8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Лама кто это


Лама (буддизм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Лама.

Ла́ма (тиб. བླ་མ་, вайли: bla ma) — в тибетском буддизме — религиозный учитель.

Название «лама» соответствует санскритскому понятию «гуру» и может быть использовано в качестве уважительного обращения к монаху (монахине) для того, чтобы подчеркнуть их уровень духовного совершенства и мастерства, или же может быть составной частью титула в религиозной иерархии тибетских лам, как то: Далай-лама, Панчен-лама (Тулку). Также является частью титула иерархов северного (Бурятия, Тыва, Алтай, Калмыкия) буддизма — Хамбо-лама, Камбы-лама, Шаджин-лама

Возможно, из-за неоднозначного восприятия тибетского буддизма западными учёными, термин лама исторически и, зачастую, ошибочно употреблялся для обозначения всех тибетских монахов. Аналогично, тибетский буддизм часто назывался ламаизмом, поскольку западные учёные и путешественники не воспринимали его как одну из форм буддизма вообще. В настоящее время использование понятия ламаизм считается некорректным.

Название используется для того, чтобы оказать честь монахам или монахиням в школах Ньингма, Кагью и Сакья, передовых практиках Тантры, чтобы указать их уровень духовности и/или власти. Также может быть использовано для обозначения тулку и линий перерождения ламы, например, Далай-лама или Панчен-лама.

На Западе ламами называют также тех, кто добился значительных достижений в духовном самосовершенствовании.

Роль ламы — выявление ученика, его обучение практике[1].

«Буддийский учитель должен обладать качествами подлинного сочувствия и глубоким знанием Дхармы (Учения Будды). Кроме того, лама не только делится своим знанием — он должен практиковать то, чему учит, и доверять тому, что передаёт другим», — указывает Тринле Тхае Дордже

Ринпоче́ (также Римпоче) (тиб. རིན་པོ་ཆེ་, Вайли: rin po che) — буквально означает «драгоценный» — уважительный титул для именования высших лам и перерожденцев (тулку) в тибетском буддизме и в религии Бон. Титул Ринпоче прибавляется к имени ламы. В Тибете и Бутане слово Ринпоче, стоящее отдельно, обозначает Падмасамбхаву, которого именуют «Гуру Ринпоче».

  1. ↑ «Le rôle du lama extérieur est donc de révéler au disciple, grâce aux enseignements et à la pratique, le lama intérieur qui n’est autre que la nature de bouddha en lui. Dès qu’il l’a réalisé, le disciple n’est plus jamais séparé du maître et toutes les circonstances deviennent des rappels du maître intérieur.» — Philippe Cornu Dictionnaire encyclopédique du Bouddhisme. — Paris: éditions du Seuil, 2001.— P. 346. (ISBN 2-02-036234-1)

ru.wikipedia.org

Кто такой лама в буддизме

Приветствуем тебя, дорогой Читатель. Сегодня мы продолжим знакомство с основами теории буддистской философии и ответим на вопросы – кто такой лама в буддизме и что такое ламаизм.

Содержание:

Значение основных понятий
История ламаизма
Выбор Далай-ламы
Монахи
Духовная роль ламы
Заключение

Число приверженцев буддизма растет год от года. Если верить статистике, в мире насчитывается около одного миллиарда человек, считающих себя последователями Будды. Кто такой лама в буддизме? Понятие это пришло из индо-тибетского и монгольского направлений философского учения, практикующего Махаяну и Ваджраяну. Появление стройной иерархии лам ознаменовало начало ламаизма в буддизме.

Значение основных понятий

В переводе с санскрита «лама» означает понятие наставника, достигшего духовного совершенства, учителя или гуру. «Далай» на монгольском и тибетском языках означает «океан». «Лама» – слово, несущее большую смысловую нагрузку. Имеются особенности его употребления в зависимости от географии применения и отдельных течений буддизма. Вот наиболее распространенные значения этого понятия:

  • Лама – ключевая фигура в жизни человека, считающего себя буддистом. Так называют учителя, наставника, достигшего определенных высот в познании на пути к постижению Просветления. Для верующего он сродни второму отцу, которого следует почитать и беспрекословно слушаться, постигая смысл бытия.
  • В Тибете – это священнослужитель, прошедший определенные обряды, имеющий за плечами опыт духовного пути.
  • В некоторых ответвлениях буддизма ламой называют священнослужителя, справляющего ритуалы в повседневной жизни простых людей.
  • В буддистских тибетских монастырях так называют монаха, посвятившего свою жизнь познанию учения.

Каковы бы ни были различия в понятиях, в любой трактовке «лама» – это глубоко почитаемый и заслуживающий беспрекословного уважения служитель, просветитель, способствующий распространению учения.

Далай-лама сродни понятию «великий». Это верховный руководитель Тибета, выполняющий роль духовного лидера. Понятно, что далеко не каждый лама является Далай-ламой, поскольку тибетский буддизм представляет передачу лидерства через цепь инкарнаций, перерождений.

История ламаизма

Во второй половине 14 века реформатором по имени Цзонхава была предпринята удачная попытка объединения разобщенных в то время различных буддистских школ. Следует сказать, что это стало возможным благодаря симбиозу с местными религиозными учениями, процветавшими в Тибете, в частности были заимствованы некоторые ритуалы древней религии Бон-па, имеющей стройную иерархическую структуру.

Подобные реформы способствовали превращению учения Будды в совершенно иной культ, получивший впоследствии название «ламаизм». Отличительной чертой его являются не только иные философские подходы, но и возникновение особого института лам, способствующего повышению авторитета монахов-просветителей, появление мистических обрядов, одним из которых является определение Далай-ламы.

Исследователями отмечается благотворное влияние подобных перемен в буддистском направлении. До настоящего времени монастыри являются центрами культурного, политического просвещения, а среди лам можно встретить врачей, искусных писателей, людей, обладающих художественным даром, высокообразованных духовных служителей.

Выбор Далай-ламы

Это один из самых мистических ритуалов в тибетском и монгольском буддизме. Далай-лама – глава церкви, верховный правитель. Каждый последующий духовный лидер избирается согласно учению инкарнации, перерождения, ведущего свое начало с 1391 года.

После того, когда действующий Далай-лама покидает верующих, уходя в иной мир, начинаются поиски нового воплощения Авалокитешвары. Порой на это уходят долгие годы, поскольку ребенок должен соответствовать определенным требованиям.

Пройдя специальные тесты, найденный мальчик объявляется и признается воплощением на земле Просветленного. С этого момента он воспитывается, обучается, как будущий духовный лидер.

Наш современник Далай-лама XIV считается перевоплощением на земле Далай-ламы V. Одним из признаков подобной инкарнации явились сведения о необычно ярких снах, которые нынешний духовный предводитель Тибета видел в детстве о жизни последнего.

Монахи

В каждом монастыре (и в ламаизме в целом) существует четкая иерархическая лестница. Ламы подразделяются на несколько рангов. Такое деление зависит от количества выполненных обетов, строгих ограничений. В буддийском монастыре выделяют:

  • послушников;
  • монахов;
  • иеромонахов.

