8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Икона соловецкие зосима и савватий


Икона Зосимы и Савватия Соловецких

Икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких отличается своей чудодейственной силой. О помощи святых молятся при трудных жизненных обстоятельствах, когда беды обрушиваются одна за другой, не давая опомнится.

Православная икона русских праведников Зосимы и Савватия Соловецких находится в почтении у верующих. К ней обращаются многие христиане со всего мира. Чудотворный лик мучеников играет важную роль в жизни верующих людей. Каждый православный хоть раз читал молитвы перед чудотворным ликом святых в надежде на их защиту и покровительство. И помощь святых становилась путеводной звездой, указывающей выход из сложных ситуаций.

История иконы Зосимы и Савватия Соловецких

О святых мучениках Соловецких в основном известно из их жизнеописания. Божии угодники с севера, Зосим и Савватий, являются основоположниками Соловецкой обители. Согласно преданиям, русские праведники отличались безгрешностью. Они восхваляли Господа, всем сердцем любили Иисуса Христа, соблюдали посты, изучали Священное Писание и помогали немощным и больным.

Зосима и Сваавтий были наделены целительными способностями и еще при жизни помогали верующим избавиться от различных телесных и душевных болезней. Благочестивые старцы заслужили глубокое уважение христиан, а после смерти вошли в число святых православных мучеников за все свои праведные деяния, светлую жизнь и заслуги перед Господом и верующими людьми.

Где находится чудотворный образ

Святыню с ликом праведников можно встретить в многочисленных храмах нашей Родины. Образ, который находится в наибольшем почтении у христиан, располагается в Нижегородском кафедральном соборе и в Покровском соборе Москвы. Самый ранний из образов, который сохранился в наши дни, украшает иконостас Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Описание иконы Зосимы и Савватия Соловецких

Существует множество вариаций написания икон с великомучениками. Наиболее распространенное изображение заключает в себе образ святых, написанных в полный рост. Обычно с правой стороны изображен Савватий, а с левой — Зосима. Оба праведника облачены в одеяния монахов. Между ними изображен белый храм, который преподобные держат обеими руками. Он является символом основания великими православными святителями Соловецкого монастыря. Иногда сверху может быть написан образ Пресвятой Девы, которая сидит на облаке, благословляя русских монахов.

В чем помогает чудотворный образ

Люди, исповедующие православие, возносят перед иконой русских святителей молитвы о защите от несчастий, в особенности от тех, что заключают в себе насильственный характер. Святые Зосима и Савватий Соловецкие способны оказать поддержку и избавить от завистников, ссор, раздора в семье, от нападок злых духов и трагической гибели. Также молитвы перед святым образом мучеников уберегают от огня, потопа и смертоносных вихрей. Бывает, что христиане молятся перед чудодейственной иконой монахов об излечении от серьезных заболеваний, о гармонии и покое в душе. Ведь при жизни святители обладали даром исцеления. 

Дни празднования

Христиане возносят почести святым старцам ежегодно 10 октября. В день праздника верующие произносят слова молитвы перед чудодейственной иконой блаженных Зосимы и Савватия с еще большим усердием в надежде на их поддержку.

Молитва перед иконой

«О, великие заступники! Святые мученики Зосима и Савватий! Услышьте молитвы наши да придите на помощь в бедах и несчастьях наших. Избавьте от горя и напастей. Уберегите дома наши, семьи наши от раздоров, ругани и злых недругов. Станьте нашими защитниками, не оставляйте одних нас в минуты трудные. Пусть стороной обходят нас огорчения и смерть. Имена Ваши прославленные мы с достоинством и уважением почитать будем. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Угодники Божии прославились еще при жизни. Они отличались сильной верой в Господа, любовью ко всем людям и мудростью, чтобы этим не хвалиться. Старцы помогли многим верующим окрепнуть духом, не сломиться в тяжелые минуты и не сойти с праведного пути. Они помогут и вам избавиться от всех трудностей, стать сильнее и лучше. Самое главное — оставаться верными Господу и данным ему обещаниям. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Святые Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Зосим и Савватий Соловецкие — эти святые никогда не пересекались, но своими деяниями творили общее дело. Именно поэтому и почитаются у православных как единое целое. Основным достоянием для них есть то, что они были основателями и важными деятелями Соловецкого монастыря.

Житие святых

Так как они входят в лидирующие позиции наиболее почитаемых святых то и не удивительно, что дней памяти Зосима и Савватия есть несколько. Вот их перечень:

  • 30 апреля;
  • 3 июня;
  • 7 июля;
  • 12 августа;
  • 21 и 22 августа;
  • 20 октября.

Относительно жития Зосимы и Савватия Соловецких, то стоит знать, что они были ревностными последователями христианства и занимались длительное время просветительской деятельностью.

Игумен Зосим Соловецкий был рожден неподалеку Онежского озера в селе Толвуе. Родители старались воспитывать его в любви к Господу. После их смерти он отдал все свое имущество и постригся в монахи. Когда он искал уединенного места, то на побережье Белого моря встретился с преподобным Германом. Тот рассказал ему о пустынном острове, где он провел 6 лет с святым Савватием.

Приблизительно в 1436 году товарищи благополучно добрались к месту назначения. Бог явил ему видение церкви, благословляя это место. Собственными руками он смастерил келию, а потом стал обрабатывать землю. Осенью Герман отправился на материк и не смог вернуться назад из-за погодных условий. Много искушений пришлось преодолеть ему за зиму. Но он выстоял и не отрекся от веры. Весной его друг вернулся с запасом пищи.

Когда туда прибыло несколько отшельников, то было принято решение о постройке деревянной церкви Преображения Господнего. Это и стало основой для будущего Соловецкого монастыря. Зосим был избран игуменом. Сюда им было перенесено мощи святого Савватия. О своей кончине он знал и приготовился к ней. Похоронен был за алтарем Преображенского храма. После там была сооружена часовня. В 1566 году мощи обоих святых были перенесены в придел Преображенского собора.

Храм преподобных Зосима и Савватия Соловецких находится в Москве в район Гольяново. Подробную информацию о нем можно найти на странице храма в Интернете.

О чем просят у иконы святых

В любой сложной ситуации мы постоянно ищем помощи со стороны. В первую очередь верующий человек возносит свои молитвы к Господу. Не стали исключением и эти святые. Просить о помощи можно не только в специальных религиозных сооружениях, но и в домашних условиях. Не стоит расценивать подобные прошения как быстрое исполнение желаемого. Все зависит от того, насколько сильно вы верите в Бога. Только в такой ситуации вы получите его благосклонность. Чем помогают Зосим и Савватий Соловецкие? В большей части их просят о:

  • решении сложных жизненных ситуаций;
  • прекращение трудной полосы в жизни;
  • укреплении веры;
  • исцеления от телесных и душевных недугов;
  • защите от несчастий, особенно насильственного характера;
  • избавления от завистников, нападок злых сил, ссор и разладов в семье.

