8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Медовый спас у славян


Три спаса на руси

Каждый год август нам дарит множество подарков, приходит время сбора урожая и церковных праздников, трех Спасов:

Впрочем, традиция Спасов возникла еще во времена языческой Руси.

Кого называли древние славяне Спасом и как его чествовали

Если покопаться в теологической христианской литературе, то святого по имени Спас вы не найдете.

Спасом на Руси до прихода христианства называли начало августа.

Как и жители всех прилегающих земледельческих стран, Русиче в это время проводили торжественные ритуалы, направленные на спасение от голода, бед и несчастий. Торжества посвящались Богу урожая, Богу Солнца – Даждьбогу.

Почему его называли Спасом? Да потому что славяне-язычники, согласно Краледворской рукописи, перед именем своих богов ставили слово Спас, т.е. Избавитель. В Велесовой Книге есть даже упоминание о периоде в календаре с названием «Спасиць». Вероятней всего, этот период относится к первым декадам августа.

С конца VI — начала III тысячелетия до н.э. в Египте, Малой Азии, античной Греции и Риме была традиция освящать зрелые овощи, мед, фрукты, орехи, грибы, ягоды и злаковые, щедро подаренные летом. Подобные ритуалы проводили примерно в этот же период представители трипольской культуры, наши с вами далекие предки.

С тех времен появилось поверье, будто в эти дни, как и в другие праздники Сварожьего круга, приходили к своим потомкам духи умерших предков. Наши пращуры верили, что предки рода, охраняя род, способствовали созреванию богатого урожая. Поэтому в эти дни полагалось приносить богам Рода и Рожаницам щедрые жертвы в виде спелых плодов, медовых напитков, хлеба и горящих свечей, изготовленных из нового воска.

До наших дней сохранилась даже молитва: «Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды — мир Солнца вам! Праведная Солнце, Луне ясен. Зари свете, Небо пречистое, будьте милостивы к людям и к скоты!»

Медовый спас — Маковей

Уже в те времена Спасич проводили в три этапа. Мокрый спас (Маковей) посвящали Макоше, Богине плодородия и покровительнице прекрасной слабой половины человечества. К этому дню отбирали первый пчелиный мед, топили воск, занимались заготовкой трав, включая мак, делали венки из цветов и колосьев. Все это торжественно освящалось и приносилось в жертву во время ритуалов, проводимых у воды.

Было принято в эти дни угощаться бубликами и лепешками с маковой начинкой, кутей сваренной на меду с необлущеным зерном и маком, отварными кукурузными початками, а запивали все хмельным медовым напитком, медовухой.

В отличие от христианских традиций, запрещавших купаться с Ильинских дней, считалось, что Макоша делает в эти дни целебной всю воду, что в колодце, что в реке. Поэтому в эти дни купаться не возбранялось, а напротив, поощрялось.

Яблочный спас

Вторым этапом был Спас на горе (Яблочный спас). Боги Спаси жили, согласно древним славянским верованиям, высоко в небесах, поэтому древние капища чаще всего устраивались на возвышенностях, в горах или у истоков рек. Считалось, что эти места любили наши прабоги. В таких местах было принято проводить магические ритуалы, жертвоприношения, поминальные тризны, военные братчины.

Предполагалось, что для привлечения достатка и благополучия в семью, нужно было во время такой братчины сделать жертвоприношения спелыми грушами и медовыми яблоками огню, воде, кумовьям-соседям, волхвам. Во время трапезы поминали усопших родственников, считая что «с нами поели и те души, которых вспоминали». Вот, оказывается, какие глубокие корни имеют наши поминальные традиции.

Хлебный спас

Третьим Спасом был Хлебный Спас. Хозяйке нужно было испечь к этому времени первый каравай и с ним проводить хозяина в поле для высевания озимых.

Но не исключено, что по мере созревания различных плодов существовали и другие Спаси, во время которых проводились обряды освящения грибов, ягод, орехов. Не зря до сих пор сохранились присказки, которые до сих пор можно услышать, когда пробуют плоды нового урожая: «Новая новинка в роток, чтобы не болела ни спинка, ни животок!»

Елена Степанская, © zakustom.ru

zakustom.ru

Медовый Спас, Яблочный Спас и Льняной Спас » Перуница

О трех древних праздниках конца лета: Медовый Спас, Яблочный Спас и Льняной Спас
Во время Медового Спаса (14 августа) вырезали соты с медом. Этим медом святили воду в реках, а после водосвятия купали в них де­тей. Причем рубашки, одетые на детей до купания, бросали в реку, а ребенка одевали в новую не стиранную рубаху . Вспомним древний гимн Ригведы, где с медом связаны образы Неба и Бога Творца Вселенной:

«Мед навевают ветры благочестивому,

Мед струят реки,

Медовыми для нас да будут растения!

Медом пусть будет Небо – наш отец!»

…В санскрите, языке древнеиндийской культуры, со словом «Мад-ху» (мед) связаны такие понятия, как: сладкий, приятный, прелестный, нектар, молоко, святой, священный, пригодный для жертвоприноше­ния, а также – мудрость, ум, разум, проницательность, жиз­ненный опыт и, наконец, опьяняющий, хмельной напиток.

В.А.Васигин пишет в связи с древнеиндийскими домашними об­рядами: «У индийцев мед в древности символизировал сущность жиз­ни, бессмертие, он обладал будто бы оплодотворяющими способностя­ми и поэтому его вместе с маслом лили в первую борозду» .

Именно мед во всех вариациях был главным продуктом питания и объектом поклонения в обрядах Медового Спаса. Этот день знамено­вал собой начало сбора урожая, независимо от того, что часть его уже была к тому времени собрана. Древние обрядовые жертвы медом и ме­довыми напитками должны были сделать все плоды земли и все воды рек сладкими для людей. Мед был символом и знаком Бога Неба – «Деда» и поэтому им кропили воды рек прежде, чем купать в них детей.

…Как и другие летние праздники «Медовый Спас» – это комплекс обрядов, связанных с функцией сохранения, спасения. Основной смысл этого со­хранения (спасения) – в приобщении следующего поколения к сокро­вищам знаний их предков. Омывшись в «медовых водах» Отца-Неба, дети должны быть готовы к осознанию всей полноты бытия, приобрете­нию жизненного опыта, знаний.


…Второй праздник августовского цикла – «Яблочный Спас» (19 августа) также целиком и полностью связан с идеей сохранения и спа­сения.

В древности у индоевропейских народов яблоневый сад был сим­волом вечной жизни – рая.

Так, древнегреческая мифология сохранила память о чудесной яблоне с золотыми яблоками вечной юности, которая по велению мате­ри-Земли (Геи) «выросла в далекой древней Гиперборее» . У подно­жия этой яблони бил из недр ключ живой воды – воды бессмертия. Та­ким образом, древнегреческая мифология сохранила память об общеиндоевропейской прародине и тех мифологических представлени­ях, которые складывались на этой прародине в глубине тысячелетий.

Мы уже отмечали, что в русской народной традиции яблоня и яб­локи занимают огромное место. В народных сказках яблоки – символ жизненной силы, красоты, мудрости, счастья, удачи. И в этом нет ниче­го удивительного. Ведь даже сегодня половина яблоневых садов мира находится в России. Ну, а в глубокой древности дикие яблони росли да­леко на Севере. Заметим, что именно плоды диких яблонь наиболее бо­гаты так необходимым человеку витамином «С».

