8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Когда святить яблоки


Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?

В нашу редакцию часто приходит вопрос: почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса? Мы решили узнать подробности у священнослужителей.

Так почему же нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года. И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий Карпенко

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов — всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил Воробьев

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

Иерей Александр Рябков

Словарь Правмира — Спас

www.pravmir.ru

Яблочный спас 2019: когда празднуется, приметы, традиции и что святить

В августе православные украинцы отмечают три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Яблочный является Вторым Спасом, который ежегодно отмечается 19 августа. В этом году отмечать его будут в понедельник.

По христианскому календарю праздник носит название Преображение Господне. Праздник также известен, как день даров земных — традиционный праздник урожая и день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. В этот день, согласно народным приметам, наступает осень, а природа начинает преображаться. Кроме того, принято считать, что после 19 августа ночи становятся намного холоднее.

Яблочный Спас: что святить

В этот день принято святить в церкви не только яблоки, но и другие фрукты и овощи. Согласно традициям, необходимо святить груши, виноград, сливы, персики, а также помидоры и морковь. Можно также освятить в церкви мед и пучок колосьев ржи и пшеницы — таким образом человек прославляет разнообразное богатство природы.

До Второго Спаса, согласно церковной традиции, употреблять яблоки до их освещения запрещено, в особенности женщинам. То же касалось и других фруктов, и овощей из урожая, вкушать которые следовало уже после освещения.

Яблочный Спас: что нельзя делать

Запрещено выполнять любую работу по дому, кроме приготовления пищи и сбора урожая. В частности, нельзя шить, вязать, заниматься уборкой, а также строительными работами.

Кроме того, нельзя убивать насекомых и прогонять их, ведь считается, что если на руку дважды села муха, то весь год человеку будет сопутствовать удача.

Стоит отметить, что во время Второго Спаса продолжается Успенский пост, ввиду чего нужно умерить развлечения, а те, кто придерживается поста, не должны употреблять в пищу мясо, яйца, жирную пищу и алкоголь.

Напомним, Успенский пост начинается в день празднования Маковея на Медовый Спас 14 августа и заканчивается на Успение Божьей Матери 27 августа.

Яблочный Спас: традиции

На Яблочный Спас принято запекать яблоки, печь пироги и блины с яблоками. Согласно народным традициям, пироги следует печь из постного теста. Из яблок также можно приготовить компот и варенье.

Издавна считалось, что яблоки, употребленные на Яблочный Спас, приносят здоровье и достаток. Также на праздник стоит собирать урожай, ведь по народной традиции, оставшийся после Спаса урожай уже не принесет пользы здоровью. Освященными в церкви яблоками принято угощать нуждающихся и детей. Считается, что чем щедрее раздашь яблоки — тем благосклоннее будет судьба.

Яблочный Спас: приметы

Яблочный Спас называют днем встречи осени и преображения природы. Народные приметы гласят, что 19 августа можно предсказать погоду на следующий сезон — если день солнечный и безоблачный, то осень будет сухой, а если дождливый, то стоит ждать осень мокрую. А вот ясный день предвещает морозную зиму с метелями.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter

nv.ua

Яблочный спас — 2016: когда отмечают, зачем освящают яблоки, традиции и приметы

Четырнадцатого августа православные отметили первый Спас, который в народе называется Медовым. Но впереди еще два Спаса — Яблочный и Ореховый. Эти народно-православные праздники не только имеют привязку к значимым христианским датам, но в славянской традиции еще и символизируют окончание лета и наступление осени.

О Медовом спасе и идущем до 27 августа Успенском посте читайте в материалах Федерального агентства новостей.

Когда отмечается Яблочный спас — 2016

Яблочный спас — день народного славянского календаря, который отмечается 19 августа (6 августа по старому стилю) вместе с праздником Преображение Господне. В народно-православной традиции Яблочный спас — один из первых праздников урожая и день, с которого природа начинает плавный переход от лета к осени и зиме. В народе отмечали, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными, птицы начинают готовиться к отлету в теплые края.

Яблочный спас и Преображение Господне

19 августа по современному летоисчислению (6 августа по старому стилю) Русская православная церковь отмечает один их важнейших христианских праздников — Преображение Господне, который установлен в память об описанном в Евангелии Преображении Иисуса Христа. Праздник приходится на время Успенского поста.

Преображение Господне — это описанное в Евангелиях явление божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, когда те молились на горе Фавор. Согласно богословской традиции, Преображение Господне — это явление Бога-сына, в присутствии которого Бог-отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого духа, то есть это откровение всех лиц Святой Троицы. Таким образом, Преображение показывает, что в Христе соединены две сущности — божественная и человеческая.

