8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Сошествие святого духа икона


космос - Quete du graal — LiveJournal

Эта икона заинтересовала меня после просмотра лекции Гейдара Джемаля на тему «Политическая постантропология» где на 29-й минуте Владимир Карпец задает вопрос докладчику об иконе «Царь-космос».

Собственно «Царь-космос» это не название иконы, а один из персонажей иконографической схемы «Сошествия Святого Духа на апостолов». Очень показательный образец иконы с увеличенными отдельными фрагментами можно посмотреть на сайте Иконография восточно-христианского искусства.

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов, XV век. Место хранения: Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Поступила в музей в 1929 году. Реставрация: Реставрирована в 1930-е годы И.Я. Челноковым (пробная расчистка) и в 1964-1967 годах в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских А.Н. Овчинниковым (полное раскрытие). Материал: Дерево, темпера. Персоналии: Богородица, апостолы, царь-космос.

Сюжет Сошествие Святого Духа на апостолов разрабатывается в христианском искусстве с VI века. Согласно «Деяниям апостолов» (I, 5-8; II, 1 - 13), сошествие Святого Духа произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда все апостолы собрались в Сионской горнице. Внезапно раздался шум с неба, который, подобно сильному ветру, наполнил весь дом, и явились языки пламени, разделившиеся и остановившиеся ("почившие") по одному над головой каждого из присутствовавших в горнице. Апостолы обрели способность говорить на разных языках и наречиях, чтобы проповедовать Евангелие во всем мире.

С XIV-XV веков на Руси известны иконы Пятидесятницы, на которых присутствует изображение старца в короне и в царских одеждах, стоящего в темной арке.

На иконах и фресках более раннего периода подобный персонаж неизвестен, хотя возможно, что они просто до нас не дошли. На одном из самых древних изображений из Евангелия Рабулы в центре композиции изображена Богоматерь, по сторонам от нее 12 апостолов в два ряда. Местонахождение их показано условно – полусфера над ними означает, что они находятся под сводами триклиния Сионской горницы.

Сошествие Святого Духа 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия Кодекс Рабулы [cod. Plut. I, 56], л. 14 об., миниатюра.

В XI-XII веках в византийском искусстве сформировалась иконография этого сюжета с апостолами, восседающими полукругом. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное. Относительно того, что означает этот элемент, достоверной информации найти не удалось. Википедия без ссылки на источник сообщает, что это пустая гробница Иисуса, по другой версии – это мир, находящийся во тьме, еще не просвещенный проповедью Евангелия.

Сошествие Святого Духа. Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru

Сошествие Святого Духа; Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru.

На русских иконах XIV-XV вв в арке появляется бородатая фигура в царских одеяниях с убрусом и двенадцатью свитками на нем. Самое раннее подобное изображение на иконостасе Софийского собора в Новгороде (1341?), в XV веке такие иконы получают на Руси всеобщее распространение.

Иконостас Софийского собора в Новгороде

Икона пятидесятницы Благовещенского собора московского кремля. Начало XV в.

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1425–1427 гг.

Трактовки этой фигуры разнообразны: пророк Иоиль, царь Давид, Христос, пребывающий со своими учениками до скончания века. Подробнее эти трактовки рассмотрены здесь, и все они кажутся несостоятельными, так как во многих случаях фигура подписана как κόσμος. Отсюда и наименование образа Царь-Космос. Предполагается, что это аллегорическое изображение, заменившее толпы народа. Однако есть иконы, где эти фигура совмещена с толпами как на грузинском памятнике XVI века:

Пятидесятница. Фрагмент створки складня; Грузия; XVI в.; местонахождение: Тбилиси. Музей изобразительных искусств им. Шалва Амиранашвили. Здесь фигура в царских одеяниях совмещена с изображениями толп, призываемых народов, которых она, якобы, заменила.

Иногда этот образ встречается и на греческих иконах:

Сошествие Святого Духа на апостолов. Греция, между 1840-1870.

О том, что этот персонаж не привнесен в сюжет исключительно русскими иконописцами, свидетельствует Ерминия, или, Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1755 год. Из нее, кстати, мы узнаем, что темная арка представляет собой пещеру:

В храмине двенадцать апостолов сидят полукругом. Под ними видна небольшая пещера, и в ней маститый старец в венце держит пред собою на обеих руках развернутое полотенце, на котором лежат двенадцать свитых хартий. Над ним начертана надпись: мир. На верху храмины виден Св. Дух в виде голубя. Вокруг Его блистает великий свет и из него исходят двенадцать огненных языков и спускаются на каждого апостола.

Широко цитируется трактовка этого образа Е.Н Трубецким в работе «Умозрение в красках».

…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот.