Во время празднования Яблочного Спаса все начинали есть яб­локи. До 19 августа женщины, у которых умирали дети, старались яб­лок не есть, так как считали, что тогда их детям «на том свете достанется яблочко». С яблоками были связаны представления о нравственном облике человек. Так, новорожденному клали в рот печеное яблоко, что­бы он не вырос пьяницей . Представление о яблоне как неком «древе жизни» настолько архаично, что оно сохранилось даже в мифологии калашей – жителей гор Гиндукуша (Афганистан) – потомков первых индоевропейских иммигрантов на субконтиненте .

Возвращаясь вновь к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» заметим, что здесь очень четко обозначена мысль – злой, коварный, бесчестный (т.е. греховный) человек не может сорвать, а значит, вкусить плод с дерева жизни и познания, каковым в сказке яв­ляется яблоня. Исходя из этого, можно понять и расположение обрядов в Трех Спасах.

Первый «Медовый Спас» – дети готовятся стать учениками. Они проходят священное омовение в насыщенных мудростью, знанием, жиз­ненным опытом предыдущих поколений «Медовых водах» и, пуская свои старые рубашки по воде, прощаются со своим беззаботным дет­ством.

Во время «Яблочного Спаса» дети получают вместе с яблоками запас жизненных сил, необходимых для приобщения к познанию.


Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на ко­лотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершени­ем уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных тек­стов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению. Это со­хранение урожая, сохранение жизненных сил, сохранение священного знания, запечатленного в сакральных орнаментальных текстах.

Третий Спас как бы окончательно разделяет судьбы детей – маль­чиков и девочек. Первые пойдут учиться грамоте, вторые – рукоделию. Известно, что у новорожденной девочки пуповину (в русской традиции) почти всегда раньше перерезали на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой. У мальчика пуповину перерезали на колоде для плетения лаптей, а иногда на книге, чтобы новорожденный вырос мас­тером своего дела или грамотным человеком .

Выдающийся исследователь русской культуры В.А.Городцов пи­сал в 1926 году: «Шитью молодых девиц и знанию грамоты юношей придавалось одинаковое значение и это мы поймем, когда убедимся, что в шитье девиц выражалось такое же важное для населения знание свя­щенных символов той старой, а поэтому дорогой веры, которою жил народ тысячи лет. Как весталки, чистые девы Рима, хранили негасимый огонь, символ обоготворенного небесного огня-солнца, так юные девы Русского Севера обязывались и обязываются нести и несут символы своего первобытного народного культа от древнейших времен до наших дней» . Он же, говоря о северорусской вышивке и ткачестве, отме­чал, что: «По отзывам вполне компетентных лиц, это в своем роде луч­шие произведения в мире» . Вспомним, что на санскрите, языке древ-неарийской культуры, северорусское диалектное слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотен­ца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь», а древнейший общеиндоевропейский бог неба Варуна носил имя Праджапати, что буквально значит «Отец пряжи».

Последний, третий праздник цикла «Льняной» (полотняный) или «Житный Спас» (29 августа). В этот день женщины, катаясь по сжатой ниве, приговаривали: «Нивка, нивка, отдай мою силку, на пест, на ко­лотила, на молотила, на кривое веретено!» . Связанный с завершени­ем уборки урожая, с предстоящим затем долгим процессом получения пряжи, холста, набором орнаментальных праставок – «священных тек­стов», Этот праздник также целиком посвящен сохранению.

Девочки, которым предстояло учиться прясть, ткать, вышивать (также, как и мальчики), начинали после посвящения Трех Спасов изу­чать свою сложную науку – науку будущей женской жизни.


Таким образом, три праздника конца лета – времени «сохране­ния» – действительно сохраняли и спасали сложившуюся структуру об­щественных связей, сохраняли преемственность знаний, традиций, ве­рований, накопленных данным сообществом людей. «Три Спаса» – Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Льняной (29 августа) – это прежде всего комплекс обрядов посвящения детей, достигших возраста ученичества.

Жарникова С. В.
из книги "Золотая нить"

www.perunica.ru

переплетение языческих и христианских традиций

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

Медовый Спас отмечается 14 августа (1 августа по старому стилю) каждого года. Это народно-христианский праздник с языческими корнями, первый из трех Спасов.

В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы. Православная Церковь приурочила Медовый Спас к Происхождению (изнесению) Древ Животворящего Креста Господня (слово «Происхождение» означает «крестный ход»).

Праздник был установлен в IX веке в Константинополе. Выбор даты неслучаен. Август был самым жарким месяцем в году. В этот период распространялись инфекционные заболевания, которые влекли за собой смерти. Часть Животворящего Креста (на котором распяли Иисуса Христа) проносили по городу, освящали им воду и улицы, после чего болезни утихали.

Другие названия народного праздника: Первый Спас, Маковый Спас, Маковей, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Пчелиный праздник, Проводы лета.

Медовый Спас или Маккавей — экскурс в историю

Медовый Спас очень похож на языческий праздник урожая. С древних времен на Руси любили мед и мак, изготавливая из них самые различные лакомства и напитки. Считается, что именно в этот день нужно собирать урожай пасечникам, иначе чужие пчелы «своруют» весь мед. Однако сейчас Медовый Спас — это первый день Успенского Поста в православном календаре.

«Официально» на Первый Спас празднуется Изнесение древ Креста Господня. Эта дата была установлена в девятом веке в Константинополе: в те времена в честь праздника выносили часть Животворящего Креста для исцеления многочисленных заболеваний в самый жаркий месяц года.

Однако на Руси у князей такой реликвии не было, а потому большой праздник достаточно быстро приобрел дополнительный русский оттенок. В этот день было установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в XII веке: врагов князя испепелили огненные лучи от святых реликвий.

Но и это не все… 1 августа по старому стилю (14 августа —по новому)—дата Крещения Руси. Медовый спас—время малого освящения воды в честь великой годовщины.

Наконец, из-за одного из вариантов названия этого дня — Маковый — стали по созвучию отмечать память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских.

Традиции и обычаи на первый спас — что можно, а что нельзя делать

В Медовый Спас в церквях проходит богослужение, освящается мед нового урожая и вода.

В этот праздник также принято святить букеты из васильков и бархатцев. Люди приносят их домой, засушивают и хранят в качестве оберегов.На Руси в отварах этих цветов матери купали детей, чтобы уберечь их от болезней.

Прежде чем есть мед в этот день его нужно освятить в храме. Освященным медом угощали всех, кто встречался на пути из храма: детей, незнакомых, нищих.

Считалось, что первая ложка меда обладает магической силой: нужно было загадать заветное желание, которое обязательно сбывалось.

С 14 августа мед являлся одним из главных блюда на столе. Хозяйки пекли блины с медом, делали медовые коврижки и, конечно, медовуху. В этот день принято помогать по хозяйству вдовам, пожилым и немощным людям. Помимо меда в это время начинали собирать озимые культуры.

На Руси в этот день священнослужители совершали крестные ходы к природным водоемам и освящали воду. После этого люди купались в них и купали домашнюю скотину, чтобы очиститься от грехов и укрепить здоровье.

Считалось, что с 14 августа купаться уже нельзя, так как вода начинала цвести и была источником разных болезней.

Помимо меда в этот день собирают и мак. Собранный 14 августа мак обладает целебными свойствами. Поэтому на столе обязательно должны быть пироги и булочки с маком.

Женщины в этот праздник обязательно молились: считалось, что можно отмолить все бабьи грехи.

