8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Обретение казанской иконы божьей матери


Казанская икона Божией Матери: обретение, фото, описание, значение

Казанская икона Божией Матери – особенный образ для России и ее народа, чудотворный и почитаемый каждым православным христианином. Ее история происхождения – это чудесный случай, а сама икона дарит чудеса людям по сей день. К образу обращаются с разными просьбами: об исцелении, защите или утешении. И ни одна из них не остается не услышанной – всем помогает наша небесная Владычица.

Почитают Казанскую святыню не только на Руси, но и далеко за её пределами. Списки с Казанской иконы Божией Матери у разных народов именуются по-своему. Некоторые из них чествуются своими праздниками.

Происхождение Казанской иконы

История чудотворной иконы Казанской Божией Матери началась 400 с лишним лет назад в Казани, спустя четверть века после ее покорения русским царем Иваном Грозным в 1552 году.

Становление православия в Казани

Ислам был сильно потеснён принесенным сюда русскими Православием, что вызвало большое недовольство мусульман. За 27 лет, прошедших с момента присоединения Казанского царства к Русскому государству, в Казани была создана православная епархия, построено несколько храмов, а православие стало распространяться среди жителей покоренных земель, хотя проповедование Евангелия шло с большим трудом.

В 1579 году в Казани начался страшный пожар. Огонь уничтожил две трети города, выстроенного из дерева. Наполовину выгорел и местный Кремль. Почти четверть жителей погибла. Оставшиеся в живых погрузились в уныние и печаль.

Мусульмане, активно оказывавшие сопротивление распространению православной веры, злорадствуя, утверждали, что это православные «прогневали своего Бога». Многие из новообращённых, не имея твёрдой веры, стали колебаться и задумываться о возвращении в ислам. Укрепить их пошатнувшуюся веру могло только Чудо. И Чудо было явлено: 8 июля православные обрели икону Божией Матери, получившую имя «Казанской».

Вещий сон Матрены

Не пожалел страшный пожар и дом стрельца Даниила Онучина, чья дочь, девятилетняя девочка Матрена, однажды увидела вещий сон, в котором к ней пришла сама Богородица и просила девочку пойти на пепелище их собственного дома.

События, произошедшие далее, рассказываются в 2 вариантах.

  1. По одной версии девочка рассказала свой чудесный сон родителям и просила их пойти с ней вместе за святым образом, но мать с отцом не поверили рассказу ребёнка. Сон повторялся несколько раз, и только на третий раз мать Матрены поверила ребёнку и пошла вместе с ней откапывать икону.
  2. В другом варианте повествования девочка просто не придала значения сну, не разгадала его вещего смысла. Сон повторялся до тех пор, пока Пресвятая Богородица не пригрозила ребёнку гибелью. Матрена рассказала сон матери, и напуганные они поспешили исполнять просьбу Пречистой Девы.

Обретение святого образа

Богородица точно указала место. Вместе с матерью Матрона отправилась на пепелище. Пока копали помощники, которых женщины взяли с собой, образ найти не удавалось. Тогда Матрона сама взялась разрывать землю. Совсем скоро, под углями и слоем земли на пепелище родного дома девочка нашла святой образ. Сняв окутывающую икону пелену, все увидели святой лик, сияющий яркими красками, которые казались совсем свежими, как будто только написанными. Это не могло не удивить свидетелей чуда.

Радостная весть облетела весь город. На место обретения образа прибыло всё духовенство во главе с Архиепископом Иеремией. Архиерей возглавлял богослужение и крестный ход, собственноручно перенёс и установил новообретенный образ Богоматери в ближайшем храме – во имя святителя Николая Тульского. Согласно летописным данным, во время крестного хода произошло чудо исцеления двух слепцов, которые приложившись к иконе тут же прозрели.

С обретенной иконы сделали список направив его в Москву к царю Иоанну Грозному, приложив описание произошедших чудес. По поручению царя в том месте, где нашли образ был воздвигнут Богородицкий девичий монастырь. В этот монастырь и был перенесен впоследствии образ Пречистой, который был назван «явленным», что отличало его от многочисленных списков, сделанных впоследствии с «оригинала».

День обретения образа – 8 июля (21 июля по новому стилю), начиная с 1579 года стал ежегодным праздником Казанской иконы Божией Матери сначала в Казани, а потом и по всей Руси.

Чудесная история происхождения Казанской Богоматери существенным образом повлияла на становление и укрепление православия в Казани, а сам обретенный образ Богородицы еще не единожды примет непосредственное участие в важнейших исторических и судьбоносных событиях России.

Описание иконы

Иконографию чудотворного образа современные исследователи восстанавливают по 3 письменным источникам.

  1. Рукопись, лично написанная священномучеником Патриархом Гермогеном, принимавшем участие в обретении святого лика.
  2. Исследования учёных, предпринятые в XIX – начале XX века.
  3. Современные работы по иконографии.

Иконография Казанской иконы Пресвятой Богородицы непривычна для шестнадцатого века. Русские иконописцы старались в точности следовать каноническим правилам изображения святых. Новоявленная икона совсем другая, написана по-своему. Кажется, что изображение фрагментировано, сосредоточено на изображение ликов.

Скорбный лик Богоматери склонился к Сыну, почти касается головы младенца Иисуса. Фигура стоящего Спасителя выписана до пояса. Мы видим только одну правую руку, поднятую в двуперстном благословении. Левая рука не написана, как будто скрыта полями иконы или ризами. Так начали писать святые образы только в XVI веке, нарушая каноны в поисках новых и свежих форм изображения и воздействия.

Богородица изображена оплечно, со склонённой головой. Царица Небесная облачена в мафорий багряного цвета. Одна из трёх звёзд непорочности скрыта фигурой Спасителя, который изображён стоящим анфас с рукой, поднятой в двоеперстном благословении. Красный цвет одеяния Богомладенца говорит о его земном происхождении, а синий – о его пребывании на Небесах. Одеяния Пречистой Девы декорированы ассистом – тонкими линиями, с помощью которых передаются световые блики.

Значение иконы Пресвятой Казанской Богородицы

Тот факт, что икону обретают нетронутой страшным пожаром в земле, уже кроет в себе определенный символизм, и означает он то, что именно образ Казанской Божией Матери является покровителем земель русских.

Но не только своим чудом явления и как следствие укреплением православной веры на завоеванных землях Казанского ханства прославился святой образ Богородицы. Как в дальнейшем показала история чудотворной иконы Богоматери из Казани, она не раз приходила на помощь людям в критические, можно сказать судьбоносные моменты России. На протяжении нескольких столетий прослеживается участие Божией Матери через сей святой лик в судьбе нашего государства.