Согласно установлениям православной церкви, существует запрет на вкушение винограда нового урожая до праздника Преображения Господня. В 48 главе Типикона написано: «Начиная от праздника Преображения вкушать виноград, в тех местах, где он существует. Виноградные гроздья приносим в церковь, и после литургии священник их благословляет».

Нарушение этого запрета чревато наказанием: «Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за свое непослушание получит запрещение: «не есть виноград весь месяц август, так как нарушил заповеданный устав».

Поэтому в православии и существует обычай приносить в храмы на праздник Преображения виноград, яблоки и другие плоды. После литургии священник читает специальную молитву над плодами, после которой они считаются освященными, и их можно есть. Ну, а поскольку на Руси виноград не растет (за исключением южных областей), традиция освящения виноградных гроздьев и запрет вкушать виноград до Преображения были перенесены на яблоки, отсюда и народное название праздника — Яблочный спас.

Другие названия Яблочного спаса

Яблочный спас в славянской традиции носит и другие названия, разнящиеся в зависимости от областей: Великий спас, Второй спас, Спас на горе (то есть, в честь молитвы учеников Христа на горе Фавор), Средний спас, Праздник первых плодов, Горохов день, Первые осенины, и др.

Традиции на Яблочный спас

Согласно приметам на Яблочный спас лето заканчивалось, уступая дорогу осени, что находило отражение и в преображении природы: ночи становились темнее и холоднее, птицы сбивались в стаи, готовясь к отлету на юг, в повадках животных также появлялись признаки, свидетельствующие о близкой зиме.

У восточных славян до Яблочного спаса не дозволялось есть яблоки и другие плоды нового урождая. А вот на Второй спас сбор, освящение и употребление в пищу яблок и других плодов было не только желательным, но даже обязательным. В этот день до сих пор в храмах по традиции освящают плоды и фрукты нового урожая. Также на Яблочный спас, как и на Медовый, было принято освящать мед и хлебные колосья, семена из которых хранили до следующего сева.

На Яблочный спас на Руси устраивались торги, на которых торговали яблоками и другими плодами. Яблоки продавали целыми телегами и подводами. Те, у кого яблоки уродились, угощали плодами соседей, больных, бедных, нищих и странников. Те, кто в этот день жадничал, уважением не пользовались.

Яблочный спас и мертвые дети

На Руси существовало поверье, что умершим детям, родители которых не едят яблоки до Второго спаса, на том свете Бог раздает гостинцы, в том числе райские яблоки. А умершим малышам, родители которых нарушили запрет и поели яблок до Преображения, божьих даров на том свете не достается.

Поэтому родители, особенно те, у которых умерли дети, считают съесть яблоко до Второго спаса большим грехом. По традиции матери, похоронившие маленьких детей, утром на Яблочный спас несли плоды в храм, а затем клали освященные яблоки на могилы своих малышей. В некоторых областях эта традиция распространялась на могилы всех родственников.

Угощения и гадания на Яблочный спас

На Яблочный спас по традиции ели свежие и печеные яблоки, пекли пироги и блины с яблочной начинкой, а также с грибами и ягодами. Поскольку это время Успенского поста, пироги было принято печь из постного теста. Традиция освящать в этот день яблоки и потчевать родных и друзей яблочными пирогами сохранилась и по сей день.

На Руси в деревнях в этот день было принято с песнями провожать в поле закат солнца, молодежь водила хороводы, устраивались гуляния. Девушки при помощи яблок гадали на женихов, катали их, приговаривали: «Что загадано — то надумано, что надумано — то сбудется, что сбудется — не минуется!».

В южных и западных славянских областях похожие обряды осуществлялись с виноградом. Там с Яблочного спаса начинался сбор винограда, после освящения гроздьев в храмах виноград разрешалось употреблять в пищу.

Поговорки и приметы на Яблочный спас

  • Какой Второй спас, такой и январь.
  • Каков Второй спас — таков и Покров (в 2016 году — 14 октября).
  • Сухой Второй спас предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • До Второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Второй спас — встреча осени — Осенины.
  • На Второй спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.
  • Пришел Второй спас — бери рукавицы про запас.
  • Второй спас шубу припас.