Чаще всего обращаются своими словами, но можно использовать и специальную молитву Зосиму и Савватию Соловецким:

«О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие, земни́и а́нгели и Небе́снии челове́цы, бли́жнии дру́зи Христо́вы и уго́дницы Бо́жии, оби́тели ва́шея сла́во и украше́ние, всея́ же се́верныя страны́, па́че и всего́ Правосла́внаго оте́четва на́шего необори́мая стено́ и вели́кое заступле́ние! Се мы, недосто́йнии и многогре́шнии, с благогове́йною любо́вию ко святы́м моще́м ва́шим припа́дающе, ду́хом сокруше́нным и смире́нным приле́жно мо́лим вас: моли́те непреста́нно благосе́рдаго Влады́ку и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, я́ко дерзнове́ние ве́лие к Тому́ иму́щии, да не отсту́пит от нас Его́ вседе́йствующая благода́ть, покро́в же и заступле́ние Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы на ме́сте сем да пребу́дет, и да не оскуде́ют никогда́же и́стиннии ревни́тели а́нгельскаго жития́ во святе́й оби́тели сей, иде́же вы, богоно́снии отцы́ и нача́льницы, безме́рными труды́ и поще́ньми, то́ки же сле́зными и всено́щными бде́нии, непреста́нными моли́твами и моле́ньми нача́ло и́ноческому житию́ положи́сте. Ей, уго́дницы святи́и, моли́твенницы к Бо́гу благоприя́тнейшии, те́плыми ва́шими к Нему́ мольба́ми огради́те и сохрани́те ны и свято́е селе́ние сие́ ва́ше от тру́са, пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и смертоно́сныя я́звы, от вражды́ и вся́ких нестрое́ний, от вся́кия беды́ и ско́рби и от вся́каго зла: да непреста́нно на ме́сте сем, в ми́ре и безмо́лвии, благоче́стно сла́вится пресвято́е и́мя Го́спода и Бо́га, и обрета́ют ве́чное спасе́ние и́щущие Его́. О, преблаже́ннии отцы́ на́ши, Зоси́мо и Савва́тие! Услы́шите ны гре́шныя, во святе́й оби́тели ва́шей и под кро́вом ва́шего защище́ния недосто́йно жи́тельствующыя, и благомо́щными ва́шими к Бо́гу хода́тайствы испроси́те душа́м на́шым грехо́в оставле́ние, жития́ исправле́ние и ве́чных благ восприя́тие в Небе́снем Ца́рствии: всем же ве́рующим, и́же на вся́ком ме́сте и во вся́кой ну́жде призыва́ют вас в по́мощь и заступле́ние, и и́же с благогове́йною любо́вию во оби́тель ва́шу притека́ют, не преста́ните излива́ти вся́кую благода́ть и ми́лость, сохраня́юще их от вся́кия сопроти́вныя си́лы, от вся́кия напа́сти и от вся́каго зла́го обстоя́ния, и подаю́ще им вся потре́бная к душе́вней и теле́сней по́льзе. Наипа́че же моли́те премилосе́рдаго Бо́га, да утверди́т и укрепи́т Це́рковь Свою́ святу́ю и все на́ше Правосла́вное оте́чество в ми́ре и тишине́, в любви́ и единомы́слии, в правове́рии и благоче́стии да сохрани́т и соблюде́т во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Икона святых Соловецких

Предания, которые дошли о них до нас, говорят об их безгрешности. Они много времени посвящали изучению церковных книг, соблюдении постов, помощи страждущих. За все это они были одарены способностью чудодтворства. Не удивительно, что именно поэтому к нему постоянно стремиться большое количество верующих.

Найти его можно в многочисленных храмах России. Вот перечень тех мест, где вы можете его увидеть:

  • Покровский собор Москвы;
  • Нижегородский кафедральный собор;
  • иконостас Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Есть несколько вариантов ее написания. Самый популярный – изображение святых в полный рост. Между ними на их руках находится белый храм. Это символ основанной ими обители. Над ними может изображаться Пресвятая Богородица на облаке, которая их благословляет.

Многие считают икону Зосима и Савватия покровительницей пчеловодства. Поэтому те, у кого есть пасека, часто обращаются к ним для значительного улучшения дел. Самое первое обращение происходит после зимней спячки, а потом на протяжении всего года. Перед окончанием сезона все молятся за нормальную зимовку.

Святые никогда не оставляли без внимания тех, кому действительно нужна их помощь. Братию, которая населяла обитель, всегда чувствовала отцовскую опеку со стороны настоятеля. Он старался соединить свою строгость и требовательность с любовью к Господу. Основную задачу, которую он ставил перед собой – это следование законам Божьим и примеру преподобного Савватия.

Для того, чтобы рассчитывать на благосклонность святых, желательно предварительно произнести благодарственные слова. Это более расположит святых к вам. Постарайтесь также говорить искреннее, иначе все не будет иметь значения.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео рассказ об иконе Соловецких святых:

ikona-i-molitva.info

Святые зосима и савватий соловецкие икона

Икона Зосимы и Савватия Соловецких

Икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких отличается своей чудодейственной силой. О помощи святых молятся при трудных жизненных обстоятельствах, когда беды обрушиваются одна за другой, не давая опомнится.

Православная икона русских праведников Зосимы и Савватия Соловецких находится в почтении у верующих. К ней обращаются многие христиане со всего мира. Чудотворный лик мучеников играет важную роль в жизни верующих людей. Каждый православный хоть раз читал молитвы перед чудотворным ликом святых в надежде на их защиту и покровительство. И помощь святых становилась путеводной звездой, указывающей выход из сложных ситуаций.

История иконы Зосимы и Савватия Соловецких

О святых мучениках Соловецких в основном известно из их жизнеописания. Божии угодники с севера, Зосим и Савватий, являются основоположниками Соловецкой обители. Согласно преданиям, русские праведники отличались безгрешностью. Они восхваляли Господа, всем сердцем любили Иисуса Христа, соблюдали посты, изучали Священное Писание и помогали немощным и больным.

Зосима и Сваавтий были наделены целительными способностями и еще при жизни помогали верующим избавиться от различных телесных и душевных болезней. Благочестивые старцы заслужили глубокое уважение христиан, а после смерти вошли в число святых православных мучеников за все свои праведные деяния, светлую жизнь и заслуги перед Господом и верующими людьми.

Где находится чудотворный образ

Святыню с ликом праведников можно встретить в многочисленных храмах нашей Родины. Образ, который находится в наибольшем почтении у христиан, располагается в Нижегородском кафедральном соборе и в Покровском соборе Москвы. Самый ранний из образов, который сохранился в наши дни, украшает иконостас Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Описание иконы Зосимы и Савватия Соловецких

Существует множество вариаций написания икон с великомучениками. Наиболее распространенное изображение заключает в себе образ святых, написанных в полный рост. Обычно с правой стороны изображен Савватий, а с левой — Зосима. Оба праведника облачены в одеяния монахов. Между ними изображен белый храм, который преподобные держат обеими руками. Он является символом основания великими православными святителями Соловецкого монастыря. Иногда сверху может быть написан образ Пресвятой Девы, которая сидит на облаке, благословляя русских монахов.

В чем помогает чудотворный образ

Люди, исповедующие православие, возносят перед иконой русских святителей молитвы о защите от несчастий, в особенности от тех, что заключают в себе насильственный характер. Святые Зосима и Савватий Соловецкие способны оказать поддержку и избавить от завистников, ссор, раздора в семье, от нападок злых духов и трагической гибели. Также молитвы перед святым образом мучеников уберегают от огня, потопа и смертоносных вихрей. Бывает, что христиане молятся перед чудодейственной иконой монахов об излечении от серьезных заболеваний, о гармонии и покое в душе. Ведь при жизни святители обладали даром исцеления.

