8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Когда праздник преображения


когда и как отмечают этот праздник

Церковь. Молитва.

СС0

Когда Преображение Господне?

Преображение Господне православные празднуют всегда в один и тот же день — 19 августа. Полное название праздника звучит как Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В народе этот день называют Яблочным Спасом.

Преображение Господне: история праздника

Праздник установили в память преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор. Там он показал им Свое Божественное величие и подкрепил их веры по случаю приближавшихся его страданий.

События Преображения описаны в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. В них говорится, что Иисус Христос взял трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и вместе с ними взошел помолиться на высокую гору Фавор в Израиле.

Во время молитвы три ученика Иисуса увидели, как Учитель преобразился:"и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф 17:1−2).

Праздник Преображения Господня: традиции и приметы

Какого числа Яблочный Спас 2018, в чем суть и можно ли есть яблоки до праздника

Жизнь

В православных храмах 19 августа проходят праздничные службы. Священнослужители облачаются в белые ризы, которые символизируют вечный Божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

После Богослужения освящаются фрукты и другой урожай. Согласно Ветхому Завету, в Иерусалимский Храм люди несли гроздья винограда и злаки для благословения. Освящение плодов в этот день в христианстве приобрело особое символическое значение.

19 августа православным христианам разрешается впервые вкусить плоды нового урожая. До праздника запрещено есть яблоки и виноград. Считалось, что женщина, съевшая до праздника яблоко, принимает на себя грех Евы, которая сорвала запретный плод.

Вид на Барнаул. Иоанно-Богословская церковь. Храм.

Анна Зайкова

Что нужно делать в Преображение Господне

В этот православный праздник нужно сходить в храм, в котором можно освятить яблоки и другой урожай. Разрешается готовить праздничные блюда. День должен пройти в понимании и радости.

Что нельзя делать в Преображение Господне

Преображение Господне выпадает на время Успенского поста. Именно с ним связаны основные ограничения. Во время поста нельзя чревоугодничать, развлекаться, есть мясо и молочные продукты.

В этот день запрещается делать уборку. Шитье, вязание, ведение домашнего хозяйства считаются большим грехом.

Преображение Господне: приметы

Предки верили, что какая погода 19 августа, такой будет и январь. Если тепло и ясно, значит, зиму жди суровую.

Плохая примета начать есть яблоки в этот день самому. Сначала нужно кого-нибудь угостить.

Если будешь в праздник Преображения Господня угощать всех яблоками, то следующий год будет урожайным.

Если на полях до 19 августа не собрали весь урожай, будь готов, что дожди его испортят.

altapress.ru

Когда отмечают Преображение Господне: дата праздника и история

Преображение Господне – православный праздник, который принято относить к одному из двенадцати великих дней. Считается, что в этот день случилось преображение Господа Бога перед учениками. Данное действие произошло на горе Фавор во время молитвы. Часто этот день именуется не как Преображение Господне, а как Яблочный Спас, реже Второй Спас.

История праздника Преображение Господне

Праздник отождествляет события, которые произошли с Иисусом Христом. Принято считать, что ровно за сорок дней до распятия он рассказал своим ученикам об истинном своем предназначении – он умрет как мученик, но сделано это будет во благо всех живущих людей.

Христос и его ученики Петр, Иоанн и Иаков поднялись на гору Фавор, где Иисус начал чтение молитв. В этот момент случилось чудо – его одежда побелела, а лицо начало излучать свет. Учитель дал строгий наказ Иоанну, Петру и Иакову – никто не должен знать о произошедшем.

Как только учитель и ученики спустились с горы, то Иисус Христос сказал им собрать яблоки и освятить.

Праздник Преображение Господне отмечается еще с четвертого века – в это время на горе Фавор был возведен храм. РПЦ почитала, что празднование должно осуществляться в августе, что позволит не пересекаться с Великим постом.

Какого числа отмечают Преображение Господне в России в 2019 году

Дата праздника Преображение Господне в 2019 году приходится на 19 августа.

За все время существования праздника скопилась масса примет и суеверий, которые как это ни странно, срабатывают. Самые популярные:

  • Если 19 августа будет ясная, солнечная погода, то зима будет холодной.
  • Угощая соседей или родных урожаем из собственного сада или огорода в день Второго Спаса, привлечешь богатый урожай в следующем сезоне.
  • Яблоки, собранный на Яблочный Спас, хранятся всю зиму.

Верить в приметы или нет – личное дело каждого, но не стоит забывать, что подобные утверждения проверялись годами нашими предками.

Традиции праздника Преображение Господне в России

Ответ на вопрос какого числа Преображение Господне в России весьма прост – ежегодно этот праздник отмечается 19 августа.

Как и любой другой православный праздник, Второй Спас характеризуется проведением обязательной утренней службы в храмах. Особенностью которой является вынесение в центр храма креста, после чего осуществляется обряд поклонения. Все верующие отправляются в крестные ходы, освещают яблоки, сливы и другие плоды, собранные на своих участках.

Когда будет отмечаться Преображение Господне в России в 2019 году в ходе литургии будет петься канон о Великом Преображении Господа Бога, а священник должен в этот день носить одежду исключительно белоснежную, что будет являться символом света Божьего.

В качестве народных традиций стоит отметить, что люди начинают заготовку яблок на зиму – сушат, варят компоты и варенье, делают повидло или просто собирают и укладывают в погреб на зимовку. Также в этот день можно начинать собирать горох и виноград.

Как отмечают Преображение Господне в России – многие в этот день ходят на кладбище и кладут на могилы близких людей освященные плоды.

Со времен Древней Руси считается, что праздник Преображения господне – последний день лета. Традиционно все люди выходили на закате в поле и прощались с летом, приветствовали осень.

Интересная традиция есть и у пасечников – в этот день они часть урожая должны раздать детям, сиротам, обездоленным, поделиться с соседями и освятить ульи, иначе удача отвернется от них.

Что можно, а что нельзя кушать в Преображение Господне

Вопрос о том, что можно кушать в Преображение Господне, весьма уместен, так как праздник пересекается с Успенским постом, который считается строгим. Во время поста запрещено кушать мясо, молоко, яйца.

Но в день Преображения Господне дается послабление и разрешается употребить рыбу, морепродукты и вино.

Что нельзя делать в Преображение Господне

Большинство православных праздников характеризуются тем, что есть ограничения в действиях. Что нельзя делать в Преображение Господне:

  • вязать;
  • шить;
  • делать уборку;
  • заниматься тяжелой работой.

Строго запрещено убийство насекомых.

amedeya.com

что нельзя делать в праздник

Преображение Господне 2019

Полное название праздника звучит как Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Отсюда народное название — Яблочный Спас.

Праздник установили в память о чудесном преображении Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. Сын Божий показал свое божественное величие и укрепил веру учеников перед грядущими испытаниями. Это событие описано в Евангелии от Матфея, Марка и Луки. В них говорится, что Иисус Христос взял с собой трех учеников и вместе с ними взошел на гору Фавор.

Преображение Господне

СС0

Там Христос молился. Ученики уснули, а когда проснулись, увидели, что лицо учителя сияет как солнце, одежда бела как снег. Рядом с Христом появились ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Их осенило светлое облако, из которого прозвучал голос: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте».

В православных храмах 19 августа проходят праздничные службы. Священнослужители надевают белые облачения, которые символизируют божественный свет.

После богослужения по традиции освящают яблоки и другие плоды нового урожая.

Преображение Господне

СС0

Что нельзя делать в праздник Преображение Господне

Преображение Господне выпадает на время Успенского поста. Именно с ним связаны основные ограничения. Во время поста нельзя есть продукты животного происхождения и предаваться разгульному веселью.

Других особенных запретов, связанных с празднованием Преображения, в православной церкви нет. Нежелательно ругаться, ссориться с близкими и друзьями, осуждать и злословить.

Не стоит злоупотреблять алкоголем (как и в другой православный праздник).

Нельзя гадать, заниматься магией и оккультизмом, увлекаться приметами. Православная церковь относится к этим занятиям негативно вне зависимости от праздников и дней недели.

В интернете распространено мнение, что в православные праздники нельзя работать, шить, делать уборку. Это не так. Но если есть возможность, нужно сходить в храм на службу и помолиться. Это считается более важным, чем домашние заботы.

altapress.ru

Преображение Господне. Как и когда празднуют?

