8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Как эта традиция связана с появлением первой звезды


Почему до первой звезды нельзя: тайны Рождественского сочельника

По церковному уставу в Рождественский сочельник разрешается есть только однажды, после вечернего богослужения. Однако в современной приходской практике служба вечерни соединяется с литургией и служится утром, поэтому по окончании этого богослужения верующие уже могут принять пищу. При этом есть рыбу не благословляется, а вот растительное масло и немного вина — допускается. 

Традиция полного воздержания от пищи в сочельник относится прежде всего к монастырям, однако и некоторые миряне, чувствующие в себе силы и получившие благословение духовника, до наступления Рождества совершенно отказываются от еды.

Подобный строгий пост выпадает лишь на несколько дней в году — это первые дни Великого поста, Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский и Крещенский сочельники.

"В древности в Рождественский сочельник христиане не вкушали еды до вечера. Именно потому, что сама вечерня, литургия служилась тогда в вечернее время. <…> Древняя традиция говорит о том, что в сочельник до Рождества, до так называемой звезды, люди ничего не должны ни есть, не пить. Сейчас, конечно, вряд ли это так, но в древние времена люди старались так потрудиться в посте", — рассказал РИА Новости настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущий телепрограммы "Православная энциклопедия" протоиерей Алексей Уминский.

Обычай в навечерие Рождества "не вкушать пищи до первой вечерней звезды" связан с воспоминанием явления звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, однако богослужебным уставом эта традиция не предписана.

Тайна боговоплощения

По словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Рождественский сочельник Церковь "вспоминает всех тех, кто предшествовал Иисусу Христу по плоти, — Его родственников, начиная от Авраама", и свидетельствует о том, что "Спаситель — часть нашей истории".

"И эта великая тайна боговоплощения помогает нам понять смысл человеческой истории. Он заключается не в том, чтобы становиться богаче, чтобы обретать больше власти, чтобы завоевывать другие народы, как это казалось и как это до сих пор многим кажется, но смысл истории заключается в познании воли Божией, в открытии для самого себя замысла Божьего о мире и человеке", — сказал патриарх в одной из своих проповедей во время Рождественского поста. 

ria.ru

история и традиции Рождества / Новости города / Сайт Москвы

Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились (хотя и не так строго, как перед Пасхой). В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы.

Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале mos.ru.

История праздника

Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота.

Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирной помазывали умерших).

Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус.

Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.

Елка на Руси и в СССР

Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения (по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать). Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы (тогда еще Москвы), а не интерьера.

Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.

К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.

В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет (как, впрочем, и на остальные религиозные торжества).

В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления (которые, разумеется, не касались евангельских событий), дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Рождественские традиции

Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.

В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями (в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется).

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов. Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок. Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.

Особенно весело праздник отмечали в селах. Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.

Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.

В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп (от старославянского «вертепъ» — пещера). Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события.

Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов. Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры.

Рождественские угощения

Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Главным блюдом на праздник считалось мясо: к Рождеству солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу. После постных супов готовили щи с бараниной и говядиной.

В сочельник разговлялись кутьей, а после ели жареного гуся или свиную голову. Пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований. К блинам готовили пряженину, густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.

Запивали блюда и закуски традиционным сбитнем. Для детей его делали безалкогольным, взрослым же предлагали сбитень с пивом, бренди, водкой или вином.

www.mos.ru

история, традиции — Самарские судьбы

Рождественский сочельник – это день, а точнее, навечерие, накануне празднования Рождества Христова.

Последний день рождественского поста длиной в четыре недели, день, во время которого христиане традиционно воздерживаются от принятия пищи до появления первой звезды. Эта традиция связана с историческим преданием о появлении Вифлеемской звезды, которая возвестила волхвам о рождении Христа.

Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво» - так называлась особая рисовая или пшеничная каша с мёдом, орехами и изюмом. Именно такая постная пища предназначается для этого дня, а также овощи, горох, бобы, рыба, компот. Ведь Сочельник – это торжественное застолье с неизменно определённым ритуалом, как в части организации, времени и порядка проведения, так и в части блюд и пищи.

