8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Крест с надписью об освящении храма


Чинопоследования церкви. Молебные пения - Справочник православного человека

Чин на основание церкви

Основание и построение храма может совершаться только правящим архиереем церковной области или посланным от него священником. Виновный в сооружении церкви без благословения епископа подвергается определенному наказанию как презирающий епископскую власть.

После закладки фундамента для храма совершается «Чин на основание храма» – все́ вместе называется закладкой церкви. На месте будущего Престола, по указанию Требника, ставится приготовленный заранее деревянный крест.

Основание церкви (если она каменная) устраивают следующим образом.

1. По периметру будущего храма выкапывают рвы.

2. Готовят строительные материалы: камни, известь, цемент и другие, необходимые для закладки.

3. Приготавливается специальный камень, имеющий четырехугольную форму. На нем высекают или изображают крест.

4. Под крестом (по желанию епископа) может находиться место для вложения святых мощей, и в этом случае делается закладная надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася сия церковь в честь и память (указывается наименование праздника или имя храмового святого), при Патриарсе Московстем и всея Руси (имя его), при святительстве Преосвященнейшаго (имя епископа и града его), и положены суть мощи святаго (имя его).

В лето от сотворения мира (такое-то), от Рождества же по плоти Бога Слова (год, месяц и день)».

Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи. Если церковь будет деревянной, то вместо рвов выкапывают две ямы: для закладки четырехугольного камня под будущей алтарной абсидой и для установки креста на месте Престола. Должны быть приготовлены и бревна для фундамента.

Чин на основание храма может совершаться в двух вариантах.

1. Сокращенный чин по Большому Требнику.

2. Чин по Дополнительному Требнику.

Перед совершением чина по Дополнительному Требнику архиерей или священник, если чин совершает он, облачается во все священные одежды своего сана. Начинается крестный ход, когда архиерей (или священник) идет к месту закладки храма в сопровождении всего клира. Архиерею (или священнику) предшествуют два диакона с кадилами, священники с крестами, хор поет литийные стихиры празднику или святому, в честь которого будет заложен храм. На месте закладки заранее ставится стол с Евангелием и крестом.

Последование чина на основание храма

Каждение креста и Евангелия.

Диакон: «Благослови, Владыко».

Архиерей: «Благословен Бог наш…»

Хор: «Царю Небесный…»

Каждение рвов, клира, народа и вновь Евангелия.

Чтец: «обычное начало», «Приидите, поклонимся…» (трижды), псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…», «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды).

Диакон: «Миром Господу помолимся» со специальными, приспособленными ко предмету моления, прошениями.

Хор: «Бог Господь…» и тропари.

Чтец: псалом 50-й – «Помилуй мя, Боже…».

Освящение воды и елея.

Кропление святой водой места, где будет водружен крест, с молитвой: «Благослови, Господи Иисусе, Боже наш, зна́мением страшным и силою Креста Твоего…».

Водружение креста с пением тропаря 2-го гласа: «Кресту водрузившуся на земли, ниспаде́ и отнюдь потребися шатание врагов…».

Молитва перед водруженным крестом: «Господи Боже, Вседержителю, прообразивый жезлом Моисеевым Честный и Животворящий Крест…».

Хор: псалом 83-й – «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи…», «Слава, и ныне» и «Аллилуиа» (трижды).

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Архиерей читает молитву над камнем.

Кропление камня освященной водой со словами: «Благословляется камень сей окроплением священныя воды сея в непоколебимое основание храма…».

Вкладывание мощей в закладной камень.

Укладывание архиереем камня во рву со словами: «Основывается церковь сия в славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память (имя праздника Его, или Богородицы, или храмового святого), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Возливание елея на камень.

Хор: стихира 6-го гласа – «Востав Иаков заутра, и взят камень…».

Если освящается основание деревянной церкви, архиерей, взяв топор, бьет им трижды в среднее алтарное бревно со словами: «Начинается дело сие во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в честь же и память (имя праздника или святого). Аминь".

Кропление основания храма с четырех сторон, начиная с северной, против солнца с пением псалмов: 86-го, 126-го, 121-го и 131-го, с чтением особой молитвы и повторением на каждой стороне трех ударов топором в среднее бревно с вышеуказанными словами.

Пение перед водруженным крестом, лицом к востоку, молитвы призывания Святого Духа «Царю Небесный…».

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Архиерей – молитвы: «Господи Боже наш, извбливый на сем месте…» и коленопреклоненно: «Хвалим Тя, Господи Боже Сил…».

Диакон – сугубая ектенья: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…».

Возглас архиерея: «Услыши ны, Боже…».

Отпуст обычный «храма»2.

Освящение новопостроенного или перестроенного храма

По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов.

1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин освящения храма, от архиерея творимаго».

2. Неполное (малое), состоящее только в водоосвящении и окроплении святой водой храма и церковных построек.

Полное освящение совершается, если

1) храм вновь построен или капитально отремонтирован;

2) помещение церкви было осквернено использованием его для небогослужебных целей;

3) помещение церкви использовалось неправославными общинами;

4) в храме был передвинут или поврежден Престол.

Право освящения храмов принадлежит только епископу. По правилам Вселенской Церкви, если храм не освящен епископом – богослужения в нем приравниваются к расколу и виновные в этом подлежат запрещению.

Если епископ не имеет возможности по тем или иным причинам освятить храм самостоятельно, то он освящает один антиминс, на котором делает надпись, для какого храма он предназначен, и посылает его туда с нарочным. Приняв антиминс и указание, кому должно совершить освящение, в храме начинают готовиться к нему. Обычно в таком случае храм освящается местным благочинным, но епископ может поручить сделать это какому-нибудь другому священнику. Полное освящение храма можно производить не во всякое время церковного года. Запрещается осуществлять его в следующие дни:

1) когда празднуется память святого или священного события, во имя или в честь которого построен данный храм;

2) в дни Господских, Богородичных праздников, а также в дни памяти великих святых, которым положено по Уставу совершать полиелейную службу;

3) храмы во имя Воскресения Христова положено освящать только в воскресные дни, но не в воскресенья Великого поста, Пасхи, Пятидесятницы; не в воскресенья, посвященные памяти «святых праотцев» и «святых отец», а также не в те из воскресных дней, когда отмечаются Богородичные праздники.

Неполное освящение совершается, если

1) произведенная перестройка в алтаре обошлась без передвижения Престола;

2) церковь была осквернена какою-либо нечистотой, нарушающей ее святыню;

3) в храме умер человек;

4) храм был обагрен человеческой кровью.

Великое освящение храма архиереем

Новопостроенный храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним не будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни.

К освящению храма приготавливается следующее.

1. Престол на четырех столпах высотой около 100 см. Если храм освящает архиерей, то по центру подпрестольного пространства должен быть пятый столп высотой 35 сантиметров с ящичком для мощей. Ширина Престола должна быть соразмерна площади алтаря.

2. Наверху престольных столпов вырезаются углубления («вместилища») глубиной в 1 сантиметр для воскомастиха, а внизу, в 10 сантиметрах от пола, делаются надрезы для фиксации вервия (веревки). Такие же надрезы делаются вокруг престольной доски.

