8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Икона собор пресвятой богородицы


Икона Собор Богоматери и ее загадки

Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.

В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла — «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.

Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.

Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи  Софийской библиотеки XIV в. ( № 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».

Самая ранняя известная композиция на эту тему — фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). В палеологовский период иконография распространяется в православной ойкумене. Самая древняя русская икона на этот сюжет происходит из Пскова и была создана в конце XIV — начале XV века. Это интереснейший памятник как по своей иконографии, так и в стилевом отношении. Икона существенно отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. Возможно, особенности композиции иконы связаны с тем, что в ее основу был положен не только текст стихиры «Что Ти принесем…», но и другие праздничные песнопения. Некоторые детали именно этой псковской иконы до сих пор остаются для исследователей загадкой.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ, Москва

В центре иконы изображена Пресвятая Дева, восседающая на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако, Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На псковской иконе   перед Богородицей, на Ее груди, помещается заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа Эммануила, которое Она как бы  придерживает.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Такое изображение Спасителя и Богоматери напоминает иконографию Богоматери «Знамение». На иконах «Знамение» помещение образа Эммануила в «славу» на груди Богоматери указывает на Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа — догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Приснодевы Марии. В иконографии «Собор Богоматери» такой необычный ход дополнительно акцентирует тему Боговоплощения.

Еще одна особенность псковской иконы — изображение пещеры, внутри которой ясли со спеленутым Младенцем. Этот эпизод, заимствованный из образа Рождества Христова, не встречается в других произведениях иконографии «Собор Богоматери». Можно сделать предположение, что обе эти уникальные черты появились как отражение, например, текста кондака праздника Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог». В таком случае изображение яслей с только родившимся Младенцем усиливает саму тему рождения, а изображение Христа-Эммануила в «славе» призвано подчеркнуть, что рождается от Девы, воплощается, не обычный человек, а именно «Превечный Бог», Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это   персонификации — изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах — полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.

Обычно в композициях «Собор Богоматери» внизу изображаются торжественное рождественское богослужение: хор певцов, гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, священники, монахи; могут также изображаться  патриархи и цари. Эта группа, с одной стороны, олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву. С другой стороны, изображаемое богослужебное прославление Богородицы совершается прямо на наших глазах. Это усиливает литургическую, богослужебную функцию образа.

Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Дом-музей П.Д. Корина, Москва

В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет  однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять различные формы прославления Богоматери, которое совершается всем человечеством (поэтому изображены персонажи разных возрастов и народов). Три центральных фигуры трактовались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давид, Иосиф и Иаков. Их определяли как «пастырей в конкретном и иносказательном значении этого слова»[1], понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Часть исследователей видит в мужах волхвов[2]. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды — знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.

Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин — «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы.

Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.

Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри — это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты — посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

Этот церковный чин совершался так: около Престола на специальном возвышении устанавливались ясли, в которых находилась статуя или икона Богородицы с Младенцем. Несколько каноников (клириков) в церковном облачении, с льняными платками на головах и жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастухов. Мальчик из хора, изображавший ангела, сообщал им о Рождестве, цитируя Евангелие. Под пение хора «Слава в вышних Богу…» пастыри проходили в алтарь, где у яслей их ждали два каноника, изображавшие повитух. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» «Мы ищем, — отвечали пастыри, — Спасителя Христа». Повитухи отдергивали завесу, которая скрывала образ Пресвятой Девы с Богомладенцем. Указывая на него, они говорили: «Вот он — этот Младенец со своей Матерью». Пастухи преклонялись и воспевали молитвословия, затем начиналась литургия.

В этой версии хорошо объяснялись бы и необычная форма трона Богородицы, и крайне редкая для русских памятников белая завеса. Однако, этот мотив — завеса на троне — возник еще в раннехристианском искусстве, а позже получил развитие в южнославянских росписях и иконах. Приведенное рассуждение не более чем осторожная догадка, так как не возможно доподлинно узнать, мог ли такой чин быть известным в западно-русских землях. А такой атрибут как посох вполне мог из одного «сценария» переместиться в другой и стать атрибутом путешествующего волхва.

Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для  интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, — тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши — короткий хитон — соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.

В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.

Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

XVI в. Москва. Музеи Московского Кремля

XVI в. Великий Устюг. Государственный музей палехского искусства, Палех

Икона из Успенской церкви села Варзуга. Конец XVII в. Русский Север. Государственный Эрмитаж

Икона из ярославской церкви Феодоровской Богоматери. 1680-1690 г. Ярославль. Русский Музей, Спб.

 

Мастерская «кондопожского мастера». Около 1759 г. Музей-заповедник «Кижи», Россия

 


[1]    Реформатская М.А. Псковская иконопись XIII — начала XV веков (К уяснению понятия «местная школа»): Дис. М., 1979. С. 117, 118.

[2]    Овчинников А.Н. Опыт описания древнерусской станковой живописи: Техника и стиль: Псковская школа XIII — XVI веков. М., 1971. Вып. 1. С. 13.

8.01.2014

www.pravmir.ru

Икона «Собор Пресвятой Богородицы»

В христианстве есть огромное количество икон, которые имеют свою уникальную историю. Образ «Собор Пресвятой Богородицы» тоже относится к таким иконам, хоть и посвящен празднику, событию.

«Собор» переводится как сбор или массовая встреча. Это одна из наиболее распространенных икон в католицизме и православии. Перед ней можно читать молитвы или брать с собой в дальнюю дорогу. Ее не обязательно оставлять дома, потому что в своей помощи этот образ универсален и уникален.

