8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Символ креста в христианстве


Когда христиане взяли свой крест

Письмо читателя:

Ни для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства. А во-вторых, сами-то христиане, насколько мне известно, воспользовались этим символом впервые лишь в IV веке. Причем произошло это “сверху”, по указу первого христианского римского императора Константина. Так почему же для современных христиан изображение креста имеет такое значение?
Иван П., Москва

***

Вы совершенно правы, полагая, что различные формы креста использовались многими народами Азии, Африки и Китая еще до возникновения христианства. В каждой культуре этому символу придавалось свое значение; в самом широком смысле оно, как правило, связывалось с Космосом, символическим значением цифр или противопоставлением неба и земли или пространства и времени. Вместе с тем, только в христианстве крест приобретает принципиально новое, необычное значение, являясь символом Иисуса Христа, свидетельством искупления Им человеческих грехов и залогом спасения людей.

Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века. Действительно, широкое и открытое использование креста традиционно связывается с именем императора Константина Великого, которому было видение огненного креста на небе с надписью “Сим победиши!” До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятием, что, однако, совсем не значит, что символ не существовал.

Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм I-III вв. Датировка на сайте Британского музея – III-IV вв., хотя есть аргументы в пользу более ранней даты – II-III вв. Местонахождение – Британский музей.

Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Язычники, впрочем, знали о нем, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедовать крест.

По рассказу Понтия, биографа святителя Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От середины III века сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на челе. Из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (III) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.

Язычники называли христиан в насмешку крестопоклонниками (crucicolae), предполагая, что христиане чтут крест как фетиш или как идол. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпеях, встречаются большей частью лишь аллегорические изображения креста и Распятия. Встречаются во множестве и символы креста: якорь, а также фигура Христа, которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata. О поклонении кресту по древнему обычаю в начале III века свидетельствуют Тертулиан, Ориген и другие.

Вся жизнь христианина должна быть знамением креста, по словам апостола Павла: “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира” (Галл. 6:14). Это и другие высказывания апостолов — людей, видевших Христа, — не оставляют сомнений в том, что крест и крестное знамение с самого начала христианской Церкви не просто употреблялись в качестве одного из символов, а служили центральным понятием христианской веры, выражая ее сущность.

Карикатура на первых христиан, сделанная кем-то из римских воинов-язычников (найдена на Палатинском холме). Рисунок служит явным подтверждением использования в раннем христианстве символа креста

 * * *
Да не стыдимся исповедать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою “знамение
креста” на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашках, из которых пьем, да
изображаем его при выходах; когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он — великое предохранение, данное бедным в дар и слабым — без труда.

Святитель Кирилл Иерусалимский, IV век

* * *

Если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестным знамением.

Святитель Иоанн Златоуст, IV век

* * *

Удались, диавол, или низложу тебя крестом, перед которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце; крест моя слава.

Святитель Григорий Богослов, IV век

***

Среди песчаных дюн во Фландрии высится большой деревянный крест с образом Спасителя в центре. На самом кресте четко выдолблены почерневшие, но не исчезнувшие от времени следующие слова:

Я — Свет, а вы не видите Меня.
Я — Путь, а вы не следуете за Мной.
Я — Истина, а вы не верите Мне.
Я — Жизнь, а вы не ищете Меня.
Я — Учитель, а вы не слушаете Меня
Я — Господь, а вы не повинуетесь мне.
Я — ваш Бог, а вы не молитесь Мне.
Я — ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.
Если вы несчастны, то не вините Меня.

 

Читайте также:
Крест: главный символ христианства
Табличка с Креста Господня в Риме: святыня или подделка?
Нательный крест. Инфографика

На заставке: Распятие Христа. Евангелие Рабулы, 586 год. Одно из самых ранних изображений сцены Распятия.

foma.ru

Крест в христианстве - это... Что такое Крест в христианстве?

Томмазо Лаурети. «Триумф христианства». На полу храма лежат разбитые языческие идолы

Крест в христианстве — объект религиозного почитания в большинстве христианских конфессий.

Происхождение культа

Возникновение в христианстве культа креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён императора Нерона, также были казнены таким образом. В частности, как сообщает предание, апостол Пётр пожелал быть распятым головой вниз, считая себя недостойным принять ту же смерть, что и Иисус.[1]

До 4 в. и правления Константина Великого христиане удерживались от изображения креста. [2]

У христианского креста существует немало вариаций. Английское слово «cross» происходит от латинского «crux», означающего «дерево, виселица или другие деревянные орудия казни». Соответствующий глагол «cruciare» означает «пытать, мучать».

