заработать и прокормиться.

Нужно заметить, что люди изначально продавали только излишки того, что производили, и лишь с согласия барина.

Кроме религиозного и исторического значения, есть ещё социальная подоплека. Царь использовал Юрьев день, чтобы смягчить положение крепостных крестьян.

Биография святого

История Георгия Победоносца начинается в городке Бейрут, сейчас он находится в Ливане.
Место было основано в 1500 году до новой эры.

Рождение Георгия приписывают к III веку новой эры, но археологические данные не точные. Мать и отец святого, судя по скудным историческим сведениям, были людьми зажиточными, глава семьи занимал хорошее положение в обществе.

В III веке нашей эры человечество еще не пришло к принятию христианства, поэтому во множествах стран шли гонения этой религии. С особым нетерпением к христианам относились римляне, египтяне, у них существовал собственный пантеон богов. Еретиков, не согласных с их верованиями, подвергали пыткам или убивали, если те не отказывались от своей веры.

Не смотря на столь жесткие условия, родители растили Георгия в праведной христианской религии.

В Риме третьего тысячелетия правил выдающийся император — Диоклетиан.

Георгий будучи весьма красивым, физически подготовленным, здоровым и умным юношей, решился пойти к правителю Рима на военную службу — легионером. Это была очень престижная военная должность в Древнем Риме.

Вскоре будущий святой заслужил признание у императора, служил ему верно и всегда выполнял необходимые поручения. Григорию нравилась своя должность, одно лишь его не утешало — гонения христиан.

Диоклетиан, правивший с 284 по 305 года, прославился как очень жестокий и кровожадный правитель, строгий к своим подчиненным. Заслужить его уважение мечтали многие солдаты, у Георгия это получилось. Но вскоре, после очередного нападения на безобидных христиан, юноша не выдержал. Он сделал замечание императору. Высказал, что тот ведет себя несправедливо к людям.

Разумеется, такое поведение юного военного деятеля было совершенно неуместно перед правителем всего Рима. Диоклетиан расстроился тому, что его верный воин оказался предателем, вступившим на сторону неодобренного религиозного течения.Собор Василия Блаженного на Красной площадиКакие тайны хранит в себе главный собор России? Какой архитектор строил храм на Красной площади и в чем изюминка собора? Какие легенды связаны с этим местом?

Георгия долгое время пытали, император хотел, чтобы он отвернулся от христианства и вновь примкнул к римскому пантеону богов. Но этому не суждено было случиться.

После долгих мучений правитель Древнего Рима приказал покончить с юношей. Георгия приговорили к смертной казни через отрубание головы.

Это событие зарегистрировано археологами, оно произошло в Никомидии, примерная датировка — 303 год.

Юрьев монастырь

Святой Георгий сильно повлиял на дальнейшую судьбу христиан. Он стал для них символом несгибаемости, твердого характера и огромной веры в свою религию.

С глубокой древности, почти сразу, после крещения Руси, в 988 году, святой получил особую популярность у русских князей. В честь него Ярослав Мудрый получил имя Георгий при крещении.

Самым большим показателем почтения стало строительство монастыря, которое было окончено в 1030 году.

Церковное учреждение решено было возводить в Великом Новгороде, ибо это один из первых городов на Руси. Учредил постройку Ярослав Мудрый, он тщательно следил за всеми этапами строительства.

Первое летописное упоминание историки отмечают в 1119 году, когда другой князь — Мстислав Великий произвел перестройку храма, а именно изменил материал, вместо дерева — камень.

К 1333 году монастырь обзавелся весьма большими земельными наделами, а также у него появились большие и крепкие стены для защиты населения и церковной утвари от захватчиков.

Лишь в 1770 году для Юрьева монастыря наступили плохие времена. Причиной тому стала секуляризация церковных земель. Церковное учреждение стало нищим.

В 1822 году, с приходом нового архимандрита все изменилось, при содействии императора Александра I монастырь подвергся реставрации.