Последний Третий спас (Ореховый спас, Хлебный спас) отмечается 29 августа 2016 года, читайте об этом празднике в материале Федерального агентства новостей.

riafan.ru

Почему женщинам на Руси запрещено было есть яблоки до яблочного спаса 

Никто не станет спорить с тем, что яблоко — полезный и вкусный плод. Организм человека нуждается в клетчатке, витаминах и микроэлементах, особенно в железе. Всем этим нас могут обеспечить душистые, ароматные, кисло-сладкие фрукты. Однако на Руси существовал строгий запрет, не позволявший людям лакомиться яблоками, когда они начинают созревать. Так почему эти плоды наши предки не могли есть до Яблочного Спаса?

Народная традиция

Помните, в известной поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» одна из крестьянок — несчастная мать, похоронившая маленького сына — говорит: «Молюсь о нем, в рот яблочка до Спаса не беру». Этим женщина дает понять, что она заботится о своем ребенке, пусть даже он и находится на том свете.

Дело в том, что на Руси существовало жутковатое поверье, что если мать покойного малыша позволит себе съесть этот фрукт до православного праздника Преображение Господне, который отмечается 19 августа, то в Раю сам Бог не даст ее ребенку яблока. Не желая невольно навредить детям, ушедшим в мир иной, православные старались вообще не есть никаких плодов до установленной даты.

Народные традиции во многом раскрывают суть представлений жителей той или иной страны о высших силах. Видимо, русские крестьяне считали Бога и ангелов, раздающих угощение, крайне мстительными и жестокими созданиями. Мысль о том, что невинные дети могут быть обижены и обделены едой (которой в Раю неограниченное количество) в наказание за поступки их родителей, отражает отношение простого народа к высшим силам, прежде всего, как к карающим структурам.

Запрет на поедание яблок распространялся не только на несчастных матерей, скорбящих о своих покойных детях, но и на всех женщин в целом. Говорят, что это связано с библейской историей о грехопадении Адама и Евы. Поскольку наша прародительница нарушила указание, данное самим Богом, соблазнившись плодами, то и русская крестьянка, съев яблоко, якобы тем самым возьмет на душу грех самой Евы. Так считали на Руси.

Впрочем, все православные люди старались не нарушать этой традиции, ведь во время праздника Преображение Господне церковь освящает плоды нового урожая. До этого момента яблоки воспринимались людьми как фрукты, недозволенные к употреблению.

Ранние сорта — под запретом

В августе православные христиане отмечают три особых праздника. День Происхождения честных древ Животворящего креста в народе называется Медовым Спасом, поскольку в эту дату церковь освящает плоды труда пасечников. Затем следует Яблочный Спас (Преображение Господне). И завершает череду праздников, посвященных урожаю, день Спаса Нерукотворного, называемый Ореховым Спасом. Интересно, что мед и орехи на Руси также не ели до их освящения в церкви.

В настоящее время, когда в магазинах круглый год продаются любые фрукты, православные люди, придерживающиеся народных традиций, стараются ограничить употребление яблок с начала Успенского поста.

Некоторые специалисты по церковной истории высказывают мнение, что запрет на поедание кисло-сладких плодов до 19 августа был обусловлен заботой священников о здоровье русских крестьян. Дескать, не все плоды поспевают к началу августа, большинство фруктов в это время года еще недозрелые, что вредно для работы желудочно-кишечного тракта.

Впрочем, наличие такого запрета само по себе могло сказаться на народной селекции. Люди выбирали и сажали в своих садах только те деревья, которые начинают плодоносить во второй половине августа, чтобы не вводить себя и своих домочадцев в искушение.

Кстати, первые упоминания о выращивании яблони как садовой культуры содержатся в исторических документах времен Ярослава Мудрого. Плоды этого дерева в России начинают созревать в конце июля. А такой известный сорт как Белый налив в некоторых регионах нашей страны можно употреблять в пищу еще за месяц до Преображения Господня. В советские времена многие селекционеры работали над выведением ранних сортов яблок. Это, например, Китайка золотая ранняя и Грушовка ранняя.

Что говорит церковь?

Современные священники стараются преодолеть негативное отношение, сложившееся в народе по отношению к Богу и ангелам. Служители церкви подчеркивают, что высшие силы не могут отыгрываться в Раю на покойных детях, обделяя их чем-то в наказание за поступки родителей. То есть, как такового запрета на поедание яблок до 19 августа не существует.

Первоначально, еще до принятия христианства на Руси, на Святой земле в день Преображения Господня было принято освящать в церкви виноград. Поскольку он не растет повсеместно в России, люди стали заменять гроздья более распространенными плодами — яблоками.

