8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Икона апостол фома


Икона апостола Фомы

Апостол Фома относится к Божьим ученикам, и в православном мире ему посвящена отдельная икона. Молитвы перед ней помогают верующим справляться с жизненными трудностями, физическими и телесными недугами.

Фома был одним из двенадцати учеников Господа, и его история знакома многим по Святому Писанию. В народе в связи с произошедшими в жизни апостола событиями появилось изречение «Фома неверующий», которое указывает на неверие ученика Господа в грядущее. Фому еще называют «близнецом», так как находят множество внешних сходств с самим Иисусом. Своим решительным характером, напористостью и искренней верой он продолжил дело Иисуса, дойдя дальше всех учеников и принеся православие в Индию.

Апостол Фома был единственным учеником, который отказался уверовать в то, что его Учитель подвергнется страшным мукам и его жестоко казнят. Остальные ученики рассказали ему о грядущих событиях, но лишь после своего Воскресения Господь дал ему понять, что он зря сомневался в слова своих духовных побратимов. После явления Учителя Фома обрел благодать Свыше и стал проповедовать православную религию усерднее остальных учеников.

Где находится образ апостола Фомы

Икону апостола можно найти во многих храмах и церквях по всей России. Иконы, фрески, росписи с изображением апостола можно найти в Покровской церкви, церкви Варвары в городе Москва; в Калужской, Московской, Донской, Владимирской, Ярославской, Ленинградской областях.

Описание иконы апостола

Образ не изобилует множеством фигур. На иконе мы видим поясное изображение апостола в простых одеждах. В левой руке у него находится свиток с Писанием. На некоторых иконах Фома изображен лицом к прихожанам. Неброская икона почитается среди верующих, и молитвы перед ней совершаются ежедневно. Наибольшее число прихожан, слоняющихся перед апостолом, являются вновь пришедшими к православию и с помощью искренних молитв укрепляются в вере.

В чем помогает образ святого Фомы

Чаще всего перед иконой молятся об укреплении веры в Господа, просят защиты от дьявольских происков и сил для борьбы с искушениями. Однако апостол Фома помогает и тем, кто просит божественного покровительства, мечтает об избавлении от недугов. Прибегают к молитвам и те, кому необходима поддержка в сложных жизненных ситуациях.

Молитвы перед иконой святого апостола Фомы

«Святой апостол Фома! Раб Божий (имя) взывает к Тебе. Молю, избави меня от сомнений и робости да укажи путь, к православию меня приближающий. Не дай мне пропасть в пучине мыслей, от Господа меня отворачивающих. Не позволь пойти за дьявольскими происками, помоги в час сомнений. Аминь».

«Великий апостоле Божий, Фома! Взываю к помощи Твоей. Помолись Господу нашему Всемогущему за здравие покорного раба его (имя). Избави, святый, от недугов телесных, тело мое разрушающих, да позволь прожить жизнь долгую во славу Божию. Аминь».

Дата празднования

В православном мире именем Фомы назван восьмой день Пасхи, который в народе получил название Фоминой недели, или Антипасхи. Отмечают дату празднования 19 октября, а также 13 июля, в день Собора двенадцати апостолов. В эти дни верующие молятся об обретении веры, а также обращаются с просьбами о помощи к апостолу Фоме.

Икону святого апостола Фомы священнослужители рекомендуют приобретать в первую очередь людям, которые только встали на путь к православной вере. Остальным образ, находящийся в домашнем иконостасе, будет помогать преодолевать жизненные трудности, искушения и сохранять веру в Господа. Желаем вам всего самого наилучшего, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Апостол Фома́ Ди́дим (Близнец)

Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
25 декабря 2012 года (журнал № 131)

Конда́к 1

Подо́бен: Взбра́нной Воево́де:

Избра́нный самови́дче Сло́ва и свиде́телю Его́ сла́вный, да́же до после́дних земли́ благовести́л еси́ ве́ру твою́: «Его́же ра́ны аз осяза́х, Сей есть Госпо́дь и Бог». Те́мже и ны́не, созерца́яй нам незри́мая, за взыску́ющия ве́ры моли́ся, да зове́м ти:

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

И́кос 1

А́нгелом неве́домое та́инство позна́л еси́, Пло́ть Бо́га жи́ва дерзнове́нною десни́цею осяза́я, те́мже, ужаса́ющеся и дивя́щеся, зове́м ти:

Ра́дуйся, я́ко дерзнове́ние твое́ Бог предуве́де;

ра́дуйся, я́ко на служе́ние Свое́ тя предуста́ви.

Ра́дуйся, я́ко неве́рие твое́ не осуди́ся;

ра́дуйся, я́ко ве́ра твоя́ утверди́ся.

Ра́дуйся, я́ко Христо́с в лик апо́стольский тя избра́;

ра́дуйся, я́ко стопы́ твоя́ по словеси́ Своему́ напра́ви.

Ра́дуйся, я́ко уста́ ко усто́м тебе́ бы́сть Бо́жие веща́ние;

ра́дуйся, я́ко приклони́ся Госпо́дь к любопы́тнаго пе́рста осяза́нию.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 2

«Словеса́ ва́ша о явле́нии Воскре́сшаго неудобоприя́тельна ми явля́ются, — вопия́ше Фома́ ины́м ученико́м, — а́ще не ви́жду на руку́ Его́ я́звы гвозди́нныя, и не вложу́ пе́рста моего́ в я́звы гвозди́нныя, и вложу́ ру́ку мою́ в ре́бра Его́, не дерзну́ взыва́ти Сему́: Аллилу́ия».

И́кос 2

Ра́зум недоразумева́емый догма́тов ве́ры разуме́ти и́щуще, вопроша́ем в смяте́нии: во двою́ естеству́ еди́но Лице́ ка́ко Це́рковь му́дрствует и воспева́ет? Оба́че неве́рием твои́м, апо́столе, уверя́еми в сем, взыва́ем:

Ра́дуйся, я́ко Христо́с еди́н хлеб с тобо́ю вкуси́;

ра́дуйся, я́ко еди́но со́лнце над ва́ма возсия́.

Ра́дуйся, я́ко хле́бом и́стины мно́ги насы́тил еси́;

ра́дуйся, я́ко Со́лнце пра́вды возлюби́л еси́.

Ра́дуйся, я́ко еди́н исто́чник вы напои́;

ра́дуйся, я́ко еди́на смоко́вница ва́ма сень даде́.

Ра́дуйся, я́ко ре́ки благода́ти источи́л еси́;

ра́дуйся, я́ко не безпло́дная смоко́вница показа́лся еси́.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 3

«Си́ле Вы́шняго вся возмо́жна суть, — вопия́ше Фома́, — мо́жет бо и уме́ршия воскреша́ти, оба́че ка́ко сме́рти приобщи́ся Сей, Ему́же подоба́ет воспева́ти:Аллилу́ия».

И́кос 3

Богоприя́тну Де́ву прозре́ младе́нец, во чре́ве Елисаве́тином сый, мы же, о́чи иму́ще, не зрим блага́я дела́ Госпо́дня, оба́че сло́во Христо́во, апо́столу рече́нное: блаже́ни не ви́девшии и ве́ровавшии, помина́ем с наде́ждою, и та́ко сему́ взыва́ем:

Ра́дуйся, спасе́ния возжела́вый;

ра́дуйся, я́ко проро́ки ча́янная узре́л еси́.