Впрочем, это лишь частное мнение светского философа, а не церковного авторитета.

Еще одна оригинальная икона, где наш персонаж отделен от сидящих апостолов решеткой, находясь как бы в клетке.

Сошествие Святого Духа с евангельскими событиями Москва. 1560-1670-е гг.

Совершенно однозначно можно сказать, что Царь-космос это ни в коем случае не Логос, тем более, что в отличие от апостолов и Богородицы, он изображен без нимба и пребывает во тьме.

Лично у меня данный сюжет вызывает массу ассоциаций: это и платоновская пещера, и «коморку Творца» Маркиона, и косморкаторы апостола Павла, и получающий наставление великий архонт у Василида, который «узнал, что не является богом этого мира, но сам рожден, и что над ним хранится сокровище невыразимого и неименуемого несущего и сыновство».

Складывается впечатления, что Истина, пришедшая в мир в символах и образах, воспроизводит саму себя, независимо от желания людей, создающих их.

Последний пример уже из нового времени – фрески Кирилловской церкви в Киеве, авторства Михаила Врубеля. Чем не валентинианская Огдоада с пребывающей в ней Софией, отделенная Пределом от Гебдомады, где пребывает космический Демиург?

Сошествие Святого Духа на апостолов. Кирилловская церковь, Киев. М. Врубель.

skifos.livejournal.com

Сошествие Святого Духа значение и фото


Сошествие Святого Духа.

В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX–XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с Апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос».

В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Но этот памятник относится к новейшей иконографии, когда вошло в силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их истолкование вошли субъективные понятия. Кроме того, эта западная гравюра была издана на турецком языке, сохранение старины в таком издании не было важным делом, поэтому гравюра и не может заслуживать доверия. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснованна.

Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании Апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании Апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. «Надлежало, — говорил он, — исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде... В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст... достоинство его да приимет другой» (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи Апостола Петра, так и о избрании Апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, показывает, говорит он, что Давид — не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании Апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исайя предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа, и, повторяя эти пророчества, Церковь поет в праздник Вознесения: «... Кто есть Сей?... Сей есть державный и Сильный, сей есть Сильный в брани... И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит еже есть (т.е. из) плоти... и послал еси нам Духа Святаго» (стихира на стих., 2-я). И еще: «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне... (Пс. 46, 6), еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя» (стихира на стих.). С этими выводами профессора Усова согласиться трудно. Связь между избранием Апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно.

Притом пророчество Давида, которому автор отводит столь видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве. Из памятников древности известно, что пророчественный элемент вводится в иконографию лишь в тех случаях, когда между ним и его исполнением есть прямая связь, да и в этих случаях большей частью пророчество опускается. Кроме этого, в Евангелии Раввулы есть миниатюра избрания Апостола Матфия, и в нее художник не ввел пророка Давида, хотя повод к тому был прямой.

Другим же звеном, связующим личность царя Давида с сошествием Святого Духа, по мнению профессора Усова, есть Вознесение. Но хотя в песнопениях на Вознесение Господне Церковь и упоминает об обещании Христа вознесшегося послать Духа Утешителя, тем не менее совершенно ясно, что пророчество Давида относится только к Вознесению, а не к сошествию Святого Духа.

Есть еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница». Некто говорит: «Царь — Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя — равенство Сына Отцу; темное место — неведение о Его местопребывании; червленая риза — искупление людей Пречистой Кровью; венец — соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус — чистота; свитки — апостолы».

Но и это замысловатое толкование так же, как и вышеприведенное, имеет искусственный характер.

Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Несомненно, что фигура царя позднейшего происхождения и появилась на месте древней толпы народов, как бы ее заменяя. С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Переводя на образный язык искусства это обстоятельство, византийские художники вносили в толпу народа и фигуры царей, хотя их действительное присутствие при этом чудесном событии было одной догадкой. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. Архитектурные формы триклиния, где произошло сошествие Святого Духа, не имели особого значения для художников, внимание которых было поглощено верхней частью композиции, низ был стилизован в форме полуэллипсиса. Это узкое пространство не позволяло вдаваться в подробности, и толпа народа также подверглась стилизации: сперва вместо нее остались два-три лица, наконец, одно — царь как представитель народа, заменявший собой целое царство и весь народ.

Этот прием обычен для византийской иконографии. В ней часто узкая часть круга вверху указывает на целое небо; одно-два дерева означают сад, фронтон — палаты, два-три Ангела — все Небесное воинство Ангелов. Художник сообщил этой одинокой фигуре царя спокойную, монументальную позу, а так как она заменяла собой целый мир, он для ясности сделал над ней надпись «Космос» (или «Весь мир»).

Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

В одной гравюре, близко стоящей к западному источнику (VII в.), в темной пещере, как на древних памятниках, написаны низверженный престол и толпа евреев в повязках на головах. Это явно говорит о том, что господство Ветхого Завета окончилось, подзаконная Церковь пала; настала новая эпоха — владычество Церкви Христовой, облеченной силой свыше.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Святой евангелист Лука, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1, 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Поэтому вполне возможно, что Матерь Божия присутствовала при этом событии, о чем говорит и одно из древних преданий. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой.

Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Почему на ней изображен Апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — святому Апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

Изображение Святого Духа в виде голубя обычно в эту композицию не вводилось, так как прямых указаний на это в книге Деяний нет. Проявлением Святого Духа в День Пятидесятницы были языки пламени. Однако в западной средневековой живописи было положено начало изображению на этой иконе Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного Подлинника.

В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния, стали писать палаты. Центральное место на троне дано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить и Апостола Павла. Вместо стилизованного неба, появились облака и лучи с пламенем.

Иногда, вместо темной арки, в центре пишется тропарь праздника.

Монахиня Иулиания (Соколова М.Н.).

xn--80ancrr3a.xn--p1ai

Икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" и её религиозное значение

Есть праздник, пришедший к нам из первых годов христианства. Он носит название День Святой Троицы. Иногда его называют Пятидесятницей. Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» представляет событие, в память которого он был установлен.

Исполнение пророчеств

Икона "Сошествие Святого Духа" зрительно передаёт нам исполнение как ветхозаветных, так и новозаветных пророчеств о явлении Святого Духа и его очистительном крещении. Этот великий момент, когда на ближайших учеников и последователей Иисуса снизошла обещанная им благодать Божья, описан во 2-й главе книги "Деяния апостолов".

В ней говорится о том, как апостолы, выполняя повеление Христово, данное им на Елеонской горе, не покидали Иерусалим, а ежедневно собирались в Сионской горнице, ожидая обетованного им утешителя ― Духа Святого. С ними вместе пребывала и Пресвятая Дева Мария. В книге описывается, как на десятый день ожидания, утром, все неожиданно услышали шум, наполнивший горницу. Он походил на звуки ветра, несущегося в бешеных порывах.

Чудо, ниспосланное апостолам

Далее произошло то, что икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» являет нам во всех подробностях. Неожиданно взорам собравшихся предстали языки пламени, которые, проплыв над ними, почили на каждом из учеников Христовых. Отныне каждый, исполнившись Духа Святого, обрёл благодать Божью. Этот дар наделил апостолов многими качествами, которые ранее были им не присущи. Он отверз их умы, прежде ограниченные рамками земного, тварного мира, для постижения Божественных истин.

Но не только способность в полной мере понимать слово Божие стяжали в этот миг апостолы. Святой Дух наделил их и всеми необходимыми душевными и физическими качествами для проповеди этого слова среди людей. Им предстояло обратить к свету истины многие народы, и для общения с ними апостолы получили способность проповедовать на чуждых им языках, что привело в смятение свидетелей, оказавшихся поблизости.

Заключение Нового Завета

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» изображает тот великий миг, который явился рождением Вселенской Церкви Христовой. То, что произошло в Сионской горнице, ознаменовало собой заключение Нового Завета, пришедшего на смену Ветхому, чьи законы были высечены на каменных скрижалях, полученных Моисеем на горе Синай. В связи с этим становится понятна символика, заложенная в пятидесяти днях, прошедших от воскресения Христова до события, в память которого написана икона «Сошествие Святого Духа».

Как Синайский закон был получен евреями на пятидесятый день по выходу их из Египта, где они пребывали в состоянии духовной смерти, так и новый, Сионский, закон Христос даровал людям на пятидесятый день по исшествии своём из гроба, где им была попрана смерть, властвовавшая над миром со времён первого грехопадения. По этой причине именно Пятидесятницей часто называют сошествие Святого Духа на апостолов. Икона, изображающая это событие, также порой именуется этим названием.

Сведения о ранних иконах данного типа

Как было сказано выше, праздник, установленный в память этого дня, отмечался ещё на заре христианства. Когда же свет истинной веры воссиял на Руси, то вместе с ним унаследовали наши предки и традицию празднования особых дней, отмеченных в церковном календаре. Эти праздники нашли широкое отражение в иконописи. Известно, что икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» появилась очень рано, но в течение веков её иконографический тип претерпел значительные изменения.

Можно проследить этот процесс, используя дошедшие до нас изображения или свидетельствующие о них исторические документы тех лет. Что же представляла собой самая ранняя, известная ныне икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»? Описание её говорит о том, что по своему типу она была близка иконе «Вознесение Господне». Это объясняется очень просто: в давние времена оба этих праздника были объединены в один.