Дни празднования

Христиане возносят почести святым старцам ежегодно 10 октября. В день праздника верующие произносят слова молитвы перед чудодейственной иконой блаженных Зосимы и Савватия с еще большим усердием в надежде на их поддержку.

Молитва перед иконой

«О, великие заступники! Святые мученики Зосима и Савватий! Услышьте молитвы наши да придите на помощь в бедах и несчастьях наших. Избавьте от горя и напастей. Уберегите дома наши, семьи наши от раздоров, ругани и злых недругов. Станьте нашими защитниками, не оставляйте одних нас в минуты трудные. Пусть стороной обходят нас огорчения и смерть. Имена Ваши прославленные мы с достоинством и уважением почитать будем. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Угодники Божии прославились еще при жизни. Они отличались сильной верой в Господа, любовью ко всем людям и мудростью, чтобы этим не хвалиться. Старцы помогли многим верующим окрепнуть духом, не сломиться в тяжелые минуты и не сойти с праведного пути. Они помогут и вам избавиться от всех трудностей, стать сильнее и лучше. Самое главное — оставаться верными Господу и данным ему обещаниям. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Молитва 1-я

О преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие, земни́и Ангели и Небе́снии челове́цы, бли́жнии дру́зи Христо́вы и уго́дницы Бо́жии, оби́тели ва́шея сла́во и украше́ние, всея́ же се́верныя страны́, па́че и всего́ Правосла́внаго оте́чества на́шего, необори́мая стено́ и вели́кое заступле́ние! Се мы, недосто́йнии и многогре́шнии, со благогове́йною любо́вию к ра́кам честны́х моще́й ва́ших припа́дающе, ду́хом сокруше́нным и смире́нным приле́жно вас мо́лим: моли́те непреста́нно благосе́рдаго Влады́ку и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, я́ко дерзнове́ние ве́лие к Тому́ иму́щии, да не отсту́пит от нас Его́ вседе́йствующая благода́ть, покро́в же и заступле́ние Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы на ме́сте сем да пребу́дет, и да не оскуде́ют никогда́же и́стиннии ревни́телие а́нгельскаго жития́ во святе́й оби́тели сей, иде́же вы, богоно́снии отцы́ и нача́льницы, безме́рными труды́ и поще́ньми, то́ки же сле́зными и всено́щными бде́нии, непреста́нными моли́твами и моле́ньми нача́ло и́ноческому житию́ положи́сте. Ей, уго́дницы святи́и, моли́твенницы к Бо́гу благоприя́тнейшии! Те́плыми ва́шими к Нему́ мольба́ми огради́те и сохрани́те ны и свято́е селе́ние сие́ ва́ше от тру́са, пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и смертоно́сныя я́звы, от вражды́ и вся́ких нестрое́ний, от вся́кия беды́ и ско́рби и от вся́каго зла́, да непреста́нно на ме́сте сем в ми́ре и безмо́лвии благоче́стно сла́вится пресвято́е и́мя Го́спода и Бо́га, и обрета́ют ве́чное спасе́ние и́щущии Его́. О преблаже́ннии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие! Услы́шите ны гре́шныя, во святе́й оби́тели ва́шей и под кро́вом ва́шего защище́ния недосто́йно жи́тельствующия, и благомо́щными ва́шими к Бо́гу хода́тайствы испроси́те душа́м на́шим грехо́в оставле́ние, жития́ исправле́ние и ве́чных благ восприя́тие в Небе́снем Ца́рствии; всем же ве́рующим, и́же на вся́ком ме́сте и во вся́кой ну́жде призыва́ют вас в по́мощь и заступле́ние, и и́же со благогове́йною любо́вию во оби́тель ва́шу притека́ют, не преста́ните излива́ти вся́кую благода́ть и ми́лость, сохраня́юще их от вся́кия сопроти́вныя си́лы, от вся́кия напа́сти и от вся́каго зла́го обстоя́ния и подаю́ще им вся́ потре́бная к душе́вней и теле́сней по́льзе. Наипа́че же моли́те премилосе́рдаго Бо́га, да утвердит и укрепи́т Це́рковь Свою́ Святу́ю и все на́ше Правосла́вное оте́чество в ми́ре и тишине́, в любви́ и единомы́слии, во правове́рии и благоче́стии да сохрани́т и соблюде́т во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я

О преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услышателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша: аще бо и отыдосте от нас телом, но Духом присно с нами пребываете: молим убо вас, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров и от внезапныя смерти, и от всех прилог бесовских, находящих на ны: услышите нас, грешных чад своих (имена), и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодную, и души наша, злыми делы и советы и помыслы умерщвленныи, оживите; и якоже умершую отроковицу возстависте и от духов нечистых зле мучимую избависте: тако и нас, содержимых во узах вражиих, изымите, и от сетей диавола избавите из глубины прегрешений изведите, и милостивым вашим посещением и ходатайством от враг видимых и невидимых оградите ны, благодатию и силою Пресвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Личное прошение

О преподобнии угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Умолите Господа Бога даровати ми (имя, содержание прошения), и оставление всех прегрешений моих. Да вашим милосердным предстательством прославлю Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Краткое житие

>Молитвы святым

Молитва вторая преподобной Зосиме Еннатской

О, великая угоднице Господня, преподобная мати Зосимо, похваляем твоя славная чудотворения, прославляем житие твое святое; никтоже возможет исчести терпение и подвиги твои святыя. Не единожды ходила ты на святую Иерусалимскую землю ко гробу Господню и там совершала усердные моления за земля Российскую, за Церковь Православную и за народ русский. Егда же постигло Русь Святую лихолетие безбожия, не оставила обитель Покрово-Еннатскую, разделяя горе и страдания народа своего и Церкви нашей Святой, как монахиня даже до выдворения. Вера твоя, кротость, смирение, терпение умиляли сердца с тобою пребывающих в обители. В годы брани ты, мати, спасала многих, от горя, уныния и отчаяния жизнь свою самовольно покончить хотевших. Ты знаешь нужды и печали наши, преподобная мати Зосимо, знаешь и желание наше со Христом быти. Вспомни о нас, старице Божия, у престола Господня, ибо ты обещала помогать всем, кто обратится к тебе. Память на земле Уфимской и Оренбургской о тебе, о мати Зосимо, не оскудеет и поныне. С верою и упованием притекают православные люди к месту твоего упокоения. Просим же тя, святая праведнице, помози нам в трудный час жизни, в минуту скорбей и страданий, умоли начальника Мира, Господа, да умягчит он злые и огрубевшие сердца человеческие, и умирит народы. Да разорит нечистивые советы раскольников и еретиков, восстающих на Церковь Русскую Святую. Твоими молитвами, святая избранница Божия, да простит нам Господь всякие прегрешения, дам минуют нас стрелы вражия и козни диавольские. Испроси у Творца и Промыслителя жизни нашея Господа время на покаяние, от пагубы – избавление, болящим – здравие, падшим – восстание, отшедшим – упокоение и Небесного Царствия наследование. Буди, мати Зосимо, покровительницейи помощницей всем верным земли Уфимской и Оренбургской. Да укрепится и умножится на ней и всей Руси Великой Святое Православие. Мы же, укрепляемые святыми твоими молитвами, прославим живоначальную Троицу и твое, освященное Богом имя, ныне и присно и во веки веков, аминь.