Ра́дуйся, Ада́мом утра́ченная взыска́вый;

ра́дуйся, я́ко Спаси́теля обре́л еси́.

Ра́дуйся, Све́том ми́ра просвеще́нный;

ра́дуйся, я́ко Не́бо отве́рзеся ти.

Ра́дуйся, Сло́вом О́тчим умудре́нный;

ра́дуйся, я́ко та́йны Ца́рствия откры́шася ти.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 4

«Бу́рю внутрь име́ю помышле́ний сумни́тельных, — вопия́ше Фома́, — ка́ко бо во гроб положе́н бысть по вода́м Ходи́вый и Ла́заря Воскреси́вый, Ему́же аз жела́ю воспе́ти: Аллилу́ия».

И́кос 4

Слы́шаша у́бо па́стырие А́нгелов, пою́щих Младе́нца Спа́са, и, ше́дше, поклони́шася Ему́; мы же, у́ши иму́ще, не вне́млем гла́су Госпо́дню, оба́че на твое́ предста́тельство, апо́столе, упова́ем и зове́м ти:

Ра́дуйся, в корабли́ со Христо́м ходи́вый;

ра́дуйся, по волна́м Ходя́щу поклони́выйся.

Ра́дуйся, мре́жею Христо́вою уловле́нный;

ра́дуйся, в ковче́г спасе́ния ступи́вый.

Ра́дуйся, я́ко во́ды неве́рствия не поглоти́ша тя;

ра́дуйся, я́ко бу́ря сомне́ний тя не потопи́.

Ра́дуйся, я́ко Христо́с над бе́здною тя удержа́;

ра́дуйся, я́ко десни́цу с я́звою ти простре́.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 5

«Боготе́чной звезде́ после́доваша волсви́, — вопия́ше Фома́, — та́ко и аз вожделе́ю сле́довати Тебе́, Го́споди и Бо́же мой, да́ждь ми то́кмо прикосну́тися Ти, да и аз воспою́: Аллилу́ия».

И́кос 5

Да́ры принесо́ша халде́йстии о́троцы седя́щу на руку́ Деви́чу Созда́телю тва́ри, мы же, ру́це иму́ще пра́здны от дел благи́х, ка́ко присту́пим к Сему́, ве́ры прося́ще, а́ще не апо́стола Фому́ помина́юще и та́ко ему́ зову́ще:

Ра́дуйся, я́ко Господи́н жа́твы призва́ тя;

ра́дуйся, я́ко в вертогра́де Того́ до́бре потруди́лся еси́.

Ра́дуйся, я́ко де́латель и ни́ва яви́лся еси́;

ра́дуйся, я́ко плод стори́цею прине́сл еси́.

Ра́дуйся, я́ко со Влады́кою дней у́треневал еси́;

ра́дуйся, я́ко ча́шу Христо́ву испи́л еси́.

Ра́дуйся, я́ко и нощь просвеще́ние ти бысть;

ра́дуйся, я́ко Го́споду Сла́вы спросла́вился еси́.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 6

«Пропове́дницы богоно́сни бы́вше волсви́, — вопия́ше Фома́, — испове́даша Тя, Христе́, я́ко Спа́са всех; а́ще у́бо не уве́рую в Воскресе́ние Твое́, не явлю́ся ли и аз я́ко И́род, не ве́дый пе́ти: Аллилу́ия».

И́кос 6

Возсия́вый во Еги́пте Свет и́стины да разсе́ет, я́ко дым, вся сомне́ния на́ша: ве́руем бо, Го́споди, помози́ неве́рию на́шему; ты же, апо́столе, укрепи́ свиде́тельством твои́м зову́щия ти:

Ра́дуйся, в сла́дость Христа́ послу́шавый;

ра́дуйся, во сла́ву Его́ пожи́вый.

Ра́дуйся, с терпе́нием Тому́ послужи́вый;

ра́дуйся, с весе́лием за Него́ уме́рый.

Ра́дуйся, ра́ну Прободе́ннаго осяза́вый;

ра́дуйся, Кро́вию Христо́вою искупле́нный.

Ра́дуйся, копие́м мучи́тельским прободе́нный;

ра́дуйся, кровь за Христа́ пролия́вый.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 7

«Хотя́щу Симео́ну пра́ведному умре́ти, — вопия́ше Фома́, — вда́лся еси́ я́ко Младе́нец тому́, но позна́лся еси́ ему́ и Бог соверше́нный; сотвори́ у́бо, Го́споди, и мне та́ко, да а́бие воззову́ Ти: Аллилу́ия».

И́кос 7

Но́вое показа́ Творе́ц снисхожде́ние нам, на безсме́ртнем Те́ле сме́ртныя я́звы яви́ти изво́ливый апо́столу Своему́, ему́же с любо́вию взыва́ем:

Ра́дуйся, от Прему́дрости му́дрость прие́мый;

ра́дуйся, от Любве́ любви́ научи́выйся.

Ра́дуйся, у Смире́ния смире́нию навы́кший;

ра́дуйся, Бла́гом во бла́зе утвержде́нный.

Ра́дуйся, Терпе́нием в терпе́нии наста́вленный;

ра́дуйся, Кро́тости в кро́тости подража́вый.

Ра́дуйся, Послуша́нием к послуша́нию приведе́нный;

ра́дуйся, Сы́ном Отцу́ усыновле́нный.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 8

«Стра́нное чу́до ви́жду, — вопия́ше Фома́. — Две́рем затворе́нным, яко дух, вхо́дит Христо́с. Осяза́ю оба́че ра́ны и я́звы Его́, и что у́бо реку́, то́кмо: Госпо́дь мой и Бог мой; что у́бо воспою́, то́кмо: Аллилу́ия».

И́кос 8

Вси есмы́ в ни́жних и вы́шних ника́коже достига́ем, оба́че ве́руем, я́ко обоя́ соедини́ в Себе́ Госпо́дь, я́коже яви́ сие́ апо́столу Своему́, от нас воспева́ему си́це:

Ра́дуйся, с четверодне́вным Ла́зарем вечеря́вый;

ра́дуйся, увере́ния во и́стине ре́вностно взыска́вый.

Ра́дуйся, «Оса́нна в вы́шних!» возгласи́вый;

ра́дуйся, любо́вию увере́ние сие́ улучи́вый.

Ра́дуйся, воплоще́ние Сло́ва уве́девый;

ра́дуйся, ми́ром гони́мый.

Ра́дуйся, безслове́сная пло́ти попра́вый;

ра́дуйся, мир от Христа́ прие́мый.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 9

«Вся́кое естество́ тва́рное вмести́ти Боже́ственное ника́коже возмога́ет, — вопия́ше Фома́, — Ты Еди́ный о́ба несли́тно и неразде́льно в Себе́ сочета́л еси́, Тебе́ пою́: Аллилу́ия».

И́кос 9

Вети́и многовеща́ннии ничесо́же приложи́ти дерза́ют, апо́столе, до́брому испове́данию твоему́: Госпо́дь мой и Бог мой; за сие́ и от нас приими́ сицева́я:

Ра́дуйся, я́ко но́зе ко умове́нию Христу́ просте́рл еси́;

ра́дуйся, я́ко до́ма на земли́ не име́л еси́.

Ра́дуйся, я́ко но́зе на путь ми́рен напра́вил еси́;

ра́дуйся, я́ко оби́тель в дому́ О́тчи сниска́л еси́.