История иконы

«Собор Пресвятой Богородицы» — это праздник, причем, один из самых древних в христианстве. Это встреча всех святых, пророков, ангелов и мучеников рядом с Богородицей 8 января. Даже обычные люди в этот день вспоминают Божью Матерь, потому она даровала миру Спасителя. Это постпразднество ко дню Рождества Христова. И именно к этому дню была написана данная икона.

Вариантов исполнения иконы несколько, потому как каждый из них был создан в различное время. Более новые образы содержат лишь святых и пророков, а вот многие старые содержат целые истории о жизненном пути Иисуса Христа, словно это взгляд в будущее, ведь Дева Мария знала, что ждет ее сына с самого начала.

Данная икона может стать отличным подарком на Рождество Христово. Вы можете подарить ее своей матери, жене, сестре, а можете купить и для своего дома. Нужно ставить ее так, чтобы Богородица «видела» как можно больше.

Эту икону очень часто ставят на фасады церквей. Она есть, например, на южном фасаде церкви Божьей Матери в селе Глинково, которое находится в Сергиево-Посадском районе Московской области. Дело в том, что этот образ не имеет определенной цели. Он лишь указывает на важность Богородицы в рождении Христа.

В чем помогает икона

Это икона с уникальным разносторонним действием. Богородица всегда поможет вам обрести настроение и наведет вас на путь истинный в делах. Дома с такой иконой ссоры будут огромной редкостью. Она поможет в отношениях между детьми и родителями, а также между мужем и женой. Принимать общие решения для семьи будет гораздо легче. В начале нашей эры, когда христианство только зарождалось как мировая религия, эта икона была даже чудотворной. Многие образы помогали людям исцеляться от болезней и обретать смысл жизни.

Перед этой иконой можно и нужно читать следующие молитвы: «Живые помощи», «Отче наш», «Символ веры». Этот образ — символ большинства праздников, связанных с Богородицей — Сретения, Покрова, Преображения, Рождества. Если все плохо в личной жизни и если вас постоянно посещают негативные мысли, можно прочесть еще одну молитву: «Святые праотцы, мученики и все к Господу нашему приближенные, помогите нам грешным мир узреть настоящий, чтобы грусть и слабость духовная отступили навеки веков. Прости нас благодатная Матушка Заступница, яко же прегрешения наши оставляем мы без внимания. Яко же мы в вере нашей сомневаемся и деяния наши не замечаем темные. Помоги нам обрести счастье и дом наш преобразить добром и любовью. Аминь.»

Читайте эту молитву каждый день, если вы чувствуете, что вас одолевает грусть. Обязательно приобретите данную икону для своего дома, чтобы она оберегала ваши стены от всякого недоброго начала.

Один из величайших двунадесятых праздников, Рождество Христово — это день данной иконы. Точнее, ее день — 8 января, время воспоминаний о Матушке Заступнице. Именно эта дата является днем почитания иконы. Не забудьте посетить церковь в этот день, если у вас будет на то время и возможность. Помолитесь всем святым и Богородице, без которой не было бы Рождества Христова. Не забудьте поздравить всех матерей с этим праздником. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Собор Пресвятой Богородицы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью Бабьи каши

Собо́р Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Ἡ σύναξις τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου) — праздник в православных церквях, совершается 26 декабря (8 января), в первый день попразднства Рождества Христова.

Икона
Собор Пресвятой Богородицы
(Ростово-Суздальская школа, середина XV века.
Дом-музей П. Д. Корина, Москва)

Праздник имеет древнее происхождение. В поучениях на праздник Рождества Христова Епифа́ния Ки́прского, Амвро́сия Медиола́нского и Августи́на Блаже́нного уже соединяется хвала Иисусу Христу с восхвалением родившей его Богородицы[1].

Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом Вселенском соборе в 681 году (правило 79)[2].

Иконогра́фия Собора Пресвятой Богородицы иллюстрирует текст рождественской стихи́ры Иоанна Дамаскина́: Что̀ тѝ принесе́мъ: и является символическим вариантом иконы «Рождество Христово». Иконография Собора Богоматери имеет сербское происхождение и в русской традиции известна с XIV века.

В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Её, в соответствии с текстом стихиры, окружают ангелы, пастухи и волхвы: Ка́ѧждо […] бл҃годаре́нїе тебѣ̀ прино́ситъ: а҆́гг҃ли, пѣ́нїе: нб҃са̀, ѕвѣздꙋ̀: волсви,̀ да́ры: па́стырїе, чꙋ́до: землѧ̀, верте́пъ: пꙋсты́нѧ, ꙗ҆́сли. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви.

ru.wikipedia.org

Собор Пресвятой Богородицы

Празднование Собора Пресвятой Богородицы совершается 8 января, на второй день после Рожества Христова.
 

Содержание

 

Собор Пресвятой Богородицы. История праздника

В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после Рождества Христова отмечается Собор Пресвятой Богородицы, после Богоявления — Собор Иоанна Предотечи, после дня памяти святых верховных апостолов Петра и Павла — Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.      

Рождество Христово. Икона Андрея Рублева, 1405 год. Благовещенский собор Московского Кремля


Библиотека Русской веры
Cобор Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале


Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода — Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа, которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда, из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня, сына Иосифова.

Святой праведный Иосиф. Фрагмент фрески. ВизантияСв. апостол Иаков. Фреска. Афон, ХVI век

 

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.
 

Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение

Тропарь Рожеству Христову, глас 4.

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.

И$же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.
 

Собор Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV — нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы  придерживает.

Собор Пресвятой Богородицы. Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Москва, дом-музей П.Д. Корина

Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.

Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Варваринской церкви в Пскове. Конец XIV- нач. XV в. Москва, ГТГ

Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых — Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день  не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями»  в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.

Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Собор Пресвятой Богородицы. XVI в. Великий Устюг. Государственный музей палехского искусства, Палех

Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Успенской церкви села Варзуга. Конец XVII в. Русский Север. Государственный Эрмитаж

 

Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.

ruvera.ru

Собор Пресвятой Богородицы - тихое семейное торжество

На следующий день после Рождества Христова Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы. Об этом празднике рассказывает протоиерей Игорь Прекуп.

Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы

Почитание Пресвятой Богородицы закономерно выразилось в том, что в годовом богослужебном круге был выделен день, следующий непосредственно за праздником Рождества Христова, собирающий нас в честь Божией Матери, а так же в том, что в этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца. В первую очередь – это св. Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалима. Это и день памяти св. царя Давида, из рода которого происходила Пречистая, это праздник всех сорадовавшихся с ней о рождении Сына Человеческого – и пастухов, и волхвов – всех собранных вокруг нее не только и не столько в пространственном, сколько в духовном смысле.

Собор Пресвятой Богородицы 

Мы не располагаем точными сведениями о возникновении праздника Собор Пресвятой Богородицы. Известно, что установление особого празднования Рождества Христова сразу же повлекло за собой и чествование Родившей, запечатленное уже в проповедях свв. Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского и блж. Августина. Однако встречающееся на некоторых сайтах сообщение, что «официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году», несколько неточно.

Во-первых, канонические правила, которые относят к VI Вселенскому Собору, действительно, состоявшемуся (точнее, завершившемуся) в 681 г., были приняты не на нем (V и VI Вселенские Соборы были посвящены догматическим вопросам, и канонов не издавали), а на так называемом Трулльском Соборе, созванном в 691 г. (еще называемый «Пято-Шестым»), который рассматривался его участниками, как продолжение VI Вселенского Собора.

Во-вторых, в упомянутом правиле нет указания на празднование памяти окружения Пресвятой Девы, и тем более – никакого основания считать этот праздник соборным установлением. 79-е правило косвенно указывает на прижившийся обычай отмечать память Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова, но оно касается не столько самого празднования, сколько распространившейся ритуальной формы, которую отцы Собора сочли противоречащей церковному учению, и обличили невежество «православного люда», который, почитая Пречистую приготовлением ритуальной пищи аналогичной той, что обычно готовилась в честь «болезней рождения» («хлебенное печение»), проявлял непонимание исключительности тайны Боговоплощения: зачатия бессеменного и рождения безболезненного, «ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово, аще ея неизреченное рождение определяют и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения».

Собор Пресвятой Богородицы: икона

Можно сказать, что этим соборным указанием, стихийно сложившееся в церковной среде празднование Пресвятой Богородице, было очищено от чуждых примесей, освящено и воцерковлено, а затем выросло в почитание всего ее ближайшего окружения. Отмечая этот праздник, мы словно попадаем на тихое семейное торжество. Только семья в этом случае особенная и почетные гости такие, что одно упоминание о них вызывает радостный почтительный трепет от прикосновения к тайне Боговоплощения, и словно воздухом тех самых дней пахнуло, когда, как сказано в рождественском кондаке, «Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют».

www.pravmir.ru

Икона собор пресвятой богородицы о чем молятся

Вариантов исполнения иконы несколько, потому как каждый из них был создан в различное время. Более новые образы содержат лишь святых и пророков, а вот многие старые содержат целые истории о жизненном пути Иисуса Христа, словно это взгляд в будущее, ведь Дева Мария знала, что ждет ее сына с самого начала.

Эту икону очень часто ставят на фасады церквей. Она есть, например, на южном фасаде церкви Божьей Матери в селе Глинково, которое находится в Сергиево-Посадском районе Московской области. Дело в том, что этот образ не имеет определенной цели. Он лишь указывает на важность Богородицы в рождении Христа.

Это икона с уникальным разносторонним действием. Богородица всегда поможет вам обрести настроение и наведет вас на путь истинный в делах. Дома с такой иконой ссоры будут огромной редкостью. Она поможет в отношениях между детьми и родителями, а также между мужем и женой. Принимать общие решения для семьи будет гораздо легче. В начале нашей эры, когда христианство только зарождалось как мировая религия, эта икона была даже чудотворной. Многие образы помогали людям исцеляться от болезней и обретать смысл жизни.

Читайте эту молитву каждый день, если вы чувствуете, что вас одолевает грусть. Обязательно приобретите данную икону для своего дома, чтобы она оберегала ваши стены от всякого недоброго начала.

Один из величайших двунадесятых праздников, Рождество Христово — это день данной иконы. Точнее, ее день — 8 января, время воспоминаний о Матушке Заступнице. Именно эта дата является днем почитания иконы. Не забудьте посетить церковь в этот день, если у вас будет на то время и возможность. Помолитесь всем святым и Богородице, без которой не было бы Рождества Христова. Не забудьте поздравить всех матерей с этим праздником. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Давайте рассмотрим, что изображено на иконе Собор Богородицы. Центральной фигурой ее является Сама Богоматерь, восседающая на престоле и держащая на коленях Младенца Христа. Сверху к ней почтительно склоняются ангелы и архангелы. По обеим сторонам от Престола – волхвы и пастухи, приносящие дары, в нижней части иконы – ветхозаветные старцы и святые богословы. Благословение Божие в виде луча или звезды осеняет Пресвятую Деву. Праздник этот радостный, хвалебный. Он чтит Матерь Господа, родившую Спасителя мира, который в свою очередь создал святую церковь, объединившую в себе миллионы верующих. Русская православная икона олицетворяет собой триумф христовой церкви на небе и на земле.