Традиции сочельника

Издавна на Руси с последним днём Рождественского поста связано много добрых традиций. В деревенских избах было принято устилать пол сеном, а стол – соломой, поверху которой клали белоснежную скатерть. Делалось это в напоминание о том, что наш Спаситель родился в овечьем хлеву, а не в царском чертоге.

Другая традиция – колядки. Из небольшого ящика – «вертепа» (в переводе со славянского «пещера»), устраивали импровизированный кукольный театр, в котором разыгрывались действия на Рождественскую тему. С вертепом ходили вечером по деревне, поздравляя соседей.

Парни «рядились» - переодевались в вывороченные на изнанку шубы, надевали звериные маски на лица, и распевали рождественские гимны.

Именно в Рождественскую ночь, по народным поверьям, господствуют две силы – сила добра и сила зла. Сила добра зазывала колядовать или слушать колядования других и угощать их сладостями, прославлять рождение Христа за постным вечерним столом. Сила зла собирала шабаш ведьм, беснующихся в своём бессилии, и тянула на гадания.

Различные обряды гадания по башмачку, по зеркалу, по пеплу, по кольцу, по луковице или по собачьему лаю канули в лета, с укоренением христианства.

Не зря говорится, что в Рождественскую ночь сбываются желания. Так может не стоит возрождать глупые языческие гадания, а просто, в ночь перед Рождеством, посмотреть на небо и попытаться увидеть падающую звезду. И если вам повезёт, и падающую звезду вы увидите в эту Рождественскую ночь, попросите у родившегося Христа исполнить ваше заветное желание.

Не упустите это время, иначе вам придется ждать ещё целый год. В ночь на Рождество чаще всего случаются чудеса!
На столе в Рождественский сочельник должно быть двенадцать постных блюд – по числу первых апостолов. К трапезе следует приступать вечером, после вечерней службы и появления первой звезды. До этого в течение всего дня ни пища, ни питьё не употребляются.

Лишь на следующий день, в сам праздник Рождества Христова, 7-го января, после торжественной Литургии, разрешаются мясные блюда.

После Сочельника начинаются Святки. Продолжающиеся вплоть до Крещения (19 января) две недели зимних праздников.

Блюда на Рождественский сочельник

Первое обязательное блюдо в Сочельник это сочиво – хлебное зерно, размоченное в воде, меду, бульоне или подливке. У восточных славян этим зерном до конца 19 века была рожь, позже, преимущественно, пшеница, а у людей зажиточных – рис.
Также обязательными блюдами в ритуальном застолье Сочельника считаются печеная рыба, желательно в целом виде (можно заменить отварной), и густой взвар из целых или половинок разных фруктов (груш, яблок, слив, абрикосов, инжира, айвы, изюма). Взвар отличается от обычного компота более высокой концентрацией. Кроме взвара варят и ягодный кисель.

Полное меню Сочельника следующее:

1. Сочиво.
2. Рисовая или пшеничная кутья с изюмом.
3. Печеная или вареная целая рыба.
4. Взвар или компот из целых плодов или кислый ягодный кисель.

Количество блюд можно расширить до двенадцати, и остальными блюдами могут быть орехи, овощи, постные пироги и пряники. Символика такого стола – рождение Иисуса Христа. Размоченное в воде зерно – как символ начала жизни, прорастание. Компот из целых плодов или плоды, переработанные в жидкий кисель – символизируют полное созревание жизни и окончание её.

Эти два блюда – первое и последнее – являются символами рождения и смерти.

А все вместе блюда являются напоминанием о зернах и плодах, принесённых Христу волхвами в день Его Рождения.
Трапеза в Рождественский Сочельник является символическим ритуалом рождения Иисуса Христа.

Это должен быть тихий и скромный предпраздничный ужин, который следует проводить в семейном кругу, без долгих посиделок за столом и пустых разговоров. Празднование Рождества начнётся на следующий день.

