8(915) 044 46 25
8(916) 179 91 28
c 9.00-20.00
Магическая помощь всем нуждающимся!

 

 

Гадание личный прием 1500 рублей! Полная диагностика вашей ситуации!

Гадание на будущее! Диагностика прошлого! Коррекция судьбы!

  100% результат! Гарантия!

 Черный приворот который нельзя снять! Сексуальная привязка! Ритуалы на замужество! Верность! Навсегда!

 

Cнятие любой порчи , проклятия!

 

Ритуалы на благосостояния!




[email protected]


Психологическая поддержка на всем протяжении работы

Александр невский память


Александр Невский: только факты - Православный журнал "Фома"

Ледовое побоище. Миниатюра из «Жития Александра Невского», входящего в Лицевой летописный свод. “Лицевой” – в названии означает “нарисованный в лицах”. Свод был создан для библиотеки Иоанна Грозного в середине XVI века в единственном экземпляре, в нем изображены события мировой и русской истории.

Александр Невский. Мозаика Собора Воскресения Христова (Спас-на-Крови, Санкт-Петербург) набрана по оригиналу Михаила Нестерова. Это одна из двух сохранившихся до нашего времени икон. Вторая икона – Воскресения Христова. Остальные были изъяты в 1920 году и судьба их неизвестна. spas.spb.ru

Борис и Глеб, святые князья-страстотерпцы; Россия. Тверь; XIII в.; Киевский национальный музей русского искусства; 104 x 154 см.; материал: дерево, золото (сусальное), металл серебро, пигменты натуральные; техника: тиснение (басма), золочение, темпера яичная. Источник: ruicon.ru

Святой благоверный князь Александр Невский. Икона XVIII в.

Фрагмент из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Песня “Вставайте люди, русские” написана на музыку Сергея Прокофьева. А знаменитые слова “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!” Александр Невский никогда не произносил, они были придуманы автором сценария Петром Павленко.

Михаил Нестеров. Кончина Александра Невского

foma.ru

6 декабря-день памяти успения Св. благоверного великого князя Александра Невского — Ирина — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

 

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять – схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день (по старому стилю), на память святого апостола Филиппа.

 

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

 

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день (по старому стилю), на память святого отца Амфилохия.

 

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время!

 

И так прославил Бог угодника Своего.

 

(из Жития Святого благоверного князя Александра Невского)

 

Александр Невский: только факты

(Журнал “Фома” №1/69 январь 2009)

– Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

 

 Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года.Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

 

– Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

 

– Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

 

 Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

 

– На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

 

– Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году.

 

Святый благоверный великий княже Александр Невский, моли Бога о нас!

azbyka.ru

Александр Невский: святой киногерой | Православие и мир

Сегодня Православная Церковь празднует день памяти благоверного князя Александра Невского. От всех других православных святых князя отличает еще и то, что про него… снимали кино. Причем делали это в самые разные годы.

Когда история – только предлог

«Александр Невский» (Сергей Эйзенштейн, 1938 год)

Фильм про святого в 1938-м? В разгар сталинской эпохи? И режиссер при этом не только не пострадал, но еще и получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации? Да, именно так. Наша история подчас непредсказуема.

На самом деле всё было, конечно, логичнее. В 30-е годы отношения СССР с Германией то улучшались, то ухудшались. В какой-то момент руководство страны решило, что полезно было бы иметь в прокате фильм об историческом случае победы России над немцами.

Проштудировав историю, необходимый прецедент нашли. И Сергей Эйзенштейн, автор знаменитого фильма «Броненосец “Потемкин”», начал писать сценарий о Ледовом побоище – победе князя Александра Ярославича над рыцарями Ливонского ордена 5 апреля 1242 года.

Дальше со сценарием происходило то, что одни считают главным достоинством фильма, другие – основным недостатком. Поскольку создателям был важен сам прецедент – победа над немцами – автор сценария очень далеко ушел от исторической правды. За что первый вариант сценария был тут же яростно раскритикован историками.

Появился второй. Исторических несоответствий в нем стало чуть меньше. Вымышленная сюжетная линия о сватовстве боярина Гаврилы Олексича (который вообще-то, как следует из летописи, до Ледового побоища не дожил) и Васьки Буслая (персонажа новгородских былин, столь же «историчного», как легендарный купец Садко) к одной невесте в фильме осталась. Но этих мелочей зритель в итоге совсем не замечает.

 

И пускай критики говорят про фильм что угодно: и воинов-де у князя столько не было, и рыцари, согласно летописям, подо льдом не тонули, и крови на экране нигде нет, и древний русич Александр не крестится ни разу на протяжении экранного времени. Всё равно зритель запомнит эпическую картину битвы (снятую, кстати, летом, в павильоне с крашеной фанерой вместо льда, хотя в это и невозможно поверить), отмеряющую ритм сражения музыку Прокофьева, и – невероятное дело – звучащую с экрана библейскую цитату! Да-да: «А если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет».

Создателям фильма удалось главное – превратить его в самостоятельное художественное произведение. И пусть много лет спустя эта былина смотрится местами наивно, но от этого не менее мощно.

И еще. После подписания пакта Молотова – Риббентропа фильм с проката, конечно, сняли, но в 1941-м сразу вернули назад. А в 1942-м даже отметили юбилей Ледового побоища. Древнерусская история возвращалась в учебники, в том числе и благодаря фильму.

 

Досказать за Эйзенштейна

«Житие Александра Невского» (Георгий Кузнецов, 1991 год)

В следующий раз князь вернулся на экраны уже почти в другой стране, и идеи у режиссера были другие.

Создается впечатление, что в своем фильме Георгий Кузнецов пытался досказать всё то, что у Эйзенштейна мы не увидели и увидеть не могли. Потому в картине активно используется текст жития, да и сюжет выбран словно бы «от противного».

Князь Александр Ярославич возвращается на Русь из своей четвертой поездки в Орду. По дороге у Городца ему становится плохо (есть версия, что князя, который в Орде достиг ряда выгодных для Руси договоренностей, монголы напоследок отравили), жить ему осталось всего несколько дней. Собственно, путь до близкого Городца, разговоры по дороге, а также воспоминания Александра, который то и дело впадает в беспамятство, и составляют основу сюжета.

 

Критики в один голос говорят: проблема фильма в том, что играть актерам здесь… нечего, потому что играть благочестивые разговоры – сложно, а, помимо них, действия на экране почти нет. Открыв для себя тексты, вынести которые на экран раньше было невозможно, составить свою историю авторы фильма так и не решились.

Только вот текст жития печатался в СССР как минимум с начала 1980-х годов, так что особой новостью он не стал. Да и фильм, в котором не рассказано художественной истории, вряд ли возможен. Так и прошло «Житие» на экранах почти незамеченным.

