8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Успение переводится как


Успение Пресвятой Богородицы - это... Что такое Успение Пресвятой Богородицы?

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы — праздник православной и католической церкви, в православии принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется православной и католической церковью 15 августа, однако Русской, Грузинской, Сербской и Иерусалимской православными церквами, Украинской греко-католической церковью и некоторыми другими юрисдикциями - по юлианскому календарю, что до конца XXI века соответствует 28 августа в григорианском календаре. Посвящён Успению — праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию, в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Её пречистого тела.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.

Новозаветная история

Согласно Нового Завета, после Вознесения Иисуса Мария, согласно завещанию Сына, оставалась на попечении апостола Иоанна и пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14). Когда проходил праздник Пятидесятницы, Мария, как и остальные апостолы, получила дар святого духа (Деян.2:1-14). Канонические тексты не сообщают ничего о смерти Богородицы.

Небиблейские свидетельства

Церковный историк Никифор Каллист (14-й век) подробно изложил предание, которое передаёт обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II веке.

Никифор Каллист писал о том, что многие из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Матери Божией. Из дома Она выходила только в церковь и всегда в сопровождении близких. Нередко Она приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и поведал о скором Её переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Пресвятая Богородица рассказала об этом Иосифу из Аримафеи как о благой вести, потому что скоро Она должна была увидеть Своего Сына. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран стали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Она сообщила им, что скоро покинет их. Во время беседы с Апостолами пред Ней чудным образом предстал Апостол Павел со своими учениками. Наступил час, когда должно было свершиться Успение Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и сошёл сам Христос, окружённый Ангелами и Архангелами. Видевших это охватил священный трепет. Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.

Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

Погребение

Святые Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию, где были гробницы родителей и мужа Девы Марии. Над процессией появилось облако света, и послышались звуки небесной музыки. О погребальном шествии донесли первосвященникам. Послали стражу, чтобы разогнать процессию, но облако спустилось к земле и закрыло её от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой.[1] Афония ужаснулся и раскаялся, он получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые Апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

Чудо воскресения

Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования

Апостол Фома был единственным из апостолов, кто не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришёл в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Её исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня за трапезой им явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с Вами во все дни». В ответ Апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Согласно католической традиции, за этим последовало:

Богослужебное почитание

В православии праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднества. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1(14) по 14(27) августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы).

Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую, как царица, на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним; Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.

Храмы, построенные в память об Успении Богородицы

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

какого числа отмечают, дата и история праздника

Успение Пресвятой Богородицы – одно из 12 главных православных торжеств, Богородичный праздник. В 2020 году он отмечается 28 августа. Полное церковное название праздника – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Он посвящен воспоминанию о смерти Божией Матери. Слово «успение» символизирует не смерть обычного человека, а вознесение духа и тела к Богу.

Содержание статьи
  1. История праздника
  2. Традиции и обряды праздника
  3. Что нельзя делать в Успение Пресвятой Богородицы
  4. Приметы и поверья на Успение Пресвятой Богородицы

История праздника

После вознесения Иисуса Христа на Небеса Пресвятая Мария осталась на попечении апостола Иоанна. Когда Царь Ирод начал гонение христиан, Богородица с Иоанном поселилась в Эфесе. Там она ежедневно молилась и просила Господа поскорее взять ее к себе. В один день к ней явился Архангел Гавриил и известил, что по истечении трех дней ее земная жизнь закончится.

Дева Мария перед кончиной пожелала увидеть всех апостолов, которые проповедовали христианство по разным городам. Ее желание исполнилось. Апостолы собрались у ложа Богородицы, на котором она смиренно приняла смерть. Гроб с телом Божией Матери был захоронен в пещере. Апостолы еще три дня оставались у ее подножия и молились. Апостол Фома опоздал к погребению. Ему разрешили отворить вход в гроб и поклониться святым останкам. В пещере тела не оказалось. Апостолы убедились в телесном вознесении Богоматери на небо.

Традиции и обряды праздника

Успение Пресвятой Богородицы отмечается в Православной Церкви с особой торжественностью. Праздник имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Священнослужители облачаются в одежду голубого цвета.

В канун праздника в центр храма выносится Плащаница, на которой изображен лик Богоматери. Затем совершается всенощное бдение, во время которого поются стихиры и каноны, читаются паремии, исполняется тропарь Успению Богоматери. На 2-й или 3-й день праздника во многих кафедральных и приходских храмах совершается Чин погребения Богоматери. Во время утрени на великом славословии священнослужители выходят к расположенной в центре храма Плащанице Пресвятой Богородицы и кадят ее. Затем они обносят ее вокруг храма. После этого священнослужители помазывают прихожан освященным маслом (елеем).

Успению Пресвятой Богородицы предшествует строгий Успенский пост. 28 августа прихожане разговляются. Хозяйки готовят праздничные блюда, которыми угощают семью и нуждающихся.

По народной традиции, 28 августа люди собирают урожай овощей и фруктов и делают заготовки на зиму. На Руси в этот день парни сватались.

Что нельзя делать в Успение Пресвятой Богородицы

В Успение Пресвятой Богородицы не стоит надевать новую или неудобную обувь, иначе весь год будет ощущаться дискомфорт.