Приметы на Рождественский сочельник

Метель в канун Рождества – к ранней листве.
Снежная погода на Сочельник – к хлебному урожаю в новом году.
Не рекомендовалось выметать сор из избы именно в период с сочельника по 14 января. Собранный в кучу, мусор нужно было сжигать во дворе.
Крестьянские дети в рождественский сочельник залазили под стол и «цыкали», как цыплята – чтобы куры хорошо водились.
Жадность и скупость совершенно не для этого времени – это время подготовки к великому празднику, заготовки покупок и подарков.
Начиная с Рождественского Сочельника зима идет на мороз, а солнце – на лето.
После наступления Сочельника, после вечерней церковной службы в этот день, заниматься хозяйственными делами нельзя. Оно и понятно – ведь вот-вот уже наступит один из самых главных праздников, который празднуется в течение трех дней, пишет журнал InFlora.ru.

samsud.ru

как провести Сочельник и Рождество — Рамблер/новости

Фото: ТАСС / Матыцин Валерий

Завтра, 7 января, все православные верующие отметят Рождество Христово. А сегодня — очень важный, последний день подготовки к Рождеству — Рождественский Сочельник. Конечно, многие готовятся к празднику: украшают дом, планируют принять гостей или сами собираются в гости, накрывают на стол. За заботами и застольями важно не упустить ощущения чуда, которое снисходит в день Рождества Христова. Перед Рождеством нужно настроиться на него. О том, что действительно важно в этот день, рассказали доцент Свято-Филаретовского православно-христианского института Юлия Балакшина и ректор этого института, священник Георгий Кочетков.

Сочиво и подарки

«Название «Сочельник» происходит от слова «сочиво» или «сочень». Это кушанье, которое принято употреблять в последний день рождественского поста, — говорит Юлия Балакшина. — Все уже предвкушают, предчувствуют праздник, ждут, когда появится рождественская звезда, которая ознаменовала рождение Иисуса Христа. И сейчас верующие ищут на небосклоне своего сердца эту звезду и готовят себя к тому, чтобы войти в радость явления Христа в мир. Сегодня еще пост, и сочиво — пища постная, но уже одновременно и праздничная».

Сочиво очень любят дети: его готовят из злаковых культур с медом и орехами — получается очень вкусно. Есть предание, согласно которому до первой рождественской звезды человек вообще ничего не должен вкушать, сохраняя особую собранность и внутреннюю готовность к чуду: к рождению Сына Божьего, Христа.

«Именно с Сочельником, а совсем не с Новым годом связана традиция класть подарки под елку: те самые волхвы, которые в евангельском рассказе приносят дары Младенцу-Христу, приносят их и нашим детям. Рождество в дворянских и интеллигентских русских семьях было временем обязательной елки. Все дети очень ждали Сочельник и утром, просыпаясь, бежали к наряженной елке, чтобы увидеть, что им принесли волхвы», — говорит Юлия Балакшина.

Рождество как светский праздник

Сегодня Рождество для многих людей — это не столько православный праздник, сколько еще один повод встретиться с родными и близкими за общим столом, поздравить друг друга. По словам священника Георгия Кочеткова, ничего плохого в этом нет, надо просто не забывать о главном.

«Очень хорошо, что кто-то откликается на рождественскую радость, причисляет он себя к церкви или нет, — сказал он корреспонденту «МИР 24». — Действительно, человек может забыть о Боге. И если Рождество станет для него возможностью вспомнить о Христе, то это радует. Главное, чтобы действительно был интерес к Рождеству, а не просто к развлечениям. Внимание современных людей часто бывает отвлечено от самой сути праздника. Бывает, люди и на дни рождения, и на свадьбы ходят, больше думая не о человеке, которого поздравляют, а о том, что это возможность просто повеселиться или закусить. Увы, так нередко происходит и с Рождеством: даже из названия праздника часто уходит имя того, чей приход в мир празднуется».

Чтобы проникнуться духом Рождества, испытать настоящее вдохновение, лучше всего принести подарки и радость не только самым близким, но и совсем незнакомым людям.

