8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Свойства человека и животного


Чем человек отличается от животного? Отличия человека и животных

Человек — разумное существо, которое способно мыслить, сознательно трудиться и воздействовать на окружающий мир. Способны ли животные выполнять все то, что делает сегодня человек? В данной статье мы попробуем подробно разобраться, чем человек отличается от животного.

Отличия человека от животного

Человек обладает разумом, который очень сильно отличается от разума животных. У людей он может не только развиваться, но и совершенствоваться в процессе обучения.

Основные отличия человека от животных:

1. Человек обладает речью и мышлением.

2. Люди относятся к прямоходящим существам. Такое хождения очень сильно изменило строение скелета.

3. Человек способен к осознанному творчеству.

4. Человек может предвидеть отдаленные последствия своих действий, а животные нет, они подчиняются своим инстинктам, а действия запрограммированы.

5. Люди могут создавать различные сооружения, орудия труда и прочее.

6. Животные удовлетворяют только биологические потребности. Люди в свою очередь удовлетворяют социальные, духовные и биологические потребности.

7. У человека более развиты руки. Он может коснуться большим пальцем мизинца и безымянного пальца. Это позволяет нам использовать конечности для создания орудия труда и других предметов.

8. Если сравнить человека с животным, то окажется, что мы практически голые. У животных очень много шерсти на теле, хотя на человеческом теле имеется столько же волосяных луковиц, как, к примеру у шимпанзе.

pristor.ru

Конспект "Человек и животные: сходства и отличия"

«Человек и животные: сходства и отличия»



Конспект «Человек и животные: сходства и отличия». Человек (Homo sapiens Linneus, 1758) является животным, т. е. принадлежит к земным многоклеточным эукариотическим организмам, которые питаются другими организмами или их частями, поедая их в виде отдельных частиц.

С биологической точки зрения корректно говорить и писать не «человек и животные», а «человек и другие животные». Современные методы реконструкции эволюции позволили описать основные этапы эволюции нашего вида. Нам свойственны все характерные особенности типа Хордовые, надкласса Четвероногие, класса Млекопитающие, отряда Приматы.

Таблица 1. Человек и животные: сходства

Ещё недавно человека и, к примеру, шимпанзе было принято относить к разным зоологическим семействам: человека — к семейству Hominidae (Люди), а человекообразных обезьян — к семейству Pongidae. По недавнему решению ведущих приматологов (специалистов по изучению отряда Primates), шимпанзе, горилл и орангутанов следует относить к семейству Hominidae. Генетические и палеонтологические данные подтверждают, что эволюционные ветви человека и шимпанзе разошлись 6—7 млн лет назад. Мы являемся более близкими родственниками шимпанзе, чем гориллы. Последний общий предок шимпанзе и человека жил позже, чем последний предок гориллы и шимпанзе (вместе с человеком) и гориллы.

Генетически, физиологически и биохимически человек и его ближайшие родственники чрезвычайно сходны. Однако, как любой вид, наш вид имеет ряд биологических особенностей.

Таблица 2. Человек и животные: отличия

Особенности строения человека:
  1. Чрезвычайно высокий (по сравнению с другими видами) размер головного мозга, обеспечивающего сложное поведение.
  2. Прямохождение и связанные с ним изменения (расширенный тазовый пояс, имеющий чашеобразную форму; колоннообразный позвоночник с функциональными изгибами, формирующимися по мере освоения способности к поддержанию вертикального положения тела; крупные ягодицы, способствующие поддержанию вертикального положения тела).
  3. Продолжительный период детства, обеспечивающий постепенное развитие крупного мозга и способствующий обучению.
  4. Перестройка функционирования цикла женской половой системы: переход от эстрального цикла (когда момент овуляции и способности к оплодотворению хорошо заметен) к менструальному (со скрытой овуляцией).
  5. Уменьшение волосяного покрова на большей части тела, способствующее его эффективному охлаждению при длительных нагрузках с помощью потовых желёз; функция сохранения тепла передаётся подкожному жировому слою, находящемуся глубже потовых желёз.
  6. Строение гортани, обеспечивающее широкие возможности для издавания звуков.

В целом этот комплекс особенностей способствовал тесному взаимодействию в семьях человека, сложные связи между членами человеческих групп и исключительно высокие способности к обучению (культурному наследованию).



Человек и обезьяна: сходства и различия.



Человек и кошка: сходства и различия



Человек и млекопитающие: сходства и различия


Это конспект по теме «Человек и животные: сходства и отличия». Выберите дальнейшие действия:

uchitel.pro

Качественные отличия человека от животных

Качественные отличия человека от животных

К «чисто человеческим» особенностям психики и поведения, к качественным отличиям человека от прочих животных можно отнести очень немногое. Сразу же отвергнем сознание и мышление как исключительные свойства человека. Во-первых, нет определения этих качеств. Точнее, определений сознания и мышления так много, что совершенно непонятно, что же это за вещи. Во-вторых, невозможно представить себе эксперимент, который опроверг бы наличие сознания у животных. В-третьих, легко предъявить доказательства отсутствия мышления у человека (например, многие эксперименты Д. Канемана).

Поведение и лежащая в его основе психика человека только количественно отличаются от поведения и психики животных. К качественным отличиям можно отнести всего три их особенности: понятийную речь, нравственность и чувство юмора.