Ра́дуйся, я́ко строи́тель ца́рский наре́клся еси́;

ра́дуйся, я́ко архите́ктон прему́дрый обре́лся еси́.

Ра́дуйся, я́ко зла́то ни́щим разда́л еси́;

ра́дуйся, я́ко черто́г Небе́сный царю́ воздви́гл еси́.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 10

«Спасти́ хотя́ мир, — вопия́ше Фома́, — животворя́щею Кро́вию из прободе́нных ребр, Го́споди Бо́же мой, напои́л еси́ вся, я́же осяза́в, Тебе́ пою́:Аллилу́ия».

И́кос 10

Сте́ны Иерусали́ма Небе́снаго на двана́десяти основа́ниих утверди́шася; я́коже еди́но от сих тя почита́ем, апо́столе сла́вне, и та́ко ти воспису́ем:

Ра́дуйся, я́ко язы́к о́гнен на тебе́ почи́;

ра́дуйся, я́ко сла́ва Христо́ва тя осия́.

Ра́дуйся, я́ко язы́ки мно́ги просвети́л еси́;

ра́дуйся, я́ко и́мя Христо́во просла́вил еси́.

Ра́дуйся, я́ко неду́жных исцеля́л еси́;

ра́дуйся, я́ко ме́ртвых восставля́л еси́.

Ра́дуйся, я́ко и ду́си повинова́хуся ти;

ра́дуйся, я́ко и́мя твое́ написа́ся на Небеси́.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 11

«Пе́ние вся́кое побежда́ется, — вопия́ше Фома́, — тща́щееся воспе́ти сла́ву Воскресе́ния Твоего́, Го́споди, оба́че сие́ возвещу́ до после́дних земли́, да всяк язы́к И́стинному Бо́гу зове́т: Аллилу́ия».

И́кос 11

Светоприе́мную свещу́ зрим тя, апо́столе сла́вный, прикоснове́нием к обо́женной Пло́ти возжже́нную, те́мже прино́сим ти сицева́я:

Ра́дуйся, би́сере ри́зы церко́вныя;

ра́дуйся, вертогра́дарю И́стины.

Ра́дуйся, ко́реню богосло́вия;

ра́дуйся, цве́те благоче́стия.

Ра́дуйся, ро́ждие лозы́ боже́ственныя;

ра́дуйся, благоуха́ние, прия́тно Бо́гови.

Ра́дуйся, злати́це, огне́м очище́нная;

ра́дуйся, весно́ целому́дрия.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 12

«Благода́ть и жи́знь прише́дый да́ти вся́кой пло́ти, — вопия́ше Фома́ ины́м ученико́м, — не возда́ст ли сия́ Пода́вшей Ему́ плоть? Оба́че укажи́те мне гроб Ея́, да со слеза́ми воззову́ Бо́гови: Аллилу́ия».

И́кос 12

Пою́ще Успе́ние Богоро́дицы, апо́столи проводи́ша тя ко гро́бу Ея́, и, вшед и обре́т сей пуст, возда́л еси́ хвалу́ Го́споду; те́мже зове́м ти:

Ра́дуйся, Бо́жиею Ма́терию возлю́бленный;

ра́дуйся, ко проща́нию То́ю призва́нный.

Ра́дуйся, я́ко ма́терь, Ю́ возлюби́вый;

ра́дуйся, Бо́жиим Про́мыслом удержа́нный.

Ра́дуйся, на гроб Ея́ пла́кати прише́дый;

ра́дуйся, ка́мень от него́ отвали́вый.

Ра́дуйся, ра́дость ве́лию лю́дем откры́вый;

ра́дуйся, воста́ние Пречи́стыя возвести́вый.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 13

О, пресла́вный апо́столе Христо́в Фомо́, ма́лое сие́ приими́ от нас приноше́ние и умоли́ за ны Го́спода Сла́вы, да утверди́вшеся по́мощию твое́ю, обря́щем и мы ве́ры плоды́ благи́я, Творцу́ вся́ческих пою́ще: Аллилу́ия.

Сей конда́к глаго́лется три́жды.  И па́ки чте́тся 1-й и́кос и 1-й конда́к.

Моли́тва

О, благознамени́тый и сла́вный апо́столе Христо́в Фомо́! Егда́ на коне́ц веко́в к челове́ком прише́дый Бог избра́ тя в ученики́ Своя́ и даде́ ти власть боля́щия исцеля́ти, прокаже́нныя очища́ти, ме́ртвыя воскреша́ти, бе́сы изгоня́ти, тогда́ не сих ра́ди, но наипа́че любо́вию прилепи́лся еси́ ко Христу́, жела́нием вожделе́в да́же до сме́рти сле́довати по Нем. Сего́ ра́ди, а́ще попуще́нием Боже́ственным и не зрел еси́ со ины́ми ученики́ воскре́сшаго Спа́са, а́ще и отре́клся еси́ ве́ровати сему́, до́ндеже вложи́ши перст свой в я́звы гвозди́нныя и вложи́ши ру́ку свою́ в ре́бра Его́, оба́че испо́лни Госпо́дь проше́ние се́рдца твоего́ и непрело́жно па́ки ве́ру твою́ утверди́. Те́мже мо́лим тя: отве́рзи нам о́чи ве́ры, да плотски́м неви́димая явя́тся нам; пода́ждь нам наде́жду на снисхожде́ние Бо́жие, да отча́яние грехо́вное не пожре́т ны; откры́й нам блаже́нство любве́, я́же крепка́ есть, я́ко смерть, и еди́на возмога́ет над то́ю, да порабо́тавше Христу́ на земли́, воздви́гнем и мы себе́ кро́вы Небе́сныя и с тобо́ю и все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

azbyka.ru

О чем молятся апостолу Фоме Апостол Фома (по прозванию Бл — Православная молитва

О чем молятся апостолу Фоме

Апостол Фома (по прозванию Близнец) до начала своего служения Христу был рыбаком из галилейского г. Пансады. Господь избрал его своим учеником, одним из первых двенадцати апостолов (см. Мк. 3, 13–19). Фома отличался решительностью и преданностью Господу. Например, когда в Вифании умер Лазарь, друг Иисуса Христа, Господь собрался идти туда. Апостолы знали, что иудеи уже ищут смерти Иисуса, и стали отговаривать Его. Только один Фома сказал: «пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16).
Когда Господь после Воскресения Своего явился апостолам, Фомы не было с ними. Другие ученики сказали ему, что они видели Иисуса, но Фома, недоверчивый по характеру, ответил им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (ср. Ин. 20, 24–25). Через восемь дней апостолов вновь посетил Господь, пройдя через запертые двери, и сказал Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (ср. Ин. 20, 26–29).
Святому апостолу Фоме специально молятся, когда беспокоят сомнение в вере, маловерие и неверие, так как он сам сумел преодолеть эти душевные состояния. Его просят сохранить молящихся от искушений диавольских, соблазнов и грехопадений, испросить для них свыше помощь во время неверия и способность жить по заповедям Господним, а также другие духовные блага.

Молитва апостолу Фоме

О святый апостоле Христов Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим, свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ ОБ УКРЕПЛЕНИИ ВЕРЫ И ОБРАЩЕНИИ ЗАБЛУЖДАЮЩИХСЯ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2017.