>Акафист преподобной Зосиме Эннатской:

  • Акафист преподобной Зосиме Эннатской

>Житийная и научно-историческая литература о преподобной Зосиме Еннатской

  • Святая преподобная Зосима Еннатская — Уфимская и Стерлитамакская епархия

ПЕРВОНАЧАЛЬНИКИ СОЛОВЕЦКИЕ: ПРЕПОДОБНЫЕ САВВАТИЙ, ЗОСИМА И ГЕРМАН

НАТАЛЬЯ ВОЛКОВА

21 августа Русская Православная Церковь вспоминает преподобных Савватия, Зосиму и Германа, Соловецких чудотворцев, точнее – двойное перенесение их мощей. События эти напрямую связаны с историей Соловецкой обители.

Преподобные Савватий, Зосима и Герман Соловецкие никогда бы не встретились, если б Господу было не угодно, чтобы в Белом море вырос прекрасный и уединенный монастырь, в который стремятся по сей день паломники со всего света. Кстати сказать, святые Савватий и Зосима в земной жизни знакомы не были, однако имя одного подвижника неотделимо теперь от имени другого – в небесной истории.

Преподобный Савватий (†1435)

Итак, началось все со стремления насельника Кирилло-Белозерского монастыря Савватия к пустынножительству. Инок, добродетельный и строгий, которого уважали братия, ушел от них, испросив благословения, на Валаам. Прожив там несколько лет, он, по житию, «начал искать еще более уединенного места. Возвеселилась пустыннолюбивая душа его, когда он узнал, что на далеком севере, в море, есть необитаемый Соловецкий остров». Удалился инок и из Валаамского монастыря, хотя валаамские монахи очень просили преподобного Савватия не оставлять их, — путь его лежал к берегам Белого моря.

Прп. Савватий. Роспись Успенского храма в Архангельске. Фото: Соловки.инфо

У реки Выг преподобный встретил жившего при часовне в селении Сорока инока Германа, который прежде бывал на Соловецких островах, но один не решался там поселиться. В 1429 году они вдвоем на утлой лодочке достигли Большого Соловецкого острова. Место, где иноки поселились, позднее было названо Савватиево; оно находится недалеко от Секирной горы.

Через шесть лет непрестанных трудов и молитвы, Савватий отошел ко Господу. Вот как это случилось. Инок Герман отлучился на материк по хозяйственной надобности, и его брат остался один. Он уже предчувствовал, что скоро уйдет в обители Отца Небесного и хотел причаститься Святых Христовых Таин. Один он отправился туда, где встретил Германа — в селение Сорока, к часовне. Тут он встретил священника, игумена Нафанаила. Игумен исповедал и причастил соловецкого пустынника, после чего 27 сентября 1435 года преподобный Савватий мирно отошел ко Господу. Погребен он был у стен часовни. Только через 30 лет его святые мощи были перенесены на Соловки и положены за алтарем церкви Успения Преcвятой Богородицы.

Преподобный Зосима (†1478)

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, познакомился с преподобным Германом Соловецким, когда жил в одном из северных поморских монастырей. Был он юн, но душа его жаждала пустынножительства, поэтому после рассказов инока Германа о суровом Соловецком острове, где тот несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием, Зосима отправился еще дальше на север.

Прп. Зосима. Роспись Успенского храма в Архангельске. Фото: Соловки.инфо

В 1436 году иноки Зосима и Герман поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение пустынники восприняли как благословение на основание монастыря. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду.

Немало испытаний претерпели преподобные прежде, чем обитель расцвела.

Однажды Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволяла Герману вернуться к зиме с материка. Все запасы инока Зосимы истощились, но чудо помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Вскоре преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель.

Умножалось число братии, строилась обитель. Выросла деревянная церковь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Несколько игуменов приезжали на остров, чтобы возглавить монастырь, однако никто не мог выдержать здешних суровых условий жизни. Тогда соловецкие иноки выбрали себе игуменом Зосиму. Он был рукоположен во священника и совершил в Соловецкой обители первую Литургию. По преданию, во время молитвы во время того богослужения лицо его светилось, как лицо ангела.

Через некоторое время в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери, сюда перенесли мощи преподобного Савватия. Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

Преподобный Герман (†1479)

Подвиг преподобного Германа, сподвижника преподобных Савватия и Зосимы, заключался в повседневном труде во славу Божию. Шесть лет он помогал святому Савватию, более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвенного, он совершал морские переходы, преодолевал в трудах тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития.

В 1479 году преподобный Герман, исполняя поручение игумена Арсения, преемника преподобного Зосимы, поехал в Новгород. Болезнь не позволила ему вернуться на острова. В обители святого Антония Римлянина подвижник причастился Святых Христовых Таин и предал душу свою Богу. Соловецкие иноки не смогли отвезти его тело в монастырь из-за распутицы на дорогах. Только через пять лет мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель – их положили рядом с мощами преподобного Савватия. Позднее над местом погребения преподобного Германа была поставлена часовня, а в 1860 году построена каменная церковь, освященная в его честь.

Перенесение мощей подвижников

Святые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, ко времени их церковного прославления, которое произошло в 1547 году, находились в монастыре. В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.

До 1939 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа оставались на Соловках в краеведческом музее, состоявшем в подчинении начальства лагеря, который был открыт на месте славной обители. После ликвидации лагеря мощи Соловецких первооснователей были вывезены с острова и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в Ленинградский музей истории религии и атеизма.

В июне 1990 года Соловецкие святыни были переданы Русской Православной Церкви и 16 августа 1990 года перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Соловецкий монастырь.

В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Молитвы Зосиме, Савватию и Герману Соловецким

***

О Преподобнии и богоноснии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечетва нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо, Савватие и Германе! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

***

О преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услишателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо, Савватие и Германе! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вы, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы, и советы, и помыслы умерщвленныя, оживите и, якоже умершую отроковицу востависте, якоже неисцельны раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, измите и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите и милостивым вашим посещением и ходатайством от врагов видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

iskra-m.ru

Икона Зосима и Савватий Соловецкие с житием

В иконографии святых Зосимы и Савватия Соловецких особое развитие получили иконы с изо­бражением монастыря. В России подобные образы появляются в XVI в., а с XVII в. получают широкое распространение. Истоки этого иконографического типа уходят корнями в византий­ское искусство. У начала традиции стоит ктиторский портрет, в котором заказчик изображается с подносимой Спасителю (или Богоматери) моделью храма (реже города), устроенного по его заказу. На русской почве в период позднего средневековья возникло несколько устойчивых сю­жетов, точно следующих этой древней традиции1. Наиболее выразительный пример — широко известный в XVII в. Б иконописи и графике образ преподобных Зосимы и Савватия, держащих «модель» Соловецкого монастыря и «подносящих» ее изображенной над их головами Богоматери (обычно в иконографии «Знамение»). К «ктиторскому» типу следует отнести и большинство икон с монастырем на поземе и основателем обители в молении Спасителю, Богоматери или иконе праздника, которому посвящен монастырь. Основатель изображен молящимся за обитель и ее насельников, что обычно запечатлено дополнительно в тексте на свитке, содержащем или за­вещание общего типа («Не скорбите убо братия...»), или более конкретное обращение к Богу или Богоматери. Своей молитвой святой призывает милость Господа на монастырскую братию, что равнозначно вручению ктитором построенного храма или города для попечения Христу или Богоматери.

