8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Почему бориса и глеба причислили к лику святых


Борис и Глеб

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Память совершается 6 августа.

…Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.

Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси.

Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом — навсегда раб.

Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб — сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни.


Владимир-язычник. В.М. Васнецов.

Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь.


Владимир беседует с греческим философом.

Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример.

Великий князь Владимир Святой подавал пример своим подданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества.


Крещение Руси. В. Васнецов.

Старшие дети Владимира были рождены в то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой.


Лосенко. Владимир и Рогнеда.

Борис и Глеб были младше, родились примерно в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской вере. Их мать была из Волжской Булгарии.

Когда сыновья Великого князя стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями. Это было принято на Руси, но впервые все земли были отданы в управление великокняжеским сыновьям. Назначение княжичей правителями земель было необходимо для единства управления, преодоления местного сепаратизма.

Однако назначение родственников на управленческие должности не способствует эффективности управления. Княжеские сыновья склонны были проявлять самоуправство, и их сложно привлечь к ответственности.
Святополк, получивший в княжение туровскую землю (южная Белоруссия), заключил союз с польским королем, и в 1013 году попытался выступить против отца. За что был посажен Владимиром в тюрьму в Киеве.

Ярослав, получивший в управление богатейший Новгород, зимой 1014 года решил не отправлять отцу дань. (То есть присвоить себе налоги с Новгородской земли). Владимир начал готовиться к войне с другим сыном. В это время прошел слух, что на Киев наступают печенеги. Поход на Новгород был отложен, войско с княжичем Борисом отправлено в степь. В это время летом 1015 года Владимир Святой внезапно умирает.


Владимир отправляет Бориса на границу.
Святополк присутствует при погребении Владимира.

Кто из сыновей унаследует великое княжение? Начнется ли братоубийственная война как было между Владимиром и Ярополком?

Владимир при жизни считал наследником сына Бориса, считая его верным сыном и продолжателем своей политики. В княжение Борису было вначале определена Волынь (Западная Украина), затем Муром (один из древнейших городов), затем Ростовская земля. Однако Владимир не отпустил сына в Ростов и держал его при себе в Киеве, намереваясь передать ему великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе. (см. «Генеалогия древнерусских князей. Е.В. Пчелов)

Борису было поручено оборонять Киев от печенегов.


Войско Бориса в походе. Миниатюра из жития.

После смерти Владимира в самом выгодном положении оказался Святополк. Узы киевской тюрьмы не были тяжелыми для княжеского сына, видимо — это был домашний арест. Зато он один оказался в столице во время смерти отца. И не замедлил воспользоваться своим положением. Святополк объявляет себя великим князем, и его задача — избавиться от соперников, скорей, пока они не предприняли что-то.

Основной соперник — Борис, и к нему незамедлительно посланы убийцы. Что делает князь? Он отказывается поступать как язычник. Он не включается в борьбу за власть, он христианин. Он предпочитает пострадать, но не идти против совести. Примеру Бориса следует Глеб.

И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы, к христианству, достижению духовного и нравственного идеала.

Святополк убил конкурентов, но проиграл. Его власть ничего не дала ему. Он сгинет в безумии неизвестно где.


Смерть Святополка. Б.Чириков.

А Борис и Глеб становятся нравственными образцами. Люди увидели в них князей, не ценящих власть больше всего, но поступающих по совести.

У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Святополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь.

Остаётся ещё Ярослав. Победитель.

Он с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.

А Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.

Актуальна эта история и в наши дни. Современное мировоззрение близко к языческому. Борьба за власть и наживу, стремление к материальному накоплению, популярность колдунов и ведьм, презрение к «лузерам», «лохам». И так нужны сейчас моральные примеры нестяжательства, милосердия, доброты.

Читайте также:

Святые благоверные князья Борис и Глеб

www.pravmir.ru

Первые святые Руси. Почему православные почитают братьев Бориса и Глеба | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО

Младшие сыновья князя Владимира

Борис и Глеб – это русские князья, младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича.  Их единокровными братьями были Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Матерью братьев, согласно летописным сборникам, считается византийская царевна Анна из Македонской династии, а по мнению ряда историков – неизвестная «болгарыня», возможно, из волжских болгар.

Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья воспитывались в христианской вере. Имена Борис и Глеб, полученные при рождении, в ту пору считались языческими, поэтому при крещении их нарекли Роман и Давид.

Около 987–989 годов, ещё при жизни отца, Борис получил в управление удел Ростов, а Глеб – Муром.

Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть. Существует также версия, согласно которой в смерти Бориса на самом деле виноват «хороший» брат Ярослав Мудрый, позже замаскировавший своё участие.

Смерть Владимира Киевского

Как известно из многочисленных источников, в 1015 году, великий князь Владимир направил Бориса с его войском против печенегов. Никаких врагов тот не встретил – вероятно ушли в степи, испугавшись неминуемого отпора.

Печальная весть дошла до Бориса, когда он возвращался обратно и остановился на реке Альте. Именно здесь ему сообщили о смерти больного отца. Также стало известно, что Святополк, находящийся в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским.

Узнав об этом, дружина стала уговаривать князя пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но тот, не желая междоусобной распри, по одним источникам – распустил войско, по другим – дружинники ушли сами, и князь Ростовский остался «с одними своими отроками».

На словах Святополк предлагал Борису мир и увеличение его удела. На самом же деле хотел устранить потенциального соперника.

К тому же родство с братьями у него возможно было не кровным. Известно, что его мать была беременна в тот момент, когда Владимир отнял ее у брата Ярополка. Поэтому Святополка считают то сыном Владимира, то племянником.

Одна из древнейших икон, изображающая Св. Бориса и Глеба. Найдена в Новгороде, но скорее всего написана в Твери в начале 1300-х Фото: Commons.wikimedia.org/ неизвестен

Гибель Бориса

Как бы там ни было, симпатии народа и дружины к Борису делали его опасным соперником. Святополк решид убить брата и отправил к нему вышегородских бояр во главе с неким Путшей.

Палачи пришли на Альту в ночь на 6 августа (24 июля по старому стилю). Из шатра Бориса доносилось пение псалмов. Как только молитвы окончились, убийцы ворвались в шатёр и копьями закололи Бориса и его слугу венгра Георгия, который пытался защитить господина собственным телом.

Ещё дышавшего князя завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав, что брат жив, послал двух варягов прикончить его. Бориса умертвили мечом в сердце. Перед смертью он сказал убийцам: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!»

Тело Бориса было привезено в Вышгород тайно, его предали земле у церкви Святого Василия. По мнению историков, Борису было около 25 лет.

Убийство Глеба

Позже Святополк также вероломно умертвил князя Глеба. Он опасался, что тот, будучи полнородным (не только единокровным, но и единоутробным) братом убитого Бориса, может начать мстить и вызвал Глеба из его удела – Мурома – ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца.

Глеб к тому времени уже получил от брата Ярослава известие о смерти отца, занятии Киева Святополком, казни Бориса и о намерении убить и его – Глеба. При этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев, но Глеб предпочел смерть.

Развязка произошла в устье реки Смядыни. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не оказал сопротивления.

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились убийцы. Сопровождавшие Глеба отроки впали в уныние, по известиям летописей, запрещено было употреблять в защиту князя оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал повару Глеба зарезать князя – ему перерезали горло. Произошло это 18 сентября 1015 года.

Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» - в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен.

Первые святые Руси

В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, тело Глеба, оказавшееся нетленным, было отыскано, перенесено в Вышгород Киевский и погребено в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами князя Бориса.

Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.

Мощи святых были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне. В июле 1026 года князем Ярославом в честь святых мучеников был построен пятиглавый храм.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, в 1072 году их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав покровителями земли Русской и «небесными помощниками» русских князей.

Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца, многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. 

Памятник св. Бориса и Глеба работы Рукавишникова, Дмитров, Московская область Фото: Commons.wikimedia.org/ User:APL. Original uploaded by APL (Transfered by Rubin16)

rostov.aif.ru

Борис и глеб википедия — Почему Борис и Глеб причислены к лику святых? — 3 ответа



Борис и глеб первые русские святые кратко

Автор Ирина задал вопрос в разделе Литература

Почему Борис и Глеб причислены к лику святых? и получил лучший ответ

Ответ от Жозефина Карповна[новичек]
Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества1. При постройке новой церкви взамен сгоревшей обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. Это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми.