Так, во времена Смуты, когда прервалась династия Рюриков, и страну чуть было не захватили польские оккупанты, ополчение Минина и Пожарского с молитвами к образу Пресвятой Казанской Богородице сумели изгнать супостатов, тем самым спасли Русь как независимое государство. Значение этого исторического события высоко ценят до сих пор, сделав 4 ноября, день победы над поляками, общенациональным праздником.

Прослеживается след Казанского образа и при Петре Великом, когда государь накануне Полтавской битвы возносил свои молитвы к Богородице перед этим образом. И в 1812 году, в годы Отечественной войны, полководец Кутузов Михаил Илларионович, в Казанском соборе перед этим же образом молил Пречистую о спасении Отечества и победе в войне с Наполеоном.

В годы Великой Отечественной войны, по некоторым сведениям, молитвы к этому образу помогали в трудных ситуациях. Известно, что в блокадном Ленинграде, когда жители уже совсем было отчаялись, решено было провести крестный ход с этой иконой.

Также существуют рассказы и о том, что над Москвой и Сталинградом с образом Казанской Богородицы летал самолет, и после этого наши войска сумели выиграть важнейшие битвы в этой ужасной войне.

Трудно оценить то большое значение Пресвятой Казанской Богородицы, которое она оказывает в судьбах простых людей. Существует много рассказов, когда Пречистая помогала в различных тяжелых жизненных ситуациях. Именно поэтому этот образ так любим и почитаем среди обычного народа.

Судьба оригинала образа

Икона хранилась в Богородицком Казанском монастыре вплоть до начала 20 века. В 1904 году Казанский монастырь ограбили, украв вместе с драгоценными окладами и святой образ. Его дальнейшая судьба имеет несколько версий:

  • воры унесли святой образ и уничтожили его, заметая следы совершенного преступления;
  • икона Казанской Божьей Матери была продана на аукционе в Лондоне;
  • образ спрятан и хранится на территории России.

Ни одно из предположений подтверждений не имеет и где находится оригинал иконы Казанской Богоматери сегодня не известно.

Сила молитвы

Оригинал иконы утерян, а молитвы к Пресвятой Богородице у ее Казанского образа продолжают творить чудеса и по сей день. Это значит, что и копии обладают не меньшей силой, нежели оригинал, и что Богородица продолжает выполнять просьбы христиан, направленные ей в молитвах.

Не раз убеждались на Руси в силе образа Богородицы:

  • Московский список Казанской иконы помог ополчению во время освобождения Москвы от польских войск во времена Смуты;
  • Петербургский список помог выдержать тяжелые времена во время блокады Ленинграда.

Считается, что через свой образ Казанской иконы Богородица наставляет на правильный путь всех просящих и молящихся у ее святого лика. Помогает обрести силы нести свой крест, утешает во времена огорчений и воодушевляет идти вперед.

Существуют поверья, что Казанская Богородица помогает и будущим супругам в семейной жизни. Божия Матерь убережет молодую семью от финансовых трудностей и уведет от нее невзгоды, мелкие бытовые ссоры, обережет от болезней.

К образу Казанской Божией Матери можно возносить молитвы и за своих деток. Считается, что новорожденным, подросткам и малышам в утробе она дарит здоровье и свое небесное покровительство. Если родители постоянно и искренне молятся Заступнице о своем ребенке, то он обязательно получит надежную защиту в жизни, ему будет сопутствовать удача, а беды и болезни обойдут стороной.

Чудотворные списки Казанской иконы (фото и описание)

Существует множество списков Казанской иконы Божией Матери, что является еще одним подтверждением сильного почитания и народной любви к этому святому образу. Многие иконы из этих списков признаны чудотворными.

Список Казанской иконы в КазаниМосковский список Казанской иконыПетербургский список Казанской иконыЯрославский список Казанской иконыВышенский список Казанской иконыЧимеевская Казанская иконаКаплуновская Казанская иконаКазанская Нижнеломовская икона Божией МатериПензенский список Казанской Божией МатериЖадовская Казанская икона Божией МатериКоробейниковская Казанская икона Божий МатериКазанская Вязниковская икона Божией МатериКазанская Тобольская

xn----7sbaab2bkkdd2afm0b6p.xn--p1ai

Икона Казанской Божьей Матери: история заступницы Руси

Казанская икона Божией Матери – один из самых почитаемых образов на Руси. И хотя сегодня оригинал утрачен, существуют чудотворные списки, а копии есть буквально в каждом доме. Иконе приписывается множество чудес, православные часто называют ее заступницей России. Действительно, после того как образ появился в Казани, он не раз защищал российское войско и приносил победы.

Образ иконы казанской Богородицы

По иконографическому типу Казанский образ относится к изображениям «Одигитрия» (Путеводительница). Наряду с «Орантой» это самый распространенный вариант изображения Девы Марии. Богородица пишется огрудно, ее лицо немного наклонено к лику сидящего на руках Младенца-Христа.

Казанский вариант отличается сдержанной цветовой гаммой: Богоматерь изображается в темно-багряных нарядах, а у Иисуса – белая или голубая рубаха и золотая накидка поверх. На иконе видна лишь десница Господа, которой тот благословляет всех верующих. Здесь нет никаких дополнительных элементов, убранств, изображения ангелов и прочего. Казанская Божья Матерь – простой и поэтому чуть ли не самый узнаваемый образ православной русской иконографии. Лик настолько запоминаемый и особенный, что нередко искусствоведы называют его одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон России.

Списки создавались, всегда строго следуя канону оригинала – иконописцы не допускали серьезных расхождений с чудотворной иконой. При этом на более поздних образцах лицо Девы Марии изображается почти анфас, на оригинале и копиях XVI-XVII веков она больше склонена над Сыном.

Известны случаи, когда списки иконы делались сразу под оклад. Поэтому на них хорошо прописаны только лица и руки Матери с Богомладенцем, а одежды изображены условно.

Обретение святого образа

До XVI века Казань была преимущественно мусульманской. И только с 1553 года, спустя год после завоевания города Иваном Грозным, здесь заработала первая епархия Русской Православной Церкви. Жители достаточно сдержанно относились к новой религии и не воспринимали ее как свою. Однако ситуацию существенно поменял пожар 1579 года, во время которого выгорела большая часть построек Казанского Кремля.