Изменения, внесённые византийскими мастерами

Однако со временем византийские мастера внесли в её написание изменения, ставшие впоследствии той композиционной схемой, которой придерживались во все последующие века. Так, например, в более поздних канонических изображениях часто отсутствует фигура Богородицы. Объясняется это тем, что ей принадлежит совершенно иная, важная роль ― телесное рождение Спасителя, тогда как внимание зрителей должно быть сконцентрировано на Святом Духе и его вмешательстве в домостроительство.

По той же причине византийские мастера отказались и от фигуры Христа. В целом же в поисках оптимального композиционного решения они обратились к широко распространённой в изображениях Древней Греции и Рима схеме ― учитель и ученики. Она представляла собой фигуру учителя и учеников, сидящих полукругом и внемлющих ему.

Окончательный вариант иконы

На этой основе и был написан ими образ «Сошествие Святого Духа на апостолов». Икона представляла сидящих овалом апостолов, над головами которых обозначены языки огня. Центральное же место учителя оставалось на иконах свободным, так как на нём подразумевалось присутствие Святого Духа. Среди особенностей образа надо отметить наличие в его композиции фигур апостолов Петра и Павла, которые, согласно тексту Писания, в этот момент в Сионской горнице не присутствовали, но в силу своих заслуг стали изображаться вместе с остальными учениками Христа.

В заключение нужно упомянуть о фигуре старца в короне, изображаемой в нижней части иконы. Она символизирует народы, получившие от Святого Духа свет богопознания. Описанная здесь композиция может считаться наиболее распространённой, тогда как нередко приходится видеть и иные её варианты. Одним из них является китайская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото ее представлено в статье.

В течение многих веков эта икона была неотъемлемой частью храмов и в России, и на Западе. Сюжет, заложенный в её основу, давал вдохновение многим поколениям иконописцев и художников, представителей самых различных направлений живописи. В этом нет ничего удивительного, так как данная тема, исполненная гуманизма, всегда была и будет близка людям независимо от того, в какую историческую эпоху они родились.

fb.ru

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Новгород)

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое празднуется в Пятидесятницу (двунадесятый праздник),  рассказано во 2-й главе книги Деяний апостольских (Деян. 2: 1-13). Произошло это в Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы. Во время Своей земной жизни Спаситель Наш Иисус Христос много раз предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь проповеди, истины  и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Сошествие Святого Духа это исполнением ветхозаветных (Иоиль. 2: 28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», Мф. 3: 11; Мк. 1: 8; Лк. 3: 16) и означает начало действий Святого Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется этот праздник с IV века.

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)

Иконография праздника представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Святой Дух в виде языков пламени, под ними в пещере — мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы. В центре композиции – апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков) присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолом все же Церковь считает Павла. Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов – символы их церковного учительства. Внутри нимбов или выше часто вписаны язычки пламени: апостолы удостоены просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию. С XVII – XVIII веков в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее, пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Самое раннее сохранившееся изображение Сошествия Святого Духа относится к VI веку: миниатюра рукописного Евангелия, созданного в 586 году сирийским монахом Рабулой.

икона «Троица» (Андрея Рублева)

В Русской Православной Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей.

В связи с этим протоиерей Николай Озолин утверждает: «Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть… Почитание Духа Утешителя, Надежды Божественной как духовного начала женственности сплетается с циклом представлений Софийных и переносится на последующий за Троицею день – день Духа Святого… Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого собора как чествование “Троицы” Андрея Рублева». Весьма вероятно, что первоначально Троицын день соотносился в православном праздновании Пятидесятницы со вторым днем праздника, именующимся днем Святого Духа, и понимался как Собор (Синаксис) Сошествия Святого Духа. И «так называемая “Ветхозаветная Троица” становится праздничной иконой этого “понедельника Святой Троицы” на Руси среди учеников преподобного Сергия»

То, что в Русской Православной Церкви произошло известное смещение этологического акцента и даже именования праздника, получило интересное отражение в иконографии. Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Сравним также следующий факт: чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна.

 

icon.cerkov.ru

иконы, мозаики и фрески / Фотогалереи сайта Православие.Ru

Самые ранние изображения сошествия Святого Духа на апостолов встречаются в лицевых Евангелиях VI века (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционная иконография изображает Сионскую горницу, в которой собраны 12 апостолов и Божия Матерь, ожидающие исполнения обетования Господа Иисуса Христа о ниспослании Утешителя.

