8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Сделать куклу из соломы


описание, история и интересные факты

Соломенных кукол можно встретить в народном творчестве многих стран мира. Природный материал издавна использовался людьми и в быту, и в религиозных ритуалах. Плетение появилось еще в период развития человеческой цивилизации. Сначала использовались гнущиеся ветви деревьев и кустарников, стебли вьющихся растений и полоски шкуры убитых животных. Плели посуду и одежду, обувь и предметы быта, мебель и даже стены домов.

История возникновения плетения из соломы

С появлением земледелия человек научился самостоятельно выращивать пшеницу и другие зерновые культуры. Собирая злаки для пропитания, люди после обработки зерна обязательно оставляли для хозяйских нужд солому. Из нее делали домашнему скоту подстилки, покрывали крышу домов, использовали в качестве корма коровам и козам. Понравился данный материал и мастерам рукоделия. Из соломы получались прекрасные шляпы и лапти, коврики под ноги и корзины или блюда для еды. Соломенные куклы делали для игр детей, а также для различных обрядов на праздники. Постепенно ремесло превращалось в искусство, ведь каждый хозяин старался сделать вещи из соломы не только практичными и удобными в использовании, но и красивыми внешне, желая превзойти мастерством соседей и односельчан.

Несмотря на то что мы с вами живем в 21 веке, игрушки из соломы можно встретить и в наших домах и на массовых народных гуляньях. В статье рассмотрим историю соломенных кукол, какое значение они имели в жизни славянских народов, где их можно увидеть в наше время. Также читатели узнают, как можно самостоятельно сделать куклу для игры ребенку или на выставку, наделить ее лечебными свойствами или создать оберег для членов своей семьи.

Ценность материала

Как вы уже поняли, славянские народы всячески использовали солому в своей хозяйской деятельности, однако остатки от обмолоченного зерна имели для крестьян еще и магическое значение. Люди наделяли стебли злаков божественной силой, они верили, что в них заключена магия хлебного поля. Крестьяне проводили многочисленные ритуалы как перед посадкой пшеницы, так и во время сбора урожая, вымаливая у богов благоприятных условий для произрастания злаков, ведь от этого зависела жизнь всех членов общества.

Люди украшали первый собранный ("зажиночный") и последний ("дожиночный") снопы. Существовала традиция сплетать последние стебли пшеницы между собой, оставляя их нетронутыми на поле. Они украшали их яркими лентами и цветами. Из колосков делали венки на голову девушкам, использовали их и для декорирования помещений. Вскоре жатвенная обрядовость переросла в народное творчество, сохранялись традиции из поколения в поколение. Соломенные куклы огромного размера, так называемые хлебные чучела, делали из последнего собранного снопа. Считалось, что там находится дух хлеба. У разных народов они имели свои внешние особенности. Но смысл у всех вкладывался один - задобрить богов, чтобы получить хороший урожай.

Празднование Масленицы

Многие традиции древних славян сохранились и в наше время. Так, в последнюю неделю перед Великим постом отмечается Масленица. Это традиционный праздник встречи зимы и весны. Прощание с зимними холодами отмечается с размахом. Помимо вкусных блинов и вареников, люди собираются на обряд поджигания соломенного чучела, которое символизирует зиму.

Последний день праздничной недели раньше отмечали по-разному, в зависимости от губернии. Одни возили соломенную куклу на санях, чтобы все могли попрощаться с зимой. У других организовывался целый масленичный поезд из сотен повозок. Есть традиция оплакивать чучело во время похоронной процессии с попами и плакальщицами сзади. Чучело зимы укладывали в корыто или даже настоящий гроб и несли через все село, чтобы все жители попрощались с ним.

В конце Масленицы соломенную куклу поджигали. Часто в костер бросали поминальную еду - отварные яйца и блины. Ритуальный обряд сжигания "хлебного духа" заканчивался тем, что солому и пепел собирали и разбрасывали по полю, что символизировало будущее воскрешение его в зернах нового хорошего урожая.

В старину люди плели кукол из соломы небольшого размера и хранили их в домах на самом видном месте, наряжая в одежды и платки. В последний день Масленицы куклы бросали в печку и тоже сжигали, а остатки соломы отдавали домашнему скоту.

Плетение кукол

Объемные фигурки издавна делали родители для своих малышей. Помимо прямого своего назначения в качестве игрушки, кукла наделялась еще и свойствами оберега или лекарственного средства. Так, в солому при плетении добавлялись душистые травы от кашля или другой напасти.

По традиции восточных славян, у такой куклы не изображали черт лица. Согласно верованиям, в фигурку с лицом может вселиться злой дух, а если его нет, то кукла считалась предметом неодушевленным, поэтому духи не станут там задерживаться.

Существовала традиция перед свадьбой делать большие фигуры жениха и невесты и ставить их у ворот при входе во двор. Так как солома символизировала плодородие, то куклы должны были способствовать появлению потомства в семье.

Соломенная кукла "Стригушка"

Это самый популярный вид кукол из соломы, которых часто называют танцующими. Основная их особенность заключается в том, что нижний край юбки не заплетается, а ровно подстригается ножницами, чтобы она хорошо удерживала вертикальное положение. Дети любили с ней играть следующим образом:

  • Кукла ставилась на ровную дощечку. Использовали поверхность стола или табуретки.
  • Ребенок стучал кулаком рядом с куклой и она пускалась в пляс - подпрыгивала на месте и крутилась в разные стороны. Было впечатление, что она действительно выполняет танцевальные движения.

Детвора всячески радовалась такому плясу, поэтому родители часто плели "стригушку" для малышей.

Изготовление кукол из соломы

Если вы решили научиться искусству плетения из природного материала, то дальше рассмотрим, как сделать соломенную куклу своими руками. Для начала нужно после уборки урожая выйти на пшеничное поле и насобирать длинную солому. Достаточно будет небольшого пучка.

Предварительно солому необходимо подержать в горячей воде или под струей пара, чтобы материал размягчился и стал гибким. Солома имеет прекрасную особенность - после скручивания фигурки влажный материал высыхает и принимает необходимую форму, хорошо удерживая углы и загибы.

Работа над фигурой куклы начинается с выкладывания пучка соломы на поверхность стола и обрезания краев, чтобы они были ровными. Дальше делается прочный каркас сгибанием пучка пополам. Влажный материал прекрасно справится с таким заданием, в отличии от сухой соломы, которая треснет в месте сгиба материала.

Схема плетения куклы-женщины

Мастер-класс по соломенной кукле начнем с укрепления пучка соломы на каркасе. Можно использовать как проволоку, так и деревянную палочку. На стержень надевается сложенный пополам подготовленный пучок соломы. Оставьте верхнюю часть нетронутой. Это будет голова персонажа. На уровне предполагаемой шеи туго оберните несколько раз влажную соломинку и завяжите узелок сзади. Длинные концы вплетите ниже в корпус туловища.

Отдельно на проволоке делают руки. Пучок соломы по краям завязывают, а остальное заплетают косичкой. Между прутьями верхней части туловища, немного ниже шеи, вставьте эту оплетенную проволоку и согните ее руками вниз. Дальше можно либо просто перевязать солому на линии талии, либо создать платье со шлейками через шею. В таком случае на готовую куклу надевается еще один тонкий пучок перегибом вокруг головы. Материал перекрещивается спереди и снова завязывается на уровне талии.

Куклу можно перевязывать тонкими атласными лентами, в основном используются красные. Иногда подбирают канты с вышитым орнаментом. В конце подравняйте ножницами длину юбки и края на руках. Теперь вы знаете, как сплести своими руками соломенную куклу. Пошагово выполняя представленные выше рекомендации, можно без труда справится с поставленной задачей.

Дальше разберемся, как сделать мужского персонажа.

Как сделать куклу-мальчика

Начало работы напоминает предыдущий вариант. Если вы хотите сделать кукле округлую голову, то можно скатать из соломы шарик и вставить его при сгибании первого пучка. Каркас в данном случае не использовался, так как у мальчика снизу солома будет разделяться на два отдельных пучка для образования ног.

Когда большой пучок сложили пополам, завяжите прочно на уровне шеи пеньковую нитку или соломинку. Отдельно делают руки, только для мужского персонажа мы не будем плести косичку, а оставим пышные рукава рубашки нетронутыми. Завязывают только края, изображающие кисти рук.

Прямо под данным пучком перевяжите талию. Нижнюю "юбку" разделите пополам и в самом низу каждого пучка перевяжите соломинками, чтобы отделить стопы. В конце подравняйте все срезы ножницами и фигурка мальчика готова!