Православная церковь перед иконой Собор Богородицы возносит благодарственные молитвы, прославляет Спасителя Христа и Деву, даровавшую нам спасение. Размещенная в молитвенном углу икона будет служить напоминанием, что молитвы бывают не только просительные, что душа человека возвышается и получает утешение, благодаря Господа ежедневно и ежечасно за все блага, которые он нм дарует. Кроме того, в день празднования церковь вспоминает также тех, кто связан родством с Господом Иисусом Христом – старца Иосифа Обручника, псалмопевца царя Давида, апостола Иакова, брата Господня. Все они изображены на иконе, соответственно, можно и даже нужно обращаться с молитвой и к ним. Строго говоря, каноничных указаний, о чем молиться перед той или иной иконой, не существует. Поэтому перед христианской иконой Собор Богородицы можно просить помощи и утешения, как перед любой другой образом Владычицы.

Вне всяких сомнений, можно. Православная икона Собор Богоматери очень красивая, имеет праздничный, нарядный вид, и поэтому послужит прекрасным подарком близким и друзьям. Хорошим поводом для такого подарка послужат какое-либо церковное торжество, именины, важное семейное событие. Если Вы остановили свой выбор на редкой и необычной иконе Собор Божией Матери, то следует учесть, что не рекомендуется покупать никакую церковную утварь в непроверенных местах – сомнительных магазинах, в киосках прессы и т.д. В таком случае лучше всего обратиться в православный интернет-магазин либо иконную лавку. Желающие вышить бисером церковную икону легко найдут готовый набор, содержащий все необходимое для работы, который позволит выполнить работу быстро и качественно.

Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.

Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ, Москва

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это персонификации — изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах — полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.

Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Дом-музей П.Д. Корина, Москва

В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Часть исследователей видит в мужах волхвов[2]. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды — знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.

Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.

Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри — это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты — посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, — тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши — короткий хитон — соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.

В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.

Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

XVI в. Москва. Музеи Московского Кремля

XVI в. Великий Устюг. Государственный музей палехского искусства, Палех

Икона из Успенской церкви села Варзуга. Конец XVII в. Русский Север. Государственный Эрмитаж

Икона из ярославской церкви Феодоровской Богоматери. 1680-1690 г. Ярославль. Русский Музей, Спб.

[2] Овчинников А.Н. Опыт описания древнерусской станковой живописи: Техника и стиль: Псковская школа XIII — XVI веков. М., 1971. Вып. 1. С. 13.

molitvy-chtenie.ru

Собор Пресвятой Богородицы 2019: суть, история православного праздника

Во время празднования Собора Пресвятой Богородицы православный мир с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Деве Марии, которая родила Спасителя.

Sputnik Грузии поинтересовался, что за праздник Собор Пресвятой Богородицы и каковы его суть и история.

Собор Пресвятой Богородицы

Праздник называется Собором Пресвятой Богородицы, потому что в этот день почитаются Святые, которые имеют непосредственное отношение к празднику Рождества Христова.

В богослужебном годовом круге есть особенность — на следующий день после великого праздника совершается память Святых, послуживших этому событию.

В Собор Пресвятой Богородицы почитают не только Богоматерь – в этот день вспоминают Иосифа — старца, который перед Богом поклялся, что сохранит девственность той, которая должна будет родить Спасителя всего сущего и на протяжении долгого времени помогал Деве Марии.

Иосиф был первым, кто увидел ребенка — Иисуса Христа, он помог ей бежать в Египет от Ирода и его приспешников. Он также пожертвовал многим ради того, чтобы Христос мог воплотить в жизнь предсказания и исполнить свое предназначение.

Вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы также царя Давида, который был прямым родственником Христа, и Святого Иакова, брата Господня, который был сыном Святого Иосифа Обручника от первого брака.

Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

История и традиции

Праздник Собора Пресвятой Богородицы, установление которого относится к ранним временам Христианской Церкви, имеет древнее происхождение.

Епифаний Кипрский, блаженный Августин и святой Амвросий Медиоланский уже в IV веке в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Спасителю с хвалой родившей Его Деве Марии.

Указание праздновать Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова было записано в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.

© photo: Sputnik / Vladimir Astapkovich

Икона "Богоматерь Владимирская" (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Собор Пресвятой Богородицы на Руси считался для женщин даже важнее, чем Рождество Христово, поскольку связан с Божией Матерью. В старину верили, если в этот день будут работать беременная женщина или ее муж, даже из-за крайней необходимости, то ребенок у них родится с физическими недостатками.

В праздник Собора Пресвятой Богородицы женщины ходили по домам с поздравлениями и пели колядки – рождественские песни, посещали баб-повитух и причащали их ужином.

Существует поверье, что в ночь на 8 января в храм сходятся все покойники, и покойные священники им правят служб, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.

По церковному календарю 8 января также чествуют мученика Евфимия, преподобного Константина, преподобного Евареста и восемь икон Божией Матери, в том числе икона, которая называется "Милостивая".

Милостивая

Икона Божией Матери написана, по преданию, Святым евангелистом Лукой. Название "Киккотиса" (Пребывающая в Киккосе) икона получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Икона находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.

Чудотворный образ Богородицы, долго странствовал, прежде чем попасть на остров Кипр. Сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте. Когда там возникли гонения на христиан, Киккскую икону в 980 году отправили в Царьград, но на пути корабль захватили сарацины.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Казанская икона Божией Матери

В свою очередь и враги христианской веры попали к грекам в плен, которыми образ был доставлен в Константинополь, где Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах.

