8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

В россии каждый народный праздник сопровождается обрядами упражнение


Праздники и обряды — Журнальный зал

В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными ими песнями или пением. Самое происхождение того или другого празднества, содержание и цель их решительно отделяет от церковных св. празднеств и независимо в отношении к св. обрядам церкви, потому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с богослужебными обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и пр. Так что почти всегда, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Понятно, что торжественность дня усиливалась еще в большей степени от такого влияния массы народа с целями такого высокого нравственного и религиозного направления. Легко эти обычаи поясняются германскими языческими обычаями, где жрецы были в то же время и судьями, а сами сборные местности считались священными, всегда находились близ рек, дорог и вообще удобных мест для сообщения.

Такие сообщения язычников при сборищах, где они молились богам, совещались о делах, разбирали тяжбы, при посредстве жрецов, или прибегали к их мудрости, прося советов, не могли остаться бесследно забытыми, как серьезно лежащие в основе жизни народа и крепко утвердившиеся в его памяти. Когда Христианская вера поборола языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев, в роде празднеств, и, к стыду христианства, некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским.

Смысл и понятие о празднествах до того перепутались, что нашим знаменитым Русским историкам, хронографам и этнографам было много хлопот, чтобы определить их характер.

В дальнейшем мы имеем сообщить подробности и указания на основании данных исторических сведений об обрядах.

(Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Москва, 1880. Издание книгопродавца М. Березина)

magazines.gorky.media

Праздники и обряды

  В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными им песнями или пением. Самое происхождение того или другого празднества, содержание и цель их решительно отделяет от церковных св. празднеств и независимо в отношении к св. обрядам Церкви, потому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с богослужебными обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и пр. Так что почти всегда, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Понятно, что торжественность дня усиливалась еще в большей степени от такого влияния массы народа с целями такого высокого нравственного и религиозного направления. Легко эти обычаи поясняются германскими языческими обычаями, где жрецы были в то же время и судьями, а самые сборные местности считались священными, всегда находились близ рек, дорог и вообще удобных мест для сообщения.

  Такие сообщения язычников при сборищах, где они молились богам, совещались о делах, разбирали тяжбы при посредстве жрецов или прибегали к их мудрости, прося советов, не могли остаться бесследно забытыми, как серьезно лежащие в основе жизни народа и крепко утвердившиеся в его памяти. Когда Христианская вера поборола языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены, и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев вроде празднеств, и, к стыду христианства, некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским.

  Смысл и понятие о празднествах до того перепутались, что нашим знаменитым русским историкам, хронографам и этнографам было много хлопот, чтобы определить их характер.

  В дальнейшем мы имеем сообщить подробности и указания на основании данных исторических сведений об обрядах.

М. Забылин"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"

Дата публикации: 19.03.2019 г.

назад      в оглавление      вперед

Праздники и обряды










www.rushrono.ru

Праздники и обряды — Архив номеров

В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными ими песнями или пением. Самое происхождение того или другого празднества, содержание и цель их решительно отделяет от церковных св. празднеств и независимо в отношении к св. обрядам церкви, потому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с богослужебными обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и пр. Так что почти всегда, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Понятно, что торжественность дня усиливалась еще в большей степени от такого влияния массы народа с целями такого высокого нравственного и религиозного направления. Легко эти обычаи поясняются германскими языческими обычаями, где жрецы были в то же время и судьями, а сами сборные местности считались священными, всегда находились близ рек, дорог и вообще удобных мест для сообщения.

Такие сообщения язычников при сборищах, где они молились богам, совещались о делах, разбирали тяжбы, при посредстве жрецов, или прибегали к их мудрости, прося советов, не могли остаться бесследно забытыми, как серьезно лежащие в основе жизни народа и крепко утвердившиеся в его памяти. Когда Христианская вера поборола языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев, в роде празднеств, и, к стыду христианства, некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским.

Смысл и понятие о празднествах до того перепутались, что нашим знаменитым Русским историкам, хронографам и этнографам было много хлопот, чтобы определить их характер.

В дальнейшем мы имеем сообщить подробности и указания на основании данных исторических сведений об обрядах.

(Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Москва, 1880. Издание книгопродавца М. Березина)

www.strana-oz.ru

Е.Федосеева "Пасхальные традиции"

В России каждый народный праздник сопровождается обрядами, песнями и хороводами.

Само происхождение того или иного праздника, содержание и цель возникла во времена глубокого язычества.

По праздникам люди молились богам, сообщали о делах, разбирали тяжбы. Когда христианская вера поборола языческую, то языческим обрядам был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились даже до сих пор.

Смысл и понятие о праздниках до того перепутались, что нашим знаменитым русским историкам было много хлопот, чтобы определить их значение и характер.

Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. В обеих столицах для простого народа устраивались качели, карусели, балаганы, где выступали скоморохи.

В деревнях занимались всевозможными играми, преимущественно мужчины бились красными яйцами. Девушки и молодые парни качались на каруселях, водили хороводы.

Обыкновенно в это время молодёжь вся в сборе, никто не уходит на заработки, кроме тех, кто занимается промыслами и рыночной торговлей.

Также в Пасху народ пел песни. Смысл песен имеет глубокое значение в отношении сельского хозяйства. Люди просили своевременное решение сельскохозяйственных проблем, а также богатого урожая.

Красная горка.

Слово Красная горка известно по всей России и обозначает оно гулянье на святой неделе, знаменует начало весны, красное солнышко. Выражение «Красная горка» символизирует сельские гулянья, когда обыкновенно разливаются реки,   на улице становится тепло, красиво и весело.

На Пасху народ печёт куличи, и красит яйца.

Использование цветных яиц имеет глубокие исторические корни, уходящие далеко в глубину столетий.

Эта традиция была известна и в Древнем Китае, и в античной Греции, и в Древнем Риме. В старинном языке египетских иероглифов яйцо олицетворяет жизненный потенциал, семья жизни, тайну бытия. Яйцо является одним из основных символов Пасхи.

В этом году православные христиане празднуют Пасху 23 апреля.

В это светлое Христова Воскресенья, как и много веков назад люди произносят в качестве приветствия « Христос воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину воскресе». И радость переполняет наши сердца...

 

times248.narod.ru

Специфика праздничных традиций в контексте современной народной культуры

Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего лежит через постижение ее настоящего и прошедшего. «Народное искусство – это огромный мир духовного опыта народа, художественных идей, постоянно питающих профессионально-художественную культуру». Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура.

Ни один народ не исчезает бесследно, духовный потенциал ушедших из истории народов сохраняется, живет и развивается в других народах. Духовная преемственность поколений проявляется во взаимосвязи древних этносов и молодых наций.

Прежде всего один из главных вопросов современной культуры – вопрос нравственности, духовности, возрождения народной культуры. «Технический прогресс цивилизации ставит проблемы сохранения и развития органических типов культуры».

Богатейшая культура русского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков. Взаимоотношение с прошлым формирует современный национальный облик. Каждый человек – носитель прошлого и носитель национального настоящего, он связующее звено в истории развития общества. И если не сохранить в себе память о прошлом, то тогда губится часть его личности. Сохранение своих корней, своей национальной культуры, её развитие – это важнейшие задачи, которые требуют внимательного отношения к уцелевшим памятникам истории и культуры, к богатому народному художественному творчеству.

В Poccии, практически каждый народный праздник сопровождался обрядами. На Святки, например, проводят обряд колядования, обряд купания на крещенском морозе. Цикл Зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Праздник «Дожинки» сопровождался обрядом «Завивание бороды». Прыганье через костер, пускание венка на Ивана Купала. Большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества. «Когда Христианская вера поборола языческую, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев, в роде празднеств и, к стыду христианства, некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским».

Определения термина праздничная традиция нет в словарях и энциклопедиях. В данном параграфе мы проанализируем все определения и теоретические подходы, на основе которых мы попытаемся вывести рабочее понятие «праздничная традиция».

Вначале приступим к рассмотрению определению понятий обряд, обычай, ритуал, праздник, традиция из разных источников. Общее определение дает С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка»: «обычай это традиционно установившиеся правила общественного поведения». Т. И. Бакланова в своей работе «Народная художественная культура» трактует обычай как: «своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека». Этот же автор дает определение ритуала, как порядок совершения обряда, последовательность условно-символических действий выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.

Это определение нам кажется объемнее, данного в энциклопедии культурологи, где ритуал: «исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей».

Наиболее ёмким нам кажется определение, данное в «Большой советской энциклопедии»: «Обычай – унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов». В этой же энциклопедии содержится информация о том, что традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычай ограничивается определёнными обществами или областями общественной жизни, а обряд только разновидность обычая, символ определённых социальных отношений, в то время как обычай служит средством приобщения индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения к поколению. В роли обычая могут выступать обряды и праздники.