Позднесредневековый историзм и реализм обусловили тяготение к точному изображению на иконе облика святыни, с детальной передачей архитектурного ансамбля и окружающего ланд­шафта. Этому же способствовало, с одной стороны, развитие изобразительных средств, с другой — появление печатных техник (разных видов гравюры), дающих новые возможности. В свою оче­редь, гравюра стала постоянным иконографическим источником для иконописцев и популярной паломнической реликвией, доступной простому народу2.

На иконе из собрания ГИМ преподобные Зосима и Савватий представлены в молении образу Преображения Господня. Святые стоят на горках по сторонам бухты Благополучия, глубоко вре­зающейся в Большой Соловецкий остров, на котором ими была основана Спасо-Преображенская обитель. В руках у Зосимы — свиток с текстом обращения к братии: «Не скорбит //убо брат мо//яи о сем разу//мно да будет// вам аще обря//щу благодать пред //богом то обит // сия по моемъ отше//тв распростра». Высокий позем иконы почти полностью занимает изображение омывае­мого морем Соловецкого острова, у берегов которого плывут корабли и рыбацкие лодки, на при­брежных скалах и островках стоят поклонные кресты и часовни; за четырехугольной формы мо­настырской оградой, сложенной из валунов, — Соловецкий монастырь.

Как отмечалось исследователями, иконографическим источником изображения монастыря послужили гравюры. Одна из них — Василия Андреева 1699 г.3 — легла в основу некоторых позд­нейших произведений графики. Композиция гравюры В. Андреева, представляющей с высоты птичьего полета Большой Соловецкий (с монастырем) и Анзерский острова, охватывает обшир­ное пространство, в котором Соловецкий архипелаг в океане — это часть мироздания, где, окру­женный облаками, царит Господь, благословляющий преподобных Зосиму и Савватия, прини­мающий молитвы своих угодников, предстательствующих за монастырскую братию. В более поздних вариантах гравюр близкой иконографии появляются изменения, связанные с новым строительством в монастыре. Кроме того, образ Господа Вседержителя, в соответствии с посвя­щением монастыря, заменяется на Преображение. В отдельных гравюрах вместо окруженной пышными облаками, барочной по стилистике композиции Преображения Господня появляется икона Преображения, заключенная в рамку, как на гравюре Дмитрия Пастухова 1765 г.4, кото­рая и стала, видимо, непосредственным иконографическим источником публикуемой иконы.

Автор произведения переработал образец: использовал иной масштаб, приблизил изображе­ние к иконной плоскости, сделав его более камерным, отсек многие детали, но в то же время вер­нул ему характер иконного образа. Но монастырь представлен с той же точки обзора, в такой же идеальной форме квадрата (с учетом перспективного сокращения боковых сторон), с построй­ками, как на гравюре В. Андреева и его последователей. Образ Спасителя на иконе заменен ико­ной Преображения, как е упомянутой гравюре Д. Пастухова; текст на свитке преподобного Зо-симы повторяет тот же источник.

В реальности Соловецкий монастырь имеет пятиугольную форму и слегка вытянут с севера на юг. Мощные стены и башни, сложенные из местных валунов силами самой обители, датируются 1584—1596 гг. Первоначально были возведены шесть башен, к которым в XVII в. добавились еще две. Руководил сложными строительными работами Трифон Кологривов, который получил профес­сиональные навыки, скорее всего, у известного мастера Ивана Михайлова из Вологды5. Благодаря своим укреплениям Соловецкий монастырь в конце XVI в. вошел в число крупнейших и надежней­ших крепостей страны. На иконе видны четыре башни — Успенская и Прядильная (на переднем плане), Корожная и Никольская (на задней стене), а также въездные ворота с Благовещенской цер­ковью (1596—1601). Этот храм имеет одну главу и трехъярусное щипцовое покрытие.

Основные постройки монастыря были созданы при святителе Филиппе, который игуменство­вал на Соловках в 1548—1566 гг., превратив скромную обитель в образцовое хозяйство с передо­вым по тем временам производством. Строительство велось благодаря энергичной деятельности игумена, его умению привлечь средства (как царские, так и богатых богомольцев) и при его непо­средственном участии. Предполагается, что он сам разрабатывал архитектурные проекты. Так, зна­ток культуры Русского Севера Борис Шергин писал, что «он видел и даже копировал архитектурные чертежи, подписанные автором — игуменом Филиппом»6. Известно, что для строительных нужд мо­настыря святитель Филипп привез мастеров-каменщиков Салку и Столыпу из Великого Новгорода.

раженский собор, показанный в правой части обители, был возведен в 1558—1566 гг. Он увенчан традиционным пятиглавием: в центре — большой купол, ниже — четыре меньших главки, поме­щенные над приделами; по сторонам к храму примыкают еще два небольших придела с глав­ками8. Верх храма украшают ряды кокошников, поставленных вперебежку. С левой стороны па­норамы монастыря помещена трехглавая, с щипцовой кровлей Успенская церковь (1552—1557) : примыкающей к ней трапезной палатой и келарскими покоями. Слева в глубине — одноглавая Никольская церковь с завершением в виде двух рядов кокошников (1577). В начале XVII в. между /спенским и Никольским храмами была возведена каменная трехшатровая колокольня на семи ;толпах — ее эффектный силуэт показан в центре. Перед колокольней мастер поместил арочные переходы, соединявшие между собой жилые, хозяйственные постройки и храмы.

Представленный на иконе Соловецкий монастырь, вписанный в идеальную форму, упорядо-генный и преображенный, являет собой образ созданного отцами-основателями идеального мо­нашеского града, спасаемого Божией благодатью и непрестанными молитвами преподобных Зо-;имы и Савватия.

Икона из собрания ГИМ датировалась в предшествующих публикациях концом XVII — на-галом XVIII в.9 Тонкое живописное решение иконы, моделировка ликов и рук (чуть «суховатая», графичная, с близкими по тону и цвету санкирем и охрением), рисунок горок и деревьев, а также :равнение с гравюрой Д. Пастухова 1765 г. позволяют датировать икону последней третью XVIII в. я отнести ее к работам мастеров Русского Севера, тесно связанных с Соловецким монастырем.

icons.pstgu.ru

Молитвы преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

Тропарь, глас 4*

По́стническое и равноа́нгельское житие́ ва́ше,/ преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,/ вселе́нней позна́ны сотвори́ вас;/ чудодея́нии разли́чными, Богоно́снии, просвеща́ете// ве́рою призыва́ющия вы и чту́щия честну́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Постнической и подобной ангельской жизнью вашей, преподобные отцы Зосима и Савватий, по всей земле вы стали известны; различными чудотворениями, Богоносные, просвещаете с верой призывающих вас и почитающих священную память вашу.

Кондак, глас 2*

Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ крест, на ра́мо взе́мше, понесли́ есте́,/ боже́ственне вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́ в рука́х, иму́ще,/ кре́пко победи́ли есте́ бесо́вская ополче́ния;/ благода́ть Госпо́дню прие́мше цели́ти неду́ги душ и теле́с/ притека́ющих к ра́кам честны́х моще́й ва́ших,/ чуде́с лучи́ испуща́ете всю́ду./ Тем зове́м вам:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Зоси́мо и Савва́тие,// мона́хов удобре́ние.

Перевод: Христовой любовью воспламенившись, преподобные, и Его Крест на плечи взяв, вы понесли, божественно вооружившись на невидимых врагов и непрестанные молитвы держа, как копье в руках, мужественно поразили вы бесовские войска, получив благодать от Господа исцелять болезни душ и тел приходящих к ракам с

azbyka.ru

Соловки — Чудотворные и достопамятные образы древней Соловецкой обители

Чудотворные и достопамятные образы древней обители

Святые подвижники молились образам Спасителя и Пресвятой Богородицы, которые они носили с собой. Это были небольшие иконы «пядницы» – размером в «пядь».