Часто новообращенные христиане (да и не только «новички» в вере) сталкиваются со сложностями, когда дело касается церковных праздников. У каждого важного для православного человека события есть свои традиции и запреты. Одной из важнейших православных дат является Преображение Господне. Что это за праздник, когда он отмечается и какие ритуалы нужно соблюдать в этот день,
Что такое Преображение
Полное название праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В дословном переводе означает: метаморфоза, изменение формы и всего себя, превращение в другой вид; праздник души, обновления, света и любви.


Второе название праздника – Яблочный Спас

Божественное Преображение Христа – визуальное явление царства Божьего на земле, олицетворение Его величия и славы на горе Фавор перед апостолами – учениками. В этот день люди должны задуматься о духовном изменении.
По легенде, Спаситель по истечению половины Своего земного служения решил показать троим ученикам (Иоанну, Иакову и Петру) славу своего Божества и подготовить их к своей смерти и последующему воскрешению. Для молитвы Христос со своими последователями поднялись для молитвы на гору Фавор – холм, расположенный недалеко от Назарета.
Во всех символах праздника содержится глубокий назидательный смысл. Гора Фавор не исключение. В переводе «фавор» означает «чертог чистоты и света», безмолвное, уединенное место для творения молитв, которое помогает соединить человеческий беспокойный ум с Богом.

Чудо Преображения произошло на горе Фавор

Пока Христос проговаривал молитвы, ученики задремали, а проснувшись, увидели, что Иисус преобразился: его лицо просияло подобно Солнцу, а одежда стала белее снега. Рядом стояли пророки Илия и Моисей, ведущие беседу о предстоящем событии. Ученики почувствовали радость и умиротворение. Рядом показалось облако, из которого молвил Божий голос с наставлением: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».
Когда видение исчезло, Спаситель поведал ученикам, что Он призван на Землю в качестве жертвы, чтобы умереть за грехи людей, но через три дня после смерти воскреснет и вознесется на небо. Иисус приказал ученикам держать в тайне то, что поведал до его воскрешения. Это событие подробно описывается в синоптических Евангелиях от Луки, Марка и Матфея.
Когда празднуется Преображение Господне Преображение Господне (Второй или Яблочный Спас) – один из самых важных христианских праздников. Относится к двунадесятым – 12-ти самым главным после Пасхи православным праздникам, преимущественно с закрепленной датой.
Отмечается каждый год 19 августа в память Преображения Иисуса Христа на горе Фавор.

По старому стилю – 6 августа.
Как утверждается в Евангелие, Преображение произошло за 40 дней до Пасхи, но отмечается не в феврале, а в августе, иначе празднование было бы во время Великого поста. На 40 день после события отмечают Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

История празднования Преображения Господня Преображение Господне – один из самых древних праздников. Первое упоминание о нем датируется IV веком, но, скорее всего, отмечали его и задолго до этого.

Отмечая этот день, когда Бог явился людям в человеческом обличии, православная церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: божественного и человеческого. В IV веке равноапостольная святая царица Елена возвела храм на месте Преображения Господа, с этого дня были объявлены торжества в честь события. На местах, где спали ученики Спасителя, построили трехпрестольный храм.

Еще три храма возвели в VI веке: во имя пророков Илии, Моисея и самого Спасителя. В XIX веке Архимандрит Иринарх и иеродиакон Нестор установили на горе Фавор алтарь, служились молебны паломникам, жертвовавшим средства на строительство и поддержку храма.

До освещения святыни патриархом Иерусалимским Кириллом II Иринарх не дожил всего год.

Икона Преображения

В Праздничном ряду православного иконостаса есть икона Преображение Господне, сюжет которой уже в VI веке стал каноническим.

Икона Преображения Господня

В центе полотна состоит Иисус Христос в Белых сияющих одеждах, справа и слева от Него стоят ветхозаветные пророки: зрелый Илия и юный Моисей. Внизу – ниц павшие апостолы. Изображают иконописцы Христа в ореоле овальной или круглой формы. Свет, исходящий от Христа, делит икону на земное и небесное начала, противоположные друг другу. Это один из самых узнаваемых библейских сюжетов в церковном искусстве.

Самая известная в России икона Преображения (нач. XV в.) принадлежит авторству Феофана Грека и хранится в Третьяковской галерее.

Обычаи и приметы

19 августа – на Яблочный Спас – во всех православных храмах священнослужители облачаются в праздничные белые ризы, олицетворяющие Божественный свет, как тот, что появился на горе Фавор и проводят праздничные службы.

После основной части освящаются фрукты – обычай описан еще в Ветхом Завете, когда люди возносили злаки и гроздья винограда в Иерусалимский Храм в знак благородности Господу. Этот обряд имеет символичное значение – природа вместе с человеком обновляется. В странах, где виноград не растет, люди святят яблоки. Так и возникло народное название праздника – Яблочный Спас.

На Яблочный Спас необходимо освящать яблоки

По приметам считается, что какая погода будет 19 августа, на Второй Спас, таким будет и весь январь. Ясная погода означает суровую и долгую зиму, дождливая – снежную, пасмурная или сухая погода – к такой же осени.
Как празднуют и что нельзя делать На Второй Спас всем верующим христианам по традиции необходимо идти в храм, не забыв взять с собой яблоки для освящения. До этого знаменательного дня запрещается есть плоды нового урожая, а вот в этот день христиане впервые пробуют новый урожай.

В современном православном календаре праздник приходится на Успенский пост, по случаю события, согласно церковному уставу, можно кушать рыбу, но запрещается:

*чревоугодничать;

*употреблять молочные продукты, мясо;

*развлекаться.
Считается, что 19 августа яблоки насыщены чудодейственной силой, поэтому необходимо приготовить блюда из них: пироги, кисель, варенье. Больше всего освящения яблок ожидают матери, которые потеряли своих детей, и дочери, потерявшие своих матерей.

Для пасечников это тоже особенный день. Они святят ульи, угощают медом соседей, сирот, обездоленных и немощных.
Благодатное, измененное состояния обретает человек и весь мир с Его Воскресением.

Тот, кто осознает свои поступки, кается в них – освобождается от душевных мук, грязи и может принять несозданный Божественный свет или Нетварный Свет, который есть в каждом человеке.

источник

www.topspletni.ru

Преображение Господне 2019 – что нельзя делать, как праздновать и молиться

Преображение Господне. Икона. Феофан Грек. / Правмир

19 августа отмечается великий праздник Преображение Господне 2019 (Яблочный спас называют его в народе).

Также этот праздник называют: просто Спас, Второй Спас, Средний Спас, Спас на горе, Праздник первых плодов, Горохов день, Вторая встреча осени, Осенины, Первые осенины.

Главред решил напомнить своим читателям о главных приметах и традициях дня.

  1. Преображение Господне: дата и сколько празднуем
  2. Преображение Господне – Яблочный спас: почему так называется
  3. Преображение Господне: как праздновать
  4. Молитва на Преображение Господне
  5. Преображение Господне: что нельзя делать
  6. Преображение Господне: приметы
  7. Преображение Господне: поздравления

Отмечается праздник Преображения с IV века.

Дата праздника неизменна (в отличие от Пасхи, скажем), то есть это всегда 19 августа. В 2019 году Преображение Господне выпало на понедельник.

Католики отметили праздник по старому стилю – еще 6 августа.

Читайте такжеЯблочный спас 2019: как праздновать – в церкви и домаК тому же Преображение Господне – праздник двунадесятый, а посему у него есть день предпразднства (один – это 18 августа) и еще потом семь дней попразднства (с 20 по 26 августа). В эти дни после праздника на богослужении продолжают читать посвященные ему молитвословия и песнопения.

Попразднство есть у всех двунадесятых праздников (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и у Пасхи.

Название у праздника говорящее: он установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор перед своими учениками – апостолами Петром и братьями Иаковом и Иоанном. Само слово "преображение" в переводе с греческого означает "превращение в иной вид" или еще его переводя как "изменение формы".

Зная, что ему предстоят пытки и смерть, Иисус решил укрепить веру учеников своих – и явил им чудо на горе Фавор: предстал пред ними в том образе, который ждет его после воскрешения. Одежды Спасителя воссияли белым светом. И даже камни вокруг него побелели.

На этом месте святая царица Елена в IV веке велела построить церковь Преображения Господня.

Есть своя церковь Преображение Господне и в Украине – это славянская церковь Преображение Господне в Донецкой области.

