8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Успение пресвятой богородицы детям


Детям об Успении Пресвятой Богородицы - Успение - Праздники - Статьи

После смерти и Воскресения Иисуса Христа Пресвятая Богородица прожила еще около двадцати лет. Апостол Иоанн, в доме которого в Иерусалиме Она поселилась, заботился о Ней как нежный и внимательный сын. Все христиане любили и почитали Ее. Матерь Божия была смиренна сердцем, в делах - постоянна и добросовестна, говорила всегда только о нужном и добром. Слова Ее были всегда благодатны, и беседа с Ней - сладостна. Она всем желала добра, никого не обижала, не презирала и ни над кем не смеялась.

Матерь Божия часто ходила в Вифлеем, где родился Христос, и в места Его вольных страданий и смерти. Часто Она поднималась на Елеонскую гору, с которой Господь вознесся на небо, и со слезами просила Сына взять Ее к Себе.

Однажды, когда Она так молилась, явился Ей архангел Гавриил. Он служил Богородице с самого Ее детства. Когда Она маленькая жила при храме и подолгу молилась во Святая Святых, Гавриил приносил Ей пищу с небес и кормил Ее. Он благовестил Марии Божие воплощение и всегда неотступно хранил Ее.

И вот он явился Божией Матери известить Ее о скором успении и принес Ей райскую ветвь. Она несказанно обрадовалась и, поклонившись до земли, от души благодарила Спасителя.

Когда время Ее успения наступило, Матерь Божия все приготовила и была в Своем доме. Вдруг послышался шум, и дом окружило множество облаков. На облаках, по велению Божию, с разных концов земли прилетели апостолы. Они очень обрадовались, увидев друг друга, и с удивлением думали: для чего собрал их Господь? Из дома к ним вышел Иоанн Богослов, обнял и возвестил скорое преставление Богородицы от земной жизни. Апостолы вошли к Ней и утешились Ее последней беседой.

Вдруг отверзлось небо, и Сам Царь славы Христос с небесными силами и душами святых приблизился к Своей Пречистой Матери, лежащей на смертном одре. Увидев Сына Своего, Она возгласила: "Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем!, - и, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Затем Она снова легла и радостно предала Свою душу в руки Сыну, и как бы заснула сладким сном. И тотчас ангелы воспели: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах".

Когда апостолы несли тело Богоматери к месту Ее погребения, Иоанн Богослов шел впереди, неся райскую ветвь. А неверные злились, и один из них попытался толкнуть Пречистое тело. Но едва его дерзкие руки коснулись одра, ангел Божий отсек их. Тогда нечестивец раскаялся, уверовал во Христа и воззвал к Богородице о прощении. И Она исцелила его. И много других чудес совершилось при погребении тела Богоматери.

Через три дня после этих событий в Иерусалим пришел апостол Фома, и, чтобы он мог попрощаться с Божией Матерью, апостолы открыли Ее гроб... и увидели, что тела там нет.

В тот же день вечером Матерь Божия явилась им, окруженная ангелами, сияющая неизреченной славой, и сказала: "Радуйтесь! Я буду с вами во все дни". И апостолы воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"

Так они уверились сами и потом возвестили Церкви, что Господь воскресил Богородицу в третий день и с телом вознес на небо, как Царицу Небесную.

Но, оставив землю телом, Богородица не оставила ее Своей милостью. С высоты любящим взором Она смотрит на нас и, как ласковая мать, исполняет все наши благие прошения, отвращает от всякого греха, защищает от праведного Божия гнева и молитвами Своими избавляет наши души от смерти.


Материалы сайта об Успении

Тропарь, кондак, величание
Успенский пост
Архимандрит Рафаил (Карелин). Прощание Солнца с землей
Свт. Феофан Затворник. Об Успении
Митр. Антоний Сурожский. Об Успении
Гефсимания

happy-school.ru

Детям об УСПЕНИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

После смерти и Воскресения Иисуса Христа Пресвятая Богородица прожила еще около двадцати лет. Апостол Иоанн, в доме которого в Иерусалиме Она поселилась, заботился о Ней как нежный и внимательный сын. Все христиане любили и почитали Ее. Матерь Божия была смиренна сердцем, в делах — постоянна и добросовестна, говорила всегда только о нужном и добром. Слова Ее были всегда благодатны, и беседа с Ней — сладостна. Она всем желала добра, никого не обижала, не презирала и ни над кем не смеялась.

Матерь Божия часто ходила в Вифлеем, где родился Христос, и в места Его вольных страданий и смерти. Часто Она поднималась на Елеонскую гору, с которой Господь вознесся на небо, и со слезами просила Сына взять Ее к Себе.

Однажды, когда Она так молилась, явился Ей архангел Гавриил. Он служил Богородице с самого Ее детства. Когда Она маленькая жила при храме и подолгу молилась во Святая Святых, Гавриил приносил Ей пищу с небес и кормил Ее. Он благовестил Марии Божие воплощение и всегда неотступно хранил Ее.

И вот он явился Божией Матери известить Ее о скором успении и принес Ей райскую ветвь. Она несказанно обрадовалась и, поклонившись до земли, от души благодарила Спасителя.

Когда время Ее успения наступило, Матерь Божия все приготовила и была в Своем доме. Вдруг послышался шум, и дом окружило множество облаков. На облаках, по велению Божию, с разных концов земли прилетели апостолы. Они очень обрадовались, увидев друг друга, и с удивлением думали: для чего собрал их Господь? Из дома к ним вышел Иоанн Богослов, обнял и возвестил скорое преставление Богородицы от земной жизни. Апостолы вошли к Ней и утешились Ее последней беседой.

Вдруг отверзлось небо, и Сам Царь славы Христос с небесными силами и душами святых приблизился к Своей Пречистой Матери, лежащей на смертном одре. Увидев Сына Своего, Она возгласила: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем!, — и, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Затем Она снова легла и радостно предала Свою душу в руки Сыну, и как бы заснула сладким сном. И тотчас ангелы воспели: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах».

Когда апостолы несли тело Богоматери к месту Ее погребения, Иоанн Богослов шел впереди, неся райскую ветвь. А неверные злились, и один из них попытался толкнуть Пречистое тело. Но едва его дерзкие руки коснулись одра, ангел Божий отсек их. Тогда нечестивец раскаялся, уверовал во Христа и воззвал к Богородице о прощении. И Она исцелила его. И много других чудес совершилось при погребении тела Богоматери.