 

Правда по-голливудски

Александр. Невская битва (Игорь Каленов, 2008 год)

Нет, всё-таки Эйзенштейн не дает покоя отечественным режиссерам. Ни его герои, ни его творческий метод. Поэтому в фильмах так и читается: сделаем, как у Эйзенштейна, только… лучше.

Возьмем, к примеру, того же князя Александра Ярославича. Ледовое побоище, пусть и снятое со многими отступлениями от исторических документов, брать не будем. Возьмем для верности Невскую битву.

Еще для верности возьмем сложный статус князя в Новгороде – вечевой республике. Возьмем почти подлинные – очень скромные – размеры битвы на Неве; ну, не расписывать же, на самом деле, локальные конфликты XIII века в эпос, как это было у режиссера сталинского времени.

 

Для пущей исторической правды засунем главного героя в сорокакилограммовые доспехи и дадим в руки почти подлинный по весу меч. Нет, ну меч можно чуть полегче. М-да, всё равно почему-то смотрится не очень.

Ладно, давайте добавим любовную линию. И пусть все герои будут красивы, как былинные богатыри, и говорить будут по-древнерусски. Нет, совсем по-древнерусски не получилось, но как-нибудь так пусть говорят.

Видно, что авторы фильма очень старались. Только вот что-то у них не получалось. То эпоха из множества деталей не складывалась, то сюжет казался скучноват, а одна из главных сюжетных линий и вовсе брошена, то работа оператора откровенно подводила. То герои почему-то казались очень ходульными.

Так что же получается, столько лет прошло, а лучше Эйзенштейна фильм об Александре Невском никто не снял?

www.pravmir.ru

День памяти святого благоверного князя Александра Невского 6 декабря 2019 года

В православии на 6 декабря приходится великий праздник в честь русского полководца Александра Невского. Ему поклоняются и возносят молитвы, защищающие от врагов и охраняющие страну от любых невзгод.

Память благоверного святого Александра Невского отмечается 6 декабря, и в 2019 году верующие вновь посетят храмы и церкви, чтобы поприсутствовать на службах и помолиться святому. Заслуги князя огромны: благодаря его отваге и самоотверженности на русской земле наступили мир и благополучие. Эксперты сайта dailyhoro.ru рекомендуют вознести молитвы святому, чтобы и в наш не спокойный век земли России были под надежной защитой Высших Сил.

Дата почитания святого полководца не случайна. Умерший в 1263 году 14 ноября, Александр Невский был похоронен 23 ноября. По новому стилю эта дата смещается на 6 декабря. Князя почитают не только в России, но и в других странах мира, поэтому богослужения происходят в огромных масштабах.

Александра Невского поминают и 12 сентября. В 1724 году в этот день его мощи были перевезены из Владимира в Санкт-Петербург, и эта дата также является праздничным днем, занесенным в церковный календарь.

Как верующие отмечают праздничную дату

Служба начинается с благодарственной молитвы Александру Невскому, деяния которого даровали людям спокойное и мирное существование в самом могущественном государстве. Заслуги князя велики: он избавил русский народ от рабства, расширил границы государства и обеспечил повсеместную защиту от вражеских нападений. К лику святых Александра Невского причислили в 1547 году, а при жизни он принял монашеский постриг и в православии известен под именем Алексий. Не только при жизни, но и после кончины князь продолжает служить своему народу, и благодаря молитвенным обращениям к нему было одержано немало побед.

День Александра Невского в 2019 году

Святой князь Александр увековечен в истории, и его лики можно увидеть в церквях и храмах России и Европы. Молитвенные обращения к нему читаются дважды в год: 12 сентября и 6 декабря. В дни праздников верующие молятся святому, а защитники Родины просят у него благословения на службу.

В 2019 году торжественная служба вновь соберет паломников, которые идут в церкви за спасением. История знает немало чудесных выздоровлений, когда верующие исцелялись от смертельных недугов, избавлялись от порчи и сглаза, изгоняли из себя бесов и подселенцев. Все это указывает на то, что Александр Невский ратует за каждого, помогает всякому, кто приходит с чистыми помыслами.

В день почитания святого Александра Невского паломники смогут посетить место его захоронения в Александро-Невской Лавре города Санкт-Петербурга, а также место его первоначального захоронения во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре.

Молитвенное обращение к Александру Невскому

«Скорый помощник всякого, кто усердно молится тебе, святой и благочестивый великий князь Александр Невский! Обрати взор свой на нас и не оставь в час сомнений и тревог. Защити земли наши от захватчиков. Защити всякого живущего на земле, надели сердца верностью и отвагой, милостью и всеобъемлющим счастьем. Ниспроси у Господа нашего исцеления для нас и помоги замолить прегрешения вольные и невольные. Аминь».

В день праздника каждый сможет вознести благодарственные молитвы князю Александру Невскому и заручиться его поддержкой во всех начинаниях. История его правления учит нас и по сей день, указывая, что поступать нужно по справедливости, всегда нести ответ за свои слова и деяния и не бояться лицом к лицу сталкиваться с трудностями. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Под покровительством святого Александра Невского

6 декабря Церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского. Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Имя Александр также уже давно входит в тройку самым популярных имен для мальчиков. «Правмир» попросил рассказать священников-именинников о своем святом покровителе.

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора.

— Как можно относиться к святому, имя которого я ношу и молюсь ему каждый день? Конечно я счастлив, что в свое время мои родители, еще не задумываясь ни о святости, ни о духовности, дали мне это имя. Я принял крещение довольно поздно, уже в сознательном возрасте, и поэтому хорошо знал кто этот святой, имя которого мне дал протоиерей Валериан Кречетов, когда меня крестил.

Иногда, когда люди следуют традиции называть детей по святцам – в какой день ребенок родился именем святого этого дня его и называют — часто святому покровителю даже сложно найти молитву, тем более узнать как он жил, чем прославился. Безвестных святых у Бога много, но конечно всегда хочется иметь для себя пример жизни святого, чтобы иметь возможность подражать ему. Поэтому я очень рад, что у меня есть такой святой, которому я могу молиться, подражать, и который действительно оставил яркий след не только в истории моего отечества, но и в истории нашей Церкви.

Прежде всего, мне дорога внутренняя мудрость Александра Невского в сочетании с его твердой верой. Какие-то личные амбиции у этого святого всегда были на втором плане. В первую очередь, ему были важны интересы государства, интересы народа, за который он нес ответственность.

Будущий святой жил в очень непростое время. Но его мудрость проявилась как в ближайшем будущем, в жизни его наследников, в частности князя Даниила Московского, который продолжил воплощать то, что завещал его отец, так и в нашем будущем, так как все мы сегодня наследники мощного государства, благодаря политике князя Александра Невского.

