8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Свадебные русские традиции и обряды


Почему современные русские свадьбы настолько искусственные

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Давайте признаем: современная русская свадьба — это самый настоящий китч. Зачастую это мешанина из советчины в ЗАГСе, венчания в церкви, рандомных исторических обычаев, языческих обрядов и множества новомодных западных веяний. В такой безумной смеси все забывают изначальную суть мероприятия: тамада превращает праздник в попытку превзойти самого себя в количестве пошлых конкурсов, гости — в демонстрацию собственной раскрепощенности, а молодожены, и особенно их родители, — в выполнение социальной установки «чтобы как у людей». Но к чему это приводит?

Это приводит к тому, что вместо искреннего праздника с живыми традициями люди участвуют в его отчаянной имитации. Отчего все и выглядит таким фальшивым.

Мы в AdMe.ru решили разобрать отдельные составляющие свадебного винегрета и определить, что же в них не то. Не беря во внимание приятные исключения, сосредоточимся на проблемах среднестатистической русской свадьбы. Давайте порассуждаем вместе, почему этот праздник никак не ассоциируется со словом «волшебный».

1. Путаница с древними традициями

В наши дни в почете именно «веселые» старорусские свадебные обычаи. Например, выкуп невесты с испытаниями, стихами и смехом на весь двор. Но что такое выкуп изначально? Это механизм ввода невесты в новый род, нередко — в новую деревню. Некогда он устанавливал взаимоотношения между родом жениха и родом невесты в имущественном и культурном плане. Насколько сегодняшняя вариация выкупа с его подъездными развлечениями отражает исторический обычай — вопрос риторический.

При этом многие другие ключевые обычаи (первая брачная ночь, предсвадебные банные ритуалы, оплакивание невесты), которые символизировали девичью смерть и вообще смерть члена одной семьи и переход его в новое сообщество, забыты, ибо «не весело».

Также очень своеобразно продолжают свою жизнь и языческие обережные обряды: звон бубенцов, вместо которого сегодня звучат сигналы машин, изначально распугивал злых духов. Поездка по дальней дороге путала нечисть. Невеста на руках жениха — чтобы домовой принял. Можно смело заключить, что современные свадебные традиции — это интерпретация настолько иная, что связи с древностью практически не имеет.

Любопытно, что до наших дней дошли именно крестьянские свадебные традиции. Никто не задумывается над тем, что представители дворянского сословия праздновали совершенно по-иному. Они поддерживали высокий уровень культуры: к примеру, свадебный пир на квартире жениха сопровождался балом и торжественным застольем, где даже пили в строгой очередности — по родству и старшинству. При этом почитались и религиозные традиции в виде обязательного венчания перед самим празднеством. Как видите, никаких языческих обрядов, соревнований, плясок, цыган и свадебной вакханалии в целом.

2. Уничтожение явления свадьбы в ХХ веке

Свой неоценимый вклад в сегодняшнюю свадьбу внесли годы становления СССР. Большевики времен НЭПа, часть которых вообще ратовала за ликвидацию института семьи как такового, упростили традицию празднования дня заключения брака, сократив его до росписи в соответствующих органах. Исчезли даже дружеские застолья, но уже скорее вследствие эконо

www.adme.ru

Свадебные традиции и обычаи на русской свадьбе, что делают после свадьбы народы России – BeLadies

Оглавление:

  1. Свадебные традиции в России.
  2. Свадебные традиции народов в регионах.
  3. Традиции на русской свадьбе.
  4. Участники после традиции на свадьбе.
  5. Кто есть кто по свадебным традициям и обычаям?
  6. Свадебные обереги.
  7. Свадебные традиции и обычаи.
  8. Традиции после свадьбы.

 

Когда-то давно свадьба представляла собой торжество, которое сопровождали традиции русской свадьбы, праздновали которое – благоговейно, с уважением относясь ко всем традициям и обычаям. Празднование шло своим установленным порядком, соблюдалась четкая структура обряда, нарушение которого внушало священный ужас. В современном обществе обрядовые правила проведения торжества позабылись под влиянием советского времени. Новая стратегия развития общества разрушила старое, но толковых новых традиций так и не привила. Советская свадьба и ее свадебные традиции и обычаи больше походила на пародию, или обыкновенную попойку. Но сегодня люди стараются восстановить историческое прошлое и молодожены все чаще проводят свадьбы, соблюдая традиции русской свадьбы, так, как это делали наши предки.

Свадебные традиции в России

Для того чтобы понять, насколько отличаются свадебные традиции в России современного общества от тех по которым выходили замуж наши прабабушки, а еще раньше их бабушки, нужно знать русские свадебные традиции дореволюционной России.

Традиции на свадьбе соблюдались строго - сначала сватались, потом сговаривались, плакали и венчались. Примечательно что садились праздновать того после того как молодые проводили свою первую брачную ночь. Свадебные традиции в России строго оговаривали, что в доме никто не должен был тревожить покой молодых. На утро, после того как девичья честь подтверждалась, садились за столы и праздновали свершившийся обряд.

Свадебные традиции в России гласили, что:

  1. Молодые не должны были праздновать до того, как старшие решат, что венчание подтвердилось
  2. Бывали случаи, что девушка оказывалась не честной, и тогда она с позором изгонялась
  3. Когда венчание подтверждалось, молодых потчевали и желали по свершившемуся факту многих лет жизни и детей
  4. Свадебные традиции в России запрещали желать молодым людям, до брачной ночи много детей это считалось неприличным, пока девушка оставалась невинной
  5. На самой свадьбе, не принято было много есть и пить. Напившихся гостей выпроваживали и потом долго припоминали им эту оплошность. Быть пьяным считалось неприличным.
  6. Свадебные традиции в России ценились и почитались, законным брак считался только после проведения всех обрядов. Если русские свадебные традиции нарушались то брак считался недействительным до того пока обычай будет соблюден.
  7. Но бедные люди не всегда строго соблюдали некоторые русские свадебные традиции. К примеру, соседи, женившие своих детей и не имеющие достатка, сватовство могли опустить, но только так. Если же девушка была не местная, то вне зависимости от достатка все русские свадебные традиции строго соблюдались.

Свадебные традиции народов в регионах

Россия всегда была многонациональной страной - на территории нашей страны проживали и проживают такие народы как:

  • Русские
  • Армяне
  • Ассирийцы
  • Мордвины
  • Марийцы
  • Нанайцы
  • Черкесы
  • Якуты
  • Буряты
  • Евреи

И многие, многие другие народы и народности. Свадебные традиции народов также разнились как пестрое полотно нашей карты. Так у серверных народов было принято обязательное омовение невесты перед венчанием, для ритуального очищения. Свадебные традиции народов гласили, что девушка после бани готова стать женщиной. Так же свадебные традиции народов севера обязывали к посещению бани жениха.

Свадебные традиции народов юга гласили о том, что на свадьбе должен разламываться каравай. Вообще свадебные традиции народов нашей страны относились к хлебу особенно трепетно. И этот трепет свадебные традиции народов пронесли через горнило советской эпохи. Ведь и поныне русские свадебные традиции обязывают печь на свадьбу хотя бы один каравай.

  • С караваем встречают обвенчавшихся

Каравай разламывается – свадебные традиции в России говорят о том, что кто больше откусит от каравая тот и будет главой семьи

  • С караваем благословляют

Ментальное отношение к хлебу сохранилось, хотя уже редко кто печет свадебный каравай самостоятельно.

Свадебные традиции народов юга обязывали печь каравай особенно. Перед тем как приступить к замешиванию теста обязательно проходили обряд очищения, молились и постились и только с благословения священника приступали к замесу теста. Пока тесто подходило, пустая болтовня запрещалась. Переговаривались тихо и только по делу. Также происходил и процесс выпечки. Свадебные традиции народов юга говорили о том, что если каравай получился, то бог благословил выпекавшего и его каравай. Такой каравай имел ментальное значение. Его бережно переносили в дом, где проходила свадьба, и даже старались не дышать на него. Разламывать должны были только жених и невеста. И раздавать куски каравая также имели право только они. Свадебные традиции в России разрешали трогать каравай женщине, которая его выпекала и молодым супругам. И даже выпекавшая женщина старалась не трогать каравай без необходимости.