Через три дня после этих событий в Иерусалим пришел апостол Фома, и, чтобы он мог попрощаться с Божией Матерью, апостолы открыли Ее гроб… и увидели, что тела там нет.

В тот же день вечером Матерь Божия явилась им, окруженная ангелами, сияющая неизреченной славой, и сказала: «Радуйтесь! Я буду с вами во все дни». И апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

Так они уверились сами и потом возвестили Церкви, что Господь воскресил Богородицу в третий день и с телом вознес на небо, как Царицу Небесную.

Но, оставив землю телом, Богородица не оставила ее Своей милостью. С высоты любящим взором Она смотрит на нас и, как ласковая мать, исполняет все наши благие прошения, отвращает от всякого греха, защищает от праведного Божия гнева и молитвами Своими избавляет наши души от смерти.

mozhblag.prihod.ru

Успение Божьей Матери. Библия для детей

Успение Божьей Матери

После смерти Иисуса Христа Его Мать Пречистая Дева Мария жила в доме Иоанна, ученика Иисуса, того самого, которому Иисус сказал с креста: «Вот Матерь твоя».

Иоанн стал Марии вместо родного сына, хорошо о Ней заботился и почитал Её.

Ещё двадцать лет после вознесения Христа жила на земле его Мать Мария. Каждый день Она ходила к Гробу Своего Сына, молилась там, а потом шла в сад Гефсиманский, где последний раз был Спаситель перед своей смертью.

Из сада Она шла на Голгофу. Таким был её ежедневный путь.

Наконец наступило время, когда Иисус Христос решил взять Свою Мать к себе на небо. Раз она молилась в Гефсиманском саду, и вдруг перед Ней появился ангел и сказал, что через три дня Она умрёт, и протянул Ей финиковую ветвь из рая – послание от Сына.

Пришла Пресвятая Богородица домой и велела приготовить всё к своему погребению. А Иоанна Она попросила, чтобы перед Её гробом он нёс ту самую райскую ветвь, что принёс Ей ангел.

Все родственники и близкие и много людей собирались в эти дни в Её доме и плакали о том, что скоро Она их оставит. Она всех утешала и обещала за них молиться.

Матерь Божья хотела перед смертью увидеть всех апостолов – учеников Своего Сына. Но в Иерусалиме их было только двое – Иаков и Иоанн. Остальные все разошлись по другим землям.

Иисус Христос почувствовал желание Марии и сделал чудо. Он собрал всех своих учеников, и перед самой смертью Пресвятой Богородицы ангелы принесли их в Иерусалим в дом Божьей Матери.

Наступил день, назначенный ангелом. Пресвятая Богородица лежала на смертном одре, уже убранном как для покойника. Апостолы молились. Вдруг раскрылся потолок, и с неба сошёл сам Иисус Христос в окружении ангелов. Богородица приподнялась, поклонилась Своему Сыну, снова легла на ложе и умерла, как будто уснула. Поэтому смерть Божьей Матери и называется «успением».

Хоронить понесли Её в Гефсиманский сад. Как она и просила, впереди шёл Иоанн и нёс райскую ветвь. Следом за ним другие апостолы несли на своих плечах тело Святой Богородицы. Много людей пришло проводить Её. Они пели священные песни, а в воздухе раздавалось пение ангелов.

Люди всё подходили и подходили, и собралось их здесь уже очень много.

Очень недовольны были враги Иисуса, когда увидели, с какими почестями хоронят его Мать. Поэтому решили они помешать этому и послали воинов, чтобы они всех разогнали, тело Марии сожгли, а апостолов, если те будут противиться – убили.

Но не успели воины приблизиться к траурной процессии, как спустилось облако и всё скрыло: и тело Марии, и всех провожающих. А воины в один миг все ослепли, тыкались лбами друг в друга, сердились и цеплялись за прохожих, умоляя, чтобы их отвели домой.

Но один человек по имени Афоний всё-таки добрался до одра, на котором покоилось тело Богородицы, схватился за него руками и хотел сбросить тело на землю.

Но в ту же секунду у Афония отвалились руки до самого локтя. А сам он, безрукий, упал на землю.

Тут уж ничего не оставалось ему делать. Он раскаялся и признал Иисуса Христа Сыном Божьим, а Деву Марию назвал Матерью Божьей.

Тогда апостол Пётр велел вернуть ему руки. Многие ослепшие тоже пришли и умоляли вернуть им зрение. Их пожалели, и они стали видеть. И тоже уверовали в Христа.

Тело Марии принесли в Гефсиманский сад и положили в пещеру. И, как положено, вход в неё завалили камнем. Три дня дежурили апостолы возле гроба Богородицы, молились и охраняли её покой.

На третий день к ним пришёл Фома неверящий, он один не попал на похороны и сейчас хотел проститься с Богородицей.

Отвалили камень. Но тела Марии там уже не было. Остался только саван, в котором Её хоронили.

Иисус Христос взял Свою Мать к себе на небо. И теперь они оттуда смотрят на землю и хранят всех, кто верит им и любит их, от несчастий и огорчений.

Не забывай и ты молиться им. И не забывай, что Дух Божий живёт в каждом человеке, поэтому каждый человек – это Сын Божий.

К сожалению, не все это правильно понимают. Дух Божий – это любовь ко всем людям и ответственность перед ними. Вот об этом и говорил Иисус Христос, когда пришёл на землю спасти людей от их заблуждений и ошибок.

Он опять вернётся на землю. И, может быть, придёт уже скоро. Как ты думаешь, как встретят его люди сейчас? Поймут и захотят исправиться? Или снова приговорят к смерти?

А ещё… почаще прислушивайся к тому, что у тебя внутри. Правильно. Есть сердце и другие органы. А есть ещё и душа. Надо прислушиваться к своей душе. Иногда её ещё называют совестью. Но совесть – это только часть души. Сложно понять? Ничего. Хорошо уже, если ты задумаешься над этим.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Детям об Успении Пресвятой Богородицы

После смерти и Воскресения Иисуса Христа Пресвятая Богородица прожила еще около двадцати лет. Апостол Иоанн, в доме которого в Иерусалиме Она поселилась, заботился о Ней как нежный и внимательный сын. Все христиане любили и почитали Ее. Матерь Божия была смиренна сердцем, в делах — постоянна и добросовестна, говорила всегда только о нужном и добром. Слова Ее были всегда благодатны, и беседа с Ней — сладостна. Она всем желала добра, никого не обижала, не презирала и ни над кем не смеялась.

