8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Одигитрия что значит


Одигитрия - это... Что такое Одигитрия?

Одиги́трия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой.

Описание

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверь XV века Византия.

Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение матери и сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир «небесного царя и судии» и поклонение царственному младенцу.

История

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Икона стала охранительницей Константинополя. Ее не раз выносили на городские стены во время нападения врагов. Кроме того, во вторник каждой недели с иконой совершался крестный ход по всему городу[1].

Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

Варианты

К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных, Корсунская-Торопецкая и др. Из икон Одигитрии с греческими наименованиями можно отметить: Психосострия, Перивлепта и др.

См. также

Примечания

  1. Иконы XIII—XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. М., «Северный паломник», 2007, с. 83.

dic.academic.ru

Одигитрия - Смоленская икона Божией Матери

10 августа Церковь установила праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия".

Содержание статьи

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что  образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Читайте также — Тихвинская икона Божией Матери

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва

История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал  Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

Читайте также — Владимирская икона Божией Матери

Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Иконы

Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. 1482 г. ГТГ, Москва


Дионисий (?). Богоматерь Одигитрия с Троицей и избранными святыми. Конец XV в. ГТГ, Москва

Богоматерь Одигитрия Смоленская. Ярославль. 1564 г. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей.

Смоленская икона. Палех. XVII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

Богоматерь Одигитрия Смоленская. 2-я половина XIX в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва

Смоленская икона над могилой М.И. Кутузова в Казанском соборе, Спб.

1 Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6.


Вы прочитали статью Смоленская икона Божией Матери — Одигитрия. Мы предлагаем Вам ознакомиться со следующими материалами:

www.pravmir.ru

в чем помогает этот образ

Определенные жизненные трудности подстерегают каждого человека. Болезни, материальные проблемы, сложности в отношениях с ближними – всё это неизбежно на жизненном пути. В горести и радости православные верующие обращаются к своим главным помощникам – Господу, Пресвятой Богородице, святым и ангелам.

Приобретайте икону Божией Матери Одигитрия на этой странице https://pravzhizn.ru/catalog/ikony/bogoroditsy/bogoroditsa-odigitriya/. Покупку доставим быстро и аккуратно.

Традиционно христиане молятся перед образами тех, к кому обращены их просьбы. Так как верной заступницей православных является Божья Матерь, то неудивительно, что существует множество святынь, на которых изображена Небесная Владычица.

Одной из самых почитаемых в народе святынь является икона Божьей Матери Одигитрия. В чем помогает этот образ? Почему верующие с такой любовью относятся к этой святыне? Какова его история? Если хотите получить ответы, то читайте статью дальше!

История появления иконы

Что значит слово «Одигитрия»? В переводе на русский язык «Одигитрия» означает «Путеводительница». По преданию, иконописцем этого образа стал сам евангелист Лука. Святыня была написана ещё при земной жизни Пречистой Девы. Спрашивается, при чём тут Смоленск и почему образ называется Смоленским, если его написали тогда, когда этого города ещё не существовало на карте?

Всё просто. Образ немало «попутешествовал». Со своей Родины – Антиохии – святую икону передали в Иерусалим; оттуда – в Константинополь. Затем этой святыней на брак благословили Анну – дочь греческого императора и будущую жену русского князя Всеволода Ярославовича. Так образ попал на территорию Руси. Сын Анны и Всеволода – Владимир Мономах – перенес образ в Смоленск.

Итак, перед тем как попасть в Смоленск образ «побывал» в таких краях:

  • Антиохия.
  • Иерусалим.
  • Константинополь.

Произошло это в начале XII столетия. С тех образ называется так: икона Смоленская Божья Матерь. В чём помогает святыня и где она сейчас – вы узнаете дальше.

До 1941 года образ продолжал находиться в Смоленске. Однако с началом Великой Отечественной войны след иконы пропал. Уничтожена ли святыня либо хранится у кого-то из верующих – остаётся только догадываться.

К счастью, в России осталось несколько икон-копий этого чудотворного образа. Поэтому верующие имеют возможность продолжать молиться перед святыней.

Помолиться перед копией образа можно как в храме, так и у себя дома. Если вы искренне почитаете этот образ, то обязательно стоит разместить на домашнем иконостасе икону Божьей Матери Одигитрия. В чем помогает молитва перед образом?

О чём молиться перед святой иконой

Верной защитницей православных верующих является Смоленская икона Божией Матери. В чем помогает молитва перед святыней? Перед образом верующие традиционно молятся о таком:

  • О военнослужащих – о сохранении здоровья и жизни на поле боя.
  • Об убережении от эпидемий и болезней.
  • О мире на родной земле.
  • Во избежание конфликтов дома, на работе и так далее.
  • О помощи путешествующим (молиться могут как сами путешественники, так и их близкие). Такая молитва логична, ведь образ в переводе называется «Путеводительница».

Известно о множестве чудес, происходящих после молитвенных просьб перед Смоленской иконой Божией Матери. О чем молятся верующие перед этой святыней, то и исполняется, если есть на то воля Творца.

Сбудется ли ваша просьба – неизвестно, ведь пути Господи неисповедимы. От вас зависит лишь только искренность и усердие в молитвенном делании. Тогда вы сможете быть уверены, что сделали всё возможное от вас.

В любом случае неизвестность – не повод отказываться от молитвы. Молитесь, и Господь направит Вас на путь истинный.

pravzhizn.ru

Что такое икона Божией Матери Одигитрии: описание и значение

Одигитрия – один из самых почитаемых в Православии иконописных образов. Это изображение Богоматери с младенцем, которое получило широкое распространение в русской иконографии. Само слово «Одигитрия» переводится с греческого как «Указывающая путь» или просто – «Путеводительница».

Икона Божией Матери Одигитрии была известна христианам еще в самые первые века. Первоначально она встречалась на территории Палестины, затем получила известность в Византии, Древней Руси и в других православных странах.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

Сегодня существует множество разновидностей этой иконы, но в России особо почитается Смоленская Одигитрия. Также икона послужила источником вдохновения для других известных образов Богоматери, например, «Неопалимая купина».

Описание иконы

Известно несколько вариантов Одигитрии, однако, у них всех есть характерные черты, которые всегда остаются неизменными.

Традиционно на этой иконе изображен отрок Христос на руках Богородицы. Правая рука Христа обязательно запечатлена в благословляющем жесте, а в другой руке он чаще всего держит книгу или свиток. Обычно Христос обращен лицом к зрителям, однако иногда его изображают и в полупрофиль.

В Одигитрии обычно используется поясное изображение Божией Матери. Но также встречаются и оплечные варианты (например, Казанская икона), а иногда Богородицу даже рисуют сидящей на троне.

Голова Божией Матери слегка наклонена. Рукой она указывает на Иисуса, словно говоря: «Вот Спаситель всего человечества!». Главное же значение иконы – это поклонение царственному Младенцу, а также приход на Землю небесного Царя и Судии .

Появление Одигитрии

По преданию, автором самой первой иконы был евангелист Лука – ученик и сподвижник апостола Павла. Этот образ он написал еще при жизни Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила. Также в этой иконе первоначально хранилась частица мафория (ризы) Божией Матери.