Отличия монахов от мирян, выбравших путь духовного развития, состоят не только в выполнении строгих заповедей, взятых на себя обетов. Существуют различия и во внешней атрибутике. Процесс посвящения в монахи предусматривает процедуру отказа от мирских ценностей, в том числе, одним из требований является принцип минимализма в одежде.

Речь идет об особенном монашеском облачении, скрывающем индивидуальные особенности, но подчеркивающем принадлежность к определенной общине. Описание одежды было дано самим Буддой, именно поэтому одеяния являются символом поклонения буддистов.

Духовная роль ламы

«Существ можно освободить, научив их, что надлежит принять, а что отвергнуть. Но чтобы учить, прежде нужно самому это узнать и понять». Далай-лама XIV.

Эти слова, как нельзя лучше отражают суть того, что такое наставник в тибетском буддизме. Следует понимать, что лама – это вовсе не всегда монах. Это может быть мирянин, достигший определенного духовного Просвещения, но не связанный определенным перечнем строгих обетов.

Выбор учителя для буддиста – важный этап его обращения к вере. Авторитет, полное доверие, преданность – основные составляющие успешного наставничества.

Лама – посредник между буддистом и учением, сопровождающий своего ученика на непростом пути духовного Просветления. Интересен тот факт, что последователи многих школ не считают Далай-ламу духовным учителем, а признают его руководящую роль, полученную в результате инкарнации.

Заключение

Что ж, на этом мы сегодня завершим наш рассказ. Если вам понравилась наша статья, поделитесь ею в социальных сетях с друзьями.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран, мы рады единомышленникам!

o-buddizme.ru

Лама (животное) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ла́ма (лат. Lama glama) — южноамериканское млекопитающее из семейства верблюдовых, одомашненное индейцами Анд. Приручена в Центральных Андах. Играла важнейшую роль в скотоводстве инков.

Первое в Европе изображение южноамериканских верблюдовых. Сьеса де Леон.

Лама отличается от альпака большим размером и более удлинённой головой.

В отличие от верблюдов, ламы не имеют горба, в остальном у них много общих черт: клыковидные резцы в верхней части челюсти, мозолистые подушечки на подошве раздвоенных копыт (следствие аналогичной адаптации к каменистому грунту), особенности пережёвывания жвачки, которой животное, если его разозлить, плюётся.

Высота взрослого самца в холке составляет примерно 120 сантиметров. Шея довольно тонкая, голова мелкая, обычно высоко поднятая, уши высокие, заострённые. У домашних лам шерсть довольно мягкая, средней длины; масть варьирует от чисто белой до чёрно-бурой.[1]

Размножение[править | править код]

Беременность длится около 11,5 месяцев (350 дней), обычно рождается один детёныш[2].

Половая зрелость у лам наступает у самцов в три года, у самок в 12 месяцев.

С помощью искусственного оплодотворения возможно скрещивание между самцом одногорбого верблюда и самкой ламы — в результате получается гибрид «кама».

Ламы были одомашнены более четырёх тысячелетий назад на территории нынешнего Перу[3]. В 1553 году даётся их первое описание и изображение в книге «Хроника Перу» Сьеса де Леона.[4]

Мех ламы обладает меньшей ценностью, чем мех альпака; ламу, в основном, используют как вьючное животное. Из жира лам изготавливают свечи, а навоз используют в качестве топлива[5][6].

Предки лам — гуанако, жили на высокогорных плато в Андах. Этот вид до сих пор используется для перевозки тяжёлых грузов через горные хребты по тропам, недоступным для современного транспорта. Навьючивают только самцов: одно животное переносит за день 27—45 кг на расстояние около 24 км. Если вьюк слишком тяжёл, лама останавливается и садится, никакое наказание не заставит её надрываться, назойливому погонщику она просто плюнет в лицо зловонной жвачкой.

Самки лам используются только для размножения: их никогда не доят и не навьючивают[2].

Мясо самцов инки ели, но только по особым случаям, а самок никогда не забивали. Во время религиозных праздников самцов-детенышей приносили в жертву богам. Верховному богу Виракоче полагался бурый, богу молнии Ильяпе — пегий (под цвет грозового неба), а богу солнца Инти — белый[2].

  • Лама являлась животным-талисманом[7] музыкального проигрывателя «Winamp» — её изображение было на заставке, а издаваемый звук — во вступительной мелодии при запуске; слоган компании звучал как «Winamp, it really whips the llama’s ass».
  • Главный герой мультфильма «Похождения императора» — лидер империи инков — вместо гибели превращается в ламу.

ru.wikipedia.org

кто это? Интересные факты о духовном наставнике

Далай Лама является святой фигурой в тибетском буддизме и горячим сторонником независимости Тибета от Китая. Он путешествует по миру и доносит до мирового сообщества идеи о духовной гармонии, любви и счастье, а также затрагивает важные глобальные проблемы.

Кто такой Далай Лама?

Далай Лама является главным монахом тибетского буддизма. Традиционно он отвечал за управление Тибетом, пока китайское правительство не взяло его под свой контроль в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году. До этого времени официальной резиденцией Далай Ламы был дворец Потала в Лхасе, столице Тибета.

Далай Лама принадлежит к традиции Гелугпа тибетского буддизма, которая является крупнейшей и наиболее влиятельной традицией в Тибете. Учреждение духовных лидеров тибетских буддистов является относительно новым. В истории буддизма было всего четырнадцать Далай Лам, и первый и второй Далай Ламы получили звание посмертно.

Как его избирают?

После смерти Далай Ламы Верховные Ламы Гелугпа и тибетское правительство несут ответственность за его перевоплощение. Верховные Ламы ищут мальчика, который родился примерно в то же время, когда умер последний Далай Лама. Для установления личности Далай Ламы может потребоваться около двух или трех лет, а нынешнего, четырнадцатого Далай Ламы, искали четыре года.

Есть несколько способов, с помощью которых Верховные Ламы могут узнать, где будет найдено следующее перевоплощение.

  • Мечта. Один из Верховных Лам может мечтать о какой-то отметке или месте, которое поможет опознать мальчика.
  • Дым. Если предыдущий Далай Лама был кремирован, Верховные Ламы будут следить за направлением дыма и искать соответственно ему перевоплощенную версию.
  • Озеро Оракул. Верховные Ламы идут к священному озеру Лхамо Лацо в центральном Тибете и следят за знаками от самого озера. Это может быть либо видение, либо какое-то указание на направление поиска. Дом и деревня Тэнцзин Гьямцхо были определены в видении этого озера.

После того, как Верховные Ламы находят дом и мальчика, они дарят ребенку ряд артефактов, которые они принесли с собой в процессе подготовки. Среди этих артефактов есть предметы, которые принадлежали умершему Далай Ламе. Если мальчик выбирает их, это рассматривается как знак того, что он является реинкарнацией.

Однако эта процедура, как сказал сам Тэнцзин Гьямцхо, не стоит на камне. Если две трети тибетцев захотят изменить метод определения следующего перевоплощения, он тоже будет верным.