Отец Александр Мень указывает на пророческое использование образа креста в Ветхом Завете через знак «тав»:

В книге пророка Иезекииля говорится… Ангел ставит печать «тав» на челах людей. И вот тут удивительное, таинственное совпадение преобразований. В современном еврейском квадратном шрифте буква «тав» напоминает русское «п», но в древних алфавитах, в древнем ханаанском и в финикийском, буква «тав» выглядела как крест, — либо как крест св. Андрея (см. некоторые надписи X века до н. э.), либо просто как крест, как во всех финикийских надписях. …У древних христиан, очевидно, это и стало первым знаком осенения себя крестным знамением и осенения верующего во время крещения святой водой, то есть это было знаком Христа, и мало кем замечено, чем был этот удивительный прообраз у пророка Иезекииля. Здесь - тот же самый символ. Среди бури и смятений мира избирается малое стадо, и на них печать. В данном случае это печать крещения, и не просто печать крещения, но печать следования за Агнцем.

Александр Мень. Комментарий на Откровение Иоанна Богослова

Почитание креста не прекратилось даже в период византийского иконоборчества. Напротив, он стал основным символ украшения храмов, а Седьмой Вселенский собор основывает на его почитании свой оросс об иконопочитании.[3]

В Православной церкви

В православии наиболее распространена восьмиконечная форма креста с верхней и нижней перекладинами.[4] На древних иконах также встречается изображение семиконечного креста, в котором столб не выходит за верхнюю перекладину.[5]

  • верхняя над основной горизонтальной перекладиной символизирует табличку на кресте Христа с надписью INRI (либо ІНЦІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).
  • нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

В православной аскетике есть такое понятие, как «несение своего креста», то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина, основанное на словах Иисуса Христа: «Кто не возьмет креста своего… тот недостоин Меня»  (Мф.16:24)[6]

В Католической церкви

Критика и отрицание почитания креста

В комментарии к переводу Библии, изданном Оксфордским университетом в 1885 году, говорится: «Гомер употребляет слово σταυρός (ставрос) для обыкновенного кола, столба или бревна. И в этом значении употребляется это слово во всей классической литературе. Оно никогда не обозначает два бревна, прикреплённых друг к другу под каким-либо углом, но оно всегда обозначает одно отдельное бревно <…> В греческом тексте НЗ нет никаких указаний на то, что это были два бревна»[7].

Наиболее известны своим отрицательным отношением к поклонению крестам следующие религиозные течения:

  1. Катары
  2. Толстовцы
  3. Богомилы
  4. Молокане
  5. Свидетели Иеговы (с 1936 года)
  6. Мормоны

Свидетели Иеговы в качестве формы орудия казни Иисуса Христа называют вертикальный столб. Они считают поклонение кресту, как и другим изображениям, идолопоклонством и полагают, что Библия осуждает почитание любых языческих символов (2 Коринфянам 6:14—18; Исход 20:4, 5; 1 Коринфянам 10:14)[8].

Ответы на критику

Критика доводов, приводимых сторонниками того, что Христос был распят на столбе, основывается на различии древнегреческого и греческого языка первого века. Так кандидат философских наук, иеромонах Иов (Гумеров) отвечает на филологические доводы следующее:

«Приведённая аргументация является обычным софизмом. В основе его лежит грубое логическое нарушение: подмена термина. Делается утверждение о классическом греческом языке, а затем рассматривается язык апостольского века. Классическим греческий язык был до IV в. до Р. Х. После завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма, для культуры которой характерен синтез греческой и местных восточных культур (IV—II вв. до Р. Х.). В 146 г. до Р. Х. Рим разгромил Ахейский союз и установил господство над всей Грецией. Во II в. до Р. Х. римляне переняли у карфагенян самый жестокий вид казни — распятие. Орудие это получило название crux, crucis».[9]


Слово [ставрос] имеет все же два смысла — столб и крест. Хоть в оригинале Библии и используется слово [ставрос], но оно использутся в смысле — крест. Для обозначения столба в Библии есть другое слово — [стьюлос].[10]

По мнению сторонников богословского взгляда, утверждение про «столб» опровергается библейским текстом[11][10][12]. В Новом Завете это слово используется исключительно для обозначения орудия казни Христа и никогда в отношении чего бы то ни было иного[11]. Слово же «столб» (столп) в греческом Новом Завете обозначено как στῦλος (1Тим.3:15; Гал.2:9; Откр.3:12; Откр.10:1), что, собственно, и обозначает «столб», либо как ξύλον (Деян.5:30; Деян.10:39; 1Петр.2:24) «столб, бревно, полено».