Матерь Божия часто ходила в Вифлеем, где родился Христос, и в места Его вольных страданий и смерти. Часто Она поднималась на Елеонскую гору, с которой Господь вознесся на небо, и со слезами просила Сына взять Ее к Себе.

Однажды, когда Она так молилась, явился Ей архангел Гавриил. Он служил Богородице с самого Ее детства. Когда Она маленькая жила при храме и подолгу молилась во Святая Святых, Гавриил приносил Ей пищу с небес и кормил Ее. Он благовестил Марии Божие воплощение и всегда неотступно хранил Ее.

И вот он явился Божией Матери известить Ее о скором успении и принес Ей райскую ветвь. Она несказанно обрадовалась и, поклонившись до земли, от души благодарила Спасителя.

Когда время Ее успения наступило, Матерь Божия все приготовила и была в Своем доме. Вдруг послышался шум, и дом окружило множество облаков. На облаках, по велению Божию, с разных концов земли прилетели апостолы. Они очень обрадовались, увидев друг друга, и с удивлением думали: для чего собрал их Господь? Из дома к ним вышел Иоанн Богослов, обнял и возвестил скорое преставление Богородицы от земной жизни. Апостолы вошли к Ней и утешились Ее последней беседой.

Вдруг отверзлось небо, и Сам Царь славы Христос с небесными силами и душами святых приблизился к Своей Пречистой Матери, лежащей на смертном одре. Увидев Сына Своего, Она возгласила: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем!, — и, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Затем Она снова легла и радостно предала Свою душу в руки Сыну, и как бы заснула сладким сном. И тотчас ангелы воспели: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах».

Когда апостолы несли тело Богоматери к месту Ее погребения, Иоанн Богослов шел впереди, неся райскую ветвь. А неверные злились, и один из них попытался толкнуть Пречистое тело. Но едва его дерзкие руки коснулись одра, ангел Божий отсек их. Тогда нечестивец раскаялся, уверовал во Христа и воззвал к Богородице о прощении. И Она исцелила его. И много других чудес совершилось при погребении тела Богоматери.

Через три дня после этих событий в Иерусалим пришел апостол Фома, и, чтобы он мог попрощаться с Божией Матерью, апостолы открыли Ее гроб… и увидели, что тела там нет.

В тот же день вечером Матерь Божия явилась им, окруженная ангелами, сияющая неизреченной славой, и сказала: «Радуйтесь! Я буду с вами во все дни». И апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

Так они уверились сами и потом возвестили Церкви, что Господь воскресил Богородицу в третий день и с телом вознес на небо, как Царицу Небесную.

Но, оставив землю телом, Богородица не оставила ее Своей милостью. С высоты любящим взором Она смотрит на нас и, как ласковая мать, исполняет все наши благие прошения, отвращает от всякого греха, защищает от праведного Божия гнева и молитвами Своими избавляет наши души от смерти.

borsheva.ortox.ru

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

        

Успение Пресвятой Владычицы  нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Автор урока: Каряжкина Марина Юрьевна

Данный урок разработан в помощь преподавателям Основ Православной Культуры 3 и 4 классов общеобразовательных школ.  

Цель урока: Познакомить учащихся с историей и традициями Праздника Успение Божией Матери.

Образовательная задача: Рассказать детям о Празднике,  традициях, познакомить с особенностями иконографии Праздника.

Воспитательная задача: Приобщать детей к культурным традициям страны.

Основные термины и понятия:

Успение

Апостолы

Священное Предание

Плащаница

Тропарь

Кондак

Величание

Литургия

Евхаристия

Крестный ход

Всенощное бдение

Литература:

1. Священное Писание Нового Завета

2. Протоиерей Серафим Слободской "Закон Божий" Киев: Свято – Троицкий Ионинский монастырь, 2009

3. Русские обычаи.

 http://russian-traditions.ru/28-avgusta-uspenie/

4. Иконография Успения Богородицы: что в ней есть и чего в ней нет.  Дмитрий Марченко http://www.pravmir.ru/ikonografiya-uspeniya-bogorodicy-chto-v-nej-est-i-chego-v-nej-net/

5. Успение пресвятой Богородицы. Иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси. Светлана Липатова http://artpolitinfo.ru/uspenie-presvyatoy-bogoroditsyi-ikonografiya-prazdnika-v-iskusstve-vizantii-i-drevney-rusi/

6. «Успение Богородицы» Киктенко Е.  http://foma.ru/28-avgust-2013.html

7. «Три похвальных слова на Успение Богоматери» преподобный Иоанн Дамаскин

http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/tri-pokhvalnykh-slova-na-uspenie-bogomateri=1

8. Православные праздники: ребусы, кроссворды, головоломки. Малёваная Н.Е. – Свято – Успенская Почаевская лавра, 2012

9. http://enc-dic.com/church/Kondak-271/

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%EE%EF%E0%F0%FC

11. http://www.pravoslavie.ru/news/55759.htm

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F2%F3%F0%E3%E8%FF

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E5%F1%F2%ED%FB%E9_%F5%EE%E4

14. http://www.pravmir.ru/obyasnenie-vsenoshhnogo-bdeniya/

Конспект урока:

1. Постановка задачи:

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из главных  и любимых православных праздником.

2. Изучение нового материала:

2.1.Иконография праздника

- Посмотрите на эту икону.  Что на ней изображено? 

Успение Богоматери, конец XIV века, Феофан Грек

На этой иконе изображено Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

- А что такое Успение?

- Название праздника (Успение)  по-гречески означает «сонное состояние». Древние люди часто сравнивали смерть со сном.

Теперь давайте внимательнее  рассмотрим икону.

Композицию иконы можно мысленно разделить на две части: в нижней части иконописец изобразил Богородицу, лежащую на смертном одре. Рядом стоят опечаленные апостолы. Апостолы - это ближайшие ученики Господа Иисуса Христа. Они  прощаются с Ней в этой земной жизни.