Ответ от Дмитрий феденко[гуру]
потому что предатели

Ответ от Анастасия Яковлева[новичек]
Убийство Святополком Окаянным своих Братьев Бориса и Глеба потрясла русское общество. Борис и Глеб со временем стали символами непротивления злу, праведности, добра и мученичества во славу светлых идей христианства, поэтому их и причислили к лику святых!:)

Ответ от А.М.[гуру]
Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.
Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть.
" Когда увидел дьявол, исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всю надежду свою возложил на Бога, то стал строить козни и, как в древние времена Каина, замышлявшего братоубийство, уловил Святополка. Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел перебить он всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть.
Сказание о Борисе и Глебе "

Ответ от Некто[гуру]
"святых" тогда было очень мало. По этому буквально из каждого трупа пытались сделать такового, плюс еще и мифические "святые" вроде песиглава (человек с головой пса) тот еще "святой" =))


Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему Борис и Глеб причислены к лику святых?

Борис и Глеб на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Борис и Глеб

Сказание о Борисе и Глебе на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Сказание о Борисе и Глебе

 

Ответить на вопрос:

3otveta.ru

Конспект урока на тему " Смерть князя Владимира. История братоубийства Бориса и Глеба"

Урок 10. Тема: Смерть князя Владимира. История

братоубийства Бориса и Глеба.

1.Цели урока:

Образовательная: рассказать учащимся о смерти князя Владимира и

истории братоубийства Бориса и Глеба.

Воспитательная: воспитывать чувства сострадания к изучаемым

историческим лицам.

Развивающая: Развивать интерес к православной культуре.

2.Основные слова и понятия: Святополк, Борис, Глеб.

3. Тип урока- комбинированный.

4. Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

5.Организационный момент-2 мин.

В течении нескольких уроков, мы с вами говорили о великом князе Владимире Красное солнышко, который сделал очень многое для развития Руси. Какой же вклад внес князь Владимир в развитие Руси?

Все ли вы усвоили из пройденного материала мы узнаем с помощью теста.

6. Проверка домашнего задания 12-15 мин.

( компьютерное тестирование).

7. Сообщение темы и цели урока.

8. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

9. Изучение нового материала-25 мин.

Сегодня на уроке мы поговорим о смерти князя Владимира и о событиях которые произошли после его кончины.

Итак, в 1015 году печенеги пошли походом на Русь, и князь послал любимого сына Бориса, в котором видел своего преемника, защищать Русскую землю.

Во время похода Бориса князь Владимир неожиданно заболел и 15 июля 1015 года скончался. Погребли святого князя в Десятинной церкви рядом с гробницей его супруги Анны ; похоронили с плачем, особенно плакали о нем бедные люди как о своем заступнике и кормильце.

Русская Православная Церковь причислила князя Владимира к лику святых, назвав его равноапостольным за ревность к вере Христовой.

Почему его причислили к лику святых?

Слайд № 15. У князя Владимира было 12 сыновей, но сегодня на уроке мы познакомимся только с 4- Святополком, Ярославом, Борисом и Глебом.

Князья Борис и Глеб были любимыми и самыми младшими сыновьями князя Владимира и Бориса князь видел своим приемником на великокняжеский престол. Святополк же был старшим сыном и прямым наследником и чувствуя угрозу со стороны Бориса и Глеба он сперва устраивает широкие поминки и задабривает всяческими подарками киевлян, а потом решается избавится от своих братьев.

Как он это сделал, вы узнаете самостоятельно.

Класс делится на две группы, группам дается одинаковые письменные источники. Одна группа выписывает все что касается смерти князя Бориса, а другая смерти князя Глеба. После выполнения задания представители групп выходят к доске и рассказывают о своем князе. На выполнение задания дается 10 минут.

Учитель. Церковный писатель XI века Иаков Мних такой похвалой прославляет святых страстотерпцев: «Как похвалить вас, не знаю, и что сказать, недоумеваю. Назову ли вас ангелами?.. Но вы пожили на земле во плоти как люди. Наименую ли вас царями и князьями? Но вы были просты и смиренны более всякого и смирением стяжали небесные жилища. Поистине вы цари царям и князи князьям нашим! Вы им и нам оружие, вы — земли Русской забрало и утверждение и меч обоюдоострый, которым побеждаем языческую дерзость и попираем диавола. Поистине могу сказать: вы — небесные человеки и земные ангелы, столпы и утверждение земли нашей!»

Святополка стали называть Окаянным, ибо совершенное им братоубийство сродни одному из первородных тяжких грехов: убийству Каином своего брата Авеля.

А братья Борис и Глеб стали почитаться как мученики (страстотерпцы), как молитвенники за землю Русскую, как образцы христианских добродетелей: истиной христианской любви, краткости, смирения, незлобия.

Благоверные князья – мученики Борис и Глеб, стали первыми святыми, которых канонизировала Русская Церковь.

Эти князья долго считались покровителями княжеского рода и охранителями земли Русской.

Прославление Бориса и Глеба совершилось в правление Ярослава Мудрого, который изгнал из пределов Руси Святополка Окаянного. В 1019 году на том месте, где был убит Борис, произошла кровавая сеча. Святополк был разбит князем Ярославом Владимировичем и бежал. По летописному преданию, «на него нашел какой-то безумный страх: он так расслабел, что не мог сидеть на коне и его тащили на носилках. Так достиг он Береста (ныне Бреста). «Бежим, бежим, за нами гонятся!» - кричал он в беспамятстве…Гонимый Небесами гневом, он бежал все дальше и дальше…» Кончил Святополк свою жизнь в Польше, проклятый современниками и потомками.

10. Итог-закрепление.

1. Почему Святополка назвали Окаянным?

2. За что Бориса и Глеба причислили к лику святых?

3. Что произошло после смерти князя Владимира, и к чему это привело?

11. Выставление оценок.

12. ДЗ: стр 112-118.

13. Рефлексия.

infourok.ru

Святые страстотерпцы Борис и Глеб. Проповедь

Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей и воинов на протяжении всей истории Руси…

Святые Борис и Глеб, в Крещении Роман и Давид

Как нам известно из истории, святой князь Владимир, креститель Руси, приняв христианство, совершенно изменил свою жизнь: из дикого необузданного язычника он стал праведником и подвижником. Сам обретя путь истины, он, конечно, приложил все усилия к тому, чтобы и своих детей воспитать в христианской вере и благочестии. У князя Владимира было двенадцать сыновей от разных жен. Из них самыми любимыми были Борис и Глеб. Они больше других своих братьев преуспевали в христианской жизни и были в этом единодушны со своим отцом.

Летопись сообщает, что Борис и Глеб с детства любили читать жития святых мучеников и пламенно желали им подражать, — желали, как и они, пострадать за Христа. Святые братья даже молились и просили Бога об этом. Как видно, Господь не забыл этой их детской молитвы…

История святых Бориса и Глеба всем известна: после смерти князя Владимира один из его сыновей — Святополк, прозванный в народе «окаянным», захватил власть в Киеве и начал убивать своих братьев, которых считал конкурентами в борьбе за престол. Хотя Святополк был старшим сыном, князь Владимир не хотел видеть его правителем Руси, так как тот запятнал себя переходом в латинскую веру и предательским бунтом против отца. Князь Владимир по-христиански простил тогда сына и даже дал ему княжеский удел, но преемником своим он хотел видеть Бориса, а не Святополка. Также не любили Святополка народ и дружина.

Весть о смерти отца застала Бориса, когда тот во главе большого войска возвращался из похода против печенегов. Князю также сообщили, что Святополк занял престол в Киеве и замышляет его убить. Воеводы и дружина, бывшие с Борисом, предлагали ему идти на Киев и силой взять власть. Для этого у Бориса были все условия — большое войско, закаленное в боях, полностью бывшее на его стороне, а также поддержка и любовь киевлян и народа.

Святополк же не имел ни того ни другого. Борьба и война за власть, даже и с ближайшими родственниками, были в ту эпоху обычным делом и не считались слишком большим грехом. Поэтому по человеческой логике, по естественному рассуждению единственным правильным решением было идти войной против Святополка. К этому и пытались склонить Бориса его мудрые воеводы и дружинники.