Единственный запрет, имеющий отношение к вышеупомянутому празднику, содержится в церковном уставе (Типиконе). Там говорится, что священнослужители, вкусившие созревшие гроздья с лозы до их освящения, лишаются возможности есть виноград до конца августа. То есть, в течение последующих 10 дней. И все. И никаких несчастных детишек, страдающих в Раю. И никакой Евы с Адамом. И никакого страшного греха.

Тот факт, что праздник Преображения Господня приходится на строгий Успенский пост, тоже не означает, что яблоки в это время должны быть исключены из рациона. Они, как и виноград, не относятся к числу продуктов, недозволенных православным во время поста.

Единственное, почему церковь лишь рекомендует христианам по возможности воздерживаться от употребления яблок до 19 августа, это тот факт, что они еще не освящены. Яблочный Спас воспринимается верующими людьми, в первую очередь, как возможность поблагодарить Бога за дарованный урожай. Невежливо есть, не сказав «спасибо». Так полагают многие священники.

weekend.rambler.ru

Яблочный Спас 2018 - что святят и как отмечают

19 августа отмечают второй Спас, или Яблочный. В этот день верующие приносят в церковь освятить яблоки, груши, сливы и виноград.

На Яблочный спас принято святить яблоки, сливы, груши и виноград \ УНИАН

Христиане восточного обряда отмечают Второй, или Яблочный Спас 19 августа. На освящение в этот день верующие приносят в церковь в корзине яблоки, груши и другие фрукты. Это один из 12 крупнейших церковных праздников.

Когда празднуют Яблочный Спас:

У этого праздника дата неизменна и ежегодно его отмечают 19 августа.

Яблочный Спас традиции:

Праздник Преображения Господня, или более известный в народе как Второй Спас или Яблочный Спас у восточных славян, известен с древнерусских времен и обычно в этот день поминают умерших. Традиционным блюдом в этот день являются печеные яблоки, а еще готовят пироги и штрудели с яблочной начинкой.

Принесенными из церкви освященными яблоками угощали всю семью.

Также кое-где сохранилась традиция среди женщин, у которых умерли дети, не есть яблок до Яблочного Спаса.

Принесенными из церкви освященными яблоками угощали всю семью \ УНИАН

Что святят на Яблочный Спас:

- яблоки;

- груши;

- сливы;

- виноград;

- персики;

- колосья ржи или пшеницы.

Что нельзя делать на Яблочный Спас:

В этот день нельзя ничего делать по дому, кроме приготовления пищи. Уборку, шитье, стирку и прочее оставьте на другой день. Также считается, что в этот день нельзя убивать насекомых.

Приметы на Яблочный Спас:

Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Считается, что ночи после Спаса становятся холоднее. В центральной Украине с этого дня ночи могут быть ощутимо холодными, поэтому и говорят: «Пришел Спас, готовь рукавички про запас!».

Также считается, что если в этот деь погода будет сухой и теплой, то такой будет и осень, и наоборот, если пойдет дождь - то будет богатой на осадки.

Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы \ УНИАН

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

www.unian.net

Яблочный Спас 2018: в чем суть, что нельзя делать в праздник и зачем освящать яблоки

Яблочный Спас в 2018 году празднуют 19 августа. По-другому этот праздник называется Преображение Господне. У православных принято идти в храм на службу, освящать яблоки и другие плоды нового урожая. Рассказываем, что такое Яблочный Спас-2018, в чем суть праздника, что можно есть в этот день, что делать нельзя и когда Ореховый Спас-2018.

Что такое Яблочный Спас?

Яблочный Спас — это народное название православного праздника Преображение Господне. «Спасом» этот день назвали потому, что он посвящен Спасителю (так православные называют Иисуса Христа). А «яблочным» праздник стал, потому что в конце лета у верующих сложилась традиция освящать собранные плоды.

Преображение считается одним из важнейших православных праздников. В этот день верующие вспоминают, как Иисус Христос вместе с тремя своими учениками взошел на гору Фавор и преобразился. Его одежда стала блистательно белой. Рядом появились пророки Моисей и Илья, и они беседовали с Христом. Потом появилось светлое облако, из которого раздался голос Бога.

Яблоки

Как еще называют Яблочный Спас?

У праздника 19 августа 2018 есть много названий: Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени, Первые осенины, Осенины,сообщает pravmir.ru.

Почему Преображение празднуют 19 августа?