Согласно сообщениям исторических источников, игумен Филипп (Колычев) отыскал святыни, связанные с именами основателей обители. Среди них икона Пресвятой Богородицы Одигитрии, принесенная на Соловецкий остров преподобным Савватием. Выбор именно этого образа не случаен: святая Одигитрия (Путеводительница) по сокровенному желанию боголюбивого инока могла управить путь его к пустынному острову. Эта икона находилась либо в его келье, либо в часовне. Образу Божией Матери Одигитрии суждено было стать первой из почитаемых Богородичных икон, принесенных на Соловецкие острова.

Святой игумен Филипп, восстанавливая монастырь после опустошительного пожара 1538 года и воссоздавая его былое благолепие, желал обрести местные святыни. Если икона Пресвятой Богородицы, принадлежавшая преподобному Савватию, и не сохранилась, то, несомненно, осталось живое предание, и утраченный древний образ заменили новым, ему подобным. Как выглядела икона, принесенная преподобным Савватием – неизвестно. Вероятно, это был образ, напоминавший либо Одигитрию преподобного Кирилла, чтимую в Кирилло-Белозерском монастыре, либо Одигитрию Смоленскую, почитаемую во всех русских землях. Переписные монастырские книги 1570, 1582, 1597 и 1676 годов «молением преподобного Савватия чудотворца» называют образ Богоматери Одигитрии, на полях которого имелись изображения преподобных Зосимы и Савватия, а также апостола Филиппа – небесного покровителя игумена Филиппа (Колычева). Очевидно, что икона была исполнена по его заказу.

Архимандрит Досифей (1836 год) упоминает икону Пресвятой Богородицы преподобного Савватия среди «древностей и достопамятных вещей, хранящихся в ризнице» монастыря. При этом он сообщает, что образ, принесенный преподобным Савватием, находится в часовне при подворье в Губернском городе Архангельске.

В книге архимандрита Мелетия (1881 год) дано описание церкви во имя Смоленской иконы Богоматери в Савватиевской пустыни, построенной в 1860 году. Слева от царских врат находилась икона с надписью: «В 1543 году сей образ Пресвятой Богородицы обретен игуменом Филиппом, а привезен первый на остров преподобным Савватием чудотворцем». Вероятно, «обретенная» игуменом Филиппом икона Пресвятой Богородицы в XIX веке оставалась в Архангельске, а для Соловецкого монастыря были сделаны две копии, одна из которых хранилась в ризнице, а другая – в новой церкви. Однако не исключено, что дважды упоминается одна и та же икона. Чтимый образ сохранялся до 1921 – 1923 года и, вероятно, был похищен.

В XIX веке две чудотворные иконы, почитание которых восходит к XVI веку, помещались в Спасо-Преображенском соборе в пристолпных резных иконостасах 1830 года, на западных сторонах столпов, под резными балдахинами. На левом (северном) столпе находился образ Пресвятой Богородицы Тихвинской, называемой в монастыре «Хлебенной» или «Запечной». По преданию, образ Пресвятой Богородицы явился святителю Филиппу, когда он был еще послушником и трудился на монастырской хлебне. Архимандрит Мелетий, описывая икону среди реликвий игумена Филиппа, отмечает, что на полях изображены двое святых, «риза и венец сребропозлащенные, украшены стеклами и жемчугом». В настоящее время известны только списки XIX века.

На правом (южном) столпе Спасо-Преображенского собора находился второй чудотворный образ – Пресвятой Богородицы Корсунской, именуемой в монастыре «Сосновской». Архимандрит Мелетий поместил описание этой иконы среди вещей святого игумена Филиппа, отметив, что она явилась «в древности на сосне, при морской Сосновой губе», одета «в сребропозлащенную ризу, украшенную жемчугом, стразами, стеклами». Однако в описании старой Сосновской часовни приведена имевшаяся там летопись: «1627 года при игумене Макарии на сем месте, ближе к берегу морскому, явилась на большом сосновом дереве чудотворная икона Пресвятой Богородицы с предвечным на руках Младенцем Господом нашим Иисусом Христом. Сия чудотворная икона перенесена отсюда в Соловецкий монастырь и поставлена в Спасо-Преображенский собор на правой стороне. Остальная же часть дерева соснового, на коем Пречистая явилась, сохраняется здесь в часовне, поставленной со времени явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Корсунской».

Рядом с серебряным ковчегом, в котором покоились частицы святых мощей святителя Филиппа, находилась икона Божией Матери «Словенская». Она была покрыта басменным золоченым окладом с венцами и убрусом; на тыльной стороне надпись: «Моление игумена Филиппа».

Над раками Соловецких чудотворцев в Свято-Троицком соборе, построенном в 1859 году с южной стороны Спасо-Преображенского собора, в золоченой резной сени стоял Деисус, вклад святого игумена Филиппа 1561 года.

Над царскими вратами помещалась еще одна святыня – икона Спасителя с припадающим преподобным Михаилом Малеиным, тезоименитым святым царя Михаила Федоровича, в золоченом серебряном окладе, с золотыми венцами и цатами с драгоценными камнями и жемчугом – царский вклад 1614 года.

В алтаре Спасо-Преображенского собора, у Горнего места, находился достопамятный образ Богородицы Троеручицы «древнего греческого письма» привезенный первоначально в Москву со святой горы Афон при Святейшем Патриархе Московском Никоне.

В середине XIX века появились новые святыни, в почитании которых вспоминались исторические события недавнего прошлого. Над западными входными дверями паперти Спасо-Преображенского собора помещалась большое настенное изображение «Знамение Пресвятой Богородицы». На святом лике остались язвины от пушечных ядер, пробивших фреску и не разорвавшихся (нападение на монастырь англичан в 1854 году). Внизу, при входе на паперть, по обе стороны дверей, на гранитных каменных плитах помещались пространные летописи, излагающие чудесное событие.

В конце XIX века в монастыре почитался «невредимо стоящий на открытом воздухе» Нерукотворный образ Спасителя на Святых вратах. Местное предание относило его написание к 1624 году и связывало с именем преподобного Елеазара Анзерского.

Осенью 2013 года Музей русской иконы передал Соловецкому монастырю икону , созданную в XVII веке. Образ был обнаружен и приобретен сотрудниками музея в Западной Европе.

На иконе изображены основатели Соловецкой обители преподобные Зосима и Савватий, держащие в руках модель монастыря. Они представляют его Вседержителю или Богоматери, изображение которых не сохранилось. Подобный облик монастыря сложился к началу XVII века. На иконе можно увидеть пятиугольную крепость, строительство которой завершилось в конце XVI века, и каменные галереи-переходы, построенные в 1602 году. Внутри каменных стен изображены все основные постройки обители того времени: Спасо-Преображенский собор, каменный одноглавый Никольский храм, каменная трехшатровая звонница, Успенская церковь с трапезной палатой.

Икона небольшая, ее размеры 32,3×27,3×2,3 см, что характерно для пядничных икон. Такие иконы, как правило, были «раздаточными» или «променными», их дарили или продавали богомольцам, приезжавшим поклониться мощам преподобных основателей монастыря, благословляли гостей обители. Монастырь заказывал их иконописцам поморских вотчин или мастерам крупных художественных центров в Москве, Костроме, Мстере, Холуе и др.