Качественные отличия человека от животных – понятийная речь, нравственность и чувство юмора

Человек обладает не просто речью как коммуникативной системой, а речью понятийной. Многие животные имеют сложные системы коммуникации, которые могут быть названы языками. С помощью вокализаций, мимики, поз, химических сигналов (и другими способами) они обмениваются с представителями своего вида самой разной, подчас очень сложной информацией. Но нет указаний на то, что животные используют при этом понятия – так, как иногда поступает человек. Например, при обучении преподаватель дает определение некоторого понятия, а затем разъясняет его ученикам, показывает его связь с другими понятиями, отличия от прочих понятий, способы применения для решения задач и т. д.

Если бы кошка-мать обладала понятийной речью, то она говорила бы котятам нечто следующее: «Все опасные объекты можно разделить на две категории. Первая – те, что гоняются за кошками, например собаки, мальчишки. Объекты второй категории, например автомобили, коровы, опасны только своими размерами. За кошками специально они не гоняются. Во всяком случае, не как правило. Поэтому следует сначала определить категорию объекта…» Но у кошек нет понятийной речи, и поэтому обучение у животных, насколько мы знаем, происходит без преподавания теоретических основ.

Второй особенностью человека является наличие нравственности. Понятия «нравственность» и «мораль» часто используются как синонимы. В этой книге, чисто технически, мы будем употреблять термин «нравственность» как стремление поступать хорошо, а «мораль» – как систему запретов. В этом понимании мораль обнаруживается в поведенческом репертуаре многих животных. Об этом подробно написано, например, в книге Конрада Лоренца «Агрессия. Так называемое “зло”»[19]. А нравственность, похоже, является прерогативой человека.

Нравственность, которую можно назвать совестью, проявляется, в частности, в самооправдании сугубо эгоистических поступков. Это легко видеть в бытовом поведении людей: не поделюсь с товарищем конфетой, чтобы у него зубы не портились. То же происходит и в отношениях между государствами, когда нравственность побуждает аргументировать враждебные действия некими высшими соображениями. «Мы бомбим вас потому, что желаем вам только добра. Демократии у вас маловато».

Житейское правило «Берегись сделавшего тебе зло» справедливо именно вследствие нравственности обидчика. Человек не хочет признаться себе в том, что хотел просто над кем-то посмеяться или отнять что-то необходимое ему самому. Нет, обидчик подведет теоретическую базу, объяснит, что обиженный плох – недостаточно умен, некомпетентен, аморален и т. п. – и поэтому заслуживает именно такого обращения. Для доказательства этого он и впредь будет стараться выставлять обиженного им человека в самом невыгодном свете.

В 1968 г. Советский Союз оккупировал Чехословакию, правительство которой стало отходить от коммунистической идеологии. В следующие несколько лет все советские люди стали яростными болельщиками хоккейной сборной СССР. В те годы ее единственным конкурентом на чемпионатах мира была сборная ЧССР. Советские граждане, конечно же, не могли нести ответственность за действия своего правительства, совершившего вооруженную агрессию (блестящую с военной точки зрения операцию) против братского славянского народа. Но совесть все-таки болела. Для ее успокоения и возникло враждебное отношение к Чехословакии, которое проявлялось, в частности, в отношении к хоккейным встречам. За сборную стали болеть даже немолодые женщины, совершенно не разбиравшиеся в хоккее. Победу сборной ЧССР на чемпионате мира 1972 г. восприняли в нашей стране как национальное унижение. Вот так, с помощью нравственного чувства, правительство может настроить население своей страны против другого народа.

Нравственное чувство возникло не так давно. Афиняне Древней Греции гордились тем, что именно у них, в Аттике, человек впервые смог выходить из дома невооруженным. До этого в обществе существовала этическая система, которую мы теперь называем варварской: «Меня ограбили – это плохо; я ограбил – это хорошо». В некоторых обществах варварская этика доминирует и сегодня, но все же большинство современных людей соблюдают некий нравственный закон, хотя у каждого он свой.

Убить кого-нибудь на дуэли, или на войне, или в ссоре, или по нечаянности, или из мести, или даже из бахвальства он считал забавным, молодецким делом, и это оставило бы в его душе не больше следа, чем выстрел по зайцу; но убийство девочки глубоко его потрясло[20].

Римский философ Сенека заметил, что сопереживание противоречит разуму – человек должен принимать близко к сердцу только собственные интересы. Ошибка Сенеки в том, что человек – социальное животное. Его приспособленность зависит от приспособленности сообщества, к которому он принадлежит. Границы применения нравственных законов зависят от того, с каким количеством людей данный человек самоидентифицируется. Для кого-то существует только он сам. Таких людей иногда называют «отморозками». Кто-то ощущает себя частью всего человечества. В сознании большинства людей сохраняется античная категория «варваров». Какую часть человечества относить к «своим», а какую – к варварам, каждый человек определяет для себя сам, и от этого зависят и границы применения им его нравственных законов.

Человеческие представления о том, что хорошо, а что плохо, категорически неприменимы к животным.

Рис. 1.6. Пошутить над кем-то любят многие люди. Посмеяться, когда шутят над тобой, т. е. проявить чувство юмора, способны далеко не все

Последней качественной особенностью человека, отличающей его от животных, является чувство юмора. Мы будем отделять его от остроумия, опять-таки пользуясь этими понятиями как техническими терминами. Вслед за А. Луком[21] определим остроумие как «способность шутить», а чувство юмора – как «способность не обижаться, когда шутят над нами». Шутка над кем-то не обязательно бывает остроумной. Очень часто вся ее соль в том, чтобы поставить кого-то в неловкое положение (рис. 1.6).