В Евангелии описано, что Иисус Христос преобразился перед учениками за 40 дней до Пасхи. Но тогда Преображение совпадало бы с Великим постом. Дату праздника перенесли на 19 августа, за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

Яблоки

Яблочный Спас-2018: традиции праздника

  • В этот день принято ходить в храм, освящать яблоки и благодарить Бога за урожай. Традиция пришла к нам из Греции. Там к празднику Преображения созревал виноград. Христиане приносили его в храм, освящали, и таким образом благодарили за урожай. В России вместо винограда стали освящать яблоки, пишет журнал «Фома».
  • 19 августа варили варенье и пекли яблочные пироги, приглашали родных и знакомых.
  • На Яблочный Спас старались угощать нищих — просто так, во славу Божию. А если кто-то отказывался потчевать бедного, его порицали.
  • На Преображение пели песни, провожали солнце в поле.

Яблоки

Что нельзя делать в Яблочный Спас?

Считается, что в церковные праздники верующим нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом. В Яблочный Спас-2018 рекомендуется сходить в храм на праздничную службу, а потом посвятить время общению с близкими.

Не стоит ругаться с окружающими, сквернословить, завидовать.

19 августа идет Успенский пост. Постящимся нельзя есть мясную, молочную пищу и яйца. Но в этот день разрешена рыба.

Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса?

Запрета на употребление яблок нового урожая до Яблочного Спаса (Преображения) нет,сообщает pravmir.ru.

Но есть традиция: верующие до 19 августа воздерживаются от плодов нового урожая. Считается, что воздержание во имя Бога способствует духовному развитию человека. А освящение яблок в храме — это знак благодарности Господу за урожай.

Яблоки

Сколько длится Успенский пост в 2018?

С 14 по 28 августа 2018 у православных идет Успенский пост.

Спасы в 2018 году: Медовый, Яблочный, Ореховый

  • Медовый Спас — 14 августа;
  • Яблочный Спас — 19 августа;
  • Ореховый Спас — 29 августа.

scandal-journal.com

Зачем освящать яблоки в храме?

Наступает середина августа, и многие издания сообщат вам о том, что приходит пора летних спасов. А кто-то и подробно распишет, когда нужно в храме святить мед, когда яблоки, а когда орехи. Но при чем здесь богослужение и яблоки? В чем смысл этой традиции, одной из немногих сохранившихся в памяти народной? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священником Димитрием Вразовским.

– Даже люди, знающие о вере, в августе говорят про Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Возникает вопрос: какое отношение имеет Церковь к сбору урожая?

– Это название праздников характерно именно для Русской Православной Церкви, которая сохраняет для нас благочестивую традицию, которая закрепилась в народе. Эта традиция связана с благословением начатков урожая, то есть первых плодов, которые человек приносит в первую очередь в жертву Богу, а затем раздает неимущим и обездоленным.

– Подробности Евангельских событий знают далеко не все. Но вот о том, что на память одного святого надо сеять морковь, а другой призывает убирать лук, с удовольствием читают многие, причем даже далекие от сельского хозяйства люди. Почему людям так интересна эта сельскохозяйственная тема?

– Действительно, порой слово «спас» становится вторичным в названии праздников. В этом проявляется народная память, ведь в прошлом праздники церковные были сильно привязаны к сельскохозяйственному календарю. В августе начинался сбор урожая. И к этим праздникам собирали мед, яблоки, орехи. Август был месяцем засушливым, еще и поэтому сбор урожая, который удалось вырастить и сохранить, воспринимали как Божию милость. А за милость нужно, конечно, поблагодарить. По сути, освящение урожая – это в первую очередь благословение трудов человека, который в течение года возделывал землю и принес в храм первые плоды.

– Должны ли мы хранить эту традицию в наши дни, когда многие люди уже не так тесно связанны с землей? Не проявление ли это языческого отношения к жизни?

– Сама традиция, конечно, не языческая. Языческой она становится, если мы к освящению плодов относимся магически, не задумываясь о христианском смысле той или иной традиции. Народная традиция — явление живое и порой довольно случайное. То, что понравилось людям и прижилось. Христианская культура формируется в лоне определенной среды, она преображает культуру принимающих ее народов.

Понятно, что за последнее столетие жизнь поменялась кардинально. И традиции должны адаптироваться к современным реалиям. Но вряд ли разумно отсекать многовековое прошлое, которое хранится в генной народной памяти. Возможно, именно благодаря этим праздникам люди серьезно задумаются о вере, и поход за освященным медом или яблоками обернется чем-то большим. Но для этого нам – священнослужителям и верующим мирянам – нужно доводить до людей суть самих праздников. Объяснять, откуда взялась эта традиция, и делать акцент на благотворительности, на принесении даров неимущим.

– 14 и 19 августа в храмах освящают мед и яблоки. Любой священник скажет, что народу в эти дни в храме заметно больше, чем во многие другие летние праздники. Что бы Вы посоветовали людям, которые приходят в эти дни в храм?