Одна из колонн храма делалась по чертежам знаменитого отечественного архитектора Карла Росси.
Двадцатый век для храма обернулся чередой плохих явлений. Сначала в 1921 году большевики отобрали у церкви все ценное имущество, затем вовсе запретили проводить там богослужения.

В 1932 по 1941 года Юрьев монастырь переоборудовали в дом для инвалидов. В нем содержалось большое количество раненных и искалеченных людей после событий Финской войны.

С 1942-1944 года храм был захвачен немецкими войсками, там располагались нацистские корпуса, лишь к 1945 году монастырь удалось освободить от захватчиков.

С 1980 года церковь начала работать в обычном режиме: проводить богослужения и принимать паломников.

Как православные относятся к этому дню сейчас?

В современном мире многие стали забывать о Юрьевом дне, а точнее о его историческом значении. Теперь это исконно православное торжество, чествующее святого мученика Георгия.

О большой роли для церкви повествует сказание о змее, которого победил Победоносец. Отсюда и пошло его именование. Змей для христиан обозначает черта, злую силу, которую святой пронзает копьем. Для православных это дата отождествляется с победой над злом, которую совершил Георгий.

Если верить полному приданью, то после казни святого, около его захоронения стал водиться змей. Он требовал жертв для себя в виде молодых парней или девушек. В один день, когда на гибель к змею принесли очередную жертву — молодую девочку, Георгий не стерпел таких жертв. Перед самым убийством особы конь Победоносца встал перед змеем, и Георгий воткнул в нечисть свое копье. Так было побеждено зло, мучавшее людей из деревни на протяжении долгих лет.

Исторические личности Юрьева дня

В истории России дата почитания Георгия Победоносца была особенной для крестьянских семей. Это все не беспочвенно, к празднику приурочено множество важных личностей.

Первым человеком, который имеет непосредственное значение к Юрьеву дню — Иван III Васильевич, родившийся в 1440, умерший в 1505 году.

За плечами этого князя большое количество нововведений, он стал объединителем огромной части земель на Руси, создал собственный Судебник.

Судебник был составлен в 1497 году и решал большое число нюансов новой русской жизни. Можно заявить, это второй письменный свод законов со времен Правды Ярославичей, он был более модернизированным, содержал подробное описание законов. (см. на какой руке носить красную нить?)

Одной из статей Судебника стала тема о положении крестьян, ещё не закрепощенных до конца. Царь создал для них целую неделю до и после Юрьева дня, в которую они легко могли уйти от нерадивого хозяина к другому. Единственным правилом, ограничивающим людей, стало условие о полном окончании полевых работ на земле помещика.

Эта поблажка была актуальна для народа, Московский князь получил одобрение от крепостных.

Личность Ивана IV Грозного знакома каждому человеку по учебникам истории. Помимо опричнины, он известен собственным Судебником, изданным в 1550 году.

В новом законодательстве есть изменения в области социальных отношений, военного дела, решений территориального вопроса. Касаемо положения крестьян и Юрьева дня нововведений не наблюдается.

При сыне Ивана Грозного произошли некоторые перемены, касающиеся крестьян. Федор Иоаннович ввел заповедные лета. Это годы, в которые крепостным людям не разрешалось уходить от своего хозяина. Эта идея исходила не от царя, а от приближенных бояр, от Бориса Годунова. Скорее всего, Борис был заинтересован в личной выгоде, помещикам не особенно нравилось терять рабочую силу, и они пытались предотвратить события Юрьева дня любыми методами.Спасо-Преображенский монастырь в МуромеПеред посещением мужского монастыря на левом берегу реки Оки, ознакомьтесь с полезной информацией о святыне и узнайте расписание богослужений.

Затем издан был указ об урочных летах. Это закон, позволяющий искать сбежавших крепостных на протяжении 5 лет. Если человека найдут, то его возвращают к владельцу. Если его невозможно вернуть барину спустя 5 лет, то человек становится свободным.