Нельзя ругаться матом, обижать ближних, отказывать в помощи нуждающимся, грубить и быть в плохом настроении.

На Руси люди сопоставляли Божью Матерь с Матерью-Землей. В этот праздник запрещалось ходить босиком и втыкать в почву острые предметы. Эти действия обижали землю и влекли неурожай.

Приметы и поверья на Успение Пресвятой Богородицы

  • Дождливая погода на Успение Пресвятой Богородицы предвещает сухую осень.
  • Если праздник совпадет с «бабьим летом», то зима будет морозной и малоснежной.
  • Девушка, которая до Успения не найдет парня, до весны будет незамужней.
  • Завершить начатые ранее дела или помочь другу в этот праздник – хорошая примета.
  • Если на Успение Пресвятой Богородицы натереть или ранить ногу, то впереди ожидаются жизненные трудности и неудачи.

Читать ~4 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 5
Сколько всего было просмотров: 92

my-calend.ru

Успение Богородицы - это... Что такое Успение Богородицы?

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Κοίμησις Θεοτόκου) — праздник православной и католической церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая церковь и некоторые другие празднуют 15 августа по юлианскому календарю (28 августа по новому стилю). Католическая церковь, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 15 августа по новому стилю.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.

Новозаветная история

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Согласно Новому Завету, распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин.19:25-27) на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян.2:1-14).

Небиблейские свидетельства

По словам Иерусалимского патриарха Ювеналия (V век): «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Её, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». К таким свидетельствам относятся сообщения священномученика Дионисия Ареопагита (I век), Мелитона Сардийского (II век), Епифания Кипрского (IV век)[1]. Различные сообщения об Успении Богородицы в XIV веке собрал и обобщил церковный историк Никифор Каллист.

К моменту Своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня Она «отойдет ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы Она была готова к Своему смертному часу, архангел возвестил Ей[2]:

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.

О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, Она обратилась с молитвой к Богу, и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия»[2]. Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.

Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.

— Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

После этого Дева Мария мирно скончалась.

Возраст, в котором скончалась Богородица

Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

Существует несколько версий, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х., как об этом говорят церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин. С ними согласны святые Андрей Критский и Симеон Метафраст, сообщающие, что Она дожила «до последней старости». К этому же склоняются и другие исследователи[3].

Погребение

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены Её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином[2]. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

Чудо восхищения Богоматери на Небо

Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба. Православная икона

В погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он пришёл в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Девой Марией.

…когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?

— Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В этот день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни».

Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования

Католическая традиция особо выделяет Вознесение Богоматери и последовавшее затем Её коронование.

Богослужебное почитание

Православная церковь

В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1 (14) августа по 14 (27) августа включительно, являющийся наиболее строгим после Великого поста. Стихиры праздника были написаны в V веке Константинопольским патриархом Анатолием, а в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы). Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию службы утрени Великой Субботы.[4] В XVI веке данная служба была очень распространённой в Русской Церкви, но в XIX веке уже была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах. В настоящее время Чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на 2-й или 3-й день праздника. Богослужение начинается всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; совершается её каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.

Тропарь, кондак и задостойник Успения
На церковнославянском[5] (транслитерация) На русском На греческом[6]
Тропарь праздника В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. Ἐν τῇ Γεννήσει, τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας, ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε. Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν, Mήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς, καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη, ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν.
Кондак праздника В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Богородицу, непрестанно молящуюся и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и смерть; ибо Её как Мать Жизни привёл к жизни [Христос], Поселившийся в Её вечно девственной утробе. Τὴν ἐν πρεσβείαις ἀκοίμητον Θεοτόκον, καὶ προστασίαις ἀμετάθετον ἐλπίδα, τάφος καὶ νέκρωσις οὐκ ἐκράτησεν· ὡς γὰρ ζωῆς Μητέρα, πρὸς τὴν ζωὴν μετέστησεν, ὁ μήτραν οἰκήσας ἀειπάρθενον.
Задостойник Припев 1-й: Роди вси блажим Тя, единую Богородицу.

Припев 2-й: Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася: како Девая восходит от земли на небо.

Побеждаются естества уставы, в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть: по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.

Поколения все прославляем Тебя, единую Богородицу.

Ангелы, увидев Успение Пречистой, удивились, как Девственная восходит от земли на небо.

Побеждаются законы природы на Тебе, Дева Чистая: рождение остаётся девственным и смерть обручается с жизнью; по рождении пребывая Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё.

Припев 1-й: Αἱ γενεαὶ πᾶσαι, μακαρίζομέν σε, τὴν μόνην Θεοτόκον.

Припев 2-й: Ἄγγελοι τὴν Κοίμησιν τῆς Παρθένου, ὁρῶντες ἐξεπλήττοντο, πῶς ἡ Παρθένος ἀπαίρει, ἀπὸ τῆς γῆς εἰς τὰ ἄνω.