- Кого иконописцы изображают в верхней части иконы?

 В верхней части иконы позади ложа  стоит Сам Господь Иисус Христос. На руках Он держит душу  Своей Пречистой Матери, изображённую в виде спеленатого младенца.

2.2. История Праздника:

        Всё, что мы знаем о земной жизни Богородицы и Её успении, берётся из Священного Предания. Священное Предание - это знания о Боге, Пресвятой Богородице, святых, которые не были записаны, а передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

        В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус, распятый на кресте, поручает свою Мать на попечение апостолу Иоанну Богослову. «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19, 26-27). Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Богородица рассказывала апостолам о Своей жизни и о земной жизни Иисуса Христа. Многие христиане приходили из других стран послушать Богородицу.

        Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и епископа Мелитона Сардийского. Согласно церковному преданию, Дионисий Ареопагит, рукоположенный святым апостолом Павлом в епископа Афин, присутствовал при погребении Божией Матери, о чём он упоминает в третьей главе своей книги «Об Именах Божественных». Также существует два сочинения, приписываемых Мелитону: «Слово Мелитона Философа, сказанное в присутствии Антония Кесаря» (написано на сирийском языке в III веке) и «Об исходе Марии Девы» (трактат об Успении Богородицы, известный в греческом, латинском и арабском переводах, создан не ранее IV века).

        Предание гласит, что многие из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Пресвятой Богородицы. Из дома она выходила только в церковь и всегда в сопровождении близких. Богородица любила посещать в Иерусалиме те места, в которых часто бывал Спаситель, где Христос пострадал, умер, воскрес и вознёсся на небо. Она молилась в этих местах. И вот однажды, когда Богородица молилась на Елеонской горе, явился Ей архангел Гавриил с райскою финиковою ветвью в руках. Архангел Гавриил сообщил, что через три дня закончится Её земная жизнь.

        Богородица хотела проститься со всеми апостолами, но они в это время были в других странах, проповедуя о Христе. И вот чудесным образом апостолы стали собираться в Иерусалиме. Святой Иоанн Дамаскин («Три похвальных слова на Успение Богоматери» преподобный Иоанн Дамаскин) говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Апостолы огорчились, когда узнали, что собрались попрощаться с Богородицей. В час кончины Божией Матери необыкновенный свет пронизал всю комнату. Иисус Христос сошёл на землю, окружённый Ангелами и Архангелами, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери.

        На иконе душа изображена в виде спелёнутого младенца. Это символ рождения в новую жизнь.

        Богородица завещала, чтобы Её похоронили в Гефсиманском саду, в пещере, где были похоронены Её родители и праведный Иосиф. Апостолы понесли одр, на котором лежало тело Богородицы, через весь Иерусалим от Сиона в Гефсиманию. При погребении происходило много чудес: слепые начинали видеть, больные получали исцеление, изгонялись бесы. Много народа сопровождало тело Богородицы. Неверующие жители Иерусалима донесли об этом первосвященнику. Послали стражу, чтобы разогнать эту процессию. Но Господь защитил это святое шествие. Облако опустилось к земле и закрыло от нападавших. Первосвященник Афоний хотел перевернуть одр, но Ангел Божий невидимо отсёк ему руки, коснувшиеся гроба. Афоний тотчас раскаялся, и апостол Пётр исцелил его. Афоний стал ревностным последователем Христа. На некоторых иконах изображается Афоний в тот момент, когда протягивает руки к одру Богородицы, и которые отсекает Ангел.

 Успение, середина XVI века, Государственный Русский музей (Санкт – Петербург)

При погребении Божией Матери отсутствовал апостол Фома. Он пришёл в Иерусалим только через 3 дня и очень опечалился. Апостол Фома хотел попрощаться с Богородицей. Тогда апостолы пошли к пещере, в которой покоилось тело Божией Матери, отвалили камень от входа. Но тела Богородицы не было. Они увидели только плащаницу. Плащаница - это полотно, в которое на Востоке оборачивали тело покойного.

Апостолы удивились происшедшему. Вечером, после окончания трапезы, во время молитвы апостолы услышали пение ангелов и увидели в воздухе Божию Матерь. Она им сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашей молитвенницей перед Богом». Апостолы обрадовались и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».

 

2.3 Богослужебные традиции.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается в Русской Православной церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю). Этот праздник относится к двунадесятым праздникам (двунадесять - это 12), которые тесно связаны с событиями земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

К празднику Успения христиане готовятся 2 недели строгим постом с 14 по 27 августа. Праздник Успения установлен Церковью с давних времён. О нём упоминается в сочинениях блаженного Августина (4 – 5 век) и Григория Турского (6 век).

В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии.

По Иерусалимской традиции особые богослужения, посвящённые празднику Успения Пресвятой Богородицы, совершаются за три дня до самого праздника. Эта традиция сложилась в связи с тем, что согласно Преданию за три дня до Успения Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил ей об этом. На Гефсиманском подворье (Малой Гефсимании), находящегося напротив входа в храм Гроба Господня, хранится плащаница Божией Матери. 25 августа в Малой Гефсимании совершается ночная Литургия. Литургия – (греч. λειτουργία — «служение», «общее дело») — главное  христианское богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии (Святое Причастие). После Литургии плащаницу Божией Матери крестным ходом несут по улицам старого города в храм Успения Богородицы в Гефсиманию, так как делали это апостолы после успения Богородицы.

 Крестный ход - торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).

 В  храме Успения Богородицы находится плащаница Божией Матери до отдания праздника Успения.

Вечером 27 августа совершается всенощное бдение с чином погребения Божией Матери.

Всенощное бдение – особая церковная служба, которая совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.

28 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, совершается праздничная Божественная литургия.

2.4. Молитвы Праздника:

- Давайте рассмотрим молитвы праздника.

Тропарь Успения Богородицы

Тропарь - это (греч. τροπάριον)  краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.

 Глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

Ты, Богородица, при рождении (Иисуса Христа) осталась Девою и после смерти Своей не оставила мира; будучи Матерью Жизни (т.е. Христа), Ты перешла к жизни вечной, и молитвами Своими избавляешь от смерти (вечной) души наша.