«Празднование Рождества Христова в нашем народе связано с традициями милосердия не только как ожидания милости от Бога, но и в первую очередь — как принесения ее другим людям, — говорит Георгий Кочетков. — Христиане часто говорили: нет настолько бедного человека, которому нечем было бы поделиться с другим нуждающимся. В Москве, например, святая великая княгиня Елизавета Федоровна в начале XX века в рождественские и святочные дни вместе с детьми из великокняжеских семей навещала больных, раненых и убогих».

И сейчас нам ничто не мешает сделать подарки бедным и одиноким. Если таких людей нет рядом с вами, то в интернете всегда можно отыскать адреса благотворительных фондов, которые занимаются адресной помощью нуждающимся.

Святки: чудо на ладошке

Таким призывом к милосердию полны святочные рассказы в русской классической литературе. Интересно, что они далеко не всегда были радостными. «Некоторые из них звучат по-настоящему трагически, — говорит Юлия Балакшина. — Так, например, у Достоевского в „Мальчике у Христа на елке“ бедный мальчик ходит по городу, смотрит в праздничные окна домов и в конце концов, заснув, замерзает и оказывается на елке у самого Христа. В этом мире для него не находится доброго человека, доброго сердца и чудо оказывается невозможным. Но не для Христа». Православный педагог напоминает, что Христос и родился, чтобы «согреть холод мира».

Мы можем приготовить сочиво, его рецепт нетрудно найти в интернете. Но важнее приготовить чудо для тех, кто рядом с нами. Может быть, не только для людей, которых мы лично знаем, но и для таких, кто, как маленький герой Достоевского, оказывается отверженным и может на все наши елки смотреть только со стороны улицы.

«Может быть, важно пойти к людям обездоленным, к тем же бездомным и сделать для них какое-то маленькое рождественское чудо. Так мы лучше всего войдем в дух и смысл Рождества Христова», — говорит Юлия Балакшина.
После Сочельника начинаются Святки — святые дни, которые идут от Рождества Христова до Крещения. В русской культуре эти дни запечатлены как необычное время, будь то «Ночь перед Рождеством» у Николая Васильевича Гоголя или «Крещенский вечерок» с гаданиями у Василия Андреевича Жуковского.
«Это особый рубеж, через который проходит весь мир — не только люди, но и природа, и все мироздание. Такое ощущение, что невозможное в другие времена вдруг становится возможным. В том числе участие в жизни человека каких-то сверхъестественных сил», — говорит Юлия Балакшина.
Православная традиция не приветствует гадания, но в русскую культуру вошло представление, что Сочельник и Святки — время, когда чудо приближается к человеку, тайны открываются. И особую роль здесь сыграл святочный рассказ. Родоначальником этого жанра стал Чарльз Диккенс, но и в России рождественские истории приобрели очень большую популярность. Святочные рассказы есть у Достоевского, Чехова, Лескова.

Есть еще одна по-настоящему ценная традиция, которая оживает в наши дни — крещение в Рождество. «Когда-то таинство крещения совершалось только в определенные дни, чаще всего на Рождество, Богоявление и Пасху, — говорит Священник Георгий Кочетков. — Немного жаль, что в наше время нечасто встретишь практику совершать крещение людей в эти дни, но, тем не менее, такие случаи есть. Этот праздник — вхождение новых людей в Церковь, их рождение в Боге и рождение Христа в них — считался и до сих пор считается самой большой радостью среди верующих».

Видео дня. Мать-веганка заморила голодом годовалую дочь

Читайте также

news.rambler.ru

«Традиции и обряды» - Яндекс.Знатоки

Заговор, избавляющий от печалей и проблем. Или как просить помощи у своего ангела — хранителя

Для избавления от невзгод, ложась спать, нужно проговорить:

Заговор на помощь ангела - хранителя:

«Ложусь спать, на мне крестовая печать, по бокам Ангелы – хранители, сохраните мою душу с вечера до полуночи, с полуночи до утра. Аминь»

В течение всего дня в праздник нельзя зажигать свечей и лампад в доме. Считается, что в Благовещение в каждый дом приходит Архангел Гавриил, чтобы посмотреть на то, как живут люди – грешны они или праведны. Говорят, при зажженной свече он увидит только грехи, а дела праведные останутся им не замечены.