В христианской традиции праздник Преображения уходит корнями в ветхозаветный праздник кущей, когда освящались первые плоды и колосья пшеницы. То есть наши предки в это время начинали собирать урожай – и первые собранные дары природы несли в храм на освящение.

Читайте такжеЯблочный спас 2019: что приготовить и на какие приметы обратить вниманиеПо канону в этот день принято святить виноград, однако в наших широтах он не вызревает к моменту празднования, поэтому на Руси издревле святят в этот день яблоки. Поэтому-то Преображение Господне в народе и прозвали Яблочный спас.

И отсюда же традиция подавать на праздничный стол в этот день как можно больше блюд с яблоками и медом (его также продолжают святить в этот праздник). Это и просто яблоки с медом, и яблочный пирог, и блины с яблоками, и различные овоще-фруктовые салаты. И напомним: продолжается Успенский пост 2019: календарь питания на этот день позволяет послабления в меню, но основных запретов в еде не снимает. О запретах в еде на этот день читайте в нашем материале Что нельзя делать в Успенский пост – от питания до прощения и свадьбы.

Также на Яблочный спас святят в церкви и другие круглые фрукты, а некоторые – даже овощи:

  • виноград,
  • горох в стручках,
  • груши,
  • помидоры и т.п.,
  • пучок колосьев пшеницы и ржи – тем самым прославляя разнообразное богатство природы.

К слову, считается, что до освящения яблоки нового урожая есть нельзя, то есть вообще: ни в сыром виде, ни добавлять в блюда или компоты (иные напитки). Особо ревностно этой традиции придерживались родители, у которых умер маленький ребенок: в народе верили, что если родитель съел яблоки до Яблочного спаса – тогда сам малыш на небе яблок в этом году уже не отведает.

В народе верят: если до Яблочного спаса яблок не есть, а в праздник загадать желание, откусывая дольку яблока с медом – то желание это непременно сбудется.

Народная традиция пошла от монахов. В сборнике богослужебных и аскетических указаний – Типиконе – есть четкий запрет, что инокам до освящения на Преображение Господне плодов есть нельзя. Воздерживаясь от поедания яблок и иных плодов до их освящения, верующие люди тем самым выполняют завет: "Сначала – Богу, потом – нам".

Также освященные на Преображение плоды принято в этот день носить на могилы родных и близких людей.

Тропарь предпразднству Преображения Господня

Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия: восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту.

***

Молитва на Преображение Господне

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

До Яблочного спаса принято заканчивать уборку зерновых, а то, мол, после 19 августа весь урожай первый же дождь погубит.

Преображение Господне – Яблочный спас нельзя:

  • работать по дому – кроме приготовления еды: под запретом шитье, уборка, ремонт и т.п.;
  • заниматься любым тяжелым трудом: только заканчивают уборку урожая в саду, ведь, по примете, оставшийся после Яблочного спаса урожай пользы здоровью уже не дает;
  • убивать насекомых, особенно мух: считается, что если муха села на человека дважды – быть ему везучим целый год;
  • ругаться, ссориться, желать зла – негатив обернется к зачинщику свары многократно;
  • слишком шумно веселиться – праздник-то церковный.

По приметам 19 августа судили о погоде:

  • в январе – будет такой же, как на Яблочный спас;
  • на Покрова, то есть 14 октября – такой же будет;
  • осенью: сухой день сулил недождливую осень;
  • зимой: ясный день предвещал холодную зиму.

С Преображеньем я вас поздравляю.

И от души всем друзьям пожелаю

Веры, терпения, много любви,

Были чтоб мысли светлы и чисты.

Пусть вас Господь бережет от напасти,

Пусть в вашем доме поселится счастье.

Будьте здоровы, живите без бед

С вашими близкими вы много лет!

***

Пусть жизнь принесет свет и радость тебе,

Пусть трудных мгновений не будет в судьбе,

Пусть будет в достатке и дом, и семья.

С Преображеньем Господнем тебя!

***

Поздравляю с праздником Преображения Господнего и от чистого сердца желаю с каждым днём преображать себя, свои мысли, свой внутренний и окружающий мир. Желаю здравствовать, надеяться и любить, мечтать и радовать своё сердце с каждым мгновением.

glavred.info

Преображение Господне в 2020 году, какого числа, что за праздник

Этот важный праздник для православных посвящается воспоминаниям о Преображении Иисуса Христа. В 2020 году христиане будут отмечать его 19 августа. Чтобы понять суть праздника, необходимо коснуться Библейских сказаний, в которых есть подробное описание зарождения Преображения Господня.

История и суть праздника

Иисус знал, как примет свою смерть и рассказал об этом своим ученикам. Они же пришли в уныние, узнав о какой мучительной смерти поведал им Иисус. Чтобы успокоить своих учеников и укрепить их веру Христос и его апостолы отправились в Иерусалим. По дороге они сделали привал около горы Фавор.

Иисус предложил ученикам подняться на гору и помолиться там. Поднявшись они прилегли отдохнуть и заснули, а когда проснулись увидели чудо. Лицо учителя преобразилось и освещалось, а одежда стала белоснежной. Ученики смотрели на это и вдруг около Христа появилось белое облако из которого ученики услышали голос, гласящий, что Иисус — это сын Божий и Его нужно слушаться. 

Ученики испугались и уткнулись в землю, когда же они подняли головы, то увидели своего Учителя в прежнем, обычном состоянии. О произошедшем Иисус приказал никому не рассказывать до Его воскрешения. Своим преображением Христос показал, что ждет он истинно верующих, которые обретут вечную жизнь в Царстве Господа.

Традиции православных

В этот день в Храмах выносится Крест, к которому преклоняются. Далее происходит Крестный ход и освящается принесенный христианами урожай. Священники одевают белоснежную одежду, что символизирует Божий Свет. По народным традициям готовят:

  • сушеные яблоки;
  • пекут пироги;
  • варят варенье, компоты.

После чего часть раздают нуждающимся, бедным людям — это предвещало полную чашу в доме. Нельзя было скупиться, иначе не избежать беды. 

В это время поспевает горох, виноград. После освящения фруктов в Храме, люди отправляются собирать свои урожаи. Под дерево ставят икону Преображение Господне. Срывают только поспевшие плоды. После наступления праздника встречали осень. Ночи становились прохладными. Птицы готовились улетать в теплые края. 

Важно! На праздник Преображения Господне нельзя убивать насекомых, иначе беды не миновать!

Церковные запреты


В праздник можно было работать только над собранным урожаем. Физический труд был запрещен. Нельзя заниматься рукоделием. В святой день запрещено ругаться и ссориться. Люди искренне верили, что тот, кто нарушит церковные правила обязательно привлечет к себе беду. Насекомых в это время обижать нельзя. Сметать паутину в доме — к беде. 

Считалось, что если на человека села муха несколько раз, то можно было загадывать желание, которое обязательно исполниться. Если на мед прилетела пчела, то семья в следующем году ни в чем не будет знать нужды. 

На ряду с праздником Преображением Господне 19 августа отмечают еще и второй Спас — Яблочный.

Традиции, обычаи и приметы собирались людьми годами, отмечали, что если на Преображение Господне будет плохая погода, то и осень будет дождливая. Этот праздник много значит для православных христиан, поэтому верят в него искренне и относятся с почтением и уважением. 

minutamami.ru

что нельзя делать в праздник

В 2019 году Преображение Господне отмечают ( в том числе православные верующие в Хакасии) 19 августа. Это один из важнейших православных праздников. Издание altapress рассказывает, в чем суть и что нельзя делать в этот день.
Полное название праздника звучит как Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Отсюда народное название — Яблочный Спас.

Праздник установили в память о чудесном преображении Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. Сын Божий показал свое божественное величие и укрепил веру учеников перед грядущими испытаниями. Это событие описано в Евангелии от Матфея, Марка и Луки. В них говорится, что Иисус Христос взял с собой трех учеников и вместе с ними взошел на гору Фавор.

Там Христос молился. Ученики уснули, а когда проснулись, увидели, что лицо учителя сияет как солнце, одежда бела как снег. Рядом с Христом появились ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Их осенило светлое облако, из которого прозвучал голос: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте».

В православных храмах 19 августа проходят праздничные службы. Священнослужители одевают белые облачения, которые символизируют божественный свет. После богослужения по традиции освящают яблоки и другие плоды нового урожая.

Что нельзя делать в праздник Преображение Господне

Преображение Господне выпадает на время Успенского поста. Именно с ним связаны основные ограничения. Во время поста нельзя есть продукты животного происхождения и предаваться разгульному веселью.