– В наши дни отношение к освященным плодам доходит порой до абсурда. Люди банками несут мед, пакетами яблоки и считают, что эти продукты приобретают какие-то особенные свойства. И забывают при этом суть праздника. Я бы посоветовал изучить церковную историю события. Яблочный Спас не должен затмить память о том великом событии, которое произошло в этот день, – о Преображении Господнем на горе Фавор. Древним народным названием этого праздника было Спас на горе. Слово «Яблочный» появилось гораздо позже, оно не отражает сути праздника.

Принося свои плоды Богу, нужно поблагодарить Его за помощь в понесенных трудах в течение года. Ведь в древности август был последним месяцем уходящего года. И не забыть накормить нуждающихся. 

*** 

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующих. В IX веке в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары появилась традиция износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду. Верующие выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. В русской традиции этот праздник получил наименование Медовый Спас, так как в этот день было принято освящать новый мед. Также 14 августа начинается Успенский пост.

19 августа христиане отмечают двунадесятый праздник Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению. В этот праздник принято освящать в храме виноград, яблоки и другие поспевшие фрукты, поэтому в нашем народе он получил наименование Яблочный Спас.

29 августа – праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Этот день называют Ореховым Спасом. Но нам важнее почтить Господа и Его святой Образ. Тем более, что для Саратовской митрополии чудотворная икона Спаса Нерукотворного, которая находится в Свято-Троицком соборе г. Саратова, – это одна из самых главных и чтимых святынь.

Марина Шмелева Теги: Преображение Господне.

pravpokrov.ru

Освятите себя, как яблоки Божии, как урожай для Христа

Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Мф. 17: 1—9

Протоиерей Александр Абрамов

Христос поднимается с ближайшими Своими учениками на Фаворскую гору и собеседует с двумя пророками, Моисеем и Илией. И во время этого разговора Он предстает перед учениками с лицом, сияющим, как солнце. Не находит богатейший церковнославянский язык другого слова, кроме как сказать, что Христос является преобразившимся. В этом же ряду слова «солнце», «свет», «сияние». Но какой свет и какое сияние, остается для нас неясным до тех пор, пока Христос не захочет этого открыть Своим людям в Царствии Небесном.

Ясно, что это сияние не ослепляющее, этот свет не жгучий. Это преображение не имеет ничего общего с желанием потрясти внимание и волю людей, видевших его. Христос запрещает ученикам — Он так делает в очень немногих предельно важных случаях — об этом рассказывать. И все это случается перед тем, как Ему войти в Иерусалим на вольные страдания. И песнопение церковное поясняет нам, что Он это делает для того, чтобы ученики могли, насколько они вместят, почувствовать славу Божию перед тем, как они увидят предельное уничижение Христово1.

Христос уничижается, распинают человека из плоти и костей, но не следует обманываться, и об этом очень ясно говорится в песнопениях Великой Пятницы: «Законоположницы Израилевы, иудее и фарисее, лик апостольский вопиет к вам: се Храм, Егоже вы разористе, се Агнец, Егоже вы распясте, гробу предасте, но властию Своею воскресе. Не льститеся, иудее: Той бо есть, Иже в мори спасый, и в пустыни питавый. Той есть Живот, и Свет, и Мир мирови».

А мы откликаемся лишь тем, что яблоки приносим

Я хотел бы сегодня обратить ваше внимание на то, как преломляется в церковном богослужении событие Преображения Господня. Можно было бы ожидать — поскольку речь идет о свете, о яркости, о вспышке, которая ученикам дала возможность совершенно по-новому взглянуть на личность Спасителя, — можно было бы ожидать сегодня освящения свечей или чего-либо иного, связанного с освещением, относящегося к идее света. Церковь реагирует неожиданно приземленно, как многие считают. Освящаются плоды нового урожая — виноград, яблоки, какая-то немудреная снедь с грядки.

И вот здесь будто бы получается зазор: такое великое, богословски глубочайшее и страшное событие, а мы откликаемся лишь тем, что яблоки приносим, и их кропят святой водой. И кто так думает, проходит мимо очень существенного в христианском миропонимании.

Преображение Господне, следующая за ним Пасха, прощение роду человеческому, Новый Завет с народом Божиим означают, что больше нет вещей важных и неважных, малозначительных и существенных, высоких и низких.