Крест в христианском искусстве

См. также

Примечания

  1. Димитрий Ростовский. Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Петра
  2. Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993. С. 833
  3. Карташев А. В. Вселенские Соборы. — Клин : Атлас-Пресс: Христианская жизнь, 2004. — 685 с.
  4. Крест осмиконечный православный
  5. Сорокатый В. М. Икона «Феодор Стратилат в житии» в Кальбенштайнберге (Германия) // Ферапонтовский сборник. VI : Антология. — М.: Индрик, 2002. — С. 190-222. — ISBN 5-85759-210-0.
  6. Крест, термин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Appendix 162. The Cross and Crucifixion // Appendixes to The Companion Bible. — Dr. E.W. Bullinger. — London, 1885.
  8. Почему истинные христиане не почитают крест // Чему на самом деле учит Библия?
  9. Иеромонах Иов (Гумеров)Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне? / Православие.Ru,11.11.2005 г.
  10. 1 2 Кураев А. В. Почему московский ураган разрушал храмы?//«Труд», 10.07.1998 г.
  11. 1 2 Голубцов А. П.. Из чтений по церковной археологии и литургике, СПб., 1995, с.219
  12. Руслан Хазарзар Сын Человеческий. — М.:ПринТерра-Дизайн,2004. — 560 с.:илл. 5-98424-005-X

Литература

Ссылки

biograf.academic.ru

Тау-крест — Википедия

Тау-крест или Антониев крест — крест, состоящий из вертикальной перекладины, соединённой верхним торцом с центром перекладины горизонтальной, известен также как Антониевский крест. Это название крест получил в честь основателя христианского монашества Антония Великого, жившего в IV веке. Другие названия: крест виселицы (из-за схожести своей формы с конструкцией виселицы тех времён), египетский крест, crux comissa. Название тау-крест получил по имени греческой буквы «тау» или «Т», которая, в свою очередь, берёт своё происхождение от финикийской «тав», имеющей X-образную форму.

Известные значения буквы в разных алфавитах:
  • Финикийский: крест, отметка, знак.
  • Протоханаанский: крест.
  • Протосинайский: отметка, знак.

В качестве креста означает жизнь, ключ верховной власти и нисхождение духа в материю[1].

Будучи последней, двадцать второй буквой еврейского алфавита, в Библейские времена буква «тау» («тав») стала означать конец света, а также служила знаком Каина[2]. В иудейской традиции тау-крест наносился израильтянами на дверные косяки в ночь первой еврейской Пасхи в Египте, чтобы защитить свои дома от Ангела Смерти[3]. И, поскольку тау входит в анх, являясь его нижней частью, эта идея, вероятно, была заимствована у египетского обычая отмечать косяки дверей знаком анх — защищающим жизнь символом удачи.

Согласно Ветхому Завету, Моисей воздвиг медного змея в пустыне на тау-кресте[4]. Увековечивающая данное событие скульптура «Посох Моисея», находящаяся на горе Нево в Иордании, имеет форму символа тау, опоясанного змеем.

Тау-крест выступает и в качестве креста-распятия. Большинство исследователей полагает, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос, в связи с тем, что тау-крест применялся для пытки и умерщвления в южных и восточных частях Римской империи. На этом прямо указывает так называемое «Послание Варнавы» (начало II века)[5], а позже Тертуллиан[6]. Изображение распятия на языческой карикатуре, относящейся к III веку и найденной при раскопках Палатинского холма в Риме в 1857 году, имеет также форму буквы «Т».

Символ тау известен как крест святого Антония в Египте (начало IV века) и крест Франциска Ассизского (начало XIII века). Ныне это один из атрибутов францисканского ордена. Иероним Босх изображает Антониевский крест на своем алтарном триптихе «Искушение святого Антония».