3. По четырем углам престольной доски и в соответствующих местах каждого столпа просверливаются отверстия таких размеров, чтобы соединяющий их гвоздь полностью входил в них, не выступая над поверхностью.

4. Четыре гвоздя для Престола и несколько, по усмотрению, – для жертвенника.

5. Четыре гладких камня для забивания гвоздей.

6. Две срачт'цы3: одна – на Престол, другая – на жертвенник.

7. Ве́рвие (веревка) длиной в 40 м.

8. Инди́тия.

9. Илито́н, который освящается одновременно с храмом или заранее.

10. Пелены для покрытия Престола и жертвенника.

11. Возду́хи.

12. Пла́ты для отирания Престола.

13. Розовая вода.

14. Вино.

15. Мыло.

Закладка храма

16. Кропило.

17. Завеса для Царских врат.

18. Миро и струче́ц (кисточка) для помазания.

19. Четыре губки для отирания Престола.

20. Губки для антиминса и Святой Чаши.

21. Металлический ковчежец для святых мощей, укладываемых под Престол.

22. Свечи: большие выносные и малые для священнослужителей и мирян.

23. Ладан.

24. Хоругви.

Основными моментами чинопоследования освящения храма, существовавшими с древнейших времен и сохранившимися до наших дней, являются:

1) устройство Престола;

2) обряд омовения и помазания Престола;

3) облачение Престола;

4) помазание стен храма Миром и окропление их святой водой;

5) положение мощей святых мучеников на Престол;

6) молитвословие и псалмопение.

Накануне дня освящения в новосозданном храме совершается служба Обновления храма (малая вечерня и всенощное бдение). В сам день освящения святые мощи выносятся в другой храм, находящийся поблизости, и кладутся на Престоле, на место Евангелия, которое переставляется на восточную сторону Престола. Перед мощами ставится подсвечник, на котором зажигается свеча. В случае, когда освящаемый храм стоит вдалеке от других храмов, – мощи остаются в нем у Царских врат, перед образом Спасителя.

Перед освящением храма изготавливается так называемый воскомасти́х, в состав которого входят воск, мастих (или белый ладан), простой и росный ладан, сок алоэ (или белая смола, сера), измельченные в порошок. Вся эта масса доводится до кипения; по желанию в полученный жидкий воскомасти́х можно добавить и другие благовония.

Перед освящением храма совершается водосвятный молебен, после которого все священнослужители облачаются поверх своих обычных одежд в особую одежду – запо́н, или ле́нтион. Затем священнослужители вносят через Царские врата стол, святую воду и крест и ставят все это справа. В алтарь входит архиерей, а также священники и диаконы; все миряне же, наоборот, должны выйти из алтаря.

Архиерей окропляет святой водой столпы Престола и кипящий воскомасти́х, который и наносит крестообразно на столпы, после чего вновь кропит святой водой столпы, а священники дуют на них. Архиерей громко читает молитву: «Господи Боже Спасителю наш…», а после того как священнослужители приносят верхнюю доску Престола, – кропит ее с обеих сторон при пении 144-го псалма: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю Имя Твое в век и в век века…». Этим начинается чинопоследование великого освящения храма, схема которого дается ниже.

Краткий устав-схема чинопоследования освящения храма архиереем

I. Установка Престола

Кропление столпов Престола и воскомастиха.

Нанесение воскомастиха на престольные столпы.

Повторное кропление столпов Престола.

Чтение молитвы: «Господи Боже Спасителю…».

Кропление доски (столешницы) Престола.

Укрепление доски на престольных столпах с пением 144-го псалма.

Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…».

Чтение 22-го псалма.

Повторный возглас архиерея: «Благословен Бог наш…».

Окропление святой водой гвоздей и камней.

Установка («утверждение»)Престола – прибивание верхней доски к столпам.

Протодиакон: «Паки и паки, преклоньше колена…».

Коленопреклонная молитва, читаемая архиереем: «Боже безначальный…».

II. Омовение и помазание Престола святым Миром

Протодиакон – Великая ектенья со специальными прошениями.

Тайная молитва архиерея над водой, родостамном (смеси вина с розовой водой) и вином.

Троекратное омовение Престола с пением 83-го псалма.

Славословие, произносимое архиереем: «Слава Богу нашему во веки веков».

Возливание воды и вина на Престол и кропление антиминса с чтением стихов из 50-го псалма.

Вытирание гу́бами (губками) Престола.

Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…».

Помазание Престола и антиминса святым Миром.

Чтение 132-го псалма.

III. Облачение Престола и жертвенника

Облачение Престола в срачицу с пением 131-го псалма.

Обвязывание Престола вервием.

Облачение Престола в индитию с пением 92-го псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…».

Священнослужители кладут сверху илитон, антиминс, напрестольные крест и Евангелие и покрывают их пеленой.

Облачение и украшение жертвенника.

Кропление жертвенника святой водой.

Каждение Престола, жертвенника, алтаря и всего храма с пением 25-го псалма.

IV. Окропление святой водой и помазание Миром всего храма

Окропление святой водой и помазание Миром внутренних стен храма.

Диакон – малая ектенья.

Молитва, произносимая архиереем: «Господи небеси и земли…».

Тайная молитва архиерея: «Благодарим Тя, Господи Боже сил…».

V. Крестный ход со святыми мощами

Архиерей: «С миром изыдем».

Крестный ход за святыми мощами в соседний храм с пением тропарей «Иже во всем мире мученик Твоих…» и «Яко начатки естества…».

Диакон – малая ектенья.

Возглас: «Яко свят еси, Боже наш…».

Протодиакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже наш, верный в словесех Твоих…».

Тайная молитва архиерея: «Господи Боже наш…».

Каждение архиереем святых мощей.

Крестный ход к освящаемому храму со святыми мощами с пением тропарей «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже…» и т. д.

Крестный ход вокруг храма.

Окропление святой водой и помазание Миром наружных стен храма.

Пение тропарей: «Святии мученицы…» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже наш, апостолов похвало…» (один раз) перед западными вратами храма.

Закрывание церковных врат.

Возглас архиерея: «Благословен еси, Христе Боже наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Архиерей: «Возмите врата князи ваша…».

Хор: «Кто есть сей Царь славы?»

Каждение «трижды по трижды» мощей, икон, Евангелия, креста, священнослужителей.

Архиерей: «Возмите врата князи ваша…».

Хор: «Кто есть сей Царь славы?»

Протодиакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Молитва: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа…».

Тайная молитва входа, произносимая архиереем: «Владыко Господи Боже наш…».

Восклицание архиерея: «Господь сил, той есть Царь славы».

Шествие архиерея и сослужащих в открывшиеся двери при пении тропаря «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту Святаго селения славы Твоея, Господи», вход в алтарь и возложение дискоса с мощами на Престол.

VI. Положение святых мощей под Престол и в антиминс

Каждение мощей.

Помазание мощей святым Миром.

Укрепление ковчега с мощами на столпе («основании») под Престолом.

Вкладывание частицы мощей в мешочек и укрепление его воскомастихом на антиминсе.

Диакон – малая ектенья.

Протодиакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже, иже и сию славу…».

Возглас архиерея: «Яко Твое есть Царство…».

Возглашение диакона: «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся!».

Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже наш, иже тварь единым словом создавый…».