Обрядовая кукла "Десятиручка"

Такую куклу с десятью руками, по традиции, дарили девушке на свадьбу. Каждая рука символизировала какое-то умение хорошей хозяйки. Невеста должна была все уметь делать по дому - готовить кушать, убирать, стирать, ухаживать за детьми и домашней скотиной, выращивать огород и собирать урожай пшеницы в поле и многое другое.

Каждая рука перевязывалась ленточкой своего цвета и девушка заговаривала ее, чтобы кукла помогала ей в работе. Если вы захотите самостоятельно сделать "Десятиручку", то оберните вокруг туловища нитку крестом, чтобы руки держались крепко и не сдвигались.

Теперь вы знаете, как сделать соломенную куклу. Пробуйте, у вас обязательно получится. Удачи!

fb.ru

Традиционная кукла из соломки. | Страна Мастеров

"Конь златогривый"

Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).
Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.
Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.
На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы. 

Способ изготовления соломенной куклы:

  • Соломку нарезают одинаковой длины,  и сгибают их пополам.
  • Ниткой или бечевкой перевязывают голову, не забыв просунуть в узел шпажку или палочку.
  • Соломенные руки вставляют в тело, разделив его пополам и также перевязывают бечевкой.  Ручки можно сплести косичкой или просто обмотать бечевкой или более мягкой соломкой.
  • Дальше концы рук можно привязать к поясу, определив талию куклы или оставить их свободными.  

Источники:

http://www.babylessons.ru/podelki-iz-solomy-solomennaya-kukla/

http://ruslife.org.ua/post141410105/

stranamasterov.ru

Детская поделка кукла из соломы

Непосредственно перед началом работы вымочим солому в холодной воде в течение пяти-шести часов. Такая обработка сделает ее более мягкой и гибкой. Затем переберем сырье — очистим каждый стебелек от листочков, выбросим неровные, порченые соломинки. Работа это долгая, но если трудиться всей семьей, то пойдет она значительно быстрее и веселее.

Подготовив сырье и инструменты, попробуем сделать куклу, конструкция которой может стать основой для множества поделок.

1. Очистив заготовки, возьмем в руки пучок толщиной 60—70 соломинок.

На первых порах придется отсчитывать точное количество стебельков, но со временем ладонь сама будет захватывать пучок необходимой толщины.

2. Перегнем пучок пополам. При этом надо постараться, чтобы в середине пучка не оказалось утолщенных узлов.

3. Раздвинем коленца вверх и вниз, подготавливая место для будущей кукольной головы. Концы соломенного пучка станут неровными, но это не имеет значения — в дальнейшем их все равно придется обрезать.

Как вы уже заметили, ребята, каждая соломинка состоит из нескольких гладких трубочек, соединенных утолщениями-коленцами. Если такое коленце окажется на месте перегиба жгута, соломинка сломается и испортит внешний вид куклы.

Теперь нам предстоит самая ответственная операция — изготовление головы и туловища куклы.

1. Из подготовленного сырья совьем специальный толстый жгут.

2. Возьмем пучок обеими руками так, чтобы предполагаемое местоположение головы /участок без коленец/ находилось между ладонями. Немного растянем пучок в разные стороны.

Повторим операцию еще раз, стараясь сделать жгут ровным и гладким.

3. Теперь зажмем оба конца скрученного и согнутого жгута коленями, освобождая руки для дальнейшей работы.

4. Отступим от сгиба 1—2 см и туго, так, чтобы захрустели соломинки, перетянем жгут прочной ниткой, оформляя шею куклы (рис. 16).

 

Рис. 16. Изготовление головы и туловища соломенной куклы.

От того, насколько этот жгут окажется ровным и гладким, зависит качество поделки, поэтому на первых порах за его выполнение лучше взяться маме или папе.

Самая важная часть работы сделана — остается только смастерить для нашей куклы руки и приготовить нарядную отделку для сарафана.

1. Руки мы сделаем из небольшого пучка в 10—12 соломинок.

2. Отрежем от него заготовку длиной около 20 см и перетянем ее посередине прочной ниткой.

3. Подготовим тоненький пучок из 8—10 соломинок, перегнем его через только что изготовленную деталь и плотно перетянем ниткой под самой перекладиной (рис. 17).

В таком виде руки нашей куклы больше всего напоминают букву «Т».

Знаете, для чего нам понадобилось прикреплять к заготовке дополнительный пучок соломки? Оказывается, эта незаметная снаружи деталь игрушки очень важна. Она не только надежно закрепляет руки куклы, но и немного увеличивает толщину жгута, то есть придает туловищу больший, по сравнению с головой, объем и делает более пышным подол сарафана.

Рис. 17. Изготовление рук соломенной куклы.

Прежде чем приступить к сборке игрушки, подумаем, как украсить «одежду» куклы. Что, если отделать подол сарафана нарядной каймой? Кайму нам заменит косичка, сплетенная из трех или четырех расплющенных соломинок.

Замкнем одну из плетенок в колечко и скрепим ее золотистой ниточкой — она будет изображать нижнюю каемку сарафана.

Вот и пришло время собирать игрушку. Прежде всего прикрепим к туловищу руки куклы. Для этого разведем концы жгута в разные стороны и вложим в образовавшийся зев похожую на букву «Т» заготовку. Постараемся как можно глубже продвинуть ее к шее куклы — тогда у нашей красавицы получится статная фигура и гордо посаженная голова (рис. 18 а).

Вновь зажмем соломенный жгут коленями и перетянем его прочными нитками, формируя талию. Проделывая эту операцию, не забывайте закрепить на талии верхний конец плетенки, располагая соломенную косичку по центру кукольной юбки (рис. 18 б).

 

Рис. 18 а,б. Сборка соломенной куклы.

Мы выполнили большую часть работы, а наше изделие все еще трудно назвать куклой. Торчат во все стороны длинные и короткие соломинки, и среди них пока трудно различить аккуратную голову и тоненькую талию статной красавицы.

Поставим нашу красавицу на стол. Посмотрим, твердо ли она стоит на «ногах»?

Если это необходимо, подрежем выступающие соломинки, придавая кукле большую устойчивость.

Отрежем лишние соломинки, выравнивая подол сарафана — для этого нам и понадобится подготовленная заранее «коза».

Поделка из соломки почти готова — нам осталось только оформить ее ручки и завершить отделку сарафана.

1. Для изготовления ручек перегнем пучок соломы через карандаш, формируя плечо.

2. Отступим от перегиба полтора-два сантиметра и туго перехватим стебли нитками.

3. Срежем излишки сырья на расстоянии 1 см от перетяжки (рис. 19).

Рис. 19. Оформление рук соломенной куклы.

Вот мы и оформили одну руку соломенной куклы. В той же последовательности выполним и другую ее руку.

Сделаем юбку нашей красной девицы пышнее и наряднее.

1. Скатаем плотный комочек ваты размером с небольшой грецкий орех и с помощью карандаша протолкнем его вверх, к талии куклы.

Соломинки немного разойдутся в разные стороны, и юбка станет похожей на колокольчик.

2. Наденем на нее сшитую в кольцо плетенку и пришьем заготовку к нижнему концу украшающей подол косички (рис. 20).

Пусть кто-нибудь из взрослых мастеров с усилием вложит соломенный жгут между «рогами» и срежет ножом излишки сырья на расстоянии около 25 см от головы куклы.

Рис. 20. Оформление подола соломенной куклы.

p.s. Не будь жадиной, поделись ссылкой на эту поделку с друзьями!

detskiepodelki.ru

Кукла из соломы. Начало | Журнал Ярмарки Мастеров

Кукла для каждой девочки - символ детства. Уже много веков для девочек кукла - это образ взрослой красивой девушки, кем хочет стать маленькая шалунья. Сейчас это не просто игрушка, но и персонаж мультфильма, кукольного театра, домашний декор, а также оберег. Сегодня речь пойдет о последних, так как мы имеем дело с соломой - пожалуй, самым популярным из материалов с давних времен. Соломенные куклы дают волю для воображения, они не требуют затрат и прекрасно впишутся в этно-интерьер.

Больше века специалисты изучают историю, вариации, технику изготовления соломенной куклы, но тема еще не исчерпана. Популярность натурального материала снова возрождается в руках творческих и любопытных людей.
Солома в прошлом - неотъемлемый материал в строительстве, в труде, в обрядах. Символ верующего земледельца - зерно, колосок, сноп сена, поэтому множество обрядов были связаны с благодарностью земле, хлебу, а также оберегам урожая. Так, рождество украшалось соломенными венками, игрушками, плетеные жаворонки зазывали весну и т.д. Масленица и спожинки - два праздника, в которых вся атрибутика делалась из соломы.