Православная книга почтой
pravmolitva.ru

elitsy.ru

Почему апостола Фому называют «Фома неверующий»

Среда, 16 октября

Постный день

В храмах читается отрывок из Евангелия от Матфея (глава 13)

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Толкование Праведного Иоанна Кронштадтского:

— Во все времена и во всех местах земного шара много было людей, которые, нашедши сокровище Царствия Небесного, с радостию оставляли все, что имели, и принимались за это сокровище. Было много и богачей, которые, для того, чтобы купить это сокровище, продавали все, что имели, и покупали это сокровище милостынею и пожертвованиями. Искать нужно добродетель.

Четверг, 17 октября

Поста нет

Святой князь Владимир Ярославич (XI век)

Сын князя Ярослава Мудрого. В 14 лет отец стал наместником Новгорода. Управлять ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука. В зрелом возрасте Владимир построил Софийский собор и каменную крепость. Был ревнителем православной веры. Скончался в 32 года, через 20 дней после освящения Софийского храма. По молитвам к нему многие получали исцеление, поэтому его еще именуют — Новгородский чудотворец.

Княз Владимир Ярославович (фрагмент иконы).

Пятница, 18 октября

Постный день

Священномученик Дионисий (III век)

Уже взрослым принял христианство, став учеником знаменитого учителя церкви Оригена. Впоследствии стал епископом в Александрии во время гонений от императоров Декия и Валериана. Во время эпидемии чумы организовал уход за больными христианами и язычниками, молитвами и трудами спасая умирающих. Принял мученическую кончину.

Дионисий (фрагмент иконы).

Суббота, 19 октября

Поста нет

Святой апостол Фома

Был простым рыбаком, когда услышал благовестие Иисуса Христа и стал его ближайшим учеником. 12 учеников Спасителя. Это он не поверил свидетельству других учеников о Воскресении Господа, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». На восьмой день после Воскресения Господь явился Фоме. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул апостол. Фома, будучи слабее других апостолов в вере, обошел с проповедью всю Римскую империю. Основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение в христианство сына и жены индийского правителя был после пыток казнен. Его пронзили пятью копьями. Мощи апостола хранятся в Индии, Венгрии, на Афоне.

Апостол Фома (фрагмент иконы).

Воскресенье, 20 октября

Поста нет

Преподобный Сергий Нуромский

Приехал в Россию с Афона в обитель Живоначальной Троицы Преподобного Сергия Радонежского. Несколько лет спустя в Вологодских лесах на берегу реки Нурмы поставил крест, построил часовню и нес здесь подвиг безмолвия. Не раз подвергался нападению разбойников, но не оставил этого места. О нем стало известно, 40 иноков пришли к нему, построили храм и основали Нуромский монастырь. Преподобный Сергий скончался в 1412 году.

Сергий Нуромский (фрагмент иконы).

Понедельник, 21 октября

Поста нет

Мученица Пелагея (V век)

Жила в Сирии, была очень красива и вела распутный образ жизни. Однажды она стояла на площади, а мимо нее проходили священники, среди которых был епископы Нонн. Священники отвернулись от нее, а Нонн сказал:

— Сколько времени она провела, умываясь, одеваясь, украшая себя перед зеркалом, чтобы выглядеть красивее многих, а мы, христиане, не заботимся об украшении своей души, не омываем ее слезами покаяния и не одеваем красотою добродетелей.

Через неделю Пелагея пришла в храм на богослужение, и там, услышав слова Евангелия, осознала свою греховность. И вскоре крестилась. Раздала все, что имела, нищим, и ушла в мужской одежде. Поселилась в одиночестве на Елеонской горе. Местные жители считали ее за монаха. И только после погребения узнали, что это женщина.

Вторник, 22 октября

Поста нет

Святой Иаков Алфеев

Один из 12-ти апостолов Христа. После вознесения Господа проповедовал вместе с апостолом Андреем. За это был распят. В книги Нового завета вошло очень проникновенное послание Иакова, где он говорит:

— Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает.

Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

Челябинский поп-блогер рассказал о том, когда секс не является грехом

www.chel.kp.ru

Святой апостол Фома / Патриархия.ru

Святой апостол Фома был родом из галилейского города Панеады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.

По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: "Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры" (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).

*Ролдугин Л., протоиерей. Святой преславный апостол Фома // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 7. С. 64-69.*

Иконописный подлинник


Афон. 1546.

Ап. Фома. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.


Константинополь. 985.

Ап. Фома. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.


Византия. XI.

Мучение ап. Фомы. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва.


Византия. 1133.

Ап. Фома. Миниатюра Евангелия (фрагмент). Византия. 1133 г. Афины.


Грачаница. Ок. 1318.

Минологий-Октябрь (мцц. Мамелхва и Харитина, ап. Фома). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.


Афон. 1547.

Мучение ап. Фомы. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.


Русь. XVII.

Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.


Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

www.patriarchia.ru

Апостол Фома

Память святого апостола Фомы празднуется в Православной Церкви три раза в год: 3 июля, 13 июля в день памяти всех двенадцати апостолов и 19 октября.

Евангельское повествование об апостоле Фоме
Упоминание об апостоле Фоме неоднократно встречается в рассказах евангелистов. По мнению некоторых исследователей, он был родом из Галилеи и подобно некоторым из двенадцати апостолов занимался рыбной ловлей на Тивериадском озере. Основанием для этого может быть рассказ евангелиста Иоанна о явлении воскресшего Христа апостолам после того, как они провели ночь на Галилейском море. В этом эпизоде имя Фомы упоминается вместе с некоторыми учениками, присутствующими при этом.
Согласно повествованию синоптиков, Фома был призван Христом вместе с другими двенадцатью последователями, ставшими позже апостолами.
Об особой решительности Фомы и его готовности следовать за Христом до конца говорит рассказ евангелиста Иоанна, в котором Господь в последние дни Своей земной жизни отправляется в Иудею, чтобы воскресить умершего от болезни Лазаря. Апостолы, зная ненависть фарисеев и иудейских начальников ко Христу, понимают опасность этого шага, но Фома готов идти и умереть вместе с любимым Учителем.
Евангелист Иоанн, передавая прощальную беседу Иисуса Христа с учениками перед Его крестными страданиями, также упоминает имя Фомы, обратившегося к Господу с вопросом о том, куда Он идет и о каком пути говорит им.
Апостол Фома упоминается в связи с первым явлением воскресшего Господа ближайшим ученикам. Иоанн Богослов говорит о том, что в тот день Фомы не было вместе с другими апостолами и, услышав от них радостную весть, не поверил ей. Он сказал, что ему нужно прикоснуться к ранам Господа, чтобы самому удостовериться в совершившемся чуде. Спустя неделю после этого Христос вновь явился апостолам, когда Фома был вместе с ними, и позволил ему прикоснуться для уверения к Своим ранам, на что тот исповедал свою веру в Спасителя как в Господа и Бога.

Предание о проповеди и кончине апостола Фомы
О дальнейшей жизни апостола Фомы мы узнаем из церковного предания, согласно которому он проповедовал христианство в Индии, где принял мученическую кончину около 68 года. О мощах святого, находившихся долгое время в этой стране, писал Марко Поло и другие путешественники и миссионеры.
Существует также предание, связанное с Успением Пресвятой Богородицы, по которому апостол Фома не смог проститься с Божией Матерью перед Ее кончиной и, когда пришел спустя три дня, то для него была открыта гробница, чтобы он смог поклониться Богоматери, но Ее тело не было там найдено.