В дальнейшем икона Божией Матери Одигитрии попала из Антиохии в Иерусалим, а оттуда византийская императрица Евдокия перевезла ее в Константинополь. Одигитрия была размещена во Влахернском храме, откуда и возникло ее второе название – Влахернская икона.

Что же касается происхождения самого слова «Одигитрия», то здесь существуют сразу три версии:

  1. После Влахернского храма икона долгое время хранилась в византийском монастыре Одигон, от которого и образовалось ее название.
  2. Согласно преданию, однажды перед двумя слепыми предстала Божия Матерь и чудесным образом провела их в храм во Влахернах. Представ перед ее иконой, они сразу же прозрели, а образ с той поры стали называть Одигитрия, то есть «Путеводительница».
  3. Списком этой иконы император Константин благословил свою дочь Анну, которая выходила замуж за русского князя и должна была отправиться в русские земли. Ее путешествие было долгим и трудным, и лишь благодаря чудотворному образу, царевна смогла добраться до своего будущего мужа.

Дальнейшая история иконы

Долгие годы икона (самая первая) была охранительницей Константинополя. Во время осады города ее выносили на стены и совершали с ней крестные ходы. Однако в 1453 году турки смогли все-таки захватить византийскую столицу и уничтожили Одигитрию. Википедия рассказывает, что османские солдаты разрубили чудотворный образ на части, чтобы добраться до оклада и драгоценных камней.

На территорию Руси икона впервые была привезена в XI столетии царевной Анной, которая вышла замуж за Великого князя Всеволода Черниговского. Образ с самого начала стал почитаться русскими христианами как чудотворный.

После смерти Всеволода, его старший сын, Владимир Мономах, перевез образ в Смоленск, где его разместили в Успенском соборе. С той поры образ стал называться «Одигитрия Смоленская».

С иконой было связано множество чудес. Например, огромную известность получил подвиг смоленского воина Меркурия. По гласу, исходящему от Одигитрии, он ночью напал на монгольский лагерь и перебил множество врагов. Сам же Меркурий принял мученическую смерть и был позднее причислен к лику святых.

В XIV столетии Смоленск перешел к Литовскому княжеству. София, дочь литовского князя Витовта, была выдана замуж за московского князя Василия. В качестве преданного она забрала с собой Одигитрию, которую разместили в Благовещенском соборе Кремля. Однако уже в XV веке, по прошению смолян, образ Богоматери снова вернули в родной город.

Во время войны с Наполеоном, когда солдаты оставляли Смоленск, они захватили с собой Одигитрию. С этой иконой священнослужители обходили русский стан накануне Бородинской битвы, чтобы испросить у Богородицы благословения и ободрить войска.

К сожалению, в годы Великой Отечественной войны икона была вывезена немцами и с тех пор о ней ничего не известно. Сегодня в Успенском соборе Смоленска хранится очень древний список с Одигитрии, который также почитается как чудотворный.

Некоторые другие древние копии иконы хранятся в музеях и храмах Москвы, Владимира и Костромы. Кроме того, в каждом храме сегодня есть свой вариант Одигитрии, а сотни церквей в России были освещены в честь этого образа Богородицы с младенцем.

Некоторые известные варианты Одигитрии

С Одигитрии неоднократно делались списки. А поскольку первоначально никакого иконописного канона еще не существовало, то стали появляться многочисленные вариации образа, которые сохранили лишь общие с Одигитрией черты.

Из них огромную известность получили следующие иконы Богоматери с младенцем:

  • Тихвинская,
  • Казанская,
  • Грузинская,
  • Иверская,
  • «Троеручица».

Также есть греческие варианты этого образа – «Психосострия» и константинопольская «Перивлепта».

Наряду со Смоленской Одигитрией на Руси очень почитается и Тихвинская Божия Матерь. По преданию, она первоначально находилась в Константинополе, а после его падения чудесным образом оказалась в городе Тихвине. Во времена СССР, когда закрывались храмы, этот образ вывезли в США. И только в наше время его снова вернули в Тихвинский монастырь.

Другая икона с непростой судьбой – Грузинская. Долгие годы она находилась в Грузии, но в 1622 году, после завоевания страны, ее увезли в Персию. Спустя годы, образ оказался в Архангельске, где и хранился долгое время. Сегодня он считается утраченным, но существует множество его списков. Считается, что этот образ помогает во время эпидемий.

История еще одной почитаемой иконы, Иверской Божией матери, началась в IX веке в Византии. В то время как раз шла эпоха иконоборчества, и одна женщина, чтобы спасти этот образ, опустила его в море. Икона чудесным образом доплыла до знаменитой горы Афон, где ее увидели монахи. Этот образ Богородицы до сих пор хранится на Афоне в Иверском монастыре.

Почитание иконы

Праздник Смоленской Одигитрии отмечается 10 августа (по старому стилю – 28 июля ). Он был установлен после того, как Смоленск в 1525 году вернулся в состав России. Но существуют и другие праздники Одигитрии, установленные в честь известных ее списков.

Значение иконы Божией Матери Одигитрии для православных людей трудно переоценить. Традиционно Богородица почитается выше всех святых и ангелов, а выше нее только сам Христос. Православные христиане любят ее словно родную Мать, и для них она всегда остается источником любви и понимания.

Именно поэтому Одигитрия стала одной из наиболее почитаемых православных святынь, покровительницей и заступницей Русской земли. К образу «Путеводительницы» часто обращаются за помощью христиане. Считается, что искренняя молитва перед Богородицей помогает отвести любую беду и напасть.

pravoslavie.guru

Значение слова «одигитрия» в 3 словарях

существительное

Значение слова одигитрия

Все словариПравославие. Словарь-справочникПравославный энциклопедический словарьЭнциклопедия Брокгауза и Ефрона

Православие. Словарь-справочник

одигитрия

(греч. «путеводительница»)

иконографический тип изображения Богоматери с Младенцем, сидящим на руке Богородицы и благословляющим. По месту своего создания или явления иконы получили названия: Смоленская, Тихвинская, Иверская, Иерусалимская, Грузинская, Костромская, Ярославская и другие. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.

Православный энциклопедический словарь

одигитрия

(греч. - путеводительница) - икона Богоматери с Младенцем. На Руси изображение было всегда поясным, с Богомладенцем на левой руке. По месту своего создания или явления иконы получили названия: Смоленская, Тихвинская, Иверская, Иерусалимская, Грузинская, Костромская, Ярославская и другие. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

одигитрия

(греч. — "Путеводительница") — чудотворная икона Пресвятой Богородицы на Афоне в Ксенофской обители, куда явилась из Ватопедского монастыря в 1730 г.; празднуется 21 января. В России есть много чудотворных икон О.: икона Смоленской Богородицы в Воронинской Богородицкой пустыни, О.-Христофорова в приходском храме Вологодской губернии, основанном преподобным Христофором (обе иконы чествуются 28-го июля) и др.