Сегодня иногда, к сожалению, ведутся разговоры о том, что князь был недальновидным и амбициозным правителем, так как объединяя государство, создавал империю — если бы он пошел по другому пути, мы бы имели несколько десятков маленьких государств по типу европейских, жили бы счастливо, богато, как в Европе… Конечно, большой страной тяжело управлять, но в том, что мы имеем, я думаю, есть промысел Божий. Легко обособиться, не ссориться с соседями, жить своей жизнью, а вот управлять большим государством, лелеять заботу, в первую очередь, о распространении веры Христовой, о просвещении народов, объединять людей и создавать крепкое, сильное государство – непросто и требует особого мужества.

Александр Невский был мудрым правителем и, конечно, настоящим мужчиной. Сегодня мужчины обмельчали, а он сочетал в себе и мудрость правителя, и твердость мужского характера, и крепость веры, чего сегодняшним мужчинам очень не хватает. Он прожил очень короткую жизнь, но очень многое сумел сделать. Сейчас продолжительность жизни человека увеличивается, но мы не успеваем совершить и малой толики того, что люди подобные святому князю делали за два-три десятилетия.

Когда я бываю в Петербурге, я всегда заезжаю в Александро-Невскую Лавру, где находится главная святыня города – частица мощей благоверного князя, перенесенная Петром I в Петербург. Святые мощи Александра Невского находятся в хранилище Музея Московского Кремля. Я видел этот большой ковчег, откуда отделялись мощи для переноса в Петербург, и думаю, мы ещё обретем эту святыню для всенародного поклонения. Так что две столицы нашей родины основывались и стоят поныне молитвами и небесным заступничеством святого Александра Невского.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса в бывшего Скорбященского монастыря.

— Как известно, имя Александр переводится как «защитник людей». И святой благоверный князь Александр Невский полностью свое имя оправдал. Мы привыкли не задумываясь смотреть на современную карту России — территория огромная, кто может нам что-то плохое сделать? А в ХIII веке, на небольшой территории современной европейской части страны были только сравнительно небольшие княжества — Киевское, Новгородское, Владимиро-Суздальская Русь и другие. А на Востоке лежала огромная степь, где жили агрессивные, энергичные и могущественные народы. И в летописях и былинах, которые сегодня совершенно вышли из употребления, сохранились в поэтической, образной форме рассказы о том, какими страшными были вторжения этих народов, каким жутким был этот ураган, который обрушился на нашу страну.

Александр Невский жил именно в это страшное и казалось бы, безотрадное время: с одной стороны – бескрайняя степь, могущественная орда, с другой – Запад, который хотел навязать нашему отечеству католицизм, воспользовавшись ослаблением Руси. Этот натиск и с Востока, и с Запада Александр Невский должен был принять и остановить. И с этой задачей он справился потрясающе, явив высочайший пример служения своему народу.

Если с Золотой Ордой князь Александр пытался договариваться, чтобы преждевременно не вступать в вооруженный конфликт, то с Западом он вступил в самую непримиримую борьбу и одержал в ней победу. История показала нам ясный пример, что было бы с нами, если бы святой благоверный князь Александр пошел не по тому пути — современник Александра Невского князь Даниил Галицкий пошел на соглашение с католичеством в надежде, что его поддержат в борьбе с татарами, и Галицкая Русь исчезла, став частью католической Польши. Поэтому мы всегда должны быть благодарны святому благоверному великому князю за его мудрость и труд.

Важно отметить, что в ту эпоху князем был тот, кто мог принять на себя наибольшую ответственность и наибольшую опасность. Александр Невский лично участвовал в битвах, в рукопашных схватках и выходил победителем в поединках с такими же доблестными витязями, как он сам. Он прославился и как полководец, и как дипломат, и как политик.

У нас со временем сложилось несколько искаженное представление о том, кто такой аристократ. Раньше аристократами были те вожди, которые своей головой отвечали за победы или поражения народа. И так было на протяжении многих столетий. А со временем, особенно к XIX веку, когда жизнь стала более мирной, аристократами начали становиться по наследству. К обыкновенному человеку, который, предположим, служил на государственной службе, было особое отношение только потому, что у него великие предки. Но какое отношение сынок имеет к доблести отца, если он не в состоянии даже и близко приблизиться к тем славным деяниям, которые совершал его предок? Впоследствии, одной из причин потрясений, которые произошли с нашим государством, явилась эта утрата первоначального значения аристократии.

Александр Невский в полном смысле слова аристократ — благородство, мужество, высочайший профессионализм. И главное, мы прославляем его не просто как политика, дипломата, воина, государственного деятеля, а как святого, для которого жизнь здесь была служением Христу, а главной целью — стяжание Царствия Небесного.

Господь говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем», и указывает, что Он «путь и истина и жизнь», значит, только кроткий унаследует обетованную землю — Царствие Небесное. Александр Невский был кротким и смиренным человеком, так как смирение –это мир с Богом, даже в самом пекле боя. Он бился без ненависти, без злого чувства, без желания отомстить — вот есть враг, его нужно отбить.

Сегодня ситуация в мире не простая, многие говорят о том, что тучи сгущаются, грядет война. Но в действительности война идет уже давным-давно. Это война, прежде всего, в информационном пространстве. Война за души и за умы. Удивительно, сколь многое сегодня может изменить грамотная пропаганда. Как говорил Геббельс, многократно повторенная ложь воспринимается как правда.

Наша история, особенно история последних веков показала, что с русскими связываться не стоит: Карл Шведский, Наполеон, Гитлер, все они были разбиты. Но вот что русских могут победить только русские, это факт, о котором мы забываем. Поэтому мы должны хранить единство подобно тому, как наши великие предки верою и любовию преодолевали тяжелейшие испытания. Если мы разделимся, если мы не сможем быть едины, мы не устоим. И развал произойдёт не под влиянием внешних сил, а из-за нашей внутренней расслабленности и разделенности. Вот это самое страшное. От этого святой благоверный князь Александр наш народ в свое время удержал. Будем молиться, чтобы он не оставил нас и сегодня.

www.pravmir.ru

Александр Невский – вечно меняющаяся фигура русской истории

В ис­то­рии Рос­сии ма­ло най­дет­ся лю­дей, чью лич­ность каж­дая эпо­ха от­кры­ва­ет по-но­во­му. Од­ной из та­ких веч­ных фигур рос­сий­ской ис­то­рии сме­ло мож­но счи­тать Алек­сандра Нев­ско­го.