Иконография апостола Фомы
На иконах святой Фома изображается со свитком в руках, как принято писать всех апостолов. Этот символ напоминает о том, что их жизненный подвиг состоял в проповеди слова Божьего, потому на свитке нередко написаны какие-либо изречения из Священного Писания.
В раннехристианском искусстве был широко распространен иконографический тип, именуемый «Уверение Фомы», повествующий о явлении воскресшего Господа апостолам. В центре композиции изображен Христос, окруженный ближайшими учениками, в тот момент, когда апостол Фома прикасается к Его ранам, чтобы удостовериться в подлинности Воскресения. Изображения такого типа нередко использовали в раннехристианских гробницах, но наиболее часто иконы с этим сюжетом встречались в византийском искусстве IV-V веков. Эта иконописная композиция была широко распространена и в русской иконописи. В византийских миниатюрах также часто изображалась мученическая кончина апостола.

Тропарь, глас 2:
Ученик Христов быв,/ Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/ неверствием бо Христово Воскресение известив/ и Того пречистую страсть осязанием уверив,/ Фомо всехвальне,// и ныне нам проси мира и велия милости.

Кондак, глас 4:
Премудрости благодати исполнен,/ Христов апостол/ и служитель истинный/ в покаянии вопияше Тебе:// Ты мой еси Бог же и Господь.

Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Фомо / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Молитва:
О, святый апостоле Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai

Икона Фома апостол | © Союз иконописцев “Православная Икона”

Икона «Апостол Фома» изображает нам одного из учеников Спасителя, который до того как стать апостолом, был обычным рыбаком. Нередко апостола Фому называют «близнецом», поскольку по приданию внешне он был похож на Иисуса Христа.

Святой апостол Фома родился в городе Пансады, который располагался в Галилее. С детства родители научили его заниматься рыбной ловлей, хотя Фома чувствовал, что ему уготована более важная участь. Услышав о том, что Иисус Христос разносит благую весть по земле, он твердо решил стать его учеником. И когда Спаситель позвал его за собой, он с радостью откликнулся и последовал за Мессией. Апостола Фому признают одним из двенадцати первых учеников Иисуса Христа, то есть он входит в Двоенадесятницу апостолов.

Священное Писание связывает имя апостола Фомы с одной историей. По преданию, святой Фома долго не верил, что Иисус Христос воскрес после распятия. Даже когда ему об этом рассказали остальные апостолы, он ответил, что не поверит в Воскресение Господне, пока не увидит своими глазами раны Иисуса Христа на теле его. Спаситель явился Фоме на восьмой день после того, как воскрес. Он показал ему раны, и тогда апостол Фома уверовал в то, что его учитель воскрес. Иоанн Златоуст отмечает, что ранее апостол Фома отличался довольно слабой (в сравнении с другими учениками) верой, однако после случая с неверием он по Божьей благодати стал гораздо более ревностным и мужественным христианином, чем остальные. По Церковному Преданию, апостол Фома смог обойти всю землю, не боясь проповедовать веру в Иисуса Христа даже особенно диким народам, за что его особо хранил Господь. Именно апостолу Фоме приписывают заложение семени христианской веры в таких странах, как Индия, Эфиопия, Парфия, Месопотамия и Палестина. Везде он проповедовал Евангелие и умер мученической смертью.

По преданию, апостол Фома окончил свои дни в городе Мелипура, Индия. Фому приказали заключить в тюрьму правители города, которые услышали возносимые молитвы. Кроме того, ему приписывалось убийство юноши, хотя апостол Фома воскресил его и юноша рассказал о том, что убивал его не Фома, а отец. В тюрьме апостола Фому пытали, а затем пронзили пятью копьями. Частички мощей апостола Фомы ныне хранятся на Афоне, в Венгрии и в Индии. С его именем также связывают обретение Аравийской иконы Пресвятой Богородицы, которая чтится 6 сентября.
Вы можете заказать икону апостола Фомы в нашем магазине.

www.ikona-kiot.ru

Святой апостол Фома

Христос Спаситель принёс на землю Евангельское учение, Своими страданиями Он искупил род человеческий, а вознесением на небо открыл доступ в Небесные обители. Он проповедовал в окружении Своих учеников и множества народа. Протоиерей Л. Ролдугин пишет: “Все Апостолы были призваны Господом к единому деланию — созиданию Царства Небесного в душах людей. Но каждый из Апостолов по-своему избрал Господа, по-своему любил Его, по-своему исполнял дело Божие”. Среди ближайших последователей Спасителя был апостол Фома.

Он был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Христа Спасителя, он всё оставил и последовал за Ним, войдя в число Двоенадесятицы святых Апостолов Христа Спасителя. По свидетельству Священного Писания, святой Апостол не поверил другим ученикам, видевшим воскресшего Христа: Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин 20:25). На восьмой день после Своего Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал ему Свои раны. В ответ Апостол воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28). Сдержанность и сомнение апостола Фомы послужили к уверению его самого и к укреплению веры других. Современный исследователь пишет, что у апостола Фомы наблюдается внутреннее родство “с апостолом Петром”. Святой апостол Фома, первоначально проявивший сомнение, в последующее время Божественным Промыслом ревностно обошёл со проповедью Евангелия почти всю землю, возвещая Слово Божие различным народам.

Церковный историк Евсевий Памфил говорит, что после “Воскресения Христа из мёртвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово”. Затем все Апостолы продолжили проповедь, начатую Христом, но уже не в Иерусалиме, а в различных частях мира. “Святые же Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия”. Называются различные регионы, где проповедовал святой Фома. По церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Святитель Иоанн Златоуст (†407; пам. 14 сент.) говорит: “Фома убеждает эфиопов крещением”; в другом месте — “варвары чтут Фому”. Святитель Григорий Богослов (†389; пам. 25 янв.) говорит, что апостол Фома проповедовал в Индии.

Во время его миссионерского служения скончалась Пречистая Дева. “Апостолу Фоме суждено было послужить открытию воскресения Богородицы, как некогда он же своим сомнением содействовал к большему удостоверению воскресения Христова. По смотрению Божию он прибыл в Гефсиманию только на третий день по погребении Её тела. С воплями глубокой печали он повергся перед гробовою пещерою и с рыданиями выражал скорбь свою, что не удостоился видеть Матери Господа своего и получить Её последнее благословение”.

Проповедь Евангелия святой Апостол запечатлел в Индии мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой Апостол был заключён в темницу, претерпел пытки и наконец, пронзённый копьями, отошёл ко Господу.

Вскоре после кончины Апостола “один христианин тайно взял святые мощи его, отнёс в Месопотамию, в город Эдессу, и положил там в достойном месте”. В связи с этим отмечается: “В древних западных Мартирологах 3 июня положена память перенесения мощей апостола Фомы из Индии в Едессу”. Центром почитания святого Апостола становится Эдесса. Церковный историк V века Сократ Схоластик говорит о Эдессе: “В этом городе есть знаменитый и славный храм, построенный в память апостола Фомы”. Почитался он и в столице Византии. В Большом дворце в Константинополе находилась частица мощей просветителя Индии: “Череп святого Фомы Апостола и палец его, который он вложил в Тело Господа”. Святитель Иоанн Златоустый говорит, что гробы апостолов “Петра, Павла, Иоанна и Фомы известны”.