На Медовый Спас можно купаться последний раз в году, так как потом вода становится холодной и начинает цвести. Старые люди говорили, что после 14 августа купание в водоеме может обернуться бедой – болезнью и даже смертью.

Ныне в церкви святят не только мед и мак, но и воду, которой умываются все члены семьи, чтобы защититься от болезней и неудач.

Медовый Спас – удивительный праздник, в котором тесно переплелись христианские и языческие обычаи. И хотя со временем празднование значительно изменилось, многие традиции сохранились и по сегодняшний день.

В Медовый Спас запрещается ссориться, ругаться, выражаться матом, находиться в плохом расположении духа, желать зла другим людям.

14 августа у христиан начинается Успенский пост. В этот день запрещается употреблять мясные и молочные продукты, яйца, рыбу. Разрешена пища растительного происхождения. Традиционные блюда, которые употребляют в праздник: домашняя выпечка с добавлением мака и меда, орехов, корицы, ягод и фруктов.

Маковейчик — особенный признак праздника

Еще в языческие времена 14 августа женщины делали удивительные букеты из трав и цветов, что служили оберегом от всех бед и болезней. Появление христианства никак не повлияло на традицию, разве что теперь ароматные букеты святили вместе с водой и медом в церкви. И ныне люди с такими букетами отправляются в церковь на Медовый спас.

Сейчас они продаются на каждом углу, но считается, что женщина или девушка должна самостоятельно собирать оберег. Так она вкладывает в него положительные мысли, доброту и ласку.

В древние времена букет состоял из 17 трав. Сейчас его состав немного изменился, но обязательно в нем должны присутствовать:
мята;

колоски овса;

калина;

календула;

рута;

головки мака;

полынь;

душица.

Каждое растение имеет свое значение. Рута и календула оберегают от болезней, колоски являются символом богатого урожая, а калина – девичьей красы. Мята способствует миру и взаимопониманию в семье. Перевязывать букет нужно красной лентой.

Посвященный оберег необходимо повесить у входа в дом или поставить на видном месте, и тогда он будет оберегать всех членов семьи от болезней и отводить разные беды.

Маковые головки успокаивают нервную систему и улучшают сон. Их кладут под подушку или ставят у изголовья кровати маленьким детям или взрослым, что страдают бессонницей. Маковые зерна также раскладывают по углам дома, чтобы изгнать из него нечистую силу. Оберег сохраняет свою силу на протяжении целого года.

Медовый спас — народные приметы в праздник

По народным приметам в этот день пчелы завершают свой труд по сбору меда и готовятся встречать холода. Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи.

У первого спаса всего в запасе – и дождь, и солнце, и ветер.

Журавль на спас в отлет летит.

На медовый спас даже нищий медку попробует.

На первый Спас святили колодцы.

На маковый спас мак собирай.

В первый спас любой бабий грех прощается.

После первого спаса в реку не заходят.

Ласточки три раза отлетают – на три спаса.

Во что Маккавеи, в то и разговенье.

На Медовый Спас идет дождь – пожаров будет мало.

Если 14 августа человек загадает желание с первой ложкой меда, то оно исполнится. На следующий день после Медового Спаса необходимо провести в доме генеральную уборку, чтобы смыть негативную энергетику.

Поделись этой интересной статьей с друзьями, пусть они тоже будут в курсе!

Источник

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

propositive.ru

Славянские праздники августа – на излете лета

1 августа череда праздников начиналась первым Спасом – Медовым, иначе Маковеем или Спасом на воде. 

Накануне в каждом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» - букет растений, каждое из которых служило оберегом для какой-либо стороны славянской жизни. Калина увеличивала девичью красоту и нежность, рута и ноготки защищали от болезней, колоски овса обещали обильный урожай, мята благоприятствовала миру и покою в доме. Обязательной частью букета были маковые головки. Собранные растения увязывали красной лентой, и в день праздника освящали на капище, а затем берегли пуще глаза целый год – маковейник считался очень мощным семейным оберегом от несчастий и болезней. Высушенный букет обычно ставили на подоконник, там он и красовался до следующего Маковеева дня.

Другое название праздника – Медовый Спас, поскольку в этот день пасечники традиционно приступали к сбору меда. Считалось, что с этого дня пчелы больше не собирают с цветов мед, и соты в ульях наполняются до краев. Иными словами, приходило время собирать сладкий урожай, освящать его и до отвала угощаться любимым славянским лакомством. Наши предки, впрочем, не только пекли медовые пироги и пряники, но также варили из меда хмельную медовуху, которая использовалась как праздничный напиток. Кроме того, медовуха служила лекарством - ею лечили простуды и некоторые другие хвори.

Еще первый Спас называли Мокрым – потому, что в этот день, по мнению наших предков, приобретала уникальные свойства вода. В Спас на воде непременно полагалось искупаться в реке, озере или пруду – считалось, что в праздник вода обретает целительную силу. Она смывала грехи, болезни и злые наговоры, и на целый год придавала людям здоровье и силы. Именно в это время хорошие хозяева звали волхвов на освящение новых колодцев и очищение старых – от этого вода теряла всю отрицательную энергию и наоборот становилась проводником добрых сил природы. После Маковея купаться было уже не принято, поскольку лето близилось к концу, и те, кто все же решался поплавать в озере или реке, мог заболеть либо даже утонуть.

«На Второй Спас и нищий яблочко съест»

                                        Петр Кончаловский, "Яблоки"

6 августа на славянские земли приходил второй Спас – Яблочный, он же Большой.

Интересно, что до этого дня в славянских общинах запрещалось есть любые фрукты и овощи кроме огурцов. Зато со дня Яблочного Спаса наступало время лакомиться всем, что уродили сады и огороды. Правда, до этого урожай приносили волхвам для освящения – на столах в капище раскладывались собранные плоды, волхвы приносили Матери земле благодарность за плодородие и благословляли фрукты и овощи. Часть урожая члены общины жертвовали нищим, откуда и произошла поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». Считалось, что хозяева, которые не поскупились отдать часть плодов неимущим, в следующем году непременно соберут обильный урожай.

В день Яблочного Спаса готовилось множество блюд из яблок: с ними запекались утки, гуси и курицы, их томили в печи с медом, пекли разнообразные пироги. С этого дня у женщин начиналась настоящая «яблочная страда». Сочные плоды хозяйки заготавливали впрок всеми доступными способами, сушили, вялили, замачивали, квасили.

Со Вторым Спасом в народе связывали надежные приметы – природные и человеческие. Существовало, например, поверье, что если в этот день откусить кусочек яблока от первого урожая и загадать желание – загаданное обязательно сбудется. Верили славяне и в другую забавную примету: если в день праздника человеку на руку дважды сядет муха, то его ожидает необыкновенная удача в жизни. Надо полагать, мухи в день Второго Спаса были в безопасности, как никогда.

Природные приметы касались в основном будущих холодных месяцев: например, если на Яблочный Спас стояла жара – ожидали малоснежной зимы, а если лил дождь – наоборот, опасались, что деревни и поля завалит по самые крыши.

После Второго Спаса ночи делались холодными, близилась осень, и пословица предупреждала: «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас». Недаром этот день называли также Осенинами, ведь он еще приближал окончание теплых летних деньков.

«Слава Ладе, Ладе-матушке!»

                             Александр Ягодкин. "Ах, эта красная калина"...

17 августа начиналось Ладино полетье – дни, когда славяне чествовали Матушку Ладу, Пречистую Матерь-Землю.