Ирмос 9-й песни канона: Νενίκηνται τῆς φύσεως οἱ ὅροι, ἐν σοὶ Παρθένε ἄχραντε· παρθενεύει γὰρ τόκος, καὶ ζωὴν προμνηστεύεται θάνατος. Ἡ μετὰ τὸκον Παρθένος, καὶ μετὰ θάνατον ζῶσα, σῴζοις ἀεί, Θεοτόκε, τὴν κληρονομίαν σου

Католическая церковь

Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую как царица на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним. Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию[7].

См. также

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru

Успение Пресвятой Богородицы 2019: традиции и история праздника

Все христиане воздают особую честь и поклонение Богородице - самому почитаемому и священному лицу после Спасителя. Многочисленные храмы и монастыри по всему миру воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Sputnik Грузия рассказывает об одном из 12 главных праздников православной церкви, которому предшествует Успенский пост - единственный, посвященный Божьей Матери.

Успение Пресвятой Богородицы

Верующие в день Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии отмечают победу вечной жизни над смертью.

Божья Матерь, по церковному преданию, после вознесения Спасителя на небо жила в доме апостола Иоанна в Иерусалиме. Он заботился о Ней, как о родной матери.

Богоматерь проводила дни и ночи в молитве - она принимала всех, кто приходил к Ней, исцеляя больных и утешая страждущих и заблудших.

Божья Матерь часто молилась в Гефсиманском саду у Святого Гроба Господня. Однажды Архангел Гавриил, явившись Ей там, преподнес Богородице светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением.

Архангел сообщил Деве Марии, что Ее земная жизнь окончится через три дня. Пресвятая Богородица, несказанно обрадовавшись этой вести, стала готовиться к своей кончине.

Когда пришло время Пресвятой Богородице перейти из земной жизни в вечную, все апостолы из числа двенадцати и семидесяти, проповедовавшие Христово учение в разных концах мира, по ее молитве, собрались чудесным образом у одра Божьей Матери.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Древняя роспись на стене храма Успения Богородицы в пещерном комплексе Вардзия

Когда настал час Успения Пресвятой Богородицы, Спаситель Сам сошел к ней в окружении ангелов, чтобы забрать с собой ее душу. Пресвятая Дева без всякого телесного страдания предала в руки Своего Сына и Господа душу, и тотчас раздалось ангельское пение.

Апостолы, оплакав разлуку с Богородицей, погребли тело, согласно Ее воле, в пещере в Гефсимании, между могилами Ее родителей и Иосифа Обручника. Закрыв вход в пещеру большим камнем, они молились у входа три дня.

Фома, опоздавший к Успению и погребению Пресвятой Богородицы, попросил открыть пещеру, чтобы поклониться Ее праху, но тела Божьей Матери не обнаружил. Так все уверились, что Господь вознес Богородицу на небо вместе с телом.

В тот же день вечером Пресвятая Богородица явилась к апостолам за ужином и сказала: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни". Апостолы так обрадовались, что подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя (часть Господа), воскликнув: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"

Courtesy of Nestan Chitaya

Грузинская икона с изображением Богородицы

Так возник чин возношения Панагии (в переводе с греческого Всесвятая) - части хлеба в честь Богородицы. В монастырях эта традиция сохранилась по сей день.

Существует много версий о том, сколько Богородице было лет на момент Успения. Наиболее вероятно, что Божья Матерь скончалась примерно в 57-м от Рождества Христова, прожив примерно 72 года.

История праздника

Праздник восходит к первым векам христианства – об Успении Пресвятой Богородицы упоминают блаженный Иероним и Григорий, епископ Турский, в своих сочинениях.

Успение Пресвятой Богородицы в Византии отмечали повсеместно уже в IV веке. Общецерковным праздник стал в 595-м, когда византийский император Маврикий одержал победу над персами в этот день.

Установили праздник для прославления Богородицы и Ее Успения, а также для обличения еретиков, посягавших на ее достоинство, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и Ее телесную кончину соответственно.

Успение Пресвятой Богородицы в православии входит в число важных торжеств — у него один день предпразднества и несколько попразднества. Это последний праздник православного церковного года – он завершается 13 сентября по новому стилю.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Люди у иконы Божьей Матери в храме Самеба

Традиции

В канун Успения в православных храмах, по традиции, совершают всенощное бдение – торжественное богослужение, объединяющее великую вечерню и утреню.

В день Успения Пресвятой Богородицы во время службы, по традиции, вспоминают жизнь, деяния и кончину Божьей Матери — духовенство выходит к плащанице с изображением Богородицы, лежащей посреди храма, читает над ней молитвы, а затем обносит ее вокруг храма.

В старину определенных традиций придерживались и в народе. К примеру, ходить в старой или неудобной обуви в праздник Успения Пресвятой Богородицы нельзя было, иначе жизнь в дальнейшем будет полна проблем и трудностей.

По традиции, ходить босиком в этот день нельзя – это к болезням. А вот работать в праздник нужно, чтобы закончить все ранее начатые дела.

Жатву завершить старались к Успению Пресвятой Богородицы - последний сноп - "дожинку", по традиции, наряжали в сарафан, затем несли его с песнями в деревню и ставили под иконы.

По традиции, в праздник варили медовуху, отмечали жатвенными песнями и хороводами.