По мнению доктора искусствоведения Т.М. Кольцовой, это самый распространенный иконографический вариант соловецких раздаточных икон, особенно характерный для XVII века. Преподобные Зосима и Савватий на них, как правило, обращены к образу Божией Матери «Знамение», так как этот образ покровительствовал новгородскому архиерейскому дому, под управлением которого монастырь находился в XVI–XVII веках.

Как считает ученый секретарь Музея русской иконы, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации А.П. Иванникова, «на сегодняшний день это древнейшая из известных икон такой иконографии, что придает ей особую культурную, научную и музейную ценность». Специалист считает, что исходя из стилистических особенностей, время создания образа можно отнести к началу XVII века.

Это также одна из самых древних икон в современном иконописном собрании Соловецкого монастыря. Образ помещен на центральный аналой в храме святителя Филиппа для поклонения верующим.

Из экспертного заключения А.П. Иванниковой:

Материальные данные: Дерево, доска цельная, две врезные гладкие шпонки, ковчег, паволока, левкас, темпера.

Сохранность: Оборотная сторона: иконный щит сильно потемнел. Углы сбиты и потерты. Шпонки подвижные, верхняя – поздняя, под нижней шпонкой значительный отщеп древесины. Между шпонками процарапана надпись: «Гонная река Василию Вакулину… Зосима и Савватий».

Лицевая сторона: утраты левкаса по краям до доски и паволоки. Авторский красочный слой сохранился фрагментарно, на полях и фоне утрачен полностью до левкаса. На ликах, одежде и поземе многочисленные реставрационные вставки и тонировки. Крупная вставка в нижней части позема, а также в месте от прогара свечи на одеждах и руках преподобного Зосимы. Полностью утрачено изображение облачного сегмента с образом Вседержителя (или Богоматери Знамение). Надпись на свитке восстановлена. По торцам и на полях отверстия от гвоздей, крепивших оклад.

solovki-monastyr.ru

Икона Зосима и Савватий Соловецкие, в житии

Реставрация: Нет данных

Размер: 141 х 118,5 см

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Зосима и Савватий Соловецкие

Уточняющая датировка: 17 в.Вторая половина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера", Архангельск

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое с клеймами

Иконографическая справка

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие - основатели Спасо-Преображенского монастыря на Большом Соловецком острове. Преподобный Савватий (ум. 1435) - постриженик Кирилло-Белозерского монастыря, откуда он перешел в Преображенский монастырь на Валааме. В 1430-х годах в поисках уединения вместе с монахом Германом с Выга поселился на Соловках. Через некоторое время Герман ушел на Онегу, и св. Савватий остался на острове один. Предчувствуя свою кончину, он вернулся на материк, на карельский берег, где умер в деревне Сороки. Год спустя монах Зосима, уроженец Обонежья, встретив Германа, узнал об этом острове, и они вместе вновь поселились там. Со временем здесь возник монастырь, игуменом которого в 1452 году стал св. Зосима. При нем на Соловки были перенесены мощи св. Савватия и началось его местное почитание. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие канонизированы Московским собором в 1547 году. Память св. Савватия отмечается 27 сентября / 10 октября, св. Зосимы - 17/30 апреля. Первый парный образ свв. Зосимы и Савватия написан в 1478 году игуменом Досифеем, который также составил их Житие. Со временем его текст подвергся многочисленным переработкам и дополнениям. Житийные иконы святых известны с середины XVI века; первое упоминание о таком образе, находившемся в Соловецком монастыре, относится к 1549 году. Существует множество сюжетов, связанных с посмертными чудесами преподобных, и потому их подбор в клеймах житийных образов всегда индивидуален. Клейма: 1.Свв. Савватий и Герман воздвигают хижину на Соловецком острове 2.Ангелы секут жену рыбака, поселившегося на острове 3.Причащение св. Савватия игуменом Нафанаилом на реке Выг 4.Преставление св. Савватия 5.Приход свв. Зосимы и Германа на Соловецкий остров 6.Видение св. Зосиме церкви «прекрасной вельми» 7.Искушение св. Зосимы бесами 8.Ангелы приносят св. Зосиме еду 9.Возвращение св. Германа в обитель 10.Поставление св. Зосимы в игумены 11. Чудо о просфоре 12.Перенесение мощей св. Савватия с реки Выг на Соловки 13.Преставление св. Зосимы 14.Явление св. Зосимы старцу, мучимому бесами 15.Беседа свв. Зосимы и Савватия (?) 16.Чудо о Василии, укравшем монастырские вещи 17.Видение пономарю Дионисию летящих огнекрылых ангелов - свв. Зосимы и Савватия 18.Чудо свв. Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю «в црене» (на железном плоту)

Стилистическая справка

Нет данных

Происхождение

Из Троицкой церкви в с. Нёнокса Архангельской обл.

Библиография

icons.pstgu.ru

Соловецкие пчелы и их покровители

Рязань кланяется Соловецким пчельникам

"В Музее пчелы, что находится в райцентре Рыбное, собрана одна из интереснейших коллекций об истории российского пчеловодства, начиная от бортничества древних славян и кончая современными достижениями отрасли. В музее вам непременно покажут чеканку с ликами монахов Соловецкого монастыря святых Савватия и Зосимы, которые считаются покровителями отечественного пчеловодства. Посетители с интересом осматривают памятники пчеловодства, которыми пользовались наши предки сотни лет назад. Тут уникальные, с затейливой резьбой терема-колоды "царь", "царица", "царевна". С ними соседствуют первый в мире рамочный улей Петра Ивановича Прокоповича, первые медогонки." (Анатолий Жолобов. Спасибо вам, Савватий и Зосима. Сельская жизнь, Москва, 02.11.2000)

"Суета праздничных церемоний не располагает к знакомству с таким замечательным существом, как пчела. Лучше это сделать в тиши музея института, где собрана одна из крупнейших в мире коллекция экспонатов, рассказывающая об истории российского пчеловодства, начиная от бортничества древних славян и кончая современными достижениями отрасли. Когда войдете в музей, обязательно поприветствуйте святых Савватия и Зосиму, изображенных на медной чеканке. Эти два монаха Соловецкого монастыря считаются покровителями российского пчеловодства." (Дмитрий Соколов. Пчеловод - звучит современно. Рязанские ведомости, Рязань. 04.10.2000)

Зосима и Савватий Соловецкие - покровители и защитники русских пчёл

"Святой Савватий считается в народе покровителем пчел и пчеловодства. Он и святой Зосима (друг и сподвижник Савватия) почитались всеми пчеловодами на Руси. Считалось, что они первыми научили русский народ правильному пчелиному хозяйству. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. "Без Бога - ни до порога, а без Зосимы - Савватия - ни до улья". Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям." (Автор не известен. Православие день за днем. Российская книжная газета (приложение к Российской газете), Москва. 12.11.2002)

Зосима-пчельник не Зосима Соловецкий

"Зосима-пчельник. В народе смешивают этого мученика раннего христианства с Зосимой - игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом. Говорили: "На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать", "Без Зосимы-Савватия пчелы пролетят мимо", "Зосима пчел растит, меду наливает". Примечали: когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь... Пчелу считают Божией угодницей, она доставляет воск на свечи. Пчела жалит только грешника." (Автор не известен. Народный календарь. Крестьянская Россия, Москва, 28.06.2004)

Поделиться в социальных сетях

Пчела в набалдашнике посоха Соловецкого святого

"30 Апреля. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого. "Церковно народный месяцеслов на Руси" И.Калиновского сообщает: "Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму - Пчельником и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем:

"Ты мед-то лопай, до об Зосиме-Савватии вспоминай."