К Пречистой община должна была закончить сбор урожая и приступить к севу озимых, потому что земля уже готовилась к холодному времени и крепкому зимнему сну. А до того, как Мать-Земля уснет, нужно было поблагодарить ее за подаренный урожай. Жрецы в эти дни проводили ритуалы благодарения Земли, удивительные для современного человека: ей исповедовались в помыслах, каялись за кривду, если такая была допущена, катались в утренней росе, освящаясь мощной силой Матери-Лады. Недаром женская богиня Лада и Мать-Земля объединялись в сознании наших предков, ведь одна из них символизировала женскую плодовитость, а другая - вечно возрождающиеся силы природы.

И когда она щедро одаривала людей своими плодами, самое время было выказать ей почет и уважение. В день Первой Пречистой начинали заготавливать калину – особое растение. Славяне почитали ее не только за отменно вкусные ягоды, которые использовали в наливках, вареньях, при лечении простуд, но также за ритуальную роль в свадебных и похоронных обрядах. В семьях, где входили в возраст юные невесты, активно запасались калиновыми гроздьями, поскольку каждому было известно: туда, где под крышей развешаны пучки калины, можно смело являться со сватами.

Коллективные походы девушек за калиной устраивались на Ладино полетье едва ли не каждый день. Это простое хозяйственное занятие в среде веселой молодежи превращалось в настоящее приключение. Придя в лес, девицы находили первый калиновый куст и принимались водить вокруг него хороводы, петь и играть. Лишь потом наступала пора сбора ягод, из которых первые следовало съесть немедленно, а пока жуешь их, загадать на суженого. Юноши в это время устраивали засаду на полпути от деревни, и едва сборщицы ягод приближались, пугали их и пытались отобрать полные корзинки. В процессе перепалки молодежь разрисовывала друг другу лица ягодным соком, что служило признаком взаимной симпатии. Затем все вместе возвращались в село, и девушки отдавали собранную калину матерям, а те говорили: «Будь, доченька, и ты красной и здоровой калиной, непорочной и чистой к венцу!»

Несколько веток с ягодами развешивали в доме, а остальное помещали под крышей, как знак, что в доме есть невеста. С этих дней начинались по деревням сговоры, смотрины да обручения, чтобы осенью играть свадьбы, чтобы не прерывалась живая нить жизни в славянских племенах.

«Третий Спас хлеба припас»

                                              Николаев Юрий, "Хлеба".

На следующий день после Пречистой праздновался последний, Третий Спас. У него также было несколько названий: звался он Хлебным, Ореховым и Холщовым.

В Хлебный Спас пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье. Хлеба пекли в основательно протопленной печи, если они хорошо поднимались, считалось, что болезни целый год будут обходить дом стороной. Готовые караваи относили для освящения к волхвам, и лишь после славлений, в которых принимала участие вся община, наступало время семейного застолья. Глава семьи благодарил богов за обильные урожаи, а затем проводился ритуал угощения первым хлебом. Старший мужчина в роду должен был угостить самого младшего мальчика, чтобы род не прервался, и произнести при этом: «Боги дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего во здравии и сытости». После этого вся семья приступала к угощению. На столы в Третий Спас ставились хлеб и пироги из новой муки, яблоки, мед, орехи, мясные и рыбные блюда. Считалось, что нужно отведать хотя бы понемногу от каждого блюда, и тогда удача, здоровье и благополучие никогда не покинут дом.

Другое название Третьего Спаса – Спас на холсте или Холщовый - было связано с тем, что на этот день обычно назначались ярмарки, где бойко торговали полотном и холстами. И если уж член славянской общины попадал на торжище – полагалось прикупить хоть что-то, иначе он рисковал весь год провести в нищете.

Еще Третий Спас называли Ореховым, поскольку к этому времени как раз поспевали орехи. Интересно, что из орешника славяне делали банные веники – согласно поверью, такой веник моментально выгонял из тела любую хворь, вот только хранить их следовало отдельно от других веников, чтобы не потеряли свою чудесную силу.

По народной примете, обильный ореховый урожай обещал, что на будущий год так же хорошо уродится на полях рожь. Другая примета обещала, что если улетели в теплые края последние стаи журавлей и ласточек, то к Покрову уже ударит мороз. Если же август оказывался богат на грозы, осень ожидалась долгая и теплая. Последний Спас означал, что до осени осталось совсем немного, да и холодные зимние дни тоже не за горами.

Источник

marena99.livejournal.com

Медовый Спас

 

Медовый Спас — народный праздник в календаре славян. Отмечается 14 августа. С этого дня традиционно начинается сбор мёда.

 

Медовый Спас является одним из трёх спасов (Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас). Другие названия праздника: Первый Спас, Мокрый Спас, Маковый Спас, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Проводы лета, Калинник. По всей видимости, название Медовый Спас, как и названия двух других спасов, появились после принятия на Руси христианства. До этого момента данные праздники, скорее всего, не имели приставки «Спас», а назывались Медовый праздник, Яблочный праздник и Ореховый праздник. Хотя некоторые исследователи предполагают, что слово «Спас» произошло вовсе не от Христа Спасителя, а от древнеславянского значения слова «спас» — спасать себя, собирая урожай, или запасаться на зиму. Спасом или Спасовками в календаре по старому стилю (По старому стилю Медовый Спас приходился на 1 августа) славяне называли первую половину августа.

 

Медовый Спас отмечается самым первым из трёх — 14 августа. К середине августа соты в ульях полностью наполнены мёдом. В этот день пасечники начинают его сбор. По поверьям, если не начать сбор в Медовый Спас, пчёлы из соседних ульев перетаскают весь мёд. В честь этого события устраивались праздничные застолья и братчины. Готовили блюда с мёдом — пироги, булочки, блины, пряники, медовые напитки и многое другое. По этой причине Медовый праздник ещё называют Лакомкой, известная поговорка гласит: «На первый Спас и нищий медку попробует!».

 

Ещё одно название праздника — Маковый Спас, Маковей, Маккавей или Маковеев день. Это название довольно неоднозначное, и нельзя с точностью определить, кто был родоначальником названия «Маковый праздник» — славяне-язычники или христиане. По одной версии, в этот день почитаются ветхозаветные мученики Маккавеи, которые были казнены в 166 году до н.э. Христианский праздник, который совпал с Медовым Спасом, по созвучию слов «Маккавей» и «мак», который созревает как раз в это время, был переосмыслен в народном сознании, как праздник сбора мака. По другой версии, произошло всё ровно наоборот, то есть изначально 14 августа был Медовым праздником и Маковым праздником — временем сбора мёда и созревшего мака. После прихода на Русь христианства Маковый Спас был заменён на Маккавеев праздник (Маккавей, Маковей). Какая именно версия соответствует истине, сказать сложно, однако в народной традиции именно в этот день начинают собирать мак. Как и в случае со сбором мёда, в этот праздник готовят и подают к праздничному столу угощения с маком — пироги, рулеты, булочки, пряники и так далее.

 

Стоит также уделить внимание и таким традициям Медово-Макового Спаса, как «Спас на воде» и «Проводы лета». В это день принято чистить старые колодцы, заканчивать строительство новых колодцев, а также идти на водоёмы и родники. В этот день шли купаться и купать домашний скот «На первый спас лошадей купают», а также совершать различные ритуалы, связанные с водой. После 14 августа купаться уже не принято и считается опасным, так как вода начинает «цвести» и становится холодной, ночью уже не так тепло и вода не успевает прогреваться, с каждым днём становясь всё холоднее. Вода 14 августа считается наделённой особыми свойствами. Дождь и роса считаются целебными: «Отцветают розы, падают хорошие росы», «С первого спаса и роса хороша». Медовый Спас считается праздником окончания лета: замолкают певчие птицы, готовятся к отлёту грачи, которые собираются в стаи, пчёлы перестают носить сбор в улья «пчела перестаёт носить медовую взятку». Люди начинают основные полевые работы по сбору урожая — сенокос, жатва, подготовка овинов, гумна.