Собирать ягоды, орехи и грибы, по традиции, ходили после Успения в лес. В конце августа хозяева начинали заготовку на зиму, когда поспевали овощи.

© photo: Sputnik / Vitaly An'kov

Икона Богородицы

С Успения Пресвятой Богородицы девушки начинали присматривать себе женихов. А сватов засылали, по традиции, через две недели после праздника.

По традиции, на Успение ходят в храм и освящают хлеб нового урожая.

Издавна ронять даже крошку освященного в церкви хлеба на пол считается большим грехом.

Переедать и злоупотреблять алкоголем на Успение Пресвятой Богородицы, как и в любой другой церковный праздник, запрещено. На следующий день после Успения Богородицы – 29 августа, православные отмечают "Ореховый (Хлебный) Спас".

В народе так называют праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

Спас называют Хлебным или Ореховым в честь традиции в это время завершать жатву хлебов и собирать орехи.

Материал подготовлен на основе открытых источников

sputnik-georgia.ru

Почему православные празднуют Успение Пресвятой Богородицы — Российская газета

В среду, 28 августа, православные отмечают великий праздник - Успение Пресвятой Богородицы. Успение - древнерусское слово, означающее засыпание, сон, а в случае с Божьей Матери - смерть, кончину, причем по отношению к Богородице слово "Успение" пишется с заглавной буквы.

Но почему же христиане превращают событие смерти Богородицы в праздник? Во-первых, потому что Христос победил смерть, даровав каждому путь спасения, и поэтому самый большой праздник христиан - Пасха, Светлое Христово Воскресение. А во-вторых, сам переход Марии, Матери Божьей, из земной жизни в мир небесный происходил необычно. Это как раз и было Успение, есть еще один вариант этого слова - Усыпание. Не смерть, а сон. Отсюда двоякое настроение праздника: с одной стороны, горечь и печаль, неизменные при расставании, а с другой стороны - радость. Потому что, перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, Она усыновила всех нас - объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью, как Покровом.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы наши предки почитали настолько важным, что в народе его называли Богородичной Пасхой. Считалось, что это праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский собор в Кремле. Огромное количество церквей России было освящено в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы - русские помнили милостивую защиту Богородицы в дни бедствий, и уповали на то, что и дальше Божья Матерь не оставит страну.

Как и всем большим церковным праздникам, дню Успения Пресвятой Богородицы предшествовал пост, двухнедельный строгий Успенский пост, который сегодня закончился, и который должен был духовно подготовить верующих к самому празднику.

Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Из Книги Деяний видно, что после Вознесении Господа на Небо, Богородица жила в Гефсимании, в доме апостола евангелиста Иоанна. Там она и скончалась. Когда на третий день после Ее успения, апостолы открыли гроб, то увидели в нем только погребальные пелены. На иконе праздника Успения над почившей во гробе Богородицей - почившей, но не умершей, изображен Христос. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимает на Свои руки маленькую, хрупкую и чистую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. И это еще раз подчеркивает, что праздником Успения мы отмечем не смерть, а рождение в жизнь вечную.

"Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а Успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? - спрашивает святой праведный Иоанн Кронштадтский, и отвечает: - То, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать - этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти".

Образ Пресвятой Богородицы одновременно и близок нам, и непостижим в своей высоте. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет - мы говорим: "Пресвятая Дева Мария".

Богородица, усыновившая при кресте Своего Сына все человечество, простирает Свой покров над каждым. У поэта Семена Липкина есть удивительный стих-прозрение, как раз об этом.

Успение Пресвятой Богородицы. Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

"Когда мне в городе родном

В Успенской церкви, за углом,

Явилась Ты в году двадцатом,

Почудилось, что Ты пришла

Из украинского села

С ребенком, в голоде зачатом.

Когда царицей золотой

Ты воссияла красотой

На стеклах Шартрского собора,

Глядел я на Твои черты

И думал: понимала ль Ты,

Что Сын Твой распят будет скоро?

Когда Казанскою была,

По озеру не уплыла,

Где сталкивался лед с волнами,

А над Невою фронтовой

Вы оба - Ты и Мальчик Твой -

Блокадный хлеб делили с нами.

Когда Сикстинскою была,

Казалось нам, что два крыла

Есть у Тебя, незримых людям,

И Ты навстречу нам летишь

И Свой полет не прекратишь,

Пока мы есть, пока мы будем".

А другой поэт, Михаил Лермонтов, называл Божью Матерь "Теплой Заступницей мира холодного".

rg.ru

Успение Богородицы: загадки "второй Пасхи"

Интересно, но, в отличие от истории погребения, местонахождение самой гробницы известно еще с I века благодаря письмам Дионисия Ареопагита. В 326 году царица Елена, мать императора Константина, построила на этом месте базилику, просуществовавшую до XI века.

Храм, существующий и по сей день, был восстановлен крестоносцами. Он находится под землей — вниз ведут 50 ступеней. Сама часовня с камнем, на который было положено тело, имеет крестообразную форму. В южной части часовни есть даже есть специальный придел для мусульман, которые также почитают Деву Марию.