Конрад Виц. Crucifixus. 1444 г.

Подобный крест использовали в своих работах многие художники, например:

Наряду с анхом тау-крест был распространенным знаком в Древнем Египте, где обозначал плодородие и жизнь. Наносился на лоб каждого участника мистерий Митры (бога солнца у зороастрийцев и индийцев).

Тау-крест занимал большое место в религии друидов — такой крест, изготовленный из дубовых веток, либо брёвен, олицетворял друидического бога дерева, известного под именем Ху (Ху Гадерна). Примечательно также, что символом Ху являлся змей, что отсылает к Моисею и Библейскому медному змею.

У языческих германцев и кельтов тау-крест иногда обозначал божественный деревянный молоток или двуглавый молот бога дождя.

В каббалистической трактовке тау имеет значение «небо». Нумерологически представляется числом 400.

Т-символ в Традиционной религии черкесов. 

Т-символ является символом Традиционной религии черкесов (адыгов). Его Верхняя горизонтальная черта символизирует самый высший, божественный уровень, который везде и над всем, и над которым нет ничего. Единственная вертикальная черта символизирует Единый Мир.

Упоминание Т-символа как культа Созреша (С.Хотко со ссылкой на Лонгворта и др.) является ошибочным, поскольку символом Созреша является ветвь боярышника с семью ответвлениями, которая устанавливается на праздник Зимнего Солнцестояния, отмечаемый 22 декабря, называемый Дыг'ег'азе (Дыгъэгъазэ), а также Созреш, Сеозерес (Созрэш). Лонгворт же описывает праздник, проводящийся в конце сентября, то есть Тхашхо-гухьаж (Тхьэшхеэгухьэж), когда действительно устанавливается Т-символ.

Жан-Батист Тавернье в своем описании религиозных обрядов Черкесии в XVII в. описывал Т-символ как "крест в форме молотка": "раз в год в каждом доме делается крест в форме молотка". (Тавернье Ж.-Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет. АБКИЕА. С. 78.)

Джордж Лонгворт в середине XIX века описал Т-символ, установленный в обрядовой роще. (Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов. Н., - Эль-Фа, 2002. С. 426).

Леонтий Люлье в 40-е годы XIX в. отмечал: "Единственный символ предмета поклонения их есть деревянный крест особой формы, в виде буквы Т, прислоненный к дереву". (Люлье Л. Я. Верования ... С. 122).

Итальянский католический монах (XVIII в.) Минай Медичи отмечал: " ... В разных местах близ деревьев втыкают деревянные шесты, нечто вроде пастырских жезлов, которые называют тапши ....   В какой бы нужде они ни были, невозможно, чтобы, не сойдя с лошади и без преклонения, проследовали бы мимо этой тапши, где к тому же, произносят нечто вроде молитвы. Они, по-видимому, всегда просят успеха в своем деле и очень благоговеют пред совершением духовных дел... При всех случаях молятся так: Т’санып у г’семут’о ашнемджыр ц’фыр г’семт’о т’hлкнып, т. е.: “Если ты не дашь нам нашего счастья, никакой человек не может дать нам наше счастье”.  (А.М. Меликсет-Беков. Pontica Transcaucasica Ethnica,  СЭ, № 2, 1950, с. 163-175).

Эдмонд Спенсер (1836 г.) писал: "я наблюдал эмблему, когда проходил через их священные рощи в долине Адлера, более похожую на Т, чем на крест; говорили, что она была чрезвычайно древней". (Спенсер Э. Путешествия в Черкесию, 1839. С. 109).

  1. Андреева В., Куклев В., Ровнер А. Энциклопедия - Символы, знаки, эмблемы. — Астрель, 2004. — 624 с. — ISBN 5-271-07986-4.
  2. ↑ Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы» Архивная копия от 26 февраля 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1313 дней])
  3. ↑ Тора. Книга Исход. Гл. 12 (в этой главе описана 10-я казнь
  4. ↑ «И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя (נֵס, сигнальный шест в форме Т), и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». Чис. 21:5—9.
  5. ↑ «крест в образ буквы тав (Т), должен был указывать на благодать искупления»
  6. ↑ «греческая буква „тау“, а наша (латинская) „Т“ есть образ креста»
  • Рошаль В. Энциклопедия символов. — АСТ, 2005. — 1008 с. — ISBN 978-5-17-031665-6.
  • Webber F. R. Church Symbolism: An Explanation of the More Important Symbols of the Old and New Testament, the Primitive, the Mediaeval and the Modern Church. — 2nd ed. — Cleveland: J.H. Jansen, 1938. — 413 p.