Затем образ с великими почестями перевезли на остров Кипр, где он был помещен в сооруженный для него храм. Вокруг храма постепенно образовался монастырь.

Многие чудеса стали совершаться от чудотворного образа Божией Матери "Милостивой", поэтому с древних времен по сей день в обитель со всех сторон стекаются люди, одержимые различными недугами, и получают по вере своей исцеление.

Веруют в чудодейственную силу Святой иконы не только христиане, но и иноверцы.

Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая".

Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

На иконе изображение Богоматери являет собой тип "Елеусы", лик Пресвятой Богоматери наклонен в левую сторону, Богомладенец поддерживает рукой край мафория божией Матери, а в соединенных вместе руках – греческий свиток.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Репродукция иконы Иверской Божьей Матери

Копии чудотворного образа "Милостивая" на Руси появились в XVII веке — в московском Зачатьевском женском монастыре пребывал один из наиболее известных и почитаемых списков и являлся его главной святыней.

Чудотворный список был передан после разорения обители в 20-х годах прошлого столетия в близлежащий храм пророка Илии в Обыденском переулке.

Когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, икона Божией Матери "Милостивая" вернулась в 1999 году на свое прежнее место. Молитва перед этой иконой укрепляет и духовно утешает всех, кто с верой и упованием обращается к Владычице Небесной.

Молитва

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

sputnik-georgia.ru

Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконография, иконы, картины

Основой для создания иконографии «Введение во храм Пресвятой Богородицы» стали описания этого события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7). Эти апокрифические тексты отражают устное церковное предание, повествующее о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы.

Написанное во второй половине II века «Протоевангелие Иакова» получило распространение в восточной части христианского мира, а «Евангелие псевдо-Матфея», датируемое IX веком, было популярно на Западе. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника.

В большинстве случаев церковные образы того или иного события создаются после появления празднования в календаре. Празднование «Введения во храм» было установлено достаточно поздно. В VIII веке праздник отмечен в некоторых месяцесловах, а в IX веке он был уже широко распространен на Востоке.

Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена «Введение во храм». Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Сцена «Введения» встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевской церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция

Самые ранние изображениям праздника на иконах — это фрагменты эпистилиев* XII века из монастыря Ватопед и обители великомученицы Екатерины на Синае.

Центром композиции является маленькая, хрупкая фигура Пресвятой Девы, приведенной родителями согласно их обету в Иерусалимский храм. К Ней склоняется вышедший навстречу первосвященник; по преданию это был праведный Захария, отец Иоанна Предтечи. Фигура Захарии помещается или в открытых вратах ограды, или за затворенными вратами, напоминающими царские врата иконостаса. Позади первосвященника может быть изображен церковный престол, а над ним — сень (киворий). Все эти детали соотносятся с текстами паремий и песнопений богослужения, которые раскрывают тему Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция. Фрагмент

 

Первая и вторая паремии праздника (Исх. 40: 1–5, 9–10, 16, 34–35; 3 Царств 7:51; 8: 1, 3–7, 9–11) повествуют об устройстве Моисеем скинии и построении Соломоном храма. И скиния и храм согласно толкованию святых отцов являются прообразами Богородицы. Несколько нарочитое изображение на иконе дверей напоминает верующим о другом прообразе — видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез 44. 1–4). Это пророчество традиционно истолковывается как указание на приснодевство Богородицы.

Наличие в композиции деталей именно христианского храмового убранства вряд ли может быть объяснено тем фактом, что художники бесхитростно изображали современные им храмовые интерьеры. Разумеется, ветхозаветного храма они видеть не могли, но существовали его описания. И средневековые художники были достаточно образованы, чтобы понимать, что там не было царских врат, а жертвенник не был похож на престол православного храма. Этим анахронизмом могло сознательно подчеркиваться то, что Введение во храм, как и Рождество Богоматери, — это начало времени Нового Завета, «предображение» благоволения Божия (как говорится в тропаре), предвкушение эры Спасения и Благодати. Иерусалимский же храм — это место, неразрывно связанное с эпохой Закона, с ушедшим в прошлое ветхозаветным периодом.

Фрагмент эпистилия. Кон. XII в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция

 

В произведениях IX–XIII веков позади Богородицы изображались праведные Иоаким и Анна, а за ними процессия дев с зажженными свечами в руках. В поздне-византийский период в иконографической схеме произошло изменение: иудейские девы стоят сразу за Богородицей, а Ее родители представлены замыкающими торжественное шествие. В верхней части композиции изображается сцена питания Богоматери ангелом. Пресвятая Дева представлена внутри храма, сидящей на ступени Святая Святых.

В западноевропейских произведениях времени позднего Средневековья и Ренессанса Богородица изображается в одиночестве восходящей к порогу храма по крутым ступеням лестницы, поскольку в повествовании псевдо-Матфея делается акцент на этом эпизоде. Шествие дев со светильниками не изображается, так как о нем нет упоминания в указанном латинском источнике. Художники Возрождения со свойственным этому периоду вниманием выстраивают массивные архитектурные фоны. Многие мастера создают образ Иерусалима I века до Р.Х., соединяя элементы современной им итальянской архитектуры (лоджии, дворцы, дозорные башни, рустованные стены) с деталями сохранившихся античных построек (обелиски, цилиндрические храмы-толосы).

В русских памятниках также наблюдается тенденция перехода от «условных» архитектурных фонов, унаследованных из византийской традиции, к попыткам передать формы отечественной архитектуры: белокаменные резные фасады, закомары, луковичные главки, шатровые звонницы. А в XVII веке, ознакомившись с западноевропейским искусством (в основном посредством гравюр), русские мастера пытаются заимствовать не только отдельные изображения «античных» построек, но и способы перспективного построения пространства.