Других особенных запретов, связанных с празднованием Преображения, в православной церкви нет. Нежелательно ругаться, ссориться с близкими и друзьями, осуждать и злословить.

Не стоит злоупотреблять алкоголем (как и в другой православный праздник).

Нельзя гадать, заниматься магией и оккультизмом, увлекаться приметами. Православная церковь относится к этим занятиям негативно вне зависимости от праздников и дней недели.

В интернете распространено мнение, что в православные праздники нельзя работать, шить, делать уборку. Это не так. Но если есть возможность, нужно сходить в храм на службу и помолиться. Это считается более важным, чем домашние заботы.

www.19rus.info

Почему праздник Преображения был так значим в истории страны — Российская газета

Случайность или нет, но именно праздник Преображения Господня, в народе Яблочный Спас, отмечаемый 19 августа, играл в жизни государства, в нашей военной истории уникальную роль. А еще он дал название улицам, селам, московской станции метро, даже фамилию знаменитому профессору из "Собачьего сердца". И вот этот выбор Булгакова был точно не случайным. Мы обязательно разберемся с замыслом классика, но сейчас об исключительной роли в государстве и военной истории.

В 1650 году царь Алексей Михайлович, любивший охоту вдоль дороги на Черкизово, возвел на берегу Яузы рядом с храмом в честь Преображения Господня дворец (сегодня район метро "Преображенская площадь"). В охотничьем дворце после смерти царя осела его вторая жена Наталья Нарышкина с маленькими Петром и Наташей. В Преображенском, как и в Воробьево, мужающий Петр создавал свои потешные войска, из которых потом выросла "армия нового строя". Первый полк своей армии будущий император назвал Преображенским. Дань географии? Не только. Хотя реформатор русского царства не раз глумился над Церковью, смысловую разницу между именами "Преображенский", "Семеновский" или, к примеру, "Измайловский" он чувствовал, и она точно соответствовала его амбициям преобразовать Российское государство.

История Преображенского полка тесно связана с военными победами и неудачами русского воинства. Взятие крепости Азов, битва при Нарве, взятие Нотебурга, опять Нарва, уже осада... Больше двух столетий всюду, где решалась судьба России. Преображенцы помогли взойти на престол Екатерине I, потом Елизавете, раньше всех вышли на Сенатскую площадь, защищая молодого Николая I. Преображенский полк был не просто первым гвардейским полком, он был "одной из системообразующих опор государственного строя" (Олег Хлестов). А праздник Преображения был не просто формальным полковым, корпоративным праздником преображенцев, но и стержнем воспитания и поддержки духа элиты гвардейцев.

И теперь пора разобраться, что же это за праздник? Почему лучшие из лучших пестовали, взращивали свою личную причастность именно к нему? Начнем с самого слова. "Изменение, превращение, трансформация, перерождение" - синонимы преображения, но при всей кажущейся близости преображение нечто совсем иное. В чем разница? Откроем Евангелие, попутно отметив, что тут мы пишем слово уже с заглавной буквы - объяснение позже. Итак, рассказ евангелиста Луки, дело происходит во время земной жизни Иисуса, незадолго до Его последней Пасхи. Спаситель ходит с учениками по Палестине, проповедуя Благую весть.

Репродукция иконы "Преображение Господне" из села Чамерово, XV в. (из собрания музея им. А. Рублева). Фото: РИА Новости

Однажды Иисус, взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, "взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, это были Моисей и Илия, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме". Что значит "говорили об исходе"? О чем беседовали Иисус и два ветхозаветных пророка? О грядущих страданиях Христа, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греха и смерти. "Петр и его спутники забылись дремой, - читаем дальше, - а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: "Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!" "Он не знал и сам, чтo говорил", - замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были не готовы воспринять происходящее, оно было выше их опыта, отсюда понятное, но все же наивное желание остановить мгновенье, остаться там, где Божья Благодать, где творится чудо. Петр еще не договорил, "как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: "Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!" И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели".

Так произошло Преображение Иисуса Христа - явление таинственное, мистическое. И если мы теперь попробуем дать определение самому слову, оно будет звучать так: "Преображение - это существенное изменение образа (выделим корень "образ"!), проявление в уже известном нового, высшего, неведомого нам раньше качества". О действующей силе процесса пока умолчим, но заметим, что с заглавной буквы в этом случае слово пишется потому, что здесь событие произошло с Богом.

Итак, 19 августа, в день праздника Преображения Господня, Церковь вспоминает, как Христос впервые явил перед тремя учениками Свою Божественную суть: "И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет". Заострим внимание на том, что сияние исходило не только от Тела Христа, но и от Его одежд: не только от Бога, но и от материи. Из этого следует важнейший вывод: вся материя, и человек в том числе, может быть обожена. Больше того, она, материя, и призвана стать такой!

Зачем Михаил Афанасьевич сделал своего профессора именно Преображенским?

Важно, что увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знак о том, что Он есть Сын Божий. На иконах праздника изображают именно этот момент: Иисус в ореоле сияния, которое называют "фаворским светом" - считается, что событие произошло на горе Фавор. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей, в нижней части - апостолы.

Историки считают, что событие Преображения Господня происходило не в августе, а в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и в Каппадокии (сейчас территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений педагогических: августовское торжество в честь Преображения Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвященное богини любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гулянья в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая - винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на яблоки. Отсюда второе название праздника в честь Спасителя - Яблочный Спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам "плодов земных". Случайное объединение никак несвязанного? Преображения Сына Божьего перед учениками и благодарение Господа за урожай?

"Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, - пишет епископ Мефодий (Кульман), - но под влиянием лучей солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Для нас подъем на гору Фавор - это наше хождение вслед за Христом и очищение от греха".

Наша душа жаждет преображения: своего, всей природы человеческой, окружающего мира. Справляется ли с этими благими планами сам человек? Возможно ли это без Творца всего сущего? Нагляднее всего на этот вопрос ответил Булгаков. Зачем Михаил Афанасьевич сделал своего профессора именно Преображенским? Смотрите, умница, светило медицины затеял вроде бы вполне уже и достижимое - преображение собаки в человека. Финал известен. Вывод один: преображение без Творца, без Божьей Благодати невозможно и бессмысленно. Похоже, это не было тайной ни для наших гвардейцев, ни даже для их родоначальника.

Яблочный спас

Иван Шмелев, "Лето Господне": "Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви - не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам - передаются - к "Празднику!". Проплывают над головами узелочки - все яблоки, просвирки, яблоки... В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным - свежими яблоками. Они везде... Необыкновенно, весело - будто гости, и церковь - совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их - посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: "Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!" И будут есть уже другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть - Преображение".

rg.ru

что означает, приметы и традиции

КИШИНЕВ, 18 авг — Sputnik. Праздник установлен в память о Преображении Господа перед учениками на горе Фавор – в этот день церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа.

Евангелисты повествуют

Иисус Христос вместе со своими учениками Петром, Яковом и Иоанном взошел на гору Фавор для молитвы. Пока Господь молился, ученики заснули, а проснувшись увидели, что Иисус преобразился — "лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми".

Рядом с Сыном Божьим они увидели ветхозаветных пророков — Моисея и Илию, которые беседовали с Ним о грядущих искупительных страданиях. В этот момент беседующих осенило светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте".

© Sputnik / С. Зимнох

Икона "Преображение Господне". XVI век.

Когда видение исчезло, Иисус поведал ученикам, что он призван умереть за грехи человеческие, принеся себя в жертву, но через три дня он воскреснет, а после вознесется на небо. Иисус предупредил учеников, чтобы они никому не рассказывали об увиденном до тех пор, пока он не воскреснет из мертвых.

Евангелие повествует, это событие произошло за 40 дней до Пасхи, но православная церковь перенесла празднование на 19 августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.

Что означает Преображение

Это визуальное явление царства Божьего на земле — на горе Фавор апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы.

Праздник Преображения также напоминает людям о необходимости духовного изменения. Согласно учению церкви, Спаситель своим Преображением позволил людям воочию лицезреть перерождение, которое ожидает человека в Царствии Божием.

© Sputnik / Александр Поляков

Изображение "Спаса Нерукотворного"

Христос готовил учеников к своей смерти — они должны были увидеть его во славе, чтобы сохранить твердость в час испытаний.

Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет.

В Преображении Христа показано то новое преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают с Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей.