Свя­той князь скон­чал­ся 14 но­яб­ря 1263 го­да в Го­род­це и вско­ре был по­хо­ро­нен в Pож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре во Вла­ди­ми­ре. Прак­ти­че­ски сра­зу, за­дол­го до его об­ще­рос­сий­ской ка­но­ни­за­ции в 1547 го­ду, на­ча­лось его по­чи­та­ние во Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ской Ру­си. По­чти через 20 лет по­сле его смер­ти по­явил­ся пер­вый ли­те­ра­тур­ный па­мят­ник, рас­ска­зы­ва­ю­щий о по­дви­гах Алек­сандра Нев­ско­го. Это бы­ла «По­весть о жи­тии и о храб­ро­сти бла­го­вер­но­го и ве­ли­ко­го кня­зя Олек­сандра», ав­тор ко­то­рой пред­ста­вил сво­е­го ге­роя как иде­аль­но­го по­ли­ти­ка и пра­во­слав­но­го свя­то­го.

В пол­ном со­от­вет­ствии с жи­тий­ным ка­но­ном Алек­сандр срав­ни­ва­ет­ся со свя­ты­ми, биб­лей­ски­ми пер­со­на­жа­ми и ле­ген­дар­ны­ми ан­тич­ны­ми ге­ро­я­ми и им­пе­ра­то­ра­ми (по­след­нее свя­за­но с тем, что пе­ред на­ми не ка­но­ни­че­ское жи­тие, а «по­весть» – очень син­кре­тич­ный жанр древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры, сво­бод­но объ­еди­ня­ю­щий раз­лич­ные фор­мы по­вест­во­ва­ния). Ав­тор по­ве­сти так ха­рак­те­ри­зу­ет иде­ал кня­же­ской вла­сти, во­пло­щен­ный в свя­том Алек­сан­дре: «Князь благ в стра­нах — тих, увет­лив, кро­ток, съме­рен, — по об­ра­зу Бо­жию есть, не вни­мая бо­гать­ства и не пре­зря кров пра­вед­ни­чю, си­ро­те и вдо­ви­ци в прав­ду су­дяй, ми­ло­сти­лю­бец, а не зла­то­лю­бец, благ до­мо­чад­цем сво­им и вънеш­ним от стран при­хо­дя­щим кор­ми­тель». Фор­му­ла иде­аль­но­го пра­ви­те­ля по-жи­тий­но­му аб­стракт­на, и в даль­ней­шем ее по­сто­ян­но уточ­ня­ли в за­ви­си­мо­сти от то­го, ко­гда и где пи­сал­ся оче­ред­ной текст про Алек­сандра Нев­ско­го.

Столь же некон­крет­ны и за­ри­сов­ки кня­же­ских доб­ро­де­те­лей: он бла­го­че­стив, с по­чте­ни­ем от­но­сит­ся к ду­хо­вен­ству и за­кла­ды­ва­ет несколь­ко хра­мов, пе­ред смер­тью при­ни­ма­ет схи­му, тем са­мым во­пло­щая меч­ту сво­ей жиз­ни.

Пе­ред на­ми сно­ва ти­пич­ная кар­ти­на вос­при­я­тия хри­сти­ан­ства в Древ­ней Ру­си: мо­на­ше­ство счи­та­лось выс­шей сте­пе­нью по­дви­га, и по­чти все ве­ру­ю­щие же­ла­ли бы пе­ред смер­тью при­нять ино­че­ские обе­ты. Да­ле­ко не все из та­ких пра­во­слав­ных при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых, а по­то­му зна­че­ние ре­ли­ги­оз­но­го по­дви­га Алек­сандра Нев­ско­го так­же ме­ня­лось в за­ви­си­мо­сти от эпо­хи и ав­тор­ства тек­ста в честь кня­зя. «По­весть» про­слав­ля­ет сво­е­го ге­роя как за­щит­ни­ка «зем­ли Суз­даль­ской», ко­то­рый бо­рет­ся с «ино­пле­мен­ны­ми» та­та­ра­ми и швед­ским «ко­ро­лем ча­сти Рим­ская».

При этом про­ти­во­по­став­ле­ние пра­во­слав­ных ка­то­ли­кам в па­мят­ни­ке от­ра­же­но ку­да рез­че, чем оп­по­зи­ция хри­сти­ан и языч­ни­ков. Для сред­не­ве­ко­во­го ав­то­ра, жив­ше­го в Древ­ней Ру­си, на ла­тин­ском За­па­де или в Ви­зан­тии, хри­сти­а­на­ми, ко­то­рым по­мо­га­ет Бог, бы­ли лишь по­сле­до­ва­те­ли его ве­ры и его взгля­дов. (Ино­гда оп­по­зи­ция «сво­их» и «чу­жих» сужа­лась еще силь­нее – нов­го­род­цы по­бе­ди­ли вла­ди­мир­цев под ру­ко­вод­ством Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, бла­го­да­ря чу­ду от ико­ны «Зна­ме­ние». Ра­зу­ме­ет­ся, в стане вла­ди­мир­цев так­же бы­ли ико­ны, но это не по­ме­ша­ло их про­тив­ни­кам ска­зать, что Бог по­мог нов­го­род­цам за их усерд­ные мо­лит­вы). По мне­нию ав­то­ра «По­ве­сти» сбли­же­ние свя­то­го кня­зя с мон­го­ла­ми бо­лее оправ­да­но, по­сколь­ку языч­ни­ки не по­ся­га­ют на ос­но­вы ве­ры.

В XIV – XV ве­ках об­раз свя­то­го кня­зя Алек­сандра как иде­аль­но­го пра­ви­те­ля и по­движ­ни­ка ста­ли ис­поль­зо­вать нов­го­род­цы и моск­ви­чи для до­сти­же­ния сво­их це­лей. Пер­вым бы­ло тя­же­лее все­го, по­сколь­ку нуж­но бы­ло объ­яс­нять при­чи­ну ссо­ры Алек­сандра с нов­го­род­ца­ми и его из­гна­ния. Ста­ра­ни­я­ми ле­то­пис­цев вы­ход был най­ден.

В пер­вой по­ло­вине XIV сто­ле­тия хро­ни­сты, го­во­ря о за­слу­гах Алек­сандра Яро­сла­во­ви­ча пе­ред гос­по­ди­ном Ве­ли­ким Нов­го­ро­дом, не от­ри­ца­ли на­ли­чия кон­флик­та и опи­сы­ва­ли же­сто­кую рас­пра­ву кня­зя над нов­го­род­ца­ми: «Ово­му но­са уре­за­ша, а ино­му очи вы­ни­ма­ша, кто Ва­си­лья на зло по­вел; всяк бо злыи зле да по­гыб­нать». В этом от­рыв­ке речь идет о со­вет­ни­ках сы­на Алек­сандра – Ва­си­лия, ко­то­рые спро­во­ци­ро­ва­ли его на кон­фликт с от­цом. Вме­сте с тем, да­же в ран­них нов­го­род­ских ле­то­пи­сях под­чер­ки­ва­ет­ся, что свя­той за­щи­щал не Русь или свои зем­ли, а имен­но Нов­го­род, что поз­во­ли­ло хро­ни­стам сде­лать пер­вый шаг по пре­вра­ще­нию Алек­сандра в соб­ствен­но­го свя­то­го.