Добавить свое значение

Значения слов синонимов к слову одигитрия

Синонимы к слову одигитрия

  • путеводительница

znachenie-slova.ru

Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская

Кондак 1

Избра́нней от все́х родов Бо́жией Ма́тери и Цари́це, Пресвято́й Одиги́трии, я́ко изба́вльшеся от ве́чныя сме́рти благода́тию ро́ждшагося от Нея́ Христа́ Бо́га и на пу́ть спасе́ния направля́еми Ма́терним Ея́ попече́нием, благода́рственное прино́сим пе́ние; Ты́ же, всеми́лостивая на́ша засту́пнице и путеводи́тельнице, от вся́ких на́с бе́д свобожда́й и к ца́рствию го́рнему руково́дствуй зову́щих Ти́ ра́достию: Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Икос 1

Арха́нгельский гла́с вопие́м Ти́, Чи́стая: ра́дуйся, благода́тная Одиги́трие Мари́е, и ра́дости духо́вныя испо́лни на́с, да благоговейною душе́ю и чи́стым се́рдцем принесе́м Ти́, ро́ждшей ми́ру Спаси́теля Христа́ Бо́га на́шего, глаго́лы сия́:

Ра́дуйся, Бо́га Отца́ благоволе́нием осене́нная; ра́дуйся, Бо́га Сы́на Ма́ти неискусобра́чная.

Ра́дуйся, Бо́га Ду́ха Свята́го оби́теле свяще́нная; ра́дуйся, Тро́ическия та́йны проявле́ние.

Ра́дуйся, а́нгельских умо́в удивле́ние; ра́дуйся, челове́ческаго ро́да украше́ние.

Ра́дуйся, го́рния с до́льними совокупи́вшая; ра́дуйся, врата́ ра́йская земноро́дным отве́рзшая.

Ра́дуйся, ле́ствице небе́сная; ра́дуйся, ста́мно богоприи́мная.

Ра́дуйся, купино́ неопали́мая; ра́дуйся, трапе́зо пресвята́я.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 2

Ви́девши ико́ну пресвята́го Твоего́ ли́ка, Богоро́дице Де́во, ю́же боже́ственный евангели́ст Лу́ка написа́ и к Тебе́ принесе́, благоволи́ла еси́ о не́й и рекла́ еси́ пречи́стыми усты́ Твои́ми: «С се́ю ико́ною благода́ть Моя́ и си́ла». Таково́е обетова́ние Твое́ уве́девше, благогове́йно почита́ем пресвяты́й о́браз Тво́й, Влады́чице, и воспева́ем Сы́ну Твоему́ и Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 2

Уразуме́в благоволе́ние Твое́, Богоро́дице, к напи́санней ико́не Твое́й, апо́стол и евангели́ст Лу́ка дарова́ ю́ в благослове́ние и освяще́ние Христо́вой Це́ркви во Антиохи́и, в не́йже Одиги́трия она́ наименова́ся, си́есть Путеводи́тельница и Наста́вница, и чудесы́ боже́ственными просла́вися; о се́м благодаря́ще Тя́, Госпоже́ всеблага́я, я́ко подо́бие пречи́стаго ли́ка Твоего́ во утеше́ние на́м оста́вила еси́, усе́рдно Тебе́ вопие́м:

Ра́дуйся, Цари́це го́рних и до́льних; ра́дуйся, Влады́чице а́нгелов и челове́ков.

Ра́дуйся, ми́ра умире́ние; ра́дуйся, дре́вния вражды́ разруше́ние.

Ра́дуйся, де́вства сто́лпе; ра́дуйся, смире́ния глубино́.

Ра́дуйся, облече́нная в со́лнце; ра́дуйся, сия́ющая боже́ственною сла́вою.

Ра́дуйся, Ма́ти Све́та невече́рняго; ра́дуйся, раю́ сла́дости небе́сныя.

Ра́дуйся, вертогра́де Христо́в благоуха́нный; ра́дуйся, о́дре Царя́ вели́каго.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 3

Си́лою Бо́жиею чудеса́ преди́вная соверша́хуся от ико́ны Твоея́ Одиги́трии, Богома́ти Влады́чице, егда́ принесе́на бы́сть она́ из Антиохи́и в Царьгра́д и, в пресла́внем Влахе́рнстем хра́ме поста́вленная, исцеле́ние боля́щим подава́ше, слепы́я просвеща́ше, вся́ку я́зву в лю́дех врачева́ше, благода́тию Твое́ю, Богоро́дице, да вси́ зове́м просла́вльшему Тя́ Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 3

Име́яше Тя́ Царьгра́д засту́пницу держа́вную, Богоро́дице Де́во, и во дни́ нападе́ния на него́ враго́в си́льных и бранеиску́сных по́мощь Твою́ чуде́сную от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии получа́ше многочуде́сно, те́мже мо́лимся Тебе́, Всеблага́я, я́коже дре́вле гра́д о́ный мно́гажды от поги́бели спасла́ еси́, та́ко и на́с смире́нных спаси́ от поги́бели ве́чныя Ма́терним преда́тельством Твои́м ко Христу́ Бо́гу, да благода́рно Тебе́ зове́м:

Ра́дуйся, сто́лпе о́гненный, зно́й страсте́й умеря́ющий; ра́дуйся, сто́лпе о́блачный, мра́к грехо́в разгоня́ющий.

Ра́дуйся, засту́пнице усе́рдная моли́твенно Тя́ призыва́ющих; ра́дуйся, помо́щнице ско́рая в беда́х к Тебе́ притека́ющих.

Ра́дуйся, похвало́ же́н и де́в сла́во; ра́дуйся, Царьгра́да кре́пкое огражде́ние.

Ра́дуйся, Влахе́рнскаго хра́ма благода́тное сокро́вище; ра́дуйся, враго́в Правосла́вия посрамле́ние.

Ра́дуйся, нечести́вых ра́тей одоле́ние; ра́дуйся, ча́д Христо́вых предводи́тельнице к побе́дам.

Ра́дуйся, богому́дрых святи́телей споспе́шнице во благове́стии Христо́ве; ра́дуйся, па́стырем пасти́ ста́до свое́ посо́бствующая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 4

Бу́рею морско́ю корабли о́наго прего́рдаго кага́на, гра́д Тво́й плени́ти восхоте́вшаго, сокруши́ла еси́, Влады́чице, и побе́ду на́д ни́м лю́дем христоимени́тым дарова́ла еси́ от святы́я ико́ны Свое́й Одиги́трии, лучи́ све́та небе́снаго распространя́ющи и во́и правосла́вныя и́ми просвеща́ющи, да вси́ уве́дят, я́ко Ты́ еси́ вои́стинну воево́да держа́вная Царьгра́да, и просла́вят Твоя́ ми́лости и чудеса́, воспева́юще Спаси́телю Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 4

Слы́шавше о чудеса́х Твои́х пресла́вных, Богоро́дице Де́во, я́же от ико́ны Твоей Одиги́трии яви́ла еси́ в Царьгра́де, недоумева́ем, ка́ко ико́на та́, носи́мая по сто́гнам гра́да, си́лою боже́ственною носи́вших ю́ управля́ше и стопы́ и́х по во́ле Твое́й направля́ше; напра́ви у́бо, Влады́чице, и на́ша стопы́ на пу́ть за́поведей Христо́вых и научи́ на́с ве́рно испо́лнити святу́ю во́лю Сы́на Твоего́ и Бо́га, да Тебе́ вопие́м си́це:

Ра́дуйся, свеще́ неугаси́мая; ра́дуйся, звездо́ незаходи́мая.