 

В этот день начинается посев озимых: «Паши под озимь, сей озимь», «Первый Спас — первый сев». По народным поверьям, до первого Спаса начинать сеять нельзя, так как урожай на следующий год может не уродиться.

 

У вас есть собака или вы только собираетесь обзавестись четвероногим другом? Всё о чешском терьере и других породах охотничьих собак вы сможете узнать на сайте http://porodasobak.ru/category/porody-ohotneychikh-sobak. Интересные и полезные статьи, которые помогут вам с выбором.

web-kapiche.ru

Медовый Спас — Славянская культура

Первый Спас - 1 августа (серпня) в народе называют медовым или мокрым. Название "медовый" объясняется тем, что именно в это время пчёлы прекращают собирать нектар с цветов, соты в ульях заполнены до отказа и пасечники начинают собирать мёд, при этом первые соты жертвовали ушедшим духам, на помин умерших родителей. В этот день, согласно народной традиции, совершается освещение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. А без мёда не в былые времена, не в наше время - никуда. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков. В старинных источниках мёд описан как "сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания". Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. Считалось, что до Медового Спаса нельзя есть мёд нынешнего года, прошлогодний же мёд вкушать можно.

В народе говорили: "Спасовка-лакомка", "На первый Спас и нищий медку попробует", "Первый Спас - проводы лета", "От первого от Спаса накопит и мужик запаса", "Первый Спас - Медовый, второй - Яблочный, третий - Спожинки", "Первый Спас - первый сев (озимых)", "С первого Спаса - холодные росы", "Ласточки отлетают в три Спаса", "Ласточка весну начинает, осень накликает".

С этого дня начинался период "страды". Шёл интенсивный сбор ягод, прежде всего малины, черёмухи, заготавливали и кедровые шишки. Активно чистили овины, готовили гумна для обмолота. Проводили подготовку к зимним сельскохозяйственным работам: сеяли озимые. Первую пригоршню зерна по обычаю бросал старший член семьи. К этому его приглашали особым приговором: "Посей, дедушка, первую горсточку на твоё стариковское счастье".

Православные христиане называют сей праздник "Спасом на воде" в честь малого водосвятия. В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крёстные ходы на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крёстного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы он был здоровее. После "Мокрого Спаса" или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода "цветёт", птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.

Определение "мокрый" уходит корнями в обычай совершать в этот день летний водосвяточный молебен. Как это проходило во времена язычества теперь установить достаточно сложно, но после принятия христианства сохранилась эта же традиция. После утреннего богослужения от церкви к водоёму или источнику отправлялся крёстный ход. На берегу служился молебен, после которого все купались. Возможно в древние времена молебен совершался в честь Матери Земли, которая способствовала урожаю. 

Этот Спас именуется также и маковым, потому как для защиты от нечистой силы во время празднества совершался обряд "обсыпания маком": собрав семена дикого мака, обсыпали им дом. Считалось, что маковые семена защищают от нечистой силы, прежде всего от ведьм.

Со Спаса начинаются проводы лета и подготовка к наступлению осени. Говорят: "У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье (разнопогодье)". Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на этот день судят о том, каков будет Третий Спас.

slavyanskaya-kultura.ru

Август – праздники СПАСА » Боги Славян

Статья из  КАЛЕНДАРЯ,  серия  ПРАЗДНИКИ:  славянские и не только

СПАСЫ, Дывоока Васильева

СПАС – Покровитель урожая. Наши предки называли всех своих богов Спасами, спасителями, защитниками, покровителями и прежде всего – Дажбога, который дарует жизнь и материальные блага.

Праздник Спаса состоит из трех частей:

Начало  августа. Первый Спас (Маковей). Благодарение Роду Всебогу и Родным Богам за урожай. Освящение мака, цветов, источников и колодцев.

Середина августа. Второй Спас (Большой, Яблочный). Освящение мёда, яблок, груш и иных садовых даров, после чего их разрешают употреблять в пищу.

Русь опять встречает Яблочный свой Спас,

Фрукты в погреб прячет – делает запас.

Осенины первые. Легкой дымкой —  грусть.

Яблоками спелыми пахнет моя Русь.

Вроде бы христианский праздник, но корни у него – языческие. Поэтому и зовут его: кто — Спас на горе, кто – Первыми осенинами, а кто и просто – Гороховым днем.

Спас на Горе – это в честь Спасителя на горе Фавор, где явился Христос ученикам своим.

Считается, что сегодня яблоки приобретают прямо-таки волшебную силу. Особенно для тех родителей, которые потеряли детей, и для тех детей, у которых уже умерли родители.

С этого вечера лето склоняет свою голову к осени, а на севере России поспевает горох. Кстати, он такой же круглый, как яблоко. И тоже является желательным угощением сегодняшнего праздничного стола.

Говорят, что в этот день стоит  одеть что-нибудь белое во славу Спасителя, желательно съесть кусочек яблока и вечером обязательно проводить солнце с песней.

Солнце жаркое, Солнце ясное!

Вот и катится к закату лето красное!

За тепло спасибо, Солнце милое,

Урожаем щедрым одарило ты.

Солнце  ясное! Солнце жаркое!

Осень добрую ждем с подарками!

Конец  августа. Третий Спас (Хлебный). Освящение и потребление жертвенного каравая из нового зерна, благодарение Дажбога за щедрые дары, урожай. Освящение зерна для посева озимых.

Ореховый Спас, он же – Хлебный, он же — Холщовый.

Холщевый спас – христианский праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя. Считается, что этот образ проявился на холсте, которым вытерся Иисус. Холст потом был отослан Эдесскому правителю, чтобы излечить его. В Холщовый спас было принято освящать колодцы – в память того источника, из которого умывался Спаситель. А еще в этот день хорошо бы продать (или купить) что-нибудь из ткани. Лучший подарок этого дня – полотенце.

Хлебный спас – праздник земледельцев. Это один из главных праздников землепашцев. Ведь действительно: будет хлеб – будет и жизнь. И сегодня самое праздничное украшение вашего стола это ржаной хлеб.

А вот Ореховый спас – это языческий праздник ворожей. Ибо считается, что в этот день и орехи и сам орешник имеют наибольшую магическую силу. Именно в этот день ведуньи заготавливали ореховые веточки для своих обрядов. А тем, кто любит парится в бане, именно сегодня надо заготавливать веники из лещины – уж точно всю хворь унесут. В магазинах очень большой выбор орехов. И все они очень вкусные. Но сегодня свой выбор стоит остановить на лещине – нашем русском орешнике из семейства березовых.

Вот такой сегодня праздник. Един в трех лицах. Что в общем-то для славянского народа и не удивительно.

(24)Специально для сайта — Наталия.

bogislavyan.ru

Медовый Спас — Маккавей | Русский след

Как и каждый год август посылает нам вместе с природными дарами праздники: 14 августа – Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас, 29 августа – Ореховый Спас.
Медовый Спас или Маковый Спас, Маккавей, Первый Спас – один из любимых летних праздников восточных славян и знаменует начало Успенского поста, продолжительностью две недели. Празднуют Медовый Спас всегда 14 августа.