ru.wikipedia.org

Крест святого Петра — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Крест святого Петра

Крест святого Петра (также известный как перевёрнутый крест) — обычный латинский крест (изображённый в соответствии с римско-католической традицией), перевёрнутый на 180 градусов. Крест святого Петра с IV века является одним из символов святого Петра, который, по церковному преданию, был распят головой вниз в 67 году н. э. во время правления в Риме императора Нерона. В последнее время также используется в качестве антихристианского символа или символа сатанизма[1].

Происхождение данного символа связывается с церковным преданием о том, что апостол Пётр был распят на кресте вниз головой по своей собственной просьбе, поскольку считал себя недостойным умереть той же смертью, какой умер Иисус Христос. В связи с тем, что Пётр считается основателем Католической церкви, данный символ изображён на троне папы римского.

Сатанинское и антихристианское представление[править | править код]

Христианский крест в перевёрнутом виде может пониматься как антихристианский символ. В силу этого перевёрнутый крест, усилиями средств массовой информации, получил широкое распространение в современной массовой культуре как символ сатанизма. В популярной культуре, включая такие фильмы как «Шесть демонов Эмили Роуз», «Омен», «Сверхъестественное», перевёрнутый крест часто показывается как символ Сатаны. Наряду с перевёрнутой пентаграммой, перевёрнутый крест иногда используется музыкантами, играющими блэк-метал. Некоторые представители дэт-метала также используют перевёрнутый крест, например антихристианская группа Deicide (вокалист которой, Глен Бентон, даже выжег перевёрнутый крест у себя на лбу). Перевёрнутый крест присутствует на логотипах таких групп, как Belphegor, Mayhem, Impaled Nazarene, Dark Funeral.

Сатанисты (в том числе сатанисты в блэк-метале) никогда не называют данный крест «крестом святого Петра», и используют исключительно название «перевёрнутый крест». Они не подразумевают никакой связи с распятием Петра, латинский крест переворачивается для профанации христианского символа. Ношение перевёрнутого креста для блэк-металлистов означает не только сильное презрение к христианству, но и выступает в качестве знака для других, указывая на то, что носитель перевёрнутого креста принял антихристианскую жизненную позицию[2]. Блэк-металлисты из стран, где христианство наиболее распространено, ношением перевёрнутого креста также демонстрируют презрение к обществу, в котором они проживают, и демонстрируют, что желают быть отличными и удалёнными от него[2].

Традиционный христианский крест в религиозных эпистемологических системах является символом для абсолюта, Бога, конечного происхождения всей истины и её откровений[3]. Перевёрнутый крест же символ отвержения таких утверждений абсолютизма[3].

В любом случае в римском католицизме крест святого Петра не рассматривается как сатанинский символ. Однако перевёрнутое распятие несёт смысл крайнего непочтения к христианской религии и может использоваться для представления сил Сатаны. Различия между крестом святого Петра и перевёрнутым распятием иногда затеняются, что приводит к путанице в вопросах приемлемости каждого символа. Подобная неразбериха возникла после вышеупомянутого визита папы в Израиль. Фотография папы, сидящего на троне с крестом святого Петра, курсировала по Интернету и использовалась в попытках «доказать», что католическая церковь связана с сатанизмом.

Перевёрнутый крест используется в геральдике, например на гербе Здеховице, гербе Кучеров:

  • Герб Здеховице

  • Герб Епископа Мориса Пича

ru.wikipedia.org

☦ - Православный крест (U+2626) Эмоджи

Описание символа

Православный крест — символ христианской православной церкви. Его главной особенностью и отличительной чертой от католического, является наличие дополнительных перекладин: наклонной снизу и горизонтальной сверху. По преданию, верхняя доска была табличкой, на которой было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» на трёх языках: латинском, греческом, и арамейском. Нижняя, косая черта креста — это подставка для ног. Её наклон символизирует участь двух разбойников, распятых справа и слева от Иисуса. Один раскаялся, и попал в рай. Другой этого не сделал и отправился в ад.