Ра́дуйся, сия́ющая све́том боже́ственным; ра́дуйся, просвеща́ющая благода́тию ду́ши ве́рных.

Ра́дуйся, Христо́во благоуха́ние; ра́дуйся, земли́ освяще́ние.

Ра́дуйся, ча́ше, че́рплющая ра́дость всему́ ми́ру; ра́дуйся, исто́чниче, излива́яй ве́чную сла́дость.

Ра́дуйся, черто́же благоукраше́нный Царя́ царе́й; ра́дуйся, пала́то све́тлая Го́спода господе́й.

Ра́дуйся, рая́ красне́йшая; ра́дуйся, у́тра светле́йшая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 5

Боготе́чная звезда́, ико́на Твоя́ Одиги́трия, Богома́ти Влады́чице, благоволе́нием Твои́м от Царьгра́да в страну́ Росси́йскую принесе́ся и гра́ду Смоле́нску в насле́дие благода́тное дарова́ся от благове́рнаго вели́каго кня́зя Влади́мира Монома́ха; те́мже благодари́м Тя́, Госпоже́ всеми́лостивая, я́ко таковы́й да́р святы́й оте́честву на́шему дарова́ла еси́, и пое́м в Троице сла́вимому Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 5

Ви́девше пресла́вное заступле́ние Твое́ гра́да Смоле́нска, Пречи́стая Влады́чице, прославля́ем великую Твою́ ми́лость, е́юже гра́д се́й от разоре́ния Баты́ева чуде́сно спасла́ еси́, гла́сом боже́ственным от ико́ны Одиги́трии уго́дника Христо́ва Мерку́рия на единобо́рство с предводи́телем ра́ти Баты́евой посла́вши, его́же о́н мече́м свои́м порази́ и гра́д Тво́й от разоре́ния изба́ви, и са́м венце́м му́ченическим увенча́ся, и со святы́ми сопричте́ся; того́ моли́твами небе́сными сподо́би на́с на земли́ неосужде́нно взыва́ти к Тебе́:

Ра́дуйся, гра́да Смоле́нска кре́пкое защище́ние; ра́дуйся, страны́ Росси́йския благода́тное утеше́ние.

Ра́дуйся, Це́ркви Христо́вой боголе́пное украше́ние; ра́дуйся, лю́бящих при́сное ра́дование.

Ра́дуйся, утоли́тельнице печа́лей; ра́дуйся, изба́вительнице от пле́на и пораже́ния.

Ра́дуйся, боля́щих исцеле́ние; ра́дуйся, уныва́ющих ободре́ние.

Ра́дуйся, му́ченика Христо́ва Мерку́рия на по́двиг ра́тный укрепи́вшая; ра́дуйся, гла́сом от ико́ны Твоея́ святы́я его́ воодушеви́вшая.

Ра́дуйся, я́ко Дави́да на Голиа́фа, побе́дою его́ увенча́вшая; ра́дуйся, гра́д Тво́й от разоре́ния изба́вившая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 6

Пропове́дует страна́ Росси́йская ми́лости и чудеса́ Твоя́, пречи́стая Де́во Богоро́дице, и гра́д Смоле́нск све́тло красу́ется, име́я чудотво́рную ико́ну Твою́, вся́кия боле́зни исцеля́ющую и неду́жным здра́вие подава́ющую, сего́ ра́ди со благогове́нием почита́ем многоцеле́бный о́браз тво́й, Госпоже́ всеблага́я, и, покланя́ющеся ему́, я́ко зало́гу Твоего́ к на́м благоволе́ния, вопие́м Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 6

Возсия́ла есй стране́ Росси́йстей луча́ми боже́ственных чуде́с от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии, пречи́стая Влады́чице, к не́йже от ле́т дре́вних отцы́ на́ши прихожда́ху в ско́рбех и боле́знех и не тщи́ отхожда́ху, но приима́ху утеше́ния и цельбу́ душа́м и телесе́м, и́хже всле́д и мы к Тебе́ прихо́дим, Всеблага́я, и со благогове́нием и любо́вию лобыза́юще о́браз Тво́й чудотво́рный, мо́лимся Тебе́: утоли́ печа́ли на́ша, уврачу́й неду́ги на́ша, да зове́м Ти́:

Ра́дуйся, же́зле ста́рости; ра́дуйся, сто́лпе и утвержде́ние де́вства.

Ра́дуйся, вдови́ц заступле́ние; ра́дуйся, сиро́т призре́ние.

Ра́дуйся, младе́нцев воспита́ние; ра́дуйся, ни́щих снабде́ние.

Ра́дуйся, пле́нных свобожде́ние; ра́дуйся, скорбя́щих утеше́ние.

Ра́дуйся, и́ноков покрови́тельнице; ра́дуйся, и́нокинь наста́внице.

Ра́дуйся, по́стников укрепле́ние; ра́дуйся, подви́жников вразумле́ние.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Кондак 7

Хотя́щи дарова́ти гра́д

azbyka.ru

Одигитрия (Дионисий) — Википедия

«Одигитрия» (также «Богоматерь Одигитрия», «Одигитрия Смоленская» — Богоматерь Путеводительница) — икона, созданная иконописцем Дионисием в 1482 году для Вознесенского собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Из атрибутируемых Дионисию икон одна из первых по времени создания. Согласно сообщениям современных источников, иконописец восстановил на старой доске византийскую икону, пострадавшую во время пожара в соборе. В настоящее время «Одигитрия» находится в собрании Третьяковской галереи (инв. 12799)[1].

По данным летописей, Софийской II и Львовской, в Вознесенском соборе хранилась икона «греческого письма», при пожаре погибли её живописный слой и оклад, но доска сохранилась. Дионисий получил заказ восстановить на доске икону «в тот же образ». Иконописец работал, изначально ограниченный рамками строгого канона[2]. Сообщения о восстановлении иконы помещены в летописях среди событий осени 1472 года. Как полагает Н. Голейзовский, пожар, при котором так серьёзно могла пострадать икона, произошёл в Вознесенском соборе 2 октября 1476 года, когда, по сообщениям источников, собор выгорел изнутри. Голейзовский предполагает, что Дионисий восстановил икону по заказу либо великой княгини Марии Ярославны, принявшей постриг в 1478 году, либо её сына князя Андрея Угличского[3].

Позднее икона хранилась в Синодальной (Патриаршей) библиотеке. После революции 1917 года «Одигитрия» была передана в Государственный Исторический музей. В ГТГ поступила из ГИМа в 1930 году[4].