Медовый Спас интересен тем, что в этот день отмечается сразу несколько событий, отсюда и несколько названий праздника: Медовый праздник, Пчелиный праздник, Спас на воде, Маккавей — день семи святых отроков Маккавеев.

История праздника.

Этот день в истории православной церкви – Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня – был впервые установлен в IX веке в Константинополе. Поскольку август – самый жаркий месяц года, в этот период особо активируются инфекционные болезни, то люди старались прикоснуться к Кресту, на котором был распят Спаситель Иисус Христос, пить святую воду и, таким образом, получить исцеление. Отсюда и народное название Медового праздника «Спас» – от «спасаться», то есть спасать себя, употребляя в пищу мёд, яблоки, хлеб. В этот день начинается Успенский пост, который по религиозному значению не уступает Великому посту и продолжается две недели.

14 августа христиане почитают память семи ветхозаветных ефесских отроков Маккавеев, пострадавших за веру в эпоху гонения на христиан в 250 году н.э., при императоре Деции. Приехав в Ефес император Деций приказал горожанам собраться в капищах, чтобы принести жертвы древнегреческим богам. На третий день празднеств император велел арестовать всех христиан, не принёсших жертвы на капище. Солдаты хватали христиан на улицах и площадях, чтобы заставить их принести жертвы богам. Многие христиане уступали под угрозой пыток, а тех, кто отказывался подчиниться, безжалостно убивали. Христианский проповедник, девяностолетний старец Елеазар, не побоялся противостоять осквернению Иерусалимского храма статуей Зевса и в муках умер.

Поддержали своего учителя, служившие в войске, сыновья префекта Ефеса семь братьев Маккавеев и их мать Соломония, они скорбели и проливали слезы о страданиях христианских мучеников, а ещё больше они молились о погибших душах отступников. Такое поведение не укрылось от язычников, которые донесли на них, и семерых юношей привели к императору. Отвечая на вопрос о причине их неповиновения, старший брат Максимилиан Маккавей сказал за всех: «Мы знаем Бога, слава Которого наполняет небо и землю, и приносим Ему тайную жертву исповеданием веры и постоянной молитвой!» Разгневанный Деций приказал снять с них пояса – знаки воинского отличия, но надеясь, что юноши одумаются, дал им несколько дней на размышление.

Семь отроков Маккавеев решили спрятаться в большой пещере за городом, и в тишине и молитве подготовиться к новой встрече с тираном. Пока они находились в этом убежище, Иамвлих, самый младший из них, приносил для всех еду и для этого время от времени спускался в город.

Через несколько дней император Деций приказал привести ему христианских пленников, чтобы предложить им принести жертвы идолам. Узнав об этом, юноши усилили свои молитвы, они взывали к Богу с таким жаром, что, когда вечером сели поесть хлеба, принесённого младшим братом Иамвлихом, их охватил сон. По Промыслу Божию все они преставились с молитвой на устах.

Рассерженный отсутствием юношей, Деций велел допросить их родителей, которые указали место убежища сыновей. Тогда он послал туда солдат, приказав им замуровать вход в пещеру, чтобы святые задохнулись. Царские слуги Феодор и Варв, которым было дано это поручение, сами являлись тайными христианами, но выполнили приказ скрепя сердце, а потом вырезали рассказ о мученичестве семи юношей Маккавеев на свинцовых табличках, и спрятали в пещере.

Спустя примерно 200 лет, в правление константинопольского императора Феодосия Младшего (ок. 446 г.), в христианской Церкви возникла ересь, распространявшаяся Эгейским епископом Феодором. Его ересь отрицала воскресение мёртвых и приводило к погибели многие души. Видя это, благочестивый император Феодосий со слезами молил Бога явить истину. В это время некий Адатий, владелец земли, на которой находилась пещера с семью юношами, решил построить на этом месте загон для скота. Добывая камни для строительства, он раскопал вход в пещеру – и тотчас семь юношей ожили, как если бы уснули накануне.Они сразу вспомнили о преследованиях и о приказе Деция публично принести жертву. Максимилиан сказал: «Явимся к Децию! Не убоимся преследователей и не предадим нашей веры из трусости. Ты, Иамвлих, возьми деньги и иди в город купить хлеба. Возьми его больше обычного, поскольку мы очень голодны, и заодно узнай, не ищет ли нас император».

Подойдя к Ефесу, Иамвлих прежде всего удивился, увидев частые изображения креста в городе. Не узнавая ни людей, ни домов, он спрашивал себя, не спит ли он или не пришёл ли в другой город. На рынке он купил хлеб, но когда подал булочнику монеты, тот посмотрел на него с подозрением и спросил, не нашёл ли он старый клад, потому что на монетах было изображение давно правившего императора Деция. Испуганный отрок Иамвлиха хотел бежать, но торговцы схватили его и угрожали убить, если он не поделится сокровищами. Надев веревку на шею юноши, они повели его на торговую площадь.

В этот момент толпа встречала проконсула, шедшего к епископу Стефану. Узнав о причине волнения, он спросил Иамвлиха, где тот нашёл сокровища и где их прячет. Юноша ответил, что ничего не находил, а монеты достались ему от родителей. На вопрос, откуда он родом, Иамвлих ответил: «Я родился здесь, если этот город действительно Ефес», – и назвал своих родителей. Эти имена были неизвестны проконсулу и даже звучали непривычно. Рассердившись, он обвинил Иамвлиха в обмане, тогда как монеты двухсотлетней давности указывают на то, что он нашёл клад. Иамвлих упал к его ногам и спросил, где находится император Деций. Когда ему сказали, что император Деций умер много лет назад, Иамвлих предложил проконсулу пройти к пещере и убедиться, что он вместе с братьями скрывался там от гонений Деция.

Проконсул в сопровождении епископа и большой толпы направился в пещеру, где нашли воскресших отроков и свинцовые таблички с их именами. Проконсул и епископ написали императору, что чудесное воскрешение семи юношей, умерших много лет назад, служит явным доказательством возможности телесного воскресения. Император поспешил в Ефес для встречи со святыми отроками. Подробно рассказав свою историю императору и присутствующим епископам, Максимилиан и его братья попросили императора оставить их тела в этой пещере в ожидании всеобщего воскресения, тихо опустились на землю и окончательно уснули смертным сном.

Пещера Семи спящих отроков Маккавеев стала известным местом паломничества в Ефесе. Почитание спящих юношей распространилось во всем христианском мире и даже отразилось в исламской традиции.

Говорят, что название своё праздник чествования семи братьев Маккавеев получил в русском языке название созвучное с маком, который созревает в эту пору.

Ещё одно событие произошедшее в этот день упоминается Церковью — 14 августа 1164 года – победа князя Андрея Боголюбского над болгарами. Глубоко верующий князь Андрей, перед боем молился вместе с воинами, и двое священнослужителей пронести вокруг войска киевскую икону Царицы Небесной, светящуюся огненными лучами. Князь Андрей и его воины верили в спасительную силу святого образа Богородицы, которая защищает и благословляет их на бой, и болгары были разбиты. В память о победе и о чуде киевской иконы Царицы Небесной, с благословения церковной власти был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Как праздновать Медовый Спас ?

14 августа – начало Успенского поста. Как и во все годы, в этот день освящают воду, мак, цветы, различное зелёные растения, которые становились оберегом в доме. Букеты цветов из бархатцев, георгин, астр, гвоздик, барвинка и различные трав, в которых обязательны спелые головки мака, называют в народе “маковейчики”. Каждый цветок в такой композиции имеет свое значение. После их освящения они сохранялись за иконами до весны и потом рассеивались по огороду.