Например, старые актеры АБДТ им. Г. А. Товстоногова любят рассказывать, как они однажды подшутили над художественным руководителем. Г. А. любил автомобили. Из поездки в Германию, куда он ездил ставить спектакль, Товстоногов привез «Мерседес». Вернувшись в Ленинград, он приехал на новой машине в театр. Сговорившиеся актеры высыпали во двор и засыпали Г. А., стоявшего возле своего «Мерседеса», вопросами о здоровье, о спектакле, говорили, как рады его видеть, и пр. Но о новом автомобиле – ни полслова, как будто не замечали его. Все они – актеры – были очень довольны собой. Но был ли доволен Г. А., осталось неизвестным.

У животных чувство юмора отсутствует, хотя пошутить любят многие из них. Владельцы некоторых собак знают, что их питомцы постоянно устраивают различные шкоды хозяевам и гостям дома. Но если, например, вылить на спящую собаку стакан воды, она обидится, так как у нее нет чувства юмора.

Рис. 1.7. Горилла Коко первой была обучена использовать более сотни карточек для сложного общения с людьми

Российский психофизиолог, биофизик и психолог П. В. Симонов относит к особенностям человека еще и потребность в самопознании. Это утверждение сомнительно, так как трудно представить себе эксперимент, который докажет отсутствие такой потребности у животных. Или, наоборот, подтвердит ее существование. Да и не у каждого человека можно обнаружить потребность в самопознании.

Три особенности человека – понятийная речь, совесть и чувство юмора – не следует абсолютизировать. У многих людей некоторые из этих свойств развиты очень слабо. Например, подавляющее большинство женщин лишено чувства юмора (см. главу 8). Более того, у отдельных представителей животных обнаружены некоторые из перечисленных человеческих свойств, например понятийная речь у горилл[22] (рис. 1.7).

Таким образом, различия между человеком и животными пренебрежимо малы, во всяком случае, являются чисто количественными, но не качественными. К такому же выводу пришел в свое время и Платон, который называл человека двуногим существом без перьев. А на возражение Диогена, предъявившего ему ощипанного петуха, уточнил, что человек – это двуногое существо без перьев и с плоскими ногтями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Отличия человека от животного: интеллектуальные, физиологические, психологические и эмоциональные

Животные и люди – это многоклеточные организмы, обладающие определенными инстинктами и чертами. Но, в отличие от животных, человек обладает самосознанием и мышлением – главными характеристиками, ставящими его на ступень выше других обитателей живого мира.

Различия мышления людей и животных

Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:

  • Творческая и сознательная деятельность. Человек сам определяет рамки поведения, руководствуясь социальными нормами и стандартами, а также выбирает стратегию своей деятельности в обществе. Он обладает способностью планирования и прогнозирования, на это не способно ни одно другое живое существо, обитающее на Земле. Все действия животных обусловлены инстинктами, и они не отделяют себя от природы.
  • Преобразование окружающего мира. Животные приспосабливаются к тому, что их окружает, формируя поведение, исходя из обстоятельств. Человек сам производит материальные и духовные ценности, культуру, а также окружающую действительность.
  • Постоянный рост потребностей. В отличие от животных, люди нуждаются в духовном и культурном саморазвитии после удовлетворения базовых физиологических потребностей. Спрос на блага постоянно увеличивается, тогда как другим млекопитающим достаточно инстинктивного удовлетворения потребностей.
  • Мышление. Рассуждения и умозаключения – черта людей, но не животных. Животные не способны на столь сложную умственную деятельность, хотя у некоторых обезьян коммуникативные возможности присутствуют.

Человек – существо, которое всегда стремится к чему-то более комфортному и совершенному. Животным же достаточно удовлетворения потребностей в еде, безопасности и сне (а также размножении).

Физиологические отличия

На человеческом теле шерстяной покров представлен в гораздо меньших объемах, чем у большинства других млекопитающих. Это обусловлено тем, что в ходе эволюции человек потерял потребность в защите от холода и маскировке путем естественных физических качеств.

Еще одна весомая особенность – это прямохождение. Только человек способен передвигаться с прямой спиной на двух ногах. Некоторые животные тоже перемещаются на 2 лапах и изредка используют руки, но с прямой спиной они не ходят.

Вытекает отсюда третья физиологическая особенность – наличие функционального большого пальца, который развит лучше, чем у обезьян. Палец заметно расширяет возможности использования разных предметов и орудий труда.

Только у людей на Земле способен появляться на щеках румянец – это 4 отличительная особенность, однако точные причины ее проявления науке неизвестны.

Психологические и эмоциональные особенности

Люди могут управлять своими чувствами и эмоциями, им известны нормы морали и другие поведенческие принципы. У животных все это отсутствует, инстинкт размножения – частично неконтролируемая потребность, человек же может сдерживать свои желания.

Важно! Человек, в отличие от животных, способен выбирать – размножаться или нет. Потребность в продолжении рода появляется далеко не у всех людей.

Следующая особая черта – это период детства. У людей оно длится свыше 18 лет, тогда как у животных взросление наступает на 1-2 году жизни. Человеческие младенцы в зависимости от родителей находятся в десятки раз дольше, чем детеныши животных.