Благовещенский заговор на удачу:

Чтобы удача сопутствовала весь год, нужно в день праздника приобрести мед. Им мажут ладонь правой руки, смыкают с ладонью левой, а при разведении ладоней в стороны нужно сказать заговор.

Заговор на удачу:

«Как медок тает, Рука к руке прилипает,

Так чтобы и удача ко мне, Божьей рабе (…), липла.

Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.»

Обряд в Благовещение, чтобы привлечь в свою жизнь деньги и материальный достаток

Материальный достаток привлекают, подавая милостыню с утра, не успев умыться. Сходите рано утром в церковь, а выходя из нее подайте милостыню, но не забудьте, что не надо перед этим умываться и завтракать.

В день праздника собирают траву, растущую около церкви. Чтобы год был счастливым и богатым, а все члены семьи здоровыми, ее хранят дома за образами.

Молитва от бед, горя и нищеты

Эту молитву читают в ночь перед Благовестом:

Заговор от бедности, бед, горя:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Без запястья, но с крестом под хрустальным мостом Спит, сидит, но все слышит и зрит Старый святой с седой бородой, босой. Он видит и упреждает, Во всех горестных случаях мне помогает: От голода и холода, от меча и огня, От непримиримого колдуна, От старости и преждевременной старости, От всех людей волостных, честных и бесчестных, От суда напрасного, наказанья ужасного. Под мостом хрустальным святой седой сидит, Спит, но все слышит и зрит. Кто меня тронет, тот его посох уронит. Кто его ненароком разбудит, тот сам себя этим погубит. Ключики, замки навесные, Слова мои потайные и колдовские. Не раз и не два закройтесь, мои слова, Девятью замками, девятью ключами. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь

Молитва защищает от неприятностей, несчастий, горя, нищеты, при праведной жизни весь год.

Как правильно загадать желание в Благовещение, чтобы сбылось

Следующий день после праздника Благой Вести считается днем, когда Архангел Гавриил исполняет желания. На рассвете нужно загадать желание, надеть крестик и, выйдя на улицу, стать лицом к востоку. Нужно три раза перекреститься, произнося:

Заговор на исполнение желания:

«Архангел Гавриил, служитель Господа нашего, услышь мольбу раба(ы) Божьего(еи) (ваше имя) и исполни мою просьбу (скажите своими словами желание). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»

Не забудьте про примету

День недели, в который в текущем году отмечается этот праздник, считается на весь год днем, в который нельзя свершать серьезные начинания. К примеру, если Благовест попал на вторник, то во вторник начинать важное дело не рекомендуется.

yandex.ru

Что значит поститься до первой звезды? Как поститься в этот день болящим?

Что значит поститься до первой звезды? Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой?

 

6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова.

В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник.

Отвечает протоиерей Александр

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

 

Сочельник

Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

- Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей.

Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. 

Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

- Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

- Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый — можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья, но, все должно происходить достойно человека, православного человека, который помнит, что пришел с Божественной Литургии и обязан сохранять в себе чувства Божественнй Благодати.

Христианская радость, в корне оличается от радости языческой: от безудержности и падения, неистовства и разгула, от безстыдности и разврата.

Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесьНепрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1 Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это непременно! Но, после ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти   в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

subscribe.ru

История и традиции новогодней звезды

Практически каждому человеку знаком такой обычай, как украшение новогодней елки звездой. Но мало кто задумывается, почему и для чего ею принято украшать верхушку праздничной ели. Новогодняя звезда – это неизменный атрибут Нового года, новогодний ритуал, которому исполнилось уже не одно столетие.

ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ЗВЕЗДЫ

На самом деле это не просто обычай, а знаковый жест, дань памяти великому событию, которое произошло более 2000 лет назад. Конечно же речь идет о рождении Иисуса Христа.