И тот, кто приходит к сознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный несозданный свет, который апостолы видели на горе Фавор.

Традиции и приметы

Во всех действующих православных храмах, в том числе и в Грузии 19 августа проходят праздничные службы – священнослужители в этот день облачаются в белые ризы, символизирующие вечный Божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

После Богослужения освящаются фрукты. Обычай освящать "начатки плодов" восходит к Ветхому Завету — в Иерусалимский Храм люди несли в гроздья винограда и злаки для благословения и в знак благодарности Богу.

Освящение плодов в день праздника Преображения в христианстве приобрело особое символическое значение — вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

В Иерусалиме на Преображение, естественно, освящали виноград. А там, где виноград не растет, его заменили на яблоки. Отсюда и народное название праздника — Яблочный Спас.

В этот день православным христианам разрешается впервые вкусить плоды нового урожая, так как до праздника Преображения существует запрет на потребление плодов яблок и винограда.

© Sputnik / Владимир Родионов

Базилика Преображения Господня на горе Фавор

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост (14 —27 августа), но ради торжества Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Считалось, что в Яблочный Спас фрукты обладают чудодейственной силой. Поэтому, традиционно, хозяйки к празднику готовили самые разные блюда на основе яблок — пирожки и пироги, варенье, компот, кисель, печеные яблочки и угощали родных и близких.

Смотрят в Яблочный Спас и на погоду — в старину говорили, что январь будет такой же, как и Второй Спас.

Если на Преображение Господне погода стоит пасмурная, но сухая – осень ожидалась аналогичной, дождь 19 августа предсказывал осень дождливую, а ясная погода готовила людей к суровой зиме.

Молитва

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!

Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен Sputnik Грузия на основе открытых материалов

ru.sputnik.md

Преображение Господне - Православный журнал "Фома"

 

А. Митрофанова: Добрый вечер, дорогие радиослушатели! В эфире программа «Фома» для тех, кто хочет верить и я, Алла Митрофанова. Снова мы выходим в эфир во время поста. На сей раз речь идет уже о посте Успенском. С радостью представляю нашего гостя – священник Александр Тимофеев, преподаватель московской духовной академии. Отец Александр, здравствуйте!

О. Александр Тимофеев: Добрый вечер!

А. Митрофанова: Поговорим сегодня о другом празднике, на Успение – не знаю, останется на него место или нет, посмотрим. Сегодня 16 августа, ближайшее воскресенье, 19 августа, в календаре этот день обозначен как Преображение Господне, о том, что это такое и какое значение имеет к нам, к людям, которые живут две тысячи лет спустя, вот об этом сегодня постараемся поговорить. Дело в том, что Преображение это событие загадочное, о нем в художественной литературе нигде не сказано (такие праздники, как Рождество, Пасха, — их сколько угодно может быть, отражений, интерпретаций, толкований и так далее, но когда мы говорим о Преображении, то ничего, кроме стихотворения Бориса Пастернака из цикла стихов Юрия Живаго, ничего на ум и не приходит, никто о нем больше не писал. Это говорит о том, что это событие очень трудно постигаемо для нашего человеческого сознания. Но мы все же постараемся в ходе сегодняшнего разговора разобраться о чем идет речь. Но прежде всего стоит обратить внимание, что Преображение называют яблочным Спасом. Вот есть Спас яблочный, есть еще два – ореховый и медовый, если я не ошибаюсь. Отец Александр, почему эти дни называют Спасами? Яблочный, ореховый, медовый – это вообще по-моему, сочетание несочетаемого? С одной стороны речь идет о еде, с другой стороны, речь идет о Господе Боге, насколько это вообще возможно и правильно?

О. Александр Тимофеев: Совершенно верно, что эти праздники в народе Спасами называли, потому что «Спас» это господский праздник – любой. Другое дело, что Россия была аграрной страной, где большинство населения крестьянское, и вполне естественно годовые циклы, сбор урожая и так далее, хотелось привязать к каким-то большим праздникам. Это было и в Ветхом Завете, если мы посмотрим. Народ израильский, который тоже жит крестьянской жизнью, там было то же самое. Там были праздники, которые назывались освящение начатков плодов, или овощей, которые надо было Господу приносить. В русской традиции так получается, что у нас все поспевает к августу, довольно поздно. 19 августа это по старому 6 августа, виноград в это время созревает, и раньше освящали виноград. Если мы посмотрим на чин освящения, там везде грозди, тут символика – виноград – это то, из чего делают вино, необходимое для богослужения. Но на Руси виноград это экзотика, тут только крыжовник, северный виноград, Поэтому у нас яблоко. Вот мы с вами городские жители, мы выпали давно из сельско-хозяйственных циклов, и в каком-то смысле эта традиция устарела. Мед у нас есть круглый год, орехи, яблоки, из Аргентины и откуда хотите. Жизнь в закономерном временном  цикле, смена времен года, сева, сбора урожая, для нас уже не вполне актуальна, мы к этому как к экзотике относимся.

А. Митрофанова: А скажите, правда, яблоки нельзя есть до тех пор, пока на  Преображение их не освятят?

О. А. Тимофеев: Для русского крестьянства, ну и вообще для России, которая была аграрной страной, поспевает урожай – хочется его освятить, начатки урожая Господу посвятить…

А. Митрофанова: И они действительно не ели ни яблок, ни картошки, ничего?

О.А. Тимофеев: Нет, не ели. Ну картошка, она позже поспевает… Нет, если, морковку, огурцы, которые еще раньше поспевают. Даже было соревнование, кто  к царскому столу первый доставит свежие овощи, это вообще было весной, в конце великого поста, к Пасхе. Что касается нынешней традиции – мы выпали из этой традиции, может быть, в советское время и была какая-то сезонность, но сейчас в супермаркетах полностью эту сезонность устранили.

А. Митрофанова: То есть нам все можно есть?

О. А. Тимофеев: Я считаю, что смысл освящения урожая надо сохранять. Когда бы мы его не собирали, в каком бы полушарии мы ни жили, главное, что когда-то освящать надо, почему бы это не делать на Преображение по традиции? А что касается воздержания от яблок, мне кажется, это утратило смысл на данный момент, не надо акцентировать на этом внимание. Главное – пусть будет благодарность. Почему была идея освящения плодов? Господь послал урожай, надо Его поблагодарить, хочется и всю жизнь освятить, чтобы было тепло и радостно вокруг. Почему же наши сельскохозяйственные радости и беды не могли быть освящены? Вообще же это второстепенная тема в празднике Преображения…

А. Митрофанова: Вот о главном давайте и поговорим. О второстепенной теме отстрелялись. Если говорить о главном, сначала надо говорить о понятиях. У нас чего только этим словом не называют. Я тут в интернет залезла – у нас и неврологические клиники и секты даже есть, которые позиционируют себя как секты преображения, которые учат себя «стяжанию любви» как они говорят…

О. Александр Тимофеев: Да, хочу слушателей предупредить. Есть такая секта Преображение России, куда соваться не надо, хотя они обещают исцеление от алкоголизма и все, чего угодно. Это секта, где у людей отнимают мобильные телефоны, лишают контакта с внешним миром, заставляют принудительно бесплатно трудиться на руководителя этой секты, туда лучше не попадать.

А. Митрофанова: Как и в другие секты лучше не попадать, потому что там в основе совсем другая природа заложена. Когда мы говорим о Преображении Господа, о празднике, который грядет 19 августа, вы могли бы как-то на понятном языке объяснить, что имеется в виду? О каком событии идет речь? При том, что как я понимаю, это довольно сложно?

О. Александр Тимофеев: Довольно сложно. Вот вы упомянули о том, что мало художественных произведений этому посвящено. Сам праздник, он предполагает действие какое-то: вот Рождество – волхвы идет, пастухи, очень яркие, выпуклые персонажи, есть о чем написать. В Преображении все очень аскетично, кратко, скупо описано. Подъем учеников на гору, вместе с Господом Иисусом Христом, Петра, Иакова, Иоанна. Господь отошел от них помолиться, ученики засунли. Вот они видят Господа преобразившимся, а рядом беседующих с ним пророков Моисея и Илию, реакция учеников описана и сказано, что Господь запретил об этом говорить вообще до тех пор, когда придет время. Для художественного произведения неподъемная задача, наверное, поэтому никто и не брался, собственно говоря. В аскетической литературе эта тема развита достаточно сильно. У нас даже слова-то человечского нормального нет для того, чтобы описать, что произошло. Вот смотрите, по-гречески метаморфозис – преображение, превращение. Изменение формы.