Поиски Далай Ламы обычно ограничивались Тибетом, хотя третий тулку родился в Монголии. Однако, поскольку Тибет был захвачен китайским правительством, Тэнцзин Гьямцхо говорит, что, если он возродится, он не будет находиться в стране, управляемой Китайской Народной Республикой, или в любой другой несвободной стране.

Интересно, что Тэнцзин Гьямцхо также выразил сомнение по поводу того, будет ли он вообще возрожден, предполагая, что миссия Далай Ламы может быть закончена. Однако до тех пор, пока Тибет не воссоединится со своим духовным лидером, вероятно, что Далай Лама по-прежнему будет продолжать существовать.

Что проповедует Далай Лама?

Нынешний Далай Лама сформировал тибетское правительство в изгнании в Дхарамсале в Индии. Он и последовавшие за ним беженцы создали общество, в котором пропагандируются тибетский язык, культура, искусство и религия.

Тэнцзин Гьямцхо является первым Далай Ламой, отправившимся на Запад, и его харизматическая манера помогла получить большую поддержку буддизму и движению тибетского сопротивления.

В восемьдесят девятом году он получил Нобелевскую премию мира за проведение политики ненасилия в отношении китайского правительства, несмотря на то, что многие тибетцы были бы рады оказать вооруженное сопротивление, чтобы вернуть его на пост лидера.

Какой сейчас Далай Лама по счету?

Тэнцзин Гьямцхо является нынешним четырнадцатым Далай Ламой тибетского буддизма. Он родился в тысяча девятьсот тридцать пятом году и был признан реинкарнацией Тубтена Гьяцо в молодом возрасте.

Интересные факты о Далай Ламе

В отличие от распространенных заблуждений о Далай Ламе, он не является ни мифическим существом, ни родственником настоящего животного, южноамериканской ламы.

Вот несколько интересных фактов о духовном лидере тибетских буддистов:

  • Далай Лама увлекается наукой и заявил, что если бы он не стал монахом, он стал бы инженером.
  • У него есть множество увлечений. Его любимые занятия включают медитацию, садоводство и ремонт часов.
  • Когда Далай Ламу спросили на его веб-сайте, какова цель жизни, он ответил: «Быть счастливым».
  • Он считает, что мировые религии должны иметь гармоничные отношения друг с другом и вести конструктивный межконфессиональный диалог.

Заключение

Далай Лама, известный своей харизмой и обаянием, является активным международным защитником по ряду вопросов, одним из которых является забота об окружающей среде. Он много пишет и говорит о необходимости бережного отношения к окружающей среде, сложной взаимосвязи между людьми и землей и важности уважения к живым существам на земле.

[Всего голосов: 1    Средний: 5/5]

silamira.ru

Лама 🌟 Фото, описание, ареал, питание, враги ✔

Лама очень интересна своим внешним видом. Будучи близки к верблюдам, в целом они на верблюда не похожи. У них отсутствуют горбы, ноги намного короче, длинная шея, а размеры в разы меньше. Более того они живут не то что в разных местностях, а даже на разных континентах. Там не менее у верблюдов и лам схожие черты характера и поведения.

Ламы сейчас есть почти в каждом зоопарке и люди могут познакомиться с ними поближе почти в каждом городе России. Всем известна шерсть ламы – ценные изделия из меха и одежда. Ламы больше известны как домашние животные, в дикой природе у них выживаемость ниже и численность сокращается из-за отстрела. В сельском хозяйстве же их активно разводят, заботятся о них и используют для работы.

Происхождение вида и описание

Фото: Лама

Ламы относятся к семейству верблюжьих, роду лам. Верблюжьи делятся всего на два рода: род верблюдов и род лам, которые не могут скрещиваться между собой, потому и было проведено такое подразделение. Ученым удалось скрестить искусственным путем ламы с одногорбым верблюдом, но в природе такого не бывает, это лишь научный опыт.

Верблюды и ламы предположительно имеют общие корни с оленями. Появились они на территории Северной Америки приблизительно 40 млн. лет назад. В дальнейшем они мигрировали в Южную Америку, а затем и в Европу. Ламы, в отличие от самих верблюдов приспособлены к другой среде обитания, пустынная местность им не подходит, они селятся в горах, населяют Анды. Точное время их появления не известно, но зато известно, что одомашнены ламы были около 1000 лет до нашей эры индейцами Анд. Другой вид лам – альпаки были одомашнены намного раньше, приблизительно 6000 лет назад индейцами Перу.

Видео: Лама

Тогда у них не было других вьючных животных, ламы были единственными животными, которые могли перевозить грузы. При собственном относительно небольшом весе около 100 кг, ламы способны переносить до 50 кг на спине, на расстояния до 25 км в день. Все же обычно более 25 кг на животного не нагружают. Ламы намного меньше верблюдов, если рост верблюда в холке составляет от двух до двух с половиной метров, то рост ламы всего чуть больше метра. С верблюдом у лам очень схожая форма головы, и также они имеют свойство плеваться. Эта особенность характерна для всего семейства верблюжьих.

Всего в роду лам три вида:

Внешний вид и особенности

Фото: Животное лама

Ламы одновременно похожи на оленей и на верблюдов. Однако ни рогов, ни горбов у них нет. Туловище вытянутое, достигает двух метров, округлое и крупное в поперечном сечении, но довольно низкое – рост животного в холке составляет всего один с небольшим метр, но при этом рост ламы немного компенсируется длинной вытянутой шеей. Самцы слегка крупнее самок, поэтому именно их люди используют для грузоперевозок. А вот самок держат исключительно для размножения и шерсти, их даже не доят.

Голова маленькая, вытянутая, очень похожа на верблюжью. Уши длинные, стоячие, заострены на концах. Глаза черные, крупные, округлые, расположены по бокам, обрамлены густыми ресницами. У лам отсутствуют передние зубы, они щиплют траву губами и перетирают ее боковыми зубами.

Шея ламы непропорционально длинная и тонкая по сравнению с туловищем, она добавляет добрую половину роста животному. Общая высота составляет около двух метров, именно на этой высоте расположена маленькая голова животного.

Ноги короткие, тонкие. Копыта раздвоенные, на подошве расположены крупные мозоли, поэтому их вместе с верблюдами выделяют в подотряд мозоленогих. Это своеобразная адаптация к каменистой или горячей поверхности, чтобы у животного снижался шанс повредить ступню. Хвост недлинный, до 40 см, выглядит как шерстяной ком.

Все тело лам покрывает густая длинная пушистая шерсть. Она защищает животных от сильных ветров и холодов, присутствующих в местах их обитания. По окрасу она варьирует от белой до темно коричневых и бурых оттенков. На шее, голове и ногах мех короче, а вот туловище и хвост покрыты очень объемным шерстяным покровом. Также у лам есть прическа, выглядит как пышный парик.

Особую ценность имеет шерсть альпака, она наиболее мягкая, и совершенно не покрыта кожным жиром. Вещи из такой шерсти очень свежо и дорого выглядят. На рынке цена на шерсть альпаков самая высокая среди лам.

Где обитает лама?