Однако святой князь наотрез отказался воевать против своего брата, да еще и старшего. «Не подниму, — говорил он, — руки на старшего брата моего, которого мне следует считать за отца». После долгих уговоров, убедившись, что Борис не изменит этого решения, казавшегося воеводам безумным, дружинники и войско покинули его, спасая свою жизнь. И действительно: кто будет оставаться с князем, добровольно склоняющим голову под меч врага? Святополку донесли, что Бориса все оставили, и он, как свирепый хищник, воспользовался моментом и послал отряд своих приспешников, которые, найдя князя, ворвались к нему в шатер и безжалостно убили его, а также тех нескольких людей, которые пожелали остаться с ним до конца. Подобным образом, спустя короткое время, посланные Святополком палачи убили и князя Глеба, бывшего еще совсем юным. Так завершили святые братья свой земной путь.

При чтении жизнеописания Бориса и Глеба может возникнуть вопрос: почему убиенные князья были причислены к лику святых? Ведь это было обычное политическое убийство, совершенное в борьбе за власть, убийство, подобных которому в истории любой страны можно насчитать десятки и сотни. Почему бы всех этих неудачливых политиков, устраненных конкурентами, не причислить к лику святых? Чем принципиально отличаются от них святые Борис и Глеб?

Принципиальное отличие заключается в ответе на вопрос, ради кого претерпели смерть те и другие. Святые Борис и Глеб претерпели смерть ради Христа, принесли себя в жертву Христу, а не идолу властолюбия, как все прочие, встретившие смерть, яростно борясь за власть, с мечом в руке, с чувством ненависти и ожесточения, с жаждой мести. Умирая в таком состоянии, кому они приносили себя в жертву? Кому угодно, только не Христу. А Борис и Глеб встретили смерть, имея в душе мир и любовь Христовы, преданность Христу, готовность умереть, но не нарушить Его заповеди о любви ко всем людям, даже и к врагам, и к убийцам.

И святой Борис, и святой Глеб умерли с молитвой. Летопись повествует, что, когда пришли палачи Святополка, князь Борис слушал в шатре утреню и успел причаститься перед тем, как они ворвались в шатёр. Подражая Христу, молившемуся на Кресте за Своих распинателей, святой князь молился за своего брата, чтобы Господь не вменил ему это убийство в грех. Последними его словами, обращенными к убийцам, были: «Братия, приступите и окончите повеленное вам, и да будет мир брату моему и вам, братья». С подобным же христианским расположением души встретил смерть и юный князь Глеб.

Итак, святые князья дали себя убить ради Христа, пострадали за Него, оказались верными Ему даже до смерти — потому и прославлены они и Богом, и людьми. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — говорит Господь. Есть явное мученичество за Христа — когда мучеников силой принуждали отречься от Христа, — но есть и другое мученичество — когда христианин готов умереть, готов дать себя убить (даже имея возможность избежать смерти) — ради исполнения заповедей Христовых.

И то, и другое мученичество — ради Христа. Святые Борис и Глеб не пожалели жизни, чтобы исполнить заповедь Христа «не противься злому», оказались верными Христу до смерти, почему и приняли от Него венец жизни вечной. Они поступили в этом наперекор всей человеческой логике, предпочтя ей священное безумие Евангельской любви. И такой их выбор — не от мира сего. Здесь они явились подражателями своего великого отца, святого князя Владимира, который, как известно, в христианской ревности также пытался установить в государстве законы, противоречащие государственной мудрости и земной логике, например, отказывался казнить преступников, боясь нарушить заповедь Христа «не убивай».

Борис и Глеб на конях. XIV в.

Святые Борис и Глеб имели полную возможность взять власть в Киеве, опираясь на поддержку народа и дружины, но не сделали этого, боясь нарушить заповедь Евангелия о любви. Есть ли в истории примеры, чтобы какой-нибудь политик или правитель сделал что-то подобное? Имея возможность получить власть, отказался бы от нее ради исполнения Евангельской заповеди?

Если они и есть, то являются случаями настолько редкими, что пальцев и одной руки будет достаточно для их перечисления. Почему же столь редки такие случаи? Потому что редки в нашем мире святые, то есть люди, руководствующиеся не мирской человеческой логикой, но исполняющие волю Христа, Царство Которого и мудрость Которого не от мира сего. Святые Борис и Глеб в своей смерти уподобились Христу, Который, по слову Евангельскому, мог позвать Себе для защиты двенадцать легионов Ангелов, но не сделал этого, а претерпел крестную смерть от беззаконного судилища.

Борис и Глеб были первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Даже их отец, князь Владимир, был причислен к лику святых намного позже. Многочисленные летописи свидетельствуют, что широкое и поистине всенародное почитание страстотерпцев началось сразу после их кончины. Это и неудивительно, ибо Господь Сам прославил Своих угодников: их тела остались нетленными, что особенно чудесно у святого Глеба, тело которого убийцы бросили в лесу, где оно пролежало долгих пять лет, прежде чем было найдено в правление Ярослава Мудрого.

Являясь первыми русскими святыми, Борис и Глеб как бы полагают начало русской святости и русской праведности, задают основные черты русской христианской души. Одна из главных таких черт — бесконечное терпение русского народа, нежелание отвечать злом на зло, насилием на насилие. Эта характерная черта, по словам одного историка, проистекает из великого христианского оптимизма русского человека: ведь правда в конце концов все равно победит — зачем же торопить ее неправдой?

Любовь и добро все равно свое возьмут — зачем торопить их злобой и ненавистью? Будущий век принадлежит только истине — зачем же пытаться приближать его ложью? Эта черта проходит красной нитью через всю историю русского народа, глубоко воспринявшего в свою душу образ Христа — страдающего, кроткого и смиренного. Тысячелетнее Русское царство началось с подвига страстотерпцев — святых Бориса и Глеба, и закончилось оно также подвигом страстотерпцев — последнего царя и его семьи…

Русское царство закончилось, но не закончились Русская Церковь и русская история. Старой России уже нет, но русский народ по-прежнему жив и продолжает творить свою жизнь. По какому пути мы пойдем? Наши святые предки указуют нам этот путь — путь точного исполнения Евангельских заповедей, путь служения и угождения Христу, а не человеческим обычаям мира сего. Будем же подражать этим великим людям в их христианской любви, вере и смирении, будем учиться у них великодушию, долготерпению и мужеству, будем также всегда помнить, что не зло победит зло, но только любовь. Аминь.

Священник Иоанн Павлов

Благоверные князья Российские Борис и Глеб »

БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЬЯМ БОРИСУ И ГЛЕБУ
Тропарь, глас 4

Днесь церковная разширяются недра, / приемлющи богатство Божия благодати, / веселятся русстии собори, / видяще преславная чудеса, / яже творите приходящим к вам верою, / святии чудотворцы Борисе и Глебе, / молите Христа Бога, да спасет души наша.

Иной тропарь, глас 8

Днесь всякая душа верных веселится, / в пренесение честных мощей ваших, Борисе и Глебе, / слепыя просвещаете, немым уста отверзаете и печальныя утешаете, / прияли бо есте от Христа Бога благодать исцелений, / молитеся о душах наших.

Кондак, глас 4

Явися днесь в стране Русстей благодать исцеления всем, / к вам, блаженнии, приходящим и вопиющим: / радуйтеся, заступницы теплии.

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Одноклассники

Мой мир

E-mail

www.brooklyn-church.org

Почему были канонизированы Борис и Глеб? - Святые - Новый Завет - Статьи

…Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.

Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси.

Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом — навсегда раб.

Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб — сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни.

Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь.

Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример.

Великий князь Владимир Святой подавал пример своим подданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества.

Старшие дети Владимира были рождены в то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой.

Борис и Глеб были младше, родились примерно в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской вере. Их мать была из Волжской Булгарии.

Когда сыновья Великого князя стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями. Это было принято на Руси, но впервые все земли были отданы в управление великокняжеским сыновьям. Назначение княжичей правителями земель было необходимо для единства управления, преодоления местного сепаратизма.

Однако назначение родственников на управленческие должности не способствует эффективности управления. Княжеские сыновья склонны были проявлять самоуправство, и их сложно привлечь к ответственности.
Святополк, получивший в княжение туровскую землю (южная Белоруссия), заключил союз с польским королем, и в 1013 году попытался выступить против отца. За что был посажен Владимиром в тюрьму в Киеве.

Ярослав, получивший в управление богатейший Новгород, зимой 1014 года решил не отправлять отцу дань. (То есть присвоить себе налоги с Новгородской земли). Владимир начал готовиться к войне с другим сыном. В это время прошел слух, что на Киев наступают печенеги. Поход на Новгород был отложен, войско с княжичем Борисом отправлено в степь. В это время летом 1015 года Владимир Святой внезапно умирает.