Юрьев день — это православный праздник для русского народа. Он имеет исторический корни, связан с князьями и судебниками. Для обычных людей торжество имело освободительный характер, давало шанс на новую, более легкую жизнь.

Также смотрите: Список смертных грехов в православии.

godzagodom.com

какого числа, дата и история праздника

Дата в 2020 году 9 декабря 2020 года, Среда
Церковное название: Освящение церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве
Значение: Отнесено к годовщине освящения собора Георгия Победоносца в Киеве
Другие названия: Юрьев день, Георгий Победоносец, Юрий холодный, Юрий осенний, Егор холодный, Егор зимний, Егорьев день
Традиции: Стараются возвратить все долги, молятся за то, чтобы в дороге все прошло удачно и благополучно


Егорий Осенний (Юрьев день) ежегодно отмечают 9 декабря. В православии праздновали годовщину освящения собора великомученика Георгия Победоносца, который был установлен в самом Киеве. Данный святой почитается многими, как заступник земледельцев, а также диких животных – волков. Торжество имеет еще одно имя – «осенний». Так, во время старого летоисчисления, отмечался 26 ноября.

История праздника

В древнее время богатые люди часто выстраивали церкви святым заступникам. Таким образом, и Ярослав Мудрый приказал установить собор посвященный святому Георгию. Ведь во время крещения получил именно это имя.

Под постройку месторасположения выбрали совсем рядом с Софийским храмом в самом Киеве. А вот освятили только 26 ноября 1051 года. После чего по приказу князя данное событие стали отмечать каждый год.

Более того святой почитался на всей территории Руси всеми не только крестьянами, но и более высшей элитой.

Родился Георгий в III веке в Каппадокии. Став взрослым пошел служить воином к императору Диоклетиану. Однако, как только произошли гонения на всех христиан, то молодой человек сначала раздал свое имущество, а потом пошел к царю, громогласно назвав христианином.

Из-за этого подвергся пыткам, но мужественно их переносил, благодаря собственной храбрости, а также помощи со стороны Бога. А уже перед самой гибелью перекрестил статую Аполлона, после чего все идолы мгновенно разрушились на мелкие осколки.

Императрица Александра тут же бросилась к мученику, чтобы попросить пожалеть, смилостивиться над тираном. В результате оба погибли.

Святой Георгий много сотворил дивных дел, но самым известным считается убийство змея, который постоянно опустошал земли Бейрута с помощью копья. Как говорится в сказании, когда на растерзание чудовищу привели царскую дочку, то возник данный святой на своем конем и пронзил его собственным копьем. После этого его образ стал невероятно популярным большому количеству людей.

Традиции и обряды

В Егорий Осенний (Юрьев день) если человек собирается в дальнюю дорогу, то ему требовалось провести специальное богослужение, чтобы с успехом завершить дальний путь.

Еще люди считали, что имеющиеся обязанности и денежные долги следует возвратить до Юрьева дня, а то всю жизнь придется быть всем должен.

Также двери забивали с помощью рогожи и войлока, а вот окна и погребе хорошенько конопатили. Все это делалось для того, чтобы спастись от сильных и лютых морозов.

А ввиду того, что Георгия почитали, как защитника домашней скотины, то обязательно молились ему по поводу здоровья и безопасности животных, чтобы их никакой дикий зверь не смог тронуть. Так 9 декабря уголь бросали в чистую воду, а после несколько штук относили в хлев, где находилась домашняя живность.

Более того Егорий Осенний (Юрьев день) высоко почитался на Руси еще во время крепостного права. Ведь до начала празднования и после уже, по одной неделе всем крестьянам позволялось переходить к любому понравившемуся хозяину. Однако подобная привилегия была прекращена во время правления Бориса Годунова. В итоге появилась пословица, означающая сожаление и обманутые надежды от того, что пропала свобода выбора: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Однако, как только страна стала погружаться в смутное время: с деньгами и продовольствием начались проблемы, тут же началась массовая голодовка, приведшая к недовольству со стороны крестьян. А потому, чтобы хоть немного прокормиться стали сбегать к более богатым хозяевам. Подобную ситуацию нужно было брать под жесткий контроль, в итоге в государстве снова ввели Юрьев день, позволив бедным людям менять хозяина по закону.