Обратимся к определениям традиции и праздника. Короткое и емкое определение традиции дает В. И. Даль: «преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое». Подробнее определение приводится в «Энциклопедии культурологии»: «социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени».

В этой же энциклопедии содержится информация о том, что «праздник — противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо, которое обеспечивает его участникам максимальную причастность к этой сфере».

Всю народную культуру с точки зрения бытования можно разделить на обрядовую и необрядовую. «К обрядовой относятся произведения народного поэтического творчества, которые исполняются во время совершения какого-либо обряда; они сопровождают этот обряд, являются его составной частью».

В древности обряды образовали годовой (календарный) цикл. Важнейшие праздники были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию. Т.И.Бакланова отмечает, что в праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

Многие народные обряды и праздники сложились очень давно. И с принятием христианства они не исчезли, а продолжали и продолжают жить, и поэтому сохранились два направления – народное и церковное. Эти два направления продолжают сосуществовать в современном обществе. Прежде всего обратимся к таблице, в которой представлен статус народных и церковных праздников в современном обществе.

Дата

Празднования

Статус

Зимние Святки

25 декабря (7 января) – 6 (19) января

Празднуется

Святые вечера

25 декабря (7 января) – 1 (14) января

Не празднуется

Страшные вечера

1 (14) января – 6 (19) января

Не празднуется

Рождественский сочельник

Канун Рождества Христова

Празднуется

Рождество Христово

25 декабря (7 января)

Празднуется

Васильев день (Новый год)

1 января

Празднуется

Второй сочельник

Канун Крещения Господня

Празднуется

Крещение Господне

6 (19) января

Празднуется

Сретение

2 (15) февраля

Празднуется

Масленица

Обычно приходится на период с начала февраля до середины марта

Празднуется

Великий пост

Семь недель от Масленой недели (Прощеного воскресенья) до Пасхи

Празднуется

Сороки (дню памяти Сорока Севастийских мучеников)

9 (22) марта

Не празднуется

Благовещение Пресвятой Богородицы

25 марта (7 апреля)

Празднуется

Вербное воскресение

Предшествует Пасхальному Воскресенью

Празднуется

Великий (Чистый) четверг

Четверг на последней неделе перед Пасхой

Празднуется

Светлое Христово Воскресение (Пасха)

Первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (наступающего после весеннего равнодействия)

Празднуется

Егорьев (Юрьев) день (Егорий весенний)

23 апреля (6 мая)

Не празднуется

Фомина неделя

Первая неделя после Пасхальной

Не празднуется

Фомино воскресенье (Красная горка)

Первое воскресенье после Пасхального

Празднуется

Радуница

Вторник на Фоминой неделе

Празднуется

Вознесение Господне

Сороковой день после Пасхи

Празднуется

Летние (Зеленые) Святки (Семицкая и Троицкая недели)

Седьмая и восьмая недели после Пасхи

Не празднуется

Преполовение: середина срока между Пасхой и Троицей

25-й день после Пасхи

Не празднуется

Семик

Четверг на седьмой неделе после Пасхи

Не празднуется

Вознесение Господне

Сороковой день после Пасхи

Празднуется

Троица (Пятидесятница)

Воскресенье, пятидесятый день после Пасхи

Празднуется

День сошествия Святого Духа (Духов день)

Первый понедельник после Троицы

Не празднуется

Георгий Победоносец (Егорий вешний)

23 апреля (6 мая)

Не празднуется

Николин день (Никола вешний)

9 (22) мая

Не празднуется

Борис и Глеб

2 (15) мая

Не празднуется

Аграфена-купальница

23 июня (6 июля)

Не празднуется

Иванов день (Иван Купала) Рождество Иоанна Крестителя

24 июня (7 июля)

Празднуется

Кузьма и Демьян (летние кузьминки)

1 (14) июля

Не празднуется

Петров день (Петр-солнцеворот)

29 июня (12 июля)

Не празднуется

Зажинки (День Прокофия Жатвенника)

21 июля

Не празднуется

Ильин день (Илья Пророк)

20 июля (2 августа)

Не празднуется

Первый Спас (Медовый, Спас на воде)

1 (14) августа

Празднуется

Преображение Господне (Второй Спас – Яблочный, Спас на горе)

6 (19) августа

Празднуется

Успение Пресвятой Богородицы (Третий Спас – Ореховый, Спас на полотне)

15 (28) августа

Празднуется

Обжинки (Дожинки)

15 (28) августа

Не празднуется

Осенины: День Семена-летопроводца

1 (14) сентября

Не празднуется

Рождество Пресвятой Богородицы (вторые Осенины – Оспожинки)

8 (21) сентября

Празднуется

Воздвижение Креста Господня (третьи Осенины)

11 (27) сентября

Празднуется

Покров Пресвятой Богородицы

1 (14) октября

Празднуется

Параскева Пятница

14 (27) октября

Не празднуется

Дмитрий Солунский

26 октября (8 ноября)

Не празднуется

Дмитровская (родительская, дедова) неделя

неделя после дня Дмитрия Солунского

Не празднуется

Кузьма и Демьян (зимние кузьминки)

1 (14) ноября.

Не празднуется

Егорьев день (Егорий осенний)

26 ноября (9 декабря)

Не празднуется

Николин день (Никола зимний)

6 (19) декабря

Не празднуется

Таким образом, мы видим из таблицы, что праздничные традиции, пройдя время принятия христианства и приспособившись к церковным праздникам, в наше время забываются и исчезают.

Заметим, что «в народной культуре превалирует освоение опыта предшествующих поколений непосредственно в ходе совместной деятельности (ее совместного пения, выполнения обрядов, ритуальных действ хозяйственных работ), в процессе вербального и невербального поведения». Это освоение преимущественно осуществляете в совместных действиях – в обрядах, ритуалах.

Особенностью народной культуры является коллективность исполнения, втягивание в игрище, в действие большого количества людей, часто всех окружающих. Каждый мог исполнить песню, танец, сыграть на музыкальном инструменте. Естественно, что вовлечение в «действо» имело огромное организующее влияние на личность.

Правила жизни были растворены в самих текстах, способах их исполнения и передавались непосредственно из уст в уста. Все это свидетельствует о синкретизме народной культуры. Слово, музыка, действие, пространство и время исполнения, сами участники, слушатели и исполнители – все слито в единое целое, оказывая комплексное воздействие.

«Отдельные виды народного искусства органически связаны между собой к составляют единое целое, единую художественную структуру». Речь идет о синкретизме народной культуры. Обратимся к определению понятия синкретизм, термин которого введен академиком А. Н. Веселовским. «Синкретизм – в широком смысле этого слова – нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего, однако, термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А.Н.Веселовского – сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова». С течением времени синкретизм исторически угас. Разные виды искусства преодолели состояние первобытной нерасчлененности и выделились сами по себе.

В рамках нашего исследования мы рассмотрим обрядовый фольклор, представленный музыкальными жанрами. Праздничные обряды сопровождались специальными песнями, которые назывались колядками, масленичными песнями, веснянками, семицкими песнями и т. д.

Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними (святочными) обрядами. Во время святок проводились различные игры, ряженья и прочие действа, имеющие магический смысл. Одним из самых примечательных явлений святочных праздников было колядование – хождение по дворам с пением новогодних песенок, которые назывались колядками. Колядовали чаще всего дети и молодежь, реже взрослые. Хождение из дома в дом со звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду, а также пение колядок (древних поздравительных песен в честь Коляды), рождественских гимнов, славящих Христа, – важнейшие элементы праздника. Хозяева одаривали ряженых, приглашали их в дом, угощали. Сам Коляда – древнеславянский мифологический персонаж – упоминается в большинстве рождественских поздравительных народных песен. Колядой также называлось одно из древнеславянских солнечных божеств.

В середине святок, 31 декабря (13 января), т.е. в канун Нового года, отмечался Васильев вечер (или как его еще называли «щедрый вечер»). Снова дети и молодежь ходили по домам с поздравлениями и песнями-колядками. У каждого участника обряда была своя любимая колядка, которую он пел хозяину дома и членам его семейства.

В России (особенно в ее центральных губерниях) для обозначения колядных песенок употреблялся еще термин «овсень». Слово «овсень» генетически связано с древним названием у русских января – «просинец», что значит «светлеющий», т. е. месяц зимнего возрождения солнца. По аналогии со свадебными величальными песнями на севере нашей страны и в Сибири колядные песни нередко назывались «виноградьями».

Подблюдные песни. С новогодним праздником святок связаны также всевозможные гадания, в том числе гадания девушек с пением, так называемых подблюдных песен. Вечером девушки собирались в какой-нибудь избе, устилали стол белой скатертью, ставили на него блюдо с чистой водой. Каждая девушка опускала в воду какую-нибудь вещь (чаще всего кольцо, серьги или другие украшения), и блюдо накрывали платком. Затем девушки усаживались около стола и начинали петь песни.