В Похвальном слове апостолу Фоме говорится: “Просвещает же ся и се великий с прочими богопроповедники нашествием Святаго Духа, и врученную тому страну земных конец, — Индия бо тому вся в жребий бысть, — от Святаго Духа обратити тех на свет богоразумия”. Плоды Апостольской проповеди сохранились до наших дней. “Когда португальцы в первый раз в 1500 году приплыли к берегам Индии, нашли в Малипуре поселение христиан, которые говорили, что они приняли веру от апостола Фомы”. Португальцы проявили большой интерес к сохранявшимся в Индии преданиям об апостоле Фоме. В 1972 году в Индии был отмечен юбилей 1900-летия со дня мученической кончины апостола Фомы.

Частицы мощей апостола Фомы имеются в Индии, Венгрии и на Афоне. Известна западная традиция почитания святых мощей апостола Фомы. Его мощи почивают в базилике святого Фомы в итальянском городе Ортона. Они покоятся внутри престола в нижнем алтаре в позолоченной гробнице. 6 сентября 1258 года ортонские галеры под командованием местного капитана Леоне возвратились в порт после участия в военной экспедиции против Генуи на стороне Венеции. Капитан Леоне передал святые мощи и надгробный камень Апостола, взятые на острове Хиосе, игумену Иакову, настоятелю ортонского кафедрального собора Девы Марии. Ныне надгробный камень находится в полу рядом с мощами за престолом. Вскоре после того, как святые мощи были доставлены в Италию, возникли разбирательства о подлинности мощей Апостола и по свидетельству пленных с Хиоса их подлинность была подтверждена нотариусом и засвидетельствована специальной грамотой. В 1566 году Ортона испытала нападение турок; гробница святого Апостола была повреждена, святые мощи оказались в огне, но чудесным образом не пострадали. Так же чудесно не пострадали они и во время военных действий с французами в 1799 году.

В южном нефе базилики имеется придел в честь апостола Фомы, в котором за “престолом висит изображение Фомы, влагающего свой перст в рёбра Господа. По обеим сторонам капеллы два изображения. Одно рассказывает, как забирали мощи святого Апостола из Индии, другое — как встречали в Ортоне. На одной картине художник изобразил пустынный берег и двух индусов, которые сожалеют о потере честных мощей, на другой — большое стечение народа и всеобщую радость по поводу прибытия в Ортону”. Частица мощей святого Апостола хранится также в мощевике, изготовленном в виде руки, держащей угольник, который является инструментом, необходимым при архитектурно-строительных работах.

Ежегодные городские торжества в Ортоне, посвящённые святому апостолу Фоме, проходят в первое воскресение мая.

www.pravmir.ru

Апостол Фома | Православная Жизнь

19 октября - день памяти апостола Фомы.

Предлагаем вниманию читателей некоторые факты из жизни апостола Фомы и подборку изображений апостола разных времен.

Рельеф. Слоновая кость. Римская империя. V век. Великобритания. Лондон. Британский музей

1. Святой апостол Фома был рыбаком и сыном рыбака из галилейского города Пансады. Позже, услышав проповедь Христа, последовал за Ним и был избран в число 12 ближайших Его учеников.

Мозаика. Римская империя. V век. Италия. Равенна. Баптистерий православных

2. Имя «Фома» имеет семитский корень, который можно перевести как «делиться пополам, удваиваться». Возможно, поэтому рядом с именем  апостола  Фомы употребляется слово «Близнец» (Ин. 11:16). Греческий вариант  имени: др.-греч. Δίδυμος — Дидим. 

Мозаика. Остготское королевства. VI век. Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале

3. Когда Спаситель узнает о смерти Своего друга Лазаря, Он решает отправиться к нему, чтобы воскресить. Апостолы, зная, что Господу угрожает опасность в лице первосвященников, желающих Его смерти, уговаривают Учителя никуда не ходить. И только один апостол Фома выражает готовность идти за Господом, не смотря на опасность: «Пойдем и мы умрем с Ним». (Ин. 11)

Рельеф ларца. Слоновая кость. Византия. X век. США. Нью-Йорк. Музей Метрополитен

4. Имеющее широкую известность выражение «Фома неверующий» основано на факте, описанном в Евангелии, когда Фома, не поверив разговорам апостолов о воскресении Христа, сказал: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25). И только увидев Господа, явившегося Фоме на восьмой день по Воскресении Своем  и показавшего ему Свои раны, святой апостол воскликнул "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20, 28).

Читайте также: Текст службы Антипасхи (Недели о Фоме) с переводом и объяснениями. Скачивайте в PDF-формате

Изразец. Византия. X век. США. Балтимор. Музей искусств Уолтерса

5. Когда, по сошествии Святого Духа, апостолы бросили жребий в какую землю каждому из них идти с проповедью, апостолу Фоме выпала Индия. Апостол очень скорбел о том, что он посылается в такую дикую страну, но после явления ему Господа, укрепился и двинулся в путь. В Индии апостолом была основана христианская Церковь на пяти обращенных им в христианство семействах высшей касты на юге Индии.

Рельеф. Диптих. Слоновая Кость. Германия. X век. Берлин. Музей Боде

6. Индийские христиане называют себя «Христиане св.Фомы», и до сих пор крепко придерживаются устного предания о своих апостольских корнях. Из уст в уста передавалась песнь, содержащая в себе сказы о деяниях апостола Фомы. Только в 1600 году, через сорок восемь поколений существования устной традиции, эта песнь была записана Рамбааном Томасом, потомком первого епископа, рукоположенного св. Фомой, бывшим изначально священником брахманом.

Мозаика. Венеция. XII век. Базилика Сан-Марко

7. Апостол Фома был пронзен копьем 19 декабря 72 года, и скончался тремя днями позднее, 21 декабря в Мелипуре (более раннее название - Каламин) около Мадраса в индийском штате Тамил Наду.

Уверение Фомы. Книжная миниатюра. Минологий и Евангелие. Византия. XII век. Великобритания. Лондон. Британская библиотека

8. После смерти святого Фомы, сын царя Мудзия, по приказу которого и был умерщвлен апостол, был чудесным образом исцелен с помощью земли с могилы апостола Фомы. После этого чуда царь Муздий принял крещение.

Мозаика. Киевская Русь. XII век. Киев. Заповедник София Киевская (мозаики из разрушенного Михайловского Златоверхого собра)

9. До cередины IVвека мощи апостола Фомы пребывали в Индии. В 385 году часть мощей была перенесена в Эдессу. Об их пребывании там свидетельствует летописный текст «Хроники града Эдессы». Когда в XI веке Эдессу разграбили турки, мощи Фомы были спрятаны христианами во избежание поругания, на греческом острове Хиос в Эгейском море. 6 сентября 1258 года в Ортону прибыли мощи святого апостола Фомы, украденные из церкви на острове Хиос пиратом Леоне Аччаюоли. Позже часть мощей ап. Фомы была перенесена в Константинополь, где во имя его был создан храм. Во время четвертого крестового похода (1204 г.) крестоносцы среди множества других святынь нашли правую руку св. Апостола, которую, после пятого крестового похода, Венгерский король Андрей II привез с собою в Венгрию.

Таким образом, частицы мощей апостола Фомы пребывают в Греции, Индии, Италии и Венгрии.