"Мост между мирами"

"Церковный год заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы, а начинается празднованием ее Рождества (21 сентября. — Прим. ред.). Церковный индикт (календарь) снова раскроет перед нами картину нашего спасения. Богослужебный орнамент, которым полна церковная традиция, не есть просто эстетический, абстрактный узор. Каждый церковный праздник — не просто день в календаре. Он наполнен символикой, которая есть некий мост между разными реальностями. Суть праздника всегда — вторжение в жизнь мира Божественной жизни и ответ людей на это вторжение", — объясняет протоиерей Александр Рябков.

Богослужения в праздник Успения священники совершают в голубых облачениях. Этот цвет — Богородичный — символизирует небесную чистоту и непорочность. Вечером накануне 28 августа из алтаря в центр храма, как и перед Пасхой, выносят плащаницу — большую икону, на которой изображена лежащая во гробе Богоматерь. А 28 или 29 августа совершается чин Ее погребения. Верующие как бы становятся участниками тех событий: как в Страстную пятницу, когда совершается чин погребения Христа. Это еще одно свидетельство родства двух праздников. Как и то, что Успение Богородицы предваряет двухнедельный строгий пост.

В католической церкви к празднику Успения (отмечается 15 августа. — Прим. ред.) добавились еще две даты: Вознесение Девы Марии и ее Коронование. Но это сравнительно недавняя традиция.

ria.ru

Успение Богородицы: что это за праздник

28 августа, среда

Разрешается рыба

Успение Богородицы

Во время гонения Ирода на христиан Дева Мария вместе с Иоанном отправились в Ефес, где проповедовали Евангелие. Святитель Амвросий Медиоланский писал о Матери Божией:

— Она была смиренна сердцем, немногоречива, трудолюбива. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. У Нее не было ничего сурового в очах. Все дни Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных.

Ко времени успения (кончины) Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим. В этот день апостолы, проповедовавшие в разных странах, чудесным образом собрались возле нее, чтобы проститься. Она молилась в ожидании. Внезапно место, где все собрались, осветил невиданный свет. И в этом сиянии сошел Христос. Божия Матерь, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Затем предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Оплакав разлуку, апостолы понесли одр с телом Девы Марии на погребение. Шествие шло от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию. Из зависти иудейские первосвященники приказали слугам разогнать процессию, а тело Матери Божией сжечь. Но невидимая сила не пускала слуг к процессии. Священник Аффония все же ухватился за одр, желая его опрокинуть. Но тут же ангел отсек его руки. Аффония раскаялся, просил прощения и был исцелен. После чего примкнул к апостолам.

Три дня ученики не отходили от места погребения. Затем открыли пещеру и нашли там только погребальные пелены, убедившись в том, что Пресвятая Девы была вознесена с телом на Небо.

29 августа, четверг

Поста нет

В храмах читается отрывок из Евангелия от Матфея (гл. 24)

(...)претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Монумент Иисуса Христа в Ессентуках – самый высокий в России.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «Вот, Он в пустыне», — не выходите; «Вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

30 августа, пятница

Постный день

Преподобный Алипий Печерский

Один из первых и лучших русских иконописев. Писал и реставрировал иконы даром. Если ему платили за труд, то одну часть тратил на материалы, вторую раздавал нищим, а третью оставлял себе. Алипий обладал даром чудотворений. Он исцелил киевлянина, страдавшего проказой, помазав раны больного красками, приготовленными для писания икон. Много его икон стали чудотворными.

Иконописец Алипий.

После кончины Алипия обнаружилось, что у его правой руки его нетленных мощей три первые перста сложены равно, а два последние пригнуты к ладони. В таком молитвенном осенении он скончался. Одна из икон Алипия (именуемая Свенской) хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.

31 августа, суббота

Поста нет

В храмах читается отрывок из Евангелия от Матфея (гл. 19)

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

1 сентября, воскресенье

Поста нет

Донская икона Пресвятой Богородицы («Прибавление ума»)

Икона была написана Феофаном Греком в день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года) на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В память победы на берегах Дона получила наименование Донской. Икона находилась среди русского войска, а после победы была передана Димитрию Донскому, который перенес ее в Москву. Сегодня икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Донская икона.

В 1591 году крымский царевич Нурадин подступил к Москве, расположившись на Воробьевых горах. Москвичи совершили крестный ход с Донской иконой вокруг Москвы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов. В 1592 году на том месте был основан Донской монастырь.

2 сентября, понедельник

Поста нет

Пророк Самуил

Жил за 1146 лет до Рождества Христова. Был пятнадцатым и последним судьей Израиля. Родился по горячим молитвам своей матери Анны, которая долго не могла зачать. Потому и получил имя Самуил, что значит «испрошенный». В три года мать отдала его на воспитание первосвященника Илии, который тогда был судьей над народом Израиля.

Пророк Самуил.

После смерти Илия Самуил стал судьей. А состарившись, он поставил судьями своих сыновей. Но так как те были нечестивы, евреи потребовали у пророка Самуила поставить им во главе царя. Самуил увидел в этом падение народа, которым до того времени управлял Бог, возвещая свою волю через пророков.