Фото: Тибетская лама

Все виды лам обитают исключительно в Южной Америке, причем в горной ее части. По предполагаемым данным исследователей, изначально ламы жили на территории равнинной Северной Америке, но затем перебрались в Южную и заселили именно горную территория высоко в Андах.

Копыта лам широкие и приспособлены к ходьбе по острым камням. На подошвах у них очень толстая кожа, похожая на мозоль, это позволяет смело ступать на острые поверхности. Два вида лам, а именно собственно лама и альпак, давно одомашнены и живут с людьми. Самцов используют для грузоперевозок, мяса и кожи. Самок держат для размножения, но убивают на мясо крайне редко, более того, их даже не доят.

Всех животных стригут дважды в год собирая до одного килограмма шерсти с особи. Шерсть лам очень ценится. Также лам держат во дворах подобно сторожевым псам. Они реагируют на чужаков и подают знак, но затем отступают в свое безопасное место. Но в это время жители уже информированы о незваных гостях.

Более дикий вид ламы Гуанако тоже обитает на труднодоступных высокогорных территориях Перу и Чили. На них охотятся. Поэтому их численность куда меньше, чем у других двух видов. Наибольшая численность лам в Боливии и составляет приблизительно 70% всех особей.

Чем питается лама?

Фото: Лама Китай

Ламы неприхотливы в еде и количество употребляемой пищи у них небольшое, что делает это животное еще более удобным в содержании для сельского хозяйства. Объем съедаемого за день меньше чем у лошадей приблизительно в восемь раз.

Ламы употребляют в пищу растительность:

  • кустарники;
  • лишайники;
  • вечнозеленую парастефию;
  • бакхарис;
  • злаковые.

В этих растениях собрано большое количество микроэлементов и минералов, что позволяет восполнить баланс после тяжелого физического труда. Ламы обитают в засушливом климате, поэтому всю потребляемую жидкость они берут из зелени. Важно, чтобы в их пропитании присутствовало большое количество именно сочных продуктов, чтобы они не испытывали обезвоживания.

Среди любимых лакомств у ламы особое место занимает морковь, белокочанная капуста, капуста брокколи, апельсины, особенно их шкура и некоторые другие корнеплоды, и фрукты. Ламы очень любят, когда их угощают хлебом. В зависимости от возраста рацион ламы может отличаться. Молодые особи могут предпочитать более сочную пищу, поскольку для роста и нормального развития им необходимо много воды и витаминов. Также сильно меняются вкусовые предпочтения беременных самок, они сильно зависят от недостающих веществ в организме особи.

Все домашние ламы питаются, как и другие виды скота, например, овцы или козы. Основной вид пищи – это трава и сено. Вес дневной нормы пищи составляет приблизительно 1,8% от веса особи. Ламы легко адаптируются к новым сортам травы, корма и сена, поэтому о них так легко заботиться в домашних условиях. Количество употребляемой чистой воды тоже небольшое, всего пара – тройка литров в день. В особо жаркие дни ламам может понадобиться больше воды, но в горах такое случается редко.

Желудок у лам трехкамерный, поэтому еда, попадающая внутрь очень тщательно переваривается. Это также повышает способность переваривать еду в принципе, так что животное может переварить и ветки, и другую неожиданную пищу.

Особенности характера и образа жизни

Фото: Лама

Ламы очень спокойны, днем активничают и пасутся, бродят в поисках более сочных трав. Ночью они отдыхают вблизи камней, деревьев или в стойлах. Благодаря их неприхотливости в уходе и покладистости лам удалось быстро и легко приручить и использовать в сельском хозяйстве. Несмотря на свой тихий темперамент ламы умеют довольно быстро бегать, скорость, бывает, достигает 50 км/ч.

В дикой природе стада небольшие. Обычно состоят из одного самца и до десяти самок. В стаде установлена жесткая иерархия. Посторонние самцы категорически не принимаются. Для общения с сородичами ламы используют язык тела, который состоит из наклонов ушей, поворота шеи и различных положений корпуса. В случае опасности они издают низкие ревущие звуки, похожие на ослиные.

Ламы обладают очень хорошим зрением, а также обонянием и слухом. Все три качества вместе помогают им спасаться бегством при малейшей опасности. Они даже на большом расстоянии могут уловить присутствие или приближение потенциальных врагов. Эту способность научились использовать пастухи, привлекая лам к охране стад из более мелких животных, таких как овцы или козы.

Характер лам удовлетворяет попыткам дрессировать этих животных. Существуют шоу, где ламы выполняют определенные команды человека, учатся выполнять некоторые трюки. Длительность жизни лам в диких условиях приблизительно равна 20 годам, в неволе даже больше, до 30 лет.

Интересный факт: одна из особенностей этих животных – их чистоплотность. Экскременты лам всегда собраны в одном месте, на удалении от полей, мест выпаса, кормушек и от троп, мест выпаса. Это объясняется это тем, что в дикой природе ламы научились таким образом маскировать свое местонахождение, чтобы прятаться от опасных для них хищников.

Социальная структура и размножение

Фото: Лама животное

Ламы являются стадными животными, держатся большими группами. Обычно это один самец, несколько самок, бывает до десяти, и молодняк – потомство прошедшего года. Самцы защищают свое стадо и огораживают от других самцов. Они вступают с чужаками в схватку, кусаются, лягаются, могут оплевать противника или врагов. Однако ламы с легкостью пускают в свою стаю овец и коз и даже заботятся о них как о молодняке.

Каждый самец пытаются создать свое стадо и набрать себе самок, с которыми будет размножаться. Брачный период у лам проходит с августа по ноябрь. Самец спаривается со всеми самками из своего стада. Беременность длится приблизительно 11 месяцев, а именно 350 дней. Затем самка рожает одного детеныша, очень в редких случаях бывают двое жеребят. Через пару часов детеныши могут самостоятельно ходить и начинают бегать. Самки вскармливают детенышей до четырех месяцев, затем потомство полностью переходит на питание растительностью.

Ученым удалось получить гибрид ламы и одногорбого верблюда, полученных животных называют «кама» или «верблюлама». Но в природе такое размножение невозможно, да и среда обитания этих двух животных слишком разная. Они даже проживают на двух разных континентах.

Естественные враги лам

Фото: Лама в Андах

Самые главные враги лам – это те животные, которые на них охотятся.

Среди них:

Именно они делят с ламами ареалы обитания. Эти животные охотятся на лам, так как это их способ выживания и пропитания. Причем опаснее всего приходится детенышам ламы, так они маленькие по размеру, слабые и поэтому самые беззащитные перед хищниками. Если детеныш отходит от стада он сразу становится привлекательной добычей. Но обычно взрослые ламы следят, чтобы детеныши оставались вблизи них и не отставали.

Еще один опасный враг лам – это человек. Люди активно охотились на эти животных ради шерсти, мяса и шкуры. Шубы из лам очень дороги и теплы, более того, они считаются очень красивыми. Также производится много других вещей из меха ламы, и не только в одежде, но и в дизайне интерьеров, а также для теплых ковров.

Мясо у лам вкусное, причем самым деликатесным считается у годовалых самцов. Домашних самок обычно на мясо не используют, зато отстреленных диких едят без разбора.