Во всем мире солома считается незаменимым материалом для оформления элементов декора и поделок. И везде техника, структура, стиль плетения отличается, что и привлекает внимание многих.Например, в восточных странах рисовая солома стала основным материалом для изготовления перегородок, картин, фигур, игрушек. В Европе имеют популярность панно из пшеничной и ржаной соломы. В наших краях самой качественной считалась ржаная солома - "Ржаница". Из нее наши предки делали украшения, мебель, игрушки, аксессуары . Для мелких деталей ржаницу нужно было просто замочить в горячей воде дабы придать гибкость.

А теперь детальнее о известных мною вариациях кукол из соломы.

"Кострома" - кукла в честь Масленицы- это зима со всей печалью и горем, которое уходит по весне.Это кукла немалых размеро, неважной формы, чтобы ее нежалко было спалить в конце праздника.

Основой всех соломенной кукол являлся пучок перевязанный веревкой. По мере развития фантазии мастера начали изготовлавить неимоверные фигурки, животных, смешных людей.

"Хлебная Матушка" - разновидность масленичной куклы, делается так как и все куклы, волосы и руки отгибаются от основной части материала. Талию обвивают допольнительными соломинками и насаживают куклу на специальный устойчивый подъюбник.

Чтобы работа с куклой была легкой и податливой, солому вымачивают в воде, а уж потом приступают к делу. Нитки - элемент суто для придания прочности, их много не нужно, чтобы не потерять всю преласть построения соломы. Солому в процессе подстригают для ровности, поэтому дали ей название "стригуш". Чтобы создать кукле национальный образ, нужно будет углубиться в историю и культуру даного образа.

Приобрев опыт изготовленыя куклы в национальном стиле, можно делать еще один шаг - использовать ее в композиции. Поэтому мастер обязан не полениться и учесть историю и быт места, чей костюм одела его нового "подопечная". ВОт имменно поэтому меня увлекают эти обереги - они развивают мой кругозор и становятся для меня воистину оберегом.

www.livemaster.ru

Соломенные куклы

Соломенная скульптура

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь, стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Работа над соломенной скульптурой всегда начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Он делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготовляют из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо, следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объеме, а соломка, отходящая от перевязки, становится похожей на веер, который можно красиво распушить. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо сохраняет форму, даже если перевязку затем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а также некоторых элементов одежды. Еще один вариант украшения изделия – перевязать его цветными нитками, при этом лучше всего подойдет красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.

Изготовление кукол начинают именно с выполнения каркаса, уже затем соломенные фигурки можно разнообразить: придать им какие-нибудь черты характера или нарядить в плетеные одежды. Собственная фантазия подскажет вам, как можно украсить куклу, используя различные плетеные элементы для одежды, головных уборов. Не забудьте и о главном – пропорциональных соотношениях частей фигурок, иначе скульптура будет незаконченной, а порой даже нелепой.

Величина куклы будет зависеть от длины соломки, которая будет использоваться для ее изготовления. Обычно из одного пучка соломки получается кукла высотой 15–20 см. Соломку необходимо выбирать тонкую или средней толщины, но обязательно без коленцев. Помните и о том, что соломенный стебель имеет по своей длине разную окраску, поэтому старайтесь, чтобы на «лицевой», видной стороне оказалась только красивая, равномерно окрашенная соломка.

Соломенные куклы

Существует несколько наиболее простых, традиционных для народного творчества, конструкций кукол.

Женские фигурки

Кукла Маша - слева

Возьмите пучок из 50–70 соломин и согните его по центру. Концы перекрутите внизу вполоборота так, чтобы они поменялись местами, а в середине жгута образовалась петля. Пучок чуть ниже петли перевяжите туго нитками, концы сожмите рукой и подстригите ножницами, чтобы они стали ровными. Получится фигурка, напоминающая очертание женщины в сарафане (рис. 26).

Рис. 26. Кукла Маша

Кукла Оля - справа

Перевяжите сверху пучок соломы на 5-ю часть длины, чтобы получить голову куклы. Можно также взять длинный пучок, сложить его пополам и перевязать, отделив голову. Затем из пучка отделите с обеих сторон по 15 соломин, сплетите из них косички, которые затем выгните полукругом. Перевяжите пучок соломы вместе с заправленными косичками на талии – и кукла готова. Снизу концы соломин также подровняйте (рис. 27).

Рис. 27 справа. Кукла Оля

На голову кукле можно завязать косынку, а на талию – фартук из ткани.

Кукла Лена - слева

Сначала надо сделать «закрытую голову». Возьмите пучок соломы немного подлиннее, чем для изготовления предыдущих кукол. Перевяжите туго верхушку пучка, разделите оставшуюся часть пополам и поднимите вверх, оставив внутри перевязанную верхушку, «спрячьте» ее. Затем крепко сожмите отогнутый пучок руками и снова перевяжите его примерно на уровне окончания «спрятанной» верхушки (рис. 28, а). Теперь переверните пучок на 180°.

Рис. 28. Кукла Лена

Возьмите небольшой пучок соломы и перевяжите его с обоих концов. Получатся руки (рис. 28, б).

Вставьте их в пучок-туловище, разделенный на две части. Часть, которая приходится на грудь куклы, перегните (рис. 28, в). Соедините соломку-туловище, перевязав его на линии талии (рис. 28, г) подровняйте концы. Согните руки куклы и зафиксируйте их в таком положении, связав с туловищем, пока не высохнет соломка (рис. 28, д).

Получившиеся куклы будут небольшого размера, поскольку изготовляют их из цельного пучка соломки. Чтобы кукла была побольше, необходимо сделать ее из нескольких частей, соединенных между собой. Чаще всего это туловище и юбка.

Юбку можно сделать из отдельного пучка соломы, который перевязывают в верхней части. Пучок-юбку вставляют в пучок-туловище и крепко перевязывают по линии талии, которую укладывают поверх юбки (рис. 29).

Рис. 29 чуть выше справа. Раздельное изготовление туловища и юбки

Юбку куклы можно закрепить также поверх туловища, чтобы получилось подобие препоясанного платья. Для этого место соединения юбки и туловища скрывают перевязкой из соломки или ленточкой. Низ юбки можно также оформить плетеной ленточкой. Если сшить ее в кольцо, она закрепит форму юбки – соломка не будет расходиться в разные стороны.

Рис. 30 - слева. Изготовление головы

Юбку можно сделать и по-другому: сшить стебли соломы (лучше на машинке) в форме веера, обернуть вокруг талии и связать с туловищем.

Мужские фигурки

Возьмите пучок соломы, перевяжите его верхушку, отступите примерно на 1 см вниз и снова перевяжите пучок. Отдельно сделайте руки: возьмите пучок соломки, равный по длине вашей фигурке, перевяжите его концы – получились руки. Разделите основной пучок на две части и вставьте руки так, чтобы обе выступающие руки были одинаковой длины. Придвиньте руки вверх к жгуту, отделяющему голову, и перевяжите, чтобы получилась талия. Далее разделите оставшуюся часть пучка пополам – это будут ноги. Перевяжите концы ног (рис. 31).

Рис. 31 слева. Каркас мужской фигурки

Ноги мальчику можно сделать таким же способом, как и юбку кукле – из разных пучков соломы, вставленных в туловище и перевязанных веревкой или лентой (рис. 32).

Рис. 32 слева. Каркас мужской фигурки

Часто для создания рук и ног куклы используют обыкновенную витую плетенку. Ее можно расширить либо заузить, придать необходимую форму уже в самом процессе плетения. Правда, это потребует определенных навыков, внимательности и аккуратности, но красота сделанной вами фигурки будет того стоить.

При желании кукле можно сделать прическу. Для этого возьмите пучок льняных или синтетических ниток, сложите его пополам, середину свяжите ниткой того же цвета. Приложите сложенный пучок к голове куклы, которой вы хотите сделать прическу. Отступите на такое расстояние, чтобы «волосы» можно было надеть на голову, а остальную часть заплетите в косу. Приклейте косу на голову кукле. Косу можно сделать и из соломки, которую пришивают к голове по линии пробора, а затем заплетают в косу.

Косу можно сделать и одновременно с головой. Для этого свяжите пучок соломы, разделите его на три части. Основная часть пучка будет в дальнейшем туловищем, а из двух других сделайте голову и прическу: отогните их вверх и перевяжите. Затем отогните волосы вниз и уложите по форме головы, отведите назад, перевяжите и заплетите косу (рис. 33).