Люди и животные – живые организмы, которые одинаково боятся боли и опасности, способны пугаться и пребывать в спокойном состоянии. Однако мыслительные способности человека, интеллект выдвинули его далеко вперед в процессе эволюции.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

natworld.info

2. Качественные отличия человека от животных

Человек имеет ряд характерных особен­ностей.

 

1. Только человеку характерно прямохождение.

 

В связи с прямохождением возникли изгибы позвоночника, сформировалась сводчатая стопа, грудная клетка стала плоской, а таз — широким.

 

Скелеты обезьяны и человека2. Значительно увеличился голов­ной мозг, особенно кора больших полуша­рий. Это привело к преобладанию мозгового отдела черепа над лицевым. Исчез надбровный валик.

 

3. Только человек способен к членораздельной речи, в связи с чем произошло изменение зубочелюстного аппарата и сформировался характерный подбородочный выступ в лицевом отделе черепа.

 

Череп обезьяны и человека с выделенным соотношением

мозгового и лицевого отделов

 

4. Произошло приспособление руки к трудовой деятельности: сформировалась возможность противопоставления большого пальца кисти остальным пальцам.

 

Рука человека и обезьяны

 

5. Только человек способен изготавливать орудия и использовать их в труде и общественной жизни.

 

6. Только человек обладает абстрактным мышлением и сознанием.

Источники:

https://iknigi.net/books_files/online_html/95153/i_062.jpg

https://i1.wp.com/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/631693/presentation/1/img4.JPG

https://www.newsler.ru/data/content/2015/34928/9d9fa7cbd868cc821f94e10ad1b52476.jpg

www.yaklass.ru

внутренние органы, внешний вид, общение, отношения

Сходства и различия человека и животного - весьма интересная тема. После того как Ч. Дарвин создал свою эволюционную теорию, начались нескончаемые споры по поводу того, действительно ли люди произошли от обезьян или же появились каким-то другим путем. До сих пор дать однозначного ответа на этот вопрос нельзя. Однако в науке на сегодняшний день накоплено довольно много фактов, которые свидетельствуют о том, что имеются поразительные сходства животного и человека. Это позволяет говорить о том, что все живые существа имеют единое происхождение. В частности, их элементный состав одинаков.

Элементный состав живых организмов

В составе тел населяющих Землю живых организмов имеются одни и те же химические элементы. Похожие нуклеиновые кислоты и белки содержатся в клетках животных. Они выполняют одни и те же функции. Самое большое сходство было установлено между обезьянами и человеком. К примеру, ДНК макаки и человека содержит около 66% сходных генов. А если сравнить представителя вида Homo sapiens с шимпанзе, то сходство будет примерно 92%. Иммунологические свойства крови также отличаются не существенно. И у человекообразных обезьян, и у людей имеется резус-фактор и группы крови.

Части тела и органы человека и животных

Весьма интересно, не правда ли? Однако на этом не заканчиваются сходства животного и человека. Аналогичные части и органы тела выделяют в строении и тех и других. Сходство в общих чертах строения животных и человека говорит о том, что между ними имеется родство, что можно вести речь об общности их происхождения. При этом чем выше находится животное на эволюционной лестнице, тем меньше отличий от вида Homo sapiens можно наблюдать. Передние конечности человека, как и всех видов обезьян, хватательные. Они имеют кисть, которая может свободно разгибаться и сгибаться. Остальным пальцам противопоставлен большой. Сводчатыми ногтями снабжены концевые фаланги. Ключицы хорошо развиты в плечевом поясе. Они обеспечивают сложные и разнообразные движения передних конечностей. Крупной и у тех и у других является черепная коробка. На фронтальной стороне черепа расположены глазницы. Они обращены вперед. Как у большинства млекопитающих, поля видимости глаз не изолированы, а перекрываются одно другим. Благодаря этому обеспечивается объемное, бинокулярное зрение. Однако это еще далеко не все сходства. И различия человека и животного мы также еще не рассмотрели. Интересующая нас тема достаточно объемна, и раскрывать ее можно очень долго. Попытаемся выделить основное.

Головной мозг

И приматы, и человек, в отличие от остальных млекопитающих, имеют высокоразвитый головной мозг. В нем выделяется затылочная доля и выдающиеся лобные. То, что затылочные доли хорошо развиты, связано с усовершенствованием зрения. А высокие интеллектуальные способности привели к наличию лобных долей. В целом весь комплекс - передние конечности, способные к манипуляциям, головной мозг обезьян и высокоразвитые органы зрения - является фундаментальной предпосылкой наличия способности к труду. Однако о ее реализации можно говорить лишь по отношению к человеку (мы подробно на этом остановимся ниже).

Развитие зародышей

Физиология человека и животных накопила немало сведений для того, чтобы можно было утверждать, что во многом сходным является развитие зародышей видов, принадлежащих к одному и тому же типу. К примеру, на ранних стадиях эмбриогенеза у всех хордовых закладывается хорда (осевой скелет), возникает нервная трубка, появляются жаберные щели. Что касается человека, строение сердца его зародыша напоминает строение этого органа у рыб - один желудочек и одно предсердие. Ученые исследовали, как у различных животных проходит эмбриональное развитие. Они выяснили, что человек в нем проходит через все стадии эволюции своего вида. Эту особенность отметили немецкие ученые Э. Геккель и Ф. Мюллер, жившие во 2-й половине 19 века. Они сформулировали ее в качестве биогенетического закона, согласно которому филогенез повторяется в онтогенезе. Индивидуальное развитие, то есть онтогенез, - это краткое повторение филогенеза, который является историческим развитием того или иного вида.