Церковный историк Никифор Каллист приписывал создание образа Одигитрии евангелисту Луке (49 год). На Руси икона Богоматери заступницы и путеводительницы в ратных походах почиталась с домонгольского времени. Считалось, что в 1046 году её привезла из Константинополя греческая царевна (личное имя не известно), вероятно, дочь Константина Мономаха, ставшая женой князя Всеволода Ярославича. Икона перешла к её сыну, Владимиру Мономаху, который передал образ Одигитрии основанному им в 1101 году смоленскому Успенскому собору. По месту хранения она получила название «Смоленская Одигитрия»[5].

В середине XV века некоторое время Одигитрия и списки с неё хранились в Москве. Существует несколько версий событий, при которых икона попала в Москву. По сообщению Е. Поселянина, одна из версий гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, направляясь от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, разграбил Смоленск, в числе другой добычи была и икона Одигитрии. Юрга подарил её великому князю Василию (1455). По другой гипотезе Витовт смоленский передал Одигитрию вместе с другими образами «греческого письма» своей дочери Софье, когда она навестила его в Смоленске в 1398 году. По третьей версии Юрий Святославич, князь смоленский, изгнанный в 1404 году Витовтом, привёз в Москву в числе прочих икон Одигитрию[6].

В 1456 году, по просьбе архиепископа Смоленского Мисаила, Одигитрия была возвращена великим князем. Икона и её списки в праздничной обстановке были перенесены в Смоленск. С этого события исследователи начинают отсчёт почитания иконы в Москве. Один из списков Одигитрии оставили в Благовещенском соборе[K 1], ещё один был поставлен в соборе «на поклоне». В 1525 году, в честь взятия Смоленска во время русско-литовской войны, одна из икон «Одигитрии» была передана в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Как и в «Одигитрии» из Вознесенского монастыря, в иконе Смоленского собора свиток, который держит в руках Младенец, упирается в его колено — редко встречающаяся деталь[5].

Из известных византийских икон наиболее близки к Одигитрии Вознесенского монастыря две, выполненные в технике мозаики — в настоящее время хранятся в Национальной галерее в Палермо (датируется 1-й половиной XIII в.) и в софийском Национальном археологическом музее (XIII—XIV в.). По сообщению летописей икона Вознесенского монастыря была списком образа Одигитрии из монастыря Одигон (икона не сохранилась). В 1381 году Дионисий, архиепископ Суздальский, привёз из константинопольского монастыря Панагии Одигитрии два списка с образа Богоматери для суздальского и нижегородского соборов. Возможно, одна из этих копий после смерти архиепископа (1385) была перенесена в Москву. Исследователи предполагают, что инициатором перенесения образа была великая княгиня Евдокия, основательница Вознесенского монастыря[8][9].

Как считал Н. П. Кондаков, византийский первообраз Одигитрии представлял собой изображение Богоматери в полный рост, известны иконы византийского круга с подобными изображениями. Появление поясных изображений, по Кондакову, было связано с тем, что почитаемыми образами в разное время были разные иконы. Одигитрия из Влахернского храма погибла (Кондаков) в период иконоборчества, и в роли чтимой иконы выступила Богоматерь из Одигона. Последняя была утрачена после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году, возможно, увезена в Венецию. Один из списков в 1204 году был спрятан в тайнике, устроенном в стене монастыря Христа Пантократора. В 1261 году этот список Одигитрии несли перед Михаилом VIII Палеологом, при его торжественном входе через Золотые ворота в столицу, освобождённую от крестоносцев[5].

Богоматерь с младенцем изображены в поясном срезе фронтально. Лицо матери немного повёрнуто в сторону сына, её правая рука в деисусном жесте поднята к груди. Младенец сидит на левой руке Богоматери, в одной руке он держит свиток, другая отведена в жесте благословения. Полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила, пребывающих в спокойном созерцании, слегка склонены в сторону Богоматери и младенца, их руки, сложенные под грудью, спрятаны под плащами-гиматиями. Мафорий Богоматери коричнево-вишнёвый со складками, прорисованными тёмной краской, кайма охряная со штрихами золотом (ассистом). Край мафория у рук отделан тонким золотым кантом. Надо лбом и на правом плече ранее были написаны золотые восьмиконечные звёзды (сохранились фрагментарно). Рукав, выступающий из-под мафория сине-зелёный, отделан двумя охряными полосами и ассистом, чепец зеленовато-синий. Одежда Младенца написана золотистой охрой с золотым ассистом, складки выписаны вишнёво-коричневой краской. Архангел Михаил облачён в хитон тёмно-зелёного цвета и гиматий розовато-охристого, складки моделированы краской того же оттенка, но более тёмного тона. Крылья тёмного цвета, коричневатой умбры. Хитон Гавриила синего цвета, гиматий — серовато-зелёный, моделировка складок выполнена сильно разведёнными белилами. Крылья написаны коричневым цветом, нижние перья (подпапоротки) — бирюзово-синим[4].

Фон, поля, нимбы тонированы сильно разведённой голубоватой краской. Рисунок нимбов выполнен серой рефтью, нимб Младенца с перекрестьем, прописанным по рефти зелёной краской. Фон и нибмы были изначально лишены позолоты, так как предполагалось, что они будут покрыты окладом — мастера круга Дионисия фоны под оклад тонировали, но не золотили. Так, у икон «Кирилл Белозерский» и «Богоматерь Тихвинская с житием Иоакима, Анны и Богоматери» (начало XVI в.), сохранивших свою первоначальную басму, фоны без позолоты[7].

Объем ликов, как это было обычно у Дионисия, едва намечен. Лики прописаны жидким зеленовато-оливковым санкирем (нижний тон), верхний тон — многослойная светлая охра, подрумянка едва заметна, что придаёт образам неземную бесплотность. Глаза оживлены белыми движками, черты намечены коричневой краской. Возможно, что движки (белильные блики, моделирующие объем) на ликах были утрачены со временем, так как весь верхний живописный слой потёрт. Волосы младенца Христа тёплого коричневого цвета. Лики архангелов выполнены суховато, черты намечены серовато-коричневым тоном[4].

В целом, приёмы выполнения ликов с тонкими чертами и складок одежды Младенца соответствуют почерку Дионисия[7]. Ювелирная прорисовка полуфигур архангелов даёт представление о Дионисии как художнике-миниатюристе[10].

Особенность иконы — поясные изображения архангелов в верхних углах средника, которые, вероятно, восходят к списку Одигитрии, хранившемуся в монастыре Одигон в то время, когда Дионисий Суздальский заказал с него копии. Поясные изображения архангелов на иконе Богоматери Одигитрии есть и на миниатюре из Псалтири Гамильтона (1300, Берлин, Гравюрный кабинет), формат Одигитрии на миниатюре так же близок к квадратному, как и образ из Вознесенского монастыря. Подобные поясные изображения архангелов встречаются и на некоторых иконах, созданных на Руси в XV—XVI веках, например, на ростовском образе «Богоматерь Одигитрия» (XV в.), «Одигитрии» (XV в.) в окладе византийской работы, созданном на век раньше (Троице-Сергиев монастырь), образе Богоматери из коллекции П. Д. Корина (XVI в.)[11].