Еще бо­лее силь­но при­тя­за­ния нов­го­род­цев на Алек­сандра про­яви­лись уже в XV ве­ке: из тек­ста ис­че­за­ют все кри­ти­че­ские упо­ми­на­ния о его прав­ле­нии, а сам он пред­ста­ет пе­ред чи­та­те­ля­ми как за­щит­ник Нов­го­ро­да и его по­ряд­ков, ко­то­рый «мно­го тру­ди­ся за Но­въград и за Пь­сков и за всю зем­лю Рус­кую жи­вот свои от­да­вая» . Это бы­ла уже ле­бе­ди­ная пес­ня воль­но­го го­ро­да – Москва стре­ми­тель­но объ­еди­ня­ла во­круг се­бя рус­ские зем­ли, и ей по­тре­бо­вал­ся уже дру­гой Алек­сандр Нев­ский – са­мо­дер­жец, по­доб­ный рим­ским и ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­рам.

Алек­сандр ста­но­вит­ся ос­но­ва­те­лем мос­ков­ской ди­на­сти­ей Рю­ри­ко­ви­чей, он уже мыс­лит не как удель­ный князь, а как пра­ви­тель всей Ру­си. В этом от­но­ше­нии при­ме­ча­тель­на ре­дак­ту­ра ре­чи мит­ро­по­ли­та над гро­бом усоп­ше­го свя­то­го. Во вла­ди­ми­ро-суз­даль­ских па­мят­ни­ках иерарх опла­ки­ва­ет «солн­це зем­ли Суз­даль­ской». В текстах XV ве­ка, со­здан­ных еще в Нов­го­ро­де, но ори­ен­ти­ро­ван­ных уже на Моск­ву, вла­ды­ка скор­бит о «солн­це зем­ли Рус­ской».

Фак­ти­че­ски это уже об­ще­рус­ское при­зна­ние, хо­тя до ка­но­ни­за­ции свя­то­го оста­ет­ся еще как ми­ни­мум 50 лет. Москва пред­став­ля­ет се­бе Алек­сандра Нев­ско­го ли­бо как иде­аль­но­го мо­на­ха (имен­но в этот пе­ри­од по­яв­ля­ет­ся ико­на не кня­зя, но схим­ни­ка Алек­сия), ли­бо как во­и­на, вста­ю­ще­го из гро­ба и по­мо­га­ю­ще­го Дмит­рию Дон­ско­му одо­леть Ма­мая.

В этот пе­ри­од рез­ко воз­рос спи­сок по­смерт­ных чу­дес, а пре­ем­ни­ком свя­то­го кня­зя про­воз­гла­шен Иван Гроз­ный. Те­перь в па­мят­ни­ках Алек­сандр Нев­ский пе­ре­ста­ет быть уни­каль­ным пра­ви­те­лем Ру­си, но на­чи­на­ет по­сле­до­ва­тель­но «во­пло­щать­ся» спер­ва в Иване IV, а за­тем и в Пет­ре I. Им­пер­ское со­зна­ние вновь по­тре­бо­ва­ло из­ме­не­ние об­ра­за глав­но­го на­цио­наль­но­го ге­роя.

Это при­во­дит и к сме­ще­нию ак­цен­тов. Глав­ным по­дви­гом свя­то­го кня­зя ста­но­вит­ся за­щи­та рус­ской зем­ли и ве­ры от ла­ти­нян. Ав­то­ры тек­стов те­перь уже не де­ла­ют ни­ка­ких раз­ли­чий меж­ду шве­да­ми, нем­ца­ми и мон­го­ла­ми. Все они те­перь ха­рак­те­ри­зу­ют­ся как языч­ни­ки и про­тив­ни­ки Бо­га. Опи­са­ния шве­дов и нем­цев утра­чи­ва­ют эт­ни­че­ские чер­ты, ос­нов­ная оп­по­зи­ция те­перь стро­ит­ся по ре­ли­ги­оз­но­му при­зна­ку: «По­га­нии (без­бож­ные, ока­ян­ные) ла­ты­на при­и­до­ша от за­пад­ных стран», та­ким же ока­ян­ным пред­ста­ет и Ба­тый.

В ре­зуль­та­те Алек­сандр по­лу­ча­ет свою глав­ную по­ли­ти­че­скую доб­ро­де­тель – за­щит­ник ве­ры. При­мер­но в это же вре­мя свя­той князь окон­ча­тель­но вхо­дит во все­мир­ный пан­те­он иде­аль­ных пра­ви­те­лей. В «Сте­пен­ной кни­ге» вы­стра­и­ва­ет­ся та­кая зна­ко­вая це­поч­ка Ав­густ – Рю­рик – рав­ноап­о­столь­ный Вла­ди­мир – Алек­сандр Нев­ский, и в кон­це спис­ка «хри­сто­лю­би­вый царь наш Иван».

По же­ла­нию Ива­на Гроз­но­го из за­щит­ни­ка Нов­го­род­ских при­ви­ле­гий Алек­сандр пре­вра­ща­ет­ся в за­щит­ни­ка са­мо­дер­жа­вия, стра­да­ю­ще­го от ве­ро­лом­ства сво­их под­дан­ных. В пись­ме к кня­зю Ан­дрею Курб­ско­му Иван IV со­зда­ет об­раз свя­то­го кня­зя, со­вер­шен­но не по­хо­жий на тот об­раз пра­ви­те­ля, ко­то­рый опи­сы­ва­ли во Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ской Ру­си. Из крот­ко­го вла­сти­те­ля он ста­но­вит­ся храб­рым и страш­ным для вра­гов и из­мен­ни­ков во­и­ном.

Эво­лю­ция об­ра­за от­ра­зи­лась и в ико­нах то­го вре­ме­ни. Вме­сто скром­но­го схим­ни­ка в Ли­це­вом Ле­то­пис­ном сво­де мы встре­ча­ем­ся ли­бо с ца­рем на троне, ли­бо с рат­ни­ком на коне и в до­спе­хах, в за­пад­ной ко­ролев­ской ко­роне вме­сто шап­ки Мо­но­ма­ха. По­след­няя де­таль бы­ла нуж­на для то­го, чтобы по­ка­зать, что рус­ский царь – столь же мо­гу­ще­ствен­ный пра­ви­тель, как непо­бе­ди­мый рим­ский им­пе­ра­тор, и ев­ро­пей­ским мо­нар­хам, так­же ве­ду­щим свое про­ис­хож­де­ние от Ав­гу­ста, нече­го по­пре­кать рус­ско­го ца­ря ме­нее бла­го­род­ным про­ис­хож­де­ни­ем.