Популяция и статус вида

Фото: Ламы в природе

Нынешняя популяция лам насчитывает около 3 млн. особей, что довольно много. Считается, что животным ничего не угрожает. Поскольку их разводят еще и сами люди, то можно регулировать рождаемость и рост численности особей, если вдруг начинает прослеживаться спад.

Единственное, с диким видом гуанако все может быть серьезнее, так как этот вид лам почти не разводят, но при этом на них охотятся. Численность данного вида из-за этого сильно уменьшилась. В Чили и Перу они находятся под охраной, и их отстрел контролируется законом.

Человек сделал из лам домашних животных за устойчивость к суровым климатическим условиям, к жажде, выносливость и неприхотливость в еде, а также за ее небольшое количество потребления. Животное оказалось удобно для Южно-Американских народов.

wildfauna.ru

Далай-лама — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2015; проверки требуют 43 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2015; проверки требуют 43 правки. Эта статья — о линии передачи Далай-лам. О нынешнем Далай-ламе см. Далай-лама XIV.

Дала́й-ла́ма (тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, Вайли: ta la’i bla ma, монг. Далай багш?, ᠳᠠᠯᠠᠢ
ᠪᠠᠭᠰᠢ?) — линия передачи (тулку) в тибетском буддизме школы Гелугпа, восходящая корнями к 1391 году. По канону тибетского буддизма, Далай-лама является воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб. སྤྱན་རས་གཟིགས), бодхисаттвы сострадания. Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы были теократическими правителями Тибета, руководя страной из тибетской столицы Лхасы. В связи с этим и теперь Далай-лама рассматривается как духовный лидер тибетского народа.

По отношению к Далай-ламе (хотя и не только к нему) используется титул «Его Святейшество». Хотя Далай-ламу часто считают руководителем школы Гелугпа, но, на самом деле, он таковым формально не является, — ею официально руководит Ганден Трипа (dga' ldan khri pa).

«Далай» означает в монгольском языке «океан» — в значении «Великий» (правящие ханы после Чингиса носили титул Далай-хан), «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому слову «гуру» и имеет значение «учитель».

После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется в Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Далай-лама и Панчен-лама связаны, как учитель и ученик: тот из них, кто старше, бывает учителем, кто моложе — учеником. Также Далай-ламу называют лидером Тибета.

В 1578 году правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы гелуг — Сонама Гьяцо — и дал ему титул Далай-лама[1]. Далай-лама V, заручившись поддержкой правителя ойратов-хошутов Гуши-хана, смог в XVII веке объединить Тибет. С тех пор Далай-ламы продолжали управлять страной вплоть до вторжения китайских войск в 1949 году и полного захвата Тибета в 1959 году. Далай-лама XIV бежал в Индию, где вплоть до 2011 года являлся фактическим главой Тибетского правительства в изгнании. В 2011 году он объявил, что отказывается от светской власти, которая переходит к председателю правительства в изгнании (калону-трипа).

Правительство КНР пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Хунли династии Цин, который санкционировал порядок выборов Далай-ламы и других высших лам с помощью записок с именами, вытягивавшимися из золотой урны, символизировавшей покровительство императоров буддизму школы гэлуг[2]. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, которого объявили обладающим полномочиями для избрания нового Далай-ламы.

В 2007 году в интервью «Эху Москвы» Далай-лама XIV сказал, что после избрания политического руководства в ходе всенародных выборов он находится «наполовину в отставке». Также высказал мнение, что в следующих перевоплощениях Далай-лама не будет являться политическим лидером, а сохранение института Далай-ламы остаётся на усмотрение тибетского народа[3].

Зимней резиденцией Далай-лам в Тибете (начиная с пятого), являлся дворец Потала в Лхасе, в летний период — дворец Норбулинка. С 1959 года Далай-лама проживает в резиденции в северо-индийском городке Дхарамсала.

Далай-ламы с 1391 года по настоящее время[править | править код]

× Титул «Далай-лама» был присвоен первому и второму Далай-ламам уже после их смерти.
×× Девятый Далай-лама официально получил трон, но не управлял страной.

ru.wikipedia.org

Тибетские ламы - кто эти люди в буддизме и какие они бывают?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы хотим рассказать вам, кто такие тибетские ламы, какую роль они выполняют, какими способностями обладают и где их можно встретить. А также вы узнаете, какова иерархия лам и как приходят к такому высокому сану.

Что ж, начнем!

Понятие

Слово «лама» переводится как «высший», «духовный учитель». Санскритский эквивалент ему – гуру.

Лама – уважаемый в тибетском буддизме человек. Монахи и миряне относятся к нему с благоговением, как к духовному отцу. Он действительно таковым является, ведь свою жизнь лама посвятил помощи другим людям на тропе освобождения.

Некоторые воззрения, в основном европейские, некорректно называют ламой любого тибетского монаха или монахиню в знак уважения – точно так же, как тибетский буддизм не совсем корректно называют «ламаизмом».

На деле ламой можно назвать человека, который достиг определенного духовного уровня, принял обеты и делает все для духовного совершенствования других. Причем ламой может быть не только настоятель монастыря, но и мирянин, отличающийся духовностью и добродетельной натурой.

Возраст – не помеха для становления учителем при условии, что все ступени были пройдены. Нынешние ламы традиционно соблюдают догматы буддизма, живут довольно аскетично. Однако при этом современный мир им не чужд – они любят веселиться и общаться, неплохо владеют английским языком и знают, что такое социальные сети.

Распространение

Ламы встречаются в школах тибетского буддизма: кагью, сакья, ньингма, гелуг, а также в тантрическом учении. Географически они представлены везде, где присутствует буддизм Тибета:

  • Китай;
  • север Индии;
  • Бутан;
  • Монголия;
  • Россия.

На российских территориях они встречаются в буддийских республиках: в Бурятии, Тыве и Калмыкии.

Тэло Тулку Ринпоче, Калмыкия

Роль

Задача ламы – найти ученика, выявить его таланты и способности, обучить дхарме. Для него важно не просто передавать знания, а самому постоянно совершать практики, черпать все новые и новые знания, совершенствоваться, оттачивать мастерство и наполняться состраданием. Он должен в первую очередь свято чтить то, что открывает другим.

Лама – синоним помощи и милосердия. Он должен помогать не только передачей дхармы, мантрами, обучением медитативным практикам, советами, но и решительными действиями. Так, например, нередки случаи, когда вместе с военными и спасателями ламы помогали людям после стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, дождей – возводя заново дороги, разбирая завалы, развозя продовольствие.

Иерархия

Среди лам есть строгая иерархия, которая может зависеть как от духовных достижений, так от рождения:

  • невоплощенные;
  • ученые;
  • тулку.

Невоплощенные

Это самый низкий ранг лам, которые позже могут перейти выше. К ним относятся простые буддисты, которые принимают решение отречься от мирской жизни и поселиться в монастыре.

С приходом в монастырь его называют банди или рабжунгом. Не один год ученик доказывает, что он может стать ламой, соблюдая обеты и обязанности.