Возглас архиерея: «Яко свят еси…».

Диакон – ектенья: «Помилуй нас, Боже…».

Архиерейское благословение крестом на четыре стороны.

Отпуст.

Многолетие Патриарху и кропление святой водой предстоящих.

Освящение архиереем одних антиминсов

Если архиерей по каким-либо причинам не может освятить храм, он освящает только антиминс или несколько антиминсов, если церковь имеет приделы. Впоследствии эти антиминсы отправляются в церковь, для которой они предназначены, а освящение самого храма совершается священником. Чинопоследование освящения антиминсов включает в себя многие моменты из Великого освящения храма архиереем. В частности, читаются те же две молитвы: «Господи Боже Спасителю наш…» и «Боже Безначальный…», что и во время освящения храма; звучат многие из молитвословий Великого освящения, антиминс помазывается (на практике кропится) родостамном и на нем воскомастихом крепятся мощи святых и т. д. То, что освящение антиминсов и последующее освящение храма священником – части одного чинопоследования, можно понять из того факта, что прочитанные архиереем молитвы уже не повторяются священником. Таким образом, совершаемое по необходимости освящение архиереем одних антиминсов никоим образом не становится «выхолащиванием» важнейшего обряда Церкви.

Освящение храма священником

Если храм освящается священником, совершаемые при этом священнодействия почти не отличаются от тех, что бывают во время архиерейского чинопоследования обряда. Основные особенности таковы.

1. Накануне дня освящения перед иконой Спасителя у Царских врат на аналое ставится дискос с освященным антиминсом, покрытый звездицею и воздухом. Перед ним зажигается свеча.

2. Во время установки («утверждения») Престола начальствующий священник не произносит тех молитв, которые должен читать архиерей, поскольку они были произнесены епископом при освящении антиминса.

3. Священник при обвязывании вервием (веревкой) Престола, облаченного в срачицу, делает обвязку не крестообразной формы, а в виде пояса.

4. Престол и стены храма не помазываются святым Миром, так как это уже совершено архиереем над антиминсом.

5. При крестном ходе вокруг храма носят не дискос с мощами, а антиминс.

6. Слова «Возмите врата князи ваша» и «Кто есть сей Царь славы?» перед закрытыми дверями храма произносятся только один раз.

7. Святые мощи на «основании» (столбце) под Престолом не кладутся.

8. По прочтении молитвы «Господи, Боже наш…» сугубой ектеньи не бывает, а читается малая.

9. При целовании креста священник окропляет присутствующих святой водой.

10. Многолетие не поется.

Затем, как и после архиерейского освящения храма, читаются Часы и совершается Божественная литургия.

Малое освящение храма

Малое освящение храма совершается в том случае, если в уже освященном храме проводились ремонтные работы или его незначительная перестройка. Обязательным условием совершения в этом случае именно малого освящения является неприкосновенность Престола (то есть если Престол при совершении работ не был передвинут или поврежден).

Малый чин освящения бывает до совершения Часов и последующей Божественной литургии. Посреди церкви совершают молебное пение тому, во имя кого храм построен: поется канон храмового праздника, совершается малое освящение воды и читаются две молитвы на обновление храма.

Затем предстоятель окропляет святой водой Престол со всех сторон, алтарь, иконостас и весь храм, а другой священнослужитель совершает каждение. После этого возглашается «Премудрость» и отпуст и начинается чтение Часов.

Особенности совершения чина малого освящения храма вследствие тяжелых обстоятельств следующие.

1. Если во время пожара, землетрясения или других стихийных бедствий руки непосвященных (то есть не священнослужителей) касались Престола, священных сосудов и одежд, – читаются особые молитвы, положенные в Требнике «на отве́рзение храма, осквернившагося от языков, еще же и от еретиков».

2. Если в храме скоропостижно умер человек или была пролита кровь в результате несчастного случая или насилия, – читают особую молитву «на отве́рзение храма».

3. Если храм осквернен рождением или смертью животного, священник при входе в церковь до обычных молитв читает молитву «на отве́рзение храма», положенную в предыдущем случае.

При закрытии храма по тем или иным причинам какого-либо чина не совершается. Единственное требование при этом – чтобы вся освященная утварь была перенесена в другой храм и не подверглась бы поруганию.

Освящение колоколов

Любое храмовое здание имеет либо колокольню, либо специальное место для размещения колоколов, собирающих христиан в храм на богослужения. В первой части справочника подробно говорилось о разновидностях колоколен и видах колоколов, используемых в православных храмах. Новопостроенные храмы, как правило, имеют в своем ансамбле колокольни, но прежде чем колокола будут повешены на свое место, над ними совершают обряд благословения. Это чинопоследование совершается чаще всего на храмовом дворе, где колокола подвешивают на небольшой высоте, позволяющей окропить их снаружи и изнутри. Тут же ставится стол, на котором – сосуд со святой водой и кропило.

Архиерей либо священник дает возглас: «Благословен Бог наш…». Поется «Царю Небесный» и читается «обычное начало», далее – «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне» и «Приидите, поклонимся» (трижды).

Затем читаются псалмы: 148-й – «Хвалите Господа с небес…»; 149-й – «Воспойте Го́сподеви песнь но́ву…» и 150-й – «Хвалите Бога во святых Его…»; «Слава, и ныне» и «Аллилуиа» (трижды).

К прошениям произносимой вслед за этим мирной ектеньи после «О плавающих, путешествующих…», добавляются следующие, специальные:

«О еже благословити кампа́н4 сей, в славу святаго Имене Своего, небесным Своим благословением, Господу помолимся»;

«О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его или во дни или в нощи, возбу́дятся к славословию святаго Имене Божия, Господу помолимся»;

«О еже гласом звенения его утолитися и утишитися и престати всем ве́тром зельным, бурям же, громо́м и молниям и всем вредным безветриям и злорастворе́нным воздухом, Господу помолимся»;

«О еже отгнати всю силу коварства же и наветы невидимых врагов от всех верных своих, глас звука его слышащих и к деланию заповедей Своих возбудити я (их), Господу помолимся».

Затем читается 28-й псалом: «Принесите Господеви, сынове Божии…». Предстоятель произносит молитву: «Господи Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славимь и покланяемь быти…» и тайную молитву:

«Владыко Боже, Отче Вседержителю, Иже трубным гласом седмию жрец, идущих пред кивотом свиде́ния, иерихонским твердым сте́нам пасти и разрушитися сотворил еси и вся во граде сущия в руце людей Твоих пре́дал еси, Ты и ныне кампан сей небесным Твоим благословением исполни, яко да глас звенения его услышавше, противныя воздушныя силы далече от града верных Твоих отступя и вся раздеже́нныя5 их огненныя яже на нас стре́лы угаснут, трескания же молний, нападение града и вся вредныя воздухов злорастворения, всесильною и крепкою десницею прогонима и удержанна да утолятся, утихнут и отступят, вся бо Ты в славу Твою, к пользе и спасению нашему чрез посредства действуеши».

После молитвы священник кропит колокол с четырех сторон, изнутри и снаружи, говоря: «Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Хор поет псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми…». Затем читается паримия из книги Чисел (10; 1–10): «Рече Господь к Моисею, глаголя: сотвори себе две трубы серебряны, кованы…». Эти серебряные трубы были прообразом современных колоколов.