Кто из сыновей унаследует великое княжение? Начнется ли братоубийственная война как было между Владимиром и Ярополком?

Владимир при жизни считал наследником сына Бориса, считая его верным сыном и продолжателем своей политики. В княжение Борису было вначале определена Волынь (Западная Украина), затем Муром (один из древнейших городов), затем Ростовская земля. Однако Владимир не отпустил сына в Ростов и держал его при себе в Киеве, намереваясь передать ему великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе. (см. «Генеалогия древнерусских князей. Е.В. Пчелов)

Борису было поручено оборонять Киев от печенегов.

После смерти Владимира в самом выгодном положении оказался Святополк. Узы киевской тюрьмы не были тяжелыми для княжеского сына, видимо — это был домашний арест. Зато он один оказался в столице во время смерти отца. И не замедлил воспользоваться своим положением. Святополк объявляет себя великим князем, и его задача — избавиться от соперников, скорей, пока они не предприняли что-то.

Основной соперник — Борис, и к нему незамедлительно посланы убийцы. Что делает князь? Он отказывается поступать как язычник. Он не включается в борьбу за власть, он христианин. Он предпочитает пострадать, но не идти против совести. Примеру Бориса следует Глеб.

И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы, к христианству, достижению духовного и нравственного идеала.

Святополк убил конкурентов, но проиграл. Его власть ничего не дала ему. Он сгинет в безумии неизвестно где.

А Борис и Глеб становятся нравственными образцами. Люди увидели в них князей, не ценящих власть больше всего, но поступающих по совести.

У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Свтополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь.

Остаётся ещё Ярослав. Победитель.

Он с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.

А Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.

Актуальна эта история и в наши дни. Современное мировоззрение близко к языческому. Борьба за власть и наживу, стремление к материальному накоплению, популярность колдунов и ведьм, презрение к «лузерам», «лохам». И так нужны сейчас моральные примеры нестяжательства, милосердия, доброты.

happy-school.ru

благоверные князья Борис и Глеб

Русские князья Борис и Глеб стали первыми святыми, продемонстрировав людям, как следует принимать Божью волю, как жить и умирать с именем Господа и по его заветам. С их именами связаны три даты православного календаря:

  1. 2 мая – день переноса мощей в усыпальницу новой церкви;
  2. 24 июля – день памяти князя Бориса;
  3. 5 сентября – день памяти князя Глеба.

Семья князя Владимира

В X веке, когда Русь была раздробленной и языческой землей, у киевского князя Владимира и его супруги Милолики родились сыновья Борис и Глеб. Браков у язычника-князя было уже несколько, а, соответственно, и детей он имел множество. Князья Борис и Глеб, будучи младшими, не претендовали на киевский престол.

Из старших детей, тех, что могли по правилам наследовать после отца княжескую власть, были Святополк и Ярослав. Ярослав был родным княжеским сыном, а Святополк – только признанный таковым, то есть усыновленным в более раннем браке.

Жизнь князя Владимира проходила в постоянных войнах и битвах, именно так жили князья в то время: умение защитить свои земли от внешнего врага, да присоединить к своим землям добытые у соседей – ценилось превыше всего.

Крещение князя Владимира

В 988 году, победив в очередной войне с Византией и захватив город Корсунь, Владимир стал угрожать Царьграду. Византийские соправители-императоры соглашаются выдать свою сестру Анну за князя, но при условии отречения того от языческой веры.

Князь склонялся к византийской вере, христианство уже давно постепенно проникало в русские души. В 957 году православие приняла княгиня Ольга. И Владимир дал свое согласие. При совершении таинства он был окрещен именем Василий. Возвращаясь в Киев, он забрал из побежденной Корсуни жену, священников, мощи, церковную утварь, иконы.

По возвращении в родной город он обратился к жителям Киева с указом: всем явиться на берег Днепра для крещения в православную веру. Киевляне относились к своему князю с уважением и страхом, поэтому выполнили его требование, и таинство крещения Руси прошло в мирной обстановке.

Житие Бориса и Глеба

В это время сыновья князя Владимира Борис и Глеб получали хорошее образование, воспитывались в благочестии. Они были окрещены вместе со всем киевским народом в Днепре и получили православные имена Романа и Давида.

Старший Борис много времени уделял изучению Святого Писания, читал житие святых, интересовался их деянием, хотел во всем следовать их примеру. Оба брата отличались добрым сердцем, стремились оказать посильную помощь всем нуждающимся в ней.

Когда пришло время, князь женил своего Бориса и выделил ему для правления небольшой удел во Владимире-Волынском княжестве с центром в городе Муроме. В 1010 году он перевел Бориса княжить в Ростов Великий, а Муром отдал повзрослевшему Глебу.

Братья княжили справедливо, служили поведением примером своим поданным, распространяли в княжествах православную веру.

Князь Владимир и его сыновья

В 1015 году, под конец жизни у семидесятилетнего князя Владимира Святославовича от разных жен было одиннадцать родных и один приемный сын, а дочерей было четырнадцать.

Когда князь заболел и понял, что его жизненный путь подходит к концу, он решил передать киевское княжество в наследство не старшим сыновьям Святополку и Ярославу, а Борису, к которому испытывал большую любовь.

Да и, кроме того, не было доверия у старого князя к старшим сыновьям. Святополк Окаянный, приемный сын, уже подозревался в организации заговора с целью покушения на власть князя, за что был посажен вместе с супругой в темницу.

Ярослав, княживший в Великом Новгороде с 1010 года, четыре года вел себя разумно, а потом отказался подчиняться отцу и платить в киевскую казну положенную дань. Князь Владимир, возмущенный мятежным поведением наследника, решает идти войной на Великий Новгород, а испуганный Ярослав призывает на помощь варягов. Чем бы обернулось противостояние в 1014 году старого князя и старших сыновей, неизвестно. Но князь заболел.

Смерть князя Владимира

Борис находился в эти тяжелые часы рядом с больным отцом. И тут некстати пришло известие о набеге на киевские земли печенегов. Больной отец дал Борису восьмитысячное войско и отправил его в поход. Печенеги, прослышав о шедшей на них силе, скрылись в степях. На обратном пути в Киев Борис получил от гонца скорбное известие о смерти князя.

Святополк, как старший наследник, был сразу же освобожден из темницы и занял киевский престол, вопреки планам старого князя. Понимая, что он не получит княжества по закону из-за отцовского завещания, а также оценивая любовь простого народа к Борису, он замысливает недоброе. Обращаясь за поддержкой к жителям Киева, он не жалеет обещаний и казны. Сам же строит кровавые планы, чтобы устранить всех конкурентов на отцовское наследство.

Гибель Бориса

Тем временем сыновья князя Владимира Борис и Глеб молятся о душе умершего отца. Борис с войском возвращается из неудачного похода и, узнав о смерти Владимира, останавливается на реке Альте, что в одном дне пути до Киева. Гонец, принесший печальную весть, сообщил также о захвате престола Святополком. Возмущенные воеводы, верная дружина князя Владимира, стали звать Бориса в поход на самозванца и силой отбить у него Киев. Борис отказался от их помощи, и они покинули его.

Догадываясь, какая ему уготована участь, молодой князь принимает решение не противиться судьбе. Не желая проливать братскую кровь, он отказывается от самозащиты. Так Борис понимал Христовы заповеди.

Двадцатипятилетний Борис, ожидая своих убийц, провел всю ночь в молитве. Утром в его шатер ворвались посланные Святополком Окаянным люди и закололи его копьями. Они завернули тело князя в шатер и повезли в столицу в качестве доказательства выполненного приказа. Но по дороге стало ясно, что Борис еще дышит. Тогда два наемных варяга добили его мечами.

Тело Бориса было тайно захоронено в пятнадцати верстах от Киева, в Вышгороде, у старой деревянной церкви святителя Василия Великого.

Глеб: смерть

Князья Борис и Глеб были во многом похожи при жизни. Им нравились одни и те же люди, они любили одно и то же занятие, мысли и поступки их тоже были похожи. И смерть они приняли от рук одного злодея.

Святополк, расчищая себе дорогу к престолу, не останавливался ни перед чем. Он обманом зазывает молодого князя приехать из Мурома в Киев, и тот, не мешкая, отправляется в путь по зову брата. Очередной привал был устроен в районе города Смоленска, где Глеб и получает известие от старшего брата Ярослава. Гонец передает ему рассказ о смерти отца и Бориса и остерегает его от имени Ярослава, передает его наказ не ездить в Киев.