На Псковщине русские свадебные традиции советовали невесте и ее подругам встречать жениха еще на подъезде к дому и приносить ему цветы. При этом жених если поднимал цветы, то считалось, что брак будет удачным и по обоюдному согласию. Ведь часто русские свадебные традиции не требовали согласия жениха, и невесты на свадьбу за них все решали родители.

Традиции на русской свадьбе

Русские свадебные традиции не запрещали жениху и невесте видеться до свадьбы. И если они жили и росли рядом, часто родители разрешали жениться своим детям по любви. Но зачастую женились все же не по любви, а по родительскому велению.

Участники после традиции на свадьбе

Традиции русской свадьбы для многих покажутся сегодня дикими, но так было не только в нашей стране. По всему миру девушек и парней женили по родительскому велению. Традиции на свадьбе предполагали, что невеста и жених были виновниками торжества но не принимали активного участия в обрядах. Вся свадьба проводилась другими свадебными чинами по традиции русской свадьбы. По традиции на свадьбе невеста не должна была даже смотреть на половину где сидели родственники мужа, в этот день она их еще не должна была уважать. Невеста по традиции на свадьбе всячески общалась только со своей роднёй, как бы прощаясь и переходя под власть мужа. А муж, еще не властвуя над своей суженой, должен был показать ее родственникам, как он о ней заботиться и по традиции на свадьбе постоянно за ней ухаживал.

Кто есть кто по свадебным традициям и обычаям?

Кроме молодых по традиции, на свадьбе были:

  • Дружок – он же распорядитель, дружок был главным действующим персонажем, по традиции на свадьбе он располагался со стороны мужа. Его обязанность заключалась в развлечении гостей, поэтому дружку выбирали из самых говорливых знакомых. Также он должен был зорко следить за тем как проходит свадьба и трердой рукой прекращать распри, излишнее пьянство, сальные шутки и тд. Дружка должен был отгонять злых духов от молодых.
  • Свашки – это женщины со стороны невесты, по традиции на свадьбе которые сопровождали вместе с дружкой молодых в спальню и стелили постель, отгоняли злых духов.
  • Родители невесты занимали более почетное место, поскольку именно они лишались помощницы по хозяйству и дочери по традиции после свадьбы.

Свадебные обереги

По традиции русской свадьбы все участники одевались соответственно случаю в праздничную одежду. Как известно свадебные традиции и обычаи предполагали, что все участники церемонии носили обереги на одежде и теле.

Еще, будучи девушкой, невеста готовила для себя свадебные наряды и белье. Наносились обережные вышивки, в подол зашивались специальные для таких случаев травки, отгоняющие злых духов. Невеста готовила не одно платье на свадьбу, а несколько и в течение празднества по традиции русской свадьбы, меняла их. Смена платьев говорила о том что девушка постепенно принимает ту роль, которую ей навязали и готова взять на себя обязанности жены по традиции после свадьбы.

Свадебные традиции и обычаи предполагали обычай оплакивать невесту, навсегда покидающую родной дом. Она одевалась в черные одежды и оплакивала свою судьбу. Праздничное платье также было обшито обереговыми вышивками, и до дня свадьбы никто не имел права к нему прикасаться. Невеста одевала его на свадьбу, чтобы как говорят свадебные традиции и обычаи поменять на традиционную женскую одежду по традиции после свадьбы.

Свадебные обряды и традиции говорят о том, что жених также должен был иметь в своем наряде обереги. Это полотенце со специальной вышивкой, носимое на плече и на поясе. Его костюм также как и у невесты был нарядным. Непременный атрибут свадьбы это кнут в руках у дружки, им он управлял свадьбой и если надо наказывал завравшихся.

Свадебные традиции и обряды

Перед свадьбой проходили не менее важные свадебные традиции и обряды. первый из которых сватовство. Процесс вбора невесты происходил без жениха или в его присутствии но его мнение в этом вопросе не учитывалось. Если у жениха была большая родня то родители решив женить сына собирали семью и решали всем миром кого выбрать в жены своему сыну. Основные критерии выбора, это хозяйственность, доброе имя ее и ее семьи. Немало важное значение играло наличие приданого за девушкой. Бедную девушку брали от безысходности или по просьбе сына, и то в редких случаях. Решив, что девушка подходит по всем параметрам, отправляли сватов.

Сваты, приехав в дом девушки, обязательно смотрели на невесту. Девушка во время сватовства обслуживала гостей за столом, всячески показывая свою ловкость и умелость. В это время сваты обсуждали, на каких условиях девушку отдают замуж, какое приданое за ней дают. Договорившись, сваты приглашали родителей девушки на погляд.

Свадебные традиции и обряды предполагают такой обычай как погляд. Родители невесты приезжают в дом жениха, где оценивают, в каких условиях будет жить их дочь по традиции после свадьбы. На этом этапе свадьба и могла закончиться. Если родителей не устроили условия жениха они просто уезжали. Но если все понравилось они приглашали на смотрины. На смотринах обычно и встречались первый раз будущие супруги. Собирались на смотрины кА на праздник одевались в лучшую одежду брали лучшую телегу или бричку и ехали всей родней в дом невесты на смотрины. Смотрины это обязательная часть, но вряд ли что-то меняющая к этому моменту родители уже договорились и изменить что-то уже не было смысла. Девушку выставляли в комнаты и чтобы жених и его родня могли увидеть невесту со всех сторон. Интересный обычай сопутствовал смотринам. Девушка одетая в нарядное платье стояла до тех пор пока жених не подходил к ней. Если он все-таки не подошел, то девушка с чистой совестью продевалась, что говорило о том, что свадьбы не будет. Случаи такие встречались крайне редко. Поскольку мало кто хотел идти против семьи.

После удачных смотрин хлопали по рукам, и оставалось только обсудить свадьбу. Обсудив все нюансы, родители вместе с женихом возвращались домой, и начиналась подготовка к свадьбе. Свадебные традиции и обряды регулировали не только саму свадьбу, но и существовали традиции после свадьбы.

Традиции после свадьбы

Свадьба не закачивалась венчанием и застольем, существовало также продолжение, традиции после свадьбы. Когда наступала ночь дружка и свашки вели молодых в спальню. Свашки постилали кровать, и затем ходили вокруг неё отгоняя злых духов. Наконец молодых отставляли одних.

В это время веселье не продолжалось гости также расходились и приходили только на утро. Традиции после свадьбы предполагали, что гости вернуться на утро за тем чтобы проверить насколько невинной была невеста. Если девушка оказывалась девственницей то простыню со следами крови вывешивали для всеобщего осмотра. Но если вдруг девушка оказывалась не девственницей, то ее на шею вешали петлю из конопляной веревки и с позором выгоняли. А родителей всячески позорили и ругали.

Рубашку, в которой девушка лишилась девственности, вывешивали на палку и возили по деревне, что бы все могли видеть, что девушка оказалась честной.

Традиции после свадьбы, требовали от женщины полнейшего подчинения мужу, а также свекрови и свекру. Ходить домой или видеться со своими родителями женщина могла лишь в свободное от своих обязанностей время, то есть по праздникам и в воскресные дни. Конечно принципы благочестия наших предков, заставляют себя уважать, но зависимость сродни кабале заставляет задуматься, а так ли плохи ли современные нравы.

Жизнь в современном обществе накладывает свои моральные принципы и нормы, поэтому нам так тяжело понять нравы и обычаи в дореволюционной России. Свадебные традиции предков хороши только издалека как витрина времени, но копнув глубже сразу становиться понятно, что современное общество слишком далеко ушло для возврата к этим традициям и обычаем, истинный смысл которых современному человеку до конца никогда не понять.

Добавить комментарий

beladies.ru

Свадебные традиции в Российской империи. — Елена — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Русская семья испокон веков начиналась со свадьбы. Свадьбы бывали очень церемонные, пышные, "толстотрапезные", иногда сильно хмельные, с многодневными пирами и гостьбой на весь мир. Впрочем, преобладал все-таки старинный русский классический стиль. Присутствует и некоторая двойственность свадебного обряда XVIII — XIX веков, который не мог оторваться от традиционных принятых веками циклов сватовства, венчания и гостевания и одновременно тянулся к европейской моде. Свадьба в имперском дореволюционном обществе отличалась со стороны обрядности и внешности странной смесью "французского с нижегородским".