Во время Успенского поста рекомендуется употребление постной еды и пития, чтобы укрепить и физическую, и духовную природу человека. В понедельник, среду и пятницу поста употребляют сухую пищу, то есть хлеб, воду, свежие овощи и фрукты нового урожая. Вареная еда, без масла разрешена только во вторник и четверг. В субботу и воскресенье Церковью разрешено вино и масло.

Успенский пост считается самым приемлемым и легким, поскольку в основу рациона входят молодой картофель, грибы, свежие овощи и фрукты. С самого утра верующие стараются ничего не кушать до тех пор, пока не выпьют святой воды.

Традиции и обряды Медового Спаса

Медовый Спас знаменует собой дозревание первых плодов – мёда и мака. Пасечники, осеняя крестным знамением улья, приступали к сбору урожая, мёд едят только после его освящения в церкви, затем устраивали народные гулянья. Мёдом освященным в церкви, угощают родственников, друзей, знакомых, оставляют в церкви для нуждающихся. Существовало поверье, что первая ложка освященного в церкви мёда имела магическое действие на человека – каждый, кто её съедал мог загадать желание, которое обязательно сбывалось.

Хозяйки в Медовый Спас готовили блины с мёдом, пекли булочки с маком, маковые рулеты, пироги-маковейники, и подают к столу с мёдом. Считается, что мак для выпечки, собранный 14 августа, обладает лечебными свойствами.  

Все христиане в этот день каялись в церкви и усердно вымаливали прощение, так как считалось, что Маккавей — это единственный день, когда мы можем попросить высшие силы отпустить нам наши не замоленные грехи, именно на Медовый Спас прощаются все грехи раскаявшихся грешников.

В этот день светят воду и в водоёмах совершают омовения люди, а также животные, скот, для здоровья и очищения. С Маккавея начинаются проводы лета в России и после этого дня уже никто не купался в реках, озёрах и водоёмах.

Медовый Спас — это первые проводы лета в России.  До нашего времени сохранилось множество примет, пословиц и поговорок связанных с Медовым Спасом.

В этот день примечали погоду:
«Спас медовый – начало холодных рос, первых заморозков, холодных утренников»,
«У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье»,
«Коли на первый Спас заморозков нет, то и до Успения (28 августа) не будет»,
«Коли на Спас не было инея – хлеба дойдут хорошо».
Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
Журавль на Спас в отлет летит.
На маковый спас мак собирай.
Отцветают розы, падают хорошие росы.
С первого спаса и роса хороша.
На первый спас олень копыто обмочил (= вода стала холодна).
Пчела перестаёт носить медовую взятку.
Заламывай соты.
Поговорки:
На медовый спас даже нищий медку попробует.
У первого Спаса всего в запасе – и дождь, и солнце, и ветер.
Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Особая Сила в горсти родной земли Святые апостолы Пётр и Павел

ru-sled.ru

Медовый Спас

Август – месяц разгара жатвы. Осень не за горами, самое время напоследок насладиться щедрыми дарами лета. Именно в этот последний месяц лета испокон веков на Руси отмечают три праздника – первым идёт Спас Медовый, следом Спас Яблочный и Спас Ореховый. Череда соединила в себе как народные, так и христианские обычаи: у славян Спасы были посвящены сбору урожая, но после христианизации церковь адаптировала даты своих больших торжеств этим дням.


Один из особо чтимых дней проводов лета – Медовый Спас, отмечающийся 14 августа. В каждом регионе его зовут по-разному: Мокрый Спас, Маккавей, Маковый Спас, Пчелиный праздник, Спас-на-воде. Само слово «Спас» у русичей означало «защитник», «покровитель» – так они величали своих богов. Христиане полагают, что Спас – сокращение от религиозного именования Иисуса Христа – «Спаситель». Учёные считают, что этимология слова происходит от «спасаться» – то есть выживать, употребляя яблоки, мёд и орехи.

К середине последнего жаркого месяца пасечники приступают к сбору мёда, ведь ульи уже заполнены плодами труда пчёл. Издревле известно, что «жидкое золото» обладает уникальными целебными свойствами – полезно и при высокой температуре, и при кожных проблемах, и при болезни горла. Деревни в этот день наполнялись дивными ароматами свежей выпечки: блины, пряники, булки, оладьи, плюшки с мёдом и маком – столы ломились от вкусностей.

Этот же праздник посвящён памяти семи мучеников Маккавеев, живших во II веке до н. э. Их зверски умертвил царь Сирии Антиох Епифан, поработивший иудейский народ, за отказ вкушать свинину, запрещённую ветхозаветными законами. После принятия христианства простой народ связал Маккавеев с маком, с тех пор чёрные зёрнышки примешивались к мёду, добавлялись в постные булки и рулеты. Впрочем, обряд посыпания маком дома был и у славян: так они защищали жилище от нечистой силы. Молодёжь в этот день развлекалась, несмотря на строгий Успенский пост – водила хороводы, напевая: «Ой, на горе мак».

Православная церковь отмечает в этот день Происхождение честных древ Животворящего Креста и начало Успенского поста. Слово «происхождение» в этом случае означает «вынос». Праздник был установлен сначала в Константинополе – август приносил с собой много болезней, поэтому возникла традиция проносить по улицам города частицы креста, на котором был распят Иисус Христос. И сегодня во время службы в храме выносят крест для поклонения верующих. После богослужения совершается освящение мёда. Лучшие липовые соты предназначены «на помин родителев». Ещё одна обязательная традиция – «На первый Спас и нищий медку попробует!» – прихожане после службы угощают бедняков на паперти.

По установлению церкви в праздник освящаются водоёмы – только малым чином (кратким чтением молитв), в отличие от Крещения в январе. Люди имеют обыкновение купаться в этот день и приводить на реки и озёра домашний скот – считается, что после омовения он здоровеет и у него «кровь застынет», то есть животные смогут перенести грядущие холода. Так что неудивительно, почему Спас в народе величают Мокрым или Спасом-на-воде. Во времена язычества существовал подобный молебен у водоёмов в честь Матери-Земли для хорошего урожая.

«У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье» – в Медовый Спас начинаются постепенные проводы лета. С этого дня больше не купались: вода начинала цвести, пчёлы переставали носить мёд, ласточки и стрижи прощались с насиженными местами и улетали в тёплые края. Для селян наступала страдная пора сбора урожая…

Памятник пчеловоду Петру Прокоповичу

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Памятник знаменитому украинскому пчеловоду, изобретателю первого в мире рамочного улья, основателю первой в России и Европе школы пчеловодов и первому исследователю кормовой базы для пчёл Петру Ивановичу Прокоповичу установлен в Культурно-образовательном центре ЭТНОМИР на территории этнодвора «Украина и Беларусь».

Пётр Иванович Прокопович (1775-1850 гг.) начинал пасеку в 1800 году с 32 колод пчёл, через 8 лет пчелиных семей было уже около 300, а затем пчеловодное хозяйство Прокоповича насчитывало около 10 000 пчелиных семей, и сам он называл своё хозяйство «пчелиным заводом». В 1814 году П. И. Прокопович, архитектор по образованию, впервые в мире создал конструкцию рамочного улья и коренным образом изменил технику ухода за пчёлами в нём. В 1828 году Прокопович открыл в родном селе Пальчики на Черниговщине первую школу пчеловодства, просуществовавшую 53 года.