Самуил помазал на царство святого Давида. Скончался он в глубокой старости. Жизнь его описана в Библии, в Первой книге Царств.

3 сентября, вторник

Поста нет

Апостол Фаддей от 70-ти*

Родом из Сирии, но сам — еврей. Как-то в Иерусалим на празднике он услышал проповедь Иоанна Предтечи, крестился в Иордане и стал близким учеником Иисуса Христа. После Вознесения Спасителя апостол Фаддей проповедовал в Сирии и Месопотамии. Обратил сирийского князя Авгаря, его народ и жрецов в христианство.

Апостол Фаддей.

Авгарь хотел озолотить Фаддея, но тот отказался и пошел проповедовать дальше, обратив многих язычников в православную веру. Мирно скончался в 44-м году в Бейруте.

* Последователи Христа (кроме двенадцати апостолов и апостола Павла), проповедавшие его учение в I веке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Священник объяснил скрытый смысл скандального клипа группы «Ленинград»

Поп-блогер из Челябинска уверен: оскорбительного в ролике ничего нет, но чтобы это понять, нужно быть внимательным зрителем (подробнее)

www.chel.kp.ru

Успение Богородицы - это... Что такое Успение Богородицы?

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Κοίμησις Θεοτόκου) — праздник православной и католической церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая церковь и некоторые другие празднуют 15 августа по юлианскому календарю (28 августа по новому стилю). Католическая церковь, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 15 августа по новому стилю.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.

Новозаветная история

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Согласно Новому Завету, распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин.19:25-27) на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян.2:1-14).

Небиблейские свидетельства

По словам Иерусалимского патриарха Ювеналия (V век): «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Её, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». К таким свидетельствам относятся сообщения священномученика Дионисия Ареопагита (I век), Мелитона Сардийского (II век), Епифания Кипрского (IV век)[1]. Различные сообщения об Успении Богородицы в XIV веке собрал и обобщил церковный историк Никифор Каллист.

К моменту Своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня Она «отойдет ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы Она была готова к Своему смертному часу, архангел возвестил Ей[2]:

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.

О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, Она обратилась с молитвой к Богу, и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия»[2]. Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.

Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.

— Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

После этого Дева Мария мирно скончалась.

Возраст, в котором скончалась Богородица

Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

Существует несколько версий, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х., как об этом говорят церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин. С ними согласны святые Андрей Критский и Симеон Метафраст, сообщающие, что Она дожила «до последней старости». К этому же склоняются и другие исследователи[3].

Погребение

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены Её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином[2]. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

Чудо восхищения Богоматери на Небо

Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба. Православная икона

В погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он пришёл в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Девой Марией.

…когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?

— Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В этот день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни».

Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования

Католическая традиция особо выделяет Вознесение Богоматери и последовавшее затем Её коронование.

Богослужебное почитание

Православная церковь

В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1 (14) августа по 14 (27) августа включительно, являющийся наиболее строгим после Великого поста. Стихиры праздника были написаны в V веке Константинопольским патриархом Анатолием, а в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы). Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию службы утрени Великой Субботы.[4] В XVI веке данная служба была очень распространённой в Русской Церкви, но в XIX веке уже была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах. В настоящее время Чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на 2-й или 3-й день праздника. Богослужение начинается всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; совершается её каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.

Тропарь, кондак и задостойник Успения
На церковнославянском[5] (транслитерация) На русском На греческом[6]
Тропарь праздника В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. Ἐν τῇ Γεννήσει, τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας, ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε. Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν, Mήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς, καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη, ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν.
Кондак праздника В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Богородицу, непрестанно молящуюся и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и смерть; ибо Её как Мать Жизни привёл к жизни [Христос], Поселившийся в Её вечно девственной утробе. Τὴν ἐν πρεσβείαις ἀκοίμητον Θεοτόκον, καὶ προστασίαις ἀμετάθετον ἐλπίδα, τάφος καὶ νέκρωσις οὐκ ἐκράτησεν· ὡς γὰρ ζωῆς Μητέρα, πρὸς τὴν ζωὴν μετέστησεν, ὁ μήτραν οἰκήσας ἀειπάρθενον.
Задостойник Припев 1-й: Роди вси блажим Тя, единую Богородицу.

Припев 2-й: Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася: како Девая восходит от земли на небо.

Побеждаются естества уставы, в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть: по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.

Поколения все прославляем Тебя, единую Богородицу.

Ангелы, увидев Успение Пречистой, удивились, как Девственная восходит от земли на небо.

Побеждаются законы природы на Тебе, Дева Чистая: рождение остаётся девственным и смерть обручается с жизнью; по рождении пребывая Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё.

Припев 1-й: Αἱ γενεαὶ πᾶσαι, μακαρίζομέν σε, τὴν μόνην Θεοτόκον.

Припев 2-й: Ἄγγελοι τὴν Κοίμησιν τῆς Παρθένου, ὁρῶντες ἐξεπλήττοντο, πῶς ἡ Παρθένος ἀπαίρει, ἀπὸ τῆς γῆς εἰς τὰ ἄνω.