Услышав страшные новости, Глеб обращается за помощью к Богу и принимает решение не противиться судьбе. Следуя примеру любимого брата Бориса, он молится на берегу Днепра в ожидании своих убийц. Злодеи, совершив свое черное дело, не стали затрудняться перевозкой тела, а похоронили Глеба на берегу реки.

Еще один из братьев, который мог бы претендовать на киевский престол, Святослав, князь древлянский, был убит дружинниками Святополка. Ему не удалось скрыться в Карпатах.

Христианское служение благоверных князей Бориса и Глеба

Исследователи жития князей, павших от рук злодеев, утверждают, что их подвиг состоит в том, что они отказались проливать кровь своего брата. Будучи глубоко верующими людьми, они чтили Божьи заповеди.

Святые Борис и Глеб – первые на Руси христиане, показавшие своим примером подлинное смирение. Языческая вера, пребывавшая в этих краях долгое время, допускала, и даже считала доблестью кровную месть. Братья, всей душой приняв православное крещение, не стали злом отвечать на зло. Они остановили кровопролитие ценой собственных жизней.

Как пишут исследователи тех событий, Господь наказал властолюбивого братоубийцу. В 1019 году после многочисленных и кровопролитных сражений за русские земли дружина Ярослава Мудрого разбила войско Святополка Окаянного. Тот бежал в Польшу, но и там не нашел пристанища и покоя. Умер он на чужбине.

Почитание князей Бориса и Глеба

Летом 1019 года великий киевский князь Ярослав Мудрый начинает поиски тела своего младшего брата Глеба. Он посылает в Смоленск священников, которые узнают, что на берегу реки часто видно красивое сияние. Найденное тело молодого князя перевозят в Вышгород и хоронят рядом с останками Бориса. Местом их погребения стала старая деревянная церковь святителя Василия, построенная в честь своего святого еще их отцом, князем Владимиром.

Через некоторое время люди стали замечать непонятные явления, происходящие на могиле братьев. Все стали видеть свет и огонь, слышать пение ангелов, а когда один из варягов нечаянно наступил на могилу, оттуда вырвалось пламя и опалило ноги осквернителю.

Спустя время случился в старой церкви пожар, и она сгорела дотла. Но среди угольев остались нетронутыми огнем все святые иконы и церковная утварь. Тогда поняли прихожане, что это действует заступничество братьев-князей Бориса и Глеба. Ярослав доложил о чуде митрополиту Иоанну I, и владыка принимает решение о вскрытии гробницы.

Построили на месте старой церкви маленькую часовню и перенесли туда обретенные мощи, которые оказались нетленными.

Два новых чуда, исправление хромоты и прозрение слепца, убеждают самых недоверчивых в святости княжеских мощей. Тогда принимается решение о строительстве новой церкви, куда в 1021 году и поместили, наконец, мощи святых Бориса и Глеба. Новая, возведенная на месте старой церковь была освящена в честь князей и стала именоваться Борисоглебской. А сами князья были канонизированы при великом князе Ярославе Мудром и митрополите Иоанне I 24 июля 1037 года в Киевской епархии.

По церковным законам процесс канонизации святых производится в три этапа. Второй этап происходит в 1073 году, когда мощи святых переносят в новую церковь, построенную взамен уже состарившейся прежней. С этого момента начинается процесс прославления мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Претерпевшие страдания во имя Христа

Страстотерпцами в православии называют претерпевших страдания ради Господа Бога. Но разве гибель братьев была во имя Божье? Разве они своей смертью и муками прославляли Спасителя?

Исследователи событий тех времен вели долгие споры на эту тему. Среди братии были сомневающиеся в законности канонизации князей. Ведь убийство князей Бориса и Глеба носило чисто политический характер, как сказали бы сегодня: «Оно было заказным». В княжеской междоусобице гибли многие князья того времени, жертвы были до и после них. Наконец, их старший брат, Святослав, погиб по той же причине, от рук того же убийцы. Но вопрос о канонизации этого князя не стоял никогда. Так в чем же разница?

Оказывается, дело в том, что побуждения к поступку у братьев были совершенно разными. Святость Бориса и Глеба в том, что они совершили подвиг, ранее невиданный на Руси: просто они хотели жить и умереть по слову Христову, своей кончиной сохранить мир.

К слову сказать, аргументы за канонизацию, были поначалу не всем понятны, и канонизация князей даже потребовала дополнительных согласований с Константинополем.

Память о князьях

В 1113 году в Вышгороде был возведен новый храм благоверных князей Бориса и Глеба, но перенесение мощей и освящение собора состоялось только при киевском князе Владимире Мономахе в мае 1115 года. Борисоглебская церковь была самой большой и красивой в домонгольской Руси.

С течением времени вера в заступничество и чудодейственную силу князей все возрастала. Считается, что благодаря им состоялись такие победы русского оружия:

  • при борьбе с половцами в XI веке;
  • при Невской битве в 1240 году, когда оба брата явились в ладье перед войском;
  • при сражении на Чудском озере в 1242 году;
  • при взятии новгородским войском шведской крепости Ландскрона в устье Невы;
  • при Куликовской битве в 1380 году, где князь Дмитрий Иванович и другие воины видели своими глазами, как на поле боя им помогали небесные воины, возглавляемые Борисом и Глебом.

Участие святых в других, более поздних событиях в истории русского государства, происходящих в XIV-XVI веках, описаны в многочисленных сказаниях о Борисе и Глебе.

В честь святых князей на Руси освящено немало церквей, возведены памятники и монастыри, написаны иконы, литературные произведения.

Недалеко от Москвы, на территории Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове в 2006 году установлен красивый памятник. Борис и Глеб, два бронзовых всадника, возвышаются на высоком постаменте. Автор Александр Рукавишников посвятил свою работу юбилейной годовщине создания монастыря.

Именами братьев названы города и улицы. Много талантливых иконописцев в своих работах отражали фрагменты из жития святых князей Бориса и Глеба. Есть иконы парные и одиночные, есть в полный рост и на конях. О подвиге братьев написаны книги и стихи, авторами которых являются великие литераторы, такие как Иосиф Бродский и Борис Чичибабин.

Но главное то, что в летописях описано немало случаев исцеления больных и покалеченных людей, которые своей верой в Господа способствовали сотворению чуда.

fb.ru

Научная статья " К вопросу о канонизации первых русских святых

Щетинина Т. Ю.

К вопросу канонизации первых русских святых – князей Бориса и Глеба.

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме канонизации русских князей на примере первых русских святых – князей Бориса и Глеба. В статье раскрыты критерии и порядок канонизации в Русской Церкви в разные исторические периоды, проанализирована жизнь и деятельность князей Бориса и Глеба. На основе проведенного исследования выделяется причины мученической гибели князей Бориса и Глеба, а также поводы к причислению братьев к лику святых. Делаются выводы о значимости первых русских святых – князей Бориса и Глеба в жизни населения, а самое главное на дальнейшее развитие христианства на Руси.

Ключевые слова: канонизация, святые, лики святости, Русская Православная Церковь, князья Борис и Глеб, праведник, митрополит, страстотерпцы.

Канонизация святых – процесс, который продолжается на протяжении всей истории Русской Православной Церкви. Под канонизацией святых следует понимать процедуру официального причисления праведника к лику святых после его смерти.

В отечественной науке предпринимались попытки создать единую картину истории канонизации русских князей. Однако достаточно длительный период времени изучение истории Русского Православия было затруднено. Объясняется это тем, что исследователи, которые брались за темы, связанные с церковью, неизбежно оказывались в рамках официально заданной государством идеологии.

Сегодня, когда изучение христианства в России вновь возобновляется, одной из главных задач становиться: рассмотреть деятельность церкви, а также ее влияние на процессы, происходящие в обществе. В частности, должны рассматриваться отдельные религиозные учения, литургические и иные установления, к которым и относится канонизация святых.

Канонизация святых играет важную роль для комплексного понимания связи христианства и общества. С помощью канонизации можно понять особенности той или иной религиозной культуры, а также изучить развитие религиозного сознания и определить модели религиозной жизни нации. Подбор личностей для очередной канонизации отражает суть культурной и политической обстановке, в которой находится в данный момент времени страна. Исследование истории канонизации политических лидеров позволяет изучить не только тех правителей, которые были официально причислены к лику святых, но и тех¸ чье причисление долгое время вызывает бурные размышления, как в церковной среде, так и в среде мирного населения. К последней названной группе относится большая часть императоров династии Романовых, а также один из самых известных, но в тоже время самых жестоких правителей из Рюриковичей – Иван Грозный.