Рис. 33 справа. Как одеть соломенную куклу

На голову куклы можно надеть венок, косынку, ленту, шляпку. Можно украсить куклу, сшив из ткани жилетку или фартук. Можно сплести красивый пояс из соломки или цветных ниток либо просто вплести в соломинки яркие нитки.

Обувь можно сделать, перевязав внизу пучок ноги еще раз выше первой перевязки и согнуть его по этой линии. Ступню можно оформить в виде лаптя либо сапога, для этого надо лишь проявить немного изобретательности.

Лицо кукле можно сделать, вышив глаза и рот цветными нитками либо просто наклеить их.

Текст и схемы - из книги:

Алеся Анатольевна Гриб
Плетение из соломки и других материалов

Фото я подбирала из разных источников.

www.rukukla.ru

Как сделать куклу из соломы руками. Традиционная кукла из соломки

Осень – время, когда хочется в дом привнести чуть больше тепла и уюта. И помогают в этом даже такие мелочи, как подделки, сделанные своими руками. Одними из самых необычных, оригинальных и красивых получаются подделки из соломы. Солома – лёгкий и податливый материал, с которым интересно работать.

Что можно сделать из соломы?

Идей для поделок можно придумать много, начиная от простых букетов с добавлением осенних цветов и куколками из соломы, которые раньше всегда плели на праздник урожая на Руси, и заканчивая сложными картинами, какими-то животными, которых можно сделать вместе с детьми, декором цветочных горшков, зеркал и фоторамок и других поделок для дома.

Букеты из соломы своими руками

Очень эффектно будут смотреться букеты цветов, сделанные из этого природного материала. Для того, чтобы выполнить один такой цветок, вам понадобится ткань нравящегося вам цвета и неброские нитки, проволока, бумага или картон, клей, ножники, аммиак, гидроперит (несколько таблеток) и вода.

Как сделать?

Для начала следует составить раствор из воды, аммиака и гидроперита. В данной смеси стебельки соломы оставить на 6-8 часов, в зависимости от насыщенности вашего раствора. Затем тщательно промойте трубочки соломы и разрежьте их вдоль волокон. Аккуратно приклейте получившиеся ленты на бумагу, тщательно прижмите их, чтобы не было загнутых концов. Затем возьмите второй лист бумаги, желательно более плотный, и, предварительно прорисовав на нём трафарет, прижмите его к получившемуся слою соломенных стебельков.

С задней стороны вырежьте несколько аккуратных листиков и приклейте к ним лоскутки ткани. По краям отделайте листики ниточками, приклеив их на клей. После того, как получившееся изделие высохнет, вырежьте его. Затем сделайте ещё 6 листиков и заготовьте круг из картона. Листики приклейте к кругу с обеих сторон, затем проколите цветок в двух местах и соедините все элементы в одну композицию с помощью проволоки. Цветок можно украсить ленточками или бусинками. Для создания букета сделайте несколько таких цветков.

Вот мастер класс, как сделать цветок колокольчик из соломы :

Картины из соломы своими руками

Одна из самых популярных техник — изготовление одновременно плоских и визуально объемных картин из соломы. Ее несложно освоить и самим, достаточно разобраться, как это делается, хоть это и довольно трудоемкий процесс.

Как сделать?

Для создания аккуратной и красивой картины из соломы вам понадобятся, опять же, ножницы, плотные листы бумаги (либо картона), клей, кисти, карандаши и, безусловно, сама соломка. В первую очередь необходимо придумать, что вы будете изображать на своём «холсте». Далее легонько прорисуйте главные детали на бумаге или же возьмите за основу, к примеру, картинки из раскрасок, книг и журналов. Обратите внимание, что основы вашей картины мы рисуем не на той бумаге, что будет являться основой подделки, а на любой другой.

Затем приготовьте солому по тому способу, что упоминался выше: опустить в раствор аммиака, разрезать солому ножницами, выгладить утюгом. Приклеить солому на прорисованные детали, дать им высохнуть, затем аккуратно вырезать. После всего этого можете смело брать заготовленный вами для основы лист бумаги или картона. Приклеиваем получившиеся кусочки картины непосредственно на «холст», бережно прижимаем. Картина готова! Если хотите сделать её чуть ярче, раскрасьте её красками или лентами.

Соломенные куклы своими руками

Изготовление соломенных кукол – занятие, которым так любили заниматься наши предки. Для того, чтобы сделать одну из таких кукол или оберегов, понадобятся зубочистки, проволока, ножницы и ткань.

В данном случае ни выпрямлять, ни разглаживать солому не понадобиться. Её необходимо просто подравнять, чтобы все соломинки были одинаковой длины. Согните их пополам, чтобы концы оставались ровными. Определите, где будет кончаться голова у вашей куклы, и затем аккуратно обозначьте её с помощью проволоки. Далее сформируйте талию, опять же перевязав её проволокой. Если кукла ломается, вставьте в узел между «головой» и «телом» зубочистку наподобие позвоночника. Руки можно сделать как обычным плетением из солом

yamuzykant.ru

Кукла-стригушка. Танцующая кукла из трав

08.07.2019

Кукла-стригушка — популярная у славян кукла. Особенно она нравится детям, так как правильно сделанная стригушка умеет танцевать. Мастерят такие игрушки из природных материалов: из травы, сена или соломы с вплетением душистых целебных трав – благодаря чему игра с ними превращается в лечебное действо – в ароматерапию.

Основная особенность этой куклы – то, что её низ не заплетается, а наоборот – распускается, чтобы он представлял собой подобие соломенной юбочки. И эта юбочка ровно подстригается, чтобы кукла могла стоять на какой-либо горизонтальной поверхности. Потому в народе её и зовут стригушкой.

Чтобы Стригушка затанцевала, её ставят на дощечку, деревянный стол, табурет или другую поверхность и стучат рядом с ней кулаками или ладонями. От вибрации кукла буквально пускается в пляс, крутится и вертится, что доставляет необыкновенное удовольствие детям, особенно самым маленьким. А если такая кукла не одна, а их целая компания, то такой танец превращается в целое представление, где куклы становятся в пары, кружатся в хороводах. Так незатейливая и простая игрушка дарит по-настоящему радостные чувства и оказывает благотворное влияние на играющих: как на детей, так и на взрослых.

История у таких кукол давняя.

Когда раньше приходилось детей брать с собой в поле на работу, их необходимо было чем-нибудь занять. Тогда собирали всё, что находилось под руками, а чаще всего это была трава или солома, и за пару минут крутили из этого куклу, которую отдавали детям.

Те куклы, которые делали дома, создавали без спешки, использовали больше материалов, и они были гораздо наряднее своих полевых сестричек. Такие стригушки были одеты в яркие юбки с передниками, косынки с повойниками, их украшали тесьмой, бусами, вышивкой и другими декоративными элементами. Если постараться, то на основе стригушки можно создать настоящее произведение искусства – авторскую куклу.

Как предметы руской старины куклы-стригушки даже представлены в Руском музее в Санкт-Петербурге и Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Как сделать куклу-стригушку

Сделать такую игрушку просто, а удовольствия от процесса и результата уйма.

  • Изготовление куклы – это развитие моторики и логического мышления.
  • Это вдыхание фитонцидов от свежих трав, любование зеленью.
  • Это умение взаимодействовать в коллективе, работать вместе, помогать друг другу.
  • Это формирование экологического сознания: дети учатся понимать важность бережного отношения к ресурсам планеты, учатся радоваться простому и видеть прекрасное в естественном. Люди затрачивают очень много ресурсов, буквально истощая планету, а мы можем сделать своими руками из природных средств игрушку, которая и порадует нас, и, вернувшись обратно в природу, не нанесёт ей вреда.
  • Игрушка, сделанная своими руками теплее и ближе к сердцу.
  • А ещё умея делать всякие такие предметы, как эти куклы, мы можем спокойно и уверенно жить, потому что знаем: всё, что нам понадобится, мы сумеем сделать сами. Мы сможем выжить в любых сложных условиях, да и другим поможем.

Какой бы не была кукла-стригушка – самой обычной из травы или же нарядной сувенирной с целым гардеробом, процесс её создания одинаков во всех случаях.

Чтобы сделать куклу-стригушку, подойдёт сухая солома, сухая трава или свежая трава, а также лыко, тоненькие прутики трав, кустарников и деревьев. Некоторые мастерицы рекомендуют выпаривать солому в горячей воде или хотя бы немного подержать её над горячим паром, чтобы она не сломалась, когда её необходимо будет сгибать практически пополам.

Что касается травы - для изделий подходит лишь определённая трава. Она длинная и тонкая, растёт вокруг деревьев маленькими кустиками и похожа на газонную. Структура растения очень красива, с ним легко работать, а кроме того, такое изделие долго сохраняется.