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

_________________________________

* Эпистилий — длинная горизонтальная икона с изображением нескольких праздников; ставился поверх местных икон иконостаса.

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в.

Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия

Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Стамбул, Турция. Фрагмент

Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Общий вид свода

Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб.

Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва

Икона. Ярославль. 1560-е гг. Частное собрание

Икона. Регион Сольвычегодска. Нач. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей

Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб.

Икона. Кон. XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Икона из ц. Василия Блаженного. Чухчерьма. 1-ая треть XVIII в. Музей изобразительных искусств, Архангельск

Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария

Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814—1822 гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция

Мастер жития Марии. Деталь алтарь Девы Марии. 1460—1465 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия

Мастер алтаря Реглера. Алтарь Девы Марии; левая створка внутри. 3-ая четв. XV в. Старая Пинакотека, Мюнхен

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия

Таддео Гадди. Фреска капеллы Барончелли в базилике Санта-Кроче. 1328—1330 гг. Флоренция, Италия

Паоло Уччелло. Фреска из собора в Прато. 1433—1434 гг. Прато, Италия

Чима да Конельяно. Ок.1497—1500 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр

Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия

Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент

Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто. 1555 г. Венеция, Италия

Эсташ Лесюэр. Ок.1640—1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

Читайте также:

Введение Богородицы во храм: Перемещение центра тяжести жизни

Введение Пресвятой Богородицы во храм: О чем нам нельзя забывать

Введение во храм

www.pravmir.ru

Именование православных храмов — Википедия

Разновидности форм именования храмов[править | править код]

Настоящий список создан для методологической помощи в именовании страниц и заполнении на русском языке шаблонов, относящихся к православным храмам. Для упрощения все формы приведены к женскому роду (церковь).

В шаблоне «Православный храм» различаются три разновидности имён храмов: каноническая, обиходная и местная.

Каноническая[править | править код]

Соответствует канонам Русской православной церкви и предполагает каноническое именование:

  • святых
  • праздников
  • икон

При указании титулов, для экономии места целесообразно использовать церковные сокращения в соответствии со списком. Учитывая, что для одного и того же имени возможно наличие нескольких святых, во избежание омонимических конфликтов рекомендуется использовать полный перечень их титулов.

Пример: апп. Фома, вмч. Фома

Рекомендации по именованию икон см. ниже.

Понятия «канонический» и «церковнославянский» — разнопорядковые и отнюдь не равнозначные категории. В любом случае в названиях страниц и при заполнении шаблонов предполагается использование современной орфографии и набора символов. В тексте статей, при необходимости, могут быть упомянуты варианты именования на церковнославянском языке.

Современная и церковнославянская форма в именах храмов
Современная Церковнославянская
Седьмиозерская церковь Седмиезерная церковь
Церковь Двенадцати апостолов Церковь Двунадесяти апостолов

В современном языке наблюдается, как правило, консервация церковнославянских форм личных имён (Исаакий, Иоанн) Исключения составляют, в силу труднопроизносимости: Фёдор (вместо Феодор, причём даже в паре с архаичной формой — Фёдор Иоаннович) и Дмитрий (вместо Димитрий).

Обиходная[править | править код]

Обиходные имена храмов производны от канонических, которые сводятся обычно к одному (простому или составному) слову, которое играет, в представлении словотворца, роль «ключевого идентификатора». Им может быть: собственное имя святого, нарицательное имя иконы (редко — её типа), обиходное имя праздника (некоторые имеют по нескольку имён) и т.п. В зависимости от каждого конкретного случая, храмы, имеющие разные канонические имена, могут иметь одно и то же обиходное имя. Одна из задач настоящих служебных списков — предупреждение возможности неверной реконструкции неизвестного канонического имени из простого. Так, Спасская церковь может соответствовать более чем десятку разных канонических имён.

Местные[править | править код]

Местные имена образуются путём дальнейшего упрощения обиходных имён или их модификации путём присоединения дополнительного идентификатора.

Часто обретают местные, «народные» имена Спасские храмы: Спас Бочаринский, Спас на крови и пр. Известны случаи, когда имя святого вообще выпадает из местного имени, уступая место

  • идентификатору местоположения
Пример: Икона Божией Матери Знамение «Курская Коренная» → Коренная церковь
  • «светскому» идентификатору, иногда присоединяемому к каноническому и обиходному имени.

По статистике реестра храмов России (10 354 наименования на август 2010 г.), название храмов во имя Иисуса Христа весьма распространено. В списке 20 наиболее часто встречающихся названий (в него входят 8102 храма) шесть относятся к Иисусу Христу, его праздникам и иконам. Это храмы, названные во имя: Троицы (2 место, 639 храмов), Преображения (6 место, 362 храма), Рождества Христова (9 место, 216 храмов), Вознесения (15 место, 182 храма), Креста Господня (18 место, 156 храмов) и иконы Спаса Нерукотворного образа (19 место, 146 храмов)[1]. Суммарно на эти шесть названий приходится 1701 храм, или почти пятая часть от суммы по 20 наиболее популярным именам (8102).

Во имя Господских праздников[править | править код]

По статистике реестра храмов России, название храмов во имя Божией матери является одним из наиболее популярных. В списке 20 наиболее часто встречающихся названий шесть относятся к Богоматери, её праздникам и иконам. Это храмы, названные во имя: Покрова (3 место, 492 храма), Успения (4 место, 433 храма), Казанской иконы Божией матери (5 место, 398 храмов), Рождества пресв. Богородицы (7 место, 350 храмов), Благовещения (16 место, 175 храмов) и Введения (20 место, 144 храма)[1]. Суммарно на эти шесть названий приходится 1992 храма, или почти четверть от 8102 храмов, входящих в список наиболее популярных имён.