Во время пения подблюдных песен одна из девушек (чаще всего – не принимающих участия в гадании) с закрытыми глазами доставала по одному положенные в блюдо предметы. К тому, чей предмет доставался, и относилось содержание исполняемой в это время песни.

Подблюдные песни были очень небольшими по объему – от четырех до десяти стихов. Основу их содержания составлял какой-нибудь один образ, имеющий магически-символическое значение. Этот образ в подблюдной песне получал бытовую разработку.

Смысл подблюдных песен для гадающих был довольно прозрачным. Все, например, знали, что песни, в которых упоминался хлеб и все связанное с ним (поле, снопы, скирды, зерно, каравай, блины, пироги и т. д.), предсказывали хороший урожай, богатство, общее благополучие. И, наоборот, песня, в которой рисовался портрет оборванной старушки, означала бедность; песня, в которой упоминалась каркающая ворона, обозначала смерть и т. д. Гадания с исполнением подблюдных песен имели характер не заклинания (что наблюдалось в некоторых колядках), а предсказания. Но в это предсказание глубоко верили.

По подблюдным песням гадали вообще о судьбе (счастливой или несчастливой). Особенно же много подблюдных песен было сложено на тему замужества. В девичьих подблюдных песнях широко используется символика свадебных песен: символом брака в них выступают кольцо, перстень, венец, подушка и т. п.

Специфика образного содержания подблюдных песен в том, что в них причудливо сочетаются мир реальный и мир идеальный. С одной стороны, это идеальные образы народной поэзии: «добрый молодец», «красна девица» и др., а с другой – наоборот, как будто нарочито приземленные образы реального мира: корова, кошка, жук, бочка, хомут, узда, дуга и т. п.

Масленичные песни.

Масленичных песен до нас дошло немного. Все они по своей тематике и назначению делятся на две группы: одна из них связана с обрядом встречи, другая – с обрядом проводов («похорон») Масленицы.

Песни, сопровождающие обряд встречи Масленицы, отличает мажорный, жизнерадостный тон. Это, прежде всего величальная песня в честь Масленицы, получившей свое антропоморфическое выражение в образе соломенного чучела.

В песнях, посвященных встрече Масленицы, разрабатывается мотив изобильного угощения. В них говорится, что Масленицу с радостью встречают «с блинцами, с каравайцами, с варениками», «с сыром, маслом, калачом и печеным яйцом». Подчеркивание богатства и праздничного изобилия в масленичных песнях имело магическое значение.

В последний день праздника провожали Масленицу. Соломенное чучело Масленицы вывозили за деревню, и там его либо сжигали, либо разрывали на части и закапывали в снег. Этот обряд нашел отражение в масленичных песнях.

Обряд проводов Масленицы и сопровождающие его песни отличает уже совершенно иная, минорная, тональность. Если песни, с которыми встречали Масленицу, напоминали собой свадебные величальные, то песни, сопровождающие обряд проводов Масленицы, были похожи на свадебные «корильные» песни. В них Масленица упрекается в том, что она обманула людей: разорила их, все поела и посадила на великий пост.

В древности обряды встречи и проводов Масленицы имели аграрно-магическое значение: проводы («похороны») Масленицы означали проводы зимы и заклинание, приветствие наступающей весны.

Однако постепенно аграрный характер масленичных обрядов забылся, и они стали восприниматься просто как праздничное развлечение. Во время этих развлечений стали употребляться песни и не имеющие обрядового значения. Некоторые из них по своему ритму и эмоциям напоминали плясовые частушки.

Масленичные игры носили преимущественно развлекательный характер: езда на лошадях, катание с гор на санках, игры в снежки, борьба, кулачные бои и т. п. Во всех этих играх с особой силой проявлялся удалой характер русского человека.

Веснянки.

Со временем весны был связан, например, обычай печения из теста жаворонков и игра с ними. Этих жаворонков дети усаживали на плетни, заборы, бегали с ними по улице, призывая прилет птиц – символ в и предвестников весны. Этим же целям призыва весны служили и специальные короткие песни-веснянки, которые не пелись, а выкрикивались собравшимися в небольшие группы девушками.

В веснянках девушки обращались к жаворонкам (а иногда к куликам или пчелкам) с просьбой, чтобы они побыстрее прилетели и принесли с собой «красную весну», «теплое лето».

Специфика содержания веснянок – призыв (заклинание) весны и ее восхваление – обусловила собой и особенности их художественной формы.

В веснянках своеобразно сочетаются признаки песенных величаний и заговорных заклинаний. С величаниями веснянки сближает их повышенная эмоциональность. Они, как и величания, часто начинаются с обращений. Это обращения к весне, жаворонкам, пчелкам и т. д. Их стилистику отличает светлая, радостная тональность, что проявляется в соответствующих эпитетах (весна красная, лето теплое, трава шелковая, рожь зернистая, пшеница золотистая) и широком употреблении слов с уменьшительными суффиксами (весняночка, летечко, жавороночек, пташечка, ласточка, касаточка).

Егорьевские песни. Накануне Юрьева дня молодежь, как и при святочном колядовании, ходила по дворам и пела песенки, в которых выражалось пожелание хозяину скоту. Эти песенки, как и колядки, обычно заканчивались требованием подарка.

Если хозяева хорошо одаривали исполнителей Егорьевских «колядок», то им выражались самые добрые пожелания.

Вьюнишние песни. Вьюнишними назывались песни, которыми в субботу или воскресенье первой послепасхальной недели поздравляли молодых супругов, обвенчавшихся в прошедший год. Основное содержание этих песен – пожелание молодым счастливой семейной жизни. Образ гнезда – символ семейного счастья – является центральным в этих песнях.

Во вьюнишних песнях яркое отражение получили устои патриархальной крестьянской семьи, в которой женщина была на положении рабыни.

Как и при колядовании, с пением вьюнишних песен молодежь ходила по дворам, за их исполнение требовала подарки. И в зависимости от того, как одаривали исполнителей этих песен, молодой чете высказывались добрые или, наоборот, недобрые пожелания.

Семицкие обрядовые песни. На семицкую неделю совершались особые обряды, которые сопровождались песнями.

Главным обрядом семицкой недели был обряд «завиванья венка».

Обряд завивания березы в древности имел несомненное аграрно-магическое значение.

При совершении этого обряда девушки пели.

Эти песни, сопровождающие гадания на венках, отличают задушевность, лиризм, а иногда и подлинный драматизм.

Все венки поверх воды,

А мой потонул.

Все друзья гостинцы шлют,

А мой не прислал.

Все друзья домой идут,

А мой не пришел.

Тема замужества и семейных отношений постепенно занимает все большее место в семицких песнях, она является главной и в хороводных песнях, исполняемых в это время, в частности, в тех из них, которые исполняли девушки во время вождения хоровода вокруг «завитой» березки.

Летние обрядовые песни. Песен, сопровождающих эти обряды, сохранилось немного. Среди них выделяются песни, связанные с обрядом похорон Костромы и днем Ивана Купалы.

Обряд похорон Костромы. В древности этот обряд имел аграрное значение. Обряд похорон Костромы совершался следующим образом. Сделанное из соломы чучело клали в деревянное корыто или колоду и разыгрывали сценку похорон. В основе этого действа лежало представление об умирающем и затем воскресающем боге растительности. Потом смысл этого представления забылся. Обряд превратился в забаву. Кострома стала интерпретироваться как образ умершей когда-то веселой и гулливой женщины.

На праздник Ивана Купалы разжигали костры и прыгали через них, обливали друга водой, купались. Все это, по народным поверьям, имело очистительное значение.

Купальские обряды нашли отражение в песнях:

Ходил чижик по улице.

Сбирал девок на купальню.

«Ну, девки, на купальню

Ну те да девки, на купальню!»

В ряде песен Купала выступает в антропоморфическом образе женщины-матери.

Осенние обрядовые песни. Осенью в связи с занятостью на полевых и других работах, обрядов проводилось еще меньше, чем летом. Те немногие обряды, которые совершались в это время, все были связаны с заботами о хорошем урожае. Примером может служить обряд «завивания бороды».

Эти обряды также получили свое отражение в соответствующих песнях.

Известны также песни, в которых выражалась радость в связи с окончанием полевых работ, молотьбы и уборки хлеба в закрома. Например:

Ох, и слава богу,

Что жито пожали,

Что жито пожали

И в копны поклали.

На гумне стогами,

В клети закромами,

А в печи пирогами.

Заклинательные песни. С их помощью заклинались магические силы природы, способные дать человеку богатство, здоровье и счастье. Целенаправленность заклинательных песен говорит об их древнем происхождении. Заклинательные песни исполнялись в календарных обрядах, и представляют собой непосредственное обращение к природе, к людям. Как и в ритуальных песнях, поэтический строй песен-заклинаний не сложен Песни исполнялись от имени коллектива, хором: заклинание должно было помочь не одному человеку, а всей деревне. Отсюда почти в каждой песне местоимения «нам», «наш», «нас» и др.