 

Большинство свадебных обрядов - это наследие языческой Руси, но некоторые из них появились лишь с возникновением христианства. Значительная часть обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов. Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук... Обычай осыпать новобрачных хмелем, зерном и деньгами также возник в Античности. Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян: в Риме новобрачные должны были отведать пирог, приготовленный из муки, замешанной на соленой воде, и меда.

 

 

 

 

 

На Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю), и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания к Покрову дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных союзов. Старались избежать свадьбы в мае, чтобы не «маяться всю жизнь». Часто свадьбы играли и в сентябре, еще до полного завершения сельскохозяйственных работ. Но из этих правил бывали и исключения, ничего зазорного не было в свадьбе летом.

Кроме аграрного календаря на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная церковь запрещала венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом для свадеб оставалось не так уж много дней в году.

 

Считается, что в XIII – XVI, даже в XVII веках в России женились рано - в 12-13 лет. Но источники говорят о другом: в 1714 году брачный возраст был определен для мужчины в 20 лет, а для женщины в 17. Попытки Екатерины II снизить планку до 13–15 лет практически не удались, но в мемуарной литературе описаны случаи выдачи замуж даже в 12 лет. В реальной жизни девушек выдавали замуж от 16 до 18 лет. Предельный возраст для брака был установлен в 80 лет. В начале XIX века самым лучшим возрастом для брака считали 18–22 года, а для мужчины 30 лет, при этом девушка в 25 лет расценивалась уже как «перестарок». Повышение брачного возраста в послепетровское время стало очень важным фактором создания прочной семьи, оснобенно в дворянской среде. Это повышение было характерно для всей Европы. Однако браки стариков с юными девицами считали предосудительными.

 

 

 

 

 

Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья в те времена играла исключительно важное экономическое значение. Женитьба находилась целиком в руках родителей. В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. (Уже в XVIII веке отказались от старорусских представлений не показывать молодых до свадьбы друг другу, поэтому у жениха и невесты стало больше свободы в знакомстве, особенно благодаря введенным Петром I балам и праздникам. В 1721 году впервые были разрешены браки с иноверцами, что означало на деле нарушение замкнутости православной семьи. Но детей от таких браков обязательно крестили как православных). Также браки могли совершаться по повелению высших лиц: господа женили своих слуг, не спрашивая их согласия, а цари и великие князья искали невест для своих бояр.

 

В то время без родительского благословения брак считался не совсем официальным и не признавался в светском обществе. Известная во второй половине XVIII в. своей политической и просветительской деятельностью княгиня Е.Р. Дашкова называла такой поступок ослушников традиции "надгробным памятником" браку. Как правило, традиция сохранялась и в проявлении невестой христианского послушания в решении своей "участи", так как родители имели большой жизненный опыт и хотели своим детям счастья. В этом смысле показателен случай сватовства Дмитрия Янькова к своей избраннице Елизавете. Ее отец три раза не соглашался на предложение жениха, в четвертый уступил и спросил мнение дочери. Она ответила:

 

 

"Ежели вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я".

 

Сама процедура «получения согласия всех сторон» была крайне противоречивой, но все же преобладали прежние традиции: жених спрашивал сначала дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения согласия обращались к девушке. Начиная с петровских времен, родители постепенно вынуждены были учитывать мнение вступавших в брак: указом 1724 года запрещалось выдавать дочерей замуж насильно, и родители должны были подтвердить это клятвой. Несмотря на сохранение определенной роли родителей при выборе брачного партнера, к середине XVIII века в привилегированных семьях вошло в обиход право невесты на отказ от замужества. Кстати говоря, вескими причинами отказов от браков могли быть отсутствие необходимого состояния, родовитости, сохранение очередности при выдаче замуж дочерей.

 

 

Согласно законодательству Российской империи, вплоть до начала ХХ в. регистрация брака для лиц православного вероисповедания производилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах. Вступлению в брак предшествовала процедура брачного обыска. Собирались особые свидетельства, подтверждающие, что жених и невеста не состоят в родстве (которое было серьезным препятствием для брака), не состоят в браке на данный момент и вообще, «в добром уме и трезвой памяти». В конце Х1Х – начале ХХ в. у брачного обыска появилось второе название – предбрачное свидетельство.

 

 

Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции, каждый последующий брак (особенно если дело касалось дворян) был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. В бытовом обиходе обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась "половиной венца". В этот день обменивались образами и кольцами. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения с бриллиантами, шали, часы, веера. В эти дни родители жениха и невесты должны были очень усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости — свойство. День заканчивался праздничным столом для родственников. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.

 

 

 

 

Продолжительность и рисунок свадебного обряда различались в зависимости от сословия. У всех социально-сословных групп были распространены следующие традиции, с некоторыми вариациями: собственно свадьбе предшествовало сватовство, осмотр домашнего хозяйства жениха и смотрины невесты. Затем шли сговор и обручение, девичник для невесты и подруг, молодечник для жениха. После всех этих «подготовительных этапов» осуществлялось венчание. Далее следовало застолье, свадебный пир и «визитная неделя». Традиционная русская свадьба, как правило длилась три дня, но могла продолжаться и дольше. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события, несостоятельность брака.

 

 

У всех социально-сословных групп смотрины завершались обрядом моления и круговым обходом вокруг стола. Обряд «кругового хождения» представлял собой таинство: он совершался без посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие обеих семей продолжать начатое дело. Далее договаривались о дне сговора, который, как правило, назначался через 2-3 недели. В дворянских семьях в доме невесты устраивали бал с угощениями, на который рассылали специальные приглашения, подписанные родителями невесты. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. Гости поздравляли молодых, а жених дарил невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Завершал сговор бал, который открывался вальсом жениха и невесты.

 

 

 

 

В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. В него включали усадьбы с крестьянскими душами, деньги, образа, бриллианты, одежда, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими каретами. Обычно их было пять. Женские права на приданое в XVIII веке значительно окрепли. Муж не мог им распоряжаться один, продавать его и заключать покупные операции. При этом своих дочерей он снабжал приданым обязательно: оно составляло 1/14 отцовского имущества.

 

После сговора ни одна из сторон не могла отказаться от свадьбы без серьезных юридических последствий. В противном случае пострадавшая сторона могла потребовать возмещения затрат, связанных с приготовлениями к свадьбе. Размер неустойки был значительным, поэтому свадьбу старались не расстраивать. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте «Божьего милосердия» - икон, которые вместе с приданным перевозили в дом жениха.

 

 

Большое значение для общества и для самих брачующихся имело церковное оглашение будущей свадьбы. Согласно действующим канонам Православной церкви, желающие вступить в брак должны были в устной или письменной форме сообщить священнику своего прихода имя, происхождение и социальное положение своего избранника. Три ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончании литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Делалось это для того, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий и помех браку. Если молодые принадлежали разным приходам, то соответствующие объявления делались священниками обеих церквей. И если кто мог привести аргументы против будущего брака, он должен был успеть сделать это именно в процессе таких «чтений». По прошествии указанного срока священник выдавал невесте «билет на женитьбу», в котором указывался ее возраст, сословная принадлежность, а также делалась отметка о том, что девушка регулярно бывает на исповеди, прошла обряд причастия и что после троекратного объявления брака в церкви никаких помех к свадьбе не выявлено. Такой же билет выписывался жениху.

 

Накануне венчания в дом жениха перевозили приданое невесты. После отбытия приданого невеста вместе с матерью молилась на образа. В среде зажиточных купцов, где приданому уделялось особо пристальное внимание, организовывали целый «постельный поезд», состоявший из пяти подводов. В первой подводе везли икону и самовар. Рядом с самоваром сидел мальчик-блюдник, который держал в руках поднос с пачкой чая, завернутый в шелк, с огромной сахарной головкой, украшенной лентами. На второй подводе ехала крестная мать невесты, которая везла фарфоровую посуду. В руках она держала серебряную с позолотой солонку. На третей подводе перевозили постель, а на четвертой - мебель и плюшевый ковер. В последней, пятой подводе ехали сваха, державшая в руках живую индюшку, и тетка невесты, которая везла полную опись приданого. «Парадом командовала» тетка, желательно старшая сестра матери невесты, или сваха. Встречала «постельный поезд» мать или старшая замужняя сестра жениха. Сваха вручала ей украшенную лентами и чепчиком индюшку и дарила отрез на платье. Принималось приданое строго по описи, проверялась каждая вещь.