Горожане поначалу расценили беду как «гнев русского Бога», православие в Казани оказалось под угрозой. И тогда произошло чудо – девочке Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, чей дом тоже пострадал в огне, явилась Божья Матерь. Дева Мария приказала ребенку сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они достали из пепелища святой образ, указала точное место, где нужно было копать. Матрона передала слова Богородицы родителям и служителям Церкви, однако в первый раз никто не обратил на них внимания. Не послушали ребенка и во второй раз. На третий же Мария явилась девочке со словами: «Если не выполнишь моих наставлений, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Матрона с отчаянием обратилась к своей матери и та откликнулась на просьбу. Вместе с помощниками они копали пепелище точно на том месте, которое указала Богородица. Но лик явился лишь тогда, когда разрывать землю начала сама Матрона.

Икону нашли завернутой обветшавшим суконным полотном. Но когда его раскрыли, люди поразились, насколько чистыми и яркими были краски росписи. Казалось, что икона не просто не была задета огнем, но даже не лежала на пепелище.

События чудесного появления образа описал священник Никольской церкви Ермолай, позже известный как патриарх Московский Ермоген, в «Повести и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». На месте пепелища, где девочка нашла икону, Иван Грозный приказал построить женский монастырь. Первыми послушницами стали Матрона и ее мама.

Роль иконы в Смутное время

Кон. ХVI – нач. ХVII века принято называть Смутным временем (Смутой) – периодом, когда российская государственность переживала тяжелейший кризис. Гражданская война, увеличение роли польских аристократов во власти привели к тому, что по всей России влиятельные боярские кланы сражались друг с другом.

Существенную роль для поднятия духа простого народа сыграл патриарх Ермоген, который призывал не только к миру, но и к сохранению православной веры. Позже за эти речи он был заключен под стражу.

Однако наставления патриарха все же произвели эффект – в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Войска направляются на Москву, по дороге к ним присоединяются казанцы и передают список иконы Казанской Божьей Матери. Православные люди верят, что именно святой образ помог войску одержать победу над поляками. Перед штурмом Московского Кремля, в 1612 году, ополченцы выдерживали трехдневный пост и молились образу Богородицы.

Во время осады Москвы там находился архиепископ Элассонский Арсений. По свидетельствам современников, ему явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал, что благодаря заступничеству Божьей Матери столицу покинут захватчики, а Россия будет спасена. Осенью 1612 года Москва действительно была освобождена ополченцами от поляков. 25 октября этого же года в Кремле был проведен крестный ход, главной иконой на нем стала Казанская Богородица. Пожарский верил, что именно молитвы перед святым образом помогли ему в тяжелой битве. С тех пор икона получила славу заступницы русской земли, в этот день ежегодно русское православие почитает лик Казанской Девы Марии.

Казанская Богоматерь – защитница на войне

Победа русского войска в 1612 году – не единственный случай, когда проявилась заступническая сила иконы Казанской Богоматери. Летописи упоминают о ее помощи при битве под Полтавой (1709 год), важную роль образ сыграл и в войне с Наполеоном 1812 года. Перед ликом Богоматери о победе молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Особенно примечателен успешный бой под Вязьмой, совпавший с днем почитания иконы. Тогда русским войскам удалось разбить армию Наполеона – это была первая крупная победа над захватчиками после того, как французы покинули Москву. Тогда погибло 7000 солдат из войска Наполеона, а сама битва стала переломным моментом войны и определила дальнейшее распределение сил в пользу русских.

Икона Казанской Божьей Матери, как говорит история, сыграла роль и в боях II Мировой войны. Несмотря на отвержение религии советской властью, образ был доставлен к осажденному Ленинграду. Священники пронесли икону по окраинам города, и Северной столице удалось выстоять под полной блокадой 872 дня. Несмотря на все попытки, фашистская армия так и не смогла взять город. Заступничество иконы Казанской Богоматери во время Великой Отечественной Войны помогло также в битве при Сталинграде. За день до боя перед святым образом в городе был проведен молебен.

Утрата оригинала иконы

Примечательно, что в нач. ХХ века оригинал иконы был утерян. Все чудеса после этого времени связывают со списками Казанской Божьей Матери. Существует несколько версий утраты чудотворного лика. По первой и самой распространенной, в 1904 году Казанский монастырь был ограблен. Святотатцы под предводительством Варфоломея Чайкина украли из обители образы Богоматери и Спасителя. Воров быстро нашли, но после обысков обнаружить сами иконы не удалось. Описание этого случая в судебных документах гласит, что дома у преступников были найдены только части богатых драгоценных риз. Именно оклады заинтересовали воров, по их свидетельствам, сами иконы они изрубили и сожгли.

Однако многие исследователи не верят в такую версию. Ведь к нач. ХХ века слава о Казанской Божьей Матери уже гремела на всю Россию. Представить, что воры не знали, какую икону они выносят из храма, сложно. Историки высказывают предположение, что образ был продан, поскольку мог стоить намного больше, чем драгоценный оклад.

По одной из альтернативных версий, воры вынесли не оригинал, а копию образа. Опасаясь грабежей, настоятельница монастыря на ночь забирала святой лик к себе в покои. По другой, икона была продана и спрятана где-то на территории России. Однако сегодня место ее нахождения неизвестно.

Еще одно предположение высказывает казанский историк Дмитрий Хафизов. По его версии, оригинал иконы был вывезен из России в 1920-х годах, а позже продан на аукционе лондонскому коллекционеру. Версия связана с историей «Ватиканского» списка, который некоторое время считался найденным оригиналом иконы Казанской Божьей Матери.

«Ватиканский» список иконы

С приходом советской власти, с 1917 по 1920 годы многие религиозные святыни были вывезены из России. Среди их числа оказалось немало ценных списков Казанской Божьей Матери. Один из самых известных сегодня носит название «Ватиканский». Краткое описание его истории начинается с 1950 года, когда образ был приобретен коллекционером и археологом Фредериком Митчеллом-Хеджесом. Позже икону выкупила американская организация Blue Army, а с 1993 года образ хранился в личных покоях папы Иоанна Павла II.

Начиная с 90-х годов ХХ века католическая церковь несколько раз высказывала намерение вернуть лик на родину. При этом условием передачи иконы был приезд папы Иоанна Павла II в Россию. Русская Православная Церковь во главе со Святейшим Патриархом Алексием II не соглашалась с этим требованием. Поэтому передача почитаемой святыни затягивалась.

Ошибочно предполагалось, что хранящийся в Ватикане образ и есть утраченным оригиналом иконы. Однако искусствоведческая экспертиза 2003 года, проведенная международными экспертами, показала, что время создания этого списка – XVIII век. Он не является оригиналом или одной из первых копий Казанской Божьей Матери. По некоторым данным, «Ватиканский» образ – икона, которая принадлежала схимонахине Александре, основательнице Дивеевской общины.