Например:

Жаворонки.

Жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Иногда в песнях-заклинаниях перед обращением появляется экспозиция, в которой рассказывается о том, как Иисус Христос, Дева Мария, Илья Пророк и др. посетили деревню или двор (дом) исполнителей песни.

Например:

Дева Мария

По земле ходила,

Ести носила,

Бога просила...

Игровые песниэто, прежде всего песни-действия. Без знания совершавшихся при их исполнении действий тексты игровых песен непонятны. Многие хороводные песни сопровождались игрой, но к собственно игровым они не имеют отношения. Древнее происхождение игровых песен сказалось на их тематике, поэтическом содержании. Именно потому, что человек, зависимый от природы, в песнях-действиях заклинал ее, объектом изображения игровых песен стал мир растений и животных.

Например:

Как, как, утена, как, как, сизая,

На море опускалась, на море опускалась?

Вот так и вот эдак, вот так и вот эдак!

На море опускалась.

Они возникли как средство обучения молодежи и передачи ей жизненного опыта старших, как форма упражнений в предстоящей деятельности, в трудовых процессах, подражание которым обычно составляло их содержание.

Игры были связаны с обрядами, прежде всего с календарными. Такие обряды, как колядование, встреча и проводы Масленицы, встреча весны, русалии, похороны Костромы и многие другие представляли собой не только совокупность действий магического характера, но и игры-забавы, которые с отмиранием обрядов занимали все больше места. Шутки, остроумие, песни, бытовые сценки вытесняли культовые моменты обрядов.

От обрядов и игр путь лежал к собственно драматическим представлениям, для формирования которых особенное значение имели народные хороводные игры. Из двух типов хороводов – круговых и линейных – особое значение имели первые, в которых стоящие в кругу изображали то, о чем пелось в песнях. Немало было веселых игровых хороводов: «Заинька», «Игумен», «Бояре». Многие исполнялись на святках, на масленицу. Песни-действия с течением времени эволюционировали: они стали восприниматься как забава, использоваться для развлечения.

Популярный жанр тогда и сейчас – это частушки. «Частушки – короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония».

В них сочетаются слово, напев, инструментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движения (жесты, мимика, танец). Короткие припевки пели на календарных обрядах, однако у частушек отсутствует свойственная обрядовому фольклору утилитарная направленность, они – чисто лирический жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии.

Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, их содержание разнообразно. Однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их самой популярной темой стала любовь. Частушек о семейной жизни создано значительно меньше, и оценивается она с позиций молодежи – чаще всего как несчастливая. Частушка связана со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями, лирическими песнями.

Традиционная песенная лирика помогла становлению частушки как лирического жанра. Частушка использовала уже готовую песенную символику. В ней появляются цветущие или увядшие цветы, заросшая дорожка к милой, тоскующая кукушка, горькая осина, белая береза, речка быстрая, калина, малина, месяц ясный, звездочка небесная... Вместе с образами в частушку пришли постоянные эпитеты, в том числе выразительные. Живая разговорная основа языка частушек сочетается в них с выразительными средствами старинной русской песни. По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.

В календарных обрядах использовались театрализованные элементы – символические фигуры Масленицы, Русалки, Купалы, Ярилы, Костромы и др., разыгрывание с ними сценок, ряженье. Участниками многих сцен были ряженые. Рядились в старика, старуху, мужчина переодевался в женскую одежду, а женщина – в мужскую, рядились в животных, особенно часто в медведя и козу. Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались из поколения в поколение. На Святки, масленицу, Пасху ряженые исполняли юмористические и сатирические сценки. «Не случалось ли вам, – писал В. Г. Белинский, – когда-нибудь приглядываться к шуткам паяцев и прислушиваться к их остроумным шуткам? Мне случалось, потому что я люблю иногда посмотреть на наш добрый народ в его веселые минуты, чтобы получить какие-нибудь данные насчет его эстетического направления...».

infourok.ru

Русские народные праздники. Традиции и обряды | статьи

6 – 19 января
СВЯТКИ

Славянские Святки известны в народе, как две недели гаданий и магических обрядов. Эта неделя начинает год по православному календарю. В нее включены праздники Рождества, Старого Нового года, Крещения.

В эти дни молодежь гадает на суженых. Происходят обрядовые колядования, посевания, ряженье, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Считается, что в эти дни присутствие духов среди людей особенно значимо, поэтому открывается будущее.

С конца декабря светлый день начинал увеличиваться, люди связывали это с победой добра над злом. Поэтому в святочные дни после Рождества повсеместно царила радость, безудержное веселье, общение, песни и гуляния с обильной трапезой и душевными разговорами.

В святочные дни запрещена охота на животных и птиц.

____________________________________________________

7 января
РОЖДЕСТВО

Рождество Христово – второй значимый праздник православия. Отмечается также на государственном уровне. Это дата по Григорианскому календарю ознаменована рождением Иисуса Христа. На Руси этот праздник помимо традиционной рождественской ёлки и предшествующего поста приобрёл особенные славянские черты, пополнился обрядами и ритуалами и ритуалов:

·         Заключение договоров. С Рождества и до Масленицы между купцами заключались новые годовые договоры. В этот период деловые люди стремились подвести итоги и закрыть прошлогодние обязательства, чтобы начать новые договорные отношения.

·         Сжигание снопа. Рождество завершало также сельскохозяйственный год. Осенью во время жатвы хозяин выбирал лучший сноп и помещал его под образа в красном углу жилища. В канун Рождества этот дар сжигали в знак новой надежды на будущий урожай. В рождественские и святочные дни люди устремляли взор к лучшему будущему. Все старались надевать и покупать красивую одежду, готовить самую вкусную и сытную еду, дарить дорогие подарки. Щедрость поступков притягивала щедрость судьбы и новую надежду.

·         Вертеп и Коляда. Из Европы в Россию пришёл обычай театрализованных представлений, связанных с рождением младенца Христа, так называемые вертепы. В русских селах они преобразовались в шествия ряженых и кукольные театры на площадях. Правда православие запрещало использовать кукол Богородицы и Христа, их заменяли иконами.

Коляда (славление) – обычай приходить к соседям с песней, прославляющей Рождество Христово. Ряженых артистов награждали вкусным угощением, специально пекли пирожки и готовили сладости.

·         Сочельник. День перед Рождеством называется Сочельник по названию постной каши с медом, орехами и маком. До первой звезды ничего другого в этот день не ели. Девушки гадали на суженого. После ужина в сочельник по обычаю хозяин собирал всю оставшуюся еду со стола и относил домашним животным, чтобы разделить с ними радость рождения Спасителя.

Рождественский пост заканчивался восшествием на небо первой звезды, которая ознаменовала рождение младенца Иисуса. К этому празднику готовилась самая сытная еда. Блюда состояли из больших кусков мяса, рыбы и птицы, запеченных в печи. Вся выпечка также готовилась с мясной начинкой. Знаменитые калачи, кулебяки, блины и расстегаи украшали рождественский стол.

____________________________________________________

19 января
КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

Посвящен событию крещения Иисуса Христа в Иордане. Крещение совершал Иоанн Креститель. По традиции в этот день очищения люди очищаются водой. Для крещенских купаний обычно создаются освященные купели и проруби. Кроме того, этот день всякая вода считается священной. Освященную в церкви воду пьют в этот день натощак, а также хранят её в Красном углу дома весь год, используя для освящений и исцелений. Во время крещенского купания нужно окунуться трижды с головой, произнося молитву: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

В этот день нельзя стирать, а также работать. Праздник Крещения предназначен для смирения, очищения от ментальных и физических загрязнений. Мысли направляются к единению, терпимости, взаимопомощи, благодарности Богу и людям, душевному спокойствию и миру.

____________________________________________________

Февраль, в течение недели перед Великим постом
МАСЛЕНИЦА


Масленица - прощание с зимой и подготовка к встрече с весной, Великому посту и Пасхе.  Начинается эта неделя с воскресенья, называемого "мясное заговенье". Это последний мясной день до самой Пасхи. Всю неделю пекутся блины как символ солнечного диска. В эти дни люди ходят в гости со своими блинами и встречают блинами. Помимо блинов пекут пряники, варят медовые сбитни и пиво, и литрами пьют чай. Самовар всегда должен был быть горячим.

Катание на санях и санках – дань выпавшим снегам и зиме. Её образ в виде соломенного чучела Масленицы сжигается на сельских и городских площадях. Эта неделя ознаменовывается бурными гуляниями, песнями, театральными представлениями весёлых скоморохов, потешными боями. Петрушка, любимая народная кукла, смешит и развлекает публику. Молодёжь старается показать себя во всей красе и убранстве. В эти дни, когда весь народ на улицах, подыскиваются пары.