Затем поются стихиры: глас 2-й – «Земли и прочим стихиям…»; глас 1-й – «Основание всея земли подвизаяй, Боже…»; на «Слава, и ныне» глас 4-й – «Всяческая единою в начале Собою непосредственне создавый, Господи, ныне же вся посредственне де́йствуяй, гласом звона сего освященнаго всякое уныние с ленивством от сердец верных Твоих отжени, страх же Твой в них с благочестием вкорени и спешных на молитву, скорых же к

azbyka.ru

Русский православный крест — Википедия

Не следует путать с русским крестом — 6-конечным крестом с наклонённой нижней перекладиной. Русский православный крест

Русский (православный) крест[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27] (православный крест[21][28][29][30], византийский крест[31][32][33], русско-византийский православный крест[34] или крест свято́го Ла́заря[35]) — восьмиконечный христианский крест, символ Русской православной церкви[1][11][36].

Известен с VI века, задолго до раскола христианской церкви на католиков и православных. Использовался в византийской фресковой живописи и декоративно-прикладном искусстве. В 1551 году во время канонической изоляции Русской православной церкви по инициативе Ивана Грозного[37] впервые в истории начал воздвигаться на купола церквей. С этого времени начал использоваться и на российской государственной и военной символике[38]. Впоследствии стал отличительной особенностью культурного ландшафта России[39].

Русский крест

Согласно некоторым источникам, у русского православного креста только две поперечины[40][41]. Некоторые источники различают кресты с косыми поперечинами: шестиконечный называют русским православным крестом (другое название — шестиконечный православный крест[42][43]), а восьмиконечный — православным крестом[41]. В Юникоде символ (☦) обозначен как «православный крест» (англ. Orthodox cross)[44]. Аналогичная эмблема в Министерстве по делам ветеранов США называется «Русский православный крест» (англ. Russian Orthodox cross)[45].

Особенностью восьмиконечного креста является наличие нижней косой поперечины (подножия), помимо двух верхних горизонтальных: верхней, меньшей, и средней, большей[46]. По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трёх языках (греческом, латинском и арамейском) с саркастической надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Под ноги Христу была прибита перекладина.

Вариантом восьмиконечного является семиконечный, у которого табличка крепится не поперёк креста, а сверху. Помимо этого, верхняя перекладина вообще может отсутствовать. Восьмиконечный крест может дополняться терновым венцом посередине.

Наряду с восьмиконечным, Православная церковь применяет и два других распространённых начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, то есть самой верхней перекладины) и четырёхконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины)[46].

Иногда при установке восьмиконечного креста на куполе храма под косой перекладиной помещается полумесяц (рогами вверх). Существуют различные версии о значении такого начертания; по наиболее известному такой крест уподобляется корабельному якорю, с древних времён считавшемуся символом спасения[46].

Кроме того, существует особый монашеский (схимнический) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоящегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости, справа и слева от креста находятся копьё и трость с губкой. Также на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое НИКА — Победитель; на табличке или около неё надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы». Буквы «К» и «Т» символизируют копьё воина и трость с губкой, изображённые вдоль креста. С XVI века на Руси возникла традиция около изображения Голгофы добавлять следующие обозначения: М Л Р Б — «место лобное распят бысть», Г Г — «гора Голгофа», Г А  — «глава Адамова». Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.

Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается на парамане и аналаве.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной традиционно широко используется в Русской православной церкви. В настоящее время он также широко используется в Польской православной церкви и Православной церкви Чешских земель и Словакии, получивших автокефалию от московского патриарха в 1948 и 1951 годах соответственно. Данный крест спорадически используется в Константинопольской православной церкви (широко используется в Американской карпаторосской православной епархии, основанной в 1938 году) и Сербской православной церкви.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещался на гербе Русского государства с 1577 по 1625 год, когда был заменен на третью корону. На некоторых летописных миниатюрах и иконах русские воины несут красные или зелёные (возможно синие) стяги с изображением креста-Голгофы. На знамёнах полков XVII века также помещался голгофский русский православный крест.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещается на флагах православно-монархической диверсионно-террористической организации Братство русской правды и ультраправой националистической организации Русское национальное единство.

В Юникоде для русского православного креста существует отдельный символ ☦ с кодом U+2626 ORTHODOX CROSS (православный крест). Однако во многих шрифтах он отображается неправильно — нижняя перекладина наклонена не в ту сторону.