Через год после экспертизы, в 2004 году, Ватикан передал хранящуюся у них копию Казанской Богородицы России без каких-либо условий. Сегодня «Ватиканский» список находится в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря, где раньше был подлинник иконы.

Казанская Богоматерь и современность

Икону Казанской Богоматери почитали во все времена, однако в ХХ веке она была забыта основной массой людей. Посвященные ей храмы были разрушены, а история заступничества святыни при битвах с врагом не афишировалась. Даже использование списков Казанской иконы Божьей Матери в годы Великой Отечественной Войны долгое время замалчивалось.

Ситуация изменилась с 90-х годов ХХ века, когда к лику снова начали обращаться люди. Чудотворная икона помогала верующим в разных ситуациях – известны случаи излечения от слепоты и глухоты, избавления от других болезней. Многие верующие рассказывают, что Божья Матерь помогала им решать сложные проблемы. После молитвы перед образом она являлась во снах и подсказывала правильный путь. Особой иконой Казанская Богоматерь стала для детей – считается, что она оберегает их от несчастий и бед. Помогает Богородица и семейным парам. Существует даже предание, что если свадьба выпадает на день почитания святого образа, то супруги долгие годы будут жить счастливо и в согласии.

Также сегодня возобновлена традиция крестных ходов в честь образа Божьей Матери. Например, с 2000-х годов в Казани два раза в год проходят многотысячные ходы с «Ватиканской» иконой. Паломники и прихожане идут от Благовещенского собора до места обретения святыни.

В 2011 году Казанская икона Божьей Матери была доставлена на Международную космическую станцию. Образ передал космонавтам сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас она хранится в российском сегменте МКС.

Интересные факты из истории образа

  • Первые чудеса Казанской Божьей Матери были зафиксированы будущим патриархом Ермогеном, буквально сразу после обретения образа. Так, к двоим слепым мужчинам, которые помогали переносить икону в церковь, вернулось зрение.
  • Первый список явленной в Казани иконы был сделан по приказу Ивана Грозного уже в кон. XVI века.
  • День почитания Казанской иконы отмечается православными верующими два раза за год. 21 июля (8 июля по старому стилю) празднуется обретение святого возраста – дата возникновения иконы на пепелище Казанского Кремля. 4 ноября (22 октября по старому стилю) почитается в честь первого большого чуда – освобождения Москвы от поляков.
  • Казанская икона Божьей Матери чтилась как Покровительница династии Романовых. В 1649 году во время всенощной 22 октября у царя Алексея Михайловича родился наследник Дмитрий Алексеевич. Событие это трактовалось как милость Богоматери к царскому роду. Кстати, именно с этого года указом Алексея Михайловича 22 октября стало официальным всероссийским днем почитания Казанской Божьей Матери.
  • Почитание иконы как защитницы Руси, связано не с оригиналом образа, а с его списком. Именно с копией святого лика Минин и Пожарский вошли в Москву и победили поляков в 1612 году. При царе Михаиле Федоровиче Романове в городе был построен Казанский храм, в котором хранилась чудотворная икона. Примечательно, что московская копия, как и оригинал, была утеряна в нач. ХХ века. В 1918 году ее выкрали из храма, злоумышленников так и не нашли, дальнейшая история образа сегодня неизвестна. В 30-х годах, несмотря на недавно проведенную реконструкцию Казанского собора, власти посчитали содержание храма слишком затратным и просто снесли его. Отстроена обитель за 1990-1993 годы.
  • Вторая почитаемая наравне с оригиналом копия – Петербуржская. В 1801-1811 годах специально для хранения чтимого списка был возведен собор Казанской иконы Божией Матери, крупнейший храм Санкт-Петербурга. Спустя год он стал символом победы над Наполеоном. Здесь же был похоронен фельдмаршал Кутузов. Как и московский храм, собор был упразднен в 30-х годах и возрожден через 60 лет.

obikonah.ru

Казанская икона. Иконография - Православный журнал "Фома"

2 ноября 2019

Автор:

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (то есть это изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл. Пресвятая Богородица является нашей Путеводительницей ко Христу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на нас благодать Божию, заступаясь за нас пред Христом. С другой же стороны, являясь человеком по природе, Матерь Божия ведет и каждого из нас ко Христу.

  • Фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем человеческого рода.
  • На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.
  • Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет Матерь Божию, а в Ее лице и всех христиан. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.
  • Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Это особо акцентирует человека на духовный диалог с Господом и Его Пречистой Матерью. Взгляды, обращенные Богородицей и Христом на молящегося, выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.
  • Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед Своим Сыном – Господом Иисусом Христом. Ведь именно Христос – это Путь, Жизнь и Истина для каждого христианина. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас. Этот смысл наиболее просматривается в иконах типа «Одигитрия», где Богородица указует рукой на Христа. Казанский образ – оплечный, поэтому указания рукой мы не видим. Однако, несмотря на это, смысл остается таким же, только в Казанском образе он скрыт от поверхностного взгляда.

Читайте также другие материалы о Казанской иконе Божьей матери и Дне народного единства здесь.

Загрузка...

Читайте также

foma.ru

Сказание обретения иконы в Казани

 

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики — святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись "Повести" — автограф Святейшего Патриарха Ермогена — целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной , и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, "встречь солнца" многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем". Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

...Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год — как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь...

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.


 


 

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4180.htm

 

kazansky-spb.ru

Почему икона Божьей Матери называется Казанской

Образ Казанской Богородицы – достояние нации. В России икона пользуется беспрекословным почитанием среди верующих. О ее необыкновенной силе наслышан каждый. С древних времен по сегодняшний день люди, попавшие в беду и сбившиеся с пути, возносят молитву о помощи Божьей Матери.

Необыкновенное явление

Почему же эта икона Казанской Божией Матери так называется? Дело в том, что нашли этот милостивый образ в городе Казань. Летом 1579 года засуха и жара привела к катастрофическому пожару. Огонь охватил Кремль, а также уничтожил значительное количество построек города.

Удрученные горем горожане уже начали отстраивать новые дома. Родители девятилетней Матроны тоже строили новое жилье, но тут девочку посетило чудо во сне. Пред ней предстала Божья Матерь и обратилась с повелением найти и откопать из остатков сгоревшего дома чудотворную икону. Матрона поведала об этом чуде матери с отцом, а те в свою очередь местному духовенству.

К сожалению, рассказу девочки никто не предал значения. И только после третьего видения люди решили найти образ. Из-под пепелища Матрона вытащила лик Богородицы, который был завернут в старое сукно. Каково же было удивление, когда в сукне оказалась совершенно чистая нетронутая огнем икона! Будто иконописец написал ее совершенно недавно.