Итак, берётся пучок травы, соломы или другого подходящего материала, ровно обрезается по краям, и складывается вдвое. В верхней части, на уровне шеи, пучок перевязывается красной ниткой или лентой, чтобы получилась своеобразная округлость, которая будет представлять голову.

Далее необходимо сделать кукле руки. Руки делаются из нового пучка соломы, который можно переплести или просто завязать на кончиках ниточками. Полученные руки вставляются в туловище куклы, ниже красной нитки (шеи), после чего основной пучок перевязывается ещё раз ниже рук – на талии.

Также можно сделать из соломы миниатюрные косы, которые затем будет необходимо прикрепить к голове. После этого нужно подравнять низ куклы, чтобы он представлял собой своеобразную соломенную юбочку.

Подобрать целебные травы для вплетения в куклу, в зависимости от того какого лечебного эффекта хотите достичь, можно здесь или здесь.

На стригушку можно специально пошить сарафан из разных тканей с вышивкой и тесьмой. Не забывайте про руки, для них делают нарукавники или выкраивают рубашку.  Лыко или солома прекрасно сочетаются с натуральными тканями и в таком случае получится оригинальная, интересная кукла. Иногда даже делают голову из папье-маше и рисуют лицо. Но это уже в порядке творческого поиска каждый мастер определяет сам для себя пределы допустимой вольности.

Кукла-стригушка готова.

Куклы из травы испокон веков являлись оберегами и защитниками от болезней для детей. В наше время подзабыты многие народные рецепты и тайнодействия по изготовлению таких кукол. Однако ничего не исчезает в никуда, как и не берётся из ниоткуда. И забытые рецепты приходят из прошлого и новые идут в свет.

Так что пока травы душистые и сочные, собирайте их и создавайте обереги для себя и своих близких. Приготовляйте на зиму лекарские припасы.

 

© Методический центр «Древо Рода»


Другие статьи по теме «Здравомыслие»

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

drevoroda.ru

Методическое пособие "Куклы из соломки" (изобразительное искусство 5 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №16 «Интерес»

Куклы из соломки

Методическое пособие для учителей технологии, изобразительного искусства и руководителей кружка

декоративно-прикладного творчества


Подготовила:

Маризова Людмила Александровна

2016 год

Содержание

  1. Плетение из соломки как вид народного творчества

  2. Соломенная кукла в обрядах наших предков

  3. Технологические приемы в изготовлении соломенных кукол

    1. Кукла - женская фигурка

    2. Кукла - мужская фигурка

  4. Литература

Плетение из соломки как вид народного творчества

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой распространенных растительных материалов.

Соломка - это благодатный, теплый, душевный материал, из которого можно смастерить несравненное чудо. В поделках из соломки живет душа, они приносят добро, надежду, удачу всем, кто хоть раз прикоснется к этому народному искусству. Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом в труде, и в обрядовой деятельности. Трудовой процесс земледельца неразрывно связался с символикой снопа, зерна, колоса.

В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли: это и рождественские традиции, и "жаворонки" - зазывание весны с использованием соломенных птичек.

Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. В числе осенних праздников наиболее значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит ярче всего.

Декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка хлебных злаков издавна используется для художественного оформления самых разных вещей.

Ещё в прошлые века в Европе оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы. В западной Европе, где поля в основном засевали пшеницей, для поделок шла именно пшеничная солома.

Настоящие ценители и знатоки этого вида декоративно-прикладного искусства всегда определят, где изготовлено то или другое изделие из соломки, так как работы мастеров из различных областей нашей и других стран отличают традиционные стили работы, виды изделий по назначению и технике исполнения.

В Японии, Вьетнаме и Китае мастера изучили свойства рисовой соломы и научились искусно использовать её для изготовления различных изделий: ширм-перегородок, декоративных панно, а также игрушек и декоративных скульптур.

В Польше, Чехии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную и ржаную солому.

В России, Белоруссии и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, поэтому в повседневной жизни крестьян чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой.

Именно эта соломка шла на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. Также использовалась пшеничная, ячменная и овсяная солома. При изготовлении поделок учитывались особенности каждого вида соломы, ведь солома соломе рознь, недаром, крестьяне сложили поговорку:

« Гречневая солома кривая, ячменная смачная, пшеничная пышная».

"Ржаница" - так в старину называли ржаную солому - была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько прочной и гибкой, что из неё можно было плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Из ржаной соломы изготовляли игрушки, плели корзины, сумки и коврики. Основой большинства плетеных изделий из соломы, будь то сумки, корзины, головные уборы, коврики служат плетежки или плетешки. Эти слова продолжают жить в лексиконе народных мастеров, работающих с соломой.

Необходимо остановиться и на истории возникновения соломенных кукол в Пензенской области.

У истоков соломенного ремесла в Пензенской области стояла Екатерина Константиновна Медянцева (09.12.1904 – 29.06.2000 г.) – жительница с. Михайловка Мокшанского уезда Пензенской губернии, ныне Лунинского района, мастер народного искусства, с 1965 года Заслуженный работник культуры Российской Федерации (Рисунок 1). Проработав всю жизнь сельским учителем и, выйдя на пенсию, она впервые в России выполнила уникальные соломенные игрушки из соломы (куклы, кони, петухи), которые делали в нашей губернии еще в царскую эпоху. Технологию их производства никто не помнил, поэтому ей пришлось по памяти восстанавливать метод обработки соломы. Так Медянцева возродила в области художественный промысел плетения из ржаной соломы.

Сделанные Екатериной Константиновной куклы и композиции экспонировались на выставках в Москве, в Нижнем Новгороде, Бухаресте. Сотрудники Музея народного творчества рассказывали,

что эти куклы Рисунок 1. Медянцева Е. К. за работой

демонстрировались даже

во Франции, в Лувре.

В настоящее время её работы хранятся в государственном Историческом музее. В пензенском музее народного творчества выставлены 22 работы. Они поражают самобытной красотой и не оставляют равнодушными посетителей музея.

Соломенная кукла в обрядах наших предков

В среде жниц, имеющих богатое воображение, родилась загадка: "Маленький Афанасий травкой подпоясан" И, конечно же, каждый сельский житель узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Нашлась среди жниц мастерица, которая, может быть в шутку, сделала Афанасию руки и подпоясала его пояском. Это и было рождение первой соломенной скульптуры.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворяла собой прошедшую зиму со всеми невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества, Большая кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника придать её огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил основой традиционных крестьянских игрушек.

Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также разных фантастических животных. Уже более ста лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны сотни научных и популярных статей. И тема эта далеко не исчерпана.

Мы занимаемся рукотворной куклой уже несколько лет. Приступая к занятиям, обычно погружаемся в историю предмета. Когда и как появилась эта кукла? Какой она была? Какие функции выполняла? В сказке "Василиса Прекрасная" из сборника А.Н. Афанасьева есть такие строки: Умирая, купчиха позвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: "Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никогда не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета". Такая игрушка необходима для общения, игры, приобщения к ремеслу, может служить подарком.

Начиная мастерить куклу из соломы, мы вспоминаем, какую родословную имеют простенькие игрушки соломы? Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. Соломенное чучело в шапке и кафтане в масленицу отправляют плыть по реке в конце торжества. Из года в год такие куклы из соломы оставались одним из любимых развлечений деревенской детворы. Изучая древние верования и сравнивая их с современными традициями, можно сделать вывод о том, что соломенная кукла является едва ли не самой древней, распространенной, но менее всего сохранившейся. Основным её назначением было жертвоприношение земным и водным стихиям и божествам.

Технологические приемы в изготовлении соломенных кукол

Перед началом работы солому размягчают в воде, она становится мягкой, податливой. Перетяжки можно выполнять нитками оранжевого, красного, зеленого или подходящего по тону к основе цвета. Костюм и элементы его декора либо закладываются в конструкцию куклы, либо выполняются отдельно и потом пришиваются или вплетаются в основу. В некоторых случаях используется текстиль и элементы вышивки, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не потерять прелести основного материала - соломы.

При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, региональных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей. Далее, от отдельных работ переходим к тематическим композициям. Работа над композициями требует более глубокого знакомства с бытом, укладом, традициями, праздниками, обрядами наших предков.