Кондак Успения Богородицы

Кондак  - (греч. Κοντάκιον) – краткая церковная песнь, заключающая в себе похвалу Христу, Богоматери, Святому или содержание праздника (Словарь иностранных слов).

Глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и  в ходатайствах надежду неизменную, гроб и смерть не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Её утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тебя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

В честь Праздника Успения на Руси строились соборы, которые носили название Успенские.

-Многие храмы и монастыри России посвящены празднику Успения. Назовите их.

Патриарший Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор во Владимире

Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь

Народные традиции празднования Успения

Последний сноп. Фото начала XX века.

- Рассмотрите фотографию. Как события этой фотографии могут быть связаны с праздником Успения?

        Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В конце лета русские крестьяне собирали урожай. Поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи. У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки».  Обжинки – праздник жатвы хлебов. Также этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день». В этих словах нашло отражение почитания Богородицы, к которой верующие обращались как к Госпоже, Владычице.  Существовал обычай наряжать «дожинку», т.е. последний сноп, в сарафан. «Дожинку» с песнями несли в деревню и ставили под иконами. В крестьянском быту день Успения Богородицы считается днём окончания жатвы. Заканчивается и посев озимого хлеба. Говорили в народе: «Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения».

Поговорки и приметы об Успении Богоматери.

- Народ сложил много поговорок, связанных с праздником Успения.

Народные приметы об Успении были связаны с порой сбора урожая и наблюдением за погодой.

До Успения пахать – лишнюю копну нажать.

С Успенья солнце засыпает.

Успение провожай, осень встречай.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Пречистая Матерь засевает, а Покров покрывает.

nsportal.ru

Праздник Успения Пресвятой Богородицы - Детская страничка - Каталог статей

22-28вгуста

Праздник Успения Пресвятой  Богородицы

 

28 августа

Успение Пресвятой Богородицы

После Сошествия Святого Духа на апостолов Божия Матерь жила в доме святого апостола Иоанна в Иерусалиме. Когда приблизилось время Ее кончины, Господь открыл Ей это через небесного вестника – архангела Гавриила.

 

 

 

В этот день апостолы из разных стран были чудесно перенесены в Иерусалим, к Пресвятой Богородице. Наконец наступили последние минуты земной жизни Приснодевы, и Она, окруженная апостолами, предала Свою душу явившемуся к Ее одру Господу Иисусу Христу.

Сам Иисус Христос окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу. Тело Ее похоронено в Гефсиманском саду. При погребении совершилось множество чудес. Иудейские священники пытались разогнать святое шествие, один из них, Афоний, подбежал и схватил за одр, чтобы опрокинуть его. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Пораженный этим чудом, Афоний раскаялся и св. Петр исцелил его.

Из всех учеников Господа лишь один апостол Фома, по промыслу Божию, не успел к погребению Пречистой Девы. Прибыв после Ее погребения, он захотел проститься с телом Богородицы. Но когда Ее гроб был открыт, там ничего не было, кроме погребальных пелен; так апостолы уверились, что Пресвятая Владычица была с телом вознесена на небо.

После трапезы и молитвы, в тот же день, увидели они Божию Матерь в сиянии Небесной славы: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею Молитвенницею.

 

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

Утром летним, дождливым, ранним-то,

Видишь, ангелы делом заняты –

Ризу влажную ткут - дождевицу,

Богородице - плащаницу,

 

 

Чтоб нетленное тело тканию

Утром летним - окутать - ранним.

В каждой капле заплачет колокол,

За апостолом послано облако,

Чтоб успел каждый брат речистый

К дню Успенья успеть, к Пречистой...

Колодяжная Людмила

 

29 августа

Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа.

О происхождении Нерукотворного образа предание гласит: «В Едессе правитель Авгарь, пораженный проказой, узнал о великих чудесах Иисуса Христа, уверовал в Него и послал к Нему слугу-иконописца Ананию. Тот никак не мог написать образ Спасителя.

 

 

Тогда Иисус сам подошел к Анании, умыл лицо и отер его убрусом (полотенцем). На нем-то чудесно и запечатлелся Лик Спасителя. Авгарь исцелился, а на убрусе велел написать: «Христе Боже, всякий, кто уповал на Тебя, не постыдится» и установил его в нише над городскими воротами».

Слава о Нерукотворном образе разнеслась по всему Востоку. В 944 г. Константин Багрянородный выкупил святыню и перенес из Едессы в Константинополь.

Нерукотворный образ является самой распространенной в России иконой. Его помещали русские воины на своих знаменах, в честь его воздвигалось множество храмов.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного образа называют третьим Спасом, «Спасом на холсте».

 

ГОСПОДЬ

В Его смиренном выраженье

Восторга нет, ни вдохновенья,

Но мысль глубокая легла

На очерк дивного чела.

 

То не пророка взгляд орлиный,

Не прелесть ангельской красы,

Делятся на две половины

Его волнистые власы.

 

Поверх хитона упадая,

Одела риза шерстяная

Простою тканью стройный рост,

В движеньях скромен Он и прост.

 

Ложась вкруг уст Его прекрасных,

Слегка раздвоена брада,

Таких очей благих и ясных

Никто не видел никогда.

                               А.Толстой 

http://happy-school.ru

 

Сорная трава

(рассказ)

Одна благочестивая мать, вместе со своими маленькими дочерьми, занималась в своем небольшом огороде вырыванием сорной травы. Работа шла скоро и весело; дочери поспешно рвали сорную траву, росшую среди овощных растений, и не замечали, как текло время, потому что кроме своей работы они были заняты рассказами матери о древних христианских подвижниках.

Перед окончанием работы младшая девочка окинула своим взглядом очищенное место, и ей жаль стало той травы, которая так красовалась прежде среди гряд, испещряя весь огород разнообразными цветочками.

"Милая матушка, - сказала она, - я не буду полоть всей этой гряды. Мне грустно взглянуть теперь на наш огородик: тут так прекрасно расцветали и репейник, анютины глазки, и клевер, а теперь все как будто мертво, и нечем мне полюбоваться”.