Надписи были выполнены одновременно с живописью иконы. Буквы зелёного цвета по серой рефти. Над нимбом младенца Христа справа — ІС ХС. С двух сторон нимба Богоматери традиционная монограмма: «МР θУ», над её левым плечом: «IОДIГИТРIЯ». Надписи у архангелов: «[М]ИХАИ[Л]» и О[АГИОС] АР(Х)[АНГЕЛ] ГАВРIИЛ[4].

Основа — липовая доска, составленная из трёх частей, нарощена слева узким бруском, на который заходит первоначальный слой левкаса. Низ образа позднее был надставлен деревянной полосой. Две шпонки сосновые, врезные, встречные, вставлены позднее. На обороте фрагментами сохранились паволока и левкас[12].

Авторская живопись была раскрыта до поступления в ГТГ. Красочный слой имеет потёртости, лессировки не сохранились, ассист сохранился фрагментарно. Надписи на фоне видны частично. Левкас утрачен по верхнему полю до основания. По нижнему полю иконы и частично боковым, а также на одежде Богоматери внизу — поздние вставки левкаса (на одежде тонированные)[4]. На обороте, там, где утрачен левкас, видно обгорелое дерево, что подтверждает сообщения современных источников о пожаре, в котором икона была повреждена[13].

  1. ↑ Богоматерь Одигитрия
  2. ↑ Лазарев, 1971, с. 41.
  3. Голейзовский Н. К. Исследования в трёх томах. — М.: УНИК, 2004. — Т. 1, Ч. 1, Дионисий и его современники. — С. 86—87.
  4. 1 2 3 4 5 Дионисий, 2002, с. 78.
  5. 1 2 3 Дионисий, 2003, с. 80.
  6. Поселянин Е. Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон. — М., 2002.
  7. 1 2 3 Дионисий, 2002, с. 81.
  8. ↑ Дионисий, 2002, с. 80.
  9. ↑ Лазарев, 1971, с. 41—42.
  10. ↑ Лазарев, 1971, с. 42.
  11. ↑ Дионисий, 2003, с. 80—81.
  12. ↑ Дионисий, 2003, с. 78.
  13. ↑ Дионисий, 2003, с. 81.
  1. ↑ По мнению Н. А. Маясовой — это икона в окладе византийской работы, в настоящее время хранится в ГОП[7].
  • Дионисий «живописец пресловущий». — М.: Северный паломник, 2002.
  • Голейзовский Н. К. Исследования в трёх томах. — М.: УНИК, 2004. — Т. 1, Ч. 1, Дионисий и его современники.
  • Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. — М., 1971.

ru.wikipedia.org

ОДИГИТРИЯ • Большая российская энциклопедия

ОДИГИ́ТРИЯ (греч. ‘Οδηγήτρια – Пу­те­во­ди­тель­ни­ца), ико­но­гра­фич. тип Бо­го­ро­ди­цы; чти­мая пра­во­слав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Икона «Богоматерь Одигитрия». Мозаика. 1-я четв. XIV в. Национальный археологический музей (София).

«Поклонение иконе Одигитрии. Акафист Богородице. 24-я строфа». Между 1366 и 1371. Фреска храма Великомученика Димитрия Маркова монастыря в Македонии.

Ико­но­гра­фич. тип О. пред­став­ля­ет со­бой об­раз Бо­го­ма­те­ри, дер­жа­щей на ле­вой ру­ке Мла­ден­ца Хри­ста и мо­лит­вен­но ука­зы­ваю­щей на Не­го пра­вой ру­кой; Мла­де­нец бла­го­слов­ля­ет пра­вой ру­кой, в ле­вой ру­ке дер­жит сви­ток. Са­мым рас­про­стра­нён­ным яв­ля­ет­ся по­яс­ной ва­ри­ант изо­бра­же­ния, час­то со­про­во­ж­дае­мый эпи­те­том ἡ ὁδηγήτρια. К это­му же ти­пу от­но­сят изо­бра­же­ния в рост, а так­же по­груд­ные (напр., Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри). По мне­нию Н. П. Кон­да­ко­ва, в ос­но­ве ико­но­гра­фии О. ле­жит изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем в рост, ко­то­рое встре­ча­ет­ся в па­мят­ни­ках с 6 в. (мо­заи­ка ц. Бо­го­ма­те­ри Ан­ге­лок­ти­сти на Ки­пре, 6 в.; ми­ниа­тю­ра Еван­ге­лия Рав­ву­лы, 586). Ико­ны Бо­го­ма­те­ри О. ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны на Бал­ка­нах, на Ру­си, на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке и За­па­де. Мно­гие из них про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. По­зы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца, смот­ря­щих пря­мо пе­ред со­бой или об­ра­щён­ных друг к дру­гу (по клас­си­фи­ка­ции серб. ис­сле­до­ва­тель­ни­цы М. Та­тич-Джу­рич, этот тип при­ня­то на­зы­вать Пе­рив­леп­та – «Пре­слав­ная» или «Пре­крас­ная»), мо­гут слег­ка варь­и­ро­вать, встре­ча­ет­ся разл. по­ло­же­ние свит­ка – пе­ре­хва­чен­но­го по­се­ре­ди­не или упи­раю­ще­го­ся в ко­ле­но. Ино­гда эти осо­бен­но­сти или де­та­ли, от­ра­жаю­щие ис­то­рию об­раза, ста­но­вят­ся при­зна­ком разл. ико­но­гра­фич. из­во­дов О. Напр., стро­го вер­ти­каль­ное по­ло­же­ние фи­гур ха­рак­тер­но для Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, скло­нён­ный лик Бо­го­ма­те­ри и осо­бое по­ло­же­ние пра­вой нож­ки Мла­ден­ца с вы­став­лен­ной по­дош­вой сто­пы – для Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­за при­встаю­ще­го Мла­ден­ца и по­ло­же­ние пра­вой ру­ки Бо­го­ма­те­ри у Его гру­ди – для Пи­ме­нов­ской ико­ны, оп­леч­ный ва­ри­ант то­го же ти­па – для Пет­ров­ской ико­ны, ши­ро­кие от­во­ро­ты ма­фо­рия с цвет­ной под­клад­кой на гру­ди у Бо­го­ма­те­ри – для Гру­зин­ской ико­ны, след от уда­ра ме­ча на ще­ке Бо­го­ро­ди­цы – для Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Воз­мож­ны так­же раз­ли­чия в жес­тах: на ико­не Бо­го­ма­те­ри «Ма­ти Мо­леб­ни­ца» (кон. 14 – нач. 15 вв., ГТГ) руч­ка Мла­ден­ца вло­же­на в пра­вую ру­ку Бо­го­мате­ри, на ико­не Бо­го­ма­те­ри «Salus popu­li romani» из ц. Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре в Ри­ме (6 в.) и на спи­сках это­го чу­до­твор­но­го об­раза пра­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри пе­ре­хва­ты­ва­ет ле­вую, под­дер­жи­вая Мла­ден­ца. К ти­пу О. мож­но от­не­сти и т. н. ико­ны об­рат­но­го пе­ре­во­да, на ко­то­рых Мла­де­нец изо­бра­жён не спра­ва, а сле­ва, си­дя­щим на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри. Та­ко­вы ико­ны Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем из ц. Сан­та-Ма­рия-Нуо­ва в Ри­ме (6 в.), на­стен­ные рос­то­вые об­ра­зы Бо­го­ма­те­ри Ара­кио­тис­сы в ц. Па­на­гия ту-Ара­кос в дер. Ла­гу­дера (Кипр, 1192), в ц. Пор­та-Па­на­гия вбли­зи г. Три­ка­ла (Гре­ция, 13 в.), в мон. Хо­ра (Ках­рие-джа­ми, Стам­бул, ок. 1315–21), а так­же ико­ны Бо­го­ро­ди­цы Трое­ру­чи­цы.