В плетении из соломки существует много вариантов изготовления соломенных кукол. Самые простые приемы, пришедшие из традиционного народного искусства, основаны на перегибах 1—2 соломенных пучков. Эти куклы просты в изготовлении и имеют небольшие размеры: 12— 20см. Современные мастера разработали приемы изготовления кукол на основе составных каркасов. Элементы таких кукол — голова, верхняя часть туловища и нижняя часть туловища — изготавливаются отдельно, они могут иметь каркас, собранный из пучков соломы, или плетеную основу. У современных кукол черновой каркас изготавливают чаще всего для головы, рук и верхней части туловища, у мужских фигурок — еще и для ног. Нижнюю часть куклы (это, как правило, юбка) выполняют из собранного в конус пучка цельных соломин, выплетают из витой плетенки в виде колокольчика или сшивают из плоских плетенок. Во всех случаях используют самый разнообразный декор. В мужской скульптуре дополнительно оформляются штаны и обувь.


Нами выявлены наиболее характерные технологические приемы выполнения женской и мужской фигурок, основанные как на традиционных, так и на современных технологических приемах.

Кукла (женская фигурка, размер12x7x3 см) на основе 2 пучков соломки
Рисунок 2

Материалы:

  • 18 соломин из средней части стебля диаметром 3мм и длиной 18см для туловища;

  • 7 соломин из средней части стебля диаметром 3 мм и длиной 8 см для рук; 3 длинные соломины из верхней части стебля диаметром

1,5—2 мм для прически;

  • 2 соломенные ленты красного и натурального цвета шириной 5 мм и длиной 30—35 см;

  • красная тонкая тесьма шириной 3—4 мм и длиной 50 см; бусинка диаметром 1,5 см для каркаса головы; ножницы, нитки (Рисунок 2).

 Техники:

- плоская плетенка «косичка» из 3 соломин;

- простая плоская плетенка из 4 соломин.

Выполнение работы.

1. Сплетите плетенку «косичка» длиной 25—27 см из 3 соломин, приготовленных для прически куклы.

2. Из пучка приготовленной для туловища куклы соломки возьмите 15 штук, выровняйте по одному краю. Между концами соломин на глубину 1,5—2 см поместите толстый конец «косички». Плотно свяжите концы соломенного пучка вместе с плетенкой. Перевязку расположите на расстоянии 1,5см от края соломенного пучка.

 3. Поместите внутри соломенного пучка бусину. Равномерно распределите вокруг нее соломины и сделайте следующую перевязку сразу по границе бусины. У вас получилась голова куклы.

4. Возьмите соломины, приготовленные для ручек куклы. Свяжите их плотно вместе двумя перевязками. Расстояние между перевязками равно 5 см. Концы соломин подрежьте так, чтобы их длина составляла 6—7 мм.

5. Определите, где у вашей куклы будет лицо. Разделите соломины туловища пополам на передний и задний пучки. Между пучками вставьте ручки куклы. Предварительно соломины ручек слегка сплющите в средней части. Ручки плотно придвиньте к перевязке шеи.

6. Свяжите оставшиеся 3 соломины, приготовленные для туловища, близко к концам. Поместите связанные соломины внутрь пучка соломин туловища, подперев ими ручки куклы.

Рисунок 3

7. Завяжите соломины туловища на поясе, уравнивая пропорции куклы.

8. Сплетите из цветных соломенных лент плоскую простую плетенку из 4 соломин длиной 7см.

9. Расположите плетенку спереди туловища куклы, как фартучек. Зафиксируйте плетенку нитками на поясе куклы. Обмотайте перевязку шеи тесемкой, концы оставляйте длиной 13—15 см. Затем крест-накрест перевейте грудь куклы и завяжите сзади на поясе. Концы тесемки оставьте свободными.

10. Верхнюю перевязку головы завяжите тесемкой, оставив концы длиной 8—9см, которые свяжите в петельку. Плетенку «косичка», привязанную вверху пучка соломин, дважды обмотайте вокруг верхней перевязки головы и спустите вперед через плечо, как косу. Зафиксируйте косу, привязав ее к поясу свободными концами тесемки.

11. Закройте тесемками перевязки рук. Соломины на юбке куклы ровно подрежьте (Рисунок 3).


Кукла (мужская фигурка, размер 12x7x3 см) на основе 2 пучков соломки

 

Рисунок 4

Материалы:

  • 21 соломина из средней части стебля диаметром 3мм и длиной 18см для туловища;

  • 7 соломин из средней части стебля диаметром 3мм и длиной 8см для рук;

  • 3 длинные соломины из верхней части стебля диаметром 1,5—2 мм для лаптей и головного убора;

  • 4 длинные соломины из средней части стебля диаметром 3мм для выполнения элементов одежды;

  • красная тонкая тесьма шириной 3—4 мм и длиной 50см;

  • бусинка диаметром 1,5см для каркаса головы;

  • ножницы, нитки, клей ПВА (Рисунок 4).

Техники:

- плоская плетенка «косичка» из 3 соломин;

- простая плоская плетенка из 4 соломин.

Выполнение работы
1. Из пучка приготовленных для туловища куклы соломин возьмите 18 штук, выровняйте по одному краю. Плотно свяжите концы соломенного пучка. Перевязку расположите на расстоянии 3,5—4 см от края соломенного пучка.

2. Из соломин верхней части пучка будут выполняться волосы, нижняя станет основой для туловища и ног.

 3. Поместите внутри соломенного пучка бусину. Равномерно распределите вокруг нее соломины и сделайте следующую перевязку сразу по границе бусины. У вас получилась голова куклы.

4. Возьмите соломины, приготовленные для ручек куклы. Свяжите их плотно вместе двумя перевязками. Расстояние между перевязками равно 5см. Концы соломин подрежьте так, чтобы их длина составляла 6—7 мм.

Рисунок 5

5. Определите, где у вашей куклы будет лицо. Разделите соломины туловища пополам на передний и задний пучки. Между пучками вставьте ручки куклы. Предварительно соломины ручек слегка сплющите в средней части. Ручки плотно придвиньте к перевязке шеи.

6. Свяжите оставшиеся 3 соломины, приготовленные для туловища, близко к концам. Поместите связанные соломины внутрь пучка соломин туловища, подперев ими ручки куклы.

7. Завяжите соломины туловища на поясе, уравнивая пропорции куклы.

8. Разделите свободные концы соломин на 2 равные части — правую и левую, по 9 соломин в каждой, — это будут ноги куклы. Свяжите каждый пучок внизу на расстоянии 6— 6,5см от пояса.

9. Пучок коротких соломин, предназначенных для выполнения волос куклы, расщепите иголкой на узкие полоски шириной 1,5—2 мм. Расщепленные соломины равномерно отогните вниз, распределяя их по всей поверхности головы. Положение соломин зафиксируйте временной перевязкой, которую после того, как соломка высохнет, снимите.

10. Сплетите из длинных соломин, взятых от средней части стебля диаметром 3мм, 2 простые плоские плетенки из 4 соломин длиной по 9см.

11. Плетенки перегните крест-накрест через плечи куклы и завяжите тесьмой на поясе.

12. Узкими соломенными лентами шириной 2мм перевейте крест-накрест каждую ножку куклы от колена. Ленты завяжите на нижней перевязке ног.

13. Сплетите длинную плетенку «косичка» шириной 4—5 мм и длинно

25—27 см.

14. Отрежьте кусочки плетенки «косичка» и сделайте из них два колечка, связав концы плетенок. Диаметр каждого колечка 1,5см. Из колечек вы сделаете обувь куклы. Внутрь каждого колечка поместите ножку куклы на уровне нижней перевязки и свяжите вместе с задней стороны ноги. Колечкам придайте вытянутую форму, имитируя ступни ног. Нитки перевязок закройте, обмотав их узенькими соломенными лентами. Выступающие части соломенных пучков от ног куклы подрежьте. Установите куклу на плоскости.

15. Высохшую соломку, из которой выполнены волосы куклы, подрежьте в ровную прическу. Сделайте челку, открыв лицо. Из плетенки «косичка» свяжите или сшейте колечко, соответствующее периметру головы. Слегка смажьте его с внутренней стороны клеем и наденьте на голову кукле, зафиксировав волосы.

16. Закройте тесемками перевязки рук и шеи (Рисунок 5).

Говорят, что соломенные куклы приносят удачу.

Но самые изысканные соломенные вещи из обычной пшеничной соломы делают, конечно же, в Белоруссии. Белорусские мастерицы умеют творить из соломы настоящее чудо. Современные мастера и дизайнеры создают из соломки целые костюмы и платья в народном стиле. Они смогли возродить к жизни старинные техники и приемы соломоплетения.
г. Минск

Литература

  1. Аблынина Г.А. Соломенная живопись. Методическое пособие по работе с соломкой. – Пенза: 1997

  2. Голубева Н. Аппликация из природных материалов - Москва: Культура и Традиции, 2002.