Человек всегда, в силу своей склонности к упрощению, всегда тянет Бога вниз: сделай это для нас благословленным, то разреши. Слава Богу, что нас Господь не слушается. Потому что если бы слушался, то вся наша жизнь состояла бы в разворачивании кульков с теми или иными веществами, которые нам нужно, чтобы Бог благословил, а то мы их съесть не сможем. Или съедим и осквернимся. Абсолютно ветхозаветное представление о роли Бога в человеческой истории. Да мне кажется, что и ветхозаветные старцы над таким пониманием давным-давно поднялись ко времени Спасителя. Это мы только запоздали на тысячелетия с нашими мешочками и требованиями к Богу что-нибудь благословить, уже даже не важно что и не ясно почему.

Фото: tatmitropolia.ru

Освящение плодов первого урожая, которое сегодня совершается, — это желание Божие, чтобы все в твоей жизни было свято. Оставь, человек, твое пугливое, немыслимое в Царстве свободы Христовой, опасение что-нибудь не то сделать или съесть.

Праздник Преображения есть доказательство, что в Царствии Небесном ничего «не того» нет. Все то. Все благословлено, все освящено, но освящено для человека, идущего вверх по небесной лестнице.

Идешь ты вверх, и на каком-то этапе Господь говорит праведным Своим: праведнику закон не лежит2. Никакие требования уже не распространяются на него, потому что все исполнено. И первым — Христом Спасителем.

Намного важнее — освятить себя, как яблоки Божии

Сегодня мы с вами освящаем яблоки, и на них отблеск Преображения Господня. На всем отблеск Преображения Господня. Даже на нас, бессмысленных и бестолковых, не отдающих себе отчета в том, что Христос с нами желает сотворить при нашем согласии. Но все равно и на сознании нашем, и на воле, и на образе действия есть отблеск Преображения.

Важно освятить яблоки. Намного важнее — освятить себя, как яблоки Божии. Как урожай для Христа. Не потому, что Он эти яблоки будет есть. А потому, что Он растит нас. Потому что это единственный случай, уверен, в истории Земли, когда Небесный Земледелец для того, чтобы Свой народ, Свой урожай, Свой удел сберечь, отдает Себя. Лишь бы виноградник Его не был разрушен, поруган, уничтожен.

Когда совершается архиерейская служба, епископ выходит на амвон и произносит молитву: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, егоже насади десница Твоя»3. То есть: «Господи, приди и увидь. И не оставляй Свой виноградник, который Ты Сам Своей рукой насадил».

Мы растем рядом: виноград земной, рукой человеческой насаженный, и виноград небесный — то есть все мы, люди Божии. Все мы нуждаемся в благословении, все мы в свое время должны стать урожаем Божьим. В Преображении нам Спаситель показывает, что в этом винограднике возможна жизнь без сорняков, яркая, чистая, светлая, новая. Преображенная.


1«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние» (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Кондак, глас 7).

2Праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым (1 Тим. 1: 9).

3Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя (Пс. 79: 15—16).

www.pravmir.ru

Яблочный спас в Твери – время освещать плоды, угощать обездоленных и загадывать желания

С урожаем – в храм!

Не прошло и недели, как пришел второй и самый главный спас – Яблочный. 19 августа, в день, совпадающий с великим церковным праздником Преображением Господним, принято освещать плоды в храме. Любопытно, что, несмотря на название «яблочный», изначально было принято освящать виноград, но так как этот фрукт в наших краях растет не повсеместно, то в храм приносят и груши, и сливы, и вообще любые созревшие фрукты. И как оказывается и не только …

- В этот день во всех храмах Твери проходит утренняя служба, после которой освящают урожай, - пояснили в тверской епархии. – Приносят всего понемножку: как фрукты, так и овощи, кто что выращивает. А после обряда по традиции небольшую часть урожая оставляют в храме в благодарность богу.

До наших дней сохранились лишь отголоски праздника. Сейчас все три спаса связывают только с обычаем освящения плодов, однако еще до войны в Тверской области всегда устраивались большие ярмарки по продаже яблок, плюшек и пирогов тоже с яблоками и даже яблочным мармеладом. Были и другие красивые обычаи.

В этот день освящают не только яблоки

- У нас в Крешнево Весьегонского района до войны часовня была, так на Яблочный спас обязательно там служба проходила, - рассказывает руководитель Барановского хора Галина Сазанова. - А вот после нее была еще одна традиция: после освящения урожая, святили еще и лошадей. Каждый, у кого была лошадь, проезжали мимо крыльца, а батюшка кропил святой водой. Красиво было…

Связывают с этим праздником и красивое поверье. Мол, именно с Преображения преображаются и яблоки и даже становятся волшебными. И если, откусив яблочко, загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Кушаешь сам, угости другого!