Обретенный образ Богородицы объявили явленным, что придавало ему особый статус и отличало от копий, написанных впоследствии с оригинала, так называемых списков. В народе же икона была названа Казанской, что само по себе указывало на место ее обретения – славный град Казань.

Чудотворная сила образа

Найденную икону Богоматери перенесли в местную Никольскую церковь. Весть о чудесном явлении образа из пепелища быстро облетела город. Горожане пришли поклониться святому лику и уже тогда узрели чудо: Богородица подарила зрение двум слепым, которые не видели уже много лет. Найденный лик Божьей Матери своими чудесными исцелениями укрепил веру горожан и сплотил их в единой православной вере.

Заступница Руси

Казанская икона Божией Матери относится к типу Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Обратившись к ней, заблудившийся человек (как в себе, так и в дороге) найдет свой истинный путь и свое предназначение.

Тот факт, что образ был найден в земле не случайность. Ведь с давних времен известно покровительство Пречистой земли русской. Русь Божья Матерь в обиду никогда не давала.

Под ее защитой прошла не одна битва и сражение. Так, во время Смуты с этой иконой в руках и с молитвой в сердце на Москву отправились войска ополчения, которые смогли освободить город от поляков. Позже сам Пожарский говорил, что молитвы перед иконой Богородицы из Казани значительно помогли войску в нелегкой битве. С того момента икона и зовется Заступницей земли русской.

Петр I во время Полтавской битвы молился этому образу Пречистой и уповал на нее.

Многие сражения заканчивались для солдат успешно, которые читали молитвы Заступнице и просили ее защиты.

К сожалению, в 1904 году оригинальный образ украли и по некоторым версиям уничтожили. Но талантливые иконописцы и по сей день создают списки с этого образа для церкви и для людей. Этот лик Богоматери есть почти в доме каждого православного человека.

И в наши тяжелые время люди также продолжают верить и молить о покровительстве Пресвятую Богородицу припадая к Казанскому образу. С 2011 года эта икона есть даже на Международной космической станции.

Праздник Казанской иконы верующие ежегодно отмечают в следующие даты: 21 июля и 4 ноября.

xn----7sbaab2bkkdd2afm0b6p.xn--p1ai

Казанская икона Божией Матери + Православный Церковный календарь

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской

глас 4

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской

глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от негоже истекает благодатная помощь// всем, с верою притекающим к нему.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Казанской

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

days.pravoslavie.ru

Археологи изучат место обретения Казанской иконы Божьей матери

В столице Татарстана началась подготовка участка под строительство собора Казанской иконы Божией Матери

28 апреля. ПРАВМИР. Археологи проведут раскопки на территории Богородицкого монастыря в Казани.

Место обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 году на территории Богородицкого монастыря в Казани будет исследовано археологами. На территории Богородицкого монастыря в Казани специалисты могут обнаружить древние артефакты и православные реликвии, рассказал ТАСС официальный представитель Татарстанской митрополии Дмитрий Аликин.

В столице Татарстана началась подготовка  участка под строительство собора Казанской иконы Божией Матери. Закладка первого камня на месте обретения чудотворной иконы (на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря) запланирована на 21 июня. Перед тем место должны обследовать ученые.

До 21 июня предстоит провести археологические раскопки и определить месторасположение фундамента старого собора, — сообщил Дмитрий Аликин. По его словам, из-за близкого расположения к музею-заповеднику «Казанский Кремль» на территории храма могут найти важные артефакты. Сейчас на месте возрождения собора Казанской иконы Божией Матери началась расчистка площадки, демонтирована часовенка, поставленная на месте обретения иконы. Специалисты должны установить точное местонахождение фундамента старого собора и алтаря, который был устроен точно на месте обретения иконы.

Построенный в начале XIX века величественный собор Казанской иконы Божией Матери был уничтожен советской властью в 1932 году. В ноябре 2015 года президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о возрождении в Казани собора Казанской иконы Божьей матери, строительство официально начнется 21 июля 2016 года в день обретения чудотворной иконы.

Казанская икона Божьей Матери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской Православной Церкви. Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 года, истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

Недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. На третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Наконец, 8 июля, мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только, когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы). Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

www.pravmir.ru

Обретение Казанской иконы Божьей Матери 21 июля

Приближается один из почитаемых православных праздников в России — день Казанской иконы Божией матери. О чудесах этой иконы и ее судьбе вы можете узнать больше.

В канун обретения великой иконы сильнее становится дух каждого верующего человека, а значит, все мы будем скорее услышаны Богом. В это время особенно хорошо молиться о финансовом благополучии.

Обретение иконы Казанской Божией Матери

О том, как была обретена икона Казанской Божией Матери, повествует Патриарх Гермоген, который был очевидцем событий. В то время он находился в более низком сане и по благословению своего настоятеля перенес икону в храм, где служил. В своем труде Гермоген повествует о событиях 1579 года. В Казани был сильнейший пожар, который уничтожил почти половину города. Та же участь постигла и дом одного стрельца, у которого была дочь Матрона. В один из дней после пожара девочка увидела во сне Богородицу. Она повелела маленькой Матроне откопать икону.

Родители сначала очень скептично отнеслись к такому сну, до девочка видела его снова и снова. Тогда решили проверить то место, на которое указывала во сне Богородица. Тогда и свершилось чудо. Икона действительно была найдена. Весть об этом событии разлетелась очень быстро. Многие переходящие из мусульманства в православие еще сильнее укрепились в христианской вере. В последствие, на месте обретения иконы был построен Богородицкий монастырь. Во время правления большевистской партии он был разрушен, как и многие другие храмы по всей стране.

Чудотворная икона

В день обретения иконы Казанской Божией Матери уже начались чудеса: Во время крестного хода в честь святой находки и перенесения ее в Благовещенский собор (первый православный храм Казани) уже были исцелены двое, принявших участие. Поэтому с иконы сделали не один список, или копию. Эта святыня помогала в противостоянии врагам и исцеляла калек, творя одно чудо за другим.

По преданию, народное ополчение князя Д. Пожарского и земского старосты К. Минина как раз с помощью этой иконы одержало победу над польскими захватчиками, поскольку они взяли ее себе. И это — только одно из ее многочисленных чудес. Список, который и сейчас находится в Москве, также почитаем и ему даже отведено особенное время празднества: 4 ноября. Вместе с тем у этой даты также появляется символичное значение освобождения Москвы от врагов. В этот день сегодня празднуется день народного единства.