  • Пятидесятница. Современная греческая фреска

  • Пятидесятница. Печская патриархия, Сербия. XIV век

  • Пятидесятница. Мозаичный свод. Осиос Лукас, Греция. XII век

  • Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Осиос Лукас, Греция. XII век

  • Пятидесятница. Евангелие Раввулы. fol. 14b

  • Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV век

  • Пятидесятница. Эмаль. Николай Вердунский. 1181 год

  • Пятидесятница. Византийская икона

  • Пятидесятница. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI век

  • Пятидесятница. Византийский музей в Афинах XV

  • Пятидесятница. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XIV век

  • Пятидесятница. Византийская миниатюра

  • Пятидесятница. Кипрская икона

  • Пятидесятница. Мозаичный свод. Собор св. Марка, Венеция

  • Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Собор св. Марка, Венеция

  • Пятидесятница. Фрагмент 4-х частной византийской иконы

  • Пятидесятница. Армянская книжная миниатюра XIII век

  • Пятидесятница. Монастырь св. Павла, Афон. XVIII век

  • Пятидесятница. Фрагмент иконы. Монастырь Ватопед, Афон. XXI век

  • Пятидесятница, сер. XII в, Синай

pravoslavie.ru

Икона Троицы

Японская икона "Сошествие Святого Духа на апостолов"

Икона Троицы или Пятидесятницы имеет сложную иконографию. Сегодня все, почитающие Дух Святой, отмечают день Пятидесятницы или Троицы, в который исполнилось обещание Иисуса  послать апостолам в скором времени Утешителя, Духа Истины.

Он их всему научит и о всем напомнит. Это событие отмечается как день рождения кафолической, вселенской церкви. Праздник Троицы ассоциируется с поминанием предков, зеленью, самой длинной и самой красивой службой года.

После Троицы, на следующий день, отмечается День Духа Святого. Но так сложилось, что он меньше почитаем, чем воскресная Троица, хотя Пятидесятница – это день Святого Духа.

У католиков в этом смысле существет четкое разделение: два праздника разнесены календарно и отмечаются раздельно. Одно воскресение - Пятидесятница, как у Нас, второе - Троица.

У праздника таким образом есть две иконы. Одна – Троица, богословская идея которой наиболее прозрачно выражена в иконе Андрея Рублева, другая – Пятидесятницы или Сошествие Духа Святого на апостолов.

Икона "Сошествие Святого Духа на апостолов"

Эта икона находится в праздничном ряду иконостаса, в то время как икона Троицы находится на самом верху, венчая иконостас. Т.е. они даже разнесены по разным местам в иконостасе. О двух замечательных иконах мы и расскажем, сначала об иконе Пятидесятницы, потом о Троице.

Икона Пятидесятницы имеет очень интересную историю, поскольку ее иконография складывалась непросто, а окончательная схема праздника так и не установилась. На одних иконах изображается Богородица, на других остается пустое пространство, на одних иконах Дух Святой изображается в виде голубя, на других – в виде языков пламени, на третьих символы Духа Святого объединены в единый образ.

Греческая икона "Сошествие Святого Духа на апостолов"

Дело в том, что в начале христианской эры праздник Вознесения и Пятидесятницы не были разнесены по времени, как сейчас, так же, как не были разъединены праздники Рождества Христова и Крещения Господнего.

Поэтому на первых образах два события – Вознесения и Пятидесятницы - были едины: Иисус Христос Возносится на небо и оттуда длань Божия посылает языки пламени на апостолов.
Когда возникла необходимость разделить два образа, т.к. праздники стали отмечаться по-отдельности, то был найден самый простой способ – за основу взять одну и ту же схему – Богородица в центре стоящих группой апостолов, а сверху на них нисходят огненные языки.

Но богословски это было неточно, потому что Вознесение заканчивает период Христова домостроительства, а Пятидесятница открывает новый  этап – создание церкви и начало домостроительства Духа Святого.

Выход был найден. За основу праздника Пятидесятницы был взят античный образ групповых портретов философов и мудрецов, сидящих полукругом. Сначала эта схема получила распространение в образе праздника Преполовения, где Иисус восседает в центре апостолов, потом эта же схема была взята для иконы праздника Собора Святых Отец, который отмечался в прошлое - седьмое воскресение по Пасхе, а потом и для праздника Пятидесятницы.

Икона "Преполовение". или "Иисус Христос среди учеников"

На иконе, которая считается канонической, мы видим апостолов, восседающих на дугообразной скамье по шесть человек слева и справа. В центре, между апостолами Петром (слева) и Павлом (справа), оставлено место – для Вознесшегося, но оставшегося главой Церкви,  Иисуса Христа. Эту икону иногда даже называют второй Тайной Вечерей.

Внизу две полудуги образуют арку, в которой виден античный образ Космоса, что характерно для многих икон, например иконы Крещения, где Иордан изображен в виде седовласового старца, а море – в виде убегающей женщины.