Издавна в день Преображения Господня бытует традиция: бедных, неимущих, а также родственников и друзей угощать тем, что вырастил. Причем обряд этот соблюдался так строго, что если его совершить или по жадности уклонялся, того считали человеком, недостойным. Обычно это не проходило незамеченным и с такими людьми старались серьезных дел не водить.

Есть или не есть?

Самое известное, с чем большинство ассоциирует Яблочный Спас, это то, что до него нельзя есть яблоки. Нам, привычным к яблокам, как и летом, так и зимой, такая примета кажется более чем странной.

- Сколько себя помню, у нас объясняли это тем, что на том свете родственникам яблок не достается.. – вспоминает участница фольклорного ансамбля «Веснянка» Людмила Гурина.

- А у нас не ели яблок только те, кто дал еще по молодости зарок.. Вот только они и страдали, - добавляет руководитель семейной этностудии «Матица» Полина Акулова.

- Версий этого запрета множества. Однако, примета эта идет от народа и скорее всего прижилась как благочестивая традиция, - пояснили в тверской епархии.

Убеждение о том, что яблоки до спаса есть нельзя, имеет место только к бывшим сортам яблок

С вопросом, откуда взялось это поверье, мы и обратились в Россельхознадзор по Тверской и Псковской областям.

- Это убеждение имеет место только к бывшим сортам яблок, бытовавшим в 18-19 века и ранее. Как правило в те времена для нас были характерны только глубоко зимние сорта «Антоновка», «Белый налив» и «Московская грушевка». Эти яблоки вступали в зрелость гораздо позже, а потому есть ранее определенного срока их было нежелательно. И причина тому была проста: незрелые яблоки вызывали расстройство желудка, а потому приносили больше вреда чем пользы. Сейчас, когда сортов много, эта традиция с точки зрения сельскохозяйственной культуры уже утеряла свой смысл.

Кстати.

Каков спас, такова и погода

Считается, что если погода на Яблочный Спас хорошая, то зима будет холодной, если в день Яблочного Спаса идет дождь, то и осень будет дождливой, а если на Второй Спас сухо, то и осень будет сухой. Судят по спасу и о предстоящем Покрове (14 октября), а также о январе.

Где отметить

Отметить яблочный спас приглашает Знаменская церковь в поселке Савватьево Калининского района, где 19 августа после утренней службы в 11 часов пройдет освящение плодов. Затем все приглашаются на праздничное чаепитие.

www.kp.ru

Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса или нельзя: ответ священника

С яблочным спасом связано довольно много интересных народных традиций, церковных обрядов и даже суеверий. И поэтому многие интересуются, можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса. Или, например, почему женщинам нельзя есть яблоки до яблочного спаса или кому можно, а кому нельзя этого делать.

Ответ на этот вопрос с комментариями священника можно найти в статье.

Почему женщинам нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса: народное поверье

Бывает так, что в некоторых семьях, увы, умирают маленькие дети. Народное поверье гласит, что матери, потерявшей ребенка, до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки.

Согласно легенде, малыши в лучшем мире тоже отмечают Яблочный спас, едят яблоки, и дарят им там разные подарки. А если мама съест фрукты до Спаса, то ребенок не получит свое яблочко в подарок и опечалится этому.

На самом деле это не более, чем красивая и в то же время очень грустная история. В Библии или в церковных традициях мы не найдем ничего подобного.

Поэтому молодые мамы, замужние и незамужние девушки могут пробовать яблоки без ограничений. Более того – в этот день можно загадать заветное желание и отведать самый сочный плод, который привлечет внимание. И даже погадать на любовь и на суженого – главное, чтобы все это было от души и пошло на пользу.

Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса: ответ священника

Церковь не запрещает есть яблоки до или после праздника Преображения. Однако иногда можно встретить и другие мнения насчет того, почему не едят яблоки до Яблочного Спаса.

В большинстве случаев священники едины в том, что никакого греха в этом нет. Однако иногда верующие могут и воздержаться от того, чтобы кушать фрукты до их освящения в церкви.

Считается, что таким способом можно выразить свою благодарность Богу за собранный урожай. И сначала необходимо принести жертву Господу, а уже затем – садиться за трапезу.

Это представление идет из старинных богослужебных уставов (типиконов), поэтому прямым руководством к действию оно не является. Соответственно вкушать плоды яблонь можно как до праздника, так и после него.

Например, вот ответ представителя православной церкви протоиерея Андрея Ефанова:

zavedeno.com


Смотрите также