  1. 1 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Тихвинский листок. — № 41. — 27.9.2017.
  2. ↑ Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня После Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля // Ахтубинские епархиальные ведомости. — № 7 (48), июль — октябрь 2017. — С. 7.
  3. Юсупов С. Э. Словарь терминов архитектуры. — Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 185.
  4. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005. С. 314.
  5. Лебедев В. Державный орел России. — Родина, 1995. — С. 99.
  6. ↑ Православный календарь на 2016 год. — Litres, 2017. С. 87
  7. ↑ Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 147.
  8. Архиепископ Афанасий (Мартос). Восьмиконечный русский крест // Миссионерский Листок. № 144. — Свято-Троицкая православная миссия, 2003.
  9. ↑ Ryskt kors, Nationalencyklopedin.
  10. ↑ Kors, Store norske leksikon
  11. 1 2 Liungman, Carl G. Symbols - Encyclopedia of Western Signs and Ideograms (англ.). — Ionfox AB, 2004. — P. 140. — ISBN 978-91-972705-0-2.
  12. Milo D. L. The Ankh: Key of Life. — Weiser Books, 2007. — P. 13.
  13. Mori J. Crosses of Many Cultures. — Harrisburg, 1998. — P. 38.
  14. ↑ Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Дапаможнік для вучняў / Уклад. Б. А. Лазука. — Мн.: Беларусь, 2001. — С. 73.
  15. Белы А. Крыж Еўфрасінні Полацкай // Наша Слова. — № 29 (817), 1 жнiўня 2007.
  16. Thomas R. M. Manitou and God: North-American Indian religions and Christian culture. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. 121—122. ISBN 978-0-313-34779-5.
  17. Koch R. The Book of Signs. — New York, 2000. — P. 17
  18. Becker U. The Continuum Encyclopedia of Symbols. — New York London, 2000. — P. 71.
  19. ↑ The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, Vol. 1. / Ed. Colum Hourihane. — OUP USA, 2012. — P. 221.
  20. Joseph L. Young. Mosaics: principles and practice. — Reinhold, 1963. — P. 99.
  21. 1 2 Chwalkowski F. Symbols in Arts, Religion and Culture: The Soul of Nature. — Cambridge Cholars Publishing, 2016. — P. 112
  22. Гарошка Л. Баўгарскі ўдзел у пашырэньні хрысьціянства між усходніх славянаў // Божым Шляхам. — № 1-6 (76-81). — 1957. — С. 27.
  23. Benker S. Liturgische Geräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen / Objets liturgiques, croix et reliquaires des eglises chretiennes. — Walter de Gruyter, 2011. — S. 68.
  24. Etzold A., Türk W. Der Dorotheenstädtische Friedhof: die Begräbnisstätten an der Berliner Chausseestrasse. — Berlin: Ch. Links Verlag, 2002. — S. 60.
  25. ↑ Das Bildwörterbuch: Die Gegenstände und ihre Benennung. — Bibliographisches Institut, 2011. — S. 283.
  26. Eyth K., Meyer F. S. Die Dekorationsmalerai mit besonderer… — Leipzig, 1896. — S. 317—318.
  27. Bischoff E. Die Festdekoration in Wort und Bild. — Leipzig, 1897. — S. 452, 462
  28. Lonsdale A. Do I Kneel or Do I Bow? — Kuperard, 2010. — P. 87.
  29. Boyles D., Stebben G. The Pocket Professor Religion: Everything You Need to Know about Religion. — Simon and Schuster, 1999. — P. 116.
  30. Keene M. New Steps in Religious Education: Teacher’s Support. — Nelson Thornes, 1999. — P. [1]
  31. Becker, U. The Continuum encyclopedia of symbols (неопр.). — Continuum International Publishing Group, 2000. — С. 71. — ISBN 978-0-8264-1221-8.
  32. McGuckin, J. A. Cross // The encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity (англ.) / John Anthony McGuckin. — John Wiley and Sons, 2011. — Vol. 1. — P. 170. — ISBN 978-1-4051-8539-4.
  33. Ogechukwu, N. The Secret Behind the Cross and Crucifix (неопр.). — Strategic Book Publishing, 2009. — С. 19. — ISBN 978-1-60693-367-1.
  34. ↑ Большая Российская энциклопедия. — Т. 15: Конго — Крещение. — М.: БРЭ, 2010. — С. 700.
  35. Андреева В. и др. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. — М., 2004.
  36. Фещин А. Довірся Хресту // Християнский голос. — 2002. — № 18 (2854). — С. 232.
  37. ↑ Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 149.
  38. Shpakovsky V., Nicolle D. Armies of Ivan the Terrible: Russian Troops 1505—1700. — Osprey Publishing, 2006. — P. 23. — ISBN 978-1-84176-925-7.
  39. Бурштын Я. Ірына Дубянецкая: Дзякуючы намаганням РПЦ пачынае мяняцца культурны ландшафт Беларусі (Фота і відэа) // Служба інфармацыі «ЕўраБеларусі», 16 ліпеня 2016 г.
  40. ↑ Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыкл. даведнік — Мн.: БелЭн, 2001. — С. 168.
  41. 1 2 Православные кресты: как разобраться в значениях, Портал «Православие и мир» (30 сентября 2011). Дата обращения 21 февраля 2018.
  42. ↑ Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 133.
  43. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий / В. И. Плужников. — М.: Искусство, 1995. — С. 137.
  44. ↑ Unicode Character 'ORTHODOX CROSS' (U+2626)
  45. ↑ Available Emblems of Belief for Placement on Government Headstones and Markers. Emblem 5 — RUSSIAN ORTHODOX CROSS Архивная копия от 22 февраля 2018 на Wayback Machine, Верховный суд США
  46. 1 2 3 Грибов А. (идея), иеромонах Харитон Просторов (составление). Православие для всех. — Кострома: Авенир-Дизайн, 2000. — С. 142, 143. — 392 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-93374-032-2.
  47. ↑ Илл. 130. Сотенное знамя 1696—1699 г // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова. — Т. 1.

ru.wikipedia.org

Освящение креста — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Rituale Romanum» (Roman Ritual) 1626 год. Благословение нового креста

Освяще́ние креста́ (лат. Benedictio nouae Crucis — «Благословение нового Креста») — обряд или чинопоследование благословения изготовленного для употребления креста.

Освящение рукотворных предметов известно ещё с ветхозаветных времён, так освящались скиния завета (Исх. 40:34) и храм Соломона (2Пар. 7:1). В отличие от периода гонений на иконы, гонений на изображение креста в Христианстве не было. Но при этом освящение крестов в древней Церкви не существовало. Точное время появления чина освящения креста — неизвестно. Чин появился в Католичестве, уже после Раскола христианской церкви на Православие и Католицизм в 1054 году. Впервые чин зафиксирован в православной богослужебной книге — в Требнике Петра Могилы (1646 год). Чин является переработанным переводом чина освящения креста из латинского, католического богослужебного сборника «Rituale Romanum» 1614 года. На Русь эта традиция пришла только после Раскола. В греческих православных церквях и в старообрядчестве, в том числе в единоверии, данного чина нет; нет его и в Большом Требнике. В Требнике Петра Могилы помещён этот обряд под названием — «Чин благословения и освящения новосооруженнаго креста от злата , или сребра , или много крушца, или древа или распятия на кресте древяном, или досце иконой писанный». В современных изданных Требниках этот же самый чин имеет иное название «Благословение креста для ношения на теле». Чин используют для освящения наперстных крестов, нательных крестов, поклонных крестов, напрестольных крестов и крестов, которые ставят на куполах храмов. Необходимость чина освящения крестов в настоящее время отдельными авторами поставлена под сомнение. Один из основных аргументов противников чина освящения крестов — отсутствие чина в Древней церкви, другой не менее убедительный аргумент — сам Крест освящает себя. Последний аргумент был высказан участниками Второго Никейского собора —

На следующее возражения иконоборцев:

“Нечестивое учреждение лжеименных икон не имеет для себя основания ни в Христовом, ни в апостольском, ни в отеческом предании; нет также и священной молитвы, освящающей их, чтобы сделать их из обыкновенных предметов святыми; но постоянно остаются они вещами обыкновенными”,

— Собор отвечал:

“Пусть же они выслушают и правду. Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. …Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. …То же самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение”. (Деяние шестое. “Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения”, том четвертый).[1]

ru.wikipedia.org

Откуда пошла традиция освящать кресты

Доброго! Мне вспомнился рассказ одного из сторожей митрополии, который служил там еще при владыке Алимпии (Гусеве). Он попросил Владыку освятить купленное распятие с предстоящими. Митрополит сказал принести обычную воду и омыть крест от пыли, а затем, когда это было выполнено, наказал бережно вылить эту воду под розовый куст, в «нетоптучее» место, где ни люди, ни зверюшки не ходят. Сторож все понял. «Крест — хранитель всей вселенной, крест — красота церковная»! «Крест Христов освящает всех»!

Мы перестали следить за настоящим смыслом слов. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4.8) Теперь это слово используется весьма разнообразно. Воду называем «святой», хотя правильнее, наверное, «освященной». Так и «освящение» плодов земных на праздник Преображения Господня, да и скоромностей на Торжество Пасхи, скорее всего, логичнее бы называть «благословением».

С другой стороны, один из старых священников говорил мне, что в «освящении» крестов и икон освящаются материалы (дерево и краски, металл и др.), а не святыня сама по себе, которая не требует человеческих действий.

Думаю, что традиция приносить священникам Святые образа появилась из необходимости контролировать каноничность, традиционность и православность изображений, т.к., поверьте, иногда показывают такое, что не только молиться, но и смотреть-то сложно. Когда на приходской праздник поднятия новых крестов на храм или подъем колоколов на звонницу колокольни приезжает архиерей, служится молебен, иногда с водоосвящением, епископ молитвенно просит о мире для всего мира и милости к этому храму и молящимся, «долгостояния» крестов и благозвучия для колоколов. Мне кажется, что такое определение этих действий, как «благословение», было бы обоснованно… Но привычка — вещь свирепая: молились — молились, водой кропили — кропили, значит «ОСВЯЩАЛИ» и все.