Космос стоит на темном фоне со священным платом, на котором лежат 12 свитков. Они символизируют проповеди апостолов, которым предстоит, после принятия Святого Духа, по слову Господа, отправиться учить все народы, сидящие во тьме и сени смертной. Тьму олицетворяет фон, на которым мы видим Космос.

Каноническая русская икона "Сошествие Святого Духа на апостолов"

Сверху на апостолов нисходят лучи света с огненными языками пламени. На иконе все апостолы имеют нимб, в отличие от иконы Вознесения, на которой нимб был только у Богородицы, первой получившей Духа Святого.

Разногласия в иконах касаются двух вопросов: следует ли изображать в центре Богородицу? А второй – запрет Стоглавого Собора XVI века изображать Святого Духа голубем: в книге Деяний Дух Святой был в образе огненных языков, а не голубя. В виде голубя Он явился только на Крещение.

На Руси до XVII века было принято не изображать Богородицу среди апостолов, но постепенно, по мере обмирщения и все большей оглядки на запад, за основу брались католические образы Пятидесятницы, на которых Богородица изображалась всегда, начиная с X века. Учитывая культ Девы Марии, для запада это было естественным.

Эль Греко. Сошествие Святого Духа на апостолов

Но для России это было чужеродно, тем более, что в Деяниях апостольских, где рассказывается об этом событии, о Богородице в прямую не упоминается. Как впрочем, не упоминается и об апостоле Павле, который здесь тоже изображен. Его не могло быть среди апостолов, потому что он еще не был обращен из Савла в Павла и находился в стане гонителей христиан.

Здесь уже вступает в силу Предание, а не Священное писание. Согласно Преданию, Богородица присутствовала в момент нисхождения Духа Святого вместе с апостолами, но если Богородица уже получила Духа Святого раньше, то второй раз получать Его вроде бы уже и не надо.

Другими словами, существует несколько образов Пятидесятницы, которые в православии принимаются с равной каноничностью: без Богородицы и с Богородицей, с голубем или без голубя.

Коптская икона "Сошествие Святого Духа на апостолов"

Но мне нравятся не только русские иконы, но и те, что несут на себе очень ярко следы этнографической особенностей восприятия праздника.

В самом начале текста размещена японская икона Пятидесятницы, очень лаконичная, без излишних деталей, но узнаваемая с первого взгляда. Она мне очень нравится, потому что чем-то похожа на картины Малевича.

Чуть выше по тексту- коптская икона – тоже понятная, но имеющая свою особенность: здесь мы видим в центре Богородицу, которая заняла место Иисуса.

Китайская икона "Сошествие Святого Духа на апостолов"

А вот икона китайская со своей национальной спецификой и тоже с Богородицей в центре.  И все иконы очень интересные, все необычные, со своим богословским смыслом и своей образной картиной. Есть иконы эфиопские, армянские, греческие.

В России в основном сохраняется верность ранней традиции написания иконы Троицы, которая очень точно и прозрачно  отражает суть Пятидесятницы.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

иконы, мозаики и фрески / Фотогалереи сайта Православие.Ru

Самые ранние изображения сошествия Святого Духа на апостолов встречаются в лицевых Евангелиях VI века (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционная иконография изображает Сионскую горницу, в которой собраны 12 апостолов и Божия Матерь, ожидающие исполнения обетования Господа Иисуса Христа о ниспослании Утешителя.

  • Пятидесятница. Современная греческая фреска

  • Пятидесятница. Печская патриархия, Сербия. XIV век

  • Пятидесятница. Мозаичный свод. Осиос Лукас, Греция. XII век

  • Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Осиос Лукас, Греция. XII век

  • Пятидесятница. Евангелие Раввулы. fol. 14b

  • Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV век

  • Пятидесятница. Эмаль. Николай Вердунский. 1181 год

  • Пятидесятница. Византийская икона

  • Пятидесятница. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI век

  • Пятидесятница. Византийский музей в Афинах XV

  • Пятидесятница. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XIV век

  • Пятидесятница. Византийская миниатюра

  • Пятидесятница. Кипрская икона

  • Пятидесятница. Мозаичный свод. Собор св. Марка, Венеция

  • Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Собор св. Марка, Венеция

  • Пятидесятница. Фрагмент 4-х частной византийской иконы

  • Пятидесятница. Армянская книжная миниатюра XIII век

  • Пятидесятница. Монастырь св. Павла, Афон. XVIII век

  • Пятидесятница. Фрагмент иконы. Монастырь Ватопед, Афон. XXI век

  • Пятидесятница, сер. XII в, Синай

pravoslavie.ru

иконы, мозаики и фрески / Фотогалереи сайта Православие.Ru

2013-06-23
13:34

Раиса:
Благодарю премного за такие реликвии Веры нашей, которые не так часто можно увидеть, особенно тем, кто вольно или невольно не может бывать в храмах и вообще не знаком с иконописью. Это для меня сегодня - в такой Праздничный деньСвятой Великой Троицы - огромный подарок благодати для души. СПАСИБО ВСЕМ!!!Да благословит БОЖЕ всех организаторов для просвещения душ наших.