Так получилось, что Новый год отмечается в европейской традиции практически в одно время с Рождеством Христовым, причем абсолютно неважно – православный это праздник или католический. У католиков Рождество – 25 декабря , а у православных – 7 января. По старому стилю раньше всегда праздновали Рождество до 1 января, поэтому во всем христианском мире украшали елку специальной игрушкой – звездой.

Эта звезда носит название Вифлеемской. А что такое Вифлеемская звезда? Это орудие, с помощью которого Сатана пытался уничтожить маленького Иисуса. Любой может убедиться в этом, прочитав первые 12 стихов второй главы Евангелия от Матфея. Звезда привела волхвов не к месту рождения Христа, а в Иерусалим прямиком к Ироду, который горел желанием поскорее убить Иисуса. Когда Ирод отправил волхвов в Вифлеем с целью выведать место рождения Иисуса, звезда их вела и даже остановилась над конкретным домом. И этот план едва не сработал , так что Богу пришлось вмешаться в ситуацию, чтобы волхвы перестали общаться с Иродом и поскорее убрались восвояси. Это свидетельствовало о том, что звезда служила целям врага Иисуса – Дьявола. Скорее всего это была не настоящая звезда, а видение, поскольку настоящие звезды не могут останавливаться над домами. Современные астрономы тоже затрудняются объяснить, каким образом могла появиться такая звезда. Потом в Вифлееме были убиты все мальчики в возрасте до двух лет. Этого бы не случилось, если бы не звезда. С тех времен восьмиконечная звезда стала символом Рождества. Она присутствовала в домах миллионов людей по всему миру.

Но это еще не конец истории. В 1918 году новая власть в России запретила Рождество, а с ним и рождественскую елку. Возродилась она лишь в 1935 году, но уже в новом обличье – как новогодняя. Естественно о рождественских атрибутах речи идти не могло и Вифлеемская звезда была заменена на пятиконечную.

ТРАДИЦИИ НОВОГОДНЕЙ ЗВЕЗДЫ

Первая и самая главная традиция – это украшать новогодней звездой верхушку елки, символизируя этим появление той самой знаковой звезды на небе во время Рождества. Этой традиции отдается уважение во всех европейских странах и католическо-православных культурах по всему миру.

Как известно волхвы принесли свои дары ко дню рождения младенца Иисуса, символизируя свое уважение к Богу и к пророчеству, связанному с Христом. Именно поэтому неслучайным является обряд и традиция класть подарки под елку, на которой красуется звезда. Это символизирует принесение даров самому Богу. Таким образом, новогодняя восьмиконечная звезда напоминает нам об одном из самых важных моментов мировой истории и истории христианства, в частности.

Новогодняя звезда символизирует исполнение пророчества и вселенскую радость. Поэтому и у людей не религиозного склада этот символ ассоциируется с благополучием, приносит любовь и сближает людей.

cgon.rospotrebnadzor.ru

Традиции Рождества - Мои статьи - Каталог статей

Рождеству Христову предшествует Сочельник.

Сочельник считается днем усиленного приготовления к великому празднику Рождества Христова.


По православной традиции в сочельник постящиеся не вкушали пищи до первой звезды. В память о той самой Вифлиемской звезде, которая вела волхвов поклониться Младенцу.
С появлением на небе звезды люди вкушали сочиво – кашу из пшеницы (или риса) с фруктами, медом и орехами.
Также в сочельник по домам ходили ряженные и пели колядки, однако, это языческая традиция, связанная с празднованием святок.
Кстати, снежная погода на Сочельник предвещает урожай на хлеб (народная примета).

Древние христиане не отмечали Рождество Христово, сейчас же это второй по значимости праздник после Воскресения Христова.
Рождество – светлый и радостный праздник, в этот день в мир пришел Спаситель, который примирил человека с Богом, дал ему возможность освободиться от греха с помощью святого Крещения.