Совершенно согласен с Вами, что бездумное копирование и восприятие инославных традиций — это плохо. Это утрата собственной идентичности. Но для меня, наверное, бОльшая боль в том, что мы теряем или, по крайней мере, с небрежением относимся и к более важному. Христос говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13.35). Относимся ли мы с любовью или хотя бы с терпением к огорчающим нас или просто к ближним и дальним? Являемся ли, если не примером, то хоть не соблазном для людей?

Давайте начинать привыкать к осторожности в словах, называнию вещей своими именами. Причем с себя. Если мы будем аккуратнее в своей речи, в выборе терминов и интонаций, то и окружающим будет проще, и соблазнов будет меньше, а из привычки к вниманию возникнет и устойчивость в избегании неправильных дел. Бог в помощь!

ruvera.ru

Обетные, поклонные и охранные кресты: чем они отличаются — Рамблер/субботний

Православие немыслимо вне поклонения Кресту Господню. Крест совпровождает христианина, начиная с крещения, изображается на иконах, церковной утвари, украшениях. Нательный крестик носят на шее. Крест венчает венчает главу храма, покоится на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный — возле храма, у дорог, в поле…

Сама традиция ставить кресты пришла на Русь даже раньше крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет», княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Равноапольный князь Владимир также следовал традиции возвдвижения крестов. При нем кресты устанавливали на месте закладки города, церкви, монастыря как свидетельство об освящении места и об испрошении у Господа благословения на начало строительства. Вероятно эта традиция пришла на Русь из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.

Вне храмов и кладбищ кресты ставили прежде всего с религиозными целями. Крест — знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом.

Кресты возвдвигали не только святые подвижники, которые тем самым освящали пустынные места, свидетельствуя о Благодати Божией, но и обычные люди разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты часто ставили для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов, как правило, собирались местные жители и молились, такие кресты должны были напоминали путникам о Боге.

Поклонные кресты ставили в старину на месте разрушенных храмов — там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое. Эту традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны.

На Руси было много так называемых обетных крестов. Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на скорое избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Такие обетные кресты при дорогах, на развилках, переправах, на местах слияния и истоков рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали само заметное — чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой.

Существовала традиция охранных крестов — они были воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Такие кресты иногда ставили просто в гиблых и опасных местах: они должен был обезопасить это место от повторения подобных несчастий.

Были и внерелигиозные цели установки крестов: например навигация. Приметные (до 10 метров в высоту) кресты распологались по берегам Белого моря и служили своего рода маяками, навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани. Но так было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек, в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, которые сейчас находятся в Тверском музее-заповеднике, являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.

Видео дня. На видео попал кот, который сам намылился и помылся

Читайте также

weekend.rambler.ru

особенности и правила обряда в домашних условиях и в храме, стоимость в церкви, истории из жизни после освящения

Нательный крестик является символом Православной Церкви и свидетельством принадлежности человека к ней. Каждый христианин получает его после Таинства Крещения и носится всю жизнь, являясь символом того, как человек получил вечную жизнь — смертью Иисуса Христа.

Освящение крестика началось еще в Древней Руси, за все время существования этот маленький предмет оброс множеством преданий (защищает от бед, спасает и пр.), но суть лишь в том, что это символ всей христианской веры и напоминание человеку, какой дорогой ценой он куплен. Однако стоит помнить, что без освящения в церкви изделие не представляет собой какой-либо ценности.

Поэтому необходимо каждому христианину знать, можно ли и как освятить крестик дома.

Предназначение и внешний вид

Истинное предназначение нательного крестика — это внешний признак его принадлежности к православной вере и напоминание, что Крест Христов может также выступать как оружие против дьявола. Многие сегодня носят золотые и серебряные крестики, но купленный в ювелирном магазине, бессмысленно, как дань моде и обществу, не освященный в церкви — это всего лишь украшение, а не символ веры.

Очень важно знать и понимать, как освятить крестик в церкви и для чего это необходимо.

Во время таинства Крещения, священник погружает младенца в воду, что символизирует очищение и прикрепление к Телу Христову, а затем надевает на него крест, который предполагается носить всегда и не снимать даже во время купания или нахождения в бане.

Крещение ребёнка в церкви

Обычно родители покупают украшение, а священник освящает в процессе Крещения так, что младенец получает уже настоящий символ, а не просто «цацку».

Крест может быть о 4, 6 или 8 концах, с разными формами. Самые распространенные — это 8-конечные с надписью: «Спаси и сохрани». Что касается материала, то он может быть любой: серебро, дерево, золото, платина, металл. Форму, вид, металл, тесьму — все это выбирается родителями или крестными родителями и принципиальной роли не играет. Главное — подобрать удобный вариант для ношения, чтобы его не пришлось снимать и здесь особое внимание следует уделить тесьме или цепочке.

Важно! Не следует слушать никаких суеверий о том, что потеря к беде, что менять его нельзя — все это лишь глупые слухи, не имеющие под собой богословского основания.

Символ можно менять в случае потери или просто при желании, можно подарить нуждающемуся или заменить на новый. Перед этим лишь стоит его обязательно освятить в храме.

О нательном крестике:

Процесс освящения нательного креста

Процесс освящения крестика совершается священнослужителем в храме, в ходе которого он читает чин благословения из Требника. Один экземпляр украшения освящается один раз — этого вполне достаточно на всю жизнь.

Переосвящение допускается только в 2 случаях:

  • украшение было сильно повреждено и восстановлено вновь;
  • нашли и не знают, освящался ли он ранее.
Православный крестик

Процесс освящения достаточно прост:

  1. В храме, который находится рядом с домом или который регулярно посещается подойти к священнику и выяснить все детали таинства.
  2. Если процедура платная — оплатить стоимость.
  3. Проверить украшение вместе со священником — соответствует ли оно требования и канонам Православной Церкви.
  4. Положить крест на поднос и отдать священнику.
  5. Все предметы, которые освящаются уносятся в алтарь, где священник читает над ними молитвы и освящает.
  6. Во время этого человек, чей символ веры освящается, может помолиться, поставить свечи и испросить у Бога благословения.
  7. После освящения, следует надеть крестик и более не снимать.
Совет! После процесса, следует поблагодарить священника и, если есть, задать ему вопросы. К самому украшению отныне стоит относиться бережно — это символ веры.

Основные правила обряда

Требник — это особая книга, в которой содержатся все молитвы и правила каждого ритуала, в том числе и освящение нательных украшений.

Относительно этого процесса есть некоторые правила:

  • лучше всего приобретать украшение в храме, поскольку в ювелирных магазинах крестики часто бывают сделаны по католическим канонам;
  • предварительно требуется консультация батюшки и проверки украшения;
  • ритуал может совершить любой священнослужитель;
  • после обряда украшение сразу же надевается, поэтому заранее следует взять тесьму или цепочку для него;
  • нельзя снимать символ веры ни при каких обстоятельствах.
Освящение крестика в храме

Во время обряда священник опускает изделие в святую воду и читает над ним определенные молитвы, указанные там же, в Требнике.