Система общения

Перейдем теперь к рассмотрению черт поведения. Здесь также наблюдаются значительные сходства животного и человека. И у тех и у других развита система общения с использованием соответствующих сигналов. Едины механизмы поведения животных и человека как биологического вида. Создателями рефлекторной теории поведения являются русские ученые И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Эта теория базируется на многообразных и сложных проявлениях деятельности нервной системы. Ее функциональной единицей служит рефлекс.

Таковы основные сходства животного и человека. Перейдем теперь к рассмотрению отличий. Вы увидите, что противопоставление "человек - животное" имеет множество оснований.

Прямохождение и особенности конечностей человека

В физиологии и строении людей имеются значительные отличия от животных. В частности, прямохождение развилось в результате формирования все более сильной мускулатуры нижних конечностей, а также появления выраженных изгибов в позвоночнике (крестцово-копчиковый, поясничный, грудной, шейный), изменения положения таза, образования сводчатой стоны с развитым первым пальцем. Расположение внутренних органов также изменилось в результате вертикального положения тела.

Нужно отметить, что у человека имеется функциональное разделение нижних и верхних конечностей. Наши руки хорошо развиты - это гибкая подвижная кисть, имеется множество мелких мышц, ладони противопоставляется большой палец, что позволяет человеку крепко держать предметы. Кроме того, рука неспецифична, то есть она может выполнять различные движения, тонкие и сложные. Все эти и многие другие особенности были описаны такой наукой, как биология. Человек, животное, растение или микроорганизм - все это интересует ученых, посвятивших себя этой области знания. Нет таких видов живых организмов, изучением которых они не занимаются.

Питание животных и человека

Между человеком, хищниками и травоядными существует целый ряд различий в питании. К примеру, мы можем употреблять практически любые продукты. Это позволяет делать строение челюсти. У травоядных она двигается в основном в горизонтальной плоскости, что позволяет перетирать растительную пищу. Что касается хищников, то челюсть движется по вертикали. Это необходимо, чтобы крошить кости и отгрызать мясо. Человек же наделен обеими этими возможностями, однако не в полной мере. К примеру, если мы слишком сдвинем нашу челюсть в сторону или чересчур широко раскроем рот, произойдет вывих. Наши возможности в этом отношении ограничены примерно наполовину от доступных животным. Вспомните, как крокодил раскрывает пасть или насколько у коровы сдвигается челюсть, и вы поймете, что имеется в виду.

Интересную особенность можно обнаружить и в строении зубов. И человек, и животные пользуются ими для пережевывания пищи и ее поедания. Набор зубов состоит у травоядных в основном из моляров (так называются плоские зубы, которые осуществляют перемалывание пищи). У хищников же во рту находятся клыки и резцы. Человеку природа предоставила возможность употреблять пищу различного рода. Однако очевидный перевес наблюдается в сторону травоядных, так как из 32 зубов лишь 12 имеют отношение к хищникам. Это 4 небольших клыка и 8 резцов. Другие зубы - 12 моляров и 8 премоляров, что говорит о предрасположенности человека к поеданию именно растительной пищи.

Развитие головного мозга

Пожалуй, важнейшим отличием в строении животного и человека является именно развитие головного мозга, который служит материальной основой речи, сознания, мышления. У человека он не просто существенно крупнее, но и намного более сложно устроен, нежели у животных. Это связано с возникновением новых структур, а также ансамблей нейронов, которые регулируют мышление, речь, сложные движения. У человека полушария мозга неравноценны. Они асимметричны функционально. Ученые доказали, что с логическим мышлением связано левое полушарие, а правое отвечает за интуицию и эмоциональную сферу.

Сегодня мы знаем, благодаря проведенным клиническим исследованиям, что осознанное поведение и сознательная деятельность, присущие человеку, определяются в значительной степени теменными и предлобными полями коры головного мозга. Например, при поражении переднелобных мы теряем способность разумно и сознательно управлять собственной деятельностью, подчинять более отдаленным целям и мотивам свои действия. Поражение теменных полей же приводит к тому, что теряются представления о пространственных и временных отношениях, логические связи. Если у обезьян лобные поля занимают примерно 15% всей площади коры мозга, то у людей - 30%. Кроме того, нижнетеменные и переднелобные участки у человека имеют определенные нервные центры, которые у других видов отсутствуют.

В результате эволюции появились важные биосоциальные отличия вида Homo sapiens. Они формируются уже в процессе отногенеза, если человек живет в социуме, среди других людей. Данные особенности касаются и поведения, и физиологии, и образа жизни. Таким образом, психика животных и человека существенно отличается. Перейдем теперь к рассмотрению разума.