Объектом данной научной статьи является процесс канонизации и почитание святых в Русской Церкви.

В качестве предмета настоящей научной статьи выступает канонизация первых русских святых - русских князей Бориса и Глеба в лике святых Православной Церкви.

В ходе исследования, помимо общенаучных методов – индукции, дедукции, анализа и синтеза, в качестве основных использовались следующие методы:

- проблемно – хронологический или исторический метод, который позволил исследовать процесс канонизации святых в православии;

- сравнительно – исторический метод применялся для выявления различия в представлении личности как политического лидера и образа святого князя;

- историко – правовой анализ использовался в процессе изучения жития святых, канонизационных актов, нормативно – правовых документов и других исторических источников, содержащих информацию о канонизации святых.

Канонизации русских святых были предметом нескольких основательных исследовательских работ еще дореволюционного периода. Одним из ярких примеров таких исследований является работа Голубинского Евгения Евсигнеевича «История канонизации святых в Русской Церкви»1, напечатанная в Москве в 1903 году. Его работа раскрыла историю канонизации в русской и греческой церквях. К трудам дореволюционного времени относится работа В. Васильева «История канонизации русских святых»2, которая вышла в 1893 году. В современном обществе появляются статьи, посвященные канонизации Православной Церкви, а также существует официальное издание Московской патриархии о канонизации, которые произошли в XX веке.

Что же такое «канонизация»?  По словам игумена Андроника Трубачева: «канонизация есть причтение Церковью какого-либо усопшего подвижника благочестия к лику ее святых»3. Термин «канонизация» в переводе с латинского означает «определять, на основании правила узаконивать». В оборот в первые термин канонизация был введен западными богословами и стал использоваться в значении «акта, посредством которого церковь выносит суждения, провозглашающее умершего члена церкви святым».4

Издавна на Руси использовали выражение «причтение» к лику святых, только с 1700 года начали заимствовать, широко применяемый и в современном обществе, термин «канонизация». В большинстве случаев, признанию церковью праведника святым, предшествовала народная слава, любовь и почтение, но только канонизационный акт давал населению право прославлять святых написанием житий, сотворением икон, составлением молитв и служб в церкви. Причиной для официального причисления к лику святых религиозного праведного человека может стать его подвиг, жизнь, мученическая смерть или необычные деяния, сотворенные им. После смерти человека также могут причислить к лику святых по причине исцеления, которое происходит у его остатков, либо по причине нетления его мощей. На Руси первое постановление о провозглашение праведника святым относится к 1339 году.

Великая Русь, с ее трагическими историческими событиями, породила тысячи мучеников и мучениц. Изначально, правом причислять подвижника к лику святых обладали митрополиты Киевские, а затем Московские. Со второй половины XVI века право канонизировать праведников перешло к церковным соборам. В период XVIII – XIX веков правом канонизировать обладал только Святейший Синод, созданный в годы правления Петра Великого. Проведенный в 1917-1918гг. поместный Собор можно считать началом современного периода истории канонизации, которую проводит Русская Православная Церковь. Ярким событием истории канонизации нового века стал Архиерейский Собор в 2000 году, на котором было принято решение о канонизации императора Николая II и членов его семьи.

Первыми русскими святыми, канонизированные русским митрополитом Иоанном были младшие сыновья великого князя Владимира Святославича – князья Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид. Согласно традиции, Борис, родившийся около 990, был старшим из двух. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов, а, особенно, жития святых. Горячо желая подражать подвигу Божиих угодников, Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью. Несмотря это, молодые князья были искусными и храбрыми воинами.  

Еще при жизни князь Владимир разделил территорию княжества между своими сыновьями. Борис получил в удел Ростов, а Глеб — Муром. Управляя своими княжествами, Борис и Глеб проявили мудрость и кротость, заботясь о распространении Православной веры на Руси.

После смерти Владимира Великого в 1015 году, его старший сын Святополк объявил себя великим Киевским князем. Святополк был коварным и властолюбивым человеком, не поверив в искренность отказа от великого княжеского престола братьев Бориса и Глеба, а увидев в них лишь соперников, на стороне которых был народ, Святополк пошел на страшное преступление.  

В результате междоусобной борьбы за Киевский престол в 1015 году Борис и Глеб были убиты своим братом Святополком. Зная об готовящимся покушение, братья не стали скрываться и приняли смерть ради спокойствия своего народа. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса в воскресный день 24 июля 1015 года за утреней службой в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса. Затем настала очередь Глеба. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. 5 сентября 1015 года произошло убийство князя Глеба. Тело Глеба убийцы погребли в гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен.

Поводом к причислению князей к лику святых стали известия о чудесах, которые исходили от их мощей. Однако, точная дата канонизации Бориса и Глеба неизвестна, историки выдвигают на это счёт различные мнения.5 Одни считают, что канонизация князей произошла в 1020 году, когда мощи Глеба были перенесены в Вышгород, где находились мощи Бориса. Другие предполагают, что почитание началось после того, как в Вышгороде была построена первая деревянная церковь во имя князей Бориса и Глеба. Но большая часть историков и исследователей придерживаются мнения, что канонизация князей Бориса и Глеба произошла в 1072 году, когда их мощи были перенесены в новую каменную церковь, впрочем, еще до официального признания церковью их святости, почитание князей носило массовых характер.6

Борис и Глеб были канонизированы как страстотерпцы. «Страстотерпец» - это святой, который принял мученическую смерть, который не держит зла на убийцу и не сопротивляется смерти. Таким образом, Борис и Глеб святые, которые совершили подвиг самопожертвования и не сопротивлялись воли брата быть убитыми, во имя спокойствия своего народа.7 В русском православии Борис и Глеб занимают почетное место. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской.  Множество храмов и монастырей по всей России посвящены святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Жизнь страстотерпцев русских князей Бориса и Глеба была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. Братья своей волей показали, что за зло нужно воздавать добром. Это было еще ново и непонятно для Руси, привыкшей к кровной мести. Мученическая смерть Бориса и Глеба становилась одним из первых примеров христианского благочестия и смирения в Киевской Руси, означавшим, что нравственные идеалы, проповедуемые христианством, нашли полный отклик в сердцах русских людей. Обретя первых своих святых, Русь обрела и первых своих заступников перед Господом, которые могут вымолить у Него прощение грехов русских людей. Поэтому утверждение культа Бориса и Глеба, как заступников за Русскую землю, означало и то, что вне христианского вероучения Русь уже не мыслила свое дальнейшее развитие. Основной смысл своего существования на земле русский народ начинал осознавать в исполнении Божиих заветов, Божьего Промысла.

24 июля Православной церковью отмечается день памяти святых Бориса и Глеба. В 2015 году исполнилось 1000-летие со дня мученической кончины святых братьев страстотерпцев. Однако это памятное событие, к сожалению, осталось практически незамеченным в России. Христианская кротость и смирение двух братьев помогали русскому народу в течение веков сохранять терпение и мудрость в самые трудные моменты истории. Святые мученики Борис и Глеб были на протяжении девяти веков и остаются в наше время самыми почитаемыми и любимыми русскими святыми.

Список использованной литературы и интернет источников:

1.Борис и Глеб // Православная энциклопедия. Том VI. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. – 752 с.

2. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. М.: Императорское Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете. - 2-е изд., перераб. и доп., 1903. - 606 c.

3. Васильев В. Очерки по истории канонизации русских святых. М.:  Унив.тип., 1893. — 256 с.

4. С. Каприо. Канонизация//Католическая энциклопедия. Т.2 – М.: Издательство Францисканцев, 2005. - 928с.

5.Литература Древней Руси: Хрестоматия/ Сост. Л.А. Дмитриев. Под ред. Д.С. Лихачева. – СПб: Наука, 1997. - 543 с.

6.Святые князья – мученики Борис и Глеб/ Исследование и подготовка текстов Н.И. Милютенко. – СПб., 2006. – 432с.

7. Татищев В. История Российская ч. 2 – 4. Иван Третий Васильевич. [Электронный ресурс]: http://statehistory.ru/books/Vasiliy-Tatishchev_Istoriya-Rossiyskaya--CHasti-2-4/62

8. Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. Ярославль, 1903. – 81с.