В домашних условиях

Полноценно освятить крестик дома не получится, так как это пусть небольшое, но все же священнодейство выполняется священником в алтаре. Все, что может обычный мирянин после покупки крестика в ювелирном магазине — окропить его святой водой и прочесть молитву для освящения любой вещи. Это не будет означать, что теперь крестик освящен — для этого его нужно отнести в храм. Поэтому самостоятельное окропление водой и молитва над крестиком возможны только на тот период, пока человек собирается идти в церковь.

Все домашние обряды, связанные с опусканием крестика в глубокий колодец, чтением над ним специальных заговоров или даже православных молитв, прочие специфические действия — это все не более чем суеверия, не имеющие никакого отношения не только к освящению символа веры, а и к православию в целом.

О суевериях:

Жизненные истории об освящении крестика

История Церкви полна удивительными историями чудес, некоторые из них связаны и с нательными крестиками:

  1. Некоторая женщина испытывала на себе атаки дьявола — ей в голову приходили только плохие мысли, она не хотела ходить в церковь вообще. Но она понимала, что это испытание и она должна это преодолеть. Женщина молилась ежедневно и просила у Господа сил и избавления от злых духов. Спустя какое-то время женщина пошла и приобрела в церковной лавке простой серебряный крестик. Освятив и надев украшение, она более не испытывала дурных мыслей, появилось желание посещать храм и расти духовно.
  2. В одной семье ребенок постоянно плакал. Он был накормлен, одет и умыт, но постоянно плакал. Родители возили его по врачам и непрестанно молились за своего сына, но облегчения не было, пока родителям не посоветовали покрестить малыша. Как только таинство было совершено и крестик надели на малыша, он сразу же заулыбался и с тех пор беспричинный плач прекратился.

Эти истории подтверждают то, что нательный крестик, освящённый в храме, не просто украшение или дань моде, но символ христианской веры и спасения, через Смерть Иисуса Христа!

Как правильно освятить крестик в церкви, дома

molitva-info.ru

Кийский крест — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кийский крест

Кийский крест — мощевик, изготовленный по заказу патриарха Никона для Онежского (Кийского) Крестного монастыря.

В период патриаршества Никона в России стали делать кресты «мерою и подобием Креста Христова»[1]. Никон в Палестине заказал несколько таких крестов для создаваемых им монастырей, в том числе и для Онежского Крестного монастыря на острове Кие, где Никон в 1639 году спасся во время бури.

Кийский крест был изготовлен «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всём подобен мерою Кресту Христову»[2]. Размеры креста 310 × 192 см. Освящение креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста)[3]. В память об этом на кресте в нижней его части была сделана соответствующая надпись.

После освящения крест под охраной был перевезён на остров Кий. Во всех местах остановки на ночлег делали деревянные копии креста и освящали «на благословение». Один такой крест-копия хранился в кладбищенской церкви Воскрешения Лазаря в городе Онеге, ныне находится в Троицком соборе в городе Онеге.

В Онежском (Кийском) монастыре крест был установлен в иконостасе вместо храмовой иконы.

В крест помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.[4] В центре креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века.

Патриарх Никон так писал о созданном им кресте:

И аще кто с верою восхощет к тому животворящему кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того честнаго и животворящаго креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в нихже святое Своё смотрение Христос Бог наш исполни.

Кийский крест находился в Онежском Крестном монастыре в Крестовоздвиженском соборе до его закрытия в 1923 году. Единственный раз в 1854 году он покидал монастырь из-за нашествия англичан (при его перемещениях были утрачены некоторые мощи). В 1930 году крест был передан в антирелигиозный музей в Соловецком лагере, а затем в запасники Исторического музея в Москве. В августе 1991 года крест был передан в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва)[2] где находится в приделе Всех Святых в Земле Российской Просиявших и доступен для поклонения.

ru.wikipedia.org

Поклонный крест — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 октября 2017; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 октября 2017; проверки требуют 3 правки.

Покло́нный крест — монументальное сооружение в виде креста.

Имеют восьмиконечную или четырехконечную форму. Иногда имеют «крышу»[1] и содержат иконы. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север. Часто при установке креста у его подножия делалось возвышение, символизировавшее Голгофскую гору — место распятия Господа Иисуса Христа. Основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции. Возводятся на открытой часто возвышенной местности из камня или дерева и достигают высоты нескольких метров (4-12 м). Возле поклонных крестов обыкновенно совершаются молебны. Ставятся поклонные кресты по случаю избавления от напастей[2], на месте гибели христиан[3], для ориентировки на местности (в поморской культуре). Часто поклонные кресты ставятся на месте уничтоженного или будущего храма и являются его своеобразным заместителем в деле маркировки сакрального пространства. Традиции возведения поклонных крестов возводятся к апостолу Андрею, во время его пребывания «на Киевских горах».

Помимо православия, традиция возведения поклонных крестов была принята и у католиков[4].

  • Панченко В. Б. Деревянные поклонные кресты Поволховья: Расшифровка основных криптограмм, встречающихся на ладожских крестах. Каталог. — СПб.: Каламос, 2016. — 64 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-905836-29-9.

ru.wikipedia.org

зачем по всему миру ставят поклонные кресты

В начале 2020 года в Петербурге откроется воссозданный храм Рождества Христова на Песках. Уже в это Рождество в нем проведут Богослужение. Рядом с храмом – поклонный крест высотой 3,5 метра. На кресте изображен распятый Спаситель, в основании – Святые православной церкви. Точно такие же кресты, как свидетельство Божией победы над злом, сегодня появляются по всему миру, в том числе благодаря фонду «Созидающий мир». О новой традиции и об объединяющей силе креста поговорили с президентом фонда Вячеславом Заренковым.

Фото предоставлено фондом «Созидающий мир».

- Как возникла идея ставить поклонные кресты в разных точках мира?

- Сегодня, когда все подвергается критике и переосмыслению, объединить людей может только вера. Не во что-то неясное, абстрактное, а вера в Бога. Крест – не только символ веры для всех христиан. Он не просто освящает место, над которым водружен. Крест объединяет вокруг себя людей во всем мире и напоминает нам о заповедях, которые дал Бог. Ведь это сегодня так нужно! Потому что кругом разжигаются бессмысленные конфликты. Мы делим земли, придумываем новые правила, отличные от тех, что даны нам свыше.

Фото предоставлено фондом «Созидающий мир».

- Где вы уже установили кресты?

- В России, Беларуси, на Кипре. А совсем недавно еще один крест появился в Сербии. Все кресты выполнены из белого мрамора. Это долговечный и красивый материал. Их изготовили в Челябинске на заводе «Коелгамрамор» по проекту архитектора Екатерины Кузнецовой.

Фото предоставлено фондом «Созидающий мир».

. - Почему именно эти места?

- Везде Господня земля, не будем забывать об этом. Русские, белорусы, сербы, греко-киприоты – братья. Нас объединяет, в том числе вера. Мы – православные и дорожим нашим единством.

Беларусь – моя малая родина. Мы восстанавливаем там Покровский монастырь в Толочине, именно на его территории появился первый поклонный крест. Два креста были установлены на территории храмов-побратимов в Петербурге и на Кипре. Они построены по одному проекту, их общины дружат, и поклонные кресты на территориях этих храмов тоже служат символом единства и объединения.