А. Митрофанова: Ну, метаморфозы у нас несколько иной оттенок имеют…

О. Александр Тимофеев: Понятно. По латыни трансфигурация. В европейских языках тоже. У нас на русском еще звучит получше, изменение образа. Но все равно это как-то не передает – Господь образа Своего не менял. Лик Его человеческий не изменился, изменилось что-то другое. Человеческая немощь языковая здесь видна, мы не можем выразить, трудно для передачи. Но есть очень важное в этом празднике, он считается одним из самых важных христианских праздников.

А. Митрофанова: Из двенадцати важнейших?

О. Александр Тимофеев: Даже из двенадцати важнейших он считается одним из самых важных. Вместе с праздниками Рождества, Богоявления, событий страстной недели, это все-таки праздники, выделенные как Господские, очень важными считаются. На Руси он считался важным – посмотрите, сколько у нас Преображенских храмов?

А. Митрофанова: И местности, и улицы, и фамилии и много всего прочего связано с этим праздников.

О. Александр Тимофеев: Даже русская гвардия, помните, по названию села Преображенского названа. Преображенский полк. Много храмов было, значит было большое желание увековечить это событие в своей повседневной жизни. Просто так ведь храмы не называют. Посмотрите, на Руси ограниченное количество названий – есть Успенский храм, Рождественский, Преображенский, Никольский, по названиям любимых праздников называли. То есть праздник почитался одним из главных.

А. Митрофанова: Почему? Что в его сути сокрыто? Ведь Господь изменился с одной стороны, а с другой он не изменился.

О. Александр Тимофеев: ну давайте посмотрим описание. Что увидели апостолы? Они увидели лицо Его блистающим и одежду блистающую, сохранилось описание очевидца «как белильщик не может выбелить».

А. Митрофанова: Какое трогательное описание, белильщик представляется с кисточкой…

О. Александр Тимофеев: Нет, белильщики это те, кто холсты белили. Холст сам по себе серый, а белильщики белили. То, что «белильщик» не может выбелить» означает что-то сверхъестественное, не хватает человеческих слов. А что произошло? Они увидели Господа как он есть по Своей природе. Ведь Господь явился на земле в смиренном образе.

А. Митрофанова: Как человек вы имеете в виду?

О. Александр Тимофеев: Да, как человек, Он воплотился, принял человеческую природу и стал одним из нас. У пророка Исайи сказано «он не имел славы» то есть вид его был как вид раба, обычного человека. Он родился не вельможей, не царем, а сыном плотника. Что может быть смиреннее? И не всем дано было разглядеть это внутренне его содержание, божество. Даже апостолам оно открылось не сразу Сам момент преображения что происходит? Скорее, не Сам Господь преобразился, а у учеников открылись глаза на то, какой Он. Это Преображение было может быть самих учеников. У них в глазах изменился образ Спасителя. Они увидели Его, Его славу , таким они должны были бы всегда Его видеть, если бы не человеческая немощь. Вот что тут происходит. И для них это было неожиданным явлением. Причем сами они тоже оказались не просто очевидцами, а они сами оказались в свете Преображения. Самое дорогое, драгоценное, что оказалось в этом событии, это то, что человек может видеть Бога. Слово свет как употребляется в Священном Писании – не только как солнечный свет, или звездный свет как какой-то материальный свет, речь идет о другом Свете. Господь Сам себя называет Светом. В Евангелии есть такие слова, Господь говорит «Я есть Свет миру», Он неоднократно это говорит, евангелист Иоанн говорит  в своем послании «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы». Это понятие о том, что христианство принесло свет в мир, что человек, встречающий Бога, у него открываются глаза, он начинает все видеть в подлинном виде, в подлинном свете, как при дневном свете исчезают тени и исчезает ночная мгла и страхи, это и есть Преображение. То есть Преображение это очень радостный праздник.

А. Митрофанова: То есть это праздник для человеческой природы, которая изменилась настолько, что человек может видеть Бога, правильно?

О. Александр Тимофеев: Я бы богословски поправил. Не для природы, а для личности. Потому что природа видеть Бога не может, а лично человек может быть способным к видению Бога, что очень важно. Многие секты, неоязыческие, все говорят о видении какого-то света, о том, что можно подключиться к источнику энергии, просветиться, прочистить чакры, потом еще к какому-то источнику подключиться. Но чем все это отличается от христианства? Понятием о личном Боге, о встрече лицом к лицу. Вот чего там нет. А христианство говорит, что свет виден через личность, через лицо Господа Иисуса Христа. Вот очень характерная молитва, которую священник читает в конце первого часа “Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир”…

А. Митрофанова: То есть вы этими словами просите о Преображении, которое случилось с апостолами?

О. Александр Тимофеев: А прошу не только преображения, а «во свете лица Твоего узрим свет неприступный», то есть свет для человека неприступный по природе, но мы можем видеть его в природе Господа Иисуса Христа и предстоя перед Ним, лицом к лицу, как раз преобразиться сами.

А. Митрофанова: Отец Александр, все равно это теория. Вы на практике знаете людей, которым это было доступно, такое преображение, кроме апостолов?

О. Александр Тимофеев: Конечно знаю. Это вообще самая первая задача церкви – преображение людей. Я уж не помню кто и когда, но кто-то сказал такую замечательную фразу «никто не пришел бы в церковь и не стал бы верующим человеком, если бы в лице другого человека не увидел когда-то сияние вечной жизни в его глазах». Это совершенно правильно, потому что христианство основано на личном свидетельстве всегда. Пока не увидишь, пока не познакомишься с кем-то, кто имеет глубокий опыт преображения, то есть через кого свет начинает светиться Божественный, наверное, невозможно христианином стать. Практически невозможно. И слава Богу, что две тысячи лет прошло и несмотря на тьму и уродливые наросты, которыми покрывается в обыденной жизни, все-таки этот свет светит и его можно встретить. Перемена возможна всегда. В моей жизни было достаточно встреч с такими поразительными людьми, которые в советские годы прошли через лагеря, гонения, ложь, клевету и так далее и сохранили божественный свет. Я был знаком с некоторыми людьми, которые уже отошли в мир иной. Я помню этот опыт встреч. Вот пример могу привести, отца Иоанна Крестьянкина, насельник Киево-Печерского монастыря…

А. Митрофанова: О нем замечательно написал в своей книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон Шевкунов…

О. Александр Тимофеев: Отец Иоанн хорошо пишет, потому что был очевидцем Иоанна Крестьянкина. Я тоже был очевидцем, у меня даже есть несколько писем от него ко мне, которые были опубликованы в книжке его писем, имена, конечно, изменены. И вот это свет… Кстати, я и познакомился с отцом Иоанном на праздник Преображения. Я приехал в Псково-Печерский монастырь, это было в начале девяностых, недавно крестился, и было поразительное ощущение встречи с человеком, который проникся другим принципом жизни, у него буквально от лица свет какой-то исходил, человеческому глазу это незаметно, но в общении это видно, с таким человеком и сам начинаешь душой светлеть.

А. Митрофанова: А почему тогда не все такие?

О. Александр Тимофеев: Я думаю, это личное дело, каким быть. Каждый человек имеет такую возможность. Почему я говорю, что это очень личное дело. Мы имеем образ Божий, сотворены по образу Божию. Отметим, преображение и образ – это однокоренные слова.

А. Митрофанова: То есть в каждом из нас заложена такая возможность, а воспользуемся мы ей или нет, это уже наше дело?

О. Александр Тимофеев: Мы можем или отразить в себе лик Господа Иисуса Христа, либо не отразить, исказить его как-то.

А. Митрофанова: Ответственность то какая-то, страшно. Задумывешься, оказывается каждый призван быть таким, как отец Иоанн Крестьянкин…

О. Александр Тимофеев: Каждый в свою меру. Я вот совершаю богослужение в храме, вижу как лица людей меняются от ощущения церковного праздника. Почему само событие преображения праздником стало? Потому что оно очень радостное. Радостное не от какой-то внешней радости, когда можно веселиться, хохотать, а потом когда человек хохочет, хохочет, знаете, такой был известный комик, Луи де Фюнес, который смешил людей всю жизнь,  а в конце впал в такую депрессию, что разговаривать с людьми перестал. Есть вот такая натянутая радость, а есть глубокая внутренняя радость, сердечная, каждый из нас переживал такую, наверное, только она не хохотать заставляет, а радует может быть до слез. Радость от чего-то подлинного, настоящего. От подлинной любви, которую можно пережить, от какой-то радостной встречи. Я про такую радость говорю. Преображение такую радость дает как раз.