Уверение Фомы. Икона. Византия. XIV век. Греция. Метеоры

10. В честь апостола Фомы названы остров Сан-Томе и столица самого маленького в мире португалоязычного государства Сан-Томе и Принсипи - город Сан-Томе.

pravlife.org

По стопам апостола Фомы - Православный журнал "Фома"

Ко дню св. апостола Фомы мы предлагаем вашему вниманию наш старый материал – интервью со священником Алексеем Трубачом, который в 2004 – 2005 годах в период Рождества и Пасхи совершал пастырские поездки по Индии и Непалу, где когда-то проповедовал апостол Фома.

Соблазн духовного безразличия

– Удивительно слышать, что в Индии и Непале проповедуют православные священники…

– Первым, кто принес христианство в Индию, был святой апостол Фома. Память о нем живет на этой земле по сей день. Им была основана христианская церковь на пяти обращенных знатных семействах высшей касты на юге Индии. К сожалению, в силу территориальной оторванности от Вселенского Православия и незнания ситуации в Церкви, сначала в IV – V веке индийские христиане перешли в несторианский, а потом в ХVII веке в монофизитский* Антиохийский патриархат, таким образом выйдя из православия. Ныне это автокефальная индийская церковь, хотя и именуется Сирийская Маланкарская Ортодоксальная церковь. Она входит в семейство монофизитских ортодоксальных церквей (Армянская, Коптская, Эфиопская, Индийская, Сирийская). После апостола Фомы последним и едва ли не единственным достоверно известным проповедником православия в Индии был монах, русский миссионер-подвижник, архимандрит Андроник (Елпидинский), который провел в Индии 18 лет с 1931 по 1949 годы и установил тесные отношения с индийскими христианами. Он был активным сторонником воссоединения индийских монофизитов со Вселенским Православием ввиду их расположенности, в частности, к Русской Православной Церкви.

Сейчас русские православные священники два раза в год направляются служить в Индию и Непал, на Рождество и Пасху, в основном для наших соотечественников, сотрудников дипломатических миссий в этих странах, а также для православных сограждан, работающих или проживающих здесь. Кстати, православные богослужения, проведенные в 2004 году в Катманду по просьбе российских женщин, проживающих в Непале, были первые за всю историю этой страны. Но, собственно, окормлением православных и поддержанием связей с индийскими христианами пока и ограничивается вся наша миссионерская деятельность.

– Какие люди приходят на богослужения?

– В Индии и Непале достаточно много русских людей. Один Российский дипкорпус в Дели составляет около тысячи человек. Сотрудники дипломатических миссий, российские специалисты, работающие на совместных предприятиях, русские, украинские, белорусские женщины, вышедшие замуж за граждан Индии и Непала.

Большинство из них хотело бы сохранить свои православные корни, однако сохранение веры в условиях, когда тебя окружает чуждая культура, становится серьезной проблемой. Еще более это трудно осуществлять в стране, где нет ни одного православного храма, кроме двух маленьких греческих церквей в греческих дипмиссиях в Дели и Калькутте, которые в общем-то недоступны для наших сограждан.

– Неужели в Индии нет православной общины?

– Община-то есть. В Российском посольстве в Дели в ее состав входят около семидесяти человек православных. И она уже показала свою жизнестойкость и молитвенную активность, по крайней мере, за последние четыре года. Но, к сожалению, их мечта о построении хотя бы небольшой посольской церкви до сих пор казалась просто неосуществимой. Впрочем, в последнее время появились определенные надежды, была выделена и отремонтирована молельная комната, выделено помещение для приходской библиотеки. Большую помощь в этом почине оказал посол РФ в Индии В.И. Трубников.

Однако, хотя приезд два раза в год священника и не вполне достаточен для окормления православных всего региона, но с другой стороны, регулярность визитов, их организация посольством – это уже большое достижение. Так, греческий священник не приехал в греческий храм в Дели на Пасху 2004 года. Оказалось так, что неокормленными остались и греки, и сербы, и киприоты, и посольства Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории, Румынии, Болгарии, Украины. Послы девяти православных держав были на нашем пасхальном богослужении.

Я лишь хочу подчеркнуть, что храм не просто нужен общине, но его готовы и принять, и заполнить жизнью.

– Чем же все-таки опасна для веры та культурная среда, в которой оказались наши соотечественники?

– Чаще всего мы наблюдаем не переход в другую веру, а колебания людей. И страшно не то, что они обратятся в католицизм или в индуизм, а то, что они могут стать теплохладными.

Потерять веру очень легко. Все начинается с малого. Например, просто поставить «для красоты» обычную статуэтку Ганеши, индийского бога со слоновьей головой, на столе. Человек не то чтобы принимает чужую веру, а лишается всякой веры вообще. Поверхностное восприятие их символики ведет к поверхностному восприятию и того, что мы сами имеем. Человеку становится все равно, ради чего жить, умирать – ведь в разных религиях эти вопросы по-разному решаются.

Вот вам пример из церковной истории. Еще в III веке, когда христианство в Римской Империи было под запретом, все же многие уже принимали крещение. Однако часто было так, что люди одновременно верили и в своих богов, и в христианского Бога. А потому, когда начались гонения на христиан, то те, у которых в сердце и в доме был только один Бог, вели себя иначе, чем те, для которых отвернуться от Христа – это всего лишь убрать одну статуэтку из пантеона.

То же самое происходит и сейчас. Большинство таких людей не становятся подлинно верующими индуистами, буддистами. А изменяя своим корням, взамен они приобретают духовный фетиш, который впоследствии переходит в духовный вакуум.

 

– Есть ли поток из России в Индию искателей восточной мистики?

– Да, люди едут, ищут в Индии духовного прозрения. Секретарь консульства России в Мадрасе рассказывал мне о том, что консульство завалено письмами родственников с просьбами вызволить родных из секты Сай Бабы. Они остались там жить, боготворя его, поверили в кумира, будучи завлеченными его «чудесами», молятся на него. Около трехсот россиян постоянно живут рядом с ашрамом Сай Бабы. Конечно, наш православный храм в Дели мог бы стать некоторой чертой, вехой, шансом опомниться перед вступлением на путь поклонения идолу, а затем к полному опустошению.

– Как наши православные хранят здесь свою веру?

– В Непале я встретил особенно яркие свидетельства живой православной веры даже в столь оторванной от православной церкви стране. Так, например, Алла Шарма, бывший председатель Ассоциации русских женщин в Непале «Ивушка», ее бессменный лидер, родом из Санкт-Петербурга, живет в Непале уже 25 лет. Ее муж очень известный человек в Катманду, хирург, личный врач короля, ректор государственного университета. Он индуист, она же – православная верующая. Алла не просто не потеряла своей веры, но и, периодически бывая на родине в Санкт-Петербурге, воцерковилась, а во время моего пастырского визита не пропустила ни одного богослужения. Интересно отметить, что ее супруг сам помогал ей устанавливать уголок с иконами.

– А в чем особенность богослужения в Индии вне стен храма?

– Я служил на антиминсе **. Вся церковная утварь везется с собой, поэтому богослужения, и главное, Божественную литургию, можно совершать в любом месте. В действительности, где бы ты ни служил, благодать Божия и ангелы собираются там во время богослужения: в открытом поле, или в торгпредстве, или в здании посольства. И во время службы это место становится храмом. Мне рассказывали, что когда посольские дети проходили мимо торгового представительства, где совершались рождественские богослужения, уже после моего отъезда, говорили, показывая на здание: «Вот храм, а батюшка уехал».