2012-06-22
23:51

Наталья:
Спасибо, Марина, за чёткое и понятное объяснение. Мне тоже сложно было разобраться во всех деталях этой иконы, я могла только догадываться.
А авторам сайта спасибо за прекрасные фотографии. Храни всех Господь.

2012-06-10
21:57

СЕРГЕЙ:
В ПСКОВЕ ЕСТЬ ХРАМ "ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ", НА ФАСАДЕ КОТОРОГО МОЛКОМОДУЛЬНАЯ МОЗАИЧНАЯ ИКОНА.

2012-06-05
02:37

Борис:
Об иконографии Пятидесятницы http://www.taday.ru/text/1101264.html

2012-06-04
19:55

Григорьева Марина:
В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».
Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков.
Царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

2012-06-03
18:59

Ольга:
Объясните пожалуйста, а кто изображен на всех этих иконах внизу в центре, с омофором и 12 свечами, как-бы "в домике"? Почему чаще всего один человек, а иногда два? Может это Адам в аду? Хотя вроде он уже был во время Пасхи изведен оттуда. Объясните, пожалуйста. Заранее благодарю вас и поздравляю с Днём Святой Троицы!

2012-06-03
11:34

Татьяна:
Какая красота !!!!

2012-06-03
09:04

Людмила:
Спасибо за праздник не только глаз, но в большей мере души. Где еще увидишь такую красоту?

pravoslavie.ru

Сошествие Святого Духа Икона новгородской школы конца XV в.. Смысл икон

Сошествие Святого Духа

Икона новгородской школы конца XV в.

Вознесением «оканчиваются дела Христовы телесные, или, лучше сказать, дела, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле <…> а начинаются дела Духа»[376], – говорит свт. Григорий Богослов. Эти дела Духа начинаются сошествием обещанного от Отца (Деян. 1:4) Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. После поклонения Святой Троице в первый день праздника (воскресенье), на следующий день Церковь воздает особое почитание Святому Духу, видимым образом сошедшему на учеников Христовых.

Хотя Деяния апостольские (2:1-13) говорят, что Сошествие Святого Духа сопровождалось шумом и всеобщим смятением, на иконе мы видим как раз обратное: стройный порядок и строгую композицию. В отличие от Вознесения, где апостолы жестикулируют, здесь позы их выражают иератическое спокойствие, движения торжественны. Они восседают некоторые – слегка повернувшись один к другому, как бы переговариваясь.

Чтобы понять противоречие между текстом Деяний и композицией иконы, следует помнить, что икона обращается к верующим и потому указывает не на то, что видели в этом событии внешние, непосвященные люди и что дало им повод утверждать, будто апостолы вином исполнены суть (Деян. 2:13), а на, что открыто людям, причастным этому событию, членам Церкви, – внутренний смысл происходящего. Пятидесятница есть огненное крещение Церкви. Будучи завершением откровения о Святой Троице, она является завершительным моментом образования Церкви, открывающим ее жизнь в полноте ее благодатных дарований и установлений. Если икона Святой Троицы дает указание на тайну Божественного бытия, то икона Сошествия Святого Духа раскрывает промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира. В Пятидесятницу «не действием уже, как прежде (в пророках и учениках Христовых до Сошествия Святого Духа. – Л. У.), но существенно присутствует <…> сопребывает и сожительствует Дух»[377].

Сошествие Св. Духа на апостолов. Новгород. Конец XV в. La Vieille Russie. Нью-Йорк