Окон­ча­тель­ное раз­ви­тие об­ра­за Алек­сандра Нев­ско­го как мо­гу­ще­ствен­но­го им­пе­ра­то­ра про­ис­хо­дит в эпо­ху пет­ров­ских ре­форм. За­ло­жив го­род на Неве и про­ру­бив ок­но в Ев­ро­пу, Петр I от­ча­ян­но нуж­дал­ся в та­кой ис­то­ри­че­ской лич­но­сти, ко­то­рая бы сво­им ав­то­ри­те­том оправ­да­ла все его на­чи­на­ния. Свя­той князь был на­зна­чен по­кро­ви­те­лем Пе­тер­бур­га и пред­те­чей Пет­ра. Бит­ва со шве­да­ми те­перь ста­ла рас­смат­ри­вать­ся не толь­ко как за­щи­та ве­ры, а как воз­вра­ще­ние се­бе ис­кон­но рус­ских зе­мель. Де­ло, на­ча­тое Алек­сан­дром Нев­ским, бле­стя­ще за­вер­шил Петр Ве­ли­кий, раз­гро­мив шве­дов.

Луч­шим вы­ра­зи­те­лем этой идеи стал зна­ме­ни­тый Фе­о­фан Про­ко­по­вич. В тор­же­ствен­ной про­по­ве­ди, про­из­не­сен­ной 23 но­яб­ря 1718 го­да, он на­звал Пет­ра «жи­вым зер­ца­лом» Алек­сандра. Этой же идее по­слу­жи­ло и тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­то­го кня­зя из Вла­ди­ми­ра в Пе­тер­бург, в па­мять о ко­то­ром и бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние 12 сен­тяб­ря. Вла­ди­мир пе­ре­да­вал эс­та­фе­ту но­вой сто­ли­це. Москва при этом по­про­сту вы­клю­ча­лась из сим­во­ли­че­ской ис­то­рии, что осо­бен­но льсти­ло им­пе­ра­то­ру-ев­ро­пей­цу, не лю­бив­ше­му преж­нюю сто­ли­цу. На Алек­сандра Нев­ско­го те­перь воз­ла­га­лись обя­зан­но­сти по­кро­ви­те­ля Се­вер­ной Паль­ми­ры, ду­хов­ным цен­тром ко­то­рой долж­на бы­ла стать Алек­сан­дро-Нев­ская лав­ра.

На­чи­ная с Пет­ра I, Алек­сандр Нев­ский в рус­ском со­зна­нии все боль­ше пре­вра­щал­ся из пра­во­слав­но­го пра­вед­ни­ка в рус­ско­го ге­роя, се­ку­ляр­но­го свя­то­го, от­дав­ше­го свою жизнь ра­ди по­стро­е­ния им­пе­рии и за­ло­жив­ше­го пер­вые кам­ни в ее фун­да­мент. В даль­ней­шем этот об­раз за­щит­ни­ка и со­зи­да­те­ля го­су­дар­ства все ак­тив­нее ис­поль­зо­вал­ся в на­шей стране. Апо­ге­ем се­ку­ляр­ной свя­то­сти кня­зя стал фильм Сер­гея Эй­зен­штей­на «Алек­сандр Нев­ский», в ко­то­ром от ре­аль­но­го че­ло­ве­ка XIII ве­ка не оста­лость прак­ти­че­ски ни­че­го, хо­тя в сце­на­рии филь­ма ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись древ­не­рус­ские ис­точ­ни­ки. Этот экран­ный Нев­ский в ис­пол­не­нии ак­те­ра Ни­ко­лая Чер­ка­со­ва на дол­гие го­ды стал со­вет­ской «ико­ной» пра­во­слав­но­го свя­то­го.

Ан­дрей Зай­цев

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

azbyka.ru

Память об Александре Невском — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Небесный покровитель Санкт-Петербурга

Александр Невский является небесным покровителем Санкт-Петербурга[1]. В День памяти св. Александра Невского 12 сентября:

Топонимика

Православные церкви и часовни

Храм Александра Невского в Рязани.

Москва:

Санкт-Петербург:

Республика Карелия:

Храм Александра Невского в Ялте

Республика Крым:

Удмуртия:

Алтайский край:

Краснодарский край:

Волгоградская область:

Вологодская область:

Кировская область:

Курганская область:

Ленинградская область:

  • Церковь Александра Невского в селе Новоселье
  • Церковь Александра Невского в посёлке Волосово

Московская область:

Нижегородская область:

Новгородская область:

  • Церковь в селе Яжелбицы Валдайского района
  • Церковь св. блг. кн. А. Невского г. В. Новгород

Новосибирская область:

Псковская область:

  • Церковь Александра Невского во Пскове, бывший 96-го Омского полка, был выстроен за 14 месяцев и освящен в 1908 году.

Ростовская область:

Самарская область:

Сахалинская область:

Саратовская область:

Свердловская область:

Тульская область:

Ярославская область:

Азербайджан:

Болгария:

Грузия:

Израиль:

Латвия:

Литва:

Польша:

Сербия

Тунис:

Туркмения:

Украина:

Финляндия:

Дания:

Франция:

  • Собор Александра Невского в Париже, главный православный храм Франции.[источник не указан 2085 дней] Полное название — Свято-Александро-Невский Кафедральный Собор в Париже. Находится на улице Дарю (rue Daru) в 8-м округе столицы. Освящён в 1861 году. Управляет собором архиепископ русских православных церквей в Западной Европе, находящихся в юрисдикции вселенского Константинопольского Патриархата.

Эстония:

Молдавия: В Молдавии есть церковь Александра Невского, в г. Унгены. Построена на месте, где царь Александр II отправлял войска во время русско-турецкой войны 1876 года, архитектор Бернардацци.[источник не указан 2085 дней]

Приднестровье: 12 октября 2011 года в городе Бендеры был открыт воссозданный Храм Святого Александра Невского на территории Бендерской крепости.

Корабли

Государственные награды

В искусстве

Художественная литература

Александр Невский. Из серии «Ратоборцы». Автор — Алексей Югов. Издательство «Лениздат». 1983 г.

Александр Невский. Автор — Александр Сегень, издательство ИТРК; 2003 г.

Лазутчик Александра Невского. Автор — Сергей Юхнов. Издательство «Эксмо». 2008 г.

Александр Невский (также, Князь Ярослав и его сыновья). Автор — Борис Васильев.