Ватиканский образ Казанской Божией Матери

Повсеместно эта икона начала почитаться не сразу. Тем не менее, к 1950 году один из ее списков даже оказался за границей. Его приобрел английский путешественник Фредерик Митчел-Хеджес. В последствие икону выкупили русские эмигранты-католики. Для нее специально построили церковь в Фатиме (Португалия). Одно время, с 1993 года, он находился в покоях папы римского Иоанна Павла II. Список был возвращен в Россию в 2004 году. Теперь он находится в Казани, в церкви Воздвижения Креста Господня на территории Богородицкого монастыря.

Утрата иконы Казанской Божией Матери

Официально считается, что оригинал чудотворной иконы был утрачен в 1904 году. Его украл молодой крестьянин. По собственному признанию, драгоценности и оклад он продал а саму икону сжег.

Но многие верят, что это была не настоящая икона. Во-первых, записи о ее перемещении начиная с XIX века становятся путаными и к тому времени уже было не очень ясно где же находится та самая указанная Матроной икона. Также ходит легенда, что настоятельница монастыря имела свойство подменять икону копией, потому что к тому времени ее уже не раз пытались похитить. День Обретения Казанской иконы Божьей Матери православная церковь отмечает 21 июля.

Поскольку этот праздник связан с важными для православного мира событиями, у него есть свои особенности празднования. Проведите 21 июля благополучно и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Казанская осенняя — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Каза́нская осе́нняя — день в народном календаре восточных славян, приходящийся на 22 октября (4 ноября). Название происходит от церковного почитания в этот день Казанской иконы Божией Матери. В народной традиции эта икона считалась бабьей заступницей[1]. В этот день старались играть свадьбы, что нашло отражение в поговорке «Кто на казанскую женихается —- не раскается»[2].

рус. Зимняя Казанская[3], Казанская[4], Казанская Пречистая, Бабья заступница[5], укр. Казанський день, Казанська Божа мати; белор. Казанская[6]; полес. Богородица, Божье наказание, Божьей Матери приказание, Наказанские иконы, Друга Покрова, Казанские иконы, Казанское, Матерь Казанская[7].

Перелом осени и зимы, Казанскую называли зимотворной[8]. «Выезжаешь на Казанскую на колёсах, а полозья в телегу клади», «До Казанской не зима, а с Казанской не осень»[9]. «С позимней Казанской скачет морозко по ельничкам, по березничкам, сам в гости ходить не ленится», — рассказывали крестьянским детям. И бежала детвора смотреть, как Казанская показывает дорожку морозцам, позабавиться — хрусткие лужи всколебнуть, тронутую ледком воду в киселицу перемешать[8].

Повсеместно считалось, что Казанская Богоматерь особенно покровительствует простому народу, что она — бабья заступница. Это был один из главных женских праздников, который отмечали пышным застольем с пивом и брагой[10].

Если перед восходом солнца удавалось собрать хоть немного росы, особенно целебной в этот день, ею протирали глаза, нарывы, лечили кожные болезни[10]. Существовало народное поверье: когда юная девица думала, что лицом не вышла, потому и не люба, старалась она на Казанскую пораньше встать и отправиться в рощу. Там она искала берёзовый лист, что на дереве висел низко и в иней был обёрнут. В такой лист (словно в серебряное зеркальце) если глянуть, то вся неказистость с лица спадёт[11].

В Сибири в день Казанской «гулеванят», т. е. идёт веселье с попойкой, групповыми переходами из гостей в гости, ездой по улицам и т. п. К вечеру молодёжь собирается на вечёрки. На Ангаре девицы на таких собраниях стряпают «еству» и припасают домашнего пива для угощения парней, вернувшихся с промысла. Те снабжают девушек «гостинчиком» (сладостями) и «монополькой» (водкой). Играют, поют и пляшут допоздна. Для веселья рядятся в маски. В казанскую и после неё совершаются усиленно «сватанья» и «справляются свадьбы». В селе Кежме (на Ангаре) девушки обычно до начала «вечереньки» в этот день «свадьбой ездят» по селу. В запряженных «пошевнях» и «санках», наряженные женихом, невестой. дружкой и другими участниками свадебного поезда, девушки переезжают с улицы на улицу с песнями и плясками. Подобным «улошным» представлением весьма прозрачно напоминают о том, что пришла пора парням «да спожени́тца»[12].

Казанская — ещё один традиционный срок расчётов. К этому времени заканчиваются все строительные работы: землекопы, плотники, каменщики, штукатуры получают расчёт и возвращаются домой, в свои деревни[3]. «Потерпи, батрак, и у тебя на дворе Казанская будет»[13].

В Полесье зафиксированы «Деды казанские» — день поминовения предков в субботу или пятницу перед Казанской[14].

Перед Казанской иконой Божией Матери молятся об исцелении глазных болезней, перед Андрониковской (Греческой) иконой Божией Матери молятся об исцелении от душевных и телесных страданий[10].

  • Кто на казанскую женихается —- не раскается[2].
  • Выбирай корову по рогам, а девку — по родам (по родителям)[15].
  • Казанская — бабья заступница[5].
  • На Казанскую люди вдаль не ездят: выедешь на колёсах, а приехать впору на полозьях[16].
  • В день Казанской Богоматери всегда идёт дождь[3].
  • «Да Казанскай падымаюць лён»[17] (белорус.)
  1. ↑ Беловинский, 2003, с. 291.
  2. 1 2 Чичеров, 1957, с. 43.
  3. 1 2 3 Некрылова, 1991, с. 386.
  4. ↑ Ермолов, 1901, с. 509.
  5. 1 2 Чичеров, 1957, с. 17.
  6. ↑ Васілевіч, 1992.
  7. ↑ Толстая, 2005, с. 295.
  8. 1 2 Рожнова, 1992, с. 133.
  9. ↑ Агапкина и др., 2004, с. 541.
  10. 1 2 3 Котович, Крук, 2010, с. 285.
  11. ↑ Рожнова, 1992, с. 134.
  12. ↑ Макаренко, 1913, с. 116.
  13. ↑ Воскобойников, Голь, 1997, с. 378.
  14. ↑ Толстая, 2005, с. 302.
  15. ↑ Семенов, Никишенков, 2003, с. 124.
  16. ↑ Коринфский, 1901, с. 424.
  17. ↑ Лозка, 2002, с. 198.
  • Октябрь / Агапкина Т. А., Плотникова А. А., Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 539—541. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Казанская зимняя // Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 93. — ISBN 5-224-04008-6.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Коринфский А. А. Октябрь-назимник // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 416—425.
  • Крестьянское правосудие. Обычное право российского крестьянства в XIX веке – начале XX века / авт. теорет. введ. и ред. Ю. И. Семенов; сост., авт. вступ. ст., коммент. и глоссария А. А. Никишенков. — М.: Современные тетради, 2003. — 402 с. — ISBN 5-88289-235-X.
  • Макаренко, А. А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния // Записки Русского географического общества по отделению этнографии / под редакцией почёт. члена И.Р.Г.О. А. С. Ермолова. — СПб.: Государственная типография, 1913. — Т. XXXVI.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
  • Энциклопедия российских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. — СПб.: Респекс, 1997. — 448 с. — (Русь Великая). — ISBN 5-7345-0094-1.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)

ru.wikipedia.org

Икона Казанской Божией матери: судьба образа, списки

Икона Казанской Божьей матери — одна из самых почитаемых среди православных верующих. Она есть почти в каждом христианском доме. Ей молятся о спасении от болезней, с прошениями указать правильный путь, вернуть веру, защитить детей, близких, воинов. Не раз икона сопровождала военные походы, направленные на битву с захватчиками.