Этот православный крест также называют русским или крестом святого Лазаря. Есть мнение, что его форма наиболее исторически достоверна. Однако, это не единственный символ креста, почитаемый в православии. Распространён также шестиконечный (без верхней перекладины) и семиконечный (верхняя черта поднята до конца вверх). В некоторых шрифтах, нижняя диагональная линия православного креста наклонена не в ту сторону.

Этот текст также доступен на следующих языках: English; Français;

Кодировка

Кодировка hex dec (bytes) dec binary
UTF-8 E2 98 A6 226 152 166 14850214 11100010 10011000 10100110
UTF-16BE 26 26 38 38 9766 00100110 00100110
UTF-16LE 26 26 38 38 9766 00100110 00100110
UTF-32BE 00 00 26 26 0 0 38 38 9766 00000000 00000000 00100110 00100110
UTF-32LE 26 26 00 00 38 38 0 0 640024576 00100110 00100110 00000000 00000000

Наборы с этим символом:

unicode-table.com

Латинский крест — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Латинский крест (лат. crux ordinaria), также называемый длинный крест, крест Распятия, крест Запада, крест Жизни, крест Страдания (лат. crux immissa) — четырёхконечный крест, у которого вертикальная перекладина (лат. staticulum) длиннее горизонтальной (лат. patibulum), которая расположена выше середины вертикальной и делится ею пополам.

Считается, что крест символизирует союз неба и земли: продольная перекладина представляет божественное, а поперечная земное.

Изображения креста с длинным основанием находили в Китае и Африке.

Древние скандинавы носили нательные кресты, как защитный талисман, символ молота Мьёльнир — оружия бога Тора, защитника от злых сил.

Наиболее распространённый христианский символ в мире. Он является преобладающим в католичестве, где этот вид креста считается реальной формой креста, на котором был распят Иисус Христос. Кроме того, три коротких конца могут представляться как три лица Троицы, а длинный конец — единичность Бога.

Крест с фигурой Иисуса называют Распятие и используют как декоративный элемент украшения стен. Часто католические церкви имеют форму латинского креста: основной неф представляет собой вертикальную перекладину креста, а поперечный неф (трансепт) — горизонтальную.

В христианстве также используется его вариант — крест Петра.

В масонстве латинский крест называют крестом Страсти и вместе с другими изображениями, такими как корона или терновый венец, могут обозначать ранг члена ложи.

Типографский крестик[править | править код]

Типографический знак креста имеет форму именно латинского креста. Он часто используется в различных областях:

  • Этим крестиком на картах обозначают местоположения церквей.
  • Его располагают рядом с именем или датой, обозначая смерть человека.
  • Могут обозначать сноски.

На флагах[править | править код]

Латинский крест используется на нескольких флагах: Ресифи (Бразилия), Пернамбуку (Бразилия), Тукуман (Аргентина). Кроме того, длинный крест, повёрнутый на 90° налево, называют скандинавским крестом, такой крест располагается на флагах многих стран, территорий и народов, в частности, на флагах скандинавских стран — Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии.

ru.wikipedia.org

Хризма — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Хризма или хрисмон (Хи-Ро),  — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой[1]. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр. 1:8; см. также Откр. 22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго» (Откр. 7:2).[источник не указан 1233 дня]

Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат. Labarum) — древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мульвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (ст.‑слав. Симъ побѣдиши, буквальное значение — «Этим победишь»)[2]. Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320).

Хрисмон присутствует на некоторых монетах Птолемея III[3][4][5], правившего Египтом в 246/245 — 222/221 годах до н. э.[6]

Символ хризмы закодирован в юникоде — U+2627 ☧ chi rho (HTML &#9767;) и U+2CE9 ⳩ coptic symbol khi ro (HTML &#11497;) в коптском блоке юникода.

ru.wikipedia.org

Солнечный крест — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 октября 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 октября 2018; проверки требуют 2 правки.

Со́лнечный крест, более известный, как Со́лнечное колесо́ — древнейший символ, представляющий собой крест, располагающийся внутри круга. Часто встречается на предметах доисторической Европы, особенно неолита и бронзового века.

С древнейших времён мотив Солнечного креста был распространён на Пиренеях, Армянском нагорье (см. аревахач), в Анатолии, Междуречье, Иране и Хараппской цивилизации.