Во имя Богородичных праздников[править | править код]

Богородичные праздники посвящаются воспоминанию важнейших событий жизни Божией Матери. Из них пять входят в число 12 особенно чтимых — великих, или двунадесятых праздников годового круга богослужений. Это Рождество пресв. Богородицы, Введение во храм пресв. Богородицы, Благовещение пресв. Богородицы и Успение пресв. Богородицы. Пятым Богородичным праздником из числа великих называется также, по своим богослужебным особенностям, Сретение Господне[2].

Особенности именования храмов:

Рождество Пресвятой Богородицы[править | править код]

Каноническое название:

полное — Во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Её Рождества
сокращённое — Рождества Пресвятой Богородицы

Обиходные названия:

  • Богородицерождественская (Богородице-Рождественская) церковь
  • Рождество-Богородицкая церковь

По статистике реестра храмов России, название по имени праздника Рождества Пресвятой Богородицы находится на 7-м месте по частоте употребления (350 храмов)[1].

Сретение[править | править код]

Обиходные названия:

  • Сретенская церковь, Сретенский собор
Введение во храм Пресвятой Богородицы[править | править код]

Обиходные названия:

  • Введенская церковь, Введенский собор

По статистике реестра храмов России, название по имени праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм находится на 20-м месте по частоте употребления (144 храма)[1].

Благовещение Пресвятой Богородицы[править | править код]

Обиходные названия:

  • Благовещенская церковь, Благовещенский собор

По статистике реестра храмов России, название по имени праздника Благовещение Пресвятой Богородицы находится на 16-м месте по частоте употребления (175 храмов)[1].

Успение Пресвятой Богородицы[править | править код]

Обиходные названия:

  • Успенская церковь, Успенский собор

По статистике реестра храмов России, название по имени праздника Успения Пресвятой Богородицы находится на 4-м месте по частоте употребления (433 храма)[1]

Покров Пресвятой Богородицы[править | править код]

По своим богослужебным особенностям в Русской церкви Богородичный праздник Покрова Пресвятой Богородицы соответствует двунадесятому празднику, но не имеет такого статуса и относится к великим.

Обиходные названия:

  • Покровская церковь, Покровский собор

По статистике реестра храмов России, название по имени праздника Покрова Пресвятой Богородицы находится на 3-м месте по частоте употребления (492 храма)[1]

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне[править | править код]

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне — один из Богородичных праздников, давших имя ряду церквей.

Обиходное название:

  • Ризположенская церковь

Название Влахернский не является альтернативным обиходному названию Ризположенский. Его имеют:

Во имя икон Божией Матери[править | править код]

В таблицы данного списка внесены только те иконы Богородицы, которые дали имена известным на сегодня храмам. Более полный список икон см. в статье Православная иконография Богородицы.

Вопросы именования икон Богородицы[править | править код]

Одна из наиболее распространённых ошибок в именовании храмов обусловлена неправильным именованием икон Божией Матери.

Перечень икон Божией Матери насчитывает более 430 наименований[4][5]. В православном церковном календаре «на большинство дней года приходятся дни чествования чудотворных икон Божией Матери»[6]. Имена этих икон принимают не только храмы, хранящие их, но и великое множество других храмов. Достаточно упомянуть икону Казанской Божией Матери, в честь которой после победы в войне 1812 года была освящена не одна сотня храмов в России, практически в каждом крупном городе. Однако сколь бы ни было велико разнообразие этих икон, их Божественный первообраз — Богородица — по определению один и тот же. Названия икон, используемые в быту, и даже попадающие в энциклопедии[7] бывают иногда неверны с этой, канонической, точки зрения.

и так далее. Храмы, возводимые как по месту явления чудотворных икон, так и в других местностях, посвящаются опять-таки не самой иконе, а её прототипу, Богородице. Поэтому развёрнутое каноническое название выглядит так:

(тип храма) во имя Пресвятой Богородицы, в честь иконы Её, именуемой «(название иконы

Вместе с тем, в официальных документах, на печатях, часто встречается сокращённая каноническая форма, в которой опускаются члены «во имя…» (и приложение к нему, «в честь» и «именуемой»). Сокращённое каноническое название (рекомендуемое и в Википедии) может иметь вид:

  • если в названии — топоним, могущий быть использованным без кавычек, то:

(тип храма) (название) иконы Божией Матери

Примеры: собор Казанской иконы Божией матери, церковь Тихвинской иконы Божией матери и т.п.

  • если в названии — имя нарицательное, предполагающее использование кавычек, то:

(тип храма) иконы Божией Матери «(название

Примеры: церковь иконы Божией матери «Избавительница» и т.п.

Обиходные названия православных храмов, восходящие к названиям икон Божией Матери, могут производиться:

От личных имён Божией Матери[править | править код]

1. Богородица → Богородицкий, Богородичный; в составных — Богородице + …

КаноническоеОбиходное
Иконы Божией Матери «Целительница»Богородицецелительницкая
Пример: Богородицецелительницкая церковь в Москве[8]
Иконы Божией Матери «Казанская»Казанско-Богородицкая
Пример: Казанско-Богородицкая церковь (с. Смолдеярово, Татарстан)[9]. Редкий случай двусоставного имени храма в честь Казанской иконы Богоматери. Село Смолдеярово с этой церковью находится в Татарстане, и имя «Казанская церковь» потребовало уточнения во избежание ассоциаций с Казанью — столицей республики.