9. Трубачев А., игумен. Канонизация святых в Русской Православной Церкви// Православная Энциклопедия. Русская Православная Церковь. – М., 2000.

10. Ужанков А. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий.//Древняя Русь: Вопросы медивистики. – М., 2001.

11. Федотов Г.П. Святые древней Руси. - М.: Московский рабочий, 1990. – 121 с.

12. http://ruvera.ru/articles/pravdivaya_strastoterpca_boris_i_gleb

13. http://oursociety.ru/publ/boris_i_gleb_pervye_russkie_svjatye/1-1-0-218

1Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. М.: Императорское Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете. - 2-е изд., перераб. и доп., 1903. - 606 c.

2Васильев В. Очерки по истории канонизации русских святых. М.:  Унив.тип., 1893. — 256с.

3Татищев В. История Российская ч. 2 – 4. Иван Третий Васильевич. [Электронный ресурс]: http://statehistory.ru/books/Vasiliy-Tatishchev_Istoriya-Rossiyskaya--CHasti-2-4/62

4С. Каприо. Канонизация//Католическая энциклопедия. Т.2 – М.: Издательство Францисканцев, 2005. С. 751

6Борис и Глеб // Православная энциклопедия. Том VI. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003 .— С. 44-60. 

7Федотов Г.П. Святые древней Руси. - М.: Московский рабочий, 1990. с.- 63

infourok.ru

кто они и о чем им молятся

Сегодня 6 августа православная церковь и все верующие отмечают день памяти первых русских святых, российских князей Бориса и Глеба, младших сыновей святого князя Владимира. Рожденные незадолго до Крещения Руси, они были воспитаны в православной вере и в крещении носили имена Роман и Давид.

И так велика была их вера, так впечатлил их образ Христа, что, когда пришли к ним убийцы, они не стали противиться злу и лить кровь, а отдали себя в жертву. Поэтому они прославлены как святые страстотерпцы. Это было 1003 года назад. А их старший брат Святополк, опасавшийся, что они станут оспаривать великокняжеский престол, и потому отдавший приказ убить их, с тех пор остался в истории под прозвищем «Окаянный».

Святым князьям молятся

  • Об освобождении от зависти и ревности
  • О сохранении юных в истинной вере, об избавлении их от искушений, нетерпимости и злости
  • О даровании крепкой веры, на которую можно опираться в любых невзгодах
  • Об укрощении вражды и злобы, о защите от недоброжелателей
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством
  • О помощи тем, кто защищает Родину от нападок врагов, будь то военные, экономические, политические или идеологические атаки
  • Об избавлении от болезней, особенно при слепоте и болезнях ног, так как известно множество свидетельств о чудесных исцелениях перед их иконами
  • О душевной чистоте и внутренней гармонии
  • О мире в семье, о согласии с родственниками и близкими

Как погибли Борис и Глеб

Эти смутные времена наступили сразу после смерти великого князя Владимира. Старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Борис же возвращался со своей дружиной из похода на печенегов. Получив весть о том, что брат Святополк самовольно занял престол, он принял это известие со смирением и распустил свою дружину, хотя бояре из числа старших дружинников и уговаривали его пойти в Киев и занять великокняжеский престол. Борис не хотел оспаривать решение Святополка, ему претила сама мысль о междоусобной войне. 

Он был убит по приказу Святополка 6 августа 1015 года во время молитвы в своем шатре на берегу реки Альты в Киевской области. Князь погиб не сразу, первым закололи копьями его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на его защиту. Перед смертью Борис сказал убийцам: «Братья, приступивши – заканчивайте службу свою. И да будет мир брату моему и вам, братья!».

Глеб же по приказу отца княжил в то время в Муроме. Ему заранее донесли, что Святополк отправил к нему воинов и ему грозит смерть. Но, как и Борис, он решился принять ее, поскольку кровопролитная междоусобная война со старшим братом была для него страшенее смерти. Как и Борис, он не оказал сопротивления посланным к нему воинам. Его убийство произошло 9 сентября 1015 года рядом со Смоленском, в месте, где река Смядынь, впадая в Днепр, образует небольшую, удобную для остановки судов, бухту. 

В чем состоит их святость

«До нас дошли несколько источников, повествующие о Борисе и Глебе, и они немного по-разному расставляют акценты, – говорит доктор филологических наук, учёный секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, специалист по истории церкви Юлия Балакшина. – Есть «Чтение о житии Бориса и Глеба», а есть «Сказание о Борисе и Глебе». «Чтение», которое было менее популярно на Руси, говорит о том, что они не оказали сопротивления своему брату из нежелания увеличивать междоусобицу на Руси, разрушать эти родовые отношения. Это одна мотивировка. Вторая мотивировка, которая предлагается «Сказанием», говорит о том, что для них было важнее подражание Христу. Они оказались в ситуации, когда могли принять свою смерть как добровольную жертву в подражание подвигу Христа». 

Русь к этому моменту еще совсем недавно приняла христианство, и совсем недавно перед взором русских людей встал лик Христа, его подвиг и жизненный путь. И вот, Борис и Глеб были настолько вдохновлены этим евангельским идеалом, образом и обликом Спасителя, что они захотели закончить свою жизнь, подражая Христу – принести эту добровольную жертву. По словам Юлии Балакшиной, это и стало новым особым чином, особым духовным подвигом страстотерпчества, смысл которого в том, чтобы, не увеличивая зло на этом и без того зараженном злом свете, увеличивать силу любви.

Почему этот тип святости современным людям кажется не очень понятным?

«Мы все дети советского времени, когда героем считался носитель силы, но силы не духовной, а силы как мощного физического, даже природного начала, которое поворачивает реки вспять, вспахивает огромные пространства и так далее. Красота подвига добровольной жертвы собой оказалась утрачена, потому что была утрачена вера, был утрачен евангельский идеал, и было уничтожено национальное начало. Другой, триумфалистский тип человека вышел на первое место в сознании людей», – объясняет Юлия Балакшина.

Но это видится наследием именно советского времени. Люди, которые жили в русской эмиграции и, в отличие от советских, сохранили национальную традицию, как раз очень тонко чувствовали эту красоту немощи, эту силу внешнего поражения, которое оборачивается духовной, внутренней победой. 

«Мы привыкли, что на внешнюю силу можно отвечать только силой, на насилие – насилием, – говорит историк церкви. – Но такой ответ эту цепочку делает бесконечной: на одну злую силу непременно найдется другая. И в какой-то момент действие этой силы зла нужно прервать и остановить. И сделать это можно только силой еще большей, чем эта разрушительная энергия. И такой силой является сила любви – любви к другому человеку, любви к Богу, любви ко Христу. И как раз в этих людях, Борисе и Глебе, судя по всему, нашлась эта сила любви, которая оказалась выше инстинкта самосохранения, выше желания отомстить брату, восстановить справедливость и так далее. Их победа не в эту же минуту обнаружилась. Они были убиты, и власть досталась не им. Но совершенно очевидно, что духовная победа – в веках, в русской душе, в истории России – осталась за ними».

mir24.tv

Борис и Глеб – биография, фото, личная жизнь, икона, храм

Биография

Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской и Константинопольской церквями. Младшие сыновья равноапостольного князя Владимира, родившиеся до крещения Руси, явили религиозный и духовный подвиг. Они показали пример смирения и непротивления злу ради мира и добра.

Борис и ГлебБорис и Глеб

На примере князей-страстотерпцев, принявших смерть и пожелавших разделить страдания Христовы, воспитаны первые поколения православных христиан.

Святые Борис и Глеб любимы и почитаемы русским народом. Благочестивые мученики показали, как надо принимать волю Божию, какой бы она ни была. Братьев причислили к лику святых страстотерпцев, и они стали покровителями Руси и небесными помощниками русских князей.

Детство и юность

При крещении младшим сыновьям великого князя Киевского дали имена Роман и Давид. В биографии братьев белыми пятнами остались даты их рождения. Матерью Бориса и Глеба, согласно Тверскому сборнику 1534 года, была «болгарыня» Анна, дочь императора Византии Романа II. Нелетописные данные указывают иное имя – Милолика.

Борис и Глеб на коняхБорис и Глеб на конях

Бориса и Глеба воспитали благочестивыми христианами. Старшему Борису (девятый сын Владимира Святославича) дали хорошее образование. Молодой князь много времени проводил за чтением Святого Писания и преданий о житии и деяниях святых, желая «ходить их стопами». Юноша мечтал о духовном подвиге и обращался с молитвами к Всевышнему, чтобы тот удостоил чести положить жизнь во имя Христово.