Служба праздника противополагает смешение языков в столпотворении вавилонском и их единение в день Сошествия Святого Духа: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа»[378]. Ибо нужно было, говорят отцы Церкви[379], чтобы народы, утерявшие единство языка и рассеянные при строении земной башни, снова обрели это единство и собрались при духовном строении Церкви, огнем любви сплавляемые в ее единое святое тело. «Таким образом образуется по подобию Троицы, нераздельной и неслиянной, новое существо – Св. Церковь, единая по естеству, но множественная по лицам, имея Главою Иисуса Христа, а членами – ангелов, пророков, апостолов, мучеников и всех в вере покаявшихся»[380]. Это единение по образу Святой Троицы, этот четкий и ясный внутренний строй Церкви, ее единое тело, исполненное благодати Святого Духа, и показывает нам икона Пятидесятницы. Двенадцать апостолов, включенные в одну определенную форму, дугу, прекрасно выражают здесь единство тела Церкви при множественности ее членов. Все подчинено здесь строгому и величавому ритму, который подчеркивается еще тем, что апостолы представлены в обратной перспективе; фигуры их увеличиваются по мере удаления от переднего плана. Их расположение завершается свободным, никем не занятым местом. Это место Божества, указывающее на невидимое присутствие невидимого Главы Церкви – Христа. Поэтому некоторые древние изображения Пятидесятницы завершаются этимасией (?????????), уготованным престолом, символом невидимого присутствия Бога. В руках одних (евангелистов) книги, у других свитки как знак полученного ими дара учительства. Из сегмента круга, выходящего за пределы доски и символизирующего небо, на них нисходит двенадцать лучей или огненных языков в знак крещения Духом Святым и огнем по пророчеству Иоанна Предтечи (см.: Мф. 3:11) и их освящения. Иногда маленькие огненные языки помещаются и на венчиках, непосредственно над головами апостолов. Этим указывается на то, что Дух Святой снисшел в виде языков, седших на главы апостолов в знак освящения главного и владычествующего члена тела и самого ума и «в означение царского достоинства почивания во святых»[381].

Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика. Церковь Осиос Лукас. Фокида. XI в.

Внутреннее единство, выраженное в подчинении фигур апостолов единой форме и общему ритму, отнюдь не налагает на них печати однообразия. Здесь нет ни одного движения, которое повторялось бы в двух фигурах. Это отсутствие однообразия также соответствует внутреннему смыслу происходящего. Дух Святый «является в виде разделенных языков по причине разных дарований», – говорит свт. Григорий Богослов[382]. Поэтому Он сошел на каждого члена Церкви в отдельности, и хотя Дух один и тот же <…> дары Его различны <…> и служения различны <…>. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания <…> иному дары исцелений и т. д. (1 Кор. 12:4—13).

Предание говорит, что во исполнение пророчества (Иоил. 2:28–29) Дух Святый сошел не только на двенадцать избранных апостолов, но и на бывших с ними единодушно вкупе (Деян. 2:1), т. е. на всю Церковь. Поэтому на нашей иконе изображены апостолы, и не принадлежащие к двенадцати: апостол Павел (сидящий с апостолом Петром во главе апостольского круга), и из числа семидесяти евангелист Лука (третий сверху на левой стороне), и евангелист Марк (третий сверху на правой стороне).

В древних манускриптах внизу композиции изображается толпа народа, упоминаемая в Деяниях апостольских. Однако уже очень рано она была заменена одной символической фигурой царя, олицетворяющей собой народ или народы, с надписью «??????». Объяснение этой фигуры находится в сборниках XVII в.: «…чесо ради пишется у сшествия Св. Духа человек седяй в темном месте, старостию одержим, а на нем риза червлена, и на главе его венец царский, и в руках своих имея убрус бел, и в нем написано 12 свитков? <… > человек седяше в темном месте, понеже весь мир в неверии прежде бяше, а иже старостию одержим, понеже состареся Адамовым преступлением, а еже риза червлена на нем, то приношение кровных жертв бесовских, а еже на главе венец царский, понеже царствоваше в мире грех, а еже в руках своих имеяше убрус, а в нем 12 свитков, – сиречь 12 апостолов учением своим весь мир просветиша»[383].

Сошествие Св. Духа на апостолов. Фрагмент мозаики собора Рождества Богородицы. Монреале. Конец XII в.

Воспроизведенная здесь икона принадлежит к величайшей эпохе русской иконописи и представляет собой один из лучших образцов иконы Пятидесятницы[384], наиболее совершенно выражающий экклезиологический смысл праздника, связанный с центральным догматом христианства о Триедином Боге. С этим догматом коренным образом связана жизнь Церкви, ибо триединство, т. е. единство природы и множественность лиц, есть тот принцип, по которому живет и строит Царствие Божие на земле Церковь. Как каноническая структура ее, так и принцип всякого христианского строительства (церковная община, монастырь и т. д.) есть отражение Божественной триединой жизни в земном плане. Поэтому и обе иконы, выносимые для поклонения в праздник Пятидесятницы, по существу своему являют образ внутренней жизни Церкви.

Преображение Господне. Новгородская школа. Конец XV в. Аукционный дом Кристис. Нью-Йорк

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Святой дух в православии - молитва святому духу на исполнение желания

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали сверхъестественные способности.

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.

Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия. Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия. Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения. Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества. Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета. Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума. Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку изменить свою жизнь.
  7. Дар премудрости. Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.

Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.

Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать увереннее в себе. Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.

 

womanadvice.ru


Смотрите также