____________________________________________________

Первое воскресенье после полнолуния после 21 марта
ПАСХА

Любимый христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа.

Этот день – первый после долго поста. Утром люди приветствуют друг друга особенными словами «Христос воскрес!», а в ответ: «Воистину воскрес!». После приветствия трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами.

Хозяйки красят вареные яйца, пекут высокие куличи и сладкие творожные пасхи. Вся праздничную еду сначала освящают в церкви. В народе очень любят играть в разбивание вареных яиц.

Дальней родне принято отправлять красивые пасхальные открытки с поздравлениями.

Любимая игра на Пасху – катание яиц. Игры начинаются в первый день Пасхи и дляться всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Специально для игры изготавливают деревянные копии крашеных яиц. Яйцо скатывают по дощечке или рушнику с некрутой горки. Внизу все участники кладут свои яйца полукругом. Цель – сбить одно из этих яиц. Если сбиваешь, то берешь сбитое яйцо и продолжаешь игру, если нет – то уступаешь место другому и кладешь своё яйцо внизу.

____________________________________________________

Первое воскресенье после Пасхи
КРАСНАЯ ГОРКА

У славян праздник Красной горки означает полный приход весны. В это время природа начинает расцветать, деревья и травы пускают новые зеленые побеги. На Красную горку девушки водят хороводы, молодёжь организовывает забавы и состязания: перетягивания каната, потешные бои, катания на качелях. Молодежь выбирает высохшие от весенних вод горки, поют песни, хороводят и проводят обряды заклинания весны, и все вместе встречают восход солнца. Из блюд принято угощаться блюдами с яичницей.

В это время принято играть свадьбы. Свадьба на Красную горку – это хорошая примета для молодоженов.

____________________________________________________

В ночь с 6 на 7 июля
ИВАН КУПАЛА

До изменения летоисчисления праздник совпадал с днями летнего солнцестояния, максимальным расцветом природы, победой света над тьмой. Например, в странах Балтии этот праздник (Лиго) празднуется по старому стилю 23-24 июня.

С возникновением христианства этот день посвящен также Иоанну Крестителю. Поэтому этот праздник по обоим традициям посвящен воде.


Подготовка начинается 6 июля, в день Аграфены Купальницы. Девушки и женщины заготавливают банные веники на весь год. В этот день по традиции топятся бани. Молодые парни обливают водой всех прохожих и односельчан.

К вечеру молодежь собирается на поляне, затевают костры, соревнуются в прыжках через огонь. Девушки гадают по подорожник-траве на суженого и пускают по реке венки из полевых трав и цветов.

Колодцы по традиции чистили от ила и грязи. В некоторых деревнях было принято кататься по ржи. Хорошей приметой считается купаться либо в бане либо в водоеме.

По народным приметам в день летнего солнцестояния вода соединяется с огнём. Поэтому костры разводят на берегах рек и озер. Также по легенде счастье ждет того, кто найдет цветок папоротника, цветущий якобы только в эту ночь.

____________________________________________________

8 июля
ДЕНЬ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ

Это народно-православный праздник в честь семьи, любви и верности. Назван в честь князя Петра и его жены Февронии, девушки из простой семьи. Святые Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и супружеской преданности. В этот день принято совершать помолвки.

Символ чистой любви в России - цветок ромашки. Поэтому есть традиция гадать по ромашке на своего будущего супруга. Сейчас существует особая медаль для самых верных семейных пар. На одной стороне изображена ромашка, а на другой — образы Петра и Февронии.

По традиции в этот день у крестьян первый покос и все духи воды уходят спать вглубь водоёмов. Поэтому разрешалось купаться без оглядки.

В день Петра и Февронии определяется погода на следующие 40 дней. Если 8 июля ясно, то впереди ясные и погожие дни.

____________________________________________________

2 августа
ИЛЬИН ДЕНЬ

Праздник посвящен пророку Илье. Также этот день почитается славянами как праздник древнего бога грома Перуна.

Это день воинов и земледельцев. К этому дню уже нужно закончить заготовку сена и сбор урожая. Кроме этого это праздник Перуна – это начало подготовки полей к посадке озимых культур.

Перун – покровитель воинов, это праздник для защитников и правителей народа. В этот день проводятся мужские состязания в силе, ловкости и воинском искусстве.

Вечером у костра мужчины пьют пиво и квас, из блюд предпочитается говядина, баранина и творог.

Начиная с этого дня холодный воздух начинает окутывать землю, водоемы покрываются ряской, на березах замечаются первые желтые листья. Этот день считается закрытием купального сезона. «Пришел Илья, осень говорит: Вот и я!»

____________________________________________________

14 августа
МЕДОВЫЙ СПАС

Начало успенского поста открывает Медовый или Маковый Спас. В этот день крестьяне начинают собирать мед. Сладкое лакомство принято сначала освятить в церкви. На медовый спас нельзя есть мясо и рыбу. Традиционные блюда: блины с медом, маковые коржи и медовуха.

В Маковый Спас женщинам и девушкам прощаются все ошибки, если они об этом попросят с чистым сердцем. Часто в деревнях люди наливают освященный мед в большой сосуд, и все могут окунать в него белый хлеб, поздравляя друг друга.

В этот день особенно приветствуется благотворительная помощь бедным и голодающим людям. Им дарят подарки и угощают выпечкой и медом. Принято помогать вдовам и сиротам по хозяйству: убирать в доме, поправлять дома, дарить утварь и одежду.

С этого дня начинается сбор первого урожая. 

____________________________________________________

19 августа
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

Праздник первых плодов связан с созреванием яблок. Поскольку праздник приходится на Успенский пост фрукты являются в эти дни основной едой. Из яблок пекут ароматные пироги и варят варенье. У каждой хозяйки должен быть свой особый рецепт яблочного пирога, которым она должна удивить гостей.

Яблоки утром освящаются в церкви. Доедая освещенное в церкви яблоко, принято загадывать желание.

Наши предки угадывали погоду по этому дню. Если на Яблочный Спас стояла сухая и теплая погода, ожидалась мягкая зима. Но если был дождь, нужно готовиться к суровой зиме.

____________________________________________________

14 сентября
СЕМЁН ЛЕТОПРОВОДЕЦ

Старый славянский праздник приближения осени. В этот праздник принято отмечать новоселье, разжигание нового огня, обряды пострига, похорон мух и предания о воробьях.

Разжигание огня. В Семенов день тушили весь огонь в доме. Оставляли лишь пламя лампадки у икон. От этого огня утром разжигали новый огонь, который символизировал начало следующего цикла стихии огня. Происходило обновление, привлекающее в дом счастье и достаток.

Традиция хоронить мух – древний обычай, означающий прощание с летом. Выметание мух из дома означало избавление от ссор и бытовых неурядиц.

Семенов день начинает бабье лета. С этого дня больше не косят траву. В этот день не принято работать в поле, а ночью перед началом холодов духами пересчитываются воробьи, которым нужно пережить снежную зиму.

Семенов день также связан с древним обычаем Пострига. Для посвящения в мужчины мальчиков, достигших возраста трех лет, на макушке у них выстригался небольшой локон волос. Крестный отец садит ребенка на коня и проводит его, держа коня под уздцы. С этого момента ребенок считается будущим воином и отцом семейства, его воспитанием занимаются преимущественно мужчины.

____________________________________________________

14 октября
ПОКРОВ ДЕНЬ

Этот праздник посвящен Богородице. Считается, что она укрывает землю снегом, как своим платком. В этот день принято кормить и лечить бродячих животных и кормить птиц хлебом.

В день Покрова принято веселиться и улыбаться всем встречным. Чтобы избавить детей от болезней, в этот день их выводят за порог и обливают водой из большого решета.

Всех, кто приходит в дом следует вкусно накормить блинами. Женщины принимаются за рукоделие: вышивают, прядут и шьют. Поют песни и много смеются.

В этот праздник пекут специальный покровский каравай. Нужно накормить им своих близких, друзей и соседей, а остатки и крошки сохранить до Великого поста.

И, конечно, в этот день все просят у Богородицы защиты и процветания семьи.

____________________________________________________

31 декабря
НОВЫЙ ГОД

Обычай отмечать 1 января наступление Нового года в России появился одновременно с новогодней елкой на в 1799 году.

Новый год стал семейным праздником. Самое большое застолье организовывается именно в этот день. Как Новый год встретишь, так его и проживешь. Поэтому перед встречей Нового года нужно забыть о проблемах, помириться с близкими и друзьями, попросить прощения у всех, кого обидели. Отдать все материальные долги, исполнить всё обещанное. Выбросить ненужные вещи и мысли и пообещать себе стать лучше в следующем году.

Новогодние подарки, украшенные дом и ёлка, катание на катках, красочные фейерверки и сказочные спектакли, красивые наряды и рождественские фильмы, корпоративные праздники, детские костюмированные представления и новогодние каникулы, обильное угощение, поздравление всех друзей и родственников, - самые любимые обычаи российских людей в праздник Нового года.