Фото предоставлено фондом «Созидающий мир».

В октябре мы установили крест в Сербии на территории монастыря святых царственных мучеников Романовых в Бачевцах на Дрине. Это еще один символ нашего духовного единства, связующее наши народы звено. Сербы очень почитают святого царя Николая и всю царскую семью за неоценимую помощь, которую последний российский император оказал братскому народу. Сербская Православная Церковь первая прославила Николая II в лике святых.

Фото предоставлено фондом «Созидающий мир».

Мы построили и подарили монастырю соборную церковь в честь святых царственных мучеников, а в этом году достроили и освятили храм святителя Иоанна (Максимовича). Святой Иоанн прошел путь от Харькова и Белграда до Шанхая и Сан-Франциско, заботился о русских людях, оказавшихся в эмиграции, очень почитал царскую семью и сыграл важную роль в ее прославлении, в сохранении памяти. В день освящения храма был освящен и поклонный крест.

Фото предоставлено фондом «Созидающий мир».

- Что в ближайших планах?

Еще один поклонный крест уже установлен рядом с храмом Рождества Христова на Песках. Это храм был разрушен в 1934 году, и сейчас мы занимаемся его воссозданием – он уже стал одним из украшений Центрального района. В начале 2020 года храм откроет двери для прихожан, а в начале июня состоится великое освящение храма. В этот же день будет освящен и крест.

www.spb.kp.ru

ТРЕБНИК. Чин молитвенный на поставление креста на верх крова новосозданныя церкве

Чи1нъ мlтвенный на поставлeніе кrтA
на вeрхъ кр0ва новосоздaнныz цRкве.

Взeмъ їерeй є3пітрахи1ль на себE, и3 покади1въ кrтъ fmміaмомъ бlгословeннымъ, начинaетъ nбhчнw:

Бlгословeнъ бGъ нaшъ. Ли1къ: Трис™0е. и3 по Џ§е нaшъ: Їерeй: Ћкw твоE є4сть цrтво:

И# ѓбіе пою1тъ, и3ли2 чтyтъ тропари2 сі‰, глaсъ №:

Сп7си2 гDи лю1ди тво‰, / и3 бlгослови2 достоsніе твоE, / побBды на сопроти6вныz дaруz, / и3 твоE сохранsz кrт0мъ твои1мъ жи1тельство.

Слaва, глaсъ д7: Вознесhйсz на кrтъ в0лею, / тезоимени1тому твоемY н0вому жи1тельству / щедрHты тво‰ дaруй, хrтE б9е: / возвесели2 нaсъ си1лою твоeю, / побBды даS нaмъ на сопостaты, / пос0біе и3мyщымъ твоE nрyжіе ми1ра, / непобэди1мую побёду.

И# нhнэ, глaсъ ѕ7: Предстaтельство хrтіaнъ непостhдное, / ходaтайство ко творцY непрел0жное, / не прeзри грёшныхъ молeній глaсы: / но предвари2 ћкw бlгaz на п0мощь нaсъ, вёрнw зовyщихъ ти2: / ўскори2 на мlтву, и3 потщи1сz на ўмолeніе, / предстaтельствующи при1снw бцdе, чтyщихъ тS.

Посeмъ рeкшу діaкону: ГDу пом0лимсz, и3 кли1ру: ГDи поми1луй.

Чтeтъ їерeй мlтву сію2:

ГDи вседержи1телю б9е nтє1цъ нaшихъ, жезл0мъ мwmсeовымъ, и3 дрeвомъ џнымъ, на нeмже ѕмію2 мёдzную въ пустhни, t ўгрызeніz ѕміє1въ и3збавлsz лю1ди, привzзaти повелёлъ є3си2, w4бразъ чcтнaгw и3 животворsщагw кrтA возлю1бленнагw сн7а твоегw2 гDа нaшегw ї}са хrтA проwбрази1вый, и4мже діaволz си1ла ўпраздни1сz, и3 ѕмjемъ џнымъ дрeвнимъ вселукaвымъ ўгрызeнный и3 ўмерщвлeнный р0дъ нaшъ њживотвори1сz: смирeннw твоемY безмёрному чlвэколю1бію припaдающе, м0лимсz и3 ми1ли сz дёемъ, посли2 нhнэ бlгословeніе твоE нбcное, и3 бlгослови2 знaменіе сіE кrтное, и3 дaждь є3мY си1лу и3 крёпость бlгословeннагw џнагw, кр0вію сн7а твоегw2 њкроплeннагw дрeва, во є4же бhти хрaму семY, и4мени твоемY создaнному, покр0въ держaвенъ, твeрдое њграждeніе, t всsкагw ѕлaгw њбстоsніz всегдaшнее и3збавлeніе, бlголёпіе же и3 ўкрашeніе, и3 знaменіе ви6димымъ и3 неви6димымъ врагHмъ стрaшное и3 ўжaсное, всёхъ же въ хрaмъ сeй съ вёрою входsщихъ, и3 на нE взирaющихъ, и3 распsтому на кrтЁ сн7у твоемY клaнzющихсz бlгослови2, и3 си1лою кrтною њгради1въ, невреждeнныхъ t всsкагw ѕлA всегдA соблюди2. кrтъ бо є4сть красотA цRк0внаz, царє1мъ держaва, вBрнымъ ўтверждeніе, пavлова похвалA, бэсHвъ же ћзва. є4й, гDи б9е нaшъ, всёхъ вёрою на знaменіе сіE взирaющихъ, и3 сп7си1тельную гDа нaшегw ї}са хrтA сн7а твоегw2 смeрть воспоминaющихъ, и3 тебЁ прилёжнw молsщихсz, млcтивнw ўслhши и3 чlвэколю1бнэ поми1луй: здрaвіе же съ долгодeнствіемъ дaруй, и3 цrтвіz твоегw2 спод0би, бlгодaтію, и3 щедр0тами, и3 чlвэколю1біемъ є3динор0днагw сн7а твоегw2, съ ни1мже бlгословeнъ є3си2 со прес™hмъ, и3 бlги1мъ и3 животворsщимъ твои1мъ д¦омъ, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Ли1къ: Ґми1нь.

Їерeй же взeмъ сщ7eнную в0ду, кропи1тъ є4ю кrтъ, глаг0лz:

Бlгословлsетсz и3 њсщ7aетсz знaменіе сіE кrтное, бlгодaтію с™aгw д¦а, њкроплeніемъ воды2 сеS сщ7eнныz, во и4мz nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, ґми1нь.

Ѓбіе же поeтсz кондaкъ сeй, глaсъ д7:

Вознесhйсz на кrтъ в0лею, / тезоимени1тому твоемY н0вому жи1тельству / щедрHты тво‰ дaруй, хrтE б9е: / возвесели2 нaсъ си1лою твоeю, / побBды даS нaмъ на сопостaты, / пос0біе и3мyщымъ твоE nрyжіе ми1ра, / непобэди1мую побёду.

Посeмъ твори1тъ nбhчный tпyстъ хрaму: дёлателіе же взeмше кrтъ, поставлsютъ є3го2 на своeмъ мёстэ верхY цRкве.

 

azbyka.ru


Смотрите также