Конечно, о храме мечтают. Потому что храм – это то место, где всегда будут присутствовать ангельские силы. И даже вне богослужения человек ощущает там присутствие Божие.

– А местное население обращается в христианство?

– Индуизм пропитывает всю жизнь индийцев. Для того, чтобы отказаться от индуизма, нужен очень сильный внутренний переворот и необходима православная община, среда, где человек имел бы возможность сохранить обретенную веру.

Как раз в последней поездке я крестил двух мужчин непальцев. Они учились на Украине пять лет, и уже там ходили в православные храмы помолиться, обратиться к Господу Богу. Поэтому в Непале, имея православных жен, вполне осознанно решили креститься, хотя им, живущим в индуистском королевстве и намеревающимся оставаться жить там, это не принесет никаких выгод. Стоит отметить, что непальское общество очень веротерпимо и не ущемляет в правах иноверцев. Все же Крещение для них – это сознательный отказ от религиозной традиции, в которой они были воспитаны. Но они имеют малые домашние общины, где, я думаю, смогут обретать и сохранять православие. Очень многие, находящиеся в смешанных браках, крестили своих в Православии.

Часть индусов переходят в католицизм, хотя такое обращение часто очень поверхностно. Многие из них признаются, что одновременно ходят как в индуистский, так и в католический храм, так как там они могут получать гуманитарную помощь и образовательные гранты взамен пусть даже внешнего приятия веры.

Там ходил апостол

– А какие святые места, связанные с именем апостола Фомы, Вам удалось посетить? Что Вам удалось узнать про него?

– В Мадрасе, на побережье Индийского океана, в двухстах метрах от моря, святой апостол Фома своими руками построил храм. В этом городе прошли последние четыре года его апостольского служения с 68 по 72 год. Проповедь его там была успешна: многие из местного населения обратились в христианство, что и стало поводом к зависти одного индуистского брахмана, нанявшего воинов убить его. Под этим храмом после мученической кончины апостола погребли его ученики.

Это место описывается в исторических записках Марко Поло (ХII). Позже Васко да Гама вспоминает, что даже мусульмане, жившие в Мадрасе, воспринимали апостола как святого, почитали его могилу. Сейчас здесь католическая базилика святого апостола Фомы. Господь сподобил меня совершить православную божественную литургию на могиле апостола Фомы в склепе базилики для наших православных сограждан, сотрудников консульства, которое, кстати, находится в пяти минутах ходьбы от могилы святого апостола.

 Туда приходит очень много индийцев – и индуистов, и христиан. При базилике есть музей, где в реликварии ***, хранится копье, которым был убит святой апостол Фома.

Надо сказать, что мощи святого апостола разошлись по частичкам по всему миру: в Италии, по преданию, находится святая голова апостола. В саму базилику частичка мощей вернулась только в XIX веке.

Мне удалось посетить и две горы, где апостол укрывался от преследования воинов брахмана. На Малой горе у апостола была своя пещера, где он и проповедовал. А рядом находится источник воды, который, по преданию, Господь сотворил по молитве святого Фомы, для того чтобы ученики в условиях столь жаркого климата могли как можно дольше находиться с апостолом. Когда же апостол, обнаруженный воинами, вынужден был бежать из пещеры, Господь совершил чудо: образовалась расщелина в скале, через которую святой смог выбраться. Он бежал с Малой горы на Большую гору. Надо сказать, что все святые места, связанные с апостолом Фомой, принадлежат сейчас Католической Церкви. На склоне Большой горы находится женский монастырь. С этого святого места открывается вид на весь город. Именно тут во время молитвы один из воинов убил со спины апостола, пронзив его копьем, наконечник которого, как я уже сказал, хранится в музее базилики.

– А что сейчас находится на самом месте убийства апостола Фомы?

– На этом месте расположен сейчас католический храм, который был построен в XVI веке португальцами. В нем находится крест святого апостола Фомы. Он вырезал его собственноручно на камне, и именно перед ним апостол молился перед своей мученической кончиной.

Святой апостол принес с собой в Мадрас икону Божией Матери, написанной, по преданию, апостолом Лукой. Если вспомнить, что и Владимирскую икону Божией Матери написал апостол Лука, то становится ясно, откуда такое сходство в расположении рук Младенца и Богородицы, в Их взаимном расположении на этих иконах. Но, естественно, время вынудило обновлять краски, и получились лики младенца и Пресвятой Богородицы с более русскими или более индийскими чертами в зависимости от иконы. Там эта икона очень почитается.

– Пострадал ли Мадрас от цунами, обрушившегося на побережье Индии? Вы ведь оказались там сразу после катастрофы?

– Да, безусловно, Мадрас существенно пострадал от цунами. Как я уже сказал, наше консульство находится на побережье в ста метрах от базилики Святого апостола Фомы. Я, встревоженный известием о цунами, позвонил туда накануне приезда, но узнал, что волна дошла ровно до ворот консульства и базилики и… остановилась! Хотя, если проехать 500 метров от базилики, можно было увидеть разрушительную мощь волны на том же расстоянии от моря. Безусловно, произошло чудо по предстательству святого апостола Фомы. Кстати, духовенство и прихожане базилики оказали большую помощь пострадавшим. Каждую ночь в течение недели после трагедии до того, как правительство смогло всем помочь, на территории базилики находили ночлег и пищу до тысячи потерявших кров.

За Божественной литургией на гробе апостола, о которой я уже упомянул, мы молились о сохранении места сего, града, страны от глада, потопа на русском и английском языках, так как у гроба собралось достаточно много индийцев, также усердно молившихся о сохранении их земли по молитвам святого апостола Фомы.

– Что Вы обрели в этих поездках?

– Для меня это очень сложная страна. Но я благодарен Богу за то, что Он даровал мне прикоснуться к святыням, связанным с именем Своего ученика, апостола Фомы, и его святое предстательство. Он дал мне возможность служить Божественную литургию в стране языческой, нести здесь свет Православия, ведь наше богослужение – это самая лучшая проповедь Христа в мир. И даст Бог, придет время, когда воссияет золотым куполом хотя бы один православный храм в этом южноазиатском регионе во свидетельство и сохранение нашей веры православной!

* Монофизитство – ересь, возникшая в Церкви в V веке и получившая большое распространение на Востоке. Монофизиты считали, что Иисус Христос был только Богом, имел одну лишь божественную природу. Несторианство, напротив, учило о том, что Иисус Христос был всего лишь человеком, отмеченным особой божественной благодатью – но не Богом. И монофизитство, и несторианство осуждены в V веке на церковных соборах. Православие учит, что Господь наш Иисус Христос – Богочеловек, то есть имеет и божественную, и человеческую природы. По определению IV Вселенского Собора (451 год по Р.Х.), эти природы соединены «неслиянно, неизменно, неразздельно, неразлучно».

** Антиминс (греч.: вместопрестолие) – льняной или шелковый плат с изображением положения Христа в гроб с зашитой в него частицей мощей и с подписью правящего архиерея, удостоверяющей законность служения. Без антиминса не может быть совершено таинство Евхаристии даже в церкви; с ним же литургия может совершаться и под открытым небом.

*** Реликварий (позднелат. reliquarium) – вместилище для хранения реликвий.

Фото из личного архива священника.

foma.ru


Смотрите также