• Преподобный Зосима Соловецкий
• Преподобный Савватий Соловецкий

В одной из молитв преподобному Зосиме, между прочим, подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия. угодников Соловецких, в какие-то далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в набалдашнике посоха матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству. Сельские наши пчеловоды в день памяти святого Зосимы служат ему в церквах молебны и приносят в церковь медовые соты для освящения. В других местах еще есть обычай в этот же день кормить пчел просфорою, освященною накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого преподобного Зосимы. В день памяти этого угодника пчеловоды вынимают ульи из омшаника и выставляют на лето в пасеки. При этом почти повсюду ведется обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем поставляется образ святого Зосимы, который изображается здесь всегда с ульем пчел.

Известно, что древние русские монастыри, особенно на севере и северо-востоке, будучи прежде всего училищами благочестия, были в то же время весьма немаловажными рассадниками сведений по части хозяйственной. Притом само занятие пчеловодством, один из важнейших промыслов Древней Руси, могло служить весьма существенным и приличным средством для обеспечения монастырей". (Русский месяцеслов. Крестьянин, Ростов-на-Дону. 29.04.1999)

Мед дал название соловецкому мылу

Уходовое туалентое мыло для тех, кто любит нежные, чуть сладковытые ароматы. Хорошо подойдет для умывания. Благодаря мацерату розы и меду бережно ухаживает за кожей лица. "Нежное" – это основное слово в описании данного мыла, в состав которого входят омыленные масла кокоса, пальмы, касторки, пальмоядер, стеариновая к-та, оливы, виноградной косточки, подсолнечника, миндаля, хлопка. Приготовлено на отваре липовых цветов, с добавлением их в верхнюю мягко-скрабящую часть мыла, сдобрено мацератом на пудре розы дамасской, медом дальневосточным, украшено бета-каротином и ароматическими экстрактами меда и липы. (Никитина Ольга. Соловецкая косметика. Инт. Юрий Серов. Спец. для онлайн-дайджеста "СоловкиЭнциклопедия", Соловки. 15.11.2017)

www.solovki.ca

Икона Зосима и Савватий Соловецкие

Реставрация: Реставрирована Т.М. Мосуновой и Т.К.Бакурадзе в 1974 году во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря.

Размер: 31 х 27 см

Автор: Нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Преподобный Зосима Соловецкий, преподобный Савватий Соловецкий

Уточняющая датировка: 17 - 18 вв. Конец 17 - начало 18 в.

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Многофигурное

icons.pstgu.ru

Зосима и Савватий – покровители пчеловодов

Испокон веков пчела считалась священной, а её промысел – даром с небес. Полезные свойства продуктов пчеловодства исследовали и активно использовали ещё столетия назад. С пчеловодством связано множество имён известных учёных, врачей, поэтов и даже святых. На Руси покровителями пчеловодства принято считать святых Зосиму и Савватия.

Савватий Соловецкий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозёрского монастыря с 1396 года. Среди других подвижников его отличала строгая жизнь и кротость. В скором времени его стало тяготить уважение и чрезмерное внимание братьев, и он перебрался в малочисленный Валаамский монастырь, но даже там мирская слава нашла его, не позволив найти должного уединения. Прослышав о необитаемом Соловецком острове, Савватий отправился в путь, удивив всех местных жителей. Все недоумевали, как седовласый старец собирается выживать один на острове. Но, по словам преподобного, он никогда не был один, рядом всегда был его Владыка. Какое-то время старец оставался в часовне в местечке Сороки, где и познакомился с преподобным Германом, и они вместе приняли решение жить на острове, где в 1429 году установили крест и келью возле горы Секирной. За годы скромной жизни их вера много раз подвергалась испытаниям, но осталась непоколебима. На пустынном острове они прожили бок о бок шесть лет, после чего Герман отправился на Онегу, а Савватий занемог и перебрался на Карельский берег, где и скончался в 1435 году в деревне Сороки. 30 лет спустя преподобный Зосима с братьями перенёс святые мощи Савватия на Соловецкий остров. А в 1566 году мощи обоих преподобных были перенесены в церковь, названную в их честь.

Зосима, игумен Соловецкий

Преподобный Зосима, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в небольшом селе Толвуе неподалёку от Онежского озера. После смерти богатых родителей он роздал всё своё унаследованное имущество бедным, принял постриг и ушёл в Поморье на берегу Белого моря. Там он познакомился с отшельником Германом, который поведал ему о пустынном Соловецком острове, где он обитал вместе с преподобным Савватием на протяжении уже 6 лет. Вместе они прибыли в Соловки, где собрали вокруг себя множество последователей. По прибытии на остров Бог благословил Зосиму видением красивой церкви. Множество тяжб пришлось вынести Зосиме, прежде чем их община разрослась. Однажды он даже остался на острове один на всю зиму и чуть не умер от голода, но тяжёлая жизнь закалила его тело и дух. Ни один из приезжающих на остров настоятелей из Новгорода не мог вынести таких лишений и возвращался на родину. В 1452 году Зосиму избрали игуменом. Под его предводительством были установлены храм и обитель, иноки смогли организовать своё хозяйство. Его немногочисленные предсказания сбывались с поразительной точностью. Так, именно он предрёк кончину бояр от рук Иоанна III при взятии Новгорода в 1478 году. Сам Зосима скончался в этом же году и был похоронен в Преображенском храме. Позднее среди моряков ходила молва, что Зосима и Савватий являются гибнущим в морских водах рыбакам. Немало чудес было засвидетельствовано при этом.

 Чествование покровителей пчеловодов

Зосима и Савватий Соловецкие считаются покровителями пчеловодства, так как в годы своего отшельничества они привезли из Афона (современной Греции) первую пчелиную матку, положив начало пчеловодству на Руси. Считается, что они научили людей правильно содержать свою пасеку. До сих пор на иконах святые изображаются с орудиями пчеловодов тех дней: верёвкой, лестницей, ножом или топором. Им посвящено много молитв, поговорок и пословиц. Считается, что именно Зосима и Савватий первыми на Руси открыли пользу продуктов пчеловодства для здоровья. До сих пор пчеловоды каждый год отмечают пчеловодческие праздники, чествуя пресвятых Савватия и Зосиму:

  • 30 апреля – Зосима-пчельник;
  • 10 октября – Савватий-пчельник.

Между этими двумя праздниками укладывается весь пчеловодный сезон. На Зосиму пчёл по традиции уже начинали выпускать из ульев, а на Савватия ульи закрывали на зимовку. В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с покровителями пчеловодов, и ни один пасечник не начинал работу без молитвы святым. Пчеловоды не должны были приходить на пасеку с грязными помыслами.

"Зосимой" называли в старину улей с иконой святых, который была на каждой пасеке. К этой иконе пчеловоды возносили молитвы о помощи в содержании пчел. Сейчас эта традиция стала забываться, и редко на какой пасеке можно встретить икону покровителей пчеловодства. Купить такую икону для своей пасеки вы можете в нашем интернет-магазине, просто перейдя по этой ссылке.

medok.com


Смотрите также