  3. Лобачевская О.А., Кузнецова Н.М.. Возьми простую соломку. – Минск: Полымя, 1988.

  4. Новикова И.В., А.В. Базулина. 100 поделок из природных материалов - Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

  5. Починова Н.В, Дехтяренко В.Н. Инкрустация соломкой.- Минск: Полымя, 1988.

  6. Прекрасное своими руками. Библиотека для родителей. Москва: Детская литература, 1989.

  7. Учебное пособие для педагогических училищ. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – Москва: Просвещение, 1991

  8. Щеблыкин И.К, Романина В.И, Кагакова В.И. Аппликационные работы в начальных классах. – Москва: Просвещение, 1983

  9. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Москва: Просвещение, 1969.

  10. Я вхожу в мир искусств № 3, 1999.

Вернисаж

детского творчества



infourok.ru

Открытое занятие "Изготовление соломенных кукол Иван да Марья"

Тема: «Оберег из соломки «Иван - да - Марья»

Цель занятия: Знакомство с народной обереговой куклой «Неразлучники»; воспитание, на  примере куклы,  семейных ценностей – внимательного, бережного отношения друг к другу,  ответственности за детей. Раскрыть свойства и возможности соломки как природного материала для декоративно - прикладного творчества.

Задачи:

1. Обучающая: познакомить детей с разнообразием изделий из соломки, с технологией их создания, способами обработки соломки. Научить делать куклу «Неразлучники», последовательно следуя инструкции.

На примере куклы показать, что семья- это союз любящих людей, идущих по жизни рука об руку; несущих ответственность друг за друга и за детей;

 2. Развивающая: развивать творческое мышление,  фантазию и  воображение, пробуждать любознательность в области  декоративно-прикладного искусства, развивать мелкую моторику рук и глазомер, развивать умения ручного труда.

 3. Воспитывающая: воспитывать любовь к народному творчеству, эстетический вкус и коммуникативные качества личности. Воспитывать интерес к культуре своей Родины, к ее народным традициям. Пробуждать интерес и уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа. Формировать потребность в творчестве, интересном и познавательном досуге. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность.

Материалы и инструменты: соломка, ножницы, игла, леска, напёрсток

Оборудование: мультимедийные средства, образцы работ из соломки.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы познакомимся с миром народной куклы,   миром поистине удивительным. Действительно, разве не удивительно, когда смотришь на маленькую соломенную фигурку  и  чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно. И конечно же во время нашего знакомства мы будем мастерить куколку.

2. Вводная беседа

Издавна заметили люди  необычные свойства обычной соломки: ее эластичность, многоцветность, переливчатый блеск, а главное – это материал, который всегда под рукой. Хлебом кормились, сухие стебли - соломку – использовали как в быту, так и для украшений.

 Вырастут в поле рожь и пшеница.

 Их обмолотят - соломка родится.

В руки возьмет  лишь ее мастерица –

Сразу она в чудеса превратится!

   Так и дошло до наших дней соломенное мастерство. И славится золотая соломка на весь свет!

Педагог раздаёт детям красивые красные ленточки и предлагает повязать их на голову.

Какие мы с вами красивые! А будем ещё и рукодельные! Но для начала, скажите мне на какие группы делятся народные куклы? (игровые, обрядовые, обережные).

На наше занятие я принесла вам кукол. Посмотрите, сколько их много, и это далеко не все куколки, которые делали наши бабушки и прабабушки. Как вы думаете, почему народных кукол было так много? (наши предки делали много кукол, для разных случаев в жизни, для всех членов семьи. Каждой куколке придавали свой смысл. И считалось, что чем больше кукол в семье, тем счастливее и удачливее эта семья будет)

Самая первая кукла на Руси делалась из золы. В золу добавляли воду, скатывали в шарик, затем украшали тканью. Получалась «баба» - женское божество. «Баба» передавалась по наследству, от бабушки к внучке, и дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага, она охраняла, лечила, защищала от злых сил. Выбрасывать их было нельзя, считалось большим грехом, поэтому их хранили в сундуках.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

  • Куколок было очень и очень много на все случаи жизни. В народе говорится: «Кто в куклы не играл, тот жизни не знал». Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы? (Через куклу дети узнавали о жизни, постигали все самое главное и важное, учились понимать, на чем строятся взаимоотношения людей)

  • Посмотрите еще раз на всех куколок. Они все такие разные! У каждой свой образ, своя притягательность. Но есть в них нечто, что объединяет всех. Что у них общего? (нет лица)

  • Почему у народной куклы не рисовали лицо? (чтобы в куклу не вселился злой дух).

  • Обережных куколок тоже очень много. Это особые куклы,  их называют еще помощницами, задача которых оберегать мир людей от зла, неприятностей, недугов и болезней, а также помогать в исполнении желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для улучшения  отношений, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. (показ кукол Берегиня- оберег дома, Конь - один из оберегов, который с древних времен наши предки изготавливали для защиты своих домов. Этот образ несет в себе силу, благородство, преданность и верность).

  • Сегодня мы с вами будем делать кукол неразлучников Иван да Марья. Обычно их делают из ткани, а мы с вами будем делать из соломки.

Описание: «На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела, радости  и беды деля пополам».

  • В чем особенность этой куклы, в отличие от других? (кукла одна, а фигурок две)

  • Как вы думаете, на что или кого похожа эта кукла? Кого она будет оберегать?

  • А что такое семья? (люди, связанные браком, родственными отношениями, мама, папа, бабушки и дедушки, дети и т.д.)

  • Сейчас мы с вами немного поиграем. Я хочу попросить вас сказать, с чем у вас ассоциируется слова семья. Я говорю «семья», показываю на кого либо из вас, вы называете слово – ассоциацию.  Пожалуй, начну я сама. Итак, семья – это любовь, семья- это…. (проводится игра)    (слова ассоциации - надежность, тепло, добро, помощь, ребенок, дети, мама, папа, уютный дом, помощь, понимание)

Все верно. Семья, это союз двух любящих людей, это одно целое. В этом союзе обязательно рождаются дети. Семья дарит людям тепло домашнего очага, чувство надежности и защищенности, осознания того, что тебя поймут и всегда помогут.

Не зря поэты пишут, что

 Семья – это свет,

Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь

И сопутствует нам.

Это – творчество,

Где ни последних, ни первых,

Где и радость, и горе –

Всегда пополам.

Дети читают стихи:

1. Любите и цените Счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

2. Начинается семья

С мамы, папы и меня,

Из домашней суеты,

Из стоянья у плиты,

Из прогулок в выходной,

Из дураченья со мной,

Из любви счастливых глаз

И из снимков, что про нас.

3. Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

И для того, чтобы семья всегда была дружной, чтобы муж и жена были опорой друг другу, вместе делили все радости, все дела, проблемы и горести пополам, молодой паре после венчания дарили  эту замечательную куклу, которая называется парочка, неразлучники.

Как вы думаете, почему у них одна общая рука? (ответы детей, обобщение: муж и жена - неразрывное целое, они любят друг друга, заботятся друг о друге, а значит, не должны ссориться, должны беречь друг друга, все заботы о детях, ответственность за них делить пополам).

Так сложилось на Руси, что на все случаи

Мастерил народ себе куклы лучшие.

Обереги,  для обрядов, игровые –

Отводили  беды от семьи они любые.

Пусть  прошло уж  много лет, но по-прежнему

Мастерим мы куколки обережные.

Неразлучники – этим всё сказано:

Две судьбы в одну крепко связаны.

Чтоб семья была крепка – на двоих одна рука!             

                                 (автор- Л.Л. Калашникова)

3.    Практическая часть

1. Подготовка к работе. Инструктаж по технике безопасности.

2. Объяснение техники выполнения куклы «Неразлучники»

3. Подведение общих итогов, выставка работ обучающихся.

У вас на столах лежат пучки соломы.

Возьмите в руки соломенные трубочки и прислушайтесь к своим ощущениям…

Ребята, вы заметили, что соломка – это теплый солнечный материал. И вы знаете, что соломка обладает магической силой: ее золотистый цвет  притягивает внимание, а ее искрящийся  свет от солнца обладает лечебными свойствами, успокаивает нервную систему, расслабляет глазные мышцы, концентрирует внимание.

Настало время нам  с вами смастерить из нашей соломки замечательную куклу. Так же нам понадобятся крепкие нитки и нитки красного цвета для отделки и конечно же усердие и внимательность, чтобы все, что я говорю и показываю, сделать правильно.