Разум человека

В этом отношении имеются как отличия, так и сходства человека и животного. Таблица и текст, представленные ниже, помогут вам разобраться в них. Прежде всего отметим, что, в отличие от животных, человеку свойственна особая форма мышления, называемая понятийным мышлением. Самые существенные свойства и признаки заключаются именно в понятии. Оно абстрактно. У животных же отражение действительности происходит всегда предметно, конкретно. Оно связано с теми или иными предметами окружающего мира. Лишь мышление человека логично, отвлеченно, имеет способность к обобщению. Животные, как и люди, могут совершать весьма сложные действия. Однако в основе их всегда лежат инстинкты, то есть передающиеся по наследству генетические программы. Строго ограничен набор этих действий, определена их последовательность, с изменением условий остающаяся неизменной, даже если то или иное действие нецелесообразно. Человек сначала ставит цель, формирует план, который при необходимости может измениться. Затем он анализирует результаты, а также делает определенные выводы.

Речь

В 1925 году И. П. Павлов, изучая особенности свойственной человеку высшей нервной деятельности, нашел, что она имеет качественные отличия от осуществляемой животными. У человека есть вторая сигнальная система, которой является речь. И люди, и другие виды способны органами чувств улавливать изменения свойств и качеств окружающих явлений и предметов (цвет, звук, запах, свет, температуру, вкус и т. д.). В этом усматриваются черты сходства человека и животных. Работа сенсорных механизмов - то, на основании чего действует 1-я сигнальная система. Она является общей у животных и у людей. У человека, в то же время, развивается 2-я сигнальная система. В этом случае сигналами выступают слова и речь, которая является обобщенной и абстрактной, то есть отделенной от самого предмета. Слово выступает заменителем непосредственных раздражителей. Наблюдения показали, что развить 2-ю сигнальную систему возможно лишь при общении. Другими словами, речь имеет социальный характер.

Представим в виде таблицы некоторые другие сходства и различия в мышлении и речи человека и животных.

ЧеловекЖивотное

Для него характерны различные формы мышления (рассуждение, суждение, умозаключение). В его распоряжении множество мыслительных операций (сравнение, синтез, анализ, обобщение, конкретизация, абстрагирование).

Коммуникативные возможности и мышление наблюдаются у некоторых высших обезьян (человекообразных). К примеру, Ладыгина-Котс, советская исследовательница, выделила у них на основании многолетних экспериментов некоторые мыслительные операции, такие как синтез и анализ.

Человек, используя членораздельную речь, может передать информацию о мире посредством информационных средств (телефон, интернет и др.).

"Разговор" животных представляет собой разнообразные сигналы, необходимые для выживания данной конкретной особи и вида в целом. Они не несут информации о будущем или прошлом, а также об абстрактных понятиях.

Обладает способностью отражать действительность, окружающую его, не только с использованием речи, но и с помощью живописи, музыки и других образных форм.

Как видите, можно заметить как отличия, так и сходства человека и животного. Таблица, представленная выше, завершает рассмотрение мышления и речи. Переходим к особенностям трудовой деятельности.

Труд человека

К созидательной деятельности способны не только люди, но и многие другие виды. В этом можно усмотреть черты сходства человека и животных. Однако лишь люди могут мастерить сложные орудия труда, корректировать и планировать трудовую деятельность, предвидеть результаты, которые можно получить, а также активно изменять окружающий мир. Другие виды, безусловно, ко всему этому неспособны. Это важное отличие деятельности человека от животных. Поэтому на нем следует остановиться подробнее.

Труд как таковой - это вид деятельности, который присущ только человеку. Он заключается в воздействии на природу для обеспечения благоприятных условий существования. Главная особенность труда - в том, что эта деятельность осуществляется, как правило, лишь совместно с другими индивидами. Это касается даже простейших операций, носящих индивидуальный характер, так как человек в процессе их выполнения вступает в те или иные отношения с другими людьми, окружающими его. Труд писателя, например, можно считать индивидуальным. Однако для того, чтобы им стать, необходимо научиться писать и читать, получить образование. То есть это возможно лишь вследствие вовлеченности в систему общественных отношений. Поэтому любой труд, даже на первый взгляд кажущийся сугубо индивидуальным, предполагает сотрудничество с другими.

Именно он способствовал появлению человеческих сообществ, принципиально отличных от тех, которые свойственны животным. Отличия состояли в том, что объединение первобытных людей преследовало целью не просто выжить, что в определенной мере характерно для стадных животных. Необходимо было выжить именно с помощь преобразования природных условий, то есть путем коллективного труда.

Огонь в жизни человека

Для развития вида Homo sapiens и общественных отношений огромное значение имело освоение им огня. Человек благодаря этому факту выделился из мира природы. Он перестал зависеть от стихийных условий, стал свободным. Положительным моментом в развитии людского рода была тепловая обработка пищи, а также использование огня в целях изготовления различных орудий труда.

Роль разделения труда в развитии человечества

Оно происходило по половым и возрастным признакам уже на ранних этапах развития вида Homo sapiens. Разделение труда привело к тому, что начали развиваться общественные отношения, увеличилась производительность труда. Люди стали способны передавать новому поколению свои знания и опыт.

Брачные и семейные отношения

Общество постепенно начало регулировать брачные отношения. Это стало важным фактором развития социума, а также биологической эволюции вида Homo sapiens. В частности, запрет родственных браков важен потому, что он предупреждает накопление в генофонде негативных мутаций и приводит к его обогащению.

Удовлетворение потребностей

Человек удовлетворяет потребности как биологические, так и духовные и социальные. Духовные связаны с формированием внутреннего мира каждого из нас. Животные же удовлетворяют лишь биологические потребности, которые основаны на инстинктах.