Делитесь своими приметами и обычаями на наших страницах:

https://vk.com/villageeco

https://www.facebook.com/villageeconesterovih/

https://www.instagram.com/nesterov_village/

village-eco.com

Обряды русского народа | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Обряды русского народа

Слайд 2

Цель работы 1) углубить представления о народных обрядах, познакомить с функциями народных обрядов 2) развивать умение анализировать обряды русских народов 3) воспитывать бережное отношение к народным обрядам, поскольку это одна из существенных частей национальной культуры

Слайд 3

Что значит слово обряд? Обряд- совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы.

Слайд 4

обряды русского народа Обряд русского народа, представляя часть культуры, играет значительную роль в духовном развитии человека. Он служит орудием и проводником культуры, и сам входит в состав культуры в качестве ее компонента. Это относится и к общенациональной, и к национальной культуре, и к преломлению культуры в личности отдельного человека

Слайд 5

что такое обряды русского народа? Русский народ имеет очень богатую культуру, интереснейший фольклор и продолжительную историю существования. И потому традиции и обряды русского народа чрезвычайно интересны и многогранны

Слайд 6

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору

Слайд 7

календарь И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Слайд 8

Функции народных обрядов В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая.

Слайд 9

В России каждый народный праздник сопровождался определенными обрядами и ритуалами, истоки которых уходят в глубь веков. Большая часть народных обрядов возникла еще во времена язычества и была связана с преклонением перед силами природы

Слайд 10

Какие существует обряды русского народа? Каждый народ имеет свои традиции и все они неповторимы и уникальны по-своему. Русский народ издавна славился своими богатыми традициями и умениями их придерживаться уже на протяжении многих столетий. Сегодня нам бы хотелось рассмотреть самые популярные из них, такие как Масленица, Христианская Пасха, Рождество Христово и Ивана Купала. Все слышали об этих праздниках, но далеко не все знают их историю и смысл. Исправляем..

Слайд 11

Русская народная свадьба На Руси высоко ценились природная скромность и целомудрие, поэтому прилюдный поцелуй жениха и невесты символизировал долгую связь между ними. Для того чтобы жених очистился от грехов молодости, он должен был дать выкуп перед тем как переступить через канат, натянутый перед порталом церкви .

Слайд 12

Крещение на Руси До Крещения Руси свадебных обрядов как таковых не было. Нравы были простые, люди верили, что они дети природы, отношения между мужчинами и женщинами носили полигамный характер. Нередко встречалось многоженство. Но после того как князь Владимир крестил Русь, христианство начало вытеснять языческие божества. Хотя было не так-то просто искоренить вековую культуру народа, в результате к XVI веку сложился свадебный обряд как совокупность языческих и христианских верований.

Слайд 13

Свадебные обряды 1)Все обряды, входившие в свадебный цикл, сопровождались песнями сообразно моменту - грустными, лирическими, величальными, шуточными, прощальными. 2)Игровой характер свадебных увеселений проявлялся сполна на следующий день, когда зять, а за ним и все присутствующие отправлялись "к теще на блины". 3)и больше. Несмотря на ограниченное число приглашенных, присутствовать, вступать в пляски, представления, изредка угощаться могли практически все желающие.

Слайд 14

МАСЛЕНИЦА Издавна это праздник считался днем семейных отношений, во время которого прославляли молодоженов, или тех, кто поженился на протяжении этого года.. Вот, например, во время свадьбы молодоженов могли забросать соломой или сухой травой, потом односельчанин мог прийти в дом будущих супругов и поцеловать молодую, и ничего зазорного в этом не было. Вся неделя на протяжении Масленицы была поводом для знакомства и общения молодоженов и их родных, которые ходили в гости друг к другу

Слайд 15

Прощеное воскресенье Основным моментом в праздновании Масленицы было Прощеное воскресенье, во время которого люди извинялись перед теми, кого обидели или кому сделали больно. Проводы Масленицы были очень колоритными. В это время люди делали чучело в женском облике, одевали его, сначала носили его по селу и показывали всем, а потом выносили за границы населенного пункта и жгли его, либо топили в воде, в конечном итоге разбрасывая солому по селу.

Слайд 16

Рождество Христово Очень теплый и светлый праздник, который свидетельствует о рождении Иисуса Христа. Говорят, что первыми стали украшать елку в Германии в VIII веке. Бонифаций считается первым человеком, который продвинул идею необходимости елки в доме на Рождество. Скандинавские страны начали пользоваться этим атрибутом праздника только в XVII веке. В то время основными украшениями для дерева были цветы, бумажные украшения, всевозможные сладости. Такая традиция появилась после упоминаний об украшении райского дерева всякими растениями

Слайд 17

Ивана Купала В средине лета всегда происходит известное всем солнцестояние, как раз в эти дни и отмечается праздник Ивана Купала. У каждого народа он имеет свое название: в Литве — Ладо, а в Польше – Соботки . Наши предки имели такое божество как «Купало», которое помогало получить хороший урожай и увеличивало плодородность. В честь него разводились костры, через которые прыгали люди и распевались песни, это таинство со временем стало повторяться ежегодно. Праздником, на котором можно было погулять от души, считается Аграфена Купальница, которая предшествовала Ивану Купала. В этот день люди были обязаны принимать душ или париться в бане, а также заготавливать веники на предстоящий год.

Слайд 18

Но главным моментом это праздника был сбор трав, так как люди верили и верят в их целебные свойства. Считалось, что в день святой Аграфены деревья покидали свое место пребывания и общались друг с другом, животные и травы также могли разговаривать, короче день считался волшебным. Цветы «Иван-да-Марья» в этот праздник имели свойство защищать избу от злых языков и воров, только стоить внести растение в дом.

Слайд 19

пасха Пасха - главный христианский праздник, несущий в себе идею Воскрешения, установленный христианской церковью в честь Воскрешения распятого на кресте Иисуса Христа. Своими корнями Пасха уходит в далёкое прошлое. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днём весеннего равноденствия. Поэтому она не имеет точно определённой даты. Для празднования Пасхи составляются особые таблицы - пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой - страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа.

Слайд 20

Пёстрые недели Пестрыми неделями называются на Руси последние недели пред постами; они обыкновенно следуют после всеедных недель. Богатые люди, одни из тщеславия, другие по старым приметам, не решаются играть свадеб на этих неделях. В народе распространены поговорки: На пестрой неделе женится голь да беда.—На пестрой жениться с бедой породниться.— От того и баба пестра, что на пестрой замуж шла.

Слайд 21

Троицын день В этот день по всей Руси отправляется народное празднество завивания венков, семейного каравая и хороводных игр. В завивании венков сохранились следы древнего гадания русских девушек о своих суженых. Семейный каравай выражает остатки какого-то древнего, теперь нам непонятного торжества. В местных обрядах замечаем только, что из всего народного празднества остались едва заметные следы древнего верования в гадание о будущем.

Слайд 22

Используемые ресурсы Информация о праздниках http :// prazdnikshow.com/russkaya-svadba.php http:// www.kazedu.kz/referat/40042 фото https://www.google.ru/search?q= обряды+русского+народа & newwindow =1&espv=2&biw=1366&bih=667&source= lnms&tbm = isch&sa = X&ved =0ahUKEwjar_vo7

Слайд 23

Спасибо за внимание Презентацию подготовили Анисимова Полина и Сущеня Александра 5 «А»

nsportal.ru

обряды, обычаи, приметы и советы по ведению хозяйства.

Народный календарь, по которому жили наши предки, можно считать энциклопедией крестьянского быта. В месяцесловы заносили свои наблюдения за погодой, за повадками животных, особенностями растений и определяли между ними взаимосвязь. Обряды, обычаи, приметы и советы по ведению хозяйства формировались на основе полученных выводов и выстроенных закономерностей. Крестьянский труд и семейный быт вписались в годовой цикл, отразивший его периоды и особенности. Пахота, посевная, жатва, уборка урожая, охота, сенокос, рыболовство — обыденные для сельской жизни действия — обрастали церемониями, сопутствующими удаче в деле.

Жатвенная обрядность, жнивные и яринские обрядовые песни в южных районах Псковской области

У деревенских жителей Псковской области бытовали жатвенные и жнивные обряды. В Невельском районе совершали пляску «на грудý», справляли обжинки (пожинки, дожинки), проводили специальные ритуалы с последним снопом сена.

Сельчане поют песни в процессе жатвы, во время отдыха и по дороге c поля домой. Цикл жнивных песен в исполнении замечательных народных певиц по праву занимает одно из центральных мест в системе жанров календарно-обрядового фольклора южнопсковской традиции.

Их напевы основаны на сплаве кличевых и плачевых интонаций, отличающихся особой мелодической выразительностью. В ряде напевов на первом плане оказывается заклинательная направленность, выраженная через особую ритмику, интонационные императивы. Для других напевов характерной становится плачевая интонация, согласующаяся с тематикой песен-жалоб.