Накануне венчания дворяне рассылали свадебные приглашения в виде особых именных билетов. В приглашениях указывались имена и сословная принадлежность жениха и невесты, название церкви, в которой будет проходить венчание, час венчания, и адрес, где состоится свадебный бал. Часто к пригласительным билетам прилагались меню и подробное описание распорядка свадебного торжества.

В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и т.д.). Получив подарок от жениха, тетка невесты, так называемая «снарядиха», начинала одевать молодую к венцу.

 

 

Обувал невесту «свадебный отрок», младший брат или другой близкий родственник. На дворянской свадьбе функции свадебного отрока были более широкими: он подавал на серебряном подносе перчатки и фату, провожал невесту до кареты и нес за ней шлейф. Иногда для большей торжественности свадебных отроков было двое. Мальчики были одного роста, примерно одного типа внешности и одеты в одинаковую одежду.

 

В дворянских семьях были в ходу амулеты (различные ладанки, перстни с перчатками, подвески, дорогие ювелирные украшения и др.), которые берегли как зеницу ока и передавали из поколения в поколение вместе с легендами об их чудодейственной силе. Эти амулеты старались сохранить даже в случае полного разорения. В день публичного извещения о предстоящем браке мать передавала дочери с глазу на глаз какой-нибудь амулет, который обязательно находился при невесте в момент венчания.

 

 

 


Хоть традиции и отличались у разных социальных групп, и в разных регионах, попробуем реконструировать сам день свадьбы (венчания). Итак…

Собственно свадьба предварялась длительным подготовительным периодом: накануне венчания жених и невеста соблюдали пост и исповедовались у духовника, а утро дня венчания должны были провести в долгой искренней молитве. Невеста в этот день ничего не ела и, по старой русской традиции, обязана была плакать. После благословения родителей жених и невеста отдельно ехали в церковь, которую обычно заранее красиво украшали и ярко освещали. Впереди везли венчальную икону в отдельной карете. Невесту в храм вводил посаженный отец. Невесты были наряжены в глазетовое или парчовое белое платье с длинным рукавом, им делали прически с пудреными волосами и венком из красных роз — их красный цвет символизировал дань древнерусской традиции покрытия невесты красным покрывалом. Кстати, свадебный торт также украшали красными розами, а также лебедем, рогом изобилия и подковой.

На пути от дома невесты к свадебному поезду совершался обряд осыпания жениха и невесты зерном и мелкими деньгами. Осыпание происходило неоднократно в разные моменты свадебного обряда: во время отправления свадебного поезда из дома жениха, во время отъезда новобрачных в церковь и во время прибытия свадебного поезда после венчания в дом мужа.

В церковь молодые ехали порознь и разными путями, а возвращались в дом жениха в общем свадебном поезде. Весной или осенью путь новобрачных усыпался цветами. На купеческих свадьбах от поезда до церкви стелили ковровую дорожку, а от входной двери до аналоя - атласную или бархатную. Церемония венчания происходила в крайне торжественной атмосфере. Обряд соблюдал все православные традиции. Родители на венчании не присутствовали, так как Петр I своим указом 1724 года это запретил. Интересно, что при венчании нередко следовали каким-то обычаям, неизвестно когда и почему установившимся, которые не были оговорены церковными правилами. К примеру, жених и невеста должны были обязательно стоять на розовом атласе или шелке, невеста должна была держать букет, свечам нельзя было гаснуть, а предметам падать во время венчания. Видимо, здесь свою роль играли некие суеверия.

 

 

 

 

Ритуалы второго дня также во многом сохраняли старые русские традиции. Молодых называли князем и княгиней, они сидели во главе стола, который часто, уже на европейский манер, украшали балдахином с цветами. После свадебного пира начинались танцы, первым из которых был полонез с невестой в первой паре. В конце XVIII века вошло в моду танцевать вальс, первыми танец начинали жених и невеста. Со второго дня начинался долгий объезд молодыми всех родственников: сначала родни мужа, а затем жены. Так утверждались узы нового родства. Все это скреплялось подарками: от денег до бриллиантов. Особо богатые московские дворяне прямо из церкви после венчания отправлялись в коляске за границу — в свадебное путешествие. Те, кто имел средний достаток, обычно на третий день отъезжали в деревню, в свою усадьбу.

 

 

 

Так, столь причудливо и противоречиво переплелись в XVIII столетии старорусские и новые, навеянные европейскими модами, свадебные традиции.

 

Источник: https://azbyka.ru/znakomstva/…

azbyka.ru

Узнай про старинные свадебные обряды на руси. Советы+фото и видео

В основе большинства свадебных традиций заложены старинные свадебные обряды, которые дошли до нас с языческих времен, существовавших много веков назад, тогда они имели определенный смысл. Конечно, свадьба сегодня и тогда на Руси очень отличаются друг от друга. Обряды и традиции перешли их прошлых веков в сегодняшний день в современном и упрощенном виде , частично утратив свой первоначальный смысл.

История свадебных обрядов на Руси

В далекие времена на свадебной церемонии все происходило по определенному регламенту, все действия имели свой смысл и значение, и свою последовательность.

Например, лучшим временем для свадеб считалось осень и зима, когда не нужно было работать в поле. В исключительных случаях свадьбу переносили на летнее время, например в случае беременности невесты.

В определенные даты было запрещено проводить венчание, например, в пост, во время Святок, в Пасху.

Зачастую выбор жениха и невесты делали родители молодых. Но бывало, что родители одобряли собственный выбор своих детей.

Родители невесты готовили для дочери приданое, то есть то имущество, которое невеста заберет с собой после свадьбы в новый дом. Это могла быть мебель, одежда и украшения, и даже домашний скот.

Важное внимание уделяли брачной ночи молодых, после первого дня их провожали в их ложе и не беспокоили. Утром родственники могли проверить, есть ли пятна на простыни или рубашке невесты, что говорило о честности девушке.

Раньше последовательность свадебных и предшествующих ей действий и обрядов была такова: сватовство родственников жениха к невесте, смотрины, помолвка, и такой необычный этап, как «вытие».

Для невесты и ее подружек устраивали девичник, для жениха и его друзей молодешник. Особое внимание уделяли и выкупу невесты женихом у ее родственников, потом молодых венчали. Далее молодые и гости гуляли и ехали на празднование.

Даже после принятия христианства славяне оставались достаточно суеверными, и это отразилось в обрядах. Главным было уберечь молодых от сглаза и порчи.

Сватовство и обряд обручения

В современном виде процесс сватовства в большинстве случаев пропускается, считается необязательным, символическим.

А раньше без него не обходилась ни одна свадьба, назывался обряд «рукобитие». К невесте в дом приезжал жених с друзьями и родственниками, они хвалили жениха и просили руки девушки.

В этот день договаривались о том, когда будет свадьба, обговаривали детали и просчитывали финансы.

Первый раз молодых называли при всех женихом и невестой, и девушке парень дарил кольцо и другие подарки.

Родители благословляли молодых, давали напутствие на счастливую и долгую жизнь вместе. Устраивали небольшое застолье, где присутствовали, помимо родственников, свидетели обряда сватовства.

«Вытие» и девичник

После того, как молодых обручили, начиналась подготовка к свадьбе. Невесте же в это время полагалось не выходить из дома, а причитать и плакать по своей жизни в доме родителей, так как после свадьбы она переходила в семью жениха в новом статусе.

На девичник приходили подруги и родственники невесты. Они тоже плакали и расплетали косу невесте, что означало, что она переходит в другой статус, становится супругой своему мужу, женщиной.

Мальчишник жениха

В старые времена мальчишник назывался «молодечник». Как правило, проходил он у жениха дома в  виде застолья, в ходе которого проходило прощание с холостой жизнью и друзьями. Навеселившись, жених с родственниками ехал в гости к невесте с подарками  и хорошим настроением.