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри О., на­пи­сан­ная, по пре­да­нию, ап. Лу­кой ещё при жиз­ни Бо­го­ро­ди­цы и по­лу­чив­шая Её бла­го­сло­ве­ние, по­чи­та­лась как од­на из ве­ли­чай­ших свя­тынь Кон­стан­ти­но­по­ля, пал­ла­ди­ум сто­ли­цы и всей Ви­зан­тий­ской им­пе­рии. Пре­да­ние, за­фик­си­ро­ван­ное в «Цер­ков­ной ис­то­рии» Ни­ки­фо­ра Кал­ли­ста (14 в.), от­но­сит по­яв­ле­ние этой ико­ны в Кон­стан­ти­но­по­ле к сер. 5 в., ко­гда имп. Ев­до­кия, суп­ру­га имп. Фео­до­сия II, при­сла­ла с Вос­то­ка (из Ие­руса­ли­ма или Ан­ти­охии) ико­ну Бо­го­ро­ди­цы пись­ма ап. Лу­ки в дар се­ст­ре Фео­до­сия имп. Пульхе­рии. Своё на­име­но­ва­ние ико­на по­лу­чи­ла по на­зва­нию кон­стан­ти­но­поль­ско­го хра­ма Оди­гон (Храм во­ж­дей; из­вест­но­го под та­ким на­зва­ни­ем с 9 в.), в ко­то­ром она на­хо­ди­лась. На­зва­ние хра­ма Оди­гон, воз­мож­но, бы­ло свя­за­но с по­во­ды­ря­ми (греч. ὁδηγός), при­во­див­ши­ми слеп­цов к ис­точ­ни­ку, во­да ко­то­ро­го об­ла­да­ла чу­дес­ным свой­ст­вом ис­це­лять бо­лез­ни глаз; близ не­го и был по­став­лен храм. Со­глас­но т. н. Ано­ни­му Мер­ка­ти (11 в.), строи­тель­ст­во хра­ма и его на­име­но­ва­ние объ­яс­ня­ет­ся чу­дом ис­це­ле­ния двух сле­пых, ко­то­рых при­ве­ла к ис­точ­ни­ку Са­ма Бо­го­ро­ди­ца. Цер­ков­ная по­эзия сим­во­ли­че­ски ис­тол­ко­вы­ва­ет эпи­тет Бо­го­ро­ди­цы О. как Пу­те­во­ди­тель­ни­цы, на­став­ляю­щей лю­дей ше­ст­во­вать к спа­се­нию (ка­нон Иг­на­тия, 9 в.). С за­ступ­ни­че­ст­вом Бо­го­ро­ди­цы че­рез ико­ну О. свя­зы­ва­лось не­од­но­крат­ное чу­дес­ное спа­се­ние Кон­стан­ти­но­по­ля от вра­гов. Ис­клю­чит. зна­че­ние в цер­ков­ной жиз­ни сто­ли­цы име­ло ус­та­нов­лен­ное, по пре­да­нию, в 5 в. еже­не­дель­ное, по втор­ни­кам, ше­ст­вие с ико­ной, во вре­мя ко­то­ро­го со­вер­ша­лось т. н. втор­нич­ное чу­до, за­фик­си­ро­ван­ное в за­пис­ках мн. па­лом­ни­ков: вы­но­си­мый из хра­ма на пло­щадь тя­жё­лый об­раз, ко­то­рый не мог­ли удер­жать нес­коль­ко че­ло­век, ста­вил­ся на пле­чи од­но­го, и тот с лёг­костью под­ни­мал ико­ну, а за­тем ико­на как буд­то са­ма но­си­ла че­ло­ве­ка по пло­ща­ди; так, сме­няя друг дру­га, «слу­жи­те­ли» ико­ны це­лый день но­си­ли её по ули­цам го­ро­да. Втор­нич­ная про­цес­сия с О. за­пе­чат­ле­на, напр., на фре­ске 13 в. в нар­тек­се ц. Бо­го­ро­ди­цы Влахер­ни­тис­сы в г. Ар­та (Гре­ция), в ил­лю­ст­ра­ции Ака­фи­ста Бо­го­ро­ди­це на ико­не «По­хва­ла Бо­го­ма­те­ри с Ака­фи­стом» (14 в.) из Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, на ши­той пе­ле­не (1498, ГИМ).

Судь­ба кон­стан­ти­но­поль­ской О. по­сле па­де­ния Ви­зан­тии в 1453 не­из­вест­на. Ско­рее все­го, она по­гиб­ла. Ут­ра­та про­слав­лен­ной древ­ней свя­ты­ни по­ро­ди­ла разл. ле­ген­дар­ные вер­сии её чу­дес­но­го спа­се­ния. Так, в од­ной из ре­дак­ций Ска­за­ния о Тих­вин­ской ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри др.-рус. книж­ни­ки 16 в. ото­жде­ст­ви­ли явив­шую­ся в 1383 в нов­го­род­ских пре­де­лах ико­ну с кон­стан­ти­но­поль­ской О., чу­дес­но ту­да пе­ре­нёс­шей­ся.

На Ру­си осо­бым по­чи­та­ни­ем поль­зо­ва­лась ико­на Смо­лен­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая, по пре­да­нию, бы­ла при­ве­зе­на на Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля в 1046, а в нач. 12 в. ус­та­нов­ле­на в Ус­пен­ском со­бо­ре Смо­лен­ска. Ико­на не со­хра­ни­лась, но об­лик Бо­го­ро­ди­цы, за­пе­чат­лён­ный в спи­сках 15–16 вв., сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что ико­на вос­хо­дит к кон­стан­ти­но­поль­ской О. Из­вест­но, что в 1382 ар­хи­еп. Суз­даль­ский Дио­ни­сий при­вёз из Кон­стан­ти­но­по­ля 2 спи­ска с кон­стан­ти­но­поль­ской ико­ны О., ко­то­рые бы­ли по­став­ле­ны в хра­мах Суз­да­ля и Ниж­него Нов­го­ро­да. По­чи­та­ние в Мо­ск­ве ико­ны О. из крем­лёв­ско­го Воз­не­сен­ско­го мон. (ны­не в ГТГ) так­же свя­за­но с кон­стан­ти­но­поль­ской свя­ты­ней, по­сколь­ку, как от­ме­ча­лось в рус. ле­то­пи­сях, эта ико­на греч. пись­ма и вы­пол­не­на в ме­ру кон­стан­ти­но­поль­ской. Её, по­стра­дав­шую в по­жа­ре, в 1482 по­но­вил ико­но­пи­сец Дио­ни­сий и над­пи­сал на ней ἡ ὁδηγήτρια , как бы­ло на ви­зант. ори­ги­на­ле. Из опи­си Ио­си­фо-Во­лоц­ко­го мо­на­сты­ря, со­став­лен­ной в 1545, из­вест­но так­же, что в мо­на­стыр­ском Ус­пен­ском со­бо­ре в отд. кио­те на­хо­ди­лась бо­га­то ук­ра­шен­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри О. пись­ма Ан­д­рея Руб­лё­ва. С 17 в. на Ру­си по­чи­та­ет­ся при­ве­зён­ная с Афо­на в дар ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу чу­до­твор­ная рель­еф­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри О. – Влахерн­ская, вы­пол­нен­ная из вос­ко­ма­сти­ки (15 в., Му­зеи Мо­с­ков­ско­го Крем­ля), спи­ски ко­то­рой по­вто­ря­ют осо­бен­но­сти тех­ни­ки ори­ги­на­ла.