Мать согласилась и уважила желание своей еще мало понимавшей дочери: полгряды огурцов осталась покрытою сорными травами. Недели через две в огороде стали созревать плоды. Младшая из девочек более всех томилась ожиданием, - когда же придет возможность сорвать свеженький огурчик или выдернуть вкусную морковку… каково же было ее удивление, когда на оставленной ею не выполотой грядке она не нашла ничего, кроме отцветшей, потому и не красивой более травы! С печальным видом возвратилась она к своей доброй матери…

 

"Милая мама! - сказала она со слезами на глазах. - Ты знаешь, что я прежде радовалась, смотря на грядку, которую ты мне позволила оставить, покрытою сорной травой… теперь на ней ничего нет, кроме почти засохшей травы, тогда как наш огород и зелен, и свеж, и уже приносит плоды!..”

"Слушай же, мое милое дитятко, - помни, что огород подобен нашей душе. Как в огороде, так и в нашей душе есть много доброго; но есть в нем и худое. Что добрые растения в огороде, то добрые желания в нашей душе; сорная трава - это наши грехи и желания. Как тебе грустно было смотреть на очищенный огород, потому что он сделался пустым: так грустно и тяжело человеку оставить свои худые привычки: без них ему жизнь кажется постылой… он не оставляет их, не старается истребить - и что же? Они приводят его на край гибели; все доброе в нем умирает; он перестает любить Бога, ближних, своих родителей… вот смерть лишает его жизни, он является перед Богом, и нет у него ничего, никаких добрых дел; и самые пороки, как тебе теперь трава, не кажутся ему более приятными; но после смерти нет покаяния. Он подвергается вечному осуждению. Откроем, дети, Евангелие от Матфея: "Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”. - Дерево, не приносящее плодов, - то же, что сорная трава. Оно означает человека, не делающего добрых дел, - человека, преданного пороку. Бегайте же греха, этого сорного растения, которое так часто заглушает в людях все доброе”.

http://mama-samara.ru

Загадки в стихах

1. Кто предстал перед Пречистой:

Дух могучий, смелый, быстрый,

Это Вестник Горних Сил,

Сам Архангел…

 

2. Что за весть была такая:

Не простая, а благая,

То от Бога, неспроста,

Деве, что родит…

 

3. Нет, не по гордому уму

Произнесла, а вот как:

"Будь мне по слову твоему” —

Сказала Дева…

 

4. Всевышний дал Марии дар безценный,

Что на земле никто же в силах дать,

Меж женами она благословенна

И обрела у Бога…

Ответы: 1. Гавриил 2. Христа 3. Кротко 4. Благодать

 

hramkgu.ru

Успение Пресвятой Богородицы. История праздника

 Успение Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати самых значимых праздников после Пасхи в православном литургическом календаре. Прославляет этот день память о Божией Матери и приходится он на 28 августа по-новому стилю, и на 15 число по-старому. Перед празднованием этого святого дня всем верующим церковь повелевает соблюдать пост с 14 числа по 27 число августа месяца во имя и по примеру Пресвятой Богородицы, пребывающей в постоянных молитвах и в строжайшем посте дни, предшествующие Ее успению.

Духовный смысл и истинное значение праздника.

Многим людям может показаться абсурдным празднование дня успения, т.е. смерти Матери Божией, ведь для большинства из нас смерть ассоциируется лишь с сердечной болью и тоской, скорбью и потерей того, чей жизненный путь навсегда завершился.

Еще издревле любому простому человеку казалось, что явление смерти выступает самой непостижимой и величайшей из всех существующих загадок бытия. Смерть во все времена вызывала трепет и страх у людей, полную их растерянность, панику и недоумение.

Однако, глубоко верующие православные христиане знают и неистово верят в то, что все сущее при Божественном мироздании обрело непоколебимую и надежную жизненную основу на веки вечные. Не смерти нужно бояться людям, а образа того и поступков тех, какими их земное существование будет наполнено.

Благодаря вере такой каждый христианин воспринимает явление смерти не как полное завершение жизни человека, а лишь как тяжелое, но необходимое для вечного и подлинного существования, испытание. В связи с этим Успение Богородицы вызывает радость у православных, ведь через смерть она получила возможность снова быть с Сыном Своим.

Атеист может всю свою земную жизнь прожить под гнетом страшного ожидания собственной смерти в качестве полного самораспада, а православный верующий же, даже готовясь к смерти, — готовиться лишь к новой жизни.

Однако, не стоит считать, что христиане причисляют смерть к благим и радостным явлениям. Она, конечно же, является прямым нарушением и искажением первоначально установленного в человеческом мироздании порядка, утрата которого происходит по причине грехопадения человека, его непослушания воли Божественной и нарушения Закона Божьего.

Согласно догматическому учению Православной Церкви, Бог не желал смерти людям, они самостоятельно обрекли себя на нее по причине духовной слабости своей и неукротимой плоти. Но даже в данном случае Спаситель наш проявил к человеку несказанную милость и благодать, Он смерть земную превратил в путь к вечному совместному пребыванию человека со Своим Создателем.

История праздника.

 Праздник Успения Богородицы установлен еще с древних времен. Упоминания о нем можно обнаружить в писаниях блаженного Иеронима, Григория и Августина, а так же в сочинениях епископа Турского.

В IV веке византийский император Маврикий в честь победы (15 августа 595 г.) своей над персами приурочил к этому дню празднование Успения Пресвятой Богородицы, определив этот день и это событие одним из самых главных общецерковных праздников.

Однако, первостепенно в различных местах сей праздник совершался в разное время: кое-где празднование Святого Успения происходило в январе месяце, а где-то – и в августе. К примеру, в VII веке в Римской Церкви на Западе было принято праздновать 18 января «кончину девы Марии», и при этом 14 число августа месяца определяли днем «взятия Её на небеса Божьи».

Лишь в VII-IX вв. праздник Успения Богородицы стал совершаться 15 августа в большинстве западных и восточных Церквей. Целью этого праздника было не что иное, как прославление и сохранность памяти о Богоматери, и о Ее воссоединении с Сыном Своим через успение.

Стихиры на Успение Богородицы появились в V веке, они были написаны патриархом Константинопольским. Затем в VIII веке появились два канона, посвященные этому празднику, созданные святыми Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским.

Из истории жизни и смерти Пресвятой Богородицы.