Народная кукла всегда изготавливалась с  любовью особой тщательностью и по правилам. Какие это правила? (только натуральные материалы, нет лица)

С начало делаем мужскую фигуру. Берём 17 средних соломин и связываем сверху, отступив два сантиметра. Затягиваем все нити, во время всего мастер-класса, как можно крепче и завязываем на два узелка.

Обрезаем хвостики ниток, но не до конца, чтобы узелок не развязался.

Вот, что получилось.

Берём шесть коротких соломин и вставляем в середину куклы.

Крепко сжимаем под руками.

Затягиваем под руками крепко нить.

Обрезаем хвостики ниток.

Делаем ножки. Разделяем на пополам соломинки и завязываем нитью одну ножку,

Обрезаем кончики ниток.

Затем завязываем другую ножку.

И обрезаем кончики ниток.

Завязываем ручки, смотрим, чтобы руки не сильно длинные были и не сильно короткие.

Обрезаем нить.

Завязываем другую ручку.

Обрезаем нить.

Обрезаем ручки, оставляем кончики соломин по сантиметру.

И на второй руке тоже самое.

Теперь ножки обрезаем. Одну и другую.

Вот такой у нас получился мужчина.

Теперь приступаем к женской кукле. Берём двадцать длинных соломин. Так же завязываем сверху нитью.

Обрезаем концы ниток.

Переворачиваем длинными концами вверх и опускаем по одной соломине вниз.

Стараемся опускать по кругу, чтобы сформировалась круглая головка.

Завязываем крепко нитью головку.

Так же как и на мужской кукле вставляем ручки и под ними завязываем крепко нить.

Завязываем ручки.

Обрезаем хвостики ниток.

Делаем другую руку.

Обрезаем ручки.

Меряем по мужской кукле длину и обрезаем платье.

Начинаем плести косичку. Берём три соломины и завязываем нитью.

Плетём на всю длину наших соломин. В конце завязываем нитью.

Надо, чтобы длины косички хватило на обе куклы.

Привязываем нашу косичку красной нитью к руке одной куклы.

И другой конец косички к другой руке второй куклы.

Связываем посередине обе руки двух кукол красной нитью.

Обрезаем кончики ниток.

Перевязываем ножки мужской кукле, красной нитью. И крестом завязываем тельце наших кукол.

Берём средние три соломины и плетём ещё коротенькую косичку на голову женской кукле. Сзади аккуратно завязываем нитью.

Вот такие у нас получились Иван да Марья. Пусть они всегда всем приносят в дом счастье!

4.      Заключительная беседа.

Вот и готовы наши Неразлучники Иван да Марья. Полюбуйтесь на них, какие они славные, красивые, ладные. Настоящие обереговые куколки.

Такие куклы могут служить прекрасным подарком молодым на свадьбу, семейной паре на любую годовщину свадьбы. В наше время их дарят и одиноким подругам и друзьям с пожеланием найти свою вторую половинку.

Посмотрите на них еще раз внимательно. Как крепко они соединены одной общей рукой. На Руси, когда в семье появлялись детки, между женской и мужской фигурками привязывались бантики. Сколько деток появлялось, столько бантиков завязывалось на общую руку этой пары или делались маленькие куколки из ниток или вешались бубенцы. Муж и жена постепенно отдалялись друг от друга, но связи не теряют. Они по прежнему крепко держатся за руки, неся груз забот о своей уже немаленькой семье, вместе растят деток, вместе трудятся и веселятся.

Позвольте мне закончить нашу встречу словами:

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Хочу, чтоб семьи жили мирно,

Спокойно, тихо, без войны,

И чтоб горел очаг семейный

  Счастливым пламенем любви.

Ой, ой, ой, совсем запамятовала – забыла поведать вам о сумке моей волшебной. Называется она «лакомка». С ней порой чудеса случаются. Если на посиделках девицы-красавицы хорошо трудились, то в ней появляются гостинцы. Интересно, сегодня это случится? (Педагог открывает сумку - «лакомку» и с радостью раздаёт угощение – петушков на палочке.)

infourok.ru

Поделки из соломы - мастер-класс по созданию традиционных и современных поделок

В саду детей приучают к творчеству. Это помогает вырабатывать в них усидчивость и развивает мелкую моторику. Наиболее доступным материалом для детского творчества является солома. Из этого сырья изготавливают множество поделок. Их разнообразие можно найти на фотографиях на сайтах, где представлены поделки из соломы.

Так же существуют различные кружки, где проводят мастер-классы соломенным поделкам для начинающих. Такие поделки можно отнести к давней традиции нашей культуры. Соломенный материал имеет все необходимые свойства для использования его при изготовлении разных поделок.

Везде, где выращивают злаковые растения, можно обнаружить поделки из соломы. Фураж остается после уборки зерновых и является самым дешевым сырьем для творчества. Его использовали при изготовлении соломенных картин, фигурок животных и сооружений.

Такие работы могут быть объемными или плоскими, большого или маленького размера. Работа с таким сырьем подходит для детей любого возраста. Ведь так интересно наблюдать, как из сушеных стеблей получаются необычные герои, да еще и с помощью своих умелых ручек. И хотя сегодня прогресс не стоит на месте, детей все равно увлекает творчество из соломы.

Оглавление статьи

Отличительные свойства соломы

Солома как сырьё, обладает важными характеристиками:

  • экологическая безопасность;
  • дешевизна;
  • широкая распространенность;
  • пластичность;
  • отлично держит форму;
  • основательность;
  • простота в подготовке к работе.

Нужно учитывать, что солома разных зерновых культур имеет отличие. У ячменя стебелек желтого цвета, поэтому соломинки тоже ярко желтые, глянцевые. Она хорошо подходит для детских поделок из соломы, так как выделяется своей пластичностью и простотой обработки. Поделки из ячменной соломы носят насыщенный желтый цвет.


Ржаная солома намного темнее. Стебли ржаных культур более прочные, поэтому их солому чаще используют при выполнении объемных сооружений. Так же, ржаной фураж нужен при изготовлении фигурок людей и животных, потому что отлично держит форму.

Фураж после пшеницы небольшой длины и толстостенный. Имеет золотистый цвет. Она так же подходит для создания объемных композиций.

Солома из овса относится к универсальному сырью. Стебли имеют желтый цвет и выраженную пористость. Такая солома весьма гибкая, из-за этого, имеет широкий спектр использования.

При создании интересных картин или объектов, можно сочетать несколько видов соломы. Благодаря этому, возможно подчеркнуть некоторые моменты и получить композицию необычной красоты. Почерпнуть интересные идеи поделок из соломы возможно в специальной литературе или на просторах интернета.


Инструкция как сделать поделку из соломы

Перед началом работы по изготовлению поделки, нужно весь процесс основательно распланировать. Если вы начинающий творец, то выбирать композицию для первой работы, стоит самую простую. Это поможет освоить навыки работы с соломенным материалом.

После составления плана, нужно подготовить место для творчества. Удобнее творить на большой и ровной поверхности стола. Расположить его нужно поближе к окошку, а так же обеспечить дополнительный источник света. Поверхность стола необходимо застелить клеенкой, чтобы защитить от попадания клея или царапин.

Приготовьте и разложите весь нужный инвентарь. Это могут быть: разные ножницы, канцелярский ножик, пинцет, шило, утюг, карандаши, клей, нитки с иголкой. Перечень может быть видоизменен, все зависит от сложности выбранной композиции.

Следующим шагом идет подготовка основания, к которому будем прикреплять солому. Если поделка плоская, то в качестве основания может служить ткань, фанера, картон. А если планируется объемная фигура, то сначала нужно сделать каркас. Его можно сооружать из проволоки или дерева.

Приступаем к обработке соломы. Чтобы она была мягче, ее нужно залить кипятком. Оставляем на время и стебельки размякнут. После вытаскиваем материал в мокрую ткань и по мере того, как нужны соломинки для поделки, просушиваем их утюгом.

Как выполнены все эти пункты, можно приступать непосредственно, к практическому изготовлению поделки.

Чтобы понять, как правильно делать поделки из соломы своими руками, тщательно разберем один из примеров такой поделки.


Соломенная кукла

Берем немного соломки и складываем пополам. Чтобы края были ровны, обрезаем их при помощи ножниц. Основание обматываем ниткой. В итоге получаем тело и головку куклы.

В стороне делаем ручки по аналогии, обозначая на них локтевые сгибы. Используя проволоку или зубочистки, соединяем детали с телом. Изготовление куклы завершено. В дополнение можно изготовить шляпку и тканевую косынку, а так же нарисовать лицо.


Фото поделок из соломы


rukodelieinfo.ru


Смотрите также