Приметы

  • Вода, находящаяся в колодцах покрывается рябью, а также слышится оттуда гул, то весь зимней обещает с метели и вьюги. Следовательно, крестьяне в срочном порядке начинали обивать свои двери войлоком, а окна с погребом обязательно конопатили – спасались от лютого мороза.
  • Внутри колодца не слышно плеска и даже шороха, значит, зима предстоит тихая и не слишком вьюжная.
  • Возле жилья слышится вой волков – будут сильные морозы.
  • Снег, идущий в это время, говорит о том, что в следующем году стоит ждать хороший урожай гречки.
  • Снег с дождем указывает на то, что ранняя, а также поздняя гречиха будет одинаково хороша.
  • В течение всего дня держится устойчивая метель – будет ранее поение пчел.
  • Ветер с севера предвещает сильные морозы.
  • Все медведи, на Егория спасаясь от лютой стужи, начинают прятаться по берлогам, а вот волки наоборот стараются как можно ближе подойти к деревенским жилищам.
  • В этот день у волков было запрещено отбирать жертву, чтобы не разгневать святого Георгия, покровителя этих самых животных
  • На Руси существует два Егорья – холодный, отмечаемый 9 декабря, а также не урожайный – 6 мая.
  • Человек, который родился в этот день, должен носить камень – халцедон либо хризоберилл.
  • Именинниками считаются люди, носящие такие имена, как: Георгий, Егор, Яков, Афанасий, Василий, Михаил, Петр, Илья, Иннокентий, Юрий, Юлиан и Федот.

365calend.ru

что это, даты, приметы и суеверия

В церковном календаре существует много праздников, о которых многие не знают. И в каждый из них для людей определенная деятельность является благоприятной или напротив. Юрьев день – это праздник, посвященный памяти великого мученика Георгия Победоносца. Почему день называют Юрьевым, если святого звали Георгий, что можно и чего нельзя делать в этот день и что это за праздник, узнаете из этой статьи.

Почему день Юрьев и кто такой Георгий Победоносец

Среди церковных имен не существует имени Георгий, поэтому праздник называют на русский манер: Егорий вешний, Юрий весенний, Егорий – ленивая соха. Самым распространенным является название Юрьев день.

Георгий родился в Ливане в семье богатых людей и воспитывался в христианской религии. Поступив на военную службу, юноша выделялся незаурядным умом, отвагой и храбростью. Молодой человек был необычайно красив, имел гордую осанку и статный вид. Он сразу стал любимым воином императора Диоклетиана.

Император был талантливым руководителем и умело управлял народом. Однако правитель был яростным приверженцем язычества и имел цель возродить эту религию в Римской империи. В виду своих верований он ненавидел христиан, заставлял их заниматься черным трудом, а в случае провинности расправлялся самым жестоким образом.

Как погиб Георгий и почему он Победоносец

Георгий однажды узнал, что делает Диоклетиан с христианами и проникся к ним огромной жалостью. Он понимал, что его ждут такие же муки, если император узнает о его веровании. Поэтому молодой воин отпустил рабов, раздал нуждающимся всё свое имущество и явился к правителю, заявив о том, что является христианином. Он обвинил царя в жестокости и несправедливости. Он говорил убедительно, а речь его была полна праведного гнева.

Император пытался убедить воина отречься от Христа, но молодой человек был не преклонен. И тогда правитель приказал заключить Георгия в темницу, подвергнув различным мучениям. Его приковали кандалами к земле и положили на грудь огромный камень. Молодой человек стойко терпел, продолжал восхвалять Господа и не отрекался от него. Тогда над ним стали издеваться более жестоко: избивали кнутами, обливали кислотой, заставляли бежать в обуви, внутри которой были гвозди.