По велению отца Борис женился и был посажен править Владимиром-Волынским на правом берегу Луги. Затем по воле князя Владимира сын поставлен княжить в Муроме на левобережье Оки, при этом находясь в Киеве.

Святые Борис и ГлебСвятые Борис и Глеб

При жизни великого князя, в 1010 году, Борис получил в подчинение Ростовский удел. Управляя землями, Борис позаботился о распространении православия среди подданных, насаждал благочестие и следил за праведным образом жизни у ближнего круга подчиненных, на которых смотрел народ.

Муром отошел в правление младшему брату Бориса – Глебу. Князь Глеб разделял взгляды старшего брата и любовь к христианству. Он походил на Бориса добросердечием и милосердием к обездоленным и больным. Примером для сыновей стал отец, великий князь Владимир, которого они любили и почитали.

Князья Борис и ГлебКнязья Борис и Глеб

Весной 1015 года великий князь Киевский лежал на смертном одре. У постели умирающего отца был Борис, любивший и почитавший Владимира «паче всехъ». Узнав о нападении на владения 8-тысячного печенежского войска, великий князь направил Бориса отразить вражескую навалу: Борис Владимирович, рьяный христианин, прославился и как опытный воин.

Борис отправился в поход, но печенегов не встретил: испугавшись, кочевники ушли в степи. В дороге молодой князь узнал о кончине отца. Смерть Владимира Святославича развязала руки старшим великокняжеским отпрыскам, сводным братьям Святополку и Ярославу, метившим на Киевский престол.

Борис и Глеб на кораблеБорис и Глеб на корабле

Ранее Владимир жестко расправлялся со смутьянами, которые проводили свою политику и стремились к самостоятельности. Ярослава, отказавшегося платить Киеву дань, отец объявил мятежником и собрал дружину для похода на Великий Новгород, чтобы смирить раскольника. А приемный сын Святополк, прозванный Окаянным, по обвинению в заговоре на власть вместе с женой и пособниками заточен в темницу.

Кончина правителя открывала путь стремившимся к власти наследникам, и вышедший на свободу Святополк, пользуясь отъездом Бориса из столицы, занял Киевский престол. При жизни князь Владимир видел правопреемником Бориса, о чем знал Святополк. Раздав щедрые дары киевлянам, дабы склонить их на свою сторону, пасынок Владимира развязал кровавую борьбу против Бориса и Глеба, прямых конкурентов на престол.

Смерть

Дружина Бориса, сопровождавшая его в походе на печенегов, готова была идти на Киев и свергать Святополка, но князь отказался проливать кровь названного брата и отпустил войско домой. Святополк усомнился в благих намерениях Бориса и пожелал устранить конкурента.

Обстоятельством, которое подтолкнуло самозванца к кровавой расправе, стала любовь народа к молодому князю. Святополк отправил к Борису верных слуг, поручив убить наследника престола. Князя известили о намерениях коварного брата, но тот не захотел упреждать удар или скрываться.

Убийство БорисаУбийство Бориса

Воскресным июльским днем, 1015 года, Борис Владимирович находился в шатре на берегу Альты. Он молился, зная, что его ждет смерть. Когда закончил молитву, покорно предложил подосланным убийцам совершить то, ради чего их послал Святополк. Тело Бориса пронзили несколько копий.

Слуги завернули окровавленное тело еще дышавшего Бориса и повезли его как доказательство князю, заказавшему убийство. Их встретили посланные Святополком варяги, направленные князем на подмогу убийцам. Увидев, что Борис жив, они добили его ударом кинжала в сердце. Усопшего доставили в Вышгород и под покровом ночи спрятали в храме Василия Великого.

Убийство ГлебаУбийство Глеба

В Муроме оставался Глеб, и Святополк понимал, что он может отомстить за убийство любимого брата. К нему тоже отправились убийцы, о чем Глеба предупредили гонцы из Киева. Но горевавший об умершем отце и жестоко убитом брате Глеб Владимирович последовал примеру Бориса: не поднял руку на Святополка и не развязал братоубийственную войну.

Святополк выманил Глеба из Мурома, где его могли защитить верные войска, и направил к нему дружинников, исполнивших кровавую миссию в устье реки Смядынь под Смоленском. Глеб по примеру старшего брата смирился со страшной участью и, не оказав сопротивления мучителям, безропотно принял смерть.

Христианское служение

Христианский подвиг братьев заключается в том, что они отказались отнимать жизнь и проливать кровь хоть и названного, но брата, ведь по канонам православия убийство считалось смертным грехом. Они сознательно стали страстотерпцами, положа жизнь на алтарь христианской любви. Борис и Глеб не нарушили постулат христианства, гласящий о лживости каждого, кто клянется в любви к Богу, но при этом ненавидит ближнего.

Борисоглебский монастырь в ТоржкеБорисоглебский монастырь в Торжке

Святые Борис и Глеб – первые на Руси, кто показал своим примером христианское смирение. В ранее пребывавшей во мраке язычества Руси кровная месть возводилась в доблесть. Братья же продемонстрировали, что на зло нельзя отвечать злом, а остановить кровопролитие можно, только отказавшись отвечать тем же.

Верные христианскому учению, Борис и Глеб последовали его главному постулату, который гласит не бояться тех, кто убивает тело, ведь душа для них вне недосягаемости.

Борисоглебский собор в ЧерниговеБорисоглебский собор в Чернигове

Как пишут историки того времени, Господь наказал властолюбивого и кровавого тирана. В 1019 году дружина братоубийцы была наголову разбита войском Ярослава Мудрого. Князь, которого современники прозвали Окаянным, спасся бегством в Польшу, но ни надежного пристанища, ни спокойной жизни на чужбине не нашел. В летописях говорится, что от могилы братоубийцы исходил смрад.

А на Руси, как пишут апокрифы, воцарился мир и затихли распри. Пролитая Борисом и Глебом кровь укрепила единство и остановила войны. Сразу после кончины началось почитание страстотерпцев. Службу Борису и Глебу составил Иоанн I, митрополит Киевский.

Ярослав Мудрый отыскал незахороненные останки Глеба и перевез их в Вышгород, где положил рядом с мощами Бориса. Когда храм сгорел, мощи святых братьев остались нетронутыми пламенем.

Ростовский Борисоглебский монастырьРостовский Борисоглебский монастырь

Сохранились свидетельства чудотворности святых мощей. Описано исцеление юноши из Вышгорода: братья явились подростку во сне и осенили больную ногу крестным знамением. Мальчик проснулся и пошел, не хромая.

Услышавший о чудесном исцелении больного, Ярослав Мудрый приказал возвести на месте явления отроку святых пятикупольный храм, который митрополит освятил в день убийства Бориса (24 июля) в 1026 году.

На Руси построены тысячи церквей и монастырей, названных именами святых, где совершаются богослужения. Иконам страстотерпцев поклоняются миллионы православных по всему миру.

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвойЯвление Бориса и Глеба перед Невской битвой

Бориса и Глеба называют святыми, которые покровительствуют Руси, защищая ее от врагов. Святые являлись во сне Александру Невскому перед Ледовым побоищем и Дмитрию Донскому, когда он в 1380 году сразился на Куликовом поле.

Описаны сотни случаев исцеления и других чудес, связанных с именами Бориса и Глеба. В истории образ братьев сохранился до наших дней. О святых мучениках, чье житие описано в сказаниях и апокрифах, написаны стихи и романы, сняты фильмы.

Память

  • Память святых Бориса и Глеба празднуется три раза в году. 15 мая — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде, 18 сентября — память святого князя Глеба, а 6 августа — совместное празднование святым
  • В честь Бориса и Глеба был названы города Борисполь в Киевской области, Даугавпилс в 1657-1667 годах носил имя Борисоглебск, Борисоглебск Воронежской области, Борисоглебский поселок в Ярославской области, Борисоглебский поселок в Мурманской области
Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в ДмитровеПамятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове
  • О Борисе и Глебе написали Борис Тумасов («Борис и Глеб: Кровью отмытые»), Борис Чичибабин (стихотворение «Ночью черниговской с гор араратских…»), Иосиф Бродский (стихотворение «Набросок», Леонид Латынин (романы «Жертвоприношение» и «Берлога»)
  • В 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь
  • В армянском Четьи-минеях 1249 года включено «Сказание о Борисе и Глебе» под названием «История святых Давида и Романоса»

24smi.org


Смотрите также