Выкуп невесты

Выкуп невесты – это старинный свадебный обряд на Руси. С давних пор сохранилось, что активно участвует в этом процессе свидетель жениха, «дружка». Сейчас свидетель одевает ленту, а ранее дружке повязывали через плечо свадебный рушник, чтобы его не сглазили.

Раньше на выкупе, перед тем, как приедет жених за невестой, очень хорошо подметали  дорогу к дому, чтобы молодым по пути не попался камень или предмет с наговором.

Сначала жених с друзьями и родственниками выкупали дорогу к дому, затем дверь в дом и комнату невесты, затем и саму будущую супругу. Этим обрядом выкупа как бы задабривали и духов и родственников невесты, для счастливой дальнейшей жизни.

Для того, чтобы в семье был достаток и благополучие, после выкупа и перед входом в церковь, молодых посыпали пшеном или хмелем.

Венчание

Обряд венчания – это старинный христианский обряд в процессе русской свадьбы. Существовал обычай, что жениха и невесту везли в церковь разными дорогами, для отвода сглаза, или например, такое суеверие, что родители не присутствовали на церемонии венчания.

Под ноги молодых мужа и жены стелили, и стелют сейчас, платок и посыпают мелочью, чтобы жизнь их была в достатке.

В конце обряда жених и невеста одновременно гасили венчальные свечи, их потом сохраняли до самых родов.

Раньше в церкви на венчании еще и били посуду, чтобы жилось  счастливо, часть этой приметы сохранилась и в сегодняшние дни. Но сейчас в церкви посуду уже не бьют.

После обряда венчания подружки заплетали молодой жене две косы, укладывали их в прическу вокруг головы и надевали повойник, это головной убор носили замужние женщины.

На современных свадьбах этот обряд перешел в процесс, когда невесте снимают фату с головы, что также означает переход к замужней жизни.

Гуляние

Эта старинная традиция сохранилась до сих пор. Молодые перед торжеством в ресторане катаются по городу по паркам, памятным и красивым местам.

В старые времена была традиция после венчания жениха и невесты везти их запутанной дорогой в дом нового мужа.

И было не принято невесте самой переступать порог, ее переносил супруг на руках, чтобы обмануть злые силы и избежать спотыкания невесты, это считалось очень плохой приметой.

Как и сегодня, молодых родители встречали хлебом с солью, и невеста с женихом откусывали по кусочку каравая, который потом разламывали у них над головой.

В дальнейшем семья должна была хранить этот хлеб всю жизнь, как символ семейного достатка.

Помимо достатка молодым желали деток побольше, и с этой целью сажали молодых на звериную шкуру.

Традиции свадебного застолья

Гуляли и отмечали свадьбу несколько дней. Первый день – в доме жениха, второй – в доме невесты, третий день снова гуляли у жениха.

По традиции в первый день гуляний молодая пара ничего не ела. А после первого дня проходил ритуал «укладывания» молодых, что означало здоровое потомство.

Во второй и третий дни молодой жене устраивали проверки, например, нужно было разжечь печь, приготовить что-то, подмести.

Спасти от испытаний молодую жену мог супруг,  в современном мире такие ритуалы проводят на второй день свадьбы.

Для более тесного общения и знакомства, чтобы семьи породнились, был такой обычай: невеста сидела рядом с родителями жениха, а рядом с женихом сидели родители невесты.

Конечно, все радовались, праздновали, пели свадебные песни новоиспеченным супругам, их мамам и папам, свидетелям, и конечно устраивали различные забавы.

На современных свадьбах меньше различных условностей, больше развлекательных и музыкальных мероприятий.

Но особенный характер именно русской свадьбы мероприятию придают все-таки старинные свадебные обряды.

Именно под них подстраивается свадебный день и программа праздника, обряды придают особенность и трогательность.

Поэтому грамотное использование старинных свадебных обрядов в вашем сценарии будут изюминкой праздника, и свадьба пройдет радостно и станет началом счастливой совместной жизни!

 

Загрузка...

isvadby.ru

Свадебные обряды и традиции на Руси


Современное бракосочетание и празднование свадьбы на Руси существенно отличаются. Но несколько «модернизированных» обрядов, потерявших первоначальный смысл, смог дойти до нас из глубины веков. Например, получение благословения у родителей или сватовство жениха, стали ля молодых пар формальностью. А всего несколько столетий тому назад без этих процедур о свадьбе можно было и не мечтать.

Свадебные обряды на Руси

У славян при выборе пары важным фактором считалось соответствие социальному и материальному статусу. Например, если девушка была из зажиточной семьи, то родители никогда не позволят ей стать супругой бедняка.

Интересный момент, жених и невеста вовсе могли не видеть друг друга до церемонии бракосочетания. Девушку для сына выбирали мать с отцом. Познакомиться молодожены могли в процессе свадьбы.

Порой юный возраст невесты поражал воображение, девочек старались выдать замуж до того, как ей исполнится тринадцать лет. Несмотря на это невеста уже считалась умелой хозяйкой, могла приготовить вкусный обед и сшить красивую сорочку.

Свадьбу играли в осенний или зимний сезон. Священный праздник, почитаемый славянами – Покров. Считалось хорошим знаком сочетаться браком именно в этот период, чтобы жить вместе долго и счастливо.

Свадьба в старину проходила в три этапа. Сначала шла тщательная подготовка к церемонии (предвеначальный период). В нее входило сватовство, знакомство с родителями, девичник и сбор приданого.

Сватовство и подготовка к свадьбе

К торжественному мероприятию начинали готовиться чуть ли с не первых дней жизни. Девочек приучали вести домашнее хозяйство, подготавливали приданое. В соответствии со свадебными традициями на Руси в день бракосочетания девушка должна сделать подарок в качестве вышитого рушника всем родственникам жениха. Парню преподносили рубашку и кальсоны, будущей свекрови – три сорочки, отрез материи на сарафан и платок на голову.

Невесту для сына выбирали в процессе смотрин, которые проводились в период весенних и летних гуляний или перед престольными празднествами. При подборе девушки отец и мать учитывали мнение всех родственников, за исключением парня. С ним обычно по этому поводу не советовались.

Без благословения отца и матери браки заключались в исключительных случаях. Подобные семьи считались несчастливыми и обсуждались обществом. Поскольку у девушек не было права выбора, они любыми способами пытались предугадать свою судьбу, прибегая к ворожбе. Обычно магические сеансы проводили на Святки или Покров.

После определения с кандидатурой невесты родные жениха подбирали сваху или свата, которые исполняли роль посредника. Обычно это был кто-то из односельчан с «подвешенным» языком, умеющих проводить подобные дела.

Дату, когда сваты отправятся в путь держали в тайне. О свадьбе договаривались с папой девушки или ее старшим братом либо с матерью. Это было так называемой «неофициальное сватовство». Затем следовал второй визит. Здесь уже никаких секретов не было, родители девушки заранее подготавливали праздничный стол, зажигали свечи.

Если отец и мать не против замужества, составляли «рядную запись» (брачный договор), в которой детально обговаривались вопросы, имеющие отношение к торжеству. Невеста оставляла парню залог – платок, который имел большую правовую силу. Спустя несколько дней папа девушки либо старший брат наведывались в дом будущего зятя, чтобы оценить его хозяйство.

Если они оставались довольны увиденным, то приглашали родителей парня на смотрины. Для невесты это становилось первым испытанием на пути к свадьбе. Ее наряжали в красивое платье, на голову накидывали платок. Сватья начинала беседовать с девушкой, порой предлагали подремонтировать свои навыки.

Нередко просили барышню пройтись по околице, чтобы убедиться в том, что она хромает отец юноши имел право подойти и посмотреть на лицо будущей снохи. Если он целовал ее в обе щеки, значит, девушка приглянулась.

Завершением смотрин было застолье. Затем проводили сговор, заканчивали составление рядной записи и назначали дату венчания. На прощание будущие сватья обменивались пирогами и обнимались.

Старинная церемония благословения

Не получив «добро» на замужество, молодые пары могли разбежаться, даже если испытывали тёплые чувства. Процедура считалась не менее важной, чем венчание. Перед отправлением в церковь молодожены подъезжали к отчему дому девушки и заходили во двор.