Юноша мужественно переносил все страдания и не сдавался. И тогда император приказал казнить воина, отрубив ему голову. Это произошло в 23 апреля 303 году. По обычному календарю дата празднования Юрьева дня приходится на 6 мая. Георгий не отрекся от религии христианства даже в страшных пытках. Он победил царя Диоклетиана, поэтому его назвали Победоносцем. С тех пор каждое 6 мая церковь посвящает памяти этого великого мученика.

Почему на иконах Георгий убивает змея

На иконах мученик изображается, как всадник, сидящий на белом коне. В руках он держит меч, которым замахивается на змея. Такое изображение связано с преданием, которое появилось уже после смерти Георгия.

Святой родился в Бейруте, окруженном горной местностью с множеством змей. Согласно легенде, однажды в озере поселилось страшное чудище, похожее на огромного змея. Каждый день зверь выходил на охоту и убивал местных жителей. Люди его очень боялись, но не находилось храбреца, который бы мог вступить с ним в бой и защитить население.

Чтобы задобрить чудовище, жители стали ежедневно отдавать ему на съедение человека. Для этого использовали жребий. Было неважно, кто выпадал. В жертву отдавали и юношей, и девушек. Но однажды рулетка показала на дочь местного правителя. Девушку отвели к озеру, привязали и оставили на съедение змею.

С ужасом она ждала появления страшного чудовища. Но вдруг увидела светящийся образ юноши на коне. Он взмахнул мечом и отрубил змею голову. Это был Георгий Победоносец. Своим чудесным появлением он избавил девушку от неминуемой гибели и остановил смерти людей в Бейруте. Жители этого города ранее были язычниками, но после такого чуда сменили религию на христианство, поверив в Иисуса.

Что можно и чего нельзя делать в Юрьев день

Именно 6 мая начинаются работы с землей. Этот день лучше всего посвятить очищению садовых участков, сжиганию мусора и удобрению земли. Считается, что в этот день земля наиболее восприимчива, поскольку 6 мая ей были преданы мощи святого человека. Фрукты, ягоды и овощи, посаженные в этот день, будут давать богатый урожай до глубокой осени, а собранные плоды будут вкусными и сочными.

В день Егория вешнего следует уделить внимание домашней скотине. Помойте животных, почистите им шерсть и сытно накормите. Такое простое действие 6 мая поможет животным быть здоровыми, продолжать потомство, а в дальнейшем давать вкусное мясо.

Юрьев день считается также праздником пастухов. Их поздравляют и дарят символичные подарки. А еще пастухов 6 мая кормят яичницей. Такой простой ритуал помогает им успешно управлять стадом целый год и не терять его.

В день Егория вешнего не следует заниматься шерстью. Женщины, чья деятельность связана с прядением или вязанием стараются даже не смотреть в сторону пряжи. Считается, что волки могут украсть овец из домашнего стада.

Приметы Юрьева дня

Наши предки заметили, что если 6 мая происходят определенные вещи, то это несет за собой конкретные последствия. Вот некоторые из примет:

  • Мороз в этот день сулит богатый урожай просо и овса.
  • Теплый день пророчит раннее лето.
  • Если в этот день идет ливень, вырастет много травы.
  • Северный ветер предвещает холодную осень и ранние морозы.
  • Если в Егорий день на березе листья крупные, ждать богатого урожая.
  • 6 мая нельзя ни с кем ссориться – можно умереть от грозы.

Заключение

Православные праздники имеют под собой серьезную почву. Юрьев день появился в результате гибели замечательного воина, а в дальнейшем великого мученика Георгия Победоносца. В этот день благоприятно заниматься животными и землей. Как и в любой церковный праздник нельзя иметь конфликты и ругаться с близкими людьми.

tayniymir.com


Смотрите также