С оригинального образа сделано много списков. Некоторые из них славятся, как чудотворные.

 

История обретения иконы и её первые чудеса

«Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде, составленная смиренным Ермогеном митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 (1594)» — это многостраничная рукопись, которая подробно рассказывает историю явления святыни и чудесах, что она сотворила. Написана скорописью («полууставом») и, кроме прочего, содержит имена, адреса чудесно исцеленных иконой. 1912 года текст переведен в печатное издание.

О чудесном обретении чудотворного образа нам рассказывает сквозь века Гермоген (Ермоген), далее — Патриарах всея Руси, а тогда — простой священник. В конце июня — начале июля 1579 года Казань настигло бедствие — случился пожар. Огонь уничтожил весь северо-восток города, монастырь, часть Кремля.

В одну ночь десятилетней девочке Матрене во сне явилась Божья Матерь и повелевала найти икону на месте сгоревшего дома, указав точное место её расположения. Впечатленная чудом, Матрена сама пошла на пепелище, отрыла образ, находившийся на глубине около 1,5 метров. Икона была обернута полуистлевшим кафтаном малинового цвета. Огонь её не тронул — образ выглядел так, будто только что вышел из-под руки мастера.

Девочка показала находку матери, а та сразу побежала к священнику Ермолаю, чтобы отдать святыню в храм. Произошло это 8 июля по старому, 21 июля по новому стилю. Обретенный образ почти сразу начал творить чудеса. Первым он исцелил Иосифа во время крестного хода от пепелища, где Матрена нашла святыню, к храму. Три года человек был полностью слеп и сразу прозрел. Вторым был исцелен незрячий Никита после принесения иконы в храм.

С образа сделали список, отправили его в Москву. На месте обретения Иван Грозный велел возвести церковь и женский монастырь. Девочка Матрена стала его первой инокиней, а после — настоятельницей.

Установлено, что Казанский Образ — это список Влахернской иконы, по иконографическому типу относится к иконам Одигитрия-Путеводительницы. Это древние святыни, дошедшие до наших дней.

Судьба иконы

После обретения икона быстро стала всенародной святыней. Православный народ чувствовал участие Божьей матери в их жизнях и судьбе всей империи. Много раз Казанская Мать указывала войску правильные пути к победе, помогала простым людям исполнять долг перед отчизной, Богом. Ей молились все — от простого люда до царской знати.

29 июня 1904 года святотатцы ограбили собор Казанского монастыря. С другими ценностями и святынями пропала чудотворная икона Казанской Божьей матери. Вскоре преступников задержали, устроили им допрос. По словам воров, драгоценная риза — продана, сам образ порубан и сожжен. Тогда же огромный смерч разрушил восточные поселения близ Москвы. 30 октября 30 военных кораблей отправились в Порт-Артур, где их вскоре разгромил японский флот в ходе русско-японской войны. По утверждениям историков, у высшего руководства была информация о намерениях нападения, но никто не принял решительных действий. 23 августа (5 сентября по новому стилю) 1905 года русско-японская война закончилась — Империя подписала мир с Японией, утратив южную часть Сахалина, крупную ветку железной дороги и невольно отказавшись от аренды Ляодунского полуострова.

Чудотворные списки

РПЦ особо почитала Московский и Санкт-Петербургский списки Казанской иконы Божьей Матери. Они дважды сопутствовали войску при борьбе с захватчиками.

Есть также другие ценные списки. Например, Ватиканский. Его история — удивительна.
Власть продала икону в Европу после октябрьской революции. Она побывала у богатых людей в Америке, Азии, была подарена папе Римскому и только через несколько десятков лет снова вернулась домой.

Московский список

Именно со списком Казанской иконы Минин и Пожарский освободили захваченную Польшей Москву. Тогда в одном из казематов Чудова монастыря умер Ермоген — патриарх, священномученик, некогда создавший рукопись о явлении и чудесах иконы Казанской Божьей матери. А в осажденном Кремле находился больной, измученный Арсений — архиепископ Элассонский, прибывший из Греции. Ночью ему явился Преподобный Сергей Радонежский, сказав, что молитвы православных услышаны и уже утром Москва будет освобождена, а Россия — спасена.

Истинность пророчества была подтверждена исцелением архиепископа от всех недугов, что в условиях оккупированного города могло произойти только чудом. Сразу послали счастливое известие дружине. На следующий день, 22 октября 1612 года, был взят Китай-город. Через два дня отвоеван Кремль. На следующий день после победы, 25 октября, выполнен Крестный ход — чудотворный список Казанской иконы Божией матери отнесли в Кремль. Только на подходе к нему узнали, что архиепископ Арсений, бывший в плену, сумел сохранить чудотворную Владимирскую икону Богородицы.

Михаил Федорович Романов, будучи на престоле, установил второй день празднованья святыни в день освобождения столицы и спасения России— 22 октября (по новому стилю — 4 ноября). Сегодня праздник возрожден, как государственный и называется Днем народного единства.

Московский список Казанской иконы — один из первых созданных. Он находится при кафедральном соборе, в Елохове. Перенесен туда после разрушения кафедрального собора в Дорогомилове (1935 г.). До этого чудотворной иконе молились в Казанском соборе, который находится на Красной площади.

Сергей Страгородский молился перед образом Божией Матери о даровании Победы во время Великой Отечественной войны. Когда фашисты подошли к Москве, по городу был проведен крестный ход с иконой. Святыня даровала веру, силу защитникам.

Петербургский список

Икона принадлежала Прасковье Феодоровне — вдовствующей царице. Обустраивая северную столицу, Петр Великий перенес туда множество святынь, включая эту. В 1811 году в честь списка построили кафедральный Казанский собор.