Там их поджидали родители, которые держали в руках хлеб да соль. Если отец и мать не против брака, то пару крестили иконой, обернутой рушником.
Вернуться к оглавлению 

Приданое

Обозначив дату бракосочетания, невесте начинали готовить приданое. В процессе участвовали мама, бабушка, старшая сестра. Характер приданого зависел от материального благополучия барышни. В него входили наряды, домашняя утварь, меха, текстиль, ковровые изделия.

Девичник и мальчишник

Невеста обязательно собирала всех женщин поселения за три дня до предстоящего торжества. Конечно, это не веселое гуляние, которое проводит нынешняя молодежь. Все происходило совершенно иначе.

На мероприятие присутствовала вытница. В ее обязанности входило заводить страдальческие песнопения, а невеста в это время должна плакать. Ритуал считался своеобразным прощанием с беззаботной юностью и отчим домом. Если барышня не пускала скупую слезу, значит, её ожидал несчастный брак.

Затем девичник перемещался в дом невесты, где происходило застолье. Барышни кушали, пили и опять плакали. Будущая жена одаривала всех двумя поясками.

Затем начиналось время песен. Если родители давали добро, то девичник перемещался в поле в летний период либо дамы отправлялись кататься на санях (зимой). Песни пели хором и очень громко.

В завершении вечера невеста с лучшими подружками шла в баню, где ее мыли и расчесывали косы. Жених в это время проводил в одиночестве, никаких гуляний ему не полагалось. Парень просто шел в баню и мылся. Ночь накануне торжества требовалось провести в молчании.

Свадьба

Второй этап обряда включал в себя сам праздник. Начинался он с восходом солнца. Невеста, находясь в доме жениха, читала разные заговоры от сглаза и порчи.

Выкуп

Парню, чтобы заполучить возлюбленную, требовалось пройти немало препятствий. Процесс сопровождался весельем и шутками. Участие в выкупе принимала вся родня со стороны жениха. Сначала юноше перегораживали въезд в деревню, потом препятствие возникало возле ворот.

Если справиться с заданием не получалось, приходилось откупаться звонкими монетами. Только не подумайте, что родственники девушки пытались до нитки обобрать будущего зятя. Этого требовали свадебные обряды на Руси. Помогать парню мог только друг, выполняющий роль свидетеля.

Само гуляние проводилось с размахом и весельем. При входе в место проведения застолья молодую пару посыпали пшеном и овсом, чтобы обеспечить новой семьей финансовое благополучие.

На свадьбе гуляла вся деревня, посетить торжество мог даже незнакомый человек, который случайно забрел на праздник.
Вернуться к оглавлению 

Обычаи и традиции венчания

На Руси обряд носил название Суд Божий. С рассветом подружки наряжали невесту, делали прическу. В воду для умывания клали столовые приборы из серебра. Затем девушка усаживалась под иконами, а подружки пели ей песни. Когда к приезду жениха все было подготовлено, на голову барышне возлагали венец – символ невинности.

Впереди шла плясица, за ней каравайники и свечники, которые держали в руках массивную свечу. Затем несли обручальные кольца. Приглашенные гости усаживались за столы.

Сваха обращалась к родителям девушки с просьбой крутить ее и чесать. С невесты снимали венец и покрывало. Гребень, окунали в мед и расчесывали волосы, затем их скручивали, поверх надевали кику и вновь накидывали на голову покрывало.

На протяжении всего ритуала между парнем и девушкой стоит свечник, который держит кусок материи. После третьего блюда сваха вновь обращалась к родителям с просьбой о благословении и отвозила молодоженов в храм. Гости вставали, отец и мать невесты держали иконы. Новобрачные кланялись священнослужителю, родители девушки передавали её жениху.

Отец несколько раз щелкал дочь по рукам плетью, приказывая слушаться супруга, и передавал хлыст зятю. После завершения венчания покрывало с головы новобрачной снимали. При выходе из храма пару осыпали семенами льна и конопли.

Свадебный пир

Молодоженам нельзя было есть в процессе гуляний, им предназначалось просто принимать поздравления от гостей. После выноса третьего блюда, пара уходила на первую брачную ночь. Это считалось знаком к началу гуляний, пир разгорался в полную силу. Накрывали специальный стол для гостей девушки. На протяжении ночи новобрачных могли несколько раз поднять с постели и вывести к гуляющим гостям.

С рассветом молодоженов вновь будили, одевали и препровождали к столу, где не утихало веселье. Спустя некоторое время, когда гости захмелеют и им будет не до жениха с невестой, те могли тихонько покинуть тожество и пойти отдохнуть.

На вторые сутки гуляний для пары затапливали баню. На помывку их сопровождали песнями, подметая дорогу веником. В бане сваха тщательно осматривала рубаху девушки, чтобы убедиться в ее невинности. Иногда сорочку выносили на всеобщее обозрение.

На третьи сутки испытания предстояли молодой хозяйки. Ей требовалось продемонстрировать свои умения и навыки. Девушка растапливала печь, подметала пол, готовила еду. При этом гости старались ей помешать справиться со своими обязанностями любыми способами.

Традиционные свадебные песни

Даже при проведении крестьянского торжества молодоженов именовали князем и княгиней. Подобным образом церемония бракосочетания приравнивалась к ритуалу возведения царя на престол. И, конечно, ни одно гуляние не обходилось без традиционных песнопений, которые не стихали на протяжении трех дней.
Вернуться к оглавлению 

Что было принято дарить на свадьбу

Согласно традициям древних славян, молодоженам презентовали:

  • Белоснежные полотенца, оформленные красивой бахромой.
  • Плетку, которая предназначалась для парня. Ее дарили для того, чтобы девушка не забывала, кто в доме хозяин.
  • Разнообразную кухонную утварь и приборы.
  • Изделия из хрусталя и фарфора.
Причем подарки получали не только виновники торжества, но и их родители. Свадьба выглядела в соответствии со статусом жениха. Если он был из состоятельной семьи, то и стол ломился от яств и алкогольных напитков. Бедным парам приходилось довольствоваться скромным праздником.

Почему невеста надевала белое платье

Данный цвет наряда символизировал чистоту и невинность девушки. Если барышня уже была в близких отношениях с парнем она ни имела права надевать белое платье. Это считалось неуважением по отношению к древним традициям.

Букет для невесты собирала свекровь. Он состоял из полевых цветов, которые приходилось искать даже в зимний период. Ведь такова традиция. Свадьба на Руси – это праздник всего села. Жители деревни пели и гуляли на протяжении трех дней. Считалось, что подобным образом проверяется выдержка молодоженов. Если они не могли высидеть трое суток, значит, счастья не видать.

На второй день жених и невеста покидали гостей и уходили на семейное ложе, заранее подготовленное заботливыми родственниками. Его оборудовали на сеновале, в хлеву или в бане. Потом посетить это место мог любой из гостей свадьбы, чтобы посмотреть рубаху невесты и удостовериться в ее невинности.


После возвращения на торжество, с девушки сваха снимала фату и надевала кику. Это головной убор, символизирующий, что девочка превратилась в женщину и теперь является хозяйкой дома.

После свадьбы

После завершения затяжных гуляний у пары начиналась повседневная жизнь. Парень вносил девушку в жилище на руках. Таким образом, он показывал домовому, что теперь здесь хозяйствует его возлюбленная.

Пара до конца дней хранит друг другу верность, поскольку в процессе венчания дают клятву Богу. Это один из важнейших обрядов свадебной церемонии на Руси. На торжестве происходил и первый поцелуй молодоженов. Постепенно в их семью приходила любовь и взаимопонимание.

Если пары не ссорилась, жила счастливо и богато, значит, они соблюли все традиции при проведении свадьбы. Наряд, который невеста надевала на бракосочетание хранится в сундуке. Его достают лишь для того, чтобы передать дочери. Но это не было обязательной традицией, девушка могла сшить и новое платье.

После смерти супруга, вдова не имела права повторно выходить замуж.