Раньше стать банди могли шестилетние мальчики, а сейчас только 17-18 летние юноши, которые получили школьное образование.

Позже монахи поэтапно принимают два сана и связанные с ними обеты:

  • гецул – 36 обетов;
  • гелонг – 253 обета.

Ученые ламы

Чтобы стать ученым ламой, монаху потребуется 10-20 лет непрерывного обучения буддийской философии, медицине, астрологии. Этот процесс состоит из нескольких этапов, в ходе которых лама по очереди приобретает пять титулов, последний из которых называется «геше». Его можно сравнить с должностью доктора наук в миру.

Тулку

Так называются ламы, которые постоянно перевоплощаются. Ими не становятся – ими рождаются. Считается, что они имеют все духовные качества, чтобы уйти в нирвану и тем самым вырваться из круговорота сансары, но вместо этого они каждый раз перерождаются в этом мире, чтобы нести всем живым существам дхарму и приближать их к освобождению.

Когда тулку умирает в этом рождении, он оставляет какие-либо знаки, чтобы было проще найти его новое воплощение. Особые признаки ищут также приближенные к нему ученые ламы.

Спустя 1-3 года после смерти специальный отряд отправляется на поиски маленького мальчика, который укажет на личные вещи умершего ламы. Обычно это книга, амулет, очки, платок, колокольчик. 

Если малыш прошел это и несколько других испытаний, то он и есть новое воплощение ламы. Тогда его забирают из родительского дома, совершают ритуал посвящения и обучают.

Тулку, в свою очередь, тоже имеют свою иерархию:

Он главный, «великий» лама в тибетском буддизме и воплощение Авалокитешвары – будды сострадания. Первый Далай-Лама Гендун Дуб появился в конце 14 столетия, и с тех пора линия преемственности не прерывалась.

Одним из самых могущественных был Далай-лама V. Он жил в 17 столетии – тогда буддизм в Тибете процветал, а благодаря Его Святейшеству главный город Тибета Лхаса преобразился и «оброс» красивейшими дворцами.

Нынешний Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцо является ключевой фигурой мировой религии, светской власти и великим миротворцем.

Далай-лама XIV

Второй по значимости лама, воплощение Амитабхи – будды безграничного света. Ветвь преемственности начинается с 1385 года. Он имеет духовное влияние без светско-политического характера.

Третий лама в иерархии, который особенно почитается в направлении карма-кагью. Он олицетворяет всех дхьяни-будд. 

Кармапа имеет духовные полномочия, но никак не связывается с политической жизнью. Его считают главным тибетским йогином.

Один из высших тулку, имя которого в переводе значит «драгоценность». Тибетские и бутанские буддисты ассоциируют Ринпоче с духовным деятелем Падмасабхавой, который положил начало тантрическому учению. Больше он известен под именем Гуру Ринпоче.

Такое название носит титул монастырского настоятеля в российских регионах, где распространен буддизм, – на бурятских, алтайских, тувинских территориях. Пандито Хамбо-лама – руководитель российской традиционной сангхи буддистов.

Хамбо лама Аюшеев

Способности

Многие ламы, долгое время обучавшиеся в монастыре, имеют целительские способности. Эта традиция зародилась еще несколько веков назад, когда при монастырях стали появляться школы врачевания и монахи изучали антропологию, свойства лекарственных трав и альтернативные традиционной медицине способы лечения. Даже сегодня во многих монастырях ламы-целители принимают прихожан и оказывают им медицинскую помощь.

Стоит отметить, что сами ламы – в большинстве своем долгожители.

Другая важная способность лам – познания в сфере астрологии и умение составлять гороскопы. На основе них они рассчитывают благоприятные и неблагоприятные дни, лучшие даты для праздников и знаменательных событий.

Как достичь звания

Чтобы стать ламой, нужно пройти посвящение, принять обеты для санов гецул и гелонг, о которых мы говорили выше. Кроме того, будущие ламы обязательно должны избегать:

  • убийства живых существ;
  • краж;
  • прелюбодеяния;
  • вранья;
  • одурманивающих веществ.

Ламы-миряне имеют право вступать в интимную близость только в браке.

Ламы Иволгинского дацана

Для повышения собственного ранга лама низшего звена должен:

  • избрать путь бодхисаттвы и стараться приобрести его черты;
  • расти духовно, учиться, заниматься саморазвитием;
  • изучать буддийское учение и священные тексты;
  • прислушиваться к советам своего учителя, наставника.

Заключение

На этом мы сегодня закончим.  Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что вам понравилась статья, и вы узнали что-то новое для себя.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, оставляйте комментарии. Будем рады развиваться вместе!

o-buddizme.ru

Кто такие ламы? - Иллюзия жизни — LiveJournal

Автор: Аюр Цырендоржиев

Часто можно встретить вопрос - он Лама или нет? Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова. Во-первых, это слово имеет тибетское происхождение и означает непревзойденный или высший. Во-вторых, это титул высокореализованного духовного сподвижника, вне зависимости от его принадлежности к монашескому сану или к числу мирян-домохозяинов. А теперь, кратко о разнице между монахом и мирянином-домохозяином, Буддийский монах - это человек, возложивший на себя обеты личного освобождения и придерживающийся определенных норм поведения, связанных с этими обетами.

Монахи делятся на несколько категорий; Рабжун - 8 обетов, Гецул - 36 обетов, Гелонг - 253 обета. Также есть и обеты в женском сословии, именуемые, соответственно - гецулма и гелонгма, но чистота передачи последнего вида обетов "гелонгма" стоит под вопросом, так как, в тибетском буддизме эта традиция давно была нарушена и сведена на нет, но есть сведения, что в Китае она, до сих пор, сохранилась. Все обладатели монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов.
Эти четыре:
1) Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком; 2) Воровство вещи, за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена; 3) Любая интимная близость с живым существом, не зависимо от пола; 4) Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Совершивший одно из вышеперечисленных действий, автоматически перестает быть монахом, без права повторного принятия монашеских обетов. Нарушения же остальных обетов, из оставшегося списка, не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые негативные последствия.

Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, Монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонов. В любом другом случае, принятие обетов монаха - невыполнимо.

Теперь о мирянах-домохозяинах. К ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих в себя Отказ от Убийства человека, Воровства, Прелюбодеяния, Лжи и Употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличии от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, это когда не с тем партнером, например, не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, и это не возбраняется.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Е.С. Далай Лама 14й; Кармапа 17й и тд. А также и тех, кто будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья - Сакья Тридзин Ринпоче и т.д.
Тибетцы ревностно относятся к термину "Лама", именуя им, лишь привилегированное число духовно реализованных учителей Дхармы, а также, перерожденцев Тулку - Хубилганов и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Что касается термина "Лама" в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, то в этом случае, есть разногласия в понимании самого слова Лама и его значения с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам)) Как такое возможно? Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного худо-бедно справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старомонгольском буддийские сутры.