В остальных случаях названия «Богородицкий», «Богородичный» восходят не к именам икон, а к названиям богородичных праздников.

2. Богоматерь, Божия Матерь:

обиходные названия, основанные только на «Богоматерь» и «Божия Матерь», без приложения в православии на русском языке не практикуются.

3. Мария

Православная традиция избегает наречения храмов во имя Богородицы её мирским именем Мария. Имена Мариинских церквей восходят к Марии Магдалине и другим святым (см. ниже).

От несоставных топонимов в названиях икон[править | править код]

Данный способ наиболее распространён. Известные обиходные наименования храмов (в скобках даны альтернативные названия икон и производных от них имён храмов)

По статистике реестра храмов России, название по имени Казанской иконы Божией матери находится на 5-м месте по частоте употребления (398 храмов)[1]

От несоставных имён собственных в названиях икон[править | править код]

Ниже в скобках даны церковнославянские названия икон и производных от них имён храмов.

От двучастных топонимов в названиях икон[править | править код]
Обиходное имя по одному из двух топонимов
Наименование иконыОбиходное наименование церкви
Икона Божией Матери Римская (Лиддская)Римская церковь
Лиддская церковь
Икона Божией Матери Черниговская-ГефсиманскаяГефсиманская церковь
Черниговская церковь
Черниговско-Гефсиманская церковь
От имён нарицательных в названиях икон[править | править код]
«Знамение»[править | править код]

Известно несколько чудотворных икон Божией Матери «Знамение», дополнительно различаемых по местам их явления. Это

Общим для них обиходным названием является: Знаменская церковь, Знаменский собор и т.п.

Известные варианты альтернативных обиходных названий:

Наименование иконыОбиходное наименование церкви
Икона Божией Матери Знамение «Курская Коренная»Коренная церковь
«Казанская»[править | править код]

Варианты чудотворных икон Божией Матери «Казанская», дополнительно различаемые по местам их явления: Общим для них обиходным названием является: Казанская церковь, Казанский собор и т.п.

Известные варианты альтернативных обиходных названий:

Особые имена икон[править | править код]

Особые названия храмов сложились в православной традиции для следующих икон:

Примечание: прилагательное «Отрадненская» от имени иконы не производится. В сочетании с типом храма (церковь, собор) указывает лишь на топоним местоположения (Отрадный, Отрадное и т.п.)

По иконографическому типу[править | править код]

Различают три основных типа иконографии Богородицы: «Умиление» («Елеуса»), «Путеводительница» («Одигитрия») и «Молящаяся» («Оранта»)[10]. Каждому из этих типов принадлежат десятки икон, и по общей традиции название типа иконы именами храмов не усваивается. Исключения:

«Милостивая»[править | править код]

«Милостивая», «Милующая»[11] — вариант перевода «Елеуса».

Наименование иконыОбиходное наименование церкви
Икона Божией Матери «Милостивая» («Киккская»)неизвестно
Икона Божией Матери «Милующая»неизвестно
«Одигитрия»[править | править код]

Одигитрия (греч. Путеводительница) — название обширного класса, одного из трёх основных типов икон. К нему относятся, в частности, иконы Влахернская, Грузинская, Иверская, Иерусалимская, «Избавительница», «Троеручица», «Скоропослушница», Казанская, Козельщанская, Смоленская, Тихвинская, Ченстоховская и др.[12]

Известные варианты именования по иконографическому типу:

Альтернативные названия, связанные с вариантами именования самой иконы

Название иконы Божией Матери «Поможение родам» имеет варианты:

  • Помогательница женам чады рождати (допетров.)
  • Поможение родам (церк.-слав.)
  • Помощница в родах (совр.)
Обиходное название: неизвестно

Во имя событий, связанных с иконами Божией Матери[править | править код]

Сретение иконы[править | править код]
Сретение Иконы Божией Матери Владимирская
КаноническоеОбиходное
Во имя Пресвятой Богородицы, в память Сретения иконы Её, именуемой «Владимирская»Сретенская церковь
Владимирская церковь

Здесь каждое из обиходных названий имеет омонимы с названиями другой этимологии — во имя Сретения Господня и во имя одного из святых по имени Владимир.

ru.wikipedia.org

Собор Пресвятой Богородицы - это... Что такое Собор Пресвятой Богородицы?

Икона Собор Пресвятой Богородицы
(Русский север, конец XVII века)

Собор Пресвятой Богородицы — праздник православной церкви, совершается 8 января (26 декабря по юлианскому календарю) на следующий день после Рождества Христова.

Состав празднования

В составе Собора Пресвятой Богородицы совершается память:

История установления

Икона Собор Пресвятой Богородицы
(Ростово-Суздальская школа, Середина XV века[1])

Праздник имеет древнее происхождение. В поучениях на праздник Рождества Христова Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного уже соединяется хвала Иисусу Христу с восхвалением родившей Его Богородице.[2]

Официальное установление празднования собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом вселенском соборе в 681 году (правило 79).[3]

Иконография

Иконография Собора Пресвятой Богородицы иллюстрирует текст рождественской стихиры Иоанна Дамаскина: «Что ти принесем…» и является символическим вариантом иконы «Рождество Христово». Иконография Собора Богоматери имеет сербское происхождение и в русской традиции известна с XIV века.

В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Её, в соответствии с текстом стихиры, окружают ангелы, пастухи и волхвы: «…каяждо благодарение Тебе приносит: Ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — дивление». На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви.

Примечания

academic.ru


Смотрите также