А. Митрофанова: Иными словами, в этом празднике нам дана перспектива, к чему мы должны прийти.

О. Александр Тимофеев: Перспектива, да. Я бы сказал даже эсхатологическая перспектива, на всю жизнь человеку, к чему мы должны прийти.

А. Митрофанова: Отец Александр, хочется еще разобраться с некоторыми деталями. Во-первых, мы знаем о том, что речь идет о конкретном месте. Есть гора, которая называется Фавор, и вот на этой горе описываемое событие и произошло. Вы занимаетесь археологией очень серьезно, вы копаете на Святой земле, у нас даже одна из наших программ была посвящена. Очень всё это интересно и замечательно, но возникает вопрос – вы эту гору видели? Они вообще существует?

О. Александр Тимофеев: Да, гора существует. Она недалеко от Назарета находится, в Галилее. Недалеко от Мегида, известных в Ветхом завете городов. Чем эта гора известна? Она в Ветхом завете упоминается. Она отдельно стоит.

А. Митрофанова: То есть кругом равнина и тут вот хоп — и гора?

О. Александр Тимофеев: Да, кругом равнина, цепи гор немножко севернее, а она отделена. Она не очень высокая, меньше 600 метров, хотя довольна крутая и округлая, вид у нее очень характерный, она доминирует над всей местностью.

А. Митрофанова: То есть если на забираться,  то надо именно восходить? Подниматься, подниматься, под конец уже устаешь.

О. Александр Тимофеев: Да, довольно крутая гора. Сейчас, правда, можно и на машине заехать. Там есть серпантин, большинство паломников не пешком восходят, а заезжают, наверху есть два монастыря, католический и православный, они находятся на месте разрушенных более древних храмов. Историческое предание именно на это место показывает, она в общем-то удобна, как символ. Господь многие вещи совершал как символ…

А. Митрофанова: Вот стоп, как символ или все-таки удалось документально установить, что это та самая гора?

О. Александр Тимофеев: Как документально установишь, что это та самая гора?

А. Митрофанова: Не знаю…

О. Александр Тимофеев: Никаких археологических знаков нет, есть устойчивое предание. Ее трудно, честно говоря, с какой-то другой горой перепутать. Предлагали горы более северные, Ермон, но вряд ли, это уже высокие горы северные, а эта гора возвышается над всей Галилеей, она как символ, поэтому Господь ее и избрал. Ученики на нее восходят, так что они даже устали и ложаться спать, так как устали. То есть Преображение подразумевает еще и восхождение определенное, труд. Прежде чем ты увидишь свет Божественный, надо потрудиться, взойти. Чем еще гора замечательна. На равнине много звуков – восходишь наверх,  только шум в ушах свистит. То есть некое отрешение от земной жизни, оно должно быть. Восхождение, отрешение от суеты, мирских дел, приземленности, нужно немного воспарить. Когда на Фаворе оказываешься, вокруг вся Галилея видна.

А. Митрофанова: То есть оттуда еще и вид красивый?

О. А. Тимофеев: да, замечательный.

А. Митрофанова: Отец Александр, у меня еще такой вопрос. Вместе со Христом на эту гору поднимались три ученика. Петр, Иаков и Иоанн, а почему только трое? Ведь учеников было двенадцать. Почему только троих берет Господь и им вот это очень важное знание открывает? На самом деле все то значение праздника, о котором вы рассказали, имеет значение не только для тех людей, которые тогда жили, но и для нас, вот мы живем сейчас, для нас это как маяк, ориентир. Он берет только троих. Причем после того, как они это все увидели, спустились вниз, Он им запрещает рассказывать об этом остальным. Что это за парадокс такой? Может быть остальным это неважно или они не удостоены? И второй момент, почему об этом говорить-то было нельзя? По свидетельству апостола, это именно ближайшие ученики Господа. Если мы посмотрим на евангельские события, то Господь именно их звал. Именно Петр, Иаков и Иоанн.

А. Митрофанова: А остальные не ревновали, кстати?

О. Александр Тимофеев: Ревновали. По-человечески ревновали, это было заметно. Причем и сами Петр и Иаков и Иоанн.. мы знаем в Евангелии спор Иаков и Иоанн, сыны громовы они назывались, спорили кто в царствии небесном будет ближе ко Господу. То есть по-человечески хочется избранничества. А человеческое было им не чуждо. Господь берет их с собой когда – воскрешение из мертвых, чудеса такие, исключительные совершенно. А здесь событие преображение и участие в нем Петра Иакова и Иоанна надо сопоставить с другим. Посмотрите, в Евангелии описаны рядом два события, близких по времени – Преображение и Гефсиманская ночь, когда Господь молится о страшной чаше страданий, которую Ему придется выпить, он опять берет с собой этих учеников. Для них был очень важен опыт видения Господа, опыт переживания, радости этого бытия с Богом, чтобы потом не потерять надежду, не отчаяться. Потому что они в самой тьме окажутся, в глубине Гефсиманской ночи, чтобы не потерять веру, они должны иметь этот опыт.

А. Митрофанова: А остальные-то?

О. Александр Тимофеев: А других они сумеют укрепить, если сами эту веру не потеряют. Вот это очень важно, чтобы кто-то мог укрепить братьев. Почему они берутся Господом на гору Фавор? Я говорил в первой части передачи о том, что это у человека открываются глаза. Не Господь приобретает новый облик, а у человека открываются глаза. То есть они были в наивысшей степени к этому готовы, остальные ученики были неготовы. Потом когда Господь является после воскресения и остальные ученики видят Господа воскресшего со славе, то есть они приходят к этому постепенно. И запрещение Господа об этом говорить, тоже о многом свидетельствует. Человек должен еще дойти до того, чтобы  быть настолько уверенным в Господе, чтобы в вере не колебаться. Петр Иаков и Иоанн не зря в христианстве считаются символами важнейших добродетелей. Вера – это Петр, Надежда – Иаков, и Иоанн – это любовь. Они особенно этими качествами и отличаются.

А. Митрофанова: При этом Петр известен тем, что он отрекся от Христа.

О. Александр Тимофеев: Я думаю, что для апостола Петра именно этот опыт видения преображенного Господа был особенно важен. Ведь он воскликнул на горе Фавор «Господи, хорошо нам здесь быть!»

А. Митрофанова: Да, а потом сказал очень странные слова. «Сотворим три кущи», что такое кущи?

О. Александр Тимофеев: это что-то вроде шалаша из веток. Что такое праздник Кущей – это воспоминание дарования Синайского законодательства, когда народ жил в палатках вокруг Синая. То есть кущи это как такой праздник, выйти на природу.

Алла Митрофанова: То есть иными словами, он предлагает поставить три палатки и остаться жить?

О. Александр Тимофеев: Ему никуда не хочется. Он пришел на какую-то гору, где ничего нет, и вдруг он почувствовал на ней что-то такое, что ему не хочется уходить. Это опыт общения с Богом, пребывания в благодати, важен. Его невозможно забыть потом. Почему я и говорю, для апостола Петра он был очень важен в дальнейшем, он пройдет через падение. Отречется от Господа, потому что он пожалел себя, побоялся, что его схватят. Он последовал за Господом к первосвященнику, хотел за Господом идти, а вот это его отречение на словах, то, что современные люди даже бы проигнорировали – ну мало ли там, приврал немножко, а еще с целями благими, то есть современные люди, которые привыкли врать, они бы это не сочли. А в чем же Петр каялся? Он не хотел даже в слове против Господа погрешить. Это было для него глубочайшим падением. Опыт Преображения был для него важен, он показывал, что Господь есть благо, есть Свет, есть Любовь, ни за что невозможно от Него отречься.

А. Митрофанова: Если вернуться к палаткам, которые он предложил построить, одну для Христа, вторую для Моисея, третью для Илии. В связи с чем у меня возникает вопрос – вот они самые обычные люди, ученики Господа, но при этом ученики, которые еще не понимают, с Кем они общаются  и что Его ждет, поднимаются с Ним на эту гору, и рядом с Ним встречают еще двух мужчин, которых видят первый раз в жизни. И они при этом в одном узнают пророка Моисея, в другом пророка Илию. Я прошу прощения, сколько было времени между тем, когда жил Моисей. Как они их узнали?