В заключение

Как вы видите, дикие животные и человек - существа во многом разные, однако между ними можно отыскать и немало сходств. Наука не стоит на месте, появляются все новые исследования в этой области. Обнаруженное значительное сходство между человеком и животным требует дальнейшего уточнения. Следует признать, что мы знаем о братьях наших меньших далеко не все, как, впрочем, и о себе самих. Сходство человека и млекопитающих, животных различных видов - весьма интересная тема, изучению которой посвятили себя многие ученые. Это и Аристотель, и Клавдий Гален, и Чарльз Дарвин и многие другие.

fb.ru

Принципиальные отличия человека от других представителей животного мира

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд – это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходимое образование, т.е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми.

Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т.е. с помощью коллективного труда.

Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации – речь – обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения – регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.

Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.

В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не удивительно, поскольку по многим вопросам психологии единого мнения не существует. Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что подобных взглядов придерживались классики отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Б.Н. Теплов и др.). Существует целый ряд фактов, позволяющих установить закономерности, которые определили возможность появления сознания у человека.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания V человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохожденне освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Мы вправе полагать, что развитие органов чувств не могло происходить изолированно от развития нервной системы с целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника – человекообразной обезьяны – более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3, то у человека он составляет 1400 см3. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше.

Однако с появлением человека происходит не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных нолей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями. Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных целиком осуществляются низшими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Происходит дальнейшая кортикализация управления поведением, большее подчинение элементарных процессов коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных.

Благодаря клиническим исследованиям мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. Так, при поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять свои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени, особенно лобные. Если лобные поля у обезьян занимают около 15% площади коры головного мозга, то  У человека они занимают 30%. Кроме этого, переднслобные и нижнетеменные участки у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика но отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Следовательно, кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека.

Таким образом,  сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных, скорее всего, связано с развитием трудовой деятельности человека. Подобный вывод является классическим с точки зрения материалистической философии. Однако мы не будем сосредоточивать наше внимание на теоретических спорах, а лишь отметим, что появление у человека сознания как высшей из известных форм развития психики стало возможным вследствие усложнения строения головного мозга. Кроме того, нужно согласиться с тем, что уровень развития мозговых структур и способность к выполнению сложных трудовых операций находится в тесной взаимосвязи. Поэтому можно утверждать, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека заниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, развитие языка и сознания, т.е. той логической цепи закономерностей, о которой говорилось выше. Таким образом, труд явился тем условием, которое позволило реализовать психические потенциалы биологического вида Ноmо Sарiens.

Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Причем основным фактором поступательного развития сознания явился труд. Так, с приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное развитие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социальной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

psylist.net

Вопрос 11. Сравнительная характеристика поведения человека и поведения в животном мире.

Во-первых, активность животных является инстинктивно-биологической, т. е. не выходящей за пределы естественных условий их жизни. Она может осуществляться лишь по отношению к предметам жизненных, биологических потребностей или к свойствам и вещам, связанным с их удовлетворением. В силу этого возможности психического отражения окружающей действительности ограничены кругом биологических потребностей.

Во-вторых, язык животных принципиально отличается от языка человека. Язык животных представляет собой сложную систему сигналов, с помощью которых они могут передавать друг другу информацию о биологически значимых событиях. Его важнейшее отличие заключается в отсутствии семантической функции: элементы языка животных не обозначают внешние предметы, их свойства и отношения – они связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным биологическим целям. Другим отличием языка животных является генетическая фиксированность, в результате которой он представляет собой закрытую систему с ограниченным числом сигналов. Язык человека – открытая система, он непрерывно развивается и обогащается. Каждое животное от рождения знает язык своего вида, человек осваивает свой язык в течение всей жизни.

В-третьих, животные живут по биологическим законам. Многие из них объединяются в сообщества, в которых складываются достаточно сложные формы взаимодействия между особями. Характерной чертой животных сообществ является иерархия их членов. Особи более высоких рангов имеют больший «авторитет»: им подчиняются, им подражают и т. д. В некоторых сообществах существует четкое распределение функций, например в пчелиной семье специфические обязанности выполняются маткой, рабочими пчелами и трутнями. Однако все формы группового поведения животных подчинены исключительно биологическим целям и законам, они закреплялись естественным отбором, в ходе которого фиксировались только те формы, которые обеспечивали решение основных биологических задач: питания, самосохранения и размножения. Человек как в индивидуальной, так и в общественной жизни вышел из власти биологических законов и с определенного момента своего развития стал подчиняться законам социальным.

В-четвертых, животные используют орудия, даже изготавливают и совершенствуют их, однако какими бы высокоорганизованными ни были животные, они не способны изготавливать орудия из другого орудия. Изготовление орудия с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности – труда, что предполагало в дальнейшем разделение труда. Ничто из перечисленного не свойственно животным. Они используют орудия только в биологических целях и в конкретных ситуациях и никогда не вступают в отношения друг с другом по поводу использования этих орудий. Таким образом, у животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материально закрепленной форме.

Именно коллективный труд сделал возможным происхождение человеческого сознания. Всякий труд предполагает употребление и изготовление орудий, а также разделение труда. Разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, при этом одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, а другие такого результата не дают, т. е. являются биологически бессмысленными. Происходит разделение предмета деятельности и ее мотива, объединяющим фактором при этом выступают совместная деятельность и складывающиеся в ней отношения между людьми. Таким образом, основу деятельности человека составляют социальные связи и закономерности.

Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде: человек начал воздействовать на природу и преобразовывать ее. Благодаря труду человек изменял не только окружающий мир, но и самого себя. Развитие трудовой деятельности вело к развитию головного мозга, органов деятельности человека и органов чувств. В свою очередь развитие мозга и органов чувств оказывало влияние на совершенствование труда. В процессе трудовой деятельности закреплялась и развивалась функция руки, которая приобретала большую подвижность и ловкость. Рука становилась не только органом хватания, но и органом активного познания.

Вторым наряду с трудовой деятельностью фактором развития сознания является речь, которая возникла в процессе совместного выполнения трудовых действий. Первые слова, очевидно, выполняли указующую и организующую функции, но затем, закрепляясь за целым классом сходных действий и предметов, слово стало выделять их общие устойчивые свойства, в слове начали фиксироваться результаты познания. Усложнение форм труда приводило к усложнению языка, а развитие языка способствовало лучшему взаимопониманию людей в процессе совместной деятельности и делало возможной передачу опыта от одного человека к другому, от одного поколения к другому.

Таким образом, сознание социально по своему происхождению. Возникновение сознания происходит в условиях активного воздействия на природу с помощью орудий, т. е. сознание представляет собой форму активно-познающего отражения. И наконец, сознание человека не есть что-то застывшее и неизменное, оно трансформируется в тесной зависимости от образа и условий жизни. История психики является отражением истории самой жизни и подчиняется ее общим законам.

studfile.net

ОГЭ. Общество. 1.4 Биологическое и социальное в человеке. |

1.4 Биологическое и социальное в человеке.

План.

  • Биологическое в человеке.
  • Социальное в человеке.
  • Человек и животное: сходства, различия, общее.
  • Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Человек — биосоциальное существо.

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

 

Биологическое в человеке.

Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.

Социальное в человеке.

Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только  в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.

Человек и животное.

Особенности, свойственные только  человеку.
  • Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

 

Особенности, свойственные только животному.
  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам  свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой.  Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.
Человек, индивид, личность.

Человек  — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться  в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуальность?

  • Во внешности
  • В чертах характера
  • В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
  • Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Основные свойства животного организма

Среди всего многообразия организмов животные занимают свою нишу. Представители данного царства очень многочисленны и разнообразны. Эвглена зеленая, пресноводная гидра, стрекоза-красотка, озерная лягушка, утка кряква, белый медведь... По каким признакам их объединяют в одно царство? Каковы общие свойства животного организма? Ответы на эти вопросы есть в нашей статье.

Основные свойства животного организма

Животные освоили все среды обитания. Они могут жить на земле и в почве, в воздухе, в воде, а паразитические виды - и в других организмах. Общими для них являются клеточное строение, единство химического состава, тип питания, особенности роста, обменных процессов, способность к движению. Различия этих признаков обусловлены разными условиями: температурой воды или воздуха, наличием солнечной энергии, количеством и характером пищи.

Способ питания

Свойства животного организма прежде всего определяются способом питания. По данному признаку они являются гетеротрофами. Это значит, что животные способны потреблять только готовые вещества. Добывают они пищу разными способами. К примеру, хищники нападают на свою жертву, а сапротрофы разлагают мертвую органику. Паразитические животные питаются за счет других организмов. От характера пищи зависят особенности строения различных органов. К примеру, у хищников хорошо развиты клыки, а у грызунов они отсутствуют и заменены на дополнительные резцы.

Особенности клеточного уровня

Клетки животных также характеризуются рядом признаков. Прежде всего это отсутствие зеленых пластид хлоропластов, что и определяет их неспособность к фотосинтезу. Клеточная стенка состоит из соединений углеводов с белками и липидами и представлена гликокаликсом. Такой химический состав обусловливает эластичность и прочность данной структуры. Многие свойства животного организма обусловлены также наличием ядра в их цитоплазме. Эта органелла содержит генетический материал и участвует в процессе деления. Одноклеточные животные, к примеру, эвглена, инфузория, амеба, размножаются путем дробления надвое. Их вакуоли не содержат запасных веществ. Эти структуры выполняют функции переваривания пищевых частиц и выведения излишнего количества солей и воды.

Движение

Свойства животного организма определяются также их способностью активно передвигаться в пространстве. Эту важную способность обеспечивают специализированные структуры. Простейшие животные имеют органеллы движения. Они могут быть представлены ресничками, жгутиками или ложноножками. У многоклеточных животных данную функцию выполняет опорно-двигательная система. Она состоит из скелета, мышц и связок. Конечности животных могут видоизменяться. Характер метаморфоз зависит прежде всего от особенностей среды обитания организмов. Так, у птиц верхние конечности превращены в крылья, а у водных млекопитающих - в ласты. В любом случае все животные активно передвигаются в пространстве в поисках пищи и лучших условий обитания.

Рост

Рост животных ограничен. Это значит, что количественные изменения происходят только до определенного периода жизни, после чего прекращаются. К примеру, кошки и собаки растут приблизительно до 3-х лет, а человек - до 20. Количественные изменения всегда сопровождаются и качественными - развитием. Это проявляется в усложнении протекания различных физиологических процессов.

Итак, характерные свойства животного организма - это гетеротрофный способ питания, способность к активному движению, ограниченный рост. Именно по этим признакам определяется классификация и систематическое положение данных существ.

fb.ru


Смотрите также