В 1812 году Кутузов, бывший тогда главнокомандующий русской армии, молился перед Петербургским списком и получил благословение на борьбу с захватчиками. Позже он сделал дар Богородице, создав из отобранного у французов (а ранее награбленного ими) серебра иконостас. Прах полководца упокоили под сводами Казанского собора, рядом с чудотворной святыней, которая не отвергла его молитв, даровала победу России над Наполеоновскими армиями.

Во время Великой Отечественной Войны жители блокадного Ленинграда выполнили крестный ход со списком. Верующим людям это добавило стойкости, помогло выдержать такие тяжкие времена.

Сегодня список хранится в Князь-Владимирском соборе. Его собираются вернуть Казанскому собору после того, как тот будет восстановлен.

Ватиканский список: долгий путь домой через Европу, Азию и Америку

Октябрьский переворот — сложное для верующих событие. После него было вывезено и продано огромное количество святынь. Все это происходило под эгидой: «Все, что не нужно народу — долой». Конечно, вожди пролетариата не понимали огромной ценности святынь, от которых так кощунственно избавлялись. Одна из них — список XVIII века, по мнению авторитетных исследователей, сделанный с той самой, первой Казанской иконы, найденной девочкой Матреной.

Святыня впервые появилась на аукционе в 1920 году. Её пытался выкупить Норман Вайс — богатый ювелир из Лондона. Но цена была слишком высока, а на уступки никто не шел. Через 8 лет он все же приобретает её. Цель покупки — перепродажа. В 1950 году икона попала к миллионеру, исследователю, писателю и путешественнику Фредерику Митчелл-Хеджесу. В 1953 году он покупает замок в провинции Беркшир и привозит туда список.

Митчел-Хеджес понимал ценность иконы для православных людей, поэтому не оставил её за закрытой дверью. Список открыт для паломников, местных православных. К ней приезжали митрополиты, графы, князья. К тому времени дерево, из которого сделана святыня, из-за естественных процессов, темнеет. Поэтому в графстве список получает название «Черная Богородица замка Фарлей».

Тем временем миллионер выяснял, откуда взялась икона и не является ли она оригинальной, обретенной в Казани (по одной из версий, её спрятали, а не уничтожили). Были приглашены самые авторитетные исследователи, которые заявили, что икона не оригинальная, но списана именно с неё, принадлежит руке великого иконописца XVI века. Богатая риза сделана позднее — это тонкая ювелирная работа XVII века.

Русская община пыталась выкупить образ. Она предлагала деньги за него самого и оставить драгоценный оклад у хозяина. Но сделка не состоялась.

В 1959 году Фредерик Митчелл-Хеджес скончался. Икона перешла по наследству его падчерице — Анне, которая увезла образ в Гонконг. Она, так же как и отчим, не закрывала святыню для верующих людей, тесно сотрудничала с общинами, принимала паломников. В 1961 году она решила отправиться в экспедицию за сокровищами и выставила на продажу самые ценные вещи, среди которых — икона Божией матери. Была назначена стоимость — 500 тысяч долларов. Чтобы собрать такую сумму, эмигрантской общиной был организован фонд, и с иконой совершили ряд шествий по разным городам США. Но такое количество денег добыть так и не удалось.

Икону выкупил Российский Католический Центр Фатимской Божией Матери, находящийся в Сан-Франциско. Её хотели выставлять на аукцион и, чтобы образ не попал частным лицам, отец Карл Пацельт, ректор центра, организовал всемирную кампанию по сбору средств. Точная сумма, за которую была куплена святыня, не разглашается. Речь идет о миллионах долларов.

В 2004 году папа Иоанн Павел II передал святыню Московскому патриархату. Через год Святейший Патриарх Алексий II передал святыню Благовещенскому монастырю Казани.

О чем можно просить Казанскую Божью Матерь

Казанская Богородица — покровительница воинов, страждущих, всех, кому нужно отыскать духовный путь или найти свое место в жизни. Её просят о разных вещах:

  • Излечения от любых недугов. Особенно часто Казанскую Божью Матерь просят о возвращении зрения, как физического так и духовного. Если вы или близкий человек усомнился в своей вере, нужно обязательно провести молитвенный обряд перед Казанской Божией Матерью — она услышит просьбы и поможет справиться с душевными терзаниями.
  • Помощи в тяжелых жизненных ситуациях, прениях с недругами. Святыня не раз указывала путь воинам, ведущий к победе. Богородица утешит любого в его скорби и печали. Главное, не просить у неё зла для других и не иметь злых помыслов при молитве — к подобным прошениям она глуха. Если же не хватает жизненных сил и ослаб дух, Божья Мать поможет.
  • Помощи в принятии сложных решений. Молитва перед святыней — важный шаг в случаях, когда сложно понять, как правильно поступить. Она укажет путь, убережет от ошибок и напастей. Многие рассказывают, как Святой лик появлялся во сне и рассказывал, что сделать, чтобы избежать беды, исправить её последствия или просто говорил, чего делать точно не стоит.
  • Помощи защитникам родины, избавления от захватчиков. Не раз Божья Матерь осеняла поле битвы и даровала воинам веру в победу, уберегала их от врага.
  • Благословления молодых при вступлении в брак.

Приметы и поверья

Список Казанской иконы Богородицы связан с несколькими приметами. Говорят, что, если день бракосочетания выпадает на празднование святыни, жизнь молодых будет счастливой, между супругами не будет серьезных вздоров и разногласий. Божья Мать будет сопутствовать им и наставлять в сложные времена.

Семейная пара может попросить у образа о примирении, помощи во времена, когда в семье царят раздоры. Она внесет в жизнь пары гармонию и благополучие.

Детей Божья Матерь уберегает от несчастий и сопровождает на жизненном пути. Поэтому перед колыбелью новорожденного, кроватью ребенка вешают именно эту святыню.

Как молиться перед Святым образом

Чтобы Богородица услышала молитвы, нужно правильно их преподнести. Обряд можно совершить в церкви или дома. Лучше молиться утром. Сделайте следующее:

  • После пробуждения перекрестите руки, настройте себя на доброе мышление и хорошо умойтесь водой.
  • Уберите все негативные мысли, забудьте о раздражающих вас вещах.
  • Зажгите свечи, опуститесь на колени и начинайте молиться. Количество произнесенных молитв не важно. Важно, чтобы они шли от души и чистого сердца.
  • После молитвы можно попросить Богородицу о том, чего желаете. При этом помните, что она будет глуха к просьбам, где есть хоть капля негатива или желания навредить другим.

Казанская Божия мать — заступница и наставительница на путь истинный. Она не раз творила чудеса и помогает каждому, кто нуждается в этом.

obikonah.ru


Смотрите также