Жатвенная обрядность севернопсковской традиции

Жатвенный комплекс на севере Псковщины — один из самых развитых в местной календарной традиции. Многие обычаи и словесные выражения жителей деревень говорят о том, что крестьянин чувствовал себя причастным к возделываемой им земле. Его жизненная сила и жизненное пространство его семьи и рода были связаны с полем, которое он обрабатывает. Этим объясняется примета: если на ниве будет просев (случайно незасеянный участок), то в семье в этом году будет покойник. О том, что жница и нива осмысливаются как единое целое, свидетельствует обычай, запрещающий жницам во время жатвы заходить на чужую полосу, иначе можно навредить жнее этой полосы, и у нее будет болеть спина: «Не хади́ маёй стороной, спину перережешь!» Поэтому во время совместной жатвы женщины выстраивались в определенном порядке — лесенкой.

В фольклорно-этнографическом комплексе жатвы происходит наложение различных сюжетных или функционально-смысловых линий: оплакивание предков и моления о вспомоществовании, брачная тема (союз мифологических персонажей), идея похорон и поминовения (как своеобразное преломление мифологемы об умирающем и воскресающем духе растительности).


Весенний обряд Акашка кукморских удмуртов

Удмуртский обряд Акашка́ отмечает начало весны и земледельческого года. Он включает в себя празднование в деревне с ритуальным обходом домов, молениями и обрядовой трапезой, связанной с поминовением предков, и выход на пашню. Главные обрядовые действия совершаются в Светлое воскресенье, им предшествует подготовительный этап, когда моют и украшают дома для праздника, который длится целую неделю. Вторая часть обряда — выход на пашню — сопровождается символическим севом.

Почти в каждой деревне существует свой напев Акашки, что осознается самими носителями традиции («Акашку поем своей деревней, чужих не пускаем»). Напевы политекстовые, при этом начальные поэтические строфы каждой из песен обязательно посвящены празднику Акашка.

Если устанавливалась погода, после празднования в деревне выезжали в поле. До этого времени копать, рыхлить (то есть беспокоить) землю было запрещено. Сеять начинал самый пожилой, уважаемый мужчина с «легкой рукой». Он раскидывал по полю вместе с семенами яйца, которые подбирали дети. По окончании посева первыми уходили те крестьяне, которые работали на самом дальнем конце поля, двигаясь по солнцу. Затем до рассвета праздновали с песнями и плясками, играя на гармошке и скрипке, а раньше и на крезе.


Обряд «Куль соломы» в селе Любовшо Красногорского района Брянской области

Обряд «Куль соломы», совершаемый на Благовещение, — одна из форм закликания весны в селах русско-белорусского пограничья (Восточного Полесья). После праздничной литургии и посещения ярмарки (базара) взрослое население села Любовшо направлялось к мосту через речку, протекающую по селу. Все мосты в округе строились очень широкими, чтобы на них проходили весенне-летние хороводные молодежные гулянья. Заранее сколачивали из досок маленький плотик и приносили небольшой снопок соломы, заготовленный с прошлого урожая. Солому перевязывали красной лентой и клали на плотик. Специально выбранный уважаемый мужчина поджигал солому и пускал плотик по реке.

В это время женщины, собравшиеся на мосту, начинали петь песни, приуроченные к этому обряду. Все они имеют общий напев, исполняются громким, звонким голосом. Каждая строфа завершается возгласом-гýканьем. Поэтические тексты песен — глубоко личного содержания, повествующие о вдовстве, сиротстве, разлуке, несчастной любви. Общим в них является мотив воды, проходящий через все сюжеты.


Костромской егорьевский обряд и его музыка

Профессия пастуха не слишком престижна, но социально значима. Она была востребована в княжеских слободах и крупных подмонастырских селах. Особо ценились и уважались владевшие магическими заговорами. Применяя обряды, пастух обеспечивал сохранность стада. Для благополучия животных соблюдал ряд запретов и предписаний. На сборищах сельчан он выставлял на обозрение свое мастерство. По поверьям, тайные силы пастух черпал в договорно-обменных отношениях с потусторонними силами. В Костромской области в Егорьев день совершают первый выгон скота, а также обходы стада и дворов. Слышны щелканье кнута и звучание рожка при выгоне и сгоне. Сельчане соблюдают обходы полей и пастбищ, исполнение «отпевов» и закличек.

Пастухи Верхнего и Среднего Поволжья прославились как профессиональные музыканты. Окликание Егория совершается под звуки барабанки, свистулек, бубенчиков и даже орудий труда. Под барабанку не только сгоняют стадо, но и поют частушки.


Традиция припевания пар во время толоки в Великоречье

Во время полевых работ (толоки) в Великоречье припевали молодежные пары (называли по имени парня и девушки). Толока — форма коллективной взаимопомощи по вывозу удобрения (позёма) на паровое поле — проходила в Петровский пост. Кроме трудовых компонентов она включала обрядовые действия: обливание водой (продуцирующая магия), соревнование возчиков, хуление отстающих, совместную трапезу. Их главная особенность — традиция пения девушками и женщинами припевок «на полевой голос» с протяженными многоголосными хоровыми распевами-вокализациями. Функция припевок также находится в сфере магии (припевание пары). Словесный текст ограничен называнием имен парня и девушки: «Хороший молодец Иван Иванович! Ему понравилась Мария Ивановна!» Те же припевки могут звучать и во время других полевых работ, а также на посиделках, вечерках.

Окликание парня и девушки, их соединение в песне имеет в представлении местных жителей магический смысл, предвещает свадьбу. Замечали, кто с кем дружит, гуляет, — и припевали парня к девушке. Пели на поле, а в деревне слушали, кого к кому припели.


Современные календарные праздники русских архангельского Севера

В последние годы у архангелогородцев и жителей Приморского района сложилась традиция отмечать традиционные праздники в музее-заповеднике деревянного зодчества «Малые Корелы». Коллектив музея организует и проводит торжества, используя местные праздничные традиции. На Рождество в каждом «крае» музея исполняют свой хоровод и кадриль, поют свои колядки, величальные виноградья и организуют конкурсы на лучшее исполнение частушек и песен.

В Архангельске и других городах края сохранились обычаи и обряды зимних календарных праздников и традиция святочной кудеси (обрядового озорства), в которой принимает участие молодежь.

В современной архангельской Масленице проступает влияние общерусской обрядности. Организаторы праздника часто пытаются обыграть названия дней Масленой недели местным фольклорным материалом. В пасхальные дни в «Малых Карелах» ставят качели, посетители музея ходят на ходулях, играют с крашеными пасхальными яйцами, катают их по деревянным желобкам, слушают выступления хоровых коллективов и колокольные звоны. Среди весенних народных праздников важное место продолжает занимать Егорьев день. Во многих хозяйствах содержат коров, овец, коней и соблюдают многие животноводческие обряды этого праздника.

По давней традиции 14 мая здесь встречают лето, зажигая большие костры. В каждой деревне молодежь заранее заготавливает для них дрова, располагая их на высоких, видных отовсюду местах (на угоре), старается, чтобы пламя было ярче, а дым гуще. На Троицу украшают дома зеленью березки.

Во многих районах архангельского Севера вновь стали проводить съезжие праздники.

www.culture.ru

Русские народные праздники и традиции — Щи.ру

Русский народ бережно чтит традиции, созданные предками в течении веков. В бытовых занятиях и праздничных торжествах, в важных жизненных событиях прослеживается отпечаток обычаев. Порядок действий. стихи и песни, атрибуты, поговорки, кухня - каждая традиция и праздник, созданные народом, имеют свои особенности.

Традиции, в которых смешались язычество и христианство, домашний уют и воинские подвиги, великодушие и жизнерадостность, сопровождали русских людей от рождения до заката жизни. Душа русского народа запечатлена в этих обычаях.


Праздники на Руси любили, готовились к ним усердно. Празднование проводилось всем селением, сопровождалось обрядами, праздничными блюдами, народными гуляньями. Круглый год трудовые будни русского народа были разбавлены праздничными событиями.

Православие, пришедшее на Русь, не смогло до конца искоренить языческие традиции наших предков. Поэтому, в некоторых праздничных обрядах, смешаны различные верования. Особенно заметно это в таких моментах, как святочные гадания, языческие празднования дня святого Иоанна (день, известный в народе, как Ивана Купала), проводы зимы в преддверии Великого поста - Масленица. В конце лета, сбор урожая традиционно ассоциируется с чередой великих праздников - Спасов.

Эта удивительная парадоксальность живет, благодаря традициям - после службы в церкви, народ шел на гулянья, смысл которых, порой, откровенно языческий. Рядом с верой в Бога, удивительным образом уживалось поклонение силам природы, а иногда и нечисти.