И многим вовсе невдомек, кто перед ним? Или человек недоучка, умеющий только читать по слогам или настоящий монах, прошедший 16 летнее обучение в тибетском монастыре. И все это из-за того, что внешний облик вводит в заблуждение. Что монахи, что миряне в России облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи, оставленного самим Буддой, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины адского рождения.
Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для священнослужителей мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из принципа, в котором заключается, что одежда важна только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик. Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит больше обращать внимание на внутреннее составляющее человека и быть осторожным с теми, кто наряжаясь в красные одежды, прикидывается буддийским священнослужителем или ламой.
Подводя итоги, можем сказать, что лама в России - это любой священнослужитель, обладающий знаниями в одной из трех областях, буддийские ритуалы, астрология и тибетская медицина. Большинство представителей относятся к первой категории.

Далее, Какие требования и условия необходимы для совершения обрядов и ритуалов для помощи другим, и откуда берется сила буддийского священнослужителя?

Есть несколько факторов жизненно важных для любого ламы.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике необычного существа, а именно в виде той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества идама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех низших тантр. К примеру: Ямантака, Хаягрива, Ваджракиллая, Ваджраварахи, Амитаюс, Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.
2) После посвящения важно совершить приближающий затвор-начитку, который называется Лерунг, для обретения дееспособности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег. с этого момента практик имеет право делать ритуалы, связанные с божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения.
Это два пути обретения сверхспособностей сиддхи. Мантра и созерцание.
3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение самаи. Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятв-самай зависит как к нему проявят благосклонность Идамы, Сахиусаны и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.
4) Многократное подношение Цогчод Ганапуджа, также приближает высшие силы и способствует установлению с ними связи.
Вот таковы самые основные условия, дающие буддийскому священнослужителю силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

А теперь, давайте посмотрим, что у нас есть и чего нет. Начиная с начала 90х годов уровень образования лам священнослужителей поднялся на порядок. Если в то время понимающий тибетский текст лама считался уже грамотным, то сейчас этим уже никого не удивишь. Освоены и повсеместно проводятся большинство ритуалов, которые в то время считались из разряда фантастически сложных. Появилось много ученных лам монахов, получивших блестящее образование в Индии. Также, много священнослужителей мирян отлично знающих не только ритуальную часть, но и хорошо освоивших буддийскую философию.

Но несмотря на это, до сих пор мы не достигли того уровня, который был до революционного времени. Нету достигших пути "Видения" и "Медитации", нет освоивших "Ясный свет" и "Иллюзорное тело". Не говоря уже о практике более начальных этапов Бодхичитты и постижения пустотности. Хоть это и печально на первый взгляд, но дает большую надежду и воодушевление на свершение всего этого в будущем.

Подведем итог: Опираясь на все вышесказанное, уверен, что теперь каждый сможет ясно сделать определение ламы или буддийского священнослужителя, что в будущем поможет более плодотворному взаимодействию с представителями буддийского мира.

Сарва Мангалам!
http://asiarussia.ru/buddhism/4623/

monah-om.livejournal.com

Далай-лама: человек, умеющий сострадать

Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.

Буддизм считается самой миролюбивой религией в мире: ни одной мировой войны не было развязано под ее флагами, никогда сторонники буддизма не пытались насаждать религию насильно. И поистине воплощением духа буддизма является Далай-лама, нравственный ориентир для всех, кто придерживается этой религии.

Кто такой Далай-лама? 

В переводе с монгольского «далай лама» означает «Великий учитель» или «Океан мудрости». Но этот перевод лишь частично описывает, кто же такой Далай-лама для буддистов. Сторонники этой религии верят, что Далай-ламы — это земное воплощение идеи сострадания, они приходят в мир, чтобы служить людям. Именно Далай-ламы становятся духовными, а до недавнего времени еще и светскими правителями и лидерами Тибета — китайской провинции, долгие десятилетия борющейся за свою независимость.

«Церемониальная роль? Это не для меня. Стать кем-то вроде королевы Великобритании? Я лично очень уважаю королеву, она замечательный человек. Но сама система? Если вы принимаете церемониальную должность, вы должны что-то делать! Иначе, вы будете просто куклой. Кто-то пишет заявление, а я должен его зачитать? Кажется, это называется марионетка». (Далай-лама XIV)

В поисках ламы

Далай-ламы не передают свой титул по наследству и не воспитываются с малых лет во дворцах. Они также не выбираются синклитом лам, хотя их немало в Тибете. Порядок определения очередного ламы заслуживает отдельного рассказа.

Известно, что буддисты верят в реинкарнацию — повторное земное воплощение. Поэтому после смерти одного Далай-ламы они начинают поиски следующего. Обычно ребенок, в котором возрождается дух Далай-ламы, рождается в Тибете, Монголии или Китае. Но между смертью одного ламы и рождением другого может пройти несколько месяцев или лет, поэтому процесс поисков нередко затягивается.

Что же делают для того, чтобы определить направление поисков? Для этого забальзамированное тело умершего Далай-ламы сажают на трон в определенной позе и ждут, когда голова его отклонится. Это и будет направление поисков. Затем ламы ищут другие знаки, например, ждут подсказок в водах священного озера. Есть в Тибете и специальный монах-пророк, который разгадывает различные знамения.
После обнаружения ребенка, который может служить воплощением Далай-ламы, ему необходимо пройти испытания. В частности, из предложенных вещей определить те, которые принадлежали прежнему Далай-ламе. Пройдя все эти ступени, даже самый обычный ребенок может стать духовным лидером Тибета.

Так произошло и с ныне здравствующим Далай-ламой XIV, который родился в 1935 году в семье простых крестьян. А в возрасте двух лет Лхамо Дхондруп был признан Великим Далай-ламой. Он покинул родительский дом, получил новое имя Тэнзин Гьяцо и в 1950 году был возведен на престол.

Духовный лидер

Достаточно долгое время Далай-лама, как было заведено испокон веков, совмещал духовную и светскую власть, являясь единоличным правителем Тибета. К сожалению, история распорядилась так, что Далай-лама XIV уже несколько десятков лет живет в изгнании. В 1950 году армия Китая, недовольного независимостью Тибета, захватила провинцию, где в 1959 году поднялось жестокое восстание против Китая. Стараясь погасить конфликт и по возможности избежать жертв, Далай-лама XIV и многие тысячи его сторонников нашли убежище в Индии, где сегодня существует так называемая «маленькая Лхаса» (название столицы Тибета). Он сложил с себя политическое руководство Тибетом, которое перешло к премьер-министру, и, насколько это известно, ведет с Китаем переговоры о предоставлении Тибету большей автономии.

«Тибетский вопрос — это не вопрос о личной судьбе Далай-ламы. Это вопрос о шести миллионах тибетцев и их культуре. Я один из них». (Далай-лама XIV)

Биография Далай-ламы

Конечно, Далай-ламу нельзя назвать «человеком, как все», хотя иногда кажется, что это так и есть. Тем не менее, чтобы стать духовным лидером и нравственным ориентиром для буддистов всего мира, он прошел очень долгий путь.