Свадебные обряды Древней Руси, которых уже нет

Некоторые славянские традиции, являющиеся неотъемлемой частью ритуала бракосочетания, в наши претерпели существенные изменения или переделаны на иной лад:

  • Сватовство. Это было отправной точкой всего свадебного торжества. Просватанную девушку ограничивали в передвижениях, покинуть стены жилища ей разрешалось лишь в сопровождении подружек. От домашних дел барышня освобождалась.
  • Смотрины. Через три дня после сватовства жених и его родня приезжали «оценить» невесту. Также оценивается ее приданое. В этот момент девушка могла отказаться от бракосочетания и не выйти к гостям.
  • Рукобитие. Закрепление договоренности о проведении свадебной церемонии. После этого отказаться от брака нельзя.
Девичник. Данный обряд не исчез, но серьезно трансформировался. Ранее это были прощальные посиделки с песнями, мытьем в бане. Также в Древней Руси невеста с подружками создавали «красоту» (например, деревце, оформленное разноцветными ленточками). Это было последнее, что связывало барышню с девичеством.
  • Прическа молодухи. После венчания невесте заплетали две косы и покрывали волосы платком. Либо закручивали пучок на затылке и крепили на нем специальный головной убор. С этого момента любоваться волосами девушки имел право лишь муж. Показаться на людях с непокрытой головой считалось позором, сорвать убор – оскорблением.
  • Раскрывание невесты. Прибытие молодоженов в дом парня после венчания. Девушку «вскрывал» свекор или друг мужа. Невесте приподнимали подол с помощью ухвата или палки.
  • Отводины. Посещение новобрачными родителей девушки. Этот обряд имел особую важность для невесты, которая получает возможность ненадолго вернуться в отчий дом.

Заключение

Свадебные обряды Древней Руси до сих пор пользуются спросом у молодого поколения. Например, традиция проводить девичник или снятие фаты. К сожалению, часть ритуалов безвозвратно канула в Лету и осталась только в летописях историков (такие как сватовство). В любом случае к обрядам предков стоит относиться с уважением, ведь они имели огромный мудрость и скопили бесценный жизненный опыт, который воплотили в народные традиции.

Посмотрев видеосюжет, получите полезные знания о свадьбе на Древней Руси.

Вернуться к оглавлению 

7kul.ru

М. Забылин. Свадебные обряды и обычаи на Руси

Какие свадебные обряды существовали на Руси? Что такое снимание сапога; для чего предназначается головной убор новобрачной; как проходила свадьба с трубами; что такое вскрывание молодых; откуда пошел обычай похищать невест и слово «суженый»? Об этом и многом другом читаем в описании русского свадебного обряда этнографом М. Забылиным.

***

Кажется, нет в мире ни одного более торжественного пиршества, которое можно сравнить со свадебным обрядом, началом и совершением брака, началом и венцом любви, о котором молодые головы поэтизируют за несколько лет прежде, избирая в своей фантазии подходящий идеал, пока не находят его. Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на обряд брака. Но как молодые мужчины, так и женщины у нас на Руси (из простонародья), несмотря на всю простоту их незатейливого быта жизни, понимают, что значит вечная связь, даруемая венцом; связь с лицом неузнанным, часто с порочным, законченная венцом, — неразрывно до конца жизни того или другого. Все девушки это понимают ранее супружества, но рассчитывают на брак, как на лотерею, известно, не всегда надежную.

Девушки, как известно, прибегают к гаданиям, часто весьма неблагоразумным; сироты в Радоницу ходят на могилки своих родителей прощаться и просить себе благословения на судьбу свою. Покров и Пятница Прасковья считаются покровительницами невест в простом народе. Невесты, заботясь о своей будущности и о хорошем житье-бытье (худого никто не желает), во время праздника Покрова молятся: «Батюшка Покров, мою голову покрой!» В Красной Руси поют:

Святая Покровонка
Покрой головонку!

Здесь мы высказываем начертание склада желания молодых лиц, ищущих средств достигнуть брака или просто соединиться браком без всяких преднамеренных желаний, но только потому, чтобы не отстать от сверстниц. Молодые девушки и до сих пор конфузятся при счете лет, и та, которая выходит поранее, торжествует, как будто она победу одержала, но это еще не значит благополучие жизни.

И. С. Куликов «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». 1909 год

В разных странах северной России свадебные обряды весьма разнообразны и многочисленны до того, что представляют вообще картины чрезвычайно живые вообще, и к тому же весьма разнообразные по своей характерности. Здесь представляется самая полная этнографическая картина с ее поверьями и обрядами, и что главное, здесь-то и отсвечивается символ и та аллегория обрядов, которые уже потеряны в смысле народном и существуют только по исполнению, как обычай. Эта народная пьеса, ежедневно повторяемая, вообще интересна, так как нигде она не характеризуется лучше всего, как в свадьбах; здесь вы слышите и видите жизнь и веселье, умилительные и трогающие душу черты из народного быта и те религиозные обычаи, с которыми слиты все эти обряды. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

 

Обычай похищать девиц

Этот обычай, по словам Нестора, существовал у русских славян, так, например, у радомичей, вятичей, северян были игры межи селы, то есть между полей, а не между сел: здесь во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. В воспоминание этого дохристианского обычая Древней Руси у нас осталась древняя песня прососеяния, начинающаяся так: «А мы просо сеяли, сеяли»… Древляне уводили к себе девиц, как в древности римляне сабинянок. Самое выражение играть свадьбу напоминает древние игры, чем начиналось приобретение невест.

 

Преследование обычаев духовенством

Во время свадеб в старину всегда присутствовали глумотворцы (шутники), органики, гусельники (гусляры). Обычай этот существует и поныне; не раз Церковь восставала против таких порядков, которые суть прямо следы язычества, и хотела отделить все обычаи пред венчанием и по венчании, но этого было нельзя искоренить, так как самый акт, основанный в своем будущем на любви и согласии, на семейном счастье, вызывал на веселье.

Кроме языческой стихии, оставшейся в свадебных обрядах, сюда же вошли обычаи и от других народов во времена позднейшие.

 

Покупка девиц

Геродот упоминает о древнем обычае енотов, пришедших из Иллирии. Здесь, говорит этот историк, в известное время девушки, достигшие совершеннолетия, сходились в сопровождении своих родителей в одной место, туда же стекались молодые люди и вообще мужчины и покупали девиц. Не отсюда ли и мы заимствовали до сих пор существующий обряд покупать невест или выкупать, причем жених дарит девушек?

 

Греческие и римские обряды

В греческих и римских обрядах бракосочетания мы находим венки, обручальные кольца, покрывала (вроде наших вуали или фаты), соединение рук, свечи, свадебные дары и пр. В самом деле, как это сходно с христианскими обрядами при самом совершении брака. Венера как покровительница браков и союзов любви называлась Suada и Babia (свада и бабиа), представляем читателям разделить с нами мнение, не находят ли они сходства в слове свада с свадьбой, а в слове бабиа — баба. Этого мало: русские обычаи говорят, что и посейчас молодых осыпают хмелем, зерном и даже деньгами; смысл понятен: чтобы молодые жили счастливо, сыто и богато; но откуда возник этот обычай? Опять от греков и римлян, а также от древних пруссов.

Говоря о заимствовании обычаев русскими, мы уже не можем не сказать о том, что русский каравай как символ бракосочетания тоже заимствован у римлян. У римлян, как известно, новобрачные при торжественном бракосочетании должны есть пирог, приготовленный из муки, размешанной на воде посоленной, и меда.

 

Снимание сапога

В русском коренном обычае водилось и посейчас местами водится, что новобрачная должна разувать своего супруга. Этот обычай в древности, вообще говоря, изображал покорность, рабское отношение, даже унижение, потому что кто же снимает другому сапоги, если не человек, вполне подчинившийся. Из истории мы знаем, что этот обычай был даже во времена Владимира и то, что дочь полоцкого князя не захотела его разуть.

В Германии во времена Лютера был тот же обычай, чтобы в первую ночь брака снимала молодая супруга сапог и клала его на небо постели (в изголовье) как знак господства супруга над женою, мужчины над женщиной (порабощенной).

Омарий и Гербенштейн говорят о том, что в их пребывание в Москве даже на княжеских и боярских браках совершался обычай разувания и троекратное ударение плеткою, которую вместе с гостинцем клали в ларчик. Обряд этот продолжался в Литве до Ягеллона и доныне сохраняется в крестьянском быту. 