Легенды серебряного кольца Александра Невского. Автор — Александр Селезнёв: ПРЕДТЕЧА ЗАСТУПНИКА СВЯТОЙ РУСИ, КРЕСТОЦЕЛОВАНИЕ, ЛАДОЖСКИЙ КОВАЛЬ, ЗАСТАВА НА ШЕЛОНИ, ПРЕДТЕЧА НЕВСКОЙ БИТВЫ, НОВГОРОДСКИЙ КНЯЗЬ И НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬВ ДЕНЬ НЕВСКОЙ БИТВЫ, ЗНАМЕНИЕ.

Юность полководца. 1952 г. Автор — Василий Григорьевич Ян (В. Г. Янчевецкий). Издательство «Художественная литература» Москва. 1989 г.

Памятники

Спасо-Преображенский собор (XII век) и памятник князю Александру Невскому (сер. XX века). Переславль-Залесский.
  • Памятный крест дружинам Александра Невского

  • Бюст Александра Невского в Краснодаре

  • Скульптура «Александр Невский» в Кургане

Кинематограф

Николай Черкасов в роли Александра Невского
  • Александр Невский, Невский — Николай Черкасов, режиссёр — Сергей Эйзенштейн, 1938 год
  • Житие Александра Невского, Невский — Вацлав Дворжецкий, режиссёр — Георгий Кузнецов, 1991 год
  • Александр. Невская битва, Невский — Антон Пампушный, режиссёр — Игорь Каленов, — Россия, 2008 год

Изобразительное искусство

Другое

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Великий святой благоверный князь Александр Невский: житие кратко

Жизненный подвиг князя Александра Невского хранится в памяти нашего народа из века в век. Интересно, что даже период гонений на Церковь не поколебал почтения к трудам и свершениям святого. Многие юноши, родившиеся во второй половине XX века считали его достойным примером для подражания.

Хочется надеяться, что нынешние и последующие поколения найдут в жизни и чертах характера великого князя Александра то, что благотворно отзовётся в их сердцах.  Важно понимать, что храбрость, рассудительность, взвешенный подход в политике основывались у него на глубоком личном христианском благочестии.

Служение своему народу и Отечеству

Исторической науке Святой благоверный князь Александр известен, прежде всего, как успешный военачальник, не проигравший ни одного сражения. Его отмечают как талантливого государственного деятеля, который смог заложить основу для формирования русской государственности.

Князь Александр родился в 1221 году в городке Переславль-Залесский. Стал княжить в Новгороде с семилетнего возраста.

С новгородскими боярами у него будут сложные отношения в течение всей жизни. Однако, этот город, как и северные княжества Руси обязаны ему своей сохранностью в период жестокостей монголо-татарского нашествия.

Правил великий князь 35 лет. Это были трудные годы для наших земель. Большая часть Руси была выжжена монгольскими завоевателями. Нужно было договариваться с ними о мире, чтобы сохранить то, что осталось.
Западные и северные пределы захватывались орденами крестоносцев и шведами. Молодой князь малой дружиной победил на притоке Невы войско шведов, за что в народе его и прозвали «Невский». Затем на Чудском озере он также разбил крестоносцев Ливонского ордена. Теснил рыцарей Тевтонского ордена от пределов своего княжества. Им велись гибкие переговоры с Норвегией и Литовским князем, заключались торговые соглашения с немецкими городами.


В то время шла духовная экспансия католичества. Папа Римский обещал удельным князьям помощь и защиту от Золотой орды в обмен на принятие протектората. Однако, князь Александр отказался от такой лукавой «поддержки».


Русь была слаба. В это время могли рухнуть все её духовные, территориальные и культурные начала. В течение периода своего правления, проявляя мудрость, гибкость, рассудительность благоверный князь Александр заботился о том, чтобы сберечь уцелевшие княжества, отстроить сожжённые города, сохранить свой народ. Именно в этих трудах князь пребывал и до времени своей кончины. Приняв обеты монашества и схиму в 1263 году, с молитвой за свою землю и свой народ Александр Ярославович отошел ко Господу.

Благочестие и духовный подвиг

Власть — тяжёлое испытание для любого человека. Если же он одарён талантами полководца, стратега, политика и дипломата… То власть способна смести все духовные приоритеты, смять ростки духовной чистоты.

В том, чтобы сохранить человеколюбие, сберечь навык со смирением смотреть на небо, и состоит главный аскетический подвиг правителя. История показывает, что даже на нашей православной земле такие государственные деятели большая редкость.


Святой благоверный князь Александр выиграл главное сражение, которое предстоит любому христианину — сражение за свою душу. За действиями воителя и политика чуткий взгляд видит ценные евангельские добродетели.


Смирением и упованием на Бога святой князь подавлял свою гордыню, когда ехал в Орду. Для того, чтобы снова и снова испрашивать для своих земель мира. Он горел желанием защитить веру своих отцов, когда говорил перед битвой со шведами: «Бог не в силе, а в правде».

Благоверный князь Александр уподобился библейскому Иосифу, когда снова и снова прощал своих братьев во Христе, новгородцев, которые высокомерно изгоняли его несколько раз. Он из года в год заботливо украшал и одаривал храмы, жаловал им земли, дарил утварь и книги. Тем самым укрепляя православную веру.

Монашество

В критические моменты основы внутренней жизни души проявляются наиболее явно. Кто-то паникует и опускает руки, кто-то начинает винить во всем окружающих, кто-то безумствует.

Сильный духом принимает удары судьбы стойко. Верующий ищет опоры в своём уповании на Бога. Именно в христианском благочестии следует искать истоки храбрости и мудрости благоверного князя Александра.

Последние дни жизни человека показывают основные цели жизни, которые он ставил перед собой. Постоянные переписывания завещания, суета и уныние – признаки того, что душа прикипела к богатствам этого мира. Пустой взгляд отчаяния – признак неверия.

Схима и принятие монашества – свидетельство приоритета христианской духовности в жизни. Потеряв телесные силы, святой благоверный князь Александр ступает на поприще сугубой молитвы перед Богом за свой народ. Судя по событиям последующих веков, и на этой стезе он не потерпел поражения.

Почитание и канонизация Александра Невского

Почитание места погребения князя начинается сразу после кончины. На гробнице Александра Невского происходят чудесные исцеления. Чувствуется невидимое участие святого в становлении государственности Руси.

Неслучайным выглядит и обретение его мощей в 1380 году, именно в год свершения Куликовской битвы. Сам святой предстал перед многими участниками данного сражения. Укрепляя их, как когда-то святые страстотерпцы Борис и Глеб укрепили его воинство перед битвой со шведским войском.

В 1574 году произошла церковная канонизация благоверного князя Александра.
Святые мощи князя до 1723 года находились во Владимировской Рождественской обители. Когда Петр Великий передал под небесное заступничество благоверного князя Санкт-Петербург, то и его мощи тоже были перенесены в столицу.