Ирмос 9-й песни канона: Νενίκηνται τῆς φύσεως οἱ ὅροι, ἐν σοὶ Παρθένε ἄχραντε· παρθενεύει γὰρ τόκος, καὶ ζωὴν προμνηστεύεται θάνατος. Ἡ μετὰ τὸκον Παρθένος, καὶ μετὰ θάνατον ζῶσα, σῴζοις ἀεί, Θεοτόκε, τὴν κληρονομίαν σου

Католическая церковь

Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую как царица на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним. Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию[7].

См. также

Примечания

Ссылки

academic.ru

история праздника, приметы, традиции, что означает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

28 августа Успение Пресвятой Богородицы – один из двенадцати самых главных православных праздников. Его очень почитают в православном мире, доказательством чего является много Успенских храмов, церквей, монастырей.  Многие верующие не совсем понимают понятие «успение». Поэтому далее будет рассмотрен вопрос — что означает праздник Успение Пресвятой Богородицы, какие приметы существуют в этот день и как правильно молиться Деве Марии.

Какого числа Успение Пресвятой Богородицы

Упоминание об этом празднике относит верующих далеко в прошлое, к V веку. Именно тогда стали отмечать Успение Девы Марии, но название было несколько иным – «Память Блаженной», и праздновали этот день только жители Сирии.

Сегодня этот праздник отмечают в один и тот же день каждый год. И выпадает он на 28 августа. Этому дню предшествует недолгий пост — успенский (14 августа – 28 августа), но он очень строгий и идет вторым после Великого поста по значимости. Во время этого поста отмечают еще два праздника – Медовый спас(14 августа) и Яблочный Спас (19 августа).

Праздник Успения Пресвятой Богородицы называют еще Первой Пречистой или Пасхой Богородицы. В церквях в этот день к иконе с изображением усопшей Богородицы преподносят цветы и прикладываются.

На Пречистую следует освятить в церкви хлеб. Такая выпечка будет иметь по истине целебные свойства. Потерять или уронить такой хлеб было очень плохой приметой.

По традиции в праздник Пресвятой Богородицы устраивали складчину. Верующие собирались вместе, накрывали на стол, пекли пироги, варили медовуху. Принято было не забывать и о нуждающихся православных верующих.

Успение Пресвятой Богородицы, история праздника

По преданию после того, как Христа распяли, Пресвятая Дева каждый день ходила на Голгофу и молилась у гроба Спасителя. В один из таких дней к ней явился Архангел Гавриил и сообщил ей о скорой кончине. Эта новость была для нее радостной, ведь ее смерть означала скорую встречу с сыном, поэтому последние земные дни, а их было три, она проживала, молясь Господу, и призывая остальных поступать также.

Когда Пресвятая Дева отходила, к ней явился Спаситель в окружении всех своих ангелов и архангелов.

Тело Девы было похоронено в родовой гробнице, где уже покоились ее родители и супруг. Похороны были очень торжественны и как-будто загорожены большой стеной от внешнего мира. Многие пытались помешать похоронить тело, но они были наказаны за свои попытки.

Гробницу Пресвятой Девы закрыли плотно камнем. Через три дня после похорон пришел в Иерусалим апостол Фома. Он не успел на процессию и слезно просил открыть могилу, чтобы проститься с Девой. Когда камен отодвинули и вошли внутрь гробницы, тела не оказалось, были только одеяния Богородицы.

Все апостолы собрались вместе за общим столом, что бы отметить воскрешение Пресвятой Девы,  и пришла к нам Богородица, молвив: «Возрадуйтесь! – Я с вами». Поэтому, хотя и успение – это смерть, но праздник этот нужно отмечать. Ведь Пресвятая Дева находится рядом со всеми верующими, и не только в этот день.

Исторически сложилось так, что именно в этот день священники проводят службу в светло-голубом одеянии. В этот праздник проводится самое развернутое богослужение, чего нет ни на один другой святой день.

Успение Пресвятой Богородицы, приметы

28 августа праздновали в народе обжинки, что означало конец жатве. В начале дня старались освятить те поля, где росли пшеница и жито.

Этот праздник приходиться на конец лета, поэтому по погодным условиям в этот день судили, какой будет осень:

  • если появляется радуга на небе – осенние дни будут теплыми;
  • если погода на Успение ясная и солнечная, тогда осень будет дождливой и пасмурной;
  • много паутины – ранняя, морозная и малоснежная зима;
  • если после Успения наступают морозы, то осень будет очень продолжительной;
  • наблюдали за тем, как ведет себя вода. Если не волнуется, тогда осень будет безветренная, а зимой не будет метелей;
  • если в день Успения очень туманно, следует ожидать большого урожая грибов, и теплое время будет еще немного радовать людей;
  • иней на растениях 28 августа сулит очень короткую осеннюю пору, а морозы наступят очень скоро.

Особое значение предавали в этот день обуви, в которой ходили целый день. Натереть мозоль означало приобрести длительный и сложный путь к успеху. Поэтому старались обувать старую разношенную обувь.

На Пречистую принято было засылать сватов. Именно начиная с этого дня проводили помолвки и сватанье. Ведь осень – пора свадеб, и, кто не успевал найти свою пару, оставались одни до следующего года. По такому случаю говорили: «Несет сватов нечистая – пришла Пречистая».