Согласно Священному Писанию, Матерь Божия после смерти и Воскресения Спасителя всеобщего вплоть до Великого гонения на христиан находилась в Иерусалиме. Затем Она в сопровождении Иоанна Богослова переместилась в Эфес. Часто посещала Она праведного Лазаря, живущего на Кипре, и Гору Афонскую, которую в дальнейшем благословила как Удел для проповеди слова евангельского.

Незадолго до смерти своей Матерь Божия снова прибыла в ранее покинутый Ею Иерусалим. Здесь Она постоянно пребывала в молитве и наиболее часто посещала места, связанные с самыми важными жизненными событиями Сына Ее Божественного.

В один из дней Ее пребывания на Елеоне предстал пред ней Архангел Гавриил. Он известил Ее о том, что через три дня настанет Ее кончина, и Она покинет землю, воздавшись на небеса к Сыну Своему. Пресвятая Богородица поделилась произошедшим с апостолом Иоанном, который спешно оповестил о предстоящей кончине Матери Божией брата Господня, апостола Иакова. Он, в свою очередь, — всю Иерусалимскую Церковь, впоследствии сохранившую предание об Успении Богородицы.

Перед кончиной Своей Матерь Божия все скромное имущество завещала вдовицам — прислужницам Своим. Велела им после смерти захоронить Себя рядом со Своими праведными родителями в Гефсимании.

В день Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Ней практически все апостолы, странствующие по миру с проповедью о Слове Божием. Ее уход сопровождал свет несказанный, при появлении котором, Сам Христос предстал пред Нею в окружении многочисленных ангелов. Богородица обратилась к Нему с молитвой и сердечной просьбой о благословении всех тех, кто чтит Ее память. Она также призвала в молитве Сына Своего окружить Ее защитой Божией от силы Сатанинской и мытарств воздушных, а после, в радости и благодати отдала душу Свою в Господни руки.

Три дня и три ночи пребывали у гроба Богородицы апостолы, воспевая псалмы. И лишь на третьи сутки к ним пришло совершенное и полное утешение от Великого образа Божией Матери и слов Ее, призывающих всех возрадоваться, ибо отныне Она будет со всеми и во все дни. После Воскресения и утешительного изречения тело Матери Божией покинуло землю, и было восхищено на небеса.

uspenie23.ru

Успение Пресвятой Богородицы - 2020

«Приидите, люди, прославим Пресвятую Деву Чистую, ибо от Нее неизъяснимо родился воплотившийся Сын –Слово Отца; прославим Ее, взывая и говоря: Благословенная Ты между женами, блаженно чрево, вместившее Христа. Его святым рукам отдавшая душу, молись, Пречистая, о спасении наших душ» — взывает сегодня Церковь. Мы дали цитату по русскому переводу священномученика Феофана (Адамченко) из его «Богослужебного сборника». На церковно-славянском читайте в Минее.

Смотрите также акафист Успению Божьей Матери

 

Красовицкая в «Литургике» пишет о богослужении Успения:

 

«Какие темы появляются в богослужении? Во-первых, чудесное собрание апостолов, которые были перенесены в Иерусалим по воздуху. На иконе они как бы на облаках несутся к месту успения Пресвятой Богородицы. Появляются и другие темы: предсмертная беседа, преставление, погребение Пресвятой Богородицы. Отдельно говорится об апостоле Фоме: он опоздал, для него открыли гробницу и увидели, что тела Пресвятой Богородицы нет, что Она вместе с телом взята на Небо.

В текстах праздничного богослужения очень трогательно описывается прощание апостолов с Пресвятой Богородицей (стихира по 50-м псалме):

«Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, тогда апостоли, обстояще одр, с трепетом зряху Тя, и ови убо, взирающе на тело, ужасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: О Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся, в Нейже вселися будущия жизни наслаждение. Но, о Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему спастися стаду Твоему невредиму». Петр недоумевает, поражаясь несоответствию: Та, которая была вместилищем, домом, храмом, кивотом Живота всех, тоже подвержена закону смерти. Как это возможно?

Интересен светилен этого праздника:

«Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой».

Совершенно ясно, что гимнограф вложил эти удивительные слова в уста Пресвятой Богородицы, это Она говорит апостолам, чтобы они погребли тело Ее в Гефсиманском саду, и затем обращается с молитвой к Сыну Своему и Богу.

В нашем богослужении вообще очень много прямой речи. Таких слов мы не найдем ни в Евангелии, ни в Предании, ни в сказаниях, но гимнограф дерзает сочинить их, влагая в уста того или иного лица, участвующего в событиях праздника. Эти тексты показывают нам удивительную широту, свободу, дерзновение литургического творчества и очень многому нас учат.

С праздником Успения связана традиция совершения особенной службы — погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы. Эта служба никак не обозначена в нынешней редакции Типикона, но упоминается в Оке Церковном. В назначении дня этой службы от храма к храму существует разнобой: где-то погребение совершают в день Успения, где-то на следующий день, где-то на отдание, везде по-разному.

Служба погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы поминается в Оке Церковном, в той редакции Устава Иерусалимского, который был переведен в Константинополе Афанасием Высоцким по благословению прп. Сергия Радонежского в XIV в. — это самый полный, авторитетный и обстоятельный Устав. К нему мы постоянно должны обращаться, поскольку наш Типикон много раз отредактирован, переправлен, дополнен и не столь логичен, как Око Церковное. Там упоминалась эта служба, но отнюдь не в теперешнем ее виде. Современный греческий Типикон не знает чина погребения Богородицы, но в некоторых храмах он все же совершается. Служба, которую мы знаем, появляется достаточно поздно и совершается в храме в Гефсиманском саду в Иерусалиме, где реально происходило это событие. В конце XIX в. эта служба появляется в России. Поначалу она совершалась только в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры, но в 60-е годы XX в. получила уже повсеместное распространение.

Служба эта построена симметрично утрени Великой Субботы, когда совершается погребение Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

Возникает вопрос, насколько это правомочно и целесообразно (не говоря уже о том, насколько это талантливо), потому что служба Великой Субботы, по-видимому, должна быть единственной в своем роде. Но есть и другое мнение: как хорошо, какое замечательное подражание такому высокому образцу. Согласно Оку Церковному, чин Погребения обязательно совершается в Богородичных храмах (в прочих «аще изволит настоятель») и заключается в том, что на праздничной утрени по 6-й песни пелись Непорочны с тремя припевами — «похвалами», по одной на каждую статию».

predanie.ru

Успение Богородицы: как смерть может быть праздником?