Согласно Евангелию праведный Иосиф с Пресвятою Девою Марией отправился в родной город Вифлием, где он должен был записаться (император Август объявил тогда перепись населения). Однако, не нашлось им приюта в городе, и они были вынуждены заночевать в вертепе – пещере, куда загоняли животных. Здесь и появился на свет Иисус, наш Бог и Спаситель.
Удивительно, но первыми пришли Ему  поклониться простые пастухи. А следом -  восточные язычники-мудрецы, которых известило об этом знаменательном событии появление на небе необычной очень яркой звезды, которая и привела их к Младенцу.



Церковь учит, что, празднуя Рождество, человек радуется примирению с Господом, предвосхищает искупительный подвиг Христа и следующее за ним обновление греховной человеческой природы.

Рождеству, как и Воскресению Христову, предшествует 40-дневный пост, который прекращается после ночного богослужения 7 января.

В этот день дети ходили по домам и славили рожденного Христа, в «вертепе» (цветном ящике) они разыгрывали небольшие кукольные представления и пели песни, за что и получали подарки. Кстати, на Украине эта традиция существует до сих пор.

Традиция наряжать елку также имеет свои корни в этом празднике. Дома и церкви украшаются хвойными душистыми ветками и елями, которые символизируют вечную жизнь. Украшение елей связано с образом райского древа, изобилующего плодами.

Тропарь Рождества

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

mamasite.ucoz.ru

Вифлеемская звезда | Православие и мир

Вифлеемская звезда — что это? Какое отношение она имеет к Таинству Рождества Христова? Обо всём этом Вы сможете узнать, когда прочитаете нашу статью!

Вифлеемская звезда

Источник: www.portal-slovo.ru

«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)

Вифлеемская звезда

В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда  загорится она — первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» — Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» — Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)

Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г . он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая  яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера  Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.

Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, — пишет он в сочинении «Против Цельса», — которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».

Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а  перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» — пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).

С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда — не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».

Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI — нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» — говорит свт. Василий.

В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в своем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так  ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».

Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).

Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, — призывает нас святитель Григорий Богослов, — принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»).

www.pravmir.ru

До первой звезды! — Покинул нас — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Сочельник Навечерие Рождества Христова: почему нужно поститься до первой звезды

Сочельник, или, как его еще называют, Навечерие Рождества Христова – это день накануне праздника, по-своему очень радостный.

Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо –сочиво. Собственно, поэтому день и имеет такое название. Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день. 
Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после вечерней службы, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Отчасти с этим обычаем связана поговорка, что есть до первой звезды нельзя.
 
Правда, у нее есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества. 
 
Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать. Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогодне-рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия – и сразу же узнаешь что-то важное о своей жизни. Однако Церковь не раз высказывалась против гаданий. Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются «взять за шиворот» духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки зрения психологии, гадания тоже неприемлемы. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать. Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям. Однако это иллюзия: отвечать-то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему. 
 
Потому Церковь и запрещает гадания. Ведь Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода. Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус – Тот Самый Божий Сын, Которого все ждут. Он предоставил человеческому сердцу свободу выбора: поверить в Рождество или нет. 
 
Итак, до Рождества Христова остались считанные дни. Впереди самое строгое время поста. Но не стоит относиться к этому трагически. Есть в Евангелии замечательные слова – «всегда радуйтесь». Они относятся ко всему, что делает человек, даже к посту. В противном случае ни пост, ни Сочельник просто не имеют смысла.

Вместо сочива или даже помимо него к Сочельнику готовили кутью – кашу из обмолотой пшеницы. Крупу перебирала вся семья несколько вечеров. Зерна толкли в ступке, но так, чтобы не раздробить их, а только содрать с них шелуху. Подавали кутью с маком и медом. 

На Украине Сочельник издавна называют Святой вечер. Есть традиция устраивать в этот день торжественное застолье, ритуал которого неизменен на протяжении долгих веков. Трапеза состоит из двенадцати блюд, все они очень вкусные, хоть и постные. Однако те, кто собирается идти на Рождество в храм, все же воздерживаются от обильного угощения.

Эти и другие материалы вы можете прочитать в спецвыпусках, посвященных Рождеству Христову, - совместном проекте журнала "Фома" и группы кампаний "Кардос".

azbyka.ru


Смотрите также