Также у православных христиан в этот день отмечается праздник одного из главных символов Украины – калины. Это празднество было только для девчат, среди которых устраивали соревнования. Первая добежавшая до куста и сорвавшая ягоду должна была и первой быть засватана. Калиной было принято украшать весь двор, она является очень сильным оберегом.

Успение Пресвятой Богородицы, что нельзя делать

Так как перед праздником Успения Пресвятой Богородицы следует пост, то очень важно 28 числа при выходе из поста не согрешить. Имеется в виду не придаваться чревоугодию, что очень любят делать православные за пышным застольем.

  • В это день нельзя заниматься работай ни на поле, ни в саду, ни в огороде, ни в доме. Считается плохим знаком воткнуть в этот день нож в землю. Последующий урожай будет плохим.
  • Веряне утверждают, что в день Успения нельзя ходить босиком по земле. А то многие болезни нападут. Также не стоит обижать близких родственников и соседей, браниться с ними.
  • Молодым девушкам 28 августа нельзя стричь волосы и выбрасывать их. Таким образом ,они могут навлечь слезы Девы Марии.
  • Не желательно в этот день разводить огонь, чтобы не привлекать разные напасти в дом.

Единственное что делают на Успение Пресвятой Богородицы — это снимают порчи и различные заговоры.

В день Пречистой принято было заниматься консервацией овощей, особенно огурцов и помидоров. Свежие овощи уже отходили, а заготовки на зимнюю пору необходимо было сделать. Также в этот день собирали урожай в саду: калину, груши и яблоки.

Молитвы Деве Марии

Светлый праздник Первой Пречистой следует обязательно совместить с молитвами. Молитвы на Успение Пресвятой Богородицы направлены на упоминание Девы Марии, преклонение перед ней и приближение к Богородице. Основная молитва достаточно продолжительна и имеет следующий текст:

«О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление.
Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение.»

 
«О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.
Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний.»

 
«О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную.
Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.
Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь»

Молитва в этот день к Богородице – обязательна тем, кто поклоняется Деве Марии, и кто осознанно постился во время Успенского поста. Это поможет приблизиться к Пресвятой Деве и духовно обогатится.

Таким образом, изложив, что означает Успение Пресвятой Богородицы, уверенно можно сказать, что смерть не следует воспринимать, как трагедию. Христос Спаситель после своего распятия взял все грехи на свой счет, а все, кто после умирают, не погибают, а усыпают (засыпают), таким образом, переходя в вечное царство. Поэтому день Успения Девы принято праздновать, соблюдая некие правила и традиции.

Господь всегда с Вами!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео об Успении Пресвятой Богородицы:

  • Традиции православия

ikona-i-molitva.info

Успение Божией Матери - это... Что такое Успение Божией Матери?

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы — праздник православной и католической церкви, в православии принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется православной и католической церковью 15 августа, однако Русской, Грузинской, Сербской и Иерусалимской православными церквами, Украинской греко-католической церковью и некоторыми другими юрисдикциями - по юлианскому календарю, что до конца XXI века соответствует 28 августа в григорианском календаре. Посвящён Успению — праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию, в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Её пречистого тела.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.

Новозаветная история

Согласно Нового Завета, после Вознесения Иисуса Мария, согласно завещанию Сына, оставалась на попечении апостола Иоанна и пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14). Когда проходил праздник Пятидесятницы, Мария, как и остальные апостолы, получила дар святого духа (Деян.2:1-14). Канонические тексты не сообщают ничего о смерти Богородицы.

Небиблейские свидетельства

Церковный историк Никифор Каллист (14-й век) подробно изложил предание, которое передаёт обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II веке.

Никифор Каллист писал о том, что многие из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Матери Божией. Из дома Она выходила только в церковь и всегда в сопровождении близких. Нередко Она приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и поведал о скором Её переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Пресвятая Богородица рассказала об этом Иосифу из Аримафеи как о благой вести, потому что скоро Она должна была увидеть Своего Сына. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран стали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Она сообщила им, что скоро покинет их. Во время беседы с Апостолами пред Ней чудным образом предстал Апостол Павел со своими учениками. Наступил час, когда должно было свершиться Успение Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и сошёл сам Христос, окружённый Ангелами и Архангелами. Видевших это охватил священный трепет. Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.

Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

Погребение

Святые Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию, где были гробницы родителей и мужа Девы Марии. Над процессией появилось облако света, и послышались звуки небесной музыки. О погребальном шествии донесли первосвященникам. Послали стражу, чтобы разогнать процессию, но облако спустилось к земле и закрыло её от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой.[1] Афония ужаснулся и раскаялся, он получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые Апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

Чудо воскресения

Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования

Апостол Фома был единственным из апостолов, кто не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришёл в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Её исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня за трапезой им явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с Вами во все дни». В ответ Апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Согласно католической традиции, за этим последовало:

Богослужебное почитание

В православии праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднества. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1(14) по 14(27) августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы).

Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую, как царица, на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним; Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.

Храмы, построенные в память об Успении Богородицы

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также