Наи­бо­лее по­чи­тае­мые ико­ны О. (напр., Чен­сто­хов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри), по­доб­но кон­стан­ти­но­поль­ской О., при­пи­сы­ва­ют­ся кис­ти ап. Лу­ки. Изо­бра­же­ния О. в сце­нах Ака­фи­ста, на ико­не «Тор­же­ст­во пра­во­сла­вия» (14 в., Бри­тан­ский му­зей), на ико­нах «Еван­ге­лист Лу­ка пи­шет ико­ну Бо­го­ма­те­ри» (15 в., Рек­линг­хау­зен, ФРГ) сви­де­тель­ст­ву­ют о вы­со­ком ав­то­ри­те­те это­го об­раза и его ис­клю­чит. зна­че­нии.

bigenc.ru

Богоматерь Одигитрия - это... Что такое Богоматерь Одигитрия?


Богоматерь Одигитрия

Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных и др. Из икон Одигитрии с греческими наименованиями можно отметить: Психосострия, Перивлепта и др.

Троеручица (Трихейруса)

Сокращённый вариант Одигитрии — Казанская икона. Макарьевский монастырь (дар царя Михаила Федоровича). Фото С. М. Прокудина-Горского нач. XX в.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Богомазов Александр Константинович
  • Богомил-Соловей

Смотреть что такое "Богоматерь Одигитрия" в других словарях:

  • ОДИГИТРИЯ — (греч. Путеводительница), знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском мире. Название, согласно византийским источникам 11 12 вв., происходит от греч. Odegoi указывающие путь; этим словом называли проводников,… …   Энциклопедический словарь

  • Богоматерь Умиление Старорусская — Не следует путать с Старорусской иконой Божией Матери. Икона Божией Матери Умиление (Старорусская) Дата п …   Википедия

  • Богоматерь Казанская — Казанская икона Божией Матери Дата появления: 1579 год Иконографический тип: Одигитрия Место нахождения: первообраз утрачен Дата празднования 8 июля по юлианскому календарю …   Википедия

  • Влахернская Богоматерь — Влахернская икона Божией Матери Θεοτόκος των Βλαχερνών Дата появления: авторство приписывают евангелисту Луке, исторические упоминания об иконе известны с 439 года Иконографический тип: Одигитрия Место н …   Википедия

  • ВЫДРОПУССКАЯ ОДИГИТРИЯ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 28 июля), чудотворная. Обстоятельства прославления иконы изложены в «Повести душеполезной о чудотворном образе Пресвятыя Богородицы, иже в новгородской области в веси нарицаемой Выдропуске...», известной по списку из Сборника XVII в. (РГБ …   Православная энциклопедия

  • СМОЛЕНСКАЯ «ОДИГИТРИЯ» — чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, написана св. евангелистом Лукой. Называется «Одигитрией», т.е. «Путеводительницей», потому что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм и, когда …   Русская история

  • Вологодская иконопись — Богоматерь Умиление Подкубенская. 1 я треть XIV в., ВГИАХМЗ, Вологда Вологодская иконопись  стиль и школа иконописи, сложившиеся в XIV XVI веках в …   Википедия

  • ИКОНА — [греч. εἰκών], правосл. литургический образ. В широком понимании словом εἰκών обозначалось любое изображение, независимо от сюжета или вещества, из к рого оно создано (помимо εἰκών существовали др. обозначения И., передававшие различные оттенки… …   Православная энциклопедия

  • БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР — Московского Кремля, домовый храм рус. вел. князей и царей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) (в XVI в. «что у великого государя в верху» или «на сенях», в XVII в. «что у государя во дворце»). История собора Строительство в XIV нач …   Православная энциклопедия

  • ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ — [῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίας Αἰκατερίνης τοῦ Θεοβαδίστου ῎Ορους Σινᾶ], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (подробнее см. в ст.… …   Православная энциклопедия

Книги

  • Сказ о Заступнице земли Русской. Богоматерь Смоленская Одигитрия, Скоробогатько Наталия Владимировна. Кроме интересной и поучительной повести по истории, каждая книга серии содержит прекрасные иллюстрации по теме: произведения искусства, фотографии археологических находок, портреты знаменитых… Подробнее  Купить за 92 грн (только Украина)
  • Сказ о Заступнице земли Русской. Богоматерь Смоленская Одигитрия, Наталия Скоробогатько. Смоленская икона Божией Мате­ри Одигитрия… Что мы знаем о ней и почему она так называется? Эта икона, по преданию, – одна из тех, что написана самим святым евангелистом Лукой. Она называтся… Подробнее  Купить за 89.9 руб электронная книга
  • Сказ о Заступнице Земли Русской. Богоматерь Смоленская Одигитрия, Скоробогатько Наталия Владимировна. Кроме интересной и поучительной повести по истории, каждая книга серии содержит прекрасные иллюстрации по теме: произведения искусства, фотографии археологических находок, портреты знаменитых… Подробнее  Купить за 87 руб
Другие книги по запросу «Богоматерь Одигитрия» >>

dik.academic.ru

Одигитрия — Википедия. Что такое Одигитрия

Одиги́трия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь; Путеводи́тельница) — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом; иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой[1].

В России это, прежде всего, «Влахернская икона», «Одигитрия Воронинская», «Одигитрия Христофорова» и «Смоленская»[2].

Описание

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверь XV века Византия

Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа — явление в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

История

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была выполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Икона стала охранительницей Константинополя. Её не раз выносили на городские стены во время нападения врагов. Кроме того, во вторник каждой недели с иконой совершался крестный ход по всему городу[3].

Константинопольская «Одигитрия» погибла в 1453 году во время штурма города турками-османами. По имеющимся сведениям, икону разрубили на части османские солдаты, для того чтобы завладеть золотым окладом с драгоценными камнями[4].

Варианты

К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных, Корсунская-Торопецкая, Великоустюжская и др. Из икон Одигитрии с греческими наименованиями можно отметить: Психосострия, Перивлепта и др.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wiki.sc


Смотрите также