О. Александр Тимофеев: До Моисея почти полторы тысячи лет, до пророка Илии порядка восьмисот лет. Действительно много, и тогда не были распространены изображения, как мы могли бы сейчас узнать по иконописным обликам. Здесь речь идет о другом знании. Ведь они пребывают в свете. Когда человек пребывает в свете Божием, он имеет совсем другое знание, не по описаниям, а знание непосредственное. Поразительное место в Евангелии, она ни капли не смущаются в том, что это именно Моисей и Илия. Нет “мы думали”, «нам показалось». Свет Преображения Господа многое открывает людям, они их увидели, узнали, и это было очень важно, чтобы они их узнали, что это не Иеремия, Иезекииль или другие из пророков.

А. Митрофанова: Да, а почему именно эти пророки?

О. Александр Тимофеев: Они имели исключительный опыт общения с Богом. Пророк Моисей, его еще называли боговидец, он восходил на Синай, общался с Богом, он получил непосредственное законодательство от Господа, так что, сходя с Синая, его лицо светилось. Это еще ветхий завет, полторы тысячи лет до рождества Христова. Сходя с горы, люди не могли видеть его лицо, он вынужден был лицо прикрывать покрывалом, Так оно светилось.

А. Митрофанова: Это так и было?

О. Александр Тимофеев: Более того, в израильском народе с тех пор остался обряд – во время молитвы покрывать голову платком, он идет именно отсюда, Моисей был вынужден покрывать. Люди неготовые, свет от Моисея, даже он был ослепительным, вопрос о готовности и неготовности видеть свет. Пророк и боговидец Моисей – это очень важно.

А. Митрофанова: Понятно, поэтому он оказывается на этой горе. А Илия?

О. Александр Тимофеев: Причем обратите внимание, Моисей был погребен в Иордании, он не вошел в Святую Землю, умер как человек, его душа вызывается Господом из преисподней. На лоне Авраамовом находились праведники до воскресения.

Пророк Илия тоже совершенно удивительная личность. Ревностный такой, в те времена, когда все покланялись Ваалу, это такое чудовищное божество, финикийско-хананейское, божество, требовавшее человеческих жертвоприношений, которому детей в жертву приносили. По археологическим источникам остались свидетельства, что именно так оно все и было, в Карфагене сохранились капища Ваала, можно сходить посмотреть, многие сейчас ездят. В то время когда этот культ насаждался царской властью, Ахавом, Илия этому культу противостоял. Он посрамил лжепророков Ваала, проявил исключительную ревность и смелость, когда другие молчали. И вот ревность он был готов за Господа биться, он избил лжепророков Ваала, потом вынужден был бежать и ему Господь, этому ревностному своему ученику явился в виде бури – и там нет Господа, потом в виде тонкого ветерка, по-славянски в виде гласа хлада тонка, то есть тоненький ветер, ласкающий человека, приносящий успокоение человеку, и в нем явился Господь. То есть господь его научил, что Он Бог милости, и милости хочет, а не жертвы. Илия исключительной участи удостоился, он не умер до сих пор. В прямом смысле. Он был взят живым на небо. У него исключительно служение на земле. Он еще умрет, как все люди, но умрет в самом конце этого мира, когда явится обманщик антихрист и Илия как тогда имел истинный дух истинную веру и не поклонился Ваалу, так и здесь он тоже послужит совершенно исключительной цели – он обличит антихриста и укажет всем людям на него, что это лжец, не Христос, и антихрист его убьет. То есть Илия пророк тоже претерпит мученическую кончину. Его служение еще не закончилось на земле. То есть Моисей взят из преисподни, Илия из царства небесного пришел, как свидетели от Господа при жизни, как начало и конец своего рода…

А. Митрофанова: А о чем они говорят? Что они Ему рассказывают? Разве Христос мог чего-то не знать?

О. Александр Тимофеев: Наоборот, Господь им объяснял, Он говорил о Своем служении. Говорил о том, что должно совершиться в Иерусалиме скоро, о грядущих страданиях, Своей смерти и о воскресении, что очень важно. Апостолы недопоняли, но запомнили и поняли уже полсе, когда это произошло. Кстати, в Евангелии это незадолго до Пасхи произошло, а у нас в августе празднуется.

А. Митрофанова: Кстати, я хотела у вас спросить, если за сорок дней до Пасхи это было, то Преображение 19 августа это сильно после…

О. Александр Тимофеев: Да это совершенно сознательно праздник был смещен, может быть, веке в пятом, если не ошибаюсь. А раньше он отмечался в великом посту. А после того как в четвертом веке был обретен Крест Господа Иисуса Христа, этот праздник Воздвиженья креста Господня, имел большую популярность, паломники со всех концов приходили в Иерусалим и праздник этот перерос в воспоминание распятия и воскресения Господа, Как бы осенняя пасха. И тогда праздник Преображения был перемещен на лето, причем он как раз за сорок дней до Воздвиженья, это было сделано еще по той причине… В Великом посту он потерялся бы в силу важности Пасхи. Чтобы осенний цикл воспоминаний сделать, его выделили отдельно.

А. Митрофанова: Как интересно, то есть получается, что в принципе все эти даты, они условны?

О. Александр Тимофеев: Условны. Мы знаем точно, что Преображение было перед Пасхой и незадолго до нее. А календарные даты условны. Потом смещается же… вот мы видим вместо шестого мы видим девятнадцатое августа.

А. Митрофанова: А это не имеет никакого значения, так получается?

О. Александр Тимофеев: В определенном смысле да, главное, какой смысл мы вкладываем. Рождество Христово тоже условная дата. Если про Пасху мы знаем, что весной, то Рождество это условная дата.

А. Митрофанова: И даже наверное не знаем точный год?

О. Александр Тимофеев: Только примерно можем вычислить, по косвенным данным.

А. Митрофанова: Что касается Успения, праздник, который мы празднуем в конце августа, это тоже условная дата или есть у нее какое-то обоснование?

О. Александр Тимофеев: Я думаю, он окончательно входит в осенний цикл праздников, мне кажется, дата условная…

А. Митрофанова: То есть это праздник, который завершает год?

О. Александр Тимофеев: в Каком-то смысле да, он завершает год. Но главное, что в святой земле сложилась традиция. Многие праздники, которые мы празднуем были связаны с той последовательностью богослужений, которая родилась в Иерусалиме. И тогда приходили на то самое место, где они происходили, там читалось Евангелие, совершалось богослужение.

А. Митрофанова: Но несмотря на все условности дат, я понимаю, что значение этих праздников оно все равно для нас сохраняется. И вот хоть прошло две тысячи лет и полторы еще или пять тысяч еще, но значение этих праздников, если мы понимаем их смысл, остается таким же, как и для учеников, которые оставались со Христом на горе Фавор, я правильно понимаю?

О. Александр Тимофеев: Конечно, И ученики были не просто избраны, они были избраны для того, чтобы засвидетельствовать потом, чтобы свет преображения донести до других людей, и вот это очень важно, Что свет Преображения принадлежит всем людям, все призваны чтобы его в конце концов увидеть. Бог есть свет и к нему надо устремиться. Несмотря на тьму жизни, на то, что мы пребываем во тьме греха, несмотря на все несовершенства и недопонимания, мы должны к Нему придти. В человеке должно это желание пробудиться. Не все к сожалению это понимают. И в Евангелии это очень страшное свидетельство об этом сказано, что люди более возлюбили свет, чем тьму. И к сожалении, оказывается меньшинство тех, кто хочет к свету. Это поразительная вещь, но это правда. Это не значит, что это отменяет свет, даже если люди не хотят к нему придти, это не значит, что он перестает светить. И в христианстве учение о свете одно из самых важных, это может быть центр Священного писания, что Бог есть свет и в нем нет никакой тьмы, очень важно для нас. Поэтому именно к свету мы должны стремиться, к подлинному просвещению светом Божественным. Этот праздник нам постоянно из века в век, из года в год, будет напоминать, чтобы мы стремились увидеть Божественный Свет.

А. Митрофанова: Спасибо за этот разговор. Я напомню, в программе «Фома» сегодня был священник Александр Тимофеев, преподаватель Московской духовной академии и говорили мы о смысле праздника Преображения, который нам предстоит пережить в ближайшее воскресенье 19 августа. Спасибо за этот разговор, встретимся в эфире через неделю, не бойтесь ваших сомнений!

foma.ru


Смотрите также