Который начался с обучения. Тэнзин Гьяцо изучал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину, буддийскую философию, поэзию, музыку и драматическое искусство, астрологию и словесность. В возрасте 24 лет Далай-лама сдавал экзамены на степень доктора богословия. Прекрасное образование не заставило его забыть о своих корнях, и он даже подшучивает над собой: «Я родился в глубинке, там не было школы, скорее всего, без образования я стал бы крестьянином. Хотя я всегда интересовался техникой, так что был шанс стать трактористом».

Он много ездит и выступает с лекциями. Он встречается с верующими и отвечает на их вопросы. При этом организаторы его встреч подчеркивают, что Далай-лама не обращает внимания на одежду собеседника и обязательно угостит его чаем. А также рекомендует взять с собой на лекцию головной убор — часто Далай-лама общается с людьми прямо на улице и заботится о том, чтобы всем было комфортно. Он также предлагает своим сторонникам отказаться от мяса, но не настаивает на этом. А если у него выдается день без поездок и большого количества встреч, то он начинает его в 4 утра с медитации, а заканчивает около 7 вечера молитвой. Те, кто близко сталкивались с Далай-ламой, отмечают, что он очень прост в общении и молод душой. И что у него прекрасное чувство юмора.

Цитаты Далай-ламы

«Есть тибетская поговорка: девять раз потерпел неудачу, приложи в девять раз больше усилий. Люди, которые сегодня переживают трудные времена, должны сохранять уверенность в своих силах и оптимизм. Это будет правильно».

«Будь добрым и сострадательным человеком. Это внутренняя красота, которая меняет мир к лучшему».

«Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты».

Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы.

Если проблему решить можно — не стоит о ней беспокоиться, Если проблему решить нельзя — беспокоиться бесполезно.

Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.

Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений.

Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.

Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде — это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.

Я не отмечаю дни рождения. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день — день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное.

Каждый из нас несет ответственность за всё человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце — вот наш храм; наша философия — доброта.

Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает.

Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд. Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца.

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло — я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую».

lifestyle-journal.ru

Кто такие ламы? - Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы

Часто можно встретить вопрос - он Лама или нет? Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова. Во-первых, это слово имеет тибетское происхождение и означает непревзойденный или высший. Во-вторых, это титул высокореализованного духовного сподвижника, вне зависимости от его принадлежности к монашескому сану или к числу мирян-домохозяинов. А теперь, кратко о разнице между монахом и мирянином-домохозяином, Буддийский монах - это человек, возложивший на себя обеты личного освобождения и придерживающийся определенных норм поведения, связанных с этими обетами.

Монахи делятся на несколько категорий; Рабжун - 8 обетов, Гецул - 36 обетов, Гелонг - 253 обета. Также есть и обеты в женском сословии, именуемые, соответственно - гецулма и гелонгма, но чистота передачи последнего вида обетов "гелонгма" стоит под вопросом, так как, в тибетском буддизме эта традиция давно была нарушена и сведена на нет, но есть сведения, что в Китае она, до сих пор, сохранилась. Все обладатели монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов. 
Эти четыре: 
1) Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком; 2) Воровство вещи, за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена; 3) Любая интимная близость с живым существом, не зависимо от пола; 4) Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Совершивший одно из вышеперечисленных действий, автоматически перестает быть монахом, без права повторного принятия монашеских обетов. Нарушения же остальных обетов, из оставшегося списка, не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые негативные последствия. 

Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, Монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонов. В любом другом случае, принятие обетов монаха - невыполнимо.

Теперь о мирянах-домохозяинах. К ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих в себя Отказ от Убийства человека, Воровства, Прелюбодеяния, Лжи и Употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличии от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, это когда не с тем партнером, например, не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, и это не возбраняется.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Е.С. Далай Лама 14й; Кармапа 17й и тд. А также и тех, кто будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья - Сакья Тридзин Ринпоче и т.д. 
Тибетцы ревностно относятся к термину "Лама", именуя им, лишь привилегированное число духовно реализованных учителей Дхармы, а также, перерожденцев Тулку - Хубилганов и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Что касается термина "Лама" в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, то в этом случае, есть разногласия в понимании самого слова Лама и его значения с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам)) Как такое возможно? Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного худо-бедно справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старомонгольском буддийские сутры.

И многим вовсе невдомек, кто перед ним? Или человек недоучка, умеющий только читать по слогам или настоящий монах, прошедший 16 летнее обучение в тибетском монастыре. И все это из-за того, что внешний облик вводит в заблуждение. Что монахи, что миряне в России облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи, оставленного самим Буддой, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины адского рождения.

Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для священнослужителей мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из принципа, в котором заключается, что одежда важна только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик. Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит больше обращать внимание на внутреннее составляющее человека и быть осторожным с теми, кто наряжаясь в красные одежды, прикидывается буддийским священнослужителем или ламой. 
Подводя итоги, можем сказать, что лама в России - это любой священнослужитель, обладающий знаниями в одной из трех областях, буддийские ритуалы, астрология и тибетская медицина. Большинство представителей относятся к первой категории.

Далее, Какие требования и условия необходимы для совершения обрядов и ритуалов для помощи другим, и откуда берется сила буддийского священнослужителя?

Есть несколько факторов жизненно важных для любого ламы.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике необычного существа, а именно в виде той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества идама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех низших тантр. К примеру: Ямантака, Хаягрива, Ваджракаллая, Ваджраварахи, Амитаюс, Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.
2) После посвящения важно совершить приближающий затвор-начитку, который называется Лерунг, для обретения дееспособности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег. с этого момента практик имеет право делать ритуалы, связанные с божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения.
Это два пути обретения сверхспособностей сиддхи. Мантра и созерцание.
3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение самаи. Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятв-самай зависит как к нему проявят благосклонность Идамы, Сахиусаны и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.
4) Многократное подношение Цогчод Ганапуджа, также приближает высшие силы и способствует установлению с ними связи. 
Вот таковы самые основные условия, дающие буддийскому священнослужителю силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

А теперь, давайте посмотрим, что у нас есть и чего нет. Начиная с начала 90х годов уровень образования лам священнослужителей поднялся на порядок. Если в то время понимающий тибетский текст лама считался уже грамотным, то сейчас этим уже никого не удивишь. Освоены и повсеместно проводятся большинство ритуалов, которые в то время считались из разряда фантастически сложных. Появилось много ученных лам монахов, получивших блестящее образование в Индии. Также, много священнослужителей мирян отлично знающих не только ритуальную часть, но и хорошо освоивших буддийскую философию.

Но несмотря на это, до сих пор мы не достигли того уровня, который был до революционного времени. Нету достигших пути "Видения" и "Медитации", нет освоивших "Ясный свет" и "Иллюзорное тело". Не говоря уже о практике более начальных этапов Бодхичитты и постижения пустотности. Хоть это и печально на первый взгляд, но дает большую надежду и воодушевление на свершение всего этого в будущем.

Подведем итог: Опираясь на все вышесказанное, уверен, что теперь каждый сможет ясно сделать определение ламы или буддийского священнослужителя, что в будущем поможет более плодотворному взаимодействию с представителями буддийского мира.

Сарва Мангалам!

asiarussia.ru


Смотрите также