Основные русские праздники на Руси:

Зима

Весна

Лето

Осень

В раздел >>


Не только праздники, обычная жизнь русского народа, также сопровождается влиянием традиций. Поход в баню, русская чайная традиция, встреча гостей - ежедневная жизнь полна уважения к предкам, ведь именно благодаря ей, традиции живы.

Особенное событие в жизни каждого человека - свадьба, также тесно связано со старинными обычаями. В обрядах прослеживается трепетное отношение к семейной жизни, важность родительского благословения на брак и другие моральные и духовные ценности.

Основные русские традиции:

В раздел >>


Кулинарные традиции нашей Родины прошли долгой путь становления, сформировавшись в итоге в уникальный пласт национальной культуры, приводящей в восхищение гурманов всего мира, которые попробовав хотя бы один раз знаменитые щи или пельмени, навсегда отдают им свою любовь и расположение.

Основные блюда русской кухни:

Первые блюда:

Вторые блюда:

Третьи блюда:

В раздел >>


Вся жизнь русского человека сопровождается влиянием древних традиций, это заложено в нас вместе с воспитанием, русским духом. Любовь к родной стране и уважение к богатому прошлому - вот основа, благодаря которой, эти обычаи до сих пор с нами.

schci.ru

Особенности проведения русских народных праздников, пришедших с давних времен

В России по сей день с любовью сохраняются старинные обряды и регулярно отмечаются русские народные праздники. И, хотя и не существовало в древности специальных детских празднований, ребятишки обязательно принимали участие во многих из них и играли свою особенную роль. До нас дошли как православные, так и еще более далекие языческие традиции.

Праздники, почитаемые на Руси

Издревле россияне жили, ориентируясь на целых три календаря:

  1. Природный.
  2. Языческий.
  3. Христианский.

Каждый из них одарил своими великими и интересными праздниками, но со временем многие из них слились. Это произошло с приходом христианства. Так, например, Рождество слилось с колядой и со святками. Вот основные праздники, почитаемые на Руси, своеобразный народный календарь.

Стоит заметить, что праздников значительно больше, но они менее известны (по-новому).

  • 6-7 января – Рождество. Коляда.
  • 7-19 января – Святки.
  • 15 февраля – Сретение.
  • Конец февраля – начало марта – Масленица (плавающая дата).
  • 22 марта – Сороки.
  • 7 апреля – Благовещение.
  • Первое воскресенье после Пасхи – Красная горка.
  • В ночь с 23 на 24 июня – Ивана Купала.
  • 2 августа – Ильин день.
  • 28 августа – Спожинки.
  • 14 сентября – Семен Летопроводец.
  • 27 сентября – Воздвижение.
  • 26 октября – Большие Осенины.

Многие из них имели общие черты. Нельзя было выполнять сложную работу. Должна была быть кругом и во всем чистота. И дом приводили в порядок, и душу. Не допускались ссоры и вражда. Говорить следовало только о хорошем, никаких дурных вестей. Нарушившего это правило могли и выпороть. Наряжались во все самое лучшее, и стол заставляли самыми вкусными яствами.

Зимние обряды и торжества

В декабре людям уже можно было отдохнуть от тяжелых работ и стоило подумать о более приятной весенней подготовке к новым делам. Любили наши предки 25 декабря (Спиридон-солнцеворот). В ночь на него по их верованиям сходили к людям их предки в образе духов- святок.

Отсюда и название этого многодневного праздника. Обычай запрещал всякий негатив в отношении друг друга. Вечер же накануне Рождества – сочевник (сочельник) должен был быть постным до сияния первой звезды на небе. С наступлением заката начиналась тихая семейная трапеза.

Маленькие крестники бежали в гости к своим крестным с поздравлениями и кутьей, а те кормили их всякой вкуснятиной и дарили денежку. Этот праздник завершался рано.

Следующее утро принадлежало полностью детям. Не обходилось без шума и веселья. Стайки ребятишек ходили по домам и избам, неся звезду величиной в аршин, вертеп – ящик с двумя ярусами и выпиленными из дерева фигурок библейских героев. Они славили Христа песнями и стихами. Веселые славельщики носили с собой еще и корзинки для пирогов и сладостей, которыми их наделяли хозяева домов.

Была и заветная тарелочка, куда щедрые крестьяне и горожане клали монетки для ребят. Такие шествия шли до полудня, потом взрослые приступали к славлению. Эта традиция была у всех российских сословий.

На Святки обязательны были игры ряженых. Веселой гурьбой заходили они в дома представляли сценки и выкидывали разные смешные коленца. Традиционным считается и колядование. Оно сохранилось еще со времен славянской Коляды.

Повсюду звучали колядки, коротенькие песенки. Желавшие хозяевам всех земных благ. Если же те были скуповаты и не благодарили певунов, то могли получить на праздник и злое пожелание.

Символичная встреча весны с зимой происходила на Сретение.

С наступлением весны приходила долгожданная Масленица. Еще в славянском язычестве она символизировала конец холодам и начало весны. Изначально звалась Мясопуст и лишь позже получила свое настоящее имя. Оно оправданно, так мясо в последнюю неделю перед постом было под запретом, а вот масло – нет.

Все дни недели Масленицы со своим именем и обрядами. Одним из самых веселых, в которых принимали участие дети – были катания с горки и взятие снежного городка.

За несколько дней до праздника мальчики лепили городок из снега. Выбирался городничий, защитник года. В саамы последний день гурьба мальчуганов и девчонок, армия Масленицы, ходила штурмом на город, пытаясь его завоевать и с городничим завязывался бой. Надо было обязательно захватить флаг и повязать защитника Снежного городка.

Целую неделю шло прощание с зимой: блины, гости, катания. Высшая точка накала праздничного настроения – сжигание чучела, смотанного из соломы и сена. После того как символ Масленицы сгорал, пепел отдавали на волю ветрам.

Период от 6-го января до Маслены, как ее еще называли в народе, до сих пор считается лучшим, чтобы обзавестись семьей. Шли свадебные недели.

Ежегодно весной – Пасха. Обряды этого старейшего праздника христиан всего мира знакомы всем: пекут куличи, красят яйца. Часто именно детям отводилась роль раскрашивать символы Христовой крови.

Весенние праздники

Сороки. В этот праздник и день, и ночь равны. Возвращаются птицы, их ждут, желая скорейшего тепла. По преданию, если первым прилетал зяблик, то еще будут холода, но если жаворонок, ожидается потепление. Предки русских из обычного теста лепили птичек, пекли их и отдавали детям. Те выносили их на улицу и показывали солнцу.

Во многих деревнях традиция все еще существует, фигурки зовутся жаворонками, из-за желания увидеть именно эту птаху. Да, и праздник часто носит название Жаворонки.

На Красную горку, которая идет после строгого праздника Благовещения, полагалось красить яйца и носить их на могилы близких. Дети перекатывали их по холмикам и оставляли как жертву под крестами. В этот день считалось, что весна пришла уже окончательно.

Летние праздники

Необычный и таинственный Иван Купала праздновали не при свете дня, а обязательно ночью. Все гуляли на улице или шли на луг, где горели костры. Через них прыгая очищали себя. Не зазорно было прыгать вместе с детьми и молодежью и зрелым сельчанам. Девки и парни пели, хороводились.

Незамужние и одинокие плели венки из цветов и трав и пускали по течению речки, гадая на свое семейное будущее. Два растения символизируют этот праздник: папоротник и иван-да-марья. Считается, что никогда не цветущий папоротник в эту ночь вдруг выбрасывает свой бутон, а счастливчик, найдя его, найдет и клад.

Ильин день дети не любили. Родители после него запрещали купаться в реке. Остывает вода с обеда. Все – не поплаваешь.

В Спожики всем миром радовались окончанию жатвы. Устраивали празднование.

Осенние праздники

Все торжества этого периода так или иначе связаны с новым урожаем. На Семена Летопроводца старались справить новоселье, жизнь обещалась быть ладной. Присматривали за природой: улетели гуси – зима придет нежданно и быстро. Прошли дожди в этот день и подмочили ниву, вряд урожай доведется убрать и сохранить.

Воздвижение – начало покоя пашни. На Сергий Радонежский шла рубка и заквашивание капусты, ожидание снегов и начало веселья. Покрова приносили холод. Люди сжигали изношенные лапти и старые постели из соломы. Обращались к стихиям. Прося снисходительности и мягкой зимы. Радовались и благодарили природу, если в этот день поля были заснежены.

В Большие Осенины было особое гуляние в честь всего, что удалось вырастить на матушке-земле и подготовить к зимнему хранению.

Многие праздники и с ними же связанные обряды говорят о том, что предки чтили семью и традиции. Тут и сватовство, и свадебные застолья, крещение детей. Искренне верили, что проведя должные ритуалы, гарантируют успешность в жизни, своей и потомков, все будут здоровы и счастливы, а семья крепкой и на всю жизнь.

astrolibra.com


Смотрите также