28 августа Православная Церковь отмечает великий праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Почему Церковь празднует Воскресение Христа, понятно, но почему она празднует смерть Божией Матери?

Иерей Сергей Круглов, священник, поэт:

Славянское слово «успение» — от слова «сон», мирная кончина земной жизни. Но мне видится, что слово «успение» имеет и общий корень со словом «успех». Успех – вот могущественное божество, которому поклоняется современный мир, поклоняются на деле многие, на словах называющие себя верующими и церковными людьми: успешная карьера, богатство, власть.

Но в христианском смысле возможен совсем иной успех: успех полноценно прожитой жизни, итог ее, наполненной небесным светом, смыслом и любовью, как соты – душистым медом… Именно с таким «успехом» и пришла к своему успению Пречистая Дева Мария.

Нецерковному разуму непонятно: как можно праздновать день смерти? Однако для тех, кто верует, что человек живет вечно, и смерть – лишь еще одни роды (недаром на иконе Успения душа Богородицы изображается как новорожденный в пеленах младенец на руках у Христа), трудный, но переход в дальнейший этап жизни, — для христиан естественная человеческая печаль смешана с надеждой и радостью: Пресвятая Богородица, переступив предел земной жизни, не оставила нас, отныне и навсегда Она – наша помощница и заступница.

Почему же помощница? Чем заслужила?

Смерть – следствие греха. А Божия Матерь – самый чистый, самый свободный от греха человек из всех, когда-либо живших на земле. Грех – противник Бога. А святая Дева Мария – не просто стремящаяся к Богу, Она – сама Его Матерь.

И потому после смерти душа Богородицы сразу вознеслась на Небо, к Богу, а Ее тело, разлученное на три дня с душой, но неподверженное тлению — следствию греха, в третий день, силою Божией восстало, воскресло; Богородица увенчалась Божией славой. Это прославление человека, преодолевшего грех, болезнь, боль, печаль, разлуку, страдание, смерть, это достижение творением своей цели – обожения, которое уже произошло с Божией Матерью, но к которому призван каждый – и празднуется в дне Успения. И именно потому Богородица стала первой ходатаицей и заступницей людей перед Богом.

Даже человек, далекий от Церкви, знает, кто такая Пресвятая Богородица. У всех на слуху названия Ее многочисленных икон: Всех Скорбящих Радосте, Умиление, Воспитание, Взыскание Погибших, Целительница… Образ Матери, возрастившей Сына-Спасителя и отдающей Его страдающему человечеству, близок сердцу каждого. И в Ее Успении воплотилось то, чего так чает сердце ребенка, потерявшего мать: Она ушла, но осталась с нами, Она жива, и Ее материнская забота и любовь – явны и несомненны для чуткого сердца.

Есть предание: одному праведнику еще при жизни был показан Рай, его прекрасные обители со множеством ангелов и святых в прекрасных венцах. Он спросил: «А где же Матерь Божия?» Ему ответили: «Ее нет здесь, Она на земле, среди грешного народа».

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, X век. Из собрания музея Метрополитен в Нью-Йорке

Миниатюра из рукописи литургического Евангелия в собрании монастыря Дионисиат на Афоне

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, XI век. Из собрания Государственного Эрмитажа

Успение Пресвятой Богородицы XII века из собрания монастыря св. Екатерины на Синае

Успение Пресвятой Богородицы XII века из собрания монастыря св. Екатерины на Синае

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы 12 века

Изображение Погребения Богоматери на «Златых вратах» церкви Рождества Богородицы в Суздале (12 — 13 вв.)

Икона Успения Пресвятой Богородицы из Десятинного монастыря под Новгородом (в собрании Гос. Третьяковской галереи, начало 13 века)

Фреска Успения Пресвятой Богородицы западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец 13 века

Мозаика Успения церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало 14 века

Фрагмент фрески Успения Богоматери церкви Успения монастыря Грачаница. 1320-е годы. Косово, Сербия

Икона Успения Богоматери. Из праздничного ряда Софии Новгородской. Середина 14 века

Фреска Успения Богоматери из церкви св. Димитрия Маркова монастыря (14 век), Македония

Икона Успения Пресвятой Богородицы. Феофан Грек. Конец XIV века. Оборотная сторона иконы Богоматерь Донская (в собрании Гос. Третьяковской галереи)

Фреска Успения Богоматери собора монастыря Ватопед на Афоне. 14 век

Храмовая икона Успения Богоматери первоначальной деревянной Успенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря. Начало 15 века. Ныне – в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Храмовая икона Успения Богоматери Успенского собора Московского Кремля. Около 1479 г

Икона Дионисия Ферапонтовского «Успение Богоматери» из Павло-Обнорского монастыря. Около 1500 г. (В собрании Вологодского музея-заповедника)

Успение Богоматери. Мастер Феофан Критский. Икона середины 16 века из праздничного чина монастыря Ставроникита на Афоне

Икона 16 века Успения Пресвятой Богородицы из Успенской церкви Кеми (в собрании ГРМ)

Фреска Успения Пресвятой Богородицы келии св. Стефана на горе Афон. Конец 17 века

Болгарская икона 19 века Успения Богоматери

Современная греческая икона Успения Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Сольвычегодский историко-художественный музей. 16 — 17 вв

Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Сольвычегодский историко-художественный музей. 17 век

Успение Пресвятой Богородицы. 15 в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Успение Пресвятой Богородицы. Византия; 13 век. Синай. Фрагмент триптиха

 

Успение Пресвятой Богородицы. Вышитая пелена. Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль. 17 век

Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год

 

Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески, 17 век

Успение Пресвятой Богородицы. Книжная миниатюра, 12 в

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, 14 век

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, 14 век. Фрагмент

Плащаница Успение Божьей Матери, город Камышин, 20 в

Успение. Украина, Львов, 1650-1690 гг

Успение Богоматери. Симон Ушаков,1671 г

Успение. Круг Симона Ушакова, иконописцы оружейной палаты московского Кремля, Останкино, Троицкий храм, кон 17 в

 

www.miloserdie.ru


Смотрите также