 

Куничное на свадьбе

В старых свадебных обычаях упоминается, должно быть, тоже какое-нибудь языческое предание. Куница в свадебных обычаях есть памятник норманнских налогов. Если сказать «куна, кона» (kona, kuno), что значит — женщина, это высказывается по истории, сбор новобрачных крестьян и вообще — простолюдинов. Куница, как мы увидим, осталась существенной единицей в наших простонародных песнях свадебного характера. В южнорусских песнях невеста уподобляется иногда черной кунице, а жених — черну соболю.

Мы должны припомнить из истории, что в России до введения монеты металлической предметом денег были преимущественно меха; отсюда возникают слова: куна, полкуны, пол ушка (полушка, медная мелкая монета). Если впоследствии явился металлический чекан, то, разумеется, была воспроизведена и сравнительная оценка и, как должно думать, порицание счета удержалось такое, которое существовало при кожаных деньгах.

Отсюда возникает сравнение молодых людей то с куницей, то с соболем как оценка достоинств, и сейчас у нас существует: «Взглянетрублем подарит».

Было известно не в одной России, но во всей Европе девичье куничное, свадебная куница — выражение, согласовавшееся со значением окупа за невесту, выражение, равняющееся смыслу крепостного права и порабощения женщины[1]. Что существует и посейчас в некоторых губерниях России.

 

Свадебные птицы

Еще в язычестве у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему на постель жареную куропатку, часть которой давал есть своей супруге.

У немцев в средние века давали новобрачным жареную курицу, которая называлась брачною или любовною. Жареную курицу (куря вечерняя) в первый день подносили новобрачным и в России, как то видно из описания старинных свадеб XV столетия. В Москве и по сие время дарят молодых парой живых гусей в ленточках, а даже иногда и лебедей, а в старину на столах княжеских молодым подавали жареных лебедей. Есть поверье в народе, что только и можно есть лебедей новобрачным.

Константин Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке

 

Головной убор новобрачной

Известно что в России новобрачной надевают на голову кокошник, кокуй или кику, расплетают косу надвое с известными при этом песнями. Обычай этот, по-видимому, перенят у татар, как думают Плено Карпин и Брунна; но Грим говорит, что и у немцев было обыкновение у новобрачной не распускать волос, а связывать их на голове и прикрывать чепцом. Тертуллиан говорит, что у язычников было обыкновение женщинам являться покрытыми, у евреев — тот же обычай, у русских фата изображает и до днесь символ стыдливости и скромности. Поэтому можно заключить, что все наши старинные обряды, отчасти исчезнувшие, отчасти существующие и поныне, не имеют полного характера новости или своеобразности, но скорее заимствование путем влияния от других народов.

Мария Молодых. Невеста

 

Баня, меха и солома брачной ночи

К числу народных обычаев, существовавших даже в царских и боярских домах, принадлежали: мытье в бане накануне свадьбы и после ее, также постилка ржаных снопов вместо постели и усаживание молодых на мехе.

Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность, спанье на снопах — прибыток в доме, а на мехах сидение — богатство. Таковые обычаи существуют и поныне.

В. Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани

 

Вскрывание молодых

Со введением некоторых европейских обычаев Петром Первым многие старинные обычаи были воспрещены, и, между прочим, вскрывание молодых запрещено указом. Петр Первый старинную свадьбу с ее причудами обратил в шутку, что видно из свадьбы папы и шута Шанского[2].

 

Предосторожности и приметы свадебные

Свадьбы как обыкновенно чаще всего бывают или о Святках, или близ Семика. Так, по крайней мере, объясняется Красная горка по весне и рождественские праздники (купальские гадания). Нужно заметить, что все свадебные обряды сопровождались, да и посейчас сопровождаются, различного рода предосторожностями от лихого глаза или от лихого человека.

 

Свадебные песни в отношении их значения

Кто не знает, кто не слыхал свадебных песен? Кто не понимает их значения? Все это очень просто до наивности. У римлян девицы пели песни до полуночи у спальни новобрачных. А у русских весь свадебный обряд сопровождается песнопением, как то видно из величаний и песен во время сговора, девичника и т. п.

В характере этих песен вообще высказывается приготовление к обязанностям жены и хозяйки, изображение замужней жизни, иногда выражение тоски девичьей при воспоминании о том, как волей-неволей она должна оставить дом родителей. Вообще так называемые свадебные песни содержат в себе отметки старинных обычаев, а в некоторых припевах упоминаются Ладо, Тур и Лель как славянские боги любви и радостей. В них встречаются синее море, горюч камень, терема и светлицы, скатерти браные, караваи перепечи, сахарные яства, гривны и проч. и тем указывают на свое старинное происхождение.

 

 

Суженый

Происхождение этого слова надобно производить от судьбы, которая посылает невесте жениха. Самое слово «невеста» означает неизвестная, неведомая, указывает уже на тот русский обычай, когда девушку жених мог видеть только после венца в качестве новобрачной, точно так же и невеста своего суженого, так как оба молодые сочетались браком по воле не своей, а родительской. Отсюда понятно, что, называя в старину венчание «Судом Божиим», видели в этом обряде заневедомо сочетание молодых людей навеки, до могилы, возлагая свои надежды на Бога, который Сам в этом случае присуждает им брачный венец.

 

Свадебные причитания, голосование

Есть суеверие, что будто бы невесте необходимо в девичник и перед свадьбой плакать, основываясь на старинной поговорке: «Не плачешь за столом, будешь плакать за столбом». В некоторых местностях и по сие время существуют причитания или голосования, так, например, по словам профессора Снегирева, в Верховожском посаде, Сватаньем, невеста, покрытая фатою, среди подруг-девиц садится на возвышенное место с искусною причитальщицей и начинает причитать, то есть говорить напевным голосом приличное слово или привет отцу и матери, братьям, сестрам и всем родственникам, прощается со своим домом и, если ее выдают на чужбину, то и с подругами.

А.И. Корзухин. Девичник. 1889 г.

 

Свадьба с трубами

На свадьбах русских царей и важных бояр, кроме песен, играли в трубы зурны, как то известно из описания свадеб в XVII веке[3]. Подобные свадьбы так и назывались свадьбы с трубами. Царь Алексей Михайлович во время бракосочетания своего с Натальей Кирилловною велел вместо труб и органов петь своим государевым певчим, дьякам, всем станицам попеременно строчные и демественные большие стихи из праздников и триодей хорошие стихи, со всяким благочинием. Совершением церковного обряда окончились песни и главные обряды свадьбы.

 

Беглые свадьбы. Тайные свадьбы. Самокрутка

Подобные свадьбы вообще совершаются без согласия родителей, так сказать, по тайной любви и соглашению молодых людей, тогда как на это нет и даже не ожидают родительского благословения. Есть несколько предлогов к такому венчанию: любовь между неравными по состоянию или богатству; хитрость жениха воспользоваться приданым невесты, а часто и ее капиталом, долгое безбрачие девушки — скучная жизнь между золовок, преследование мачехи, а часто — прикрыть беременность. Впрочем, бывает и так, что часто родители сами потворствуют беглым свадьбам во избежание расходов.

Во всяком случае, девушка сама принимает участие в побеге и даже, если может, то даже предварительно препроводит через верного человека к жениху свое приданое, а потом уж сама убежит. В доме жениха свадьба эта считается формальною.

После такого венчания молодые отправляются к родителям невесты, кланяются в ноги и просят прощения. В некоторых приволжских губерниях отец ударяет молодых по спине плетью и приказывает встать, затем прощает и благословляет образом и хлебом-солью. Даже если молодая беглянка не взяла ничего из своего приданого, то родители невесты отдают при этом его. Впрочем, есть и характерные отцы, но и те со временем отдают назначенную долю дочери, венчавшейся самокруткой.


[1] Впоследствии кунами или куницами назывались в Литве цепи, в которые заковывались при входе девицы, при церковном входе за нарушение целомудрия
[2] См. с. 127 Рус. прост. празд. и обряды. М., 1839
[3] См. «Опыт повествования о древностях русских» Г. Успенского Ч. 1, 1818

ruvera.ru


Смотрите также