Наработки Прокоповича служат непревзойдённым образцом того, что человек, любящий своё дело, познавая его премудрости и накапливая практический опыт, может достичь в нём небывалых высот.

ethnomir.ru

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Хлебный

- 2242

….В старину говорили: «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зелёных горах холсты продают»...


На август месяц приходятся три церковных праздника с «вкусными» народными именами: Медовый Спас, Яблочный Спас и Хлебный Спас. Их иногда объединяют общим названием – «Спасовки». Слово Спас в их названиях указывает, что все три праздника так или иначе посвящены Спасителю. Христианство утверждает, что Господу Иисусу Христу. Но в Наследии говорится о другом Спасе (имя собственное).
Люди были предупреждены Великим Жрецом Спасом о предстоящей гибели Даарии в результате Великого Потопа и заблаговременно начали переселяться на Евразийский континент. Было организовано 15 выселок из Даарии. В течение 15 лет люди переселялись по Каменному Перешейку между Восточным и Западным морями на юг. Это известные сейчас названия Камень, Каменный Пояс, Рипейские или Уральские горы. 111 812 лет назад (или в 109 808 г. до н. э.) произошло их полное переселение.
О любви библейского народа подменять суть народных исконных праздников хорошо известно.

Медовым или Мокрым Спасом в христианстве зовется праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, который отмечается 14 августа (1-го по старому стилю). Яблочным Спасом, как известно, именуется Преображение Господне – один из 12-ти великих праздников Православной Церкви, отмечаемый 19 августа (6 по ст. ст.). А Третий Спас – Хлебный, Ореховый, Холщовый, – это православный праздник в память перенесения в 944 году из города Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (16 по ст. ст.).
Греческий часослов 1897 года рассказывает, что «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
На Руси этот праздник совпал с днем Крещения Руси – 1 августа 988 года, который упоминается в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В память этого события в храмах совершается чин малого освящения воды.
Вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому-то этот праздник и называется в народе Медовый Спас. С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора.
«Спасом на воде» Медовый Спас именован в честь водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на водоёмы и родники для освящения воды. После «мокрого Спаса» уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы...
Иногда Медовый Спас еще называют Маковеем или Маковым. Русский народ по своему соединил имена иудейских мучеников Маккавеев, память которых празднуется в этот день, с сезонными работами. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что в Маковей готовили в этот день всяческие кушания с маком: мак, растертый с медом, маканцы и мачники – постные пироги, пряники, рулеты…
19 августа: Преображение Господне, Яблочный Спас.
Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и по всему Средиземноморью созревает виноград, который является, кстати сказать, одним из образов Христа, Который говорил ученикам: «Я – виноградная лоза, а вы – ветви» (Ин. 15:15). У нас в России виноград почти не растет, зато в августе повсеместно созревают яблоки. Их и приносят в храм для освящения и благословения. В соответствии с Богослужебным уставом, яблоки и другие плоды нового урожая разрешается употреблять в пищу только после освящения, которое проводится в конце праздничной литургии. Заповедуя приносить на благословение плоды и колосья, Церковь учит нас, что все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия, и на употребление пищи должно быть призываемо Его благословение.
29 августа: память перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, Хлебный Спас.
Предание Церкви свидетельствует, что во времена земной жизни Спасителя в сирийском городе Едессе правил князь Авгарь. Он много лет был болен проказой и получил исцеление, взглянув на изображение лика Господа Иисуса Христа, чудесным образом возникшее на холщовом полотенце. Это полотенце (по славянски – убрус) Авгарь получил от самого Спасителя, Которого он с верой просил об исцелении, послав в далекую Палестину своего слугу. Сам этот плат – Нерукотворный образ Спасителя, был широко известен и благоговейно почитался по всему православному востоку. До 944 года святыня находилась в Эдессе (ныне городк Шанлыурфа в Турции), а затем Нерукотворный образ был перенесен в столицу Византии Константинополь по повелению императора Константина Багрянородного. В память этого события и был установлен праздник.

Это христианские (надуманные, притянутые к народным) праздники. Неестественность в описании сути праздника видна невооружённым взглядом. Наши Предки во всём любили лаконичность и простоту. И чужие праздники не приняли бы по причине природной хозяйственности и наблюдательности.

В народе считали, что мед, освященный в день Спаса, поможет справиться с разными болезнями, он укрепляет здоровье. Хранится этот мед долго. И важно каждое утро натощак съедать кусочек хлеба с медом. Если в семье возникла ссора, надо заварить чай, добавить в него чайную ложку освященного меда и выпить его всей семьей.
Название Медовый Спас идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы.
В южных регионах праздник обрел еще одно название — Маковый Спас. В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — например, булочки и пирожки, а также маковники. Это лакомство делается так: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет; после этого ее вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики. Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна злая сущность в него не проникнет. С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна. «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!», - просили крестьяне. С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду»; «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой»; «Паши под озимы, готовь гумна и овины». Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие — то лучше посев отложить. Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес — заготавливать малину. Она, во-первых, была любимым лакомством наших предков, во-вторых, считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.

Яблочный Спас – народный праздник у восточных славян, известный с древних времён. По традиции, до спаса нельзя есть яблоки и все блюда приготовленные из них. Яблочный Спас имеет и другие названия. Этот праздник называют Второй Спас, Горохов день, Первые осенины, Праздник первых плодов, Спас на горе, Вторая встреча осени, Средний Спас.
В этот день обязательно пекли пирог с яблоками, также варили яблочное варенье, делали салаты и десерты на основе яблок и угощали друг друга.
В старину на Яблочный Спас девушки водили хороводы вокруг яблонь. А волосы в этот день чесали гребенем из яблочного дерева.
Вечером, на закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

«Третий Спас хлеба припас». В народном календаре этот день имеет много названий. «Хлебный Спас» – заканчивается уборка хлеба, в этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожая зерна, а освященный в церкви хлеб становится главным блюдом на праздничном столе. «Орешный» или «Ореховый Спас» – к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и начинается их сбор в лесах. «Спас на полотне», «Холщовый Спас» (Спас на холсте) – было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете. Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи.
Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Во главе стола, конечно, были хлеб, орехи, мед и яблоки. Считалось, что, если человек отведает от каждого блюда, исполнится любое его желание, а в жизнь потечёт достаток. В этот день хозяйки делали также специальную настойку, помогавшую избавиться от любой простуды.
Интересной приметой является то, что на Ореховый Спас каждая ведьма (ВЕДьМА - ВЕДающая Мать) готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой. В этот день из ореха делали банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.
Стоит отметить, что в отличие от Медового и Яблочного, в русских селах Хлебный Спас никогда не отмечали большими празднествами и широкими гуляньями: шли к завершению летние полевые работы, и нужно было успеть до наступления осенних дождей.

Спас медовый (14 августа), яблочный (19 августа), ореховый (29 августа)– три праздника получили название Спасовка, так как начинается во время медового Спаса, середина его приходится на яблочный Спас, а концовка – на ореховый Спас.

ПРАВоСЛАВные праздники в народе были тесно связаны с хозяйственной деятельностью, с ритмом крестьянской жизни и труда, а церковные названия их известны даже меньше, чем народные.
Объяснение этим праздникам простое: эти праздники первоначально имели народное древнее происхождение, а с церковными они или просто совпали по времени или церковь постаралась использовать их календарную близость и наполнить народные праздники своим содержанием.

Добавить комментарий

slawa.su


Смотрите также