Значение

Идеи Александра Невского легли в основу политики российской государственности на многие столетия. Договариваться с Востоком, вызывать уважение Запада своей воинской доблестью – вот те векторы, которые легко просматриваются даже во внешних отношениях современной России с другими державами.

Стараниями благоверного князя на наших землях сохранилась православная вера как основа русской государственности. Как выверенный веками путь спасения души.
Наконец, своим благочестием он задал высокую духовную планку для любого начальствующего над народом.

Дни памяти Александра Невского:

  • 5 июня;
  • 12 сентября;
  • 6 декабря.

Документальный фильм про святого князя Александра Невского

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

pravlife.ru

Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский

6 декабря (23 ноября) день памяти  святого благоверного князя Александра Невского.

«Царей благочестивых держава,и князей православных похвала»

Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав — младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом — Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой в конце своей жизни стал схимником.

С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.

Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня — это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно — лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.

Этот обряд был совершен над Александром святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте. При обучении старались ознакомить юношу с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью.

Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.

Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.

Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол». Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обычно прибавляется: «и сел на столе».

«Вокняжение» молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч — твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий — старейшее княжение во всей земле Русской!» Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он «из Своего жилища» благословил верного раба Своего Александра, укрепил его «силою свыше», утвердил его на «престоле правды», показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его «небесного царства».

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся — я уже здесь и пленяю твою землю».

Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился.

Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!»

Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.

Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру».

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу — «возложил ему печать на лицо». Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.

За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы.

В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.

Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка». По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, «кротость голубя и мудрость змеи». Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.

Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.

Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.

Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. «Смерть, смерть ему», — закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.

Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним — князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: «Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!» Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: «Правду говорили мне, нет князя, равного этому».

Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а «от вас учения не принимаем».

Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».

При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время».

Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского.

Читайте также:

Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой

.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

www.pravmir.ru

Память об Александре Невском — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Небесный покровитель Санкт-Петербурга

Александр Невский является небесным покровителем Санкт-Петербурга[1]. В День памяти св. Александра Невского 12 сентября:

Топонимика

Православные церкви и часовни

Храм Александра Невского в Рязани.

Москва:

Санкт-Петербург:

Республика Карелия:

Храм Александра Невского в Ялте

Республика Крым:

Удмуртия:

Алтайский край:

Краснодарский край:

Волгоградская область:

Вологодская область:

Кировская область:

Курганская область:

Ленинградская область:

  • Церковь Александра Невского в селе Новоселье
  • Церковь Александра Невского в посёлке Волосово

Московская область:

Нижегородская область:

Новгородская область:

  • Церковь в селе Яжелбицы Валдайского района
  • Церковь св. блг. кн. А. Невского г. В. Новгород

Новосибирская область:

Псковская область:

  • Церковь Александра Невского во Пскове, бывший 96-го Омского полка, был выстроен за 14 месяцев и освящен в 1908 году.

Ростовская область:

Самарская область:

Саратовская область:

Сахалинская область:

Свердловская область:

Тульская область:

Ярославская область:

Азербайджан:

Болгария:

Грузия:

Дания:

Израиль:

Латвия:

Литва:

Польша:

Сербия

Тунис:

Туркмения:

Украина:

  • Церковь Александра Невского в Одессе на территории военного госпиталя построен на средства Н. И. Пирогова.
  • Церковь Александра Невского в селе Визирка (Одесская область, Лиманский район), построен в 1903—1909 годах, считался одним из крупнейших и красивейших храмов в Одесской губернии. Разрушен в 1985 году. Ныне в селе действует Свято-Александро-Невский храм, построенный на пожертвования прихожан и предприятий. Строительные работы проводятся и сейчас по эскизам петербургских художников.[источник не указан 2460 дней]
  • Церковь Александра Невского в Ананьеве.
  • Церковь Александра Невского (Киев), освящена в 1889 году, снесена в 1930-х годах.
  • Церковь Александра Невского в Киеве (хутор Галаганы), освящён 12 сентября 1893 года, снесён в 1935—1936 годах.
  • Храм Александра Невского в с. Феневичи (Киевская область)
  • Церковь Александра Невского в Донецке.
  • Церковь Александра Невского в Славянске.
  • Собор Александра Невского в Мелитополе был построен в 1899 и разрушен в 1930-е годы. Нынешний кафедральный собор Мелитополя, который был после войны перестроен из армяно-григорианской церкви, также назван собором Александра Невского.
  • Церковь Александра Невского в Харькове.

Финляндия:

Франция:

Эстония:

Молдавия:

Приднестровье:

Корабли

Государственные награды

В искусстве

Художественная литература

Александр Невский. Из серии «Ратоборцы». Автор — Алексей Югов. Издательство «Лениздат». 1983 г.

Александр Невский. Автор — Александр Сегень, издательство ИТРК; 2003 г.

Лазутчик Александра Невского. Автор — Сергей Юхнов. Издательство «Эксмо». 2008 г.

Александр Невский (также, Князь Ярослав и его сыновья). Автор — Борис Васильев.

Легенды серебряного кольца Александра Невского. Автор — Александр Селезнёв: ПРЕДТЕЧА ЗАСТУПНИКА СВЯТОЙ РУСИ, КРЕСТОЦЕЛОВАНИЕ, ЛАДОЖСКИЙ КОВАЛЬ, ЗАСТАВА НА ШЕЛОНИ, ПРЕДТЕЧА НЕВСКОЙ БИТВЫ, НОВГОРОДСКИЙ КНЯЗЬ И НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬВ ДЕНЬ НЕВСКОЙ БИТВЫ, ЗНАМЕНИЕ.

Юность полководца. 1952 г. Автор — Василий Григорьевич Ян (В. Г. Янчевецкий). Издательство «Художественная литература» Москва. 1989 г.

Памятники

Спасо-Преображенский собор (XII век) и памятник князю Александру Невскому (сер. XX века). Переславль-Залесский.
  • Памятный крест дружинам Александра Невского

  • Бюст Александра Невского в Краснодаре

  • Скульптура «Александр Невский» в Кургане

Кинематограф

Николай Черкасов в роли Александра Невского
  • Александр Невский, Невский — Николай Черкасов, режиссёр — Сергей Эйзенштейн, 1938 год
  • Житие Александра Невского, Невский — Вацлав Дворжецкий, режиссёр — Георгий Кузнецов, 1991 год
  • Александр. Невская битва, Невский — Антон Пампушный, режиссёр — Игорь Каленов, — Россия, 2008 год

Изобразительное искусство

Другое

Примечания

Ссылки

wikipedia.bio


Смотрите также