В доисторической религии Европы бронзового века кресты в кругах часто появляются на артефактах, определяемых как культовые предметы, например «миниатюрный штандарт»[уточнить] (англ. Miniature standard) с янтарной инкрустацией, в которой на просвет становится заметна форма креста, датируемый Северными бронзовым веком и находящийся в Национальном музее Дании в Копенгагене[1].

Символы бронзового века также были связаны со спицами колеса колесницы, у которых в то время было четыре спицы (ср. идеограмму 243 «колесо» в линейном письме Б). Это технологическое новшество пришло в Европу в середине 2 тысячелетия до н. э.. У культур, имеющих представление о Солнечной колеснице, такое колесо приобретает солнечную символику.

В астрономии[править | править код]

В астрономии данный символ представляет Землю, тогда как Солнцу соответствует круг с точкой в центре.

В этнографии[править | править код]

В этнографии солнечный крест используется для представления индоевропейцев. Современные америнды и прочие народы традиционной культуры продолжают использовать Солнечный крест в качестве символа, орнамента и украшения.

В мифах[править | править код]

В осетинском нартовском эпосе солнечный крест символизирует колесо Балсага; по мнению ираниста Васо Абаева, это солярное оружие, восходящее к чудесному оружию Индры. По мифу, колесо Балсага было запущено его хозяином — Балсагом, по просьбе Сырдона, для убийства сильнейшего из нартов — Сослана. В первый раз колесо было схвачено Сосланом, но, обладая разумом, обратилось к нему с просьбой отпустить. Во второй раз оно застало Сослана спящим в лесу и переехало ему ноги. Сослан истёк кровью и умер. Батраз, солярный герой нартовского эпоса, названный сын Хурзарин — матери Солнца, и двоюродный брат Сослана (Сослан, помимо того, был мужем Ацырухс, девы башни, дочери Хурзарин), разыскал колесо Балсага и разломал его.

В музыке[править | править код]

В современной музыкальной табулатуре Солнечный крест может означать изменение для гитары с акустического тона к дисторшну[2].

Норвежская нацистская партия «Национальное единение» (Nasjonal Samling) использовала золотой Солнечный крест на красном фоне в качестве своего официального символа с 1933 по 1945 год. Крест в круге отсылал к святому Олафу, покровителю Норвегии, а цвета представляют герб Норвегии.

Различные белые националистические и неонацистские группировки используют Солнечный крест в качестве символа белой расы[источник не указан 2729 дней]. Также Солнечный крест нередко используется в качестве символа неоязычниками[источник не указан 2729 дней].

  • Абаев В. А. Нартовский эпос. Орджоникидзе, 1945.

ru.wikipedia.org

Крест крестоносцев — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Крест ордена Гроба Господня Иерусалимский Крест

Крест крестоносцев представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от власти мусульман (1099, Первый крестовый поход) Годфрид Бульонский, став правителем Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый крест — это «Крест Иерусалима» («Иерусалимский Крест»). «Крест крестоносцев» — это чаще всего красный (алый) равносторонний или же с более длинной вертикальной частью и более короткой поперечной) прямой крест на белом или любом ином фоне, который был отличительным знаком участника Крестовых походов.

Есть мнение, что именно от таких «нашивок крестоносцев», которые носили и которыми гордились воины, вернувшиеся с Востока, идёт традиция европейских наградных орденов, многие из которых также имеют форму крестов.

Модифицированный крест красного цвета является символом ордена Гроба Господня, а также иных духовных и военно-монашеских орденов, в частности Ордена Храма Соломонова (тамплиеров).

Крест крестоносцев (или иерусалимский крест) часто используется на покрывалах на алтаре. Большой крест — символ Христа, четыре маленьких — символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света. Иерусалимский крест также использовался в качестве герба Киликийской Армении и флага Армянского Хаченского княжества, а с 2004 года иерусалимский крест изображён на флаге Грузии.

Пять крестов, соединённых в один символ, могут символизировать раны Христа, которые Он получил во время Распятия.

Также Иерусалимский Крест может символизировать обретённые в Св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии — 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере, именно такое значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до Крестовых походов).

Герб Левона VI, короля Киликийской Армении Княжеский флаг-Армянского княжества Хачен,Армянской провинции-Арцах в период правления Великого Князя Гасана Джалала Вахтангяна (1214—1261) нательный крест